Белорусские композиторы для гитары ноты

Белорусские композиторы для гитары ноты

Автор: О. Копенков
Год: 2014
Издательство: Минск: самиздат
Страниц: 33
Формат: PDF
Размер: 1,5 МВ
Язык: русский

Олег Александрович Копенков — белорусский гитарист, композитор и педагог. Председатель клуба гитаристов Беларуси (ДК МАЗ). В сборник вошли авторские переложения для гитары популярных песен, посвященных военной тематике.

  1. Алёша (Эдуард Колмановский)
  2. В землянке (Константин Листов)
  3. Вечер на рейде (Василий Соловьёв-Cедой)
  4. Вечный огонь (Рафаил Хозак)
  5. Где же вы теперь друзья-однополчане? (Василий Соловьев-Седой)
  6. Давно мы дома не были (Василий Соловьев-Седой)
  7. Дороги (Анатолий Новиков)
  8. Журавли (Ян Френкель)
  9. Жди солдата (Борис Мокроусов)
  10. Три танкиста (Братья Даниил и Дмитрий Покрасс)
  11. Катюша (Матвей Блантер)
  12. Майский вальс (Игорь Лученок)
  13. Москвичи (Андрей Эшпай)
  14. Моя любимая (Матвей Блантер)
  15. На безымянной высоте (Вениамин Баснер)
  16. На поле танки грохотали (Георгий Портнов)
  17. Огонёк (Неизвестный автор)
  18. Офицеры (Олег Газманов)
  19. Первым делом самолёты (Василий Соловьёв-Седой)
  20. Последний бой (Михаил Ножкин)
  21. Прощайте, скалистые горы (Евгений Жарковский)
  22. С чего начинается Родина? (Вениамин Баснер)
  23. Сердце, молчи (Кирилл Молчанов)
  24. Сирень-черёмуха (Юрий Милютин)
  25. Случайный вальс (Марк Фрадкин)
  26. Смуглянка (Анатолий Новиков)
  27. Чёрное море моё (Оскар Фельцман)
  28. Тёмная ночь (Никита Богословский)
  29. У Чёрного моря (Модест Табачников)

Источник

История создания нового гитарного репертуара в Республике Беларусь

Введение

В данной работе рассказывается о появлении первых гитарных сборников в новой истории Беларуси, изданных как за счет авторов, так и с поддержкой государства. Автор работы попытался систематизировать материал по годам, рассказывая о многих гитарных проектах и наиболее популярных авторах.

Цель работы — освятить деятельность профессиональных белорусских композиторов, пишущих для гитары: о гитаристах-композиторах, создающих основную часть гитарного репертуара и занимающихся издательством новых сборников.

Огромным достижением можно назвать появление альманаха «Ренессанс гитары» в 1998 году, журнала «Белорусская гитара» в 2000 году, создание в 2001 году Международного конкурса композиторов «Семь нот — шесть струн». Нельзя не упомянуть о роли нотных редакторов «Finale» и «Sibelius», с помощью которых современные авторы производят запись новых произведений и создают новые сборники.

Читайте также:  Градация нот по высоте

Внедрение новых технологий с появлением гитарных сайтов «Gitara.by», «QueenGuitar.by» и музыкальной платформы «Musicaneo», где можно публиковать свои пьесы, размещая нотный текст и музыкальные файлы, значительно увеличивают аудиторию, знакомя слушателей с новыми произведениями.

Советский союз обладал мощными музыкальными издательствами. Декретом Совета Народных комиссаров от 19 декабря 1918 года все нотные издательства перешли в руки государства, а в 1921 году объединились в Госиздат, и к 1930 году реорганизовались в Музгис. Наряду с Музгисом к 1956 году организуется новое всесоюзное издательство «Советский композитор» с отделениями в Москве, Ленинграде и Киеве. К 1964 году эти два издательства объединяются в одно – «Музыка». Тиражи этих издательств просто поражают своими размерами. В нашей стране выпуском нот, по большей части, занималось издательство «Беларусь».

Основная часть

Первый нотный гитарный сборник, вышедший в новой истории Беларуси в 1991 году, назывался «Обратное восприятие гитары» — автор и составитель Игорь Шошин. Ноты написаны каллиграфически, но от руки. Притягивает внимание интересная обложка и рисунки художника И. Попова, которые прекрасно дополняют нотный текст. В сборнике представлены произведения Д. Леннона, П. Маккартни, М. Мессера, а также авторские пьесы И. Шошина, большей частью в дуэтном изложении. На последней странице стоит тираж 5000 тысяч экземпляров, и в этой цифре уже угадывается масштаб личности тогда ещё малоизвестного автора. В 1991 году появляется «Мирский замок» Галины Гореловой для гитары соло и сюита для гитары «Intavolatura» Александра Литвиновского.

Издательство «Беларусь» в 1994 году выпускает «Альбом юного гитариста», составителем и автором идеи которого стал Валерий Живалевский. Сборник составлен из авторских пьес белорусских композиторов и гитаристов: В. Живалевского, С. Бурова, А. Винника, С. Плужникова, В. Захарова, И. Кузьмицкого, В. Дмитриенко, В. Войтика, А. Леднёва. Кроме этого в альбом включены переложения и обработки старинной музыки. Также в 1994 году выходит «Концерт для гитары, струнных и колоколов» в 3-х частях Галины Гореловой. В этот период белорусские профессиональные композиторы продолжают писать для гитары: уже упомянутые Г. Горелова, А. Литвиновский, а также В. Кузнецов, написавший «Игра в бисер» для гитары с оркестром; В. Войтик «Пять прелюдий»; Е. Поплавский «Люди света луны» для гитары и камерного ансамбля.

В 1995 году в КГБ (клуб гитаристов Беларуси) пришло письмо из Италии от Марка Бузотти — гитариста, переводчика и сотрудника журнала «Шесть струн», в котором он попросил Олега Копенкова познакомить своих соотечественников с музыкой белорусского автора. Выбор О. Копенкова пал на гитариста и композитора из Гродно Владимира Захарова с его самобытными, красочными и необычными миниатюрами. В течении двух лет В. Захаров высылал рукописи пьес с подробным описанием различных приёмов, которые им использовались. Наконец, в 1997 году эта работа завершилась и Итальянское издательство «Berben» опубликовало «Детский альбом» В. Захарова.

1995 год знаменателен состоявшимся в Гомеле 1 гитарным фестивалем, который в декабре 1996 года получил название «Ренессанс гитары». Организатором и создателем выступил Игорь Шошин.

В 1996 году Валерий Живалевский выпускает сборник «Белорусская гитарная музыка» Выпуск 1, а Владимир Захаров — сюиту «Ностальгия по Великому Княжеству».

1997 год радует выходом сборника «Гитара в ансамбле», где представлены ансамбли в различных сочетаниях белорусских композиторов: составители — В. Живалевский и Е. Поплавский.

В 1998 году Игорь Шошин и Виктор Киеня выпускают гитарный альманах «Ренессанс гитары», а в 2000 году выходит в свет первый номер журнала «Белорусская гитара». Эти два издания публикуют увлекательные статьи, интересные материалы, информацию, связанную с гитарой, а также размещают ноты.

По инициативе Игоря Шошина в 2001 году был создан «Международный интернет-конкурс на лучшее сочинение для детских музыкальных школ», позже получивший название «Семь нот — шесть струн». Конкурс композиторов дал огромный импульс авторам, пишущих для гитары. В первом конкурсе участвовало 27 миниатюр. Постепенно количество участников увеличивалось, расширялась география стран. 1 конкурс принёс звание лауреата и 2 место Сергею Бурову с пьесой «Колыбельная июля».

В том же году выходит учебно-методическое пособие Игоря Кузьмицкого «Арпеджио для шестиструнной гитары».

Появление нотных редакторов «Finale» и «Sibelius» значительно сократило путь от создания нового произведения к донесению его до слушателя.

Ещё одна веха в истории нотного издательства в Беларуси — это 2002 год. Двум минским гитаристам Олегу Копенкову и Сергею Кабанову приходит идея создать серию сборников, где будут собраны лучшие образцы гитарного репертуара. Купив на рынке «Ждановичи» диск с нотным редактором «Finale», два энтузиаста столкнулись с немалыми трудностями в освоении этой программы. Пришлось по многим вопросам набора нот консультироваться у Игоря Шошина и Виктора Киени. Этот год принёс любителям гитары четыре сборника «Тетради гитариста», которые строились по принципу «от простого к сложному» и «Тетрадь дуэтов». Кроме всего, что было новым, к тетрадям прилагался диск с записями изданных нот. Надо сказать, что первоначально эти сборники изготавливались в домашних условиях.

2002 год дарит всем, кто интересуется гитарой, сборник В. Живалевского «Белорусская гитара» Выпуск 2 и концертную сюиту «Семейный альбом» И. Кузьмицкого, в котором собраны посвящения самым близким людям (портреты отца, мамы, брата и жены).

В 2003 году продолжилась работа дуэта О. Копенкова и С. Кабанова по изданию «Тетрадей гитариста». Их вышло семь, и были изданы «Дуэты-2», «Квартеты» и две тетради «Испанской гитары». Все эти сборники до сих пор пользуются большой популярностью у гитаристов и неоднократно переиздавались, но уже в типографском исполнении. Выходит «Романтическая гитара» И. Шошина, где собраны полифонические фантазии на темы «Битлз», Д. Бенсона, М. Мейс, Б. Джоэла и пьесы самого автора.

2005 год — выход сразу пяти сборников для гитары, составителем и автором которых выступил Евгений Гридюшко: «Музыка для гитары» (собственные сочинения), «Белорусская музыка 16-19 столетий» (переложения для гитары 6 пьес из «Полоцкой тетради», музыки Т. Костюшко и М. Радзивила), «Гитара в ансамбле» Выпуск 1, «Гитара в ансамбле» Выпуск 2, «Популярная музыка». В. Живалевский представляет сборник «Произведения для гитары и клавесина».

2006 год — это появление Олега Копенкова в новом качестве, не только как составителя и издателя нот, но и композитора. Выходят его три сборника: «Пьесы для гитары» №1, №2, №3, где автор знакомит слушателей со своими произведениями и ведет просветительскую деятельность, рассказывая о различных стилях, жанрах и музыкальных формах. Этот год радует изданием авторского сборника Игоря Лонского «Купалинка», где собраны произведения, написанные в период 1995-2005 годов, и блестящей работой Игоря Шошина «Пингвины летят», куда вошли переложения и оригинальные пьесы.

В 2007 году началась большая и кропотливая работа по составлению «Сборника пьес Минских гитаристов» (идея Олега Копенкова). В сборник вошли произведения гитаристов — композиторов, которые живут и работают в Минске. Там представлена музыка Сергея Бурова, Светланы Ветушко, Евгения Гридюшко, Валерия Живалевского, Сергея Колгана, Олега Копенкова, Игоря Кузьмицкого, Романа Ташпулодова и Максима Цехановича. Весь набор нот осуществлялся О. Копенковым, за что все участники этого проекта выразили ему большую признательность и благодарность. В начале следующего года долгожданный сборник поступил в продажу. 2007 год — это выход ещё двух авторских сборников О. Копенкова «Мой любимый край» и «Карнавал».

В. Живалевский в 2008 году выпускает книгу «Лютня и гитара на белорусских землях» с нотным приложением, а И. Лонский — авторский сборник «Буратино».

2009 год — выход первого авторского сборника Светланы Ветушко «Пьесы для гитары». Это учебное пособие для учащихся 1-4 классов. В это же время поступают в продажу сборники И. Кузьмицкого: «Пьесы для гитары» Выпуск 1, «Семь нот для шести струн» и учебно-методическое пособие «Изучение гамм, трезвучий и арпеджио в классе гитары в ДМШ», а также «Давай споём» О. Копенкова.

С 2009 года в Беларуси заработали два гитарных сайта: «Gitara.by» (создатель Алексей Отраднов) и «QueenGuitar.by» (создатель Роман Ташпулодов). Каждый из сайтов оригинален по-своему и имеет своё «лицо» и пути развития, предоставляя каждому пользователю необходимую и всестороннюю информацию, связанную с её Величеством Гитарой, благодаря слаженной работе команд и самих пользователей.

В 2010 году издаются «Дуэты и трио для гитары» и «Детский альбом» С. Ветушко, также совместные работы О. Копенкова и С. Ветушко «Только крупные формы» и «Миниатюры». И. Кузьмицкий представляет сборник «Гитара в ансамбле» и методические пособия: «Освоение техники на начальном этапе обучения», «Пять этюдов на развитие прогрессивных видов техники», «Тремоло на гитаре». И. Шошин выпускает «Гитара по нотам + аккорды». Эти работы будут интересны тем преподавателям, которые ищут новые формы преподнесения материала на начальном этапе обучения.

В одну из звёздных ночей 2010 года Сергей Буров, находясь в бескрайних просторах всемирной паутины, обнаружил сайт «Load.CD», который позже переименовали в «Musicaneo». Это удобная интернет-платформа, которая даёт возможность композиторам, исполнителям, а также любителям музыки узнавать друг о друге, и реализовывать свои творческие замыслы. С. Буров зарегистрировался сам и помог это сделать своим друзьям — О. Копенкову и С. Колгану. В настоящий момент на сайте зарегистрировано 15359 современных композиторов. Каждый зарегистрированный композитор получает персональный сайт, где может публиковать свои творения, размещая нотный текст и музыкальные файлы. Произведения можно размещать как для бесплатного скачивания, так и для продажи. На сегодняшний момент «Musicaneo» является одним из действенных инструментов композитора для быстрого продвижения к слушателю своих произведений. Загрузив ноты и музыкальный файл, можно в реальном времени получать первые отзывы пользователей из разных стран. С каждым годом интенсивность издания нот в Беларуси возрастает.

В 2011 году Олег Копенков выпустил серию авторских сборников: «С миру по нитке», «Только для тебя», «Друзьям», «13 пьес для гитары» со всеми атрибутами мистицизма.

Появляется новый проект О. Копенкова и И. Кузьмицкого «Альбом для домашнего музицирования», где авторы делают переложения для гитары известных мелодий. В дальнейшем этот проект О. Копенков продолжил один, и в 2011 году вышло четыре «Альбома для домашнего музицирования». И. Кузьмицкий представляет «Пьесы для гитары» Выпуски 2 и 3.

Содружество четырех композиторов-гитаристов: Сергея Колгана, Сергея Бурова, Игоря Лонского и Светланы Ветушко в результате совместной работы привело к выпуску сборника «Романтика гитары». Пьесы подобраны для исполнителей с разным уровнем технического мастерства и могут использоваться как в учебных целях, так и в концертной деятельности.

В 2012 году О. Копенков продолжает серию авторских сборников: «Страсти по Джулиани», «Студённая Гута», «Танцуют все», «Конкретно для начинающих». Пополняется серия сборников «Альбом для домашнего музицирования» номерами №5, №6, №7, №8. О. Копенков и С. Ветушко показывают совместную работу «Ансамбли «Гитара +». Евгений Гридюшко выпускает три новых сборника, где выступает дизайнером обложек: «Музыка для гитары», «Популярная музыка для гитары» и «Переложения для гитары». И. Кузьмицкий представляет сборник «Выпускная румба».

2012 год — это начало ещё одного проекта – серии сборников «На троих», трёх белорусских композиторов Олега Копенкова, Сергея Колгана и Владимира Мальганова, с изумительным дизайном Татьяны Мальгановой. Вышедшие в этом году два первых сборника представляют сольные произведения авторов. Сочетание пьес разного уровня сложности и направлений в представленной музыке сразу привлекло внимание к этому проекту.

В 2013 году В. Живалевский выпускает «Прелюдии для классической гитары», С. Ветушко — сюиту «Буратино» для трио гитар, написанную по сюжету сказки Л. Толстова; И. Кузьмицкий продолжает серию — «Пьесы для гитары» Выпуск 4. И. Лонский издаёт пьесы для гитары «Блеск карнавала», где есть сольные произведения, дуэт, квартет и вариации.

Выходят сборники из серии «На троих-3» дуэты, «На троих-4» квартеты, «На троих-5», где авторы представляют свои новые сольные произведения. О. Копенков обрабатывает самые знаменитые мировые хиты и пополняет «Альбомы для домашнего музицирования» номерами №9, 10, 11, 12. Редактором данной серии с 2013 года стала О. Ковалевич. Запускается новый проект О. Копенкова «Хрестоматия гитариста» подготовительный класс, где очень интересно подобраны простые мелодии со стихами для детей, позволяющие в игровой форме освоить нотную грамоту. Выходит в свет школа И. Шошина «Импровизация. Пентатоника для детей и взрослых», которая позволяет любителям гитары сделать первые шаги, а также двигаться дальше в освоении импровизации.

В 2014 году выходит новый сборник серии «На троих-6», который всецело посвящён этюдам, где авторы О. Копенков, С. Колган и В. Мальганов, предлагают свои идеи развития технического мастерства, а также «На троих-7+» дуэты, с участием С. Ветушко. Наряду с «Альбомами для домашнего музицирования» №13, №14, №15, О. Копенков продолжает тему хрестоматий. Появляется «Хрестоматия гитариста 1 класс » , «Хрестоматия гитариста 2-3 класс», «Хрестоматия гитариста 4-5 класс». Они включают в себя переложения для гитары популярной музыки, обработки народных песен и авторские произведения. С. Ветушко выпускает пьесы для гитары «Маленькая фея», где представлены сольные произведения, дуэты и трио, изложенные доступным музыкальным языком. И. Лонский создаёт новый сборник «Виват, гитара!» по названию одноимённого конкурса, который проходит в Могилёве, где напечатаны авторские пьесы для больших ансамблей.

За период с 2001 по 2014 годы на Международном конкурсе композиторов «Семь нот — шесть струн» белорусские авторы, сочиняющие для гитары, неоднократно становились лауреатами и дипломантами.

Далее, хотелось бы привести статистику по годам побед белорусских авторов на этом престижном Международном конкурсе.

Источник

Оцените статью