Названия белых клавиш фортепиано
Белая клавиша между двумя черными — ре
Две белые клавиши справа от ре — ми,фа.
Две белые клавиши справа от фа (между трех черных) -соль, ля
Две белые клавиши справа от ля (после трех черных) — си, до.
Названия октав
Октавой называется группа звуков от до до каждого следующего до.
Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называетсяпервой.
Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава.
Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава.
Размещение нот на нотоносце.
Ноты — это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.
Скрипичный ключ
Скрипичный ключ — это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца.
Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так:
до — на первой дополнительной линии, ре — под первой линией, ми — на первой линии, фа — между первой и второй линиями, соль — на второй линии, ля — между второй и третьей линиями, си — на третьей линии.
Нотное обозначение длительности звуков
Продолжительность звука обозначается различными видами нот.
Белая нота (круг) без палочки — целая нота.
Белая нота (круг) c палочкой — половинная нота.
Черная нота (круг) с палочкой — четвертная нота
Черная нота с палочкой и хвостиком — восьмая нота.
Основное деление длительности звуков:
Целая делится на 2 половинные, половинная — на 2 четверти, четверть — на 2 восьмые
Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии — вниз.
6.Размер 2/4— это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая — слабая.
Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.
7. Восьмые в двухдольном такте.
Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.
Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые , четверть
Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые
Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.
Запись песни со словами и без слов.
Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.
Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.
Мажор и минор. Тоника.
Мажор и минор — наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.
Гамма До мажор.
Гамма — это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В До мажоре тоникой является звук до.
Ступени гаммы До мажор: до-I, ре-II, ми-III, фа-IV, соль-V, ля-VI, си-VII,до-снова I
Тоническое трезвучие.
Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие. Тоническое трезвучие в До мажоре: до-I, ми-III, соль-V.
12. Вводные звуки — звуки, окружающие тонику (VII и II ступени).
Вводные звуки в До мажоре: си — ре.
Восходящий вводный звук в До мажоре — си.
Нисходящий вводный звук в До мажоре — ре.
Переход восходящего вводного звука в тонику: си переходит в до.
Переход нисходящего вводного звука в тонику: ре переходит в до.
Полутон и тон.
Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон.
Тоны и полутоны в гамме До мажор:
до-ре — тон, ре-ми — тон, ми-фа — полутон, фа-соль — тон, соль-ля — тон, ля-си — тон,си-до — полутон.
А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 1 класса сольфеджио в До мажоре.
Диез, бемоль, бекар.
Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками.
Диез — знак повышения звука на полтона: #
Бемоль — знак понижения звука на полтона: b
Бекар — знак, который отменяет действие диеза или бемоля.
Названия черных клавиш фортепиано
Черная клавиша между до и ре — до-диез или ре-бемоль
Черная клавиша между ре и ми — ре-диез или ми-бемоль
Черная клавиша между фа и соль — фа-диез или соль-бемоль
Черная клавиша между соль и ля — соль-диез или ля-бемоль
Черная клавиша между ля и си — ля-диез или си-бемоль
Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии.
Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.
Тональность Соль мажор
Соль мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук соль (лад с одним диезом в ключе).
Звуки, из которых состоит Соль мажор: соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, (соль).
Ключевой знак в тональности соль мажор: фа-диез.
Гамма Соль мажор и ее ступени: соль-I, ля — II, си — III, до — IV, ре — V, ми — VI, фа-диез — VII, (соль) — I.
Тоническое трезвучие в Соль мажоре: соль-I, си — III, ре — V
Вводные звуки в Соль мажоре: фа-диез — VII,ля — II
Тональность Фа мажор
Фа мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук фа (лад с одним бемолем в ключе).
Звуки, из которых состоит Фа мажор: фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре, ми, (фа).
Ключевой знак в тональности Фа мажор: си-бемоль.
Гамма Фа мажор и ее ступени: фа-I, соль- II, ля — III, си-бемоль — IV, до- V, ре — VI, ми — VII, (фа) — I.
Тоническое трезвучие в Фа мажоре: фа-I, ля — III, до — V
Вводные звуки в Фа мажоре: ми — VII, соль — II
Транспозиция
Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую. При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности.
Пауза.
Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).
Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.
Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.
Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.
Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.
Музыкальная фраза.
Фразы — это части, на которые разделяется мелодия.
Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии — точная или с некоторыми изменениями — создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком «галка» или «запятая».
Реприза.
Репризой называется знак повторения, это две точки — выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий.
22. Басовый ключ — это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.
Соответственно расположению ноты фа на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота до большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота до малой октавы — между второй и третьей линией.
Тональность ля минор.
Ля минор — минорный лад, в котором тоникой является звук ля. Это лад, параллельный До мажору.
Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.
Гамма ля минор и ее ступени:
ля-I, си — II, до — III, ре — IV, ми — V, фа — VI, соль — VII, (ля) — I.
Тоническое трезвучие в ля миноре: ля — I, до — III, ми — V
Тональность ми минор
Ми минор —минорныйлад, в котором тоникой является звук «ми» (лад, параллельный Соль мажору, с одним диезом в ключе).
Звуки, из которых состоит ми минор: ми, фа-диез, соль, ля, си, до, ре, ми.
Ключевой знак в тональности ми минор: фа-диез, записывается на пятой линии нотного стана.
Гамма ми минор и ее ступени вверх: ми — I, фа-диез — II, соль — III, ля — IV, си — V,
до — VI, ре -VII , ми — I.
Гамма ми минор и ее ступени вниз: ми -I, ре -VII, до — VI, си — V, ля — IV,соль — III,
фа-диез — II, ми — I
Тоническое трезвучие в ми миноре: ми -I, соль — III, си — V.
Тональность ре минор
Ре минор-минорныйлад, в котором тоникой является звук «ре» (лад, параллельный Фа мажору, с одним бемолем в ключе).
Звуки, из которых состоит ре минор: ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре.
Ключевой знак в тональности ре минор: си-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана.
Гамма ре минор и ее ступени вверх: ре — I, ми — II, фа — III, соль — IV, ля — V,
си-бемоль — VI, до -VII , ре — I.
Гамма ре минор и ее ступени вниз: ре -I, до -VII, си-бемоль — VI, ля — V,
соль — IV,фа — III,ми — II, ре — I
Тоническое трезвучие в ре миноре: ре -I, фа — III, ля — V.
Размер 3/4
Размер 3/4 —это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые.
Схема дирижирования на 3/4:вниз — в сторону — вверх.
Размер 3/8
Размер 3/8 —это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.
Схема дирижирования на 3/8:вниз — в сторону — вверх.
Затакт.
Затакт —это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.
Затакты — четверть, восьмая, две восьмые.
Тональность Ре мажор
Ре мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук ре (лад с двумя диезами в ключе).
Звуки, из которых состоит Ре мажор: ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез, ре.
Ключевые знаки в тональности Ре мажор: фа-диез, до-диез.
Гамма Ре мажор и ее ступени: ре -I , ми — II, фа-диез — III, соль — IV, ля — V, си- VI, до-диез — VII, (ре) — I.
Тоническое трезвучие в Ре мажоре: ре-I, фа-диез — III, ля — V
Вводные звуки в Ре мажоре: до-диез — VII,ми — II
Лига.
Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.
Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.
Источник
Расположение нот на клавиатуре пианино
Всего на клавиатуре фортепиано есть 88 клавиш, среди которых 52 штуки белых, остальные 36 – черные. Белые клавиши расположены все подряд без каких-либо особенностей, а черные – группами по две или по три. Посмотрите на картинку:
На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Каждое такое повторение от одной ноты ДО до следующей ноты ДО называется ОКТАВОЙ. Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них, как бы «под горкой». Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:
Итак, вот что мы выяснили:
- Нота ДО всегда находится слева от двух черных клавиш.
- Нота РЕ расположена на пианино между двумя черными клавишами.
- Нота МИ занимает положение справа от группы из двух черных клавиш.
- Нота ФА находится слева от группы из трех черных клавиш.
- Ноты СОЛЬ и ЛЯ находятся внутри группы из трех черных клавиш.
- Нота СИ соседствует с нотой ДО и находится справа от группы из трех черных клавиш.
Какие бывают октавы на фортепиано?
Мы выше уже сказали, что каждое повторение набора всех семи звуков называется октавой. Октавную систему можно сравнить с многоэтажным домом. Те же самые ступеньки музыкальной лестницы (ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ) повторяются каждый раз на новой высоте, как будто бы постепенно повышается этаж расположения лесенки.
Октавы имеют свои названия, они очень простые. Средние и высокие звуки находятся в октавах, которые называются: ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ. Первая октава обычно находится в середине инструмента, в середине диапазона. Вторая, третья, четвертая октавы находятся выше, то есть с правой стороны по отношению к первой октаве. Пятая октава считается неполной, так как в ней всего лишь один звук – одна только нота ДО без продолжения.
Про ноты, находящиеся в разных октавах так и говорят: до первой октавы, до второй октавы, до третьей октавы и т.д., соль первой октавы, соль третьей октавы, соль четвертой октавы и т.д.
Низкие, басовые звуки занимают левую сторону клавиатуры фортепиано. Они располагаются в октавах, которые называются: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА, СУБКОНТРОКТАВА. Малая октава находится ближе всех к первой, непосредственно слева от нее. Ниже, то есть левее, на пианино – клавиши большой октавы, далее – контроктавы. Субконтроктава является неполной, в ней две белые клавиши – ля и си.
Для чего нужны черные клавиши?
С белыми клавишами пианино мы немного разобрались – на них в разных октавах располагаются основные ноты ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А для чего же тогда нужны черные клавиши на фортепиано? Разве только для ориентировки по ним? Оказывается, нет. Дело в том, что в музыке есть ноты (ступени) основные, их семь, а кроме них есть ступени производные, которые получаются при повышении или понижении основных. Повышение ступени обозначается словом ДИЕЗ, а понижение – словом БЕМОЛЬ.
В нотах для обозначения диезов и бемолей применяются специальные знаки. Диез по начертанию представляет собой небольшую решетку (совсем такая решетка как на клавиатуре вашего телефона), которая ставится перед нотой. Бемоль (с французского – мягкая «бэ») напоминает русский мягкий знак, только более заостренный к низу или латинскую букву b, этот знак также как и диез ставится перед нотой (заранее).
ВАЖНО! Диез и бемоль повышает или понижает, то есть изменяет ноту на ПОЛУТОН. Полутон – много это или мало? Полутоном на фортепианной клавиатуре считаемся наименьшее расстояние между двумя клавишами. То есть, если играть все клавиши фортепиано подряд, не пропуская белые и черные, то между двумя соседними клавишами будет расстояние в полутон.
И если нам нужно сыграть какой-нибудь диез, то мы просто берем клавишу на полутон выше, то есть не обычную белую ДО, РЕ или МИ, а следующую за ним черную (или белую, в случае когда черной рядом не имеется). Давайте посмотрим примеры:
Так получилось, что две ноты – ми-диез и си-диез совпадают с другими клавишами. МИ-ДИЕЗ совпадает с клавишей ФА, а СИ-ДИЕЗ – с клавишей ДО. Для этих диезов не нашлось отдельных черных клавиш, поэтому их «выручили» соседние белые. Тут нечему удивляться, в музыке часто такое бывает. Это интересное свойство, когда звуки совершенно одинаково звучат, но по-разному называются, имеет имя ЭНГАРМОНИЗМ (ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО).
Если нам нужно взять на фортепиано какой-нибудь бемоль, то нужно наоборот играть клавишу на полутон ниже, то есть левее, ту клавишу, которая идет перед основной. И здесь тоже будут случаи энгармонического равенства: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с клавишей СИ. Давайте посмотрим теперь все остальные бемоли:
Таким образом, черные клавиши на клавиатуре пианино выполняют очень интересную двойную функцию: для одних нот они являются диезами, а для других – бемолями. Если вы хорошо усвоили сегодняшний урок, то вы без труда эти совпадения клавиш можете назвать. Если вы занимаетесь с ребенком, то попросите его об этом обязательно, чтобы эта мысль в его голове лучше отложилась. Кстати, если вы собираетесь разучить с ребенком написание нот, то в помощь вам у нас есть неплохое пособие – Как выучить ноты с ребенком? Милости просим вас на эту страничку!
Дорогие друзья! Помог ли вам как-то этот материал? Какие вопросы у вас остались неразрешенными? Что еще вам хотелось бы узнать от нас о мире музыки? Напишите свои мысли и пожелания в комментариях. Ни одно ваше сообщение не останется без внимания.
Источник