Белые ноты это мажор

Урок 7. Основные музыкальные лады. Мажор и минор

Онлайн уроки фортепиано, урок 7

В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами – мажором и минором.

Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие – грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.

Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.

Минор – это лад, звучащий грустно.

Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.

А теперь попробуйте сделать то же самое от ноты ЛЯ по белым клавишам. Не правда ли, звучание имеет совсем другую окраску – печальную? Это минорный лад, гамма Ля-минор.

Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.

В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. (Рисунок a-moll)

Все лады состоят из 2 групп ступеней или звуков: устойчивых и неустойчивых. Устойчивые звуки образуют так называемые трезвучия, мажорное или минорное.

Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.

В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.

Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:

мажор – dur, C-dur (для До-мажора)
минор – moll, c-moll (для До-минора)

Очень часто можно встретить упрощенную систему обозначений, в которой мажорный лад обозначается большой буквой C (для До-мажора), а минорный — маленькой буквой c (для До-минора).

Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.

Гармонический и мелодический лады

Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:

Мажор гармонический — понижается на полтона VI ступень.
Мажор мелодический — понижаются на полтона VI и VII ступени.
Минор гармонический — повышается на полтона VII ступень.
Минор мелодический — повышается на полтона VI и VII ступени в гамме вверх, а в гамме вниз VI и VII ступени
используются как в натуральном миноре, без повышения.

Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.

Источник

Sound theory

Натуральный мажор

Итак, медленно, но верно мы подошли к одной из самых интересных и основополагающих тем в музыке – Лады.

Начнём разговор с Ионийскойго или Натурального мажора, в большинстве случаев, говоря о мажоре, подразумевают именно его.

Рассмотрим гамму-считалочку известную большинству:

От первой «До» и до второй «До» — октава, 12 полутонов.

Подробнее об этом можно почитать в статье про интервалы.

Итак, рассмотрим такой вот рисунок:

Чёрные и белые.Так располагаются клавиши на клавиатуре пианино. Расстояние между каждыми двумя соседними клавишами – пол тона. Два полутона образуют тон. Освежили это в памяти, идём дальше.

Разберём гамму «До мажор».

Она состоит из нот:

То есть, белые клавиши на пианино от ноты «До» и до следующей «До» — это «До мажор».

Гамма – это проявление лада через ноты. То есть, сам по себе лад – это абстрактное понятие, которое обуславливает строение гаммы, закономерности и отношение звуков в ней.

Из картинки мы можем понять, что строение лада «Натуральный мажор», это:

Такая вот формула.

Зная строение лада, мы можем получить любую мажорную гамму.

Давайте построим «Ми мажор» по этой формуле.

Запишем Октаву со всеми нотами от «Ми» до «Ми»:

То есть, мы всего лишь будем рассматривать другой участок клавиатуры пианино.

Теперь, применим к этому участку нашу формулу мажора:

Видим, что теперь гамма будет состоять не только из белых клавиш, но и из чёрных.

Уберём звуки, которые не будут входить в гамму и посмотрим, какие звуки там остались:

Соответственно, «Ми мажор» будет состоять из нот:

Вот такая вот система. 8)

Сперва, это может показаться немного сложным, но это только видимость, так как это наше первое знакомство с понятием лада. Дальше картина будет становиться только ярче и яснее, тем более, когда мы начнём применять эти понятия, играя на инструментах, но при этом, у нас будут возникать новые вопросы и трудности, которые обязательно разберем.

По большому счёту это как раз тот случай, когда познание может длиться бесконечно.

Если у кого-то возникает вопрос, для чего это надо, то ответ будет очевиден – для разнообразия.

Скажу лишь то, что большинство песен, написаны в «До мажоре» и «Ля миноре».

И пусть говорят, что нот всего семь – это ничего не значит.

Важно лишь то, чего мы хотим от музыки и как мы этого будем добиваться.

А лишние средства для достижения цели никогда не помешают.

Это я о музыкальной теории, которая может продемонстрировать поразительное разнообразие.

Источник

Названия белых клавиш фортепиано

Белая клавиша между двумя черными — ре

Две белые клавиши справа от ре — ми,фа.

Две белые клавиши справа от фа (между трех черных) -соль, ля

Две белые клавиши справа от ля (после трех черных) — си, до.

Названия октав

Октавой называется группа звуков от до до каждого следующего до.

Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называетсяпервой.

Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава.

Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава.

Размещение нот на нотоносце.

Ноты — это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ — это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца.

Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так:

до — на первой дополнительной линии, ре — под первой линией, ми — на первой линии, фа — между первой и второй линиями, соль — на второй линии, ля — между второй и третьей линиями, си — на третьей линии.

Нотное обозначение длительности звуков

Продолжительность звука обозначается различными видами нот.

Белая нота (круг) без палочки — целая нота.

Белая нота (круг) c палочкой — половинная нота.

Черная нота (круг) с палочкой — четвертная нота

Черная нота с палочкой и хвостиком — восьмая нота.

Основное деление длительности звуков:

Целая делится на 2 половинные, половинная — на 2 четверти, четверть — на 2 восьмые

Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии — вниз.

6.Размер 2/4— это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая — слабая.

Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.

7. Восьмые в двухдольном такте.

Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.

Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые , четверть

Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые

Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.

Запись песни со словами и без слов.

Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.

Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.

Мажор и минор. Тоника.

Мажор и минор — наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

Гамма До мажор.

Гамма — это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В До мажоре тоникой является звук до.

Ступени гаммы До мажор: до-I, ре-II, ми-III, фа-IV, соль-V, ля-VI, си-VII,до-снова I

Тоническое трезвучие.

Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие. Тоническое трезвучие в До мажоре: до-I, ми-III, соль-V.

12. Вводные звуки — звуки, окружающие тонику (VII и II ступени).

Вводные звуки в До мажоре: си — ре.

Восходящий вводный звук в До мажоре — си.

Нисходящий вводный звук в До мажоре — ре.

Переход восходящего вводного звука в тонику: си переходит в до.

Переход нисходящего вводного звука в тонику: ре переходит в до.

Полутон и тон.

Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон.

Тоны и полутоны в гамме До мажор:

до-ре — тон, ре-ми — тон, ми-фа — полутон, фа-соль — тон, соль-ля — тон, ля-си — тон,си-до — полутон.

А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 1 класса сольфеджио в До мажоре.

Диез, бемоль, бекар.

Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками.

Диез — знак повышения звука на полтона: #

Бемоль — знак понижения звука на полтона: b

Бекар — знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

Названия черных клавиш фортепиано

Черная клавиша между до и ре — до-диез или ре-бемоль

Черная клавиша между ре и ми — ре-диез или ми-бемоль

Черная клавиша между фа и соль — фа-диез или соль-бемоль

Черная клавиша между соль и ля — соль-диез или ля-бемоль

Черная клавиша между ля и си — ля-диез или си-бемоль

Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии.

Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.

Тональность Соль мажор

Соль мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук соль (лад с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит Соль мажор: соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, (соль).

Ключевой знак в тональности соль мажор: фа-диез.

Гамма Соль мажор и ее ступени: соль-I, ля — II, си — III, до — IV, ре — V, ми — VI, фа-диез — VII, (соль) — I.

Тоническое трезвучие в Соль мажоре: соль-I, си — III, ре — V

Вводные звуки в Соль мажоре: фа-диез — VII,ля — II

Тональность Фа мажор

Фа мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук фа (лад с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит Фа мажор: фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре, ми, (фа).

Ключевой знак в тональности Фа мажор: си-бемоль.

Гамма Фа мажор и ее ступени: фа-I, соль- II, ля — III, си-бемоль — IV, до- V, ре — VI, ми — VII, (фа) — I.

Тоническое трезвучие в Фа мажоре: фа-I, ля — III, до — V

Вводные звуки в Фа мажоре: ми — VII, соль — II

Транспозиция

Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую. При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности.

Пауза.

Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).

Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.

Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.

Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.

Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.

Музыкальная фраза.

Фразы — это части, на которые разделяется мелодия.

Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии — точная или с некоторыми изменениями — создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком «галка» или «запятая».

Реприза.

Репризой называется знак повторения, это две точки — выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий.

22. Басовый ключ — это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.

Соответственно расположению ноты фа на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота до большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота до малой октавы — между второй и третьей линией.

Тональность ля минор.

Ля минор — минорный лад, в котором тоникой является звук ля. Это лад, параллельный До мажору.

Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.

Гамма ля минор и ее ступени:

ля-I, си — II, до — III, ре — IV, ми — V, фа — VI, соль — VII, (ля) — I.

Тоническое трезвучие в ля миноре: ля — I, до — III, ми — V

Тональность ми минор

Ми минор —минорныйлад, в котором тоникой является звук «ми» (лад, параллельный Соль мажору, с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит ми минор: ми, фа-диез, соль, ля, си, до, ре, ми.

Ключевой знак в тональности ми минор: фа-диез, записывается на пятой линии нотного стана.

Гамма ми минор и ее ступени вверх: ми — I, фа-диез — II, соль — III, ля — IV, си — V,

до — VI, ре -VII , ми — I.

Гамма ми минор и ее ступени вниз: ми -I, ре -VII, до — VI, си — V, ля — IV,соль — III,

фа-диез — II, ми — I

Тоническое трезвучие в ми миноре: ми -I, соль — III, си — V.

Тональность ре минор

Ре минор-минорныйлад, в котором тоникой является звук «ре» (лад, параллельный Фа мажору, с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит ре минор: ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре.

Ключевой знак в тональности ре минор: си-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана.

Гамма ре минор и ее ступени вверх: ре — I, ми — II, фа — III, соль — IV, ля — V,

си-бемоль — VI, до -VII , ре — I.

Гамма ре минор и ее ступени вниз: ре -I, до -VII, си-бемоль — VI, ля — V,

соль — IV,фа — III,ми — II, ре — I

Тоническое трезвучие в ре миноре: ре -I, фа — III, ля — V.

Размер 3/4

Размер 3/4 —это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/4:вниз — в сторону — вверх.

Размер 3/8

Размер 3/8 —это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/8:вниз — в сторону — вверх.

Затакт.

Затакт —это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.

Затакты — четверть, восьмая, две восьмые.

Тональность Ре мажор

Ре мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук ре (лад с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит Ре мажор: ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез, ре.

Ключевые знаки в тональности Ре мажор: фа-диез, до-диез.

Гамма Ре мажор и ее ступени: ре -I , ми — II, фа-диез — III, соль — IV, ля — V, си- VI, до-диез — VII, (ре) — I.

Тоническое трезвучие в Ре мажоре: ре-I, фа-диез — III, ля — V

Вводные звуки в Ре мажоре: до-диез — VII,ми — II

Лига.

Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.

Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.

Источник

Читайте также:  Бетховен лунная соната ноты по буквам
Оцените статью