Бемоль при басовом ключе для фортепиано

Запись и чтение нотного текста

Из прошлого урока мы с вами узнали о мажорных гаммах и интервалах. Сегодня же перейдем к изучению записи и чтения ноткого текста.

Со стороны может показаться, что точечки и закорючки нот не имеют ничего общего со звуками, которые ими записаны. На самом деле это не так. И музыканту так же просто «прочитать» эти знаки, как любому человеку – фразу из букваря «мама мыла раму».

В нашем очередном уроке самоучителя речь пойдет о том, как записывается и как воспроизводится на инструменте мелодия.

Самая сложная нотная запись называется партитурой. В ней учтено множество голосов симфонического или другого оркестра, мелодия, или партия, каждого инструмента в отдельности. При этом некоторые инструменты имеют свой особый «ключ» к записи, то есть, говоря по-простому, свой принцип записи. И человек, который управляет оркестром – дирижер – видит перед собой несколько десятков нотных строк в партитуре и внутренним слухом объединяет в стройное звучание.

В случае с исполнением музыки на фортепиано в качестве такого «дирижера» будет выступать ваш внутренний слух. Немного практики – и вы уже сможете следить за двумя голосами – правой и левой рукой. Не правда ли, неплохо для начала?

Из предыдущих уроков вы узнали, как записывается длительность звучания ноты и как именно в записи ноты отличаются одна от другой.

Читайте также:  Ансамблевое музицирование баян аккордеон

Вот простая пьеска из 12-ти тактов, и, если вы смогли ее сыграть, то узнали, что…

…это песенка «Маленькой елочке холодно зимой». Молодцы, можно взять с полки пирожок! Проанализируем проведенную работу. Вы увидели скрипичный ключ – как известно, ключ «соль». Из этого понятно, что нота на второй линейке нотного стана – это и есть она, соль, и на клавиатуре находится она между первой и второй черной клавишей из трех.

Точно так же, пользуясь приобретенными знаниями, вы определили, что вторая нота – ми, и длится она ровно в два раза меньше, чем соль. Да, ведь восьмая часть – это в два раза меньше, чем четверть, об этом знают даже первоклашки.

А теперь представьте, что две ваши руки – это два голоса оркестра. Давайте запишем ту же самую музыку иначе, на двух нотных станах (ну, а чтобы было понятно, что музыка исполняется одновременно, объединим нотные станы чертой).

В то время, как свою роль исполняет правая рука, левая «отдыхает» (пауза), а на самом деле она должна (то есть вы) чутко прислушиваться к другой партии и не пропустить свое вступление. Но так будет не всегда, в музыке чаще всего обе руки играют одновременно, как и музыканты в оркестре или ансамбле.

Получилось? Значит, после некоторой тренировки вы сможете исполнить и более трудный фрагмент.

Басовый ключ

Посмотрите теперь на клавиатуру фортепиано. Некоторые клавиши расположены «в зоне действия» левой руки, некоторые – посередине, а другие – высоко, для правой руки. Есть понятие о регистрах. Нижний, средний и высокий регистры. Ноты пишутся на добавочных линейках, если их не вмещает нотный стан.

Вот как пишутся ноты в скрипичном и басовом ключе:

Согласитесь, не очень удобно для прочтения. Для облегчения этой задачи был придуман басовый ключ. Ключ «фа». Этот ключ говорит о том, что нота, расположенная на четвертой линейке снизу, будет считаться нотой «фа», и, принимая во внимание это условие, можно расположить и другие ноты по порядку:

Вот и знакомая нам пьеса в скрипичном и басовом ключах:

Чаще всего запись нотного текста для фортепиано так и делается: на двух нотных станах, один из которых в басовом ключе, второй – в скрипичном. Но представьте, что читаете книгу, в которой одновременно два языка, и на каждом написано свое. Это сложно. Поэтому рекомендуется сначала выучить расположение клавиш для правой руки, а потом для левой. Дело в том, что, играя, мы не каждый раз проводим параллель между нотой и звуком, чаще всего со временем движения доводятся до автоматизма.

На пробу вот простенькая пьеса:

Если вы распознали, что это вальс, то можно вас поздравить: вы начали осваиваться с нотной записью.

Нотная запись – это не только изображения нот, паузы и указание длительностей. Кроме самых простых изображений, вроде азбуки, существует ряд более сложных знаков, которые можно встретить на нотной бумаге. Расскажем о них.

Знаки, которые увеличивают длительность ноты

Часто требуется увеличить время звучания ноты, иногда на строго точно определенное время, а порой – на неопределенное время, которое зависит от общего настроения и характера музыки.

Вот знаки, увеличивающие длительность звучания:

  • точка: увеличивает звучание ровно на половину исходной длительности. Например, четверть с точкой – это одна четверть и одна восьмая, половинка с точкой – три четверти и так далее;

  • две точки (встречается редко): увеличивает длительность звучания на половину и еще на четверть от половины (не пытайтесь понять, вряд ли это встретится вам в ближайшем будущем);

  • лига: если звуки, изображенные разными нотами, находятся на одной высоте (соль и соль, ля и ля), то лига, соединяющая их, значит, что нужно держать звук столько, сколько обозначают обе длительности. Например, соединенные лигой четвертная соль и соль-половинка будут звучать три четверти;

  • фермата: самый неопределенный символ из всех вышеперечисленных. Действительно, длительность ноты, обозначенной ферматой, определяет исполнитель. Многих начинающих музыкантов это смешит: путь звук звучит в бесконечности, а я пойду посплю. Но это – крайне серьезный знак, от чуткого исполнения которого (особенно в конце произведения или его части) зависит порой успех всей пьесы. Выглядит фермата как полукруг с точкой и пишется над нотой.

Как выглядят паузы?

Паузы – это как местоимения в русском языке: они замещают время, когда вместо ноты звучит… тишина. Пишутся паузы не так, как ноты. Исторически сложилось такое написание пауз:

Для увеличения времени «звучания» пауз употребляются все те же приемы, включая фермату, описанные выше, кроме лиг. При записи нотного текста не так уж важно, каким количеством пауз изображается «молчание»: двумя восьмыми или одной четвертной, главное, чтобы общая длительность была верно указана.

Поговорим и о таком понятии, как ранжир. Этот термин значит, что при записи текста на двух и более нотоносцах звуки, которые должны звучать в одно и то же время, расположены строго друг под другом: вертикально.

Итак, теперь вам под силу сыграть любой музыкальный фрагмент!

Знаки сокращения музыкального текста

Зачастую бывает, что какой-то музыкальный фрагмент или его часть нужно повторить заново. Для экономии бумаги и (ранее) чернил, а главное, сил переписчиков (когда еще не было копировальных аппаратов, все ноты переписывались людьми) музыканты приняли знаки сокращения нотного письма.

  1. Реприза (точное повторение фрагмента): повторяется музыка или с начала до репризы, или от одной репризы до другой.
  2. При повторе композитор может предусмотреть точное повторение текста, но иной конец его. Тогда употребляют «вольты»: первая вольта – окончание за первым разом, вторая вольта – окончание за вторым разом (переход туда – сразу после закрывающей репризы). Вольт может быть несколько. В песнях с куплетной формой может быть написано на вольтах «для повторения» и «для окончания».

Итак, перед нами относительно сложный нотный текст. Для того чтобы сыграть его, не нужно сразу кидаться воспроизводить ноты. Для начала нужно его проанализировать: отметить для себя размер (количество четвертей в такте), ритмический рисунок, ключи, в которых записана музыка, а также отметить, что «при ключе» имеется знак: бемоль. При записи произведений в тональностях, отличных от «до мажор» и «ля минор», используются ключевые знаки для того, чтобы не прописывать каждый раз около нот диез или бемоль. Знак си бемоль при ключе обозначает, что все ноты си в данном произведении будут сыграны, как си бемоль.

После краткого анализа можно начинать разучивать музыкальный фрагмент. Не торопитесь, не отчаивайтесь при неудачах, идите вперед – и у вас все непременно получится!

На следующем уроке мы с вами начнем знакомиться с аккордами и музыкальной фактурой.

Приглашаем вас на уроки фортепиано в Рок-Академию.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Мероприятия

20 апреля — Отчётный концерт учеников класса гитары Игоря Ламзина

20 апреля 2021 года традиционный отчётный концерт учеников класса гитары Игоря Ламзина!

13 апреля концерт/мастер-класс Юрия Нугманова

13го апреля приглашаем вас на концерт/мастер-класс Юрия Нугманова. Нас снова посетит легенда! Ведь Юрий — первый российский гитарист, которому стоя рукоплескал знаменитый Карнеги холл.

18 марта творческий вечер «Культ хорошей личности»

18 марта творческий вечер «Культ хорошей личности». Квартет под управлением Александра Лаврова исполняет произведения Александра Лаврова

18 февраля концерт учеников Анны Акоповой

18го февраля в клубе «Вермель» состоится концерт учеников Анны Акоповой, преподавателя вокала нашей Рок-Академии.

Источник

Ноты басового ключа + карточки для печати

Ученики музыкальных школ часто сталкиваются с такой трудностью — появление басового ключа. Я сам прекрасно помню, как учительница сказала: «Ты уже готов к серьезным произведениям, но тебе придется выучить ноты в басовом ключе». Я понятия не имел что это, но было очень приятно что мне доверили такое ответственное задание.

Как выяснилось, выучить расположение нот в басовом ключе не так-то просто — привычка берет свое, и волей-неволей называешь ноты по-старинке (в скрипичном ключе). Наверное, у меня ушли бы годы на зубрежку, но однажды папа сделал карточки из картона, на которых были нарисованы те самые ноты в басовом ключе. С карточками учить оказалось интереснее и веселее, а результат не заставил себя ждать. Такие карточки вы сможете скачать перейдя по ссылке, которая будет в конце статьи.

Как запомнить расположение нот в басовом ключе

Обычно, басовый ключ начинают вводить тогда, когда скрипичный уже не вызывает трудностей и ученик хорошо ориентируется на клавиатуре. Как же запомнить расположение нот в басовом ключе?

Сперва взгляните на изображение ниже:

Обратите внимание, что ноты Большой и Малой октав, располагаются преимущественно на основных линейках нотного стана. ВСЕ ноты первой октавы в басовом ключе располагаются на дополнительных линейках. Те же самые ноты Первой октавы в скрипичном ключе, будут располагаться на основных линейках стана. Это к слову о том, зачем нужны ключи в принципе. Как же выучить ноты в басовом ключе?

Можно зазубрить ноты наизусть как таблицу умножения, но этот способ более долгий и не всем подходит. Я выступаю за аналитический подход. Итак, чтобы понять какая нота на какой линейке располагается, нам нужно понять от чего отталкиваться. Скрипичный ключ называют еще ключом Соль, а басовый — ключом Фа. Об этом вы можете узнать из этой статьи . Но если коротко, то басовый ключ своим завитком цепляется за 4 линейку нотного стана, подсказывая нам, что на этой линейке располагается нота Фа. Теперь мы знаем от какой ноты считать все остальные.

Итак, нота Фа на 4 линейке. Значит ее окружают ноты Ми и Соль:

Еще один способ запомнить ноты — выучить их как скороговорку. Например, возьмем за ориентир ноту Соль Большой октавы. От нее будем строить ноты через одну: СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ. В Басовом ключе это выглядит вот так:

Нужно запомнить, что скороговорка «СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ» предназначена для нот, которые располагаются на линейках, и отсчет мы ведем от из них.

Вторая скороговорка предназначена для нот, которые располагаются между линейками. Она чуть длиннее и звучит так: ФА-ЛЯ-ДО, МИ-СОЛЬ-СИ. Я неспроста разделил этот ряд запятой. Запоминать легче, если группы нот небольшие.

Уже запутался 9

Ноты басового ключа на клавиатуре

Чтобы быстро находить клавишу соответствующую ноте, нужно хорошо ориентироваться на клавиатуре инструмента. Если вы не знаете что такое октавы, добро пожаловать сюда . Ниже я представлю картинку с изображением и названиями октав:

Теперь давайте посмотрим, каким клавишам соответствуют ноты на нотоносце:

Как вы видите, для обозначения нот в контр и субконтроктавах, приходится использовать множество дополнительных линеек, что нечитаемо и неудобно для разбора.

Использование «Восьмерок»

Чтобы избежать всех этих дополнительных линеек, были введены следующие знаки, которые упрощают чтение нот. Эти знаки выглядят как цифра восемь и пунктирная линия. Если такой знак находится над нотным станом, значит ноты которые он охватывает пунктиром, нужно играть выше на одну октаву. Взгляните на пример:

Если восьмерка и пунктир расположились под нотным станом, значит и играть следует на октаву ниже:

Как видите, такой прием облегчает жизнь музыканта и ускоряет разбор нотных партий. Но есть еще кое что, о чем нужно знать. Иногда восьмерка пишется сверху, но играть ноты под ней стоит на октаву НИЖЕ. Как это понять? Очень просто — рядом с восьмеркой иногда пишут латинские буквы, которые и обозначают КАК следует играть выделенное — выше или ниже. Буквы «va» означают, что играть написанное нужно на октаву выше, а буквы «vb» — на октаву ниже. При наличии этих букв, восьмерка и пунктир всегда пишутся над нотным станом:

Карточки для печати

Как и обещал, делюсь с вами карточками для заучивания расположения нот в басовом ключе.

Пользоваться ими очень просто:

  1. Распечатайте документ под названием «Карточки на листе А4»
  2. Разрежьте по пунктирной линии
  3. Согните пополам таким образом, чтобы название ноты оказалось на обратной стороне карточки
  4. Разложите карточки перед учеником. Пусть берет любую из карточек, называет ноту, а затем смотрит ответ на обратной стороне

Также вы найдете карточки по отдельности, их тоже можно использовать по вашему усмотрению.

В заключение хочу сказать, что не так страшен черт, как его малюют. Выучить ноты в басовом ключе не труднее чем в скрипичном. Все зависит от вас, от того как часто вы тренируетесь. Заметьте, не от того как долго вы сидите над карточками, а от того как часто вы к ним подходите. То есть лучше упражняться несколько раз в день, чем один раз, но долго.

Наклейте карточки в тех местах, где вы часто находитесь: над письменным столом, на холодильнике, в детской, в конце концов в туалете. Сделайте закладки в виде этих карточек и проявите фантазию, как еще их можно использовать.

Мне нравится статья 57

Напишите в комментариях, помогли ли вам карточки, чтобы осилить ноты в басовом ключе?

Источник

Оцените статью