Беркович вариации во саду ли ноты

И.Беркович — ноты для фортепиано

произведения композитора Исаака Берковича


I.Беркович
Три сонатини
Три сонатины для фортепiано
«Мистецтво», Київ, 1953г.
номер м322

Спасибо Александру за сборник!


I.Беркович
Десять лiричних п’єс
10 лирических пьес для фортепиано
«Мистецтво», Київ, 1955г.
номер м424

1. Прелюдия
2. Мазурка
3. Таджикская песня
4. Украинская мелодия
5. Экспромт
6. Старинный танец
7. Листок из альбома
8. Вальс
9. Скерцо
10. Вариации на русскую песню

Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!


I.Беркович
Маленькi етюди
Маленькие этюды для фортепиано
«Советский композитор», Київ, 1961г.
номер к-259

Спасибо Александру за сборник!


И.Беркович
25 легких фортепианных пьес
«Советский композитор», Киев, 1962г.
номер к-351

1. Маленькая пьеса
2. Песня.
3. Мелодия.
4. Русская песня.
5. Колыбельная.
6. Перекличка.
7. Ой, лопнул обруч
8. Украинская мелодия
9. Татарская песня
10. Утенушка луговая
11. Женчичек-бренчичек
12. Ехал казак на войну
13. Танец.
14. Марш.
15. Осенью в лесу
16. Вальс.
17. Сказка.
18. Канон.
19. Четвертая сонатина.
20. Вариации на тему русской народной песни.
21. О Ленине.
22. Пионеры идут.
3 пьесы в 4 руки
1. Во поле береза стояла
2. Широкий Днепр ревет и стонет
3. У соседа хата белая

Скачать ноты


Композитори України — дiтям
I.Беркович
Здрастуй, школо!
Здравствуй, школа!
«Музична Україна», 1970г.

ДОБРОЕ УТРО, СОЛНЫШКО! Сонатина
ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС. Марш
ПЕРВЫЙ ЗВОНОК. Скерцино
РАССКАЗ УЧИТЕЛЬНИЦЫ. Прелюдия
ПЕРЕМЕНКА. Игра
УРОК ПЕНИЯ. «Ленін нам заповів» Украинская народная песня
УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ. Вальс
ПОСЛЕ УРОКОВ. Токкатина
ПРИГОТОВЛЕНИЕ УРОКОВ. Этюд
КОНЧИЛ ДЕЛО — ГУЛЯЙ СМЕЛО. Полька
СПОКОЙНОЙ НОЧИ. Колыбельная

Скачать ноты

Источник

Открытый урок по специальности фортепиано «Работа над вариаций И. Берковича на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде».

специалист в области арт-терапии

Открытый урок по специальности фортепиано

«Работа над крупной формой в начальных классах ДМШ на примере вариаций И. Берковича на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде».

Старых Ольга Владимировна,

преподаватель МБУ ДО «ДМШ» г. Новоалександровска

(филиал) п.Горьковский Ставропольского края.

18. 05. 2018г. Ученик 2класса Симакин Иван.

Цель урока: пробудить интерес к музыке, научить слышать и понимать мир звуковых образов, расширить кругозор учащегося, раскрыть и развить его творческий потенциал.

Образовательные: — развитие навыков образного мышления.

— передача содержания музыки

— осознание целостности в произведениях крупной формы при наличии множественных деталей. Воспитательные: — создание на уроке свободной творческой атмосферы как основы развития коммуникативных качеств учащегося, культуры его поведения и общения.

Развивающие: — расширение кругозора учащегося

— пробуждение его творческого воображения

— развитие интеллекта — памяти, внимания, мышления.

— развития логического и ассоциативного мышления

— нравственно – эстетического познания.

I . Вступительное слово.

II . Основная часть урока.

1. Анализ музыкальной формы.

2. Тематический и ладо-гармонический анализ.

3. Образно-драматургический разбор произведения.

4. Работа над достижением целостности при исполнении произведения крупной формы.

III . Развитие творческих задатков ученика.

1. Сочинение собственного сюжета с иллюстрациями в картинках.

2. Подведение итогов урока и задание на дом.

I . Вступительное слово.

Работа над произведениями крупной формы является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое образно — звуковое мышление и владение формой. С младших классов произведения крупной формы входят в обязательную программу ДШИ. При этом задача педагога не только ознакомить ученика с различными произведениями композиторов — классиков, их музыкальным стилем, характерным для той или иной эпохи, но и научить понимать внутренний, глубинный смысл музыки.

В чем же состоит сущность крупной формы ? Слово «крупная» подразумевает больший по сравнению с мелкими формами объем. Но только ли в объеме, в количестве исполняемых тактов дело? Прежде всего, крупная форма предполагает наличие драматургического действия, в котором есть главные герои, их взаимоотношения и развязка. К крупным формам относятся вариации, рондо и конечно же «королева» крупных форм — форма сонатного allegro, которая является наиболее сложной в плане исполнительства. Чтобы в будущем подготовить ученика к осмысленному исполнению сонат, с детьми младшего школьного возраста следует начинать с наиболее простой и доступной для понимания ребенка формы. Такой формой среди крупных форм являются вариации.

II . Основная часть урока.

Вопрос ученику: Что означает слово «вариации»?

Ответ: Слово вариация означает изменение, вариант. Вариации это музыкальное произведение, в котором есть тема и ряд вариаций.

Вопрос: Какое произведение мы будем играть на уроке?

Ответ: Вариации И. Берковича на тему русской народной песни «Во саду ли,в огороде».

Вопрос: Как строится это произведение, сколько в нём частей?

Ответ: Тема и 3 вариации.

Ученице предлагается сыграть тему.

Вопрос: Как строится эта тема, сколько в ней частей – предложений?

Ответ: 3 предложения.

Вопрос: Есть ли повторы?

Ответ: Во 2-м предложении повторяется тема 1-го, но в другой тональности, а 3-е предложение в точности повторяет 2-е, только исполняется на p .

Вопрос: Какой характер темы?

Ответ: Тема оживленная, носит черты танцевальности. -2-

В ходе беседы с учеником выясняем, что русские народные песни весьма разнообразны по характеру. Они складывались для тех или иных случаев жизни. Были песни колыбельные, плясовые, протяжные, свадебные и множество других. Наша песня имеет характер танца и могла исполняться в хороводах.

Подобным образом на доступном ребенку языке разбираем каждую вариацию в отдельности, обращая особое внимание на изменения темы (следим за «приключениями » темы).

Форма вариации целиком повторяет форму темы. По изложению напоминает этюд.

Тема как бы спряталась в 1-х звуках арпеджированных пассажей.

Ученику предлагается сыграть несколько тактов этюда К. Черни (К.Черни — Г.Гермер, I тетрадь № 4), который он играл раньше и по изложению подобный вариации.

Чтобы тема не «потерялась» в пассажах, ученице предлагается исполнить вариацию и одновременно пропеть звуки темы.

В ходе беседы с учеником выясняем, что во 2-й вариации тема приобретает лирический характер, звучит как протяжная песня. Этому способствует расширение диапазона мелодии, выдержанные ноты в аккомпанементе, который звучит теперь как 2-й голос, (обратим внимание, быть может, появился новый герой?), штрих легато, медленный темп. Вместе с тем в ней появились новые гармонические краски, неожиданные повороты: VI ступень в конце 1-го предложения, ля минор во 2-м предложении, в котором исходная тональность — ми минор — выполняет функцию натуральной доминанты, D в конце 3-го предложения, что делает всю 2 -ю вариацию разомкнутой в плане формы. Все это ставит данную вариацию в положение кульминационной и самой значимой в образном плане.

Завершение, финал. Тема звучит как удалая плясовая песня, приобретая веселый, зажигательный характер (быстрый темп, стаккато, динамика crecshendo от p до ff в 3-м предложении).

Переходим к образно-драматургическому анализу произведения. -3-

Ученику предложено показать картинки и рассказать историю, которую он самостоятельно сочинил в процессе работы над вариациями.

Вопрос ученику: В твоем рассказе и на картинке к теме вариаций идет дождь. Что тебя натолкнуло на эту мысль?

Ответ: Легкое стаккато в мелодии и аккомпанементе.

Вопрос: На картинке у тебя нарисовано солнышко и тучка. Можешь показать эту тучку в музыке? Ответ: Ми минор во 2-м предложении.

Вопрос: В твоем рассказе к 1-й вариации белочка кружилась, кружилась. и попала в чудесный домик и сад. Почему ты так подумал?

Ответ: Мелодия как бы кружится в пассажах и музыка очень красивая.

Вопрос: В рассказе ко 2-й вариации происходит много неожиданных событий, например, белочка увидела Царевича и гостей. Можешь показать это в музыке?

Ответ: Конец 1-го предложения (в гармонии VI ст.).

Вопрос: В конце вариации белочка задумалась , увидев Царевну- лебедь. Певучая мелодия рисует тихое море. Почему тебе так показалось?

Ответ: Вариация заканчивается неустойчиво, как бы вопросом. А еще последние нотки надо подольше протянуть, потому что над ними стоит знак ферматы.

Вопрос: Чем же все заканчивается?

Ответ: В последней вариации — пир на весь мир, потому что музыка бойкая, веселая.

Играем произведение целиком с учетом всего сказанного на уроке.

III . Развитие творческих задатков ученика.

Вариации являются не только наиболее простой и доступной для начинающего пианиста формой, но и представляют собой благодатный материал для собственного творчества. С помощью педагога ученик сочинил 2 собственных вариаций на тему «Во саду ли, в огороде». Начинающему ребенку пока сложно придумать что-то свое, поэтому задачей педагога является направить творческий процесс на использование уже знакомых элементов музыкального языка.

В качестве образца берем исполняемый ранее этюд И. Берковича на тему Паганини.

Для начала выписываем опорные звуки темы без ритма. Далее используем фигурации и фактуру из этюда.

Исполнение вариации. -4-

Сочиняем вальс. Для этого 2-х дольную тему записываем в 3-х дольном размере, заменяя четвертную длительность на 1-й доле такта на половинную. Как образец для аккомпанемента используем фактуру исполняемого ранее Вальса петушков И. Стрибогга. Остается перенести аккомпанемент из Фа мажора в ля и ми минор.

После работы подвести итог: обратить внимание ученика на то, что происходит с основной темой, характером, темпом, тембром, какую роль играют динамические оттенки. В чем особенности русской музыки. При изучении произведения ученик знакомится со стилем русской музыки, с интонациями в полифонии, осознает музыкально- исполнительские особен- ности, соотношение темпов, ритмические особенности. Таким образом — средства музыкальной выразительности влияют на характер музыкального произведения и развитие художественного образа.

Задание на дом. 1) Изменить ритм в третьей вариации ( например: восьмые ноты с точкой или триолями ). Поработать над метро-ритмическими особенностями. 2) Отработать каждый раздел в произведении приемами. 3) Достичь целостности мелодической линии, поработать над развитием образа.

Источник

Читайте также:  Как хорошо сдать экзамен по гитаре
Оцените статью