Бетховен четвертый концерт для фортепиано с оркестром

Концерт для фортепиано с оркестром №4 G-dur, Op. 58

1. Allegro Moderato
2. Andante con moto
3. Rondo (Vivace)

Maurizio Pollini (фортепиано), Wiener Philharmoniker, дир. Karl Böhm

Су-Чон Анн, Beethovenfest (только финал)

Эскизы концерта датированы 1805 годом. К июлю следующего года Бетховен работу в основном закончил. Издание относится к августу 1808 года (партитура— только в 1861 г.). В марте 1807 года Бетховен сыграл по рукописи Четвертый концерт во дворце князя Лобковица; в программе значились также первые четыре симфонии и увертюра «Кориолан». Готовя авторскую академию 22 декабря 1808 года, Бетховен не предполагал сам исполнить намеченный к открытой премьере Четвертый концерт из-за ослабления слуха и обратился к Ф. Рису с предложением сыграть его. Но до академии оставалось всего пять дней, Рис побоялся, что не сумеет разучить сложную партию; он рекомендовал Бетховену включить в программу Третий концерт. Тот обиделся и, усмотрев в этом — возможно, не без основания — скрытое неодобрение нового произведения, передал его Ф. Штейну. Но и последний подвел автора, за день до репетиции объявив, что повторит недавно им сыгранный все тот же Третий концерт. Тогда Бетховену не оставалось ничего другого, как самому показать отвергнутое другими пианистами творение. Это было его последнее публичное пианистическое выступление. Критик Рейхардт отметил «необычайную трудность» концерта, а в исполнении Бетховена — «удивительное совершенство и предельную виртуозность». Рейхардт писал далее: «Adagio 1 — замечательную часть с красивой выдержанной мелодией — он подлинно пел на своем инструменте с чувством глубокой меланхолии».

Читайте также:  Sway dean martin гитара

Четвертый концерт более не исполнялся и был забыт на долгие годы. Сохранились два варианта каденции к первой части и каденция к финалу; они были записаны Бетховеном в 1809 году.

Концерт был блестяще исполнен Мендельсоном в Лейпциге в 1836 году. Присутствовавший на его исполнении Шуман был так сильно впечатлен сочинением и талантом исполнителя, что по его словам, «сидел на месте, затаив дыхание и боясь пошевелиться».

Четвертый концерт по праву считается наиболее лиричным среди других бетховенских произведений этого жанра, хотя лирикой никак не исчерпывается его содержание. Возможна известная аналогия с бетховенскими четными симфониями, в первую очередь Четвертой и позже написанной Шестой. Действительно, лирическое начало богато отображено в первой и во второй части концерта, иногда прорываются пасторальные черты (ср. побочную партию из первой части с побочной финала, прим. 30 и 37), а в финале преобладает не озорная шутка, не юмор, а скерцозность. В то же время, как и в других концертах, в музыкальном развитии есть драматизм, стремительность, энергия и блеск.

По словам друзей Бетховена, когда создавалась вторая часть концерта, он был вдохновлен античным сказанием об Орфее, который пением своим укрощает силы ада: гневные фурии пытались не допустить его в подземное царство, где томилась Эвридика — возлюбленная мифического певца. Возникали и другие программные ассоциации. Так или иначе, здесь почти зримо, наглядно представлены две противоборствующие воли и показано, как под натиском искренних, взволнованных чувств колеблются сковывающие их преграды. И чем сильнее под этим натиском отступают, замирая, непреклонные басы, тем все более ширятся жалобные фигурации солиста; трели и пассажи фортепиано приобретают страстный характер. Но слабеет драматический порыв и вновь слышатся таинственно угрожающие унисоны басов. На фоне застывших аккордов струнных — прощальный отзвук стенаний солиста (арпеджированное трезвучие ми минора с задержанной, «стонущей» II ступенью — фа-диез).

Читайте также:  Вивальди концерт ре минор 394 для скрипки ноты

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (Бетховен) — Piano Concerto No. 4 (Beethoven)

Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор
№ 4
от Людвига ван Бетховена
Каталог Соч. 58
Сочиненный 1805 –06 ( 1805 )
Преданность Эрцгерцог Рудольф
Выполнено 22 декабря 1808 г. , Вена.
Движения
  • 3 ( Аллегро модерато
  • Andante con moto
  • Рондо. Vivace. )

Людвиг ван Бетховен «S Концерт для фортепиано № 4 в соль мажор , соч. 58, был составлен в 1805–1806 гг. Бетховен был солистом публичной премьеры в рамках концерта 22 декабря 1808 года в Венском театре ан дер Вин .

СОДЕРЖАНИЕ

Оркестровка

Он написан для фортепиано соло и оркестра, состоящего из флейты , двух гобоев , двух кларнетов , двух фаготов , двух валторн , двух труб, литавр и струнных .

Премьера и прием

Премьера состоялась в марте 1807 года на частном концерте в доме князя Франца Иосифа фон Лобковица . В том же концерте состоялась премьера увертюры Кориолана и Четвертой симфонии . Однако публичная премьера состоялась лишь на концерте 22 декабря 1808 года в Венском театре ан дер Вин . Бетховен снова вышел на сцену в качестве солиста. Марафон концерт видел последнее выступление Бетховена в качестве солиста с оркестром, а также премьер в хоральной фантазии и Пятая и симфониях шестой . Бетховен посвятил концерт своему другу, ученику и покровителю эрцгерцогу Рудольфу .

В рецензии на « Allgemeine musikalische Zeitung » за май 1809 года говорится, что «[этот концерт] является самым замечательным, уникальным, художественным и сложным концертом Бетховена за всю историю». Однако после первого исполнения пьесе пренебрегали до 1836 года, когда ее возродил Феликс Мендельсон . Сегодня это произведение широко исполняется и записывается и считается одним из центральных произведений фортепианной концертной литературы.

Движения

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

I. Allegro moderato

Первая часть начинается с фортепиано соло, играющих простые аккорды в тонической тональности, прежде чем остановиться на доминирующем аккорде . Затем оркестр вступает с той же темой в мажорной медиантной тональности си -мажор , которая находится в хроматической медиантной связи с тоникой. Таким образом, вступает в первую тему.

Оркестр утверждает основную тему си мажор, опустившись по кругу пятыми в каденцию в тонике, соль мажор. Затем снова звучит тема, на этот раз с растяжкой между верхним и нижним голосами . Очень сильная каденция тоники, затухающая в пределах одного такта, представляет собой переходную модуляторную тему с беспокойным триплетным аккомпанементом, также содержащим намёки на стретто. Музыка переходит в минорную срединную тональность си минор , а ее динамика снижается до пианиссимо , после чего возвращается материал вступительной темы. Благодаря нарастающей басовой линии и последовательным гармониям музыка восстанавливает тоническую тональность (на доминирующей педали ) с новой темой, полученной из тактов 3, 4 и 5. Заключительная каденция задерживается на несколько тактов перед материалом из вступительного такта. всплывает как завершающая тема движения, сопровождаемая тонической педалью поверх доминирующих аккордов форте .

Феликс Зальцер говорит об этом открытии следующее: «[Это] одна из самых увлекательных замен во всей литературе . Весь отрывок выглядит как наиболее творческое продолжение прерывания, фраза после прерывания, начинающаяся с си-мажор. аккорд, смело заменяющий тонику. Кроме того, эта фраза после прерывания вводит очень интересный мелодический параллелизм в форме увеличения конца фразы перед прерыванием на одну ступень выше «.

Вход пианино напоминает Eingang , импровизационный отрывок из времен Моцарта, который должен был произойти после последнего неразрешенного доминирующего аккорда оркестра , но до того, как фортепиано сыграло основную тему. Бетховен захватывает этот импровизационный стиль, ускоряя ритм в фортепианной партии, из восьмых , до троек , в шестнадцатые ноты , и , наконец , в масштабе , который устремляется вниз в шестнадцатом-нотных секстолях . Затем проводится долгая подготовка, прежде чем наступит должным образом тоническая каденция, и оркестр снова возьмется за основную тему.

II. Andante con moto

Вторая часть была связана с образами Орфея, укрощающего фурии (представленные, соответственно, фортепьяно и унисонными струнами ) у ворот в Аид , предположение биографа Бетховена 1859 года Адольфа Бернхарда Маркса . Тихая концовка ми-минор движения без пауз переходит в аккорды до-мажор , открывающие финал.

III. Рондо (Vivace)

В отличие от предыдущих частей, третья часть в традиционной форме рондо более проста, характеризуется очень ритмичной темой. Основная тема начинается в субдоминанте до мажор, а затем корректируется для достижения каденции в тонике соль мажор.

Каденции

Каденции для Четвертого фортепианного концерта были написаны рядом пианистов и композиторов на протяжении всей его истории; к ним относятся сам Бетховен (два отдельных набора каденций), Иоганнес Брамс , Клара Шуман , Ферруччо Бузони , Ганс фон Бюлов , Игнац Мошелес , Камиль Сен-Санс , Антон Рубинштейн , Вильгельм Кемпфф , Николай Метнер , Евгений д’Альберт , Леопольд Годовски , Вильгельм Бакхаус , Самуил Файнберг , Мануэль М. Понсе и др.

Источник

Людвиг ван Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль мажор

Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль мажор занимает особое место среди фортепианных концертов Людвига ван Бетховена – из всех его сочинений такого рода он наиболее лиричен. Разумеется, речь идет об особой лирике – по-бетховенски сдержанной и углубленной, и все-таки это лирика. Даже обычное для жанра инструментального концерта сопоставление tutti и solo напоминает в нем не столько «состязание», сколько «диалог» (пожалуй, даже не с кем-то, а с самим собой). По образному строю он перекликается с Четвертой симфонией, а также с Шестой, которая была написана позднее. Лирическое начало сосредоточено в основном в первой и второй частях, в некоторых эпизодах которых есть даже нечто пасторальное.

Концерт поражает тематической щедростью, в особенности это относится к первой его части – Allegro moderato. Вопреки традиции, она начинается не с оркестровой экспозиции, а с «высказывания» солиста: тихо, словно издалека фортепиано произносит начальное построение главной партии, сразу вводя слушателя в атмосферу лирики, и только после этого «предоставляется слово» оркестру. «Отвечая» пианисту, струнные излагают ту же тему в минорном варианте. После возвращения в соль мажор главная партия излагается полностью. Она ширится и растет, в ней появляются акценты. В побочной партии присутствует пунктирный ритм, придающий мелодии сходство с походной песней, на этом же ритме основана заключительная партия. Во второй экспозиции – сольной – в партии фортепиано появляются напевные мелодии, отмеченные чертами декламационности. Сфера побочной партии обогащается еще одной темой – предшествуя «походной песне», она отличается от нее пасторальным характером. В разработке сохраняется ритмическая основа главной партии, на фоне которой пианист демонстрирует различные сложные пассажи и фигурации – излагаемые двойными нотами, хроматические, развернутые на несколько октав. В центре разработки возникает новая лирическая тема, причем появляется она не в оркестре, а у солиста, что необычно для Бетховена. В репризе главная партия украшается фортепианными пассажами, дальнейшее изложение тем в основном соответствует второй экспозиции. Заключительная партия предваряется каденцией. Сохранились два ее варианта, написанные Бетховеном в 1809 г. Существуют и другие каденции, созданные для этого Концерта Кларой Шуман, Феруччо Бузони и другими пианистами.

Источником вдохновения при создании второй части – Andante con moto – послужила картина, на которой был изображен Орфей, усмиряющий своим пением фурий. Такие ассоциации действительно возникают, когда мы слышим суровые унисоны низких струнных, отмеченные жестким пунктирным ритмом, и мягкие «ответы» фортепиано в высоком регистре, имеющие аккордовый склад. «Высказывания» солиста постепенно ширятся, становятся более страстными благодаря пассажам – и суровые басовые «реплики» отступают.

Третья часть – Rondo vivace – звучит радостно и беззаботно. Танцевальная партия строится на сопоставлении tutti и solo, побочная носит песенный характер, заключительная построена на арпеджированных пассажах. Разработка отделяется от экспозиции лаконичной каденцией. В репризе немало неожиданных деталей: главная партия поручается не струнным, а солисту, побочная внезапно обрывается, но она вновь появляется в коде. Завершается финал мощным туттийным утверждением главной партии и бравурными пассажами.

Над Четвертым концертом Бетховен начал работать в 1805 г., а летом 1806 г. произведение было завершено. Оно впервые прозвучало в марте 1807 г. на музыкальном вечере во дворце князя Лобковица (наряду с ним была исполнена увертюра «Кориолан») – композитор сам играл его по рукописи. Публичная премьера, состоявшаяся в декабре 1808 г. в рамках очередной академии Бетховена, оказалась сопряжена с определенными трудностями. Композитор, все больше страдавший от ухудшения слуха, сомневался, что сам сможет исполнить Концерт, и попросил об этом своего ученика Фердинанда Риса, но до выступления оставались считанные дни, и пианист отказался, сомневаясь, что сможет освоить столь сложное произведение за такой короткий срок. Он предложил композитору исполнить его предыдущий Фортепианный концерт. Бетховен счел себя оскорбленным – ему показалось, что Рис отказался под надуманным предлогом, а в действительности он не одобряет само произведение – и он обратился к другому пианисту, Штейну. Тот согласился, но за день до концерта заявил, что не сможет исполнить Четвертый концерт и тоже предложил сыграть Третий. Бетховен понял, что если новое произведение не исполнит он сам, то этого не сделает никто. Исполнение Концерта № 4 стало для композитора последним публичным выступлением в качестве пианиста.

Премьера Четвертого концерта не стала триумфом – публика холодно приняла его. Возможно, причина заключалась в том, что в рамках той академии Бетховен представил премьеры четырех крупномасштабных произведений – наряду с Концертом впервые прозвучали Пятая и Шестая симфонии, а также Хоральная фантазия – и воспринять все это в полной мере слушателям было нелегко, но могла сыграть определенную роль и необычность произведения. Так или иначе, при жизни Бетховена Четвертый концерт больше не исполнялся ни автором, ни другими пианистами. Он был оценен по достоинству лишь после смерти композитора. В 1836 г. он был с большим успехом исполнен в Лейпциге, дирижировал Феликс Мендельсон-Бартольди. Одним из восторженных слушателей был Роберт Шуман.

Источник

Оцените статью