Бетховен концерт для скрипки фортепиано виолончели с оркестром

Людвиг ван Бетховен. Тройной концерт

⭐️ В ИЗБРАННОЕ
Mstislav Rostropovich (cello), Sviatoslav Richter (piano), David Oistrakh (violin), The Berlin Philharmonic Orchestra, Herbert von Karajan

Народный рейтинг популярности: 17330

Людвиг ван Бетховен. Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано до мажор. Часть 1 | Concerto for Violin, Cello, and Piano in C major (Triple Concerto), Op. 56 — I. Allegro

Наиболее известное произведение в жанре концерта для трех солирующих инструментов и оркестра

Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано, известный также как Тройной концерт, был написан Бетховеном в 1803 г., а в 1804 опубликован. Выбор солирующих инструментов делает его фактически концертом для фортепианного трио, и это единственный концерт Бетховена для более чем одного солирующего инструмента.

Ранний биограф Бетховена Антон Шиндлер утверждал, что концерт был написан Бетховеном для его ученика эрцгерцога Рудольфа, члена императорской фамилии (Rudolf von Habsburg-Lothringen). Эрцгерцогу, который под руководством Бетховена стал впоследствии прекрасным пианистом и композитором, было в этот момент всего 14 лет, поэтому можно предположить, что автор старался написать эффектную, но относительно простую партию фортепиано, оттенив её двумя более виртуозными солистами. Однако, нет свидетельств того, что Рудольф когда-либо исполнял это сочинение на публике, и его премьера состоялась только в 1808 г. Титульный лист первого издания концерта содержит посвящение другому покровителю Бетховена – князю Лобковицу.

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Читайте также:  Аккордеон реквием по мечте ноты

Комментарии (1)

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.

    🎙 07.04.2020 00:24 quasar | Тройной концерт

Эту страницу оформил quasar

* Отрывки «Людвиг ван Бетховен. Тройной концерт» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.

Источник

Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано C-dur, Op. 56

Время создания: 1803-04 гг.
Время звучания около 37 минут.

1. Allegro
2. Largo (attacca)
3. Rondo alla polacca

Mark Zeltser, Anne-Sophie Mutter, Yo-Yo Ma, Berliner Philharmoniker, дир. Herbert von Karajan

Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано, известный также как Тройной концерт, был написан Бетховеном в 1803 г., а в 1804 опубликован издательством Breitkopf & Hartel. Выбор солирующих инструментов делает его фактически концертом для фортепианного трио, и это единственный концерт Бетховена для более чем одного солирующего инструмента.

Антон Шиндлер утверждал, что концерт был написан Бетховеном для его ученика эрцгерцога Рудольфа, члена императорской фамилии (Rudolf von Habsburg-Lothringen). Эрцгерцогу, который под руководством Бетховена стал впоследствии прекрасным пианистом и композитором, было в этот момент всего 14 лет, поэтому можно предположить, что автор старался написать эффектную, но относительно простую партию фортепиано, оттенив её двумя более виртуозными солистами. Однако, нет свидетельств того, что Рудольф когда-либо исполнял это сочинение на публике, и его премьра состоялась только в 1808 г. на летних концертах в венском парке Аугартен1. Титульный лист первого издания концерта содержит посвящение другому патрону Бетховена князю Лобковицу.

Ludwig van Beethoven’s Concerto for Violin, Cello, and Piano in C Major, Op. 56, more commonly known as the Triple Concerto, was composed in 1803 and later published in 1804 under Breitkopf & Hartel. The choice of the three solo instruments effectively makes this a concerto for piano trio and the only concerto Beethoven ever wrote for more than one solo instrument. A typical performance takes approximately thirty-seven minutes.

Beethoven’s early biographer Anton Schindler claimed that the Triple Concerto was written for Beethoven’s royal pupil, the Archduke Rudolf (Rudolf von Habsburg-Lothringen)[citation needed]. The Archduke, who became an accomplished pianist and composer under Beethoven’s tutelage, was only in his mid-teens at this time, and it seems plausible that Beethoven’s strategy was to create a showy but relatively easy piano part that would be backed up by two more mature and skilled soloists. However, there is no record of Rudolf ever performing the work—it was not publicly premiered until 1808, at the summer «Augarten» concerts in Vienna – and when it came to be published, the concerto bore a dedication to a different patron: Prince Lobkowitz (Franz Joseph Maximilian Furst von Lobkowitz).

Тройной концерт нетипичен для бетховенского времени, когда жанр инструментального концерта предполагал одного или двух солистов. В эпоху барокко жанр сoncerto grosso подразумевал как нечто вполне естественное «состязание» группы солистов и оркестра, но позже концерт, в котором с оркестром играет ансамбль, а не один солист, стал большой редкостью.

Упомянем еще об одном бетховенском произведении концертного жанра, в котором участвует фортепиано. Замысел его более камерный, воскрешающий старинные традиции concerto grosso, и композитор, вероятно, не предназначал его для своих академий. Это — концерт для фортепиано, скрипки и виолончели C-dur op. 56, сочиненный в 1803—1804 годах (издан в 1807, партитура— в 1836). Бетховен сначала обозначил его как «концертино», позже он стал известен под названием «тройной концерт». Сыгранный в одном частном собрании в 1808 году, концерт этот впоследствии долго не исполнялся, хотя последняя часть (Rondo alla Pollacca), в четырехручном переложении, пользовалась известной популярностью.

  • 1. На бывшей территории разлива Дуная в конце XVII в. был разбит императорский парк увеселений – Аугартен (Augarten), которому в 1712 г. инженер-озеленитель Жан Треэ придал типично французские черты. Иосиф II сделал парк доступным для общественности и нарек его «местом развлечения всех людей». С 1782 г. здесь регулярно проводились «Утренние концерты», которые устраивал Иосиф II, приглашая в качестве дирижера Моцарта, а позже – Бетховена.

Источник

Бетховен концерт для скрипки фортепиано виолончели с оркестром

  • Поддержите наш сайт →

Triple Concerto (C-dur), Op. 56

Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано, известный также как Тройной концерт, был написан Бетховеном в 1803 году, а в 1804 опубликован издательством Breitkopf & Hartel. Выбор солирующих инструментов делает его фактически концертом для фортепианного трио, и это единственный концерт Бетховена для более чем одного солирующего инструмента.

Антон Шиндлер утверждал, что концерт был написан Бетховеном для его ученика эрцгерцога Рудольфа, члена императорской фамилии (Rudolf von Habsburg-Lothringen). Эрцгерцогу, который под руководством Бетховена стал впоследствии прекрасным пианистом и композитором, было в этот момент всего 14 лет, поэтому можно предположить, что автор старался написать эффектную, но относительно простую партию фортепиано, оттенив её двумя более виртуозными солистами. Однако, нет свидетельств того, что Рудольф когда-либо исполнял это сочинение на публике, и его премьра состоялась только в 1808 г. на летних концертах в венском парке Аугартен (На бывшей территории разлива Дуная в конце XVII в. был разбит императорский парк увеселений – Аугартен (Augarten), которому в 1712 г. инженер-озеленитель Жан Треэ придал типично французские черты. Иосиф II сделал парк доступным для общественности и нарек его «местом развлечения всех людей». С 1782 г. здесь регулярно проводились «Утренние концерты», которые устраивал Иосиф II, приглашая в качестве дирижера Моцарта, а позже – Бетховена.). Титульный лист первого издания концерта содержит посвящение другому патрону Бетховена князю Лобковицу.

Тройной концерт нетипичен для бетховенского времени, когда жанр инструментального концерта предполагал одного или двух солистов. В эпоху барокко жанр сoncerto grosso подразумевал как нечто вполне естественное «состязание» группы солистов и оркестра, но позже концерт, в котором с оркестром играет ансамбль, а не один солист, стал большой редкостью.

Источник

Концерты Бетховена

Восьми концертным бетховенским произведениям противостоит свыше четырех десятков аналогичных сочинений Моцарта, среди которых — двадцать пять для одного фортепиано и по одному — для двух и трех фортепиано с оркестром. Приведенные количественные соотношения весьма примечательны, в них сказывается различие художественных устремлений.

По словам Моцарта (в письме к отцу 1782 г.), «концерты дают нечто среднее между слишком трудным и слишком легким; они блестящи, приятны для слуха, но, разумеется, не впадают в пустоту: то тут, то там знаток получит подлинное удовлетворение, но и незнатоки останутся довольны, сами не ведая почему. ». Еще категоричнее сказал об этом авторитетный музыкальный критик того времени Фридрих Рохлиц: «Концерт — вершина музыки в выражении деликатного (im Zartern) в противоположность симфонии в выражении возвышенного».

Таковой была иерархия жанров, предустановленная классицистской эстетикой XVIII столетия. Моцарт идейно связан с веком Просвещения, его творчество замыкает данный этап музыкальной эволюции; творчество же Бетховена озарено революционно-освободительными идеями конца XVIII — начала XIX века, оно открывает новый период в истории музыки. Его новаторские искания преобразуют жанры музыкального искусства, сметают прежде установленные иерархические отношения. Он симфонизирует концерт и, не нарушая жанровую специфику, наделяет его значением особого вида симфонии с солирующим инструментом — фортепиано. Осуществил он эту реформу не сразу. В первых двух концертах еще явственно ощутима генетическая связь с моцартовским типом, как наиболее совершенным претворением художественной «модели» венского концерта XVIII века; решающий перелом ознаменован Третьим концертом; найденное в нем развито в следующих двух. Суть бетховенской реформы заключалась в том, что он возвысил концерт до уровня симфонии или, говоря словами Рохлица, сделал его равноправным с симфонией в выражении возвышенного. Это способствовало обновлению и содержания произведений, и выразительных средств, и структурных закономерностей. Тем не менее связь с традицией не порывалась.

В основе жанра инструментального концерта лежит принцип соревнования, состязания между солистом и оркестровым коллективом (tutti): они словно оспаривают друг у друга первенство в непрестанном диалоге. Принципы такого диалога оформились в XVII веке в Италии. Развились разные виды сольных концертов — для смычковых или духовых инструментов. Позже к ним подключился клавир (чембало, клавесин) — родоначальник современного фортепиано. В эволюции фортепианного концерта существенна роль двух сыновей Иоганна Себастьяна Баха — Филиппа Эммануэля (прозванного по месту жительства «берлинским» или «гамбургским»), большое внимание уделившего разработке оркестрового начала и обострению драматизма, и Иоганна Христиана («миланского» или «лондонского»), который совершенствовал виртуозные, равно как и кантабильные, певучие черты концертной музыки.

Диалогический принцип, на котором зиждется концертная форма, Бетховен воплощает по-иному, наделяет другим смыслом. Противоположение объекта субъекту, тезиса его опровержению, мира внешнего миру внутреннему — причем выявление не только контраста, но и конфликта таких противопоставлений, — характерная, основополагающая особенность творческого метода Бетховена. Его музыке присуща внутренняя конфликтность при последовательно логичном проведении главной идеи — сам композитор называл ее поэтической, то есть содержательной1. Но обостряя противопоставления, он одновременно объединяет партии оркестра и солиста в проведении главенствующей идеи: музыка развивается целеустремленно, сплошным симфонизированным потоком, который организуется не детализированным, а крупным штрихом.

Новизна содержания и формы бетховенских концертов не способствовала их популярности. Они в целом разделили участь других его фортепианных произведений, все более забывавшихся современниками по мере того, как Бетховен перестал сам их играть. Так, при жизни композитора была публично исполнена неким пианистом только одна его соната — Двадцать восьмая ор. 101 (в 1816 г.).

Тем не менее они исполнялись и имели, хотя с оговорками, хорошую прессу. Более посчастливилось ранним концертам — и потому, что они были проще, доходчивее, еще не вступали в противоречие с венской традицией, и потому, что Бетховен тогда сам их пропагандировал, выступая на публичной эстраде. Благожелательный отклик нашел также Третий концерт; его включили в свой репертуар и некоторые другие пианисты — Ф. Рис, Ф. Штейн (1784—1809). О том, что Хоровой фантазии ор. 80 посчастливилось снискать популярность, было уже сказано выше. Зато Четвертый концерт исполнялся только один раз — причем самим Бетховеном; спустя четверть века его заново «открыл» Мендельсон (сыграв в 1832 г. в Париже). Хорошо был принят Пятый концерт — и на премьере в Лейпциге в 1811 году (солировал пианист Ф. Шнейдер, 1786—1853), и в Вене, где дважды его исполнил Черни (в 1812 г. и в 1818 г.).

Прижизненные исполнения концертных произведений Бетховена, однако, не привели к утверждению в творческой практике того времени нового, разработанного им художественного типа симфонизированного концерта, Моцартовский тип по-прежнему главенствовал, его далее развивали Гуммель, Калькбреннер, Мошелес, Вебер, Фильд, Шопен. Лишь позже, в 40-годах, бетховенскую традицию продолжали — каждый по-своему — Шуман и Лист, а вслед за ними Брамс.

Подробнее (Друскин М. С. Фортепианные концерты Бетховена. Бетховен и традиция венского концерта)

В своих семи инструментальных концертах Бетховен шел по пути, проложенному Моцартом, который стремился к внутреннему обогащению, к симфонизации этого жанра. Но Бетховен превзо­шел своих предшественников в развитии этих тенденций.

Сближение концерта с симфонией проявляется у Бетховена, прежде всего, в масштабе и глубине идей, лежащих в основе каждого произведения, в богатстве образов и в тематической разра­ботке. Благодаря глубокому взаимопроникновению партий со­листа и оркестра и усилению оркестровой звучности (в частности, медной группы) бетховенские концертные сочинения приближают­ся к симфонии с обязательной (облигатной) солирующей виртуоз­ной партией. Но глубокое понимание выразительных возможностей жанра позволило Бетховену не только сохранить, но развить и подчеркнуть традиционные черты концертной виртуозной музыки, особенно ее празднично, энергично приподнятый тонус звучания.

Первые части бетховенских концертов «зрелого» периода (после 1809 года Бетховен более не обращался к концертному жанру). вы­держаны преимущественно в тонах возвышенной героики. Они драматичны, но без напряженной конфликтности. Финалы с их захва­тывающей ритмической энергией, богатством жанрово-бытовых элементов еще полнее утверждают праздничный характер музыки. Вторые части отличаются редкой одухотворенностью и сосредоточенным настроением. Эти лирические интермедии подчеркивают, по принципу контраста, сверкающие тона первой и последней части.

В концертах Бетховена чрезвычайно велика роль развитых вир­туозных солирующих инструментов. Они придают музыке блеск, изящество, чувственное очарование. При этом виртуозность всегда подчинена внутреннему содержанию и является органическим эле­ментом художественного образа. В последнем фортепианном кон­церте Бетховена нет даже традиционных вставных каденций, хотя музыка насыщена бравурными пассажами, выразительными пиани­стическими эффектами.

Каждый бетховенский концерт отличается неповторимым своеобразием, на каждом из них лежит печать глубокого вдохновения (исключением можно считать Тройной концерт ор. 56 и Второй форте­пианный ор. 19).

Юношески лучезарный, полный энергичного движения Первый концерт C-dur (1796) привлекает поэтическим преломлением народнопесенных жанров и интонаций. В Третьем концерте c-moll (1800) обращает на себя внимание трагический пафос первой части.

В ранних концертах Бетховена еще ощутима преемственная связь со стилем его предшественников. Но Четвертый концерт G-dur (1805) уже ярко своеобразен и по темам, и по манере изло­жения, и по его виртуозным приемам. Несравненной красотой отличается его медленная часть, построенная в форме выразительного диалога между солистом и оркестром. Пятый концерт Es-dur (1809) олицетворяет собой в наиболее монументальной форме бетховенскую тенденцию к героизации концертного жанра. Наряду с великолепным по своей непосредственной выразительности и пла­стической законченности Скрипичным концертом D-dur (1806), он образует одну из вершин мировой концертной симфонической му­зыки.

К концертному жанру относится также «Фантазия для форте­пиано, хора и оркестра» (1808). Она представляет интерес как предвестник Девятой симфонии: в момент кульминации в инструментальное развитие фантазии вступает хор, и на словах, прослав­ляющих силу искусства, звучит будущая «тема радости».

  • 1. В противовес пустозвонной, бессодержательной музыке Бетховен выдвигал музыку, наделенную, согласно его терминологии, «поэтическим содержанием», «поэтической идеей»

Источник

Оцените статью