Бетховен концерты для фортепиано с оркестром анализ

Строение концертов Бетховена.

Тема 2. Л.В. Бетховен. Фортепианные концерты

Композиторы эпохи венских классиков чаще всего были одновременно и исполнителями. Они могли демонстрировать свой дар сочинителя, виртуоза и импровизатора в академиях – так назывались тогда публичные концерты оркестровой музыки, в которых игрались новые и ещё не изданные произведения. Музыка, которая была исполнена в академиях, как правило, не повторялась в следующих концертах.

Для академий обычно снимались большие театральные залы. Такие концерты были редкими, длились не менее четырёх часов, включали одну или две симфонии, вокальные и камерные сочинения и, обязательно, излюбленный венцами жанр — фортепианный концерт.

Приближение глухоты сковывало Бетховена. Этим объясняется малое количество бетховенских публичных выступлений. Достоверно известно, что Бетховен-пианист выступал в Вене в трех своих больших академиях в 1800, 1803 и 1808 годах (для сравнения – 21 из 25 концертов Моцарта были написаны специально для академий, и сыграны автором). Подобно своим предшественникам, в каждой академии исполнял свой новый фортепианный концерт и импровизировал на предложенные публикой темы.

Венская традиция предписывала не издавать концерт до академии, солисты и оркестр играли по рукописям. Солисту нужно было непременно, в знак уважения к слушателям, играть не по памяти, а по рукописным нотам, доказывая тем самым, что произведение сочинено заранее. Каденции же импровизировались, демонстрируя непосредственность творческого изобретения. После премьеры сочинение издавалось, но не в виде партитуры, а в виде оркестровых голосов и сольной партии, за исключением каденции.

Впервые Бетховен выступил с фортепианным концертом собственного сочинения (Es-dur) в 1784 году: четырнадцатилетний композитор играл его при дворе боннского курфюрста. Партитура не сохранилась, фортепианная же партия (издана в 1890 г.) сильно уснащена виртуозными пассажами в духе моцартовской школы.

Читайте также:  Кельвин кляйн эйфория ноты для

Все свои пять известных фортепианных концертов Бетховен написал с 1794 по 1809 год. Второй концерт ор. 19 был написан раньше Первого ор. 15, но издан несколько позже него, почему и помечен более поздним порядковым номером сочинения.

Строение концертов Бетховена.

Бетховен во многом продолжает и развивает традиционную схему классического концерта, кристаллизовавшуюся в творчестве Моцарта.

В первой части концерта используется форма сонатного аллегро с двойной экспозицией: в первой экспозиции оркестр излагает тематические образования (главную партию с примыкающей к ней связующей и побочную с заключительной), во второй экспозиции их совместно варьируют и развивают оркестр с солистом. Однако Моцарт, в отличие от симфонии все тематические группы первой экспозиции Моцарт дает в одной, основной тональности. Бетховен в первых же концертах отходит от этого обычая, вводя ладотональные контрасты, и таким путем сближает концерт с симфонией. В двух последних концертах «схема» первой части ещё более трансформирована, композитор предваряет оркестровую экспозицию вступлением солиста, еще теснее смыкая его партию с партией оркестра.

Во вторых частях, следуя за Моцартом, Бетховен начальную фразу, если это песенная форма, поручает солисту. Когда применяются вариационные принципы развития, тему первоначально излагает tutti (Второй и Пятый концерт). В оркестровке этих частей важная роль отводится струнным и деревянным духовым инструментам.

Финал – традиционно открывается солистом. Характер музыки оживленный, игровой, юмористический. Перед кодой обязательна каденция солиста.

Бетховен в финалах всех своих концертов дает сочетание принципов рондо с сонатностью. Это — форма рондо-сонаты, где повторные проведения главной партии выполняют функцию рефрена; таких проведений обычно четыре: два в начале и в конце экспозиции и два в аналогичных разделах репризы.

Отличительные черты концертов Бетховена.

1.Начиная с третьего концерта, композитор осуществляет значительный шаг вперед в утверждении новой фортепианной техники— более виртуозной, мощной, полной. Высшей точкой этого развития по праву считается Пятый концерт, отличающийся невероятным блеском, чисто оркестровой мощью звучания фортепиано.

2.Солист в концертах Бетховена является равноправным с оркестром участником симфонической разработки, а порой и инициатором обострения драматических коллизий. К примеру, во второй экспозиции «руководство» развитием принадлежит по преимуществу фортепиано. Партии фортепиано и оркестра, тутти и соло теперь выражают не просто соревновательное, но обогащённое, конфликтное содержание.

3.Бетховен обогащает концертную музыку, если воспользоваться его собственными словами, новой «поэтической идеей». В музыке этих концертов соседствует борьба страстей и покой созерцания, патетика и лиризм.

4.В концертах Бетховена еще сильнее укрепилась центральное драматургическое значение первых частей цикла, в которых устанавливается образно-эмоциональная направленность содержания и формы произведения.

Источник

Бетховен концерты для фортепиано с оркестром анализ

Л. Бетховен Концерты для фортепиано с оркестром

Фортепиано является одним из самых важных инструментов, для которых писал сочинения великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен . Гастролируя по европейским городам, музыкант создавал сочинения, которые мог бы самостоятельно исполнить. Наиболее выгодным жанром для презентации в светском обществе являлся концерт. За весь творческий путь Бетховен написал 7 концертов для фортепиано с оркестром.

Историю создания Концертов для фортепиано Бетховена, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Значение фортепианных концертов в творчестве Бетховена

Идея обогатить жанр концерта и приблизить его к симфонии появилась еще задолго до начала композиторского пути Бетховена . Тем не менее, именно в его творчестве концерт для фортепиано с оркестром получил возможность развиваться по-новому.

Время, в которое жил композитор, было ознаменовано духом революций и освободительных движений, что не могло не отразиться на музыке. К принципиальным отличиям жанра можно отнести:

  • Произошло равенство по средствам выразительности с симфоническими жанрами. По композиции концерт позиционируется как симфония с солирующим фортепиано.
  • Усилилась роль драматургии, появился конфликт.
  • Вернулся диалогический принцип.
  • Обновление содержания.
  • Тематически оркестр перекликается с партией солиста.

При этом структура концерта осталась неизменной, сохранив связь жанра с традицией. Таким образом Бетховен оказал значительное влияние на развитие и становление концертного жанра.

Интересные факты

  • В 2007 году при участии дирижера Бернстайна удалось снять документальный фильм о концертах для фортепиано с оркестром Бетховена.
  • Тема второй части первого концерта легла в основу многих революционных песен, в том числе песни «Молодая гвардия», которая была популярна в 20-30-е годы прошлого века в нашей стране.
  • Пятый концерт знаменуется переломным этапом в истории музыки, так как Бетховен самостоятельно выписал каденцию для солиста. До этого каденция в концертах позволяла исполнителю импровизировать на заданную композитором тему. Подобные каденции показывали мастерство и виртуозность владения инструментом. Выписанные каденции облегчали задачу для исполнителя, но и тем самым стали сдерживать творческую свободу.
  • Бетховен противопоставлял собственную концертную музыку, называв ее наделенной драматическим смыслом. Он считал, что другая музыка является бессодержательной и пустозвонной.
  • В первом концерте Бетховен использовал подлинную мелодию гимна Великобритании.

Концерт для фортепиано с оркестром №1

Первый концерт является 15 сочинением композитора. Создание композиции приходится на период активных гастролей по Европе, впервые сочинение было продемонстрировано пражской публике. Спустя два года Бетховен доработал собственное сочинение и выступил 2 апреля 1800 года в Вене. Критики увидели в произведении большое количество красоты и красочности. В 1833 году была напечатана партитура.

Тональность произведения до мажор. Композиция характерна для жанра концерта, то есть имеет три части:

  1. Allegro con brio. (Быстро с огнем)
  2. Largo (Протяжно)
  3. Allegro scherzando (Быстро игриво)

Первая часть открывается легким оркестровым звучанием, ведущая роль отдана струнным инструментам. Изящна и виртуозна партия фортепиано, она лишь слегка поддерживается оркестром.

Вторая часть полностью отражает стиль Бетховена. Музыкальная тема исполняется солистом. Кантилена построена ритмически свободно, периодически возникают паузы, которые добавляют драматизма.

Третья часть написана в форме рондо. Танцевальность является главным качеством музыки. Музыкальные темы, как картинки в калейдоскопе постоянно сменяют друг друга. Кажется, что преобладает импровизационность, но это лишь видимость, а не действительность. Отдельную роль играет шутливая и непринужденная кода. На мгновение оркестр замолкает, финальная фиоритура оказывается ложной, и после длительной ферматы оркестр полнозвучно завершает произведение.

Многие музыковеды отмечают, что первый концерт имеет ряд сходств с произведениями других композиторов венской классической школы. Это подтверждается сглаженными контрастами, наличием юмора. Тем не менее, даже в раннем творчестве уже можно проследить характерные для сочинителя приемы.

Фортепианный концерт с оркестром №5

Композиция сочинялась в непростое время для Австрии, а именно в 1809 год. Тогда Европа была захвачена сражениями с Наполеоном. Бетховен в ужасе писал собственному другу, о том, что Вена осаждена и находится в упадке и опустошении. Премьера концерта, запланированная на лето, состоялась лишь в декабре 1811 года. Зал ликовал, хотя некоторые жаловались на большую длительность произведения. В печать произведение вышло под названием «Большой концерт для фортепиано и оркестра».

Несмотря на крупные размеры структура у произведения классическая, так он состоит из трех частей:

  1. Allegro (Скоро)
  2. Adagio un poco moto (Медленно)
  3. Allegro non tanto (Скоро)

Первая часть открывается блестящим соло фортепиано. Оркестр мощно подхватывает солиста и служит полнозвучной опорой для солирующих пассажей. Явно прослеживаются интонации марша. Музыкальная тема играет формообразующую роль и в дальнейшем трансформируется в гимн, который будет оборван. Происходит завязка конфликта. Используя диалогический прием, композитор развивает музыкальную мысль, доводя ее до логического завершения.

Вторая и третья части исполняются без перерыва. Средняя часть наполнена просветлением, ее характер камерный, нежный и утонченный. Мелодия словно источает теплый свет, после нее звучит струнный квинтет, схожий по жанру с хоральной музыкой. Тем не менее, утонченная и грациозная музыка сменяется динамичной, патетической мелодией. Кода части небольшая, основывается на фигурационном нисходящем движении. Небольшая связка после паузы объединяет вторую и третью часть.

Тема третьей части отличается непревзойденной контрастностью и динамичностью развития. При этом ей свойственна манерность и горделивость. Она звучит не только у солирующего инструмента, но и в оркестре, что еще раз подчеркивает ее значимость.

Особенной изюминкой произведения можно считать добавление литавр в коде третьей части. Этот инструмент позволил передать атмосферу грохота сражений, который постепенно стихает. На планете вновь воцаряется мир и гармония.

Музыка Концертов для фортепиано Бетховена в кинематографе

Произведение Фильм
Концерт №1 «Равные» (2015)
«Клиент всегда мертв» (2004)
Концерт №2 «Экспериментатор» (2015)
Концерт №3 «Инкарнация» (2016)
«Штурм белого дома» (2013)
«Непобедимый» (2001)
Концерт №4 «Парки и зоны отдыха» (2015)
Концерт №5 «Моцарт в джунглях» (2016)
«Не уходи» (2015)
«Вниз по реке» (2015)
«Восьмое чувство» (2015)
«Железная леди» (2011)
«Мальчик с велосипедом» (2011)

Фортепианные концерты Бетховена способны отразить богатый внутренний мир композитора, который наполнен непостижимой страстью к творчеству. Уже в ранних концертах можно было услышать характерные для композитора музыкальные приемы. Поздние работы раскрывают его безграничный талант интелликтуализировать музыку.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фортепианный концерт №5 Бетховена

Источник

Оцените статью