- Список произведений
- Симфоническая музыка
- Симфонии
- 10 самых известных произведений Людвига ван Бетховена
- 10. Симфония №5, ор. 67
- 9. Концерт для скрипки с оркестром, op. 61
- 8. Концерт для фортепиано с оркестром №5, op. 73, «Император»
- 7. «Эгмонт»(«Egmont»), op. 84
- 6. Соната для фортепиано №23, op. 57, «Аппассионата»
- 5. Рондо-капричио, op. 129, «Ярость по поводу потерянного гроша»
- 4. Соната для фортепиано №8, op. 13, «Патетическая»
- 3. Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната»
- 2. Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»)
- 1. Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или «Лунная соната»
- Фортепианные произведения Людвига ван Бетховена
- Содержание
- Сонаты для фортепиано
- Первая группа: №№ 1–11 (Opus 2 — Opus 22)
- Вторая группа: №№ 12-27 (Opus 26 — Opus 90)
- Поздние фортепианные сонаты: №№ 28–32 (Opus 101 — Opus 111)
- Вариации для фортепиано соло
- Фэнтези, рондо, вещицы, разное
- Фортепианные концерты
Список произведений
Симфоническая музыка
Симфонии
- Opus 21: Симфония №1 C-dur (написана в 1799–1800, первое исполнение 1800)
- Opus 36: Симфония №2 d-moll (написана в 1801–02, первое исполнение 1803)
- Opus 55: Симфония №3 Es-dur («Героическая») (написана в 1803-04, первое исполнение 1804)
- Opus 60: Симфония №4 B-dur (написана в 1806, первое исполнение 1807)
- Opus 67: Симфония №5 c-moll (написана в 1804–08, первое исполнение 1808)
- Opus 68: Симфония №6 F-dur («Пасторальная») (написана в 1804–08, первое исполнение 1808)
- Opus 92: Симфония №7 A-dur (написана в 1811–12, первое исполнение 1813)
- Opus 93: Симфония №8 F-dur (написана в 1812, первое исполнение 1814)
- Opus 125: Симфония №9 d-moll («С хором») (написана в 1817–24, первое исполнение 1824)
Считавшаяся ранней симфонией Бетховена, Симфония До мажор «Jena» (Anh.1), сейчас признана принадлежащей Фридриху Витту (Friedrich Witt). (См. также: Симфония №0). Бетховен, как полагают, в последний год жизни собирался написать Десятую симфонию, её наиболее интересная реконструкция была осуществелна Барри Купером (Barry Cooper).
Источник
10 самых известных произведений Людвига ван Бетховена
Людвиг ван Бетховен, творивший в эпоху между классицизмом и романтизмом, считается одним из важнейших композиторов в истории классической музыки.
Он сочинял во всех популярных в то время жанрах и везде имел успех, но все же лучшими его работами принято считать инструментальные произведения.
С момента его смерти прошло почти 200 лет, но его музыка по-прежнему жива. Трудно описать словами то влияние, что оказал Бетховен на историю, поэтому мы просто вспомним самые известные его произведения. Возможно, кто-то о них даже не знал, но если выделить время и послушать композиции из нашего списка, то ваш музыкальный вкус может сильно измениться.
10. Симфония №5, ор. 67
Даже если вы далеки от классической музыки и предпочитаете слушать русский рэп, вступительный фрагмент 5-й симфонии Бетховена наверняка покажется вам знакомым.
Его до сих пор активно используют в кино, играх, рекламе и т. д. Сам композитор описывал его короткой, но очень емкой фразой: «Так судьба стучится в двери».
Произведение было написано в период с 1804 по 1808 годы, когда и состоялась премьера в Вене. 4 года – большой срок, поэтому современники Бетховена даже поговаривали о том, что у него кончилось вдохновение и симфонию он не допишет.
Уже тогда он страдал от прогрессирующей глухоты, что только добавляло вес словам скептиков. 22 декабря в «Театр ан дер Вин» они с первых секунд поняли, что ошиблись.
9. Концерт для скрипки с оркестром, op. 61
Уникальность произведения в том, что это единственный законченный скрипичный концерт Бетховена. Он написал его для своего близкого друга Франца Клемента, который в 1806 году был не только известным музыкантом, но еще и директором Венского театра.
Концерт создавался в спешке, так что последнюю партию композитор закончил буквально перед выходом Клемента на сцену, из-за чего тому пришлось читать с листика и играть без репетиций.
Возможно, именно это стало причиной того, что выступление прошло тихо и незаметно, не произведя должного впечатления на публику.
Концерт был забыт и вспомнили о нем уже после смерти Бетховена, когда в 1844 году его сыграл Йозеф Иоахим, 12-летний вундеркинд. Вместе с ним на сцене был оркестр Королевской филармонии, а дирижировал Феликс Мендельсон.
8. Концерт для фортепиано с оркестром №5, op. 73, «Император»
Многие свои произведения Бетховен посвящал своим друзьям и родным и концерт «Император» не стал исключением: его он посвятил своему ученику и покровителю эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.
Концерт стал одним из самых масштабных сочинений в карьере немца, отразив весь спектр переполнявших его эмоций. Здесь нежность граничит с грубой силой, а мощь переплетается с успокоением.
Интересный факт: вторую часть концерта (Allegro) режиссер Том Хупер использовал в титрах фильма «Король говорит», который в 2010 году получил «Оскар».
7. «Эгмонт»(«Egmont»), op. 84
История отважного полководца Эгмонта была написана Иоганном Гёте в 1788 году, но поставить по ней масштабную пьесу решили только через 20 лет.
Директор придворных театров в Вене решил заказать музыку у Бетховена, который закончил ее в 1810 году (спустя 2 года после завершения Пятой симфонии).
Сюжет трагедии повествует об отважном герое, который нашел в себе мужество открыто выступить против инквизиции, которая в XVIII веке сжигала людей без разбора.
К сожалению, в этой трагедии один в поле не воин: Эгмонта посадили в тюрьму и впоследствии казнили. На этом моменте музыка приобретает похоронные ноты и становится грустной.
6. Соната для фортепиано №23, op. 57, «Аппассионата»
Одну из своих самых известных сонат композитор начал писать в 1803-м, а закончил в 1805-1806 годах, посвятив ее графу Францу Брунсвику.
Произведение было очень популярно в СССР, так как его высоко оценил Владимир Ильич Ленин. Максим Горький в своем очерке писал, как «вождь» слушал «Аппассионату» в квартире правозащитницы Екатерины Пешковой: «Я не знаю произведения лучше и готов слушать его каждый день», – сказал тогда Ленин.
5. Рондо-капричио, op. 129, «Ярость по поводу потерянного гроша»
Для начала поясним, что такое «рондо-капричио». Капричио – это определение произвольности в музыкальном темпе, а рондо – музыкальный формат, характерной чертой которого является чередование главной темы с отличающимися фрагментами. «Ярость по поводу потерянного гроша» – самое известное произведение, сочетающее в себе эти форматы.
Композиция была написана в 1795 году, когда Бетховену было 25 лет. Подзаголовок, довольно шуточный, придумал Антон Шиндлер, друживший с музыкантом.
4. Соната для фортепиано №8, op. 13, «Патетическая»
Многие именитые музыковеды называли это знаменитое произведение «эстетическим манифестом» и «художественной декларацией, написанной с вызывающей демонстративностью». Если абстрагироваться от столь возвышенных понятий и просто слушать, то вы просто получите удовольствие.
Примечательна композиция и тем, что именно в момент ее создания Бетховен стал замечать первые симптомы развивающейся глухоты. На тот момент ему было всего 29 лет, и для музыканта это стало большим ударом.
Ходят слухи, что он даже хотел покончить с музыкой после «Патетической сонаты», но все же нашел в себе силы продолжать, не отступив от задуманного даже после того, как болезнь начала прогрессировать.
3. Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната»
Название соната получила в честь Рудольфа Крейцера, которому Бетховен ее посвятил, однако по изначальной задумке она должна была называться иначе.
Первым исполнителем стал скрипач Джордж Бриджтауэр, сыгравший ее вместе с композитором в Вене 24 мая 1803 года.
Музыка вновь была написана в спешке, из-за чего часть нот имелась в единственном экземпляре, так что Бриджтауэру во время выступления приходилось заглядывать через плечо Бетховена, сидевшего за фортепиано.
Именно Джорджу немец посвятил сонату, но потом передумал. Почему? Точного ответа нет, но есть пара легенд.
Согласной одной, в ночь после премьеры скрипач оскорбил знакомую даму Бетховена, что стало причиной крупной ссоры между ними.
Другая версия гласит, что Крейцер просто был более известным в те годы. Самое забавное, что последний никогда не исполнял посвященное ему произведение, сочтя его крайне неудобным.
2. Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»)
Пьеса-багатель (простое произведение) по популярности может сравниться с Пятой симфонией, так как ее мотив известен во всем мире и используется по сей день.
Доподлинно неизвестно, кому конкретно посвящена пьеса: ее обнаружили уже после смерти композитора.
Несмотря на то, что в рукописи имелась надпись «Элизе на долгую память», существует версия, что нашедший ее Людвиг Ноль (биограф Бетховена) просто неверно разобрал почерк.
Поэтому некоторые историки считают, что музыка могла быть написана для Терезы Малфатти, которая училась у немца, или даже для Елизаветы Алексеевны – супруги императора Александра I.
1. Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или «Лунная соната»
Знаменитую на весь мир «Лунную сонату» Бетховен написал для Джульетты Гвиччарди – 18-летней графини (композитору тогда было 30), которой он давал уроки музыки и в которую был влюблен.
Увы, но девушка предпочла выйти замуж за Венцеля Галленберга, тоже композитора. Пусть эта любовь и не обрела развития, зато подарила миру по-настоящему великое музыкальное произведение.
Источник
Фортепианные произведения Людвига ван Бетховена
Фортепианные произведения Людвига ван Бетховена имеют эпохальное значение в фортепианной литературе. Бетховен сам был прекрасным пианистом, который либо сам исполнял многие свои произведения, либо писал их для школьников, чтобы они репетировали с ними. В этой статье перечислены произведения для фортепиано соло и произведения для фортепиано с оркестром.
Содержание
Сонаты для фортепиано
Без трех ранних сонат из Бонна, которые не входят в канон, Людвиг ван Бетховен написал в общей сложности 32 сонаты для фортепиано . Они являются одними из самых важных произведений в фортепианной литературе. Согласно известной оценке Ганса фон Бюлова , он также известен как «Новый Завет» фортепианной литературы; «Ветхий Завет» фортепианной литературы — это « Хорошо темперированный клавир » Баха .
Первая группа: №№ 1–11 (Opus 2 — Opus 22)
Три сонаты для фортепиано op.2 (1795)
Соната для фортепиано No. 1 фа минор, соч.2 No. 1
- Аллегро
- адажио
- Менуэт / Трио: Аллегретто
- Престиссимо
Иногда его называют малыми аппассионатами . Однако сходство во многом ограничивается идентичным ключом. Типичная черта музыки Бетховена становится ясной в первой части: ритмический мотив ( пунктирная четверть, за которой следует триоль из шестнадцатой ноты ) проходит через всю часть. Для музыки Бетховена также характерны четкие акценты и резкие динамические колебания. Бетховен посвятил эту сонату Йозефу Гайдну, своему учителю в Вене. Именно с этой сонатой Бетховен впервые выступил перед публикой. По исполнению (классическая сонатная форма, обработка тем) она до сих пор во многом соответствует модели Гайдна и Моцарта. Соната для фортепиано No. 2 ля мажор, соч.2 No. 2
- Allegro vivace
- Ларго аппассионато
- Скерцо / Минор: Аллегретто
- Рондо: Грациозо
Соната для фортепиано No. 3 до мажор, соч.2 No. 3
- Аллегро кон брио
- адажио
- Скерцо / Трио: Аллегро
- Аллегро ассай
Эта соната превосходит две другие по размаху. Первая часть напоминает фортепианный концерт — она содержит две каденции , что подчеркивает виртуозный характер произведения.
Посвящается графине Бабетте фон Кеглевикс .
- Allegro molto e con brio
- Ларго, кон гран эспрессион
- Аллегро
- Рондо: Poco allegretto e grazioso
Бетховен назвал ее Большой сонатой . На самом деле, он обязательно превосходит своего предшественника не по длине, а по внутренним размерам. Современники называли ее влюбленной — во время сочинения Бетховен бредил своей ученицей графиней Бабеттой фон Кеглевикс, которой посвящено произведение.
Три сонаты для фортепиано op.10 (1798)
Сонаты посвящены графине Анне Маргарет фон Браун.
Посвящается князю Карлу фон Лихновскому .
- Могила — Allegro di molto e con brio
- Адажио кантабиле
- Рондо: Аллегро
Две сонаты для фортепиано op.14 (1799)
Соната для фортепиано No. 9 ми мажор, соч.14 No. 1 Посвящается баронессе Йозефе фон Браун.
- Аллегро
- Аллегретто
- Рондо: Allegro comodo
Соната для фортепиано No. 10 соль мажор, соч.14 No. 2 Посвящается графине Анне Маргарет фон Браун.
- Аллегро
- Анданте
- Скерцо: Allegro assai
Посвящается графу Иоганну Георгу фон Браун-Камю .
- Аллегро кон брио
- Adagio con molta espressione
- Менуэтто
- Рондо: Аллегретто
Вторая группа: №№ 12-27 (Opus 26 — Opus 90)
Эта соната, посвященная князю Карлу фон Лихновскому, знаменует собой новый этап в фортепианном искусстве Бетховена.
- Andante con variazioni
- Скерцо / Трио: Allegro molto
- Marcia funebre sulla morte d’un eroe
- Аллегро
Две сонаты для фортепиано op.27 (1801)
Оба имеют прозвище Sonata quasi una fantasia . Вторая популярна под названием «Лунная соната».
Посвящается Йозефу Эдлему фон Зонненфельсу .
- Аллегро
- Анданте
- Скерцо / Трио: Allegro vivace
- Рондо: Allegro ma non troppo
Три сонаты для фортепиано op.31 (1801–1802)
Часто цитируемое высказывание Бетховена после завершения Сонаты op.28: «Я не удовлетворен своей предыдущей работой, с этого момента я хочу пойти другим путем», относится к этим трем произведениям, особенно к работе ре минор , которая получила прозвище «Шторм» получил. Три сонаты были опубликованы между 1803 и 1805 годами.
Эти сонаты — легкие произведения, предназначенные для изучающих фортепиано.
Соната для фортепиано No. 19 соль минор, соч.49 No. 1
- Анданте
- Рондо: Аллегро
Соната для фортепиано No. 20 соль мажор, соч.49 No. 2
- Аллегро, ма не троппо
- Tempo di menuetto
Посвящается графу фон Вальдштейну .
- Аллегро кон брио
- Введение: Adagio molto
- Рондо: Allegretto moderato — Prestissimo
- In Tempo d’un Menuetto
- Аллегретто
Эта соната, считающаяся одним из главных произведений фортепианного искусства Бетховена, посвящена графу Францу фон Брунсвику .
- Аллегро ассай
- Andante con moto
- Allegro ma non troppo — Престо
Посвящается графине Терезе фон Брунсвик .
- Адажио кантабиле — Allegro ma non troppo
- Allegro vivace
- «Прощай»: Адажио — Аллегро
- «Отсутствие»: Andante espressivo
- «Воссоединение»: Vivacissimamente
Бетховен посвятил эту фортепианную сонату эрцгерцогу Рудольфу .
В нашем сборнике эта соната, посвященная графу Морицу фон Лихновскому, представляет собой конец второго творческого периода Бетховена; однако это стоит обсудить.
- С живостью и определенно с чувством и выражением
- Не слишком быстрая и очень певучая для исполнения
Поздние фортепианные сонаты: №№ 28–32 (Opus 101 — Opus 111)
«Маленькая соната для фортепиано» посвящена барону Доротее фон Эртманн .
- Немного живо и доставляет самые интимные ощущения (Allegretto, ma non troppo)
- Оживленный. Марш (Vivace alla marcia)
- Медлительность и тоска (Adagio, ma non troppo, con affetto)
- Быстро, но не слишком много и решительно (Аллегро)
Бетховен посвятил свою величайшую сонату для фортепиано эрцгерцогу Рудольфу .
- Аллегро
- Скерцо: Assai vivace
- Adagio sostenuto. Appassionato e con molto sentimento
- Ларго — Allegro risoluto
Соната посвящена Максимилиану Брентано.
- Vivace, ma non troppo — Adagio espressivo
- Престиссимо
- Пение с глубочайшими ощущениями (Andante molto cantabile ed espressivo)
- Moderato cantabile, molto espressivo
- Allegro molto
- Adagio, ma non troppo; Фуга: Allegro, ma non troppo
Последняя фортепианная соната Бетховена посвящена эрцгерцогу Рудольфу.
- Маэстосо — Allegro con brio ed appassionato
- Ариетта: Adagio molto, semplice e cantabile
Вариации для фортепиано соло
Бетховен написал множество вариаций, в том числе:
Фэнтези, рондо, вещицы, разное
- Фантазия op.77 соль минор (1809)
- 2 рондо op.51 (1796–1800)
- Алла Ингарезе quasi un Capriccio соль мажор, соч. 129 ( Гнев из-за потерянного пенни ) (1795–1798)
- 7 вещиц op.33 (1802)
- 11 вещиц op.119 (1820–1822)
- 6 Багателей op. 126 (1823–1824)
- Для Элизы WoO 59 (1810)
- Andante Favori фа мажор WoO 57 (1803)
- Полонез до мажор op.89 1814
Фортепианные концерты
Бетховен также написал пять фортепианных концертов с номером опуса и фантазией для фортепиано, хора и оркестра.
- Аллегро кон брио
- ларго
- Рондо: Аллегро
- Аллегро кон брио
- адажио
- Рондо: Molto allegro
- Аллегро кон брио
- ларго
- Рондо: Аллегро
Третий фортепианный концерт занимает особое место среди пяти фортепианных концертов Бетховена: это единственный концерт в минорной тональности, отличающийся стилистическим единством. Кроме того, здесь находится Концерт Моцарта KV 491 , который тематически, формально и атмосферно стал решающей отправной точкой для Бетховена.
- Аллегро модерато
- Andante con moto
- Рондо: Vivace
- Аллегро
- Adagio un poco mosso
- Рондо: Аллегро
Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор op.61a (1808) (транскрипция Концерта для скрипки op.61 )
- Allegro ma non troppo
- Ларгетто
- Рондо: Аллегро
- Аллегро модерато
- Ларгетто
- Рондо: Аллегретто
Хоровая фантазия (для фортепиано, хора и оркестра) до минор op.80 (1809)
- адажио
- Финал: Аллегро
- Аллегретто, ма не троппо
Источник