Бетховен рондо ярость по поводу утерянного гроша ноты для фортепиано

«Ярость по поводу утерянного гроша», рондо, Бетховен

Rondo a capriccio, L. van Beethoven, opus 129

Москва, Государственное музыкальное издательство, 1931

Старинные ноты для фортепиано

Рондо-каприччио (Ярость по поводу утерянного гроша), Людвиг ван Бетховен, опус 129, редакция Хартхан [Юргенсон], [с автографом Эмиля Гилельса]

Москва, ОГИЗ-МУЗГИЗ, из серии II Фортепианные пьесы русских композиторов, выпуск 1931 года.

Совершенно обычные с виду ноты совершенно необычны тем, что принадлежали Эмилю Гилельсу, величайшему из пианистов XX века.

16-летний Эмиль оставил надписи карандашом в двух местах на обложке: «Миля Гилельс, Одесса, 6/I 33 г.» и ниже — подпись. Очевидно, что всё это происходило во время учебы Гилельса в Одесской консерватории, которую пианист закончил в 1935 году.

«Рондо а каприччио» Бетховена, несмотря на внушительный номер опуса, сочинено, вероятно, ещё довольно молодым композитором в 1795—1797 годах. Легенда гласит, что рассеянный Людвиг-ван, потеряв деньги на улице, разозлившись, вдруг необычайно вдохновился и сочинил эдакое «разухабистое» рондо.

Разрекламированный издателями XIX века подзаголовок — Ярость (плач) по поводу потерянного гроша — скорее всего, взят из мемуаров Шиндлера (секретаря и биографа Бетховена), который всего лишь описывал характер этой музыки, сравнивая её с игрой «в копеечку» венских уличных хулиганов. Сам автор назвал пьесу Alla Ingharese quasi un Capriccio — По-венгерски, как-бы каприччио, однако, это оригинальное название не прижилось.

Читайте также:  Добрый жук с нотами

Интересно, что МУЗГИЗ, выпуская ноты, причислил Бетховена к «русским композиторам» (с чем, кстати, трудно не согласиться). Вероятно, бунтарский и титанический дух великого классика как нельзя лучше соответствовал стремительной советской эпохе 1920—1930-х, ставившей целью мировую революцию и объединение человечества в едином порыве к идеальному будущему.

Издание повторяет дореволюционный выпуск Юргенсона в редакции Хартхана (19393 VIII №19). Отсутствует последняя страница; в файле она восстановлена из текста классической редакции Германа Келлера (Edition Peters).

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1569)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (296)
  • Скрипичная (187)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (94)
  • Народная (55)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1511)
  • Музыкальные жанры и формы (727)
  • Концерт (244)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (81)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (444)
  • Танцовщики (198)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (357)
  • Музыканты (354)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (111)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (202)
  • Музыкальная культура народов мира (163)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (108)
  • Музыкальный словарь (102)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша» — Бетховен

Вся эта неделя в Сообществе посвящена творчеству великого немецкого композитора, дирижёра, пианиста, одного из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире — Людвига ван Бетховена. Сегодня прозвучит одно из его фортепианных произведений

Rondo à Capriccio для фортепиано G-dur («Ярость по поводу потерянного гроша»)

Rondo alla ingharese quasi un capriccio in G major, Op. 129 больше известно под своим подзаголовком «Ярость по поводу утерянного гроша» (нем.: «Die Wut über den verlorenen Groschen», англ.: «Rage over a lost penny»).

Подзаголовок принадлежит другу Бетховена Антону Шиндлеру (Anton Schindler). Несмотря на довольно поздний номер опуса, пьеса датируется 1795 годом, когда композитору было 25 лет.

Произведение осталось незаконченным, и было опубликовано только в 1828 году Антоном Диабелли (Anton Diabelli), который скрыл тот факт, что рондо существовало только в виде черновика.

Сегодня эта пьеса очень популярна и часто исполняется в качестве биса.

Диабелли приобрел рукопись в 1827 г. на венском аукционе, где распродавались вещи и бумаги недавно скончавшегося композитора. Опус в этом издании не обозначен; впоследствии, начиная с издания 1832 г. у Лотарна пьесе присвоен опус 129. Современный исследователь Эрих Херцман относит пьесу к раннему периоду творчества Бетховена (1790-е гг.). В автографе название «Ярость из-за потерянного гроша» («Die Wuth uber den verlorenen Groschen») написано чужим почерком, возможно принадлежащим А. Шиндлеру; здесь же рукою автора сделана карандашная надпись: «Leichle Caprice» («Легкое каприччо») и еще дополнительно: «Аllа ingharese quasi iin Capriccio» («В венгерском стиле в духе каприччо»).

«Поистине, если когда-нибудь на Страшном суде искусств гений правды будет держать весы, на одну чашу которых положат это «Groschencapriccio», а на другую — десяток новейших патетических увертюр, — высоко, до небес взлетят увертюры. Но прежде всего одному могли бы вы здесь поучиться, молодые и старые композиторы. — о чем, думаю, необходимо вам время от времени напоминать: естественности, естественности и естественности!»

Р. Шуман, («Ярость из-за потерянного гроша» Рондо Бетховена)

Рубрики: Музыка/Фортепианная
Композиторы

Метки: Бетховен рондо фортепианная музыка

Процитировано 13 раз
Понравилось: 20 пользователям

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1569)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (296)
  • Скрипичная (187)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (94)
  • Народная (55)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1511)
  • Музыкальные жанры и формы (727)
  • Концерт (244)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (81)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (444)
  • Танцовщики (198)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (357)
  • Музыканты (354)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (111)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (202)
  • Музыкальная культура народов мира (163)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (108)
  • Музыкальный словарь (102)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша» — Бетховен

Вся эта неделя в Сообществе посвящена творчеству великого немецкого композитора, дирижёра, пианиста, одного из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире — Людвига ван Бетховена. Сегодня прозвучит одно из его фортепианных произведений

Rondo à Capriccio для фортепиано G-dur («Ярость по поводу потерянного гроша»)

Rondo alla ingharese quasi un capriccio in G major, Op. 129 больше известно под своим подзаголовком «Ярость по поводу утерянного гроша» (нем.: «Die Wut über den verlorenen Groschen», англ.: «Rage over a lost penny»).

Подзаголовок принадлежит другу Бетховена Антону Шиндлеру (Anton Schindler). Несмотря на довольно поздний номер опуса, пьеса датируется 1795 годом, когда композитору было 25 лет.

Произведение осталось незаконченным, и было опубликовано только в 1828 году Антоном Диабелли (Anton Diabelli), который скрыл тот факт, что рондо существовало только в виде черновика.

Сегодня эта пьеса очень популярна и часто исполняется в качестве биса.

Диабелли приобрел рукопись в 1827 г. на венском аукционе, где распродавались вещи и бумаги недавно скончавшегося композитора. Опус в этом издании не обозначен; впоследствии, начиная с издания 1832 г. у Лотарна пьесе присвоен опус 129. Современный исследователь Эрих Херцман относит пьесу к раннему периоду творчества Бетховена (1790-е гг.). В автографе название «Ярость из-за потерянного гроша» («Die Wuth uber den verlorenen Groschen») написано чужим почерком, возможно принадлежащим А. Шиндлеру; здесь же рукою автора сделана карандашная надпись: «Leichle Caprice» («Легкое каприччо») и еще дополнительно: «Аllа ingharese quasi iin Capriccio» («В венгерском стиле в духе каприччо»).

«Поистине, если когда-нибудь на Страшном суде искусств гений правды будет держать весы, на одну чашу которых положат это «Groschencapriccio», а на другую — десяток новейших патетических увертюр, — высоко, до небес взлетят увертюры. Но прежде всего одному могли бы вы здесь поучиться, молодые и старые композиторы. — о чем, думаю, необходимо вам время от времени напоминать: естественности, естественности и естественности!»

Р. Шуман, («Ярость из-за потерянного гроша» Рондо Бетховена)

Рубрики: Музыка/Фортепианная
Композиторы

Метки: Бетховен рондо фортепианная музыка

Процитировано 13 раз
Понравилось: 20 пользователям

Источник

«Л.В.Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом» Рондо Л.В.Бетховена «Ярость по поводу утерянного гроша»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила: учитель музыки МОУ СОШ № 25 Имени А. М. Черемухина г. Люберцы Московской Области Цуканова Ольга Николаевна Презентация по музыке на тему: «Л. В. Бетховен – ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом». Рондо Бетховена «Ярость по поводу утерянного гроша».

Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самыми значительными в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.

Современник вспоминал : «В каком бы обществе Бетховен ни находился, он всегда своей импровизацией производил громадное впечатление на слушателей. Было что-то чудесное в выражении его игры, не говоря о прелести и самобытности его музыкальных мыслей и поразительной их разработке. Когда он заканчивал такие импровизации, то часто разражался громким смехом и издевался над состоянием, в которое привел своих слушателей.

Бетховен написал этот маленький шедевр в возрасте 25 лет. А мир узнал о нем только после его смерти, когда ноты неоконченного рондо были найдены в бумагах Бетховена, распродававшихся на аукционе.

Произведение осталось незаконченным, и было опубликовано только в 1828 году нотоиздателем и композитором Антоном Диабелли (Anton Diabelli), который скрыл тот факт, что рондо существовало только в виде черновика. Диабелли приобрел рукопись в 1827 г. на венском аукционе, где распродавались вещи и бумаги недавно скончавшегося композитора. Опус в этом издании не обозначен; впоследствии, начиная с издания 1832 г. у Лотарна пьесе присвоен опус 129. Пьеса эта очень трудная; в те времена воспринималась почти как цирковой номер, как из-за виртуозности, так и из-за смешного названия и задорного характера. Стиль образца заголовка

Название достаточно красноречиво поясняет музыку. Эта комическая сцена полна присущей Бетховену энергии, волевой устремлённости, динамики. Именно таков характер темы рефрена, не оставляющей сомнений в том, что ярость героя – шутливая. Современные музыковеды сравнивают это рондо с развёрнутым комическим рассказом-сценкой, где музыка передаёт различные контрастные эпизоды и ситуации: начальная безмятежность, затем обнаружение пропажи, чередования надежды и волнения. Наконец, бешеная ярость от безрезультатного поиска. Дополнительный комический эффект создаёт контраст понятий «ярость» и «грош». Это гнев по самому ничтожному поводу. Слушая рондо-каприччио, мы наблюдаем, как его герой в приступе гнева, под влиянием неконтролируемых эмоций теряет облик разумного уравновешенного человека. И хотя это лишь музыкальная шутка, она приводит к выводу о необходимости сохранять человеческий облик в любой ситуации. «Учитесь властвовать собой». Стиль образца заголовка

«Едва ли существует нечто более забавное, чем эта шутка. Я сразу же начал хохотать, сыграв ее недавно впервые. Но каково же было мое удивление, когда при вторичном проигрывании я прочел следующее примечание: «Это каприччо, найденное в бумагах Л. в. Бетховена, озаглавлено в рукописи «Ярость из-за потерянного гроша, излившаяся в некоем каприччо». — О, эта очаровательнейшая, бессильнейшая ярость, подобная той, которая охватывает, когда вам не удается стащить с ноги сапог, и вот вы потеете, топаете, а он совершенно флегматично посматривает вверх на своего владельца. Ну вот, наконец-то я вас поймал, бетховенцы! — Еще не так хотел бы я свирепствовать и всех вас до единого поглаживать нежнейшим кулаком, когда вы выходите из себя, закатываете глаза и в безмерном восторге возглашаете: «Бетховен стремится только к безмерному, летит от звезды к звезде, отбросив все земное!» «Сегодня у меня поистине душа нараспашку»,— так любил он говорить, когда ему было весело. И тогда он смеялся, как лев, и наносил удары направо и налево, ибо он во всем был неукротим. Я побиваю вас этим каприччо. Поистине, если когда-нибудь на Страшном суде искусств гений правды будет держать весы, на одну чашу которых положат это «Groschencapriccio», а на другую — десяток новейших патетических увертюр, — высоко, до небес взлетят увертюры. Но прежде всего одному могли бы вы здесь поучиться, молодые и старые композиторы. — о чем, думаю, необходимо вам время от времени напоминать: естественности, естественности и естественности!» Р. Шуман, («Ярость из-за потерянного гроша» Рондо Бетховена) Стиль образца заголовка

Бетховен написал его в 1795 году, ему было 25 лет. Пьесу услышал ближайший друг Бетховена, музыкант и писатель Антон Шиндлер. Рондо, лёгкое, изящное и эмоциональное, вызвало в нём определённые образные ассоциации, которые он записал прямо на нотном листе — «ярость из-за потерянного гроша». Легенда гласит, что рассеянный Людвиг-ван, потеряв деньги на улице, разозлившись, вдруг необычайно вдохновился и сочинил эдакое «разухабистое» рондо. Разрекламированный издателями XIX века подзаголовок — Ярость (плач) по поводу потерянного гроша — скорее всего, взят из мемуаров Шиндлера (секретаря и биографа Бетховена), который всего лишь описывал характер этой музыки, сравнивая её с игрой «в копеечку» венских уличных хулиганов. Сам автор назвал пьесу Alla Ingharese quasi un Capriccio — По-венгерски, как-бы каприччио, однако, это оригинальное название не прижилось. Представляет интерес пометка alla ingharese, поскольку такого слова не существует в обычном итальянском языке. Во времена Бетховена понятия «цыганская музыка» и «венгерская музыка» были синонимами. Возможно, alla ingharese получилось путем объединения alla zingarese (в цыганском стиле) и all’ongarese (в венгерском стиле).

Цитируемое Шуманом (с небольшим сокращением) примечание напечатано в первом издании рондо, выпущенном венским издателем А. Диабелли в 1828 г. Пьеса названа здесь «Рондо каприччо Людвига ван Бетховена. Посмертное сочинение» Современный исследователь логографа Бетховена (неожиданно найденного в 1945 г. в США) Эрих Херцман относит пьесу к раннему периоду творчества Бетховена (1790-е гг.).

Рондо (от итал. rondo, развившегося из фр. rondeau — «движение по кругу», «круговой танец», восходящего к лат. rotundus — «круглый») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее трех раз) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном. A — B — A — C — A — … — A

Различна продолжительность формы. Норма — 5 или 7 частей. Минимум — 3 части. Максимально известное количество частей (в принципе для рондо) — 17 . Рефрен излагает ведущую (почти всегда — единственную во всем произведении) тему, её доминирующая роль сильно выражена. Обычно он написан компактно, в гомофонной фактуре и имеет песенный характер. В большинстве случаев он квадратен и имеет форму периода. Последующие проведения рефрена всегда в главной тональности. Он почти не меняется, единственное нормативное изменение — отказ от повторения (если оно было в первом проведении рефрена). Варьирование рефрена крайне редко. После К. Ф. Э. Баха эта форма снова обрела уравновешенность и стройность. Части классического рондо строго регламентированы, свобода минимальна. Такое понимание формы соответствует общей для классиков концепции гармоничного и разумно устроенного мира. Область применения рондо в этот период — финалы или медленные части циклов (то есть части, где важна устойчивость, завершённость и отсутствует конфликтность). Реже встречаются отдельные пьесы в форме рондо. Стиль образца заголовка

А капричио (итал. A capriccio — «по желанию» или «произвольно») — музыкальный термин, означающий возможность произвольности в темпе. Самым известным произведением, использующим этот термин, по-видимому, является Rondo a capriccio Op. 129 Людвига ван Бетховена, известное под шуточным названием «Ярость по поводу утерянного гроша».

Совершенно обычные с виду ноты совершенно необычны тем, что принадлежали Эмилю Гилельсу, величайшему из пианистов XX века. Интересно, что МУЗГИЗ, выпуская ноты, причислил Бетховена к «русским композиторам» (с чем, кстати, трудно не согласиться). Вероятно, бунтарский и титанический дух великого классика как нельзя лучше соответствовал стремительной советской эпохе 1920—1930-х, ставившей целью мировую революцию и объединение человечества в едином порыве к идеальному будущему. Стиль образца заголовка

Этот год предлагает неисчерпаемые возможности открыть для себя заново великого немецкого композитора. В 2020 году отмечается 250-я годовщина его дня рождения, и Германия основательно подготовилась к юбилею. В 2020 году под девизом «Открываем заново Бетховена» состоятся более тысячи культурных событий: концерты, оперные спектакли, выставки, литературные чтения, симпозиумы. Полностью переработана по случаю юбилейного года и постоянная экспозиция в знаменитом доме-музее Бетховена, который считается одним из самых посещаемых музеев такого рода в мире вообще. Новая экспозиция обещает посетителям «событийное и эмоциональное» погружение в жизнь Бетховена и его творчество.

Юбилейный год Бетховена начался серией домашних концертов, на которых исполняли музыку великого немецкого композитора. Почему Бетховен? Почему его музыка стала гимном Европейского Союза и звучит во всем мире по самым разным важным и торжественным поводам. Почему он символизирует высочайшее качество и немного тоже героизм, а также истину, добро и красоту? Когда и как он стал не выходящим из моды брендом? Что сегодня могут нам дать жизнь и творчество этого исключительного музыканта и человека? Стиль образца заголовка

“Точно подсчитать, сколько памятников Бетховену установлено в разных странах мира, невозможно, – признается искусствовед и автор книги “Образы Бетховена” Зильке Беттерман (Silke Bettermann). “Мне удалось насчитать около ста монументов в 54 городах на всех пяти континентах, и каждый год к ним добавляется как минимум еще два-три”. При этом речь идет только о крупных памятниках на городских улицах и площадях. Подсчитать число бюстов композитора в фойе консерваторий и концертных залов мира никак невозможно. Бетховен уверенно опережает по числу монументов даже Моцарта и Баха. Никто из художников и литераторов не может тут и сравниться с титаном музыки. Бонн гордится тем, что именно здесь, на центральной площади Мюнстер-Плац, неподалеку от родного дома композитора, 12 августа 1845 года был открыт первый в мире памятник Бетховену. Идея поставить памятник великому сыну города появилась еще при жизни композитора, но сбор денег шел вяло. “Они собираются на какие-то жалкие гроши поставить памятник нашему Бетховену! Это просто возмутительно! Этого не будет!”, – писал в 1843 году Ференц Лист, ознакомившись с ситуацией со сбором пожертвований. Великодушно внеся крупную сумму, горячий поклонник Бетховена обеспечил Бонну победу в состязании с Веной, где первый памятник композитору появился лишь в 1880 году. Стиль образца заголовка

Не слишком броский и заметный, памятник Бетховену в Вене точно отражает происходившее в его жизни. Постамент возвышает его фигуру над жизненными обстоятельствами, аллегорически представленными скульптурами нижнего яруса. Тонкий замысел автора, немецкого скульптора Каспара фон Цумбуша, блестяще реализован в бронзе. Скульптурный памятник Бетховену в Вене размещен в маленьком скверике, солидно именуемом площадью имени великого музыканта. Суровым и замкнутым изображает его статуя, соответствуя реальным чертам характера, обусловленным непростыми жизненными обстоятельствами. Памятник Бетховену в Вене сооружен на пожертвования, недостающие предоставил Ференц Лист.

Памятник сделан из ажурных бетонных конструкций и в зависимости от времени суток, соотношения света и тени и положения зрителя он выглядит по-разному, что, по мнению создателя, отражает “многоликость” музыки Бетховена. Противоположная сторона – Бетховен, но уже пораженный глухотой, отягченный личными невзгодами, борющийся и несгибаемый в последние годы жизни. А вот самый новый из монументов – установленный в 1986 году памятник работы Клауса Каммериха (Klaus Kammerich) – даже стал за очень короткое время одним из символов города. Памятник сделан из ажурных бетонных конструкций и в зависимости от времени суток, соотношения света и тени и положения зрителя он выглядит по-разному, что, по мнению создателя, отражает “многоликость” музыки Бетховена. Противоположная сторона – Бетховен, но уже пораженный глухотой, отягченный личными невзгодами, борющийся и несгибаемый в последние годы жизни.

Все творчество немецкого гения до сих пор удивляет любителей музыки. Слушать красивое и выразительное звучание этих произведений можно в концертных залах по всему миру. Его музыка звучит везде и талант Бетховена не иссякает.

Источник

Оцените статью