Бетховен все концерты для фортепиано с оркестром

Бетховен все концерты для фортепиано с оркестром

Л. Бетховен Концерты для фортепиано с оркестром

Фортепиано является одним из самых важных инструментов, для которых писал сочинения великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен . Гастролируя по европейским городам, музыкант создавал сочинения, которые мог бы самостоятельно исполнить. Наиболее выгодным жанром для презентации в светском обществе являлся концерт. За весь творческий путь Бетховен написал 7 концертов для фортепиано с оркестром.

Историю создания Концертов для фортепиано Бетховена, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Значение фортепианных концертов в творчестве Бетховена

Идея обогатить жанр концерта и приблизить его к симфонии появилась еще задолго до начала композиторского пути Бетховена . Тем не менее, именно в его творчестве концерт для фортепиано с оркестром получил возможность развиваться по-новому.

Время, в которое жил композитор, было ознаменовано духом революций и освободительных движений, что не могло не отразиться на музыке. К принципиальным отличиям жанра можно отнести:

  • Произошло равенство по средствам выразительности с симфоническими жанрами. По композиции концерт позиционируется как симфония с солирующим фортепиано.
  • Усилилась роль драматургии, появился конфликт.
  • Вернулся диалогический принцип.
  • Обновление содержания.
  • Тематически оркестр перекликается с партией солиста.

При этом структура концерта осталась неизменной, сохранив связь жанра с традицией. Таким образом Бетховен оказал значительное влияние на развитие и становление концертного жанра.

Интересные факты

  • В 2007 году при участии дирижера Бернстайна удалось снять документальный фильм о концертах для фортепиано с оркестром Бетховена.
  • Тема второй части первого концерта легла в основу многих революционных песен, в том числе песни «Молодая гвардия», которая была популярна в 20-30-е годы прошлого века в нашей стране.
  • Пятый концерт знаменуется переломным этапом в истории музыки, так как Бетховен самостоятельно выписал каденцию для солиста. До этого каденция в концертах позволяла исполнителю импровизировать на заданную композитором тему. Подобные каденции показывали мастерство и виртуозность владения инструментом. Выписанные каденции облегчали задачу для исполнителя, но и тем самым стали сдерживать творческую свободу.
  • Бетховен противопоставлял собственную концертную музыку, называв ее наделенной драматическим смыслом. Он считал, что другая музыка является бессодержательной и пустозвонной.
  • В первом концерте Бетховен использовал подлинную мелодию гимна Великобритании.

Концерт для фортепиано с оркестром №1

Первый концерт является 15 сочинением композитора. Создание композиции приходится на период активных гастролей по Европе, впервые сочинение было продемонстрировано пражской публике. Спустя два года Бетховен доработал собственное сочинение и выступил 2 апреля 1800 года в Вене. Критики увидели в произведении большое количество красоты и красочности. В 1833 году была напечатана партитура.

Тональность произведения до мажор. Композиция характерна для жанра концерта, то есть имеет три части:

  1. Allegro con brio. (Быстро с огнем)
  2. Largo (Протяжно)
  3. Allegro scherzando (Быстро игриво)

Первая часть открывается легким оркестровым звучанием, ведущая роль отдана струнным инструментам. Изящна и виртуозна партия фортепиано, она лишь слегка поддерживается оркестром.

Вторая часть полностью отражает стиль Бетховена. Музыкальная тема исполняется солистом. Кантилена построена ритмически свободно, периодически возникают паузы, которые добавляют драматизма.

Третья часть написана в форме рондо. Танцевальность является главным качеством музыки. Музыкальные темы, как картинки в калейдоскопе постоянно сменяют друг друга. Кажется, что преобладает импровизационность, но это лишь видимость, а не действительность. Отдельную роль играет шутливая и непринужденная кода. На мгновение оркестр замолкает, финальная фиоритура оказывается ложной, и после длительной ферматы оркестр полнозвучно завершает произведение.

Многие музыковеды отмечают, что первый концерт имеет ряд сходств с произведениями других композиторов венской классической школы. Это подтверждается сглаженными контрастами, наличием юмора. Тем не менее, даже в раннем творчестве уже можно проследить характерные для сочинителя приемы.

Фортепианный концерт с оркестром №5

Композиция сочинялась в непростое время для Австрии, а именно в 1809 год. Тогда Европа была захвачена сражениями с Наполеоном. Бетховен в ужасе писал собственному другу, о том, что Вена осаждена и находится в упадке и опустошении. Премьера концерта, запланированная на лето, состоялась лишь в декабре 1811 года. Зал ликовал, хотя некоторые жаловались на большую длительность произведения. В печать произведение вышло под названием «Большой концерт для фортепиано и оркестра».

Несмотря на крупные размеры структура у произведения классическая, так он состоит из трех частей:

  1. Allegro (Скоро)
  2. Adagio un poco moto (Медленно)
  3. Allegro non tanto (Скоро)

Первая часть открывается блестящим соло фортепиано. Оркестр мощно подхватывает солиста и служит полнозвучной опорой для солирующих пассажей. Явно прослеживаются интонации марша. Музыкальная тема играет формообразующую роль и в дальнейшем трансформируется в гимн, который будет оборван. Происходит завязка конфликта. Используя диалогический прием, композитор развивает музыкальную мысль, доводя ее до логического завершения.

Вторая и третья части исполняются без перерыва. Средняя часть наполнена просветлением, ее характер камерный, нежный и утонченный. Мелодия словно источает теплый свет, после нее звучит струнный квинтет, схожий по жанру с хоральной музыкой. Тем не менее, утонченная и грациозная музыка сменяется динамичной, патетической мелодией. Кода части небольшая, основывается на фигурационном нисходящем движении. Небольшая связка после паузы объединяет вторую и третью часть.

Тема третьей части отличается непревзойденной контрастностью и динамичностью развития. При этом ей свойственна манерность и горделивость. Она звучит не только у солирующего инструмента, но и в оркестре, что еще раз подчеркивает ее значимость.

Особенной изюминкой произведения можно считать добавление литавр в коде третьей части. Этот инструмент позволил передать атмосферу грохота сражений, который постепенно стихает. На планете вновь воцаряется мир и гармония.

Музыка Концертов для фортепиано Бетховена в кинематографе

Произведение Фильм
Концерт №1 «Равные» (2015)
«Клиент всегда мертв» (2004)
Концерт №2 «Экспериментатор» (2015)
Концерт №3 «Инкарнация» (2016)
«Штурм белого дома» (2013)
«Непобедимый» (2001)
Концерт №4 «Парки и зоны отдыха» (2015)
Концерт №5 «Моцарт в джунглях» (2016)
«Не уходи» (2015)
«Вниз по реке» (2015)
«Восьмое чувство» (2015)
«Железная леди» (2011)
«Мальчик с велосипедом» (2011)

Фортепианные концерты Бетховена способны отразить богатый внутренний мир композитора, который наполнен непостижимой страстью к творчеству. Уже в ранних концертах можно было услышать характерные для композитора музыкальные приемы. Поздние работы раскрывают его безграничный талант интелликтуализировать музыку.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фортепианный концерт №5 Бетховена

Источник

Концерты Бетховена

Концерты Бетховена

Концерты Бетховена стали результатом реформы инструментального концерта, в который композитор внес присущие ему этико-философские идеи, дух симфонической интеллектуальности. В зрелых произведениях этого жанра Бетховен категорически отказался от виртуозно-развлекательной концепции концерта, присущей Моцарту. Концерты Бетховена характеризуются подчинением технического начала высоким задачам содержания.

Изменился и облик концерта. Он стал масштабнее, сложнее, его фактура обрела большее разнообразие и мелодичность. Были открыты новые возможности для подлинно симфонического решения жанра. Новые черты обрела и 3-частная форма, в которой усилились черты симфонической цикличности. Наконец, традиционная каденция, служившая ранее главным образом для демонстрации технических возможностей исполнителя, стала важным эпизодом в становлении основной идеи сочинения.

Все это произошло не сразу. Первые фортепианные концерты Бетховена, написанные композитором в молодом возрасте, еще близки к моцартовским. Новое начинается с Третьего концерта (до минор, соч. 37, 1800). В этом сочинении уже есть бетховенский размах, сила внушения, стремление заставить звуки выражать большую мысль.

Излюбленная Бетховеном и трактуемая ним как героико-драматическая тональность до минор, суровая аскетическая тематика, волевой напор I части, оплетенная кружевами фиоритур кантилена II части, изумительная изобретательность в преображении темы в финале – все это сделало Третий концерт одним из любимых пианистами произведений фортепианного репертуара.

Концерты Бетховена. Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, соль мажор, соч. 58 (1806)

I. Allegro moderato. II. Andante con moto. III. Rondo. Vivace.

Первое исполнение – март 1807 года в Вене.

Наиболее ярко новое отношение к данному жанру раскрылось в Четвертом концерте. В нем все необычно. И фортепианное начало (концерты обычно открывались оркестром), и преобладание мелодического элемента над виртуозным, и тонкий психологизм.

I часть. По существу, Четвертый концерт – лирическое произведение. Партия рояля словно «соткана» из тончайших и глубоко напевных мелодий. Таковы дополняющие друг друга главная и побочная партии I части. Причем, если в главной преобладает речитативный элемент, то в побочной – развитая кантилена. Однако обеим темам присущ тон спокойного лирического повествования. Он сохраняется на протяжении всей части в струящихся мелодичных пассажах фортепиано, в мягкой оркестровке.

II часть – шедевр лаконизма. Это содержательный, глубокий по мысли диалог солиста и оркестра. Поочередно следует суровый «вопрошающий» речитатив оркестра и нежные лирические ответы рояля. Речитатив становится все более настойчивым, в лирических фразах появляется интонация стона, страданий. Наконец, диалог достигает вершины – широко распетой мелодии. В «споре» развилось и созрело вырвавшееся наружу порывистое чувство.

III часть – жизнерадостное рондо. Калейдоскопически быстро мелькают эпизоды – лирические и танцевальные, объединенные классически стройной конструкцией формы.

Бетховен. Четвертый концерт для фортепиано с оркестром. Слушать онлайн:

Концерты Бетховена. Пятый концерт для фортепиано с оркестром, ми-бемоль мажор, соч. 73 (1809)

I. Allegro. II. Adagio un poco mosso. III. Rondo. Allegro

Первое исполнение – 28 ноября 1811 года в Лейпциге.

Пятый концерт был написан Бетховеном в пору высшей творческой зрелости, когда обуреваемый новыми идеями композитор искал более развитые формы музыкального высказывания. Его стремление подчинить жанр инструментального концерта высоким этико-философским началам, найти путь к его симфонизации получило в этом произведении законченное выражение.

Ми-бемоль мажорный концерт, как и Третья, Пятая, Седьмая симфонии, увертюра «Эгмонт» примыкает к числу произведений героического плана. Он поражает размахом, технической сложностью, богатством музыкальных образов. Созданный в эпоху наполеоновских войн, он близок к модному в то время типу «военных концертов». Но Пятый, как, впрочем, и другие концерты Бетховена, оставил далеко позади стандартные, внешне помпезные произведения этого плана.

I часть. Как и во многих произведениях Бетховена, открывается мощным аккордом оркестра. Затем, после блестящей каденции солиста, пространно – сначала в оркестровом tutti, а далее в партии солиста, — экспонируются основные темы-образы. Главная близка темам Третьей, Пятой симфонии, мужественная, ритмически собранная. Рядом с ней возникает другая – словно издали звучащая тема боевой песни.

Ярким контрастом им служит третья, мелодически обаятельная тема. Разработка напряженна. Композитор мастерски использует тембровый контраст оркестра и рояля, чтобы придать их диалогу характер противостояния.

Часть завершается виртуозной каденцией, причем в этом концерте Бетховен впервые запрещает пианисту пользоваться традиционным правом собственной импровизации. Он требует точного исполнения каденции, написанной автором. Такого же принципа придерживались и композиторы последующих поколений.

Небольшое, спокойное и певучее Adagio, по существу, представляет собой вступление к последней части.

Rondo — яркая, полная живости и веселья музыка. Тон задает главная жизнерадостная танцевальная тема. Всякий раз она появляется в новом музыкальном «наряде», в неожиданных тональных преломлениях. Расцвеченная разнообразными узорами фортепианных пассажей, главная тема придает завершающей фазе концерта праздничный колорит.

Бетховен. Пятый концерт для фортепиано с оркестром. Слушать онлайн:

Концерты Бетховена. Концерт для скрипки с оркестром, ре мажор, соч. 61 (1806)

I. Allegro ma non troppo. II. Larghetto. III. Rondo. Allegro.

Первое исполнение – 23 декабря 1806 года в Вене.

Единственный концерт Бетховена для скрипки с оркестром – одно из самых сложных произведений скрипичного репертуара. Дело не столько в технических трудностях, сколько в глубине содержания, которое требует высокой исполнительской зрелости.

Скрипичный концерт – сочинение в основном лирическое. Ровная, спокойная, но внутренне насыщенная мелодия отмечена оттенком эпической объективности. Господствуют мажорный колорит, ясность, благородная сдержанность, артистизм.

Эти свойства предстают уже в I части, обладающей большим эмоциональным дыханием, поражающей мелодической щедростью. Тревожные «вторжения» начальной темы, состоящей из 4 ударов литавр, приводят к драматическим взлетам, но не нарушают общего спокойного тонуса. Особенно ярко лирическое начало проявляет себя в Larghetto, решенном в светлых мечтательных тонах.

И даже в финале (рондо), основанном на ритмичной танцевальной теме, ясно ощущается лирическая «нотка», которую привносит вторая тема, полная свежести и красоты. Такое решение концерта определило его стиль. В нем преобладают певучие мелодии, окруженные тонкими кружевами фигураций и пассажей.

Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром. Слушать онлайн:

Источник

Читайте также:  Карточки с нотами своими руками
Оцените статью