Бетховен второй концерт для фортепиано с оркестром

Людвиг ван Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си-бемоль мажор

В марте 1795 г. двадцатипятилетний Людвиг ван Бетховен – впервые выступил перед широким кругом слушателей в Вене. Какое произведение представил публике молодой музыкант, который был не только пианистом-виртуозом, но и композитором? Это был Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си-бемоль мажор. Хотя он и именуется Вторым, в действительности это было первое сочинение Бетховена в жанре фортепианного концерта (Вторым он стал потому, что впоследствии – в 1801 г. – был издан девятью месяцами позже, чем Первый концерт, созданный позднее Второго). Композитор работал над ним еще в Бонне – в 1787–1789 гг.

В своем Втором концерте (который для композитора являлся первым) Бетховен еще не «в полный голос» заявляет о себе – в произведении ощущается сильное влияние традиций, заложенных предшественниками (в первую очередь можно говорить о влиянии Вольфганга Амадея Моцарта). Это проявляется даже в составе оркестра – достаточно скромном (в частности, Бетховен не задействовал здесь трубы, кларнеты и литавры, которые присутствуют в его следующем фортепианном концерте). Фортепианная партия тоже выдержана в моцартовских традициях – она изобилует хроматизмами и задержаниями, фактура ее отличается прозрачностью и легкостью. Первая часть поражает тематическим богатством (что опять же напоминает моцартовские концерты). Вместе с тем, в произведении можно усмотреть и такие черты, которые предвосхищают зрелый стиль Бетховена.

Читайте также:  Злой ноты для фортепиано

Сочетание традиций предшественников и собственной творческой индивидуальности автора весьма своеобразно проявляется в первой части Концерта – Allegro con brio. Структура главной партии напоминает моцартовские темы – энергичный мотив, отмеченный пунктирным ритмом, сопоставляется с совершенно иным мотивом – напевным, мягким. Но в дальнейшем музыкальном развитии ощущается истинно бетховенская энергия: сфорцандо, все чаще появляющиеся на слабых долях, подчеркивают нарастание напряжения, которое в конечном итоге приводит к кульминации – унисонам, излагаемом в нюансе ff. Полутоновый сдвиг сопровождается внезапной сменой нюанса на pp. Таким резким контрастом подчеркивается переход к побочной партии – мажорной, но вскоре приобретающей оттенок минорного лада. Завершается оркестровая экспозиция утвердительно, энергичным мотивом. Во второй экспозиции – сольной – отсутствует побочная партия, прозвучавшая в первой экспозиции, вместо нее композитор вводит две новые темы, отмеченные динамическими контрастами и диалогическими сопоставлениями «высказываний» солирующего инструмента и оркестра. Еще больше подобных контрастных сопоставлений возникает в разработке.

Во второй части – Adagio – можно усмотреть параллель с творчеством другого представителя венского классицизма – Йозефа Гайдна. Подобно ему, Бетховен избрал для медленной части Концерта вариационную форму, но характер сосредоточенного философского размышления, присущий теме, характерен именно для бетховенских лирических мелодий. Первоначальное изложение темы композитор поручает оркестру, а затем в партии фортепиано начинается ее варьирование. Развитие продолжается в следующей вариации, где солист украшает орнаментальными «узорами» мелодию, которую очень напевно проводят деревянные духовые. Мелодия все больше отдаляется от баса, что придает музыкальной ткани особую объемность. Наряду с вариационностью в форме второй части присутствуют черты сонатности (точнее, старосонатной формы без разработки). Завершается медленная часть кодой, построенной на материале основной темы.

Сходство с Гайдном проявляется в и финале – Molto allegro – написанном в форме рондо-сонаты. Здесь царит атмосфера безудержного веселья. Юмористическими штрихами отмечена главная партия: акценты в мелодии противопоставляются размеренному движению баса. Акценты присутствуют и в скерциозной побочной партии, но в целом она звучит мягче. В среднем разделе благодаря сфорцандо возникает эффект полиритмии.

Читайте также:  Произведения для виолончели с фортепиано

Бетховен исполнил свой Второй фортепианный концерт трижды. После мартовской премьеры 1795 г. он еще раз сыграл его в Вене в декабре того же года. Нет сведений о том, вносил ли композитор какие-либо изменения в партитуру перед этим выступлением, но доподлинно известно, что перед гастролями в Праге, предпринятыми Бетховеном в 1798 г., он создал новую редакцию Концерта. Неизвестно также, какую каденцию исполнял Бетховен – тот вариант, который сохранился и исполняется ныне, был написан только в 1809 г. (поэтому по стилю каденция отличается от произведения в целом). При жизни Бетховена Второй концерт больше не исполнялся – ни автором, ни другими пианистами, однако в 1801 г. были изданы партии – оркестровые и фортепианная, а в 1834 г. была опубликована партитура.

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Бетховен)

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Си-бемоль мажор, соч. 19, написанный Бетховеном между 1787 и 1789 годами.

Опубликован концерт был только в 1801 году.

Исполнения

Первое исполнение концерта состоялось 29 марта 1795 года в Вене. Солистом был сам Бетховен. И это было первое выступление Бетховена перед публикой (до этого он выступал лишь в частных салонах).

Строение концерта

В концерте три части:

  • I. Allegro con brio
  • II. Adagio
  • III. Rondo. Molto allegro

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Бетховен)» в других словарях:

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Лист) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (Бетховен) — Концерт для фортепиано с оркестром № 4 Соль мажор, соч. 58, написанный Бетховеном в период с 1804 по 1807 гг., почти в одно время с Четвёртой, Пятой и Шестой симфониями, Фантазией для фортепиано, хора и оркестра и Мессой до мажор.… … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Шопен) … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Чайковский) … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 5 (Бетховен) — Концерт для фортепиано с оркестром № 5 Ми бемоль мажор, соч. 73, известный как «Император». Был написан Бетховеном между 1809 и 1811 годами в Вене. Первое исполнение состоялось 28 ноября в 1811 году в Лейпциге. В 1812 году концерт был… … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Бетховен) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до минор сочинение Людвига ван Бетховена, opus 37. История Концерт был написан композитором в 1800 году и… … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Бетховен) — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные исто … Википедия

Бетховен — Бетховен, Людвиг ван Запрос «Бетховен» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Людвиг ван Бетховен Ludwig van Beethoven Людвиг ван Бетховен на портрете Карла Штилера … Википедия

БЕТХОВЕН Людвиг — БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (крещен 17 декабря 1770, Бонн 26 марта 1827, Вена), немецкий композитор, представитель венской классической школы (см. ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА). Создал героико драматический тип симфонизма (см. СИМФОНИЗМ) (3 я… … Энциклопедический словарь

Концерт (муз. произведение) — Концерт (нем. Konzert, от итал. concerto ≈ концерт, гармония, согласие, от лат. concerto ≈ состязаюсь), музыкальное произведение, в котором меньшая часть участвующих инструментов или голосов противостоит большей их части или всему ансамблю,… … Большая советская энциклопедия

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Видео

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Л. ван Бетховен. Концерт №2 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор

Л. ван Бетховен. Концерт №2 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор

Памяти великого композитора. Л. ван Бетховен

( 17 декабря 1770 , Бонн — 26 марта 1827, Вена)

Концерт №2 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор, соч. 19

Второй фортепианный концерт начат Бетховеном ещё в 1795 г., а закончен три года спустя, раньше первого концерта соч. 15, но был издан и исполнен позже,поэтому и получил второй порядковый номер.

В музыке концерта ещё довольно мало «настоящего» Бетховена, в ней гораздо больше моцартовской легкости и изящества. Однако менее всего концерт является «подражательным» сочинением- мастерство формы и симфонической драматургии, импровизационная свобода партии солиста, соотношение фортепиано и оркестра выдают руку гения, главные достижения которого ещё впереди, но в музыке которого уже ощущается могучая творческая сила. Про второй концерт можно сказать словами современника Бетховена, относящимися к другому его раннему сочинению- «в нем есть вдохновение, могущее утешить мир, оплакивающий смерть Моцарта».

Первая часть (Allegro con brio) начинается героическими фанфарами оркестровой экспозиции, которые сменяются нежными, певучими фразами в духе кантилен итальянской оперы. Героический образ главенствует, но вступление солиста меняет настроение. развитие поворачивается в лирическую струю. Побочная партия дышит светлой безмятежностью, лирический характер сохраняют краткая разработка и реприза. Сольная каденция- самый яркий раздел части; волевая ритмическая активность, подчеркнутая полифоническим развитием, выдает в ней истинно бетховенский дух.

Вторая часть (Adagio, ми-бемоль мажор) своей возвышенной лирикой напоминает медленные части поздних симфоний и концертов Моцарта. И в то же время в ней угадывается строгая простота поздних бетховенских Adagii. Несмотря на небольшие размеры и непритязательность формы (она состоит из проведения двух тем и их вариационного повторения), эта часть является одной из самых вдохновенных страниц музыки Бетховена- недаром её красотой восхищался П.И.Чайковский.

Подвижный, моторный финал концерта (Rondo. Molto allegro) проникнут неукротимым весельем , бодрой танцевальностью. «Упрямые» ритмические акценты рефрена, упругая ритмика побочной темы, мнимая «драматичность» центрального эпизода складываются в общую картину энергичного. волевого, ритмически активного движения. Эта часть стала прообразом финалов последующих инструментальных концертов Бетховена.

Фортепиано: Gabrielius Alekna
Дирижер: Juozas Domarkas

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром №4 G-dur, Op. 58

1. Allegro Moderato
2. Andante con moto
3. Rondo (Vivace)

Maurizio Pollini (фортепиано), Wiener Philharmoniker, дир. Karl Böhm

Су-Чон Анн, Beethovenfest (только финал)

Эскизы концерта датированы 1805 годом. К июлю следующего года Бетховен работу в основном закончил. Издание относится к августу 1808 года (партитура— только в 1861 г.). В марте 1807 года Бетховен сыграл по рукописи Четвертый концерт во дворце князя Лобковица; в программе значились также первые четыре симфонии и увертюра «Кориолан». Готовя авторскую академию 22 декабря 1808 года, Бетховен не предполагал сам исполнить намеченный к открытой премьере Четвертый концерт из-за ослабления слуха и обратился к Ф. Рису с предложением сыграть его. Но до академии оставалось всего пять дней, Рис побоялся, что не сумеет разучить сложную партию; он рекомендовал Бетховену включить в программу Третий концерт. Тот обиделся и, усмотрев в этом — возможно, не без основания — скрытое неодобрение нового произведения, передал его Ф. Штейну. Но и последний подвел автора, за день до репетиции объявив, что повторит недавно им сыгранный все тот же Третий концерт. Тогда Бетховену не оставалось ничего другого, как самому показать отвергнутое другими пианистами творение. Это было его последнее публичное пианистическое выступление. Критик Рейхардт отметил «необычайную трудность» концерта, а в исполнении Бетховена — «удивительное совершенство и предельную виртуозность». Рейхардт писал далее: «Adagio 1 — замечательную часть с красивой выдержанной мелодией — он подлинно пел на своем инструменте с чувством глубокой меланхолии».

Четвертый концерт более не исполнялся и был забыт на долгие годы. Сохранились два варианта каденции к первой части и каденция к финалу; они были записаны Бетховеном в 1809 году.

Концерт был блестяще исполнен Мендельсоном в Лейпциге в 1836 году. Присутствовавший на его исполнении Шуман был так сильно впечатлен сочинением и талантом исполнителя, что по его словам, «сидел на месте, затаив дыхание и боясь пошевелиться».

Четвертый концерт по праву считается наиболее лиричным среди других бетховенских произведений этого жанра, хотя лирикой никак не исчерпывается его содержание. Возможна известная аналогия с бетховенскими четными симфониями, в первую очередь Четвертой и позже написанной Шестой. Действительно, лирическое начало богато отображено в первой и во второй части концерта, иногда прорываются пасторальные черты (ср. побочную партию из первой части с побочной финала, прим. 30 и 37), а в финале преобладает не озорная шутка, не юмор, а скерцозность. В то же время, как и в других концертах, в музыкальном развитии есть драматизм, стремительность, энергия и блеск.

По словам друзей Бетховена, когда создавалась вторая часть концерта, он был вдохновлен античным сказанием об Орфее, который пением своим укрощает силы ада: гневные фурии пытались не допустить его в подземное царство, где томилась Эвридика — возлюбленная мифического певца. Возникали и другие программные ассоциации. Так или иначе, здесь почти зримо, наглядно представлены две противоборствующие воли и показано, как под натиском искренних, взволнованных чувств колеблются сковывающие их преграды. И чем сильнее под этим натиском отступают, замирая, непреклонные басы, тем все более ширятся жалобные фигурации солиста; трели и пассажи фортепиано приобретают страстный характер. Но слабеет драматический порыв и вновь слышатся таинственно угрожающие унисоны басов. На фоне застывших аккордов струнных — прощальный отзвук стенаний солиста (арпеджированное трезвучие ми минора с задержанной, «стонущей» II ступенью — фа-диез).

Источник

Оцените статью