Бейгельман этюды для домры ноты

Сборник этюдов для домры

специалист в области арт-терапии

УДК (377:78) (075.32)

А 26 Е.С. Андрианова. Домра в детской музыкальной школе. Этюды для малой домры.

Автор составитель: Сборник под редакцией преподавателя отделения «Инструменты народного оркестра» Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К. Щедрина», Тольятти. ТГУ, 2016. С. 66.

Печатается в соответствии с решением научно-методического совета Тольяттинского музыкального училища.

Публикация данного сборника представляет несомненный интерес для современной домровой практики и педагогики в качестве учебно-методического пособия для преподавателей в классе специальной домры и для студентов в качестве учебно-методического пособия для педагогической практики в классе специальной домры.

Редактор — составитель убедился, что преподавателям, особенно молодым, приходится подбирая репертуар этюдов, самостоятельно разрабатывать методические рекомендации: по технике исполнения, направлении движения правой руки, видов туше, принципов динамического развития, аппликатурных решений и др. До сих пор методических материалов, разработанных по всем вышеперечисленным признакам для домры малой крайне мало. А если и есть, то только частично.

Представленные в сборнике методические рекомендации по исполнению этюдов могут оказать положительное влияние на основные принципы подхода к овладению инструментом, и эффективному развитию виртуозности домристов.

1.Заведующая предметно-цикловой комиссии отделения «Инструменты народного оркестра», преподаватель по классу домры Ю.В. Шикина Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К. Щедрина», г. Тольятти;

2. Кандидат искусствоведения, профессор, лауреат международных конкурсов, заведующий кафедрой народных инструментов муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования городского округа Тольятти «Тольяттинская консерватория» Е.Г. Скрябина.

УДК (377:78) (075.32)

© Тольяттинский государственный университет, 2016.

© Е.С.Андрианова. Домра в детской музыкальной школе. Этюды для малой домры.

От редактора – составителя

Сборник «Домра в детской музыкальной школе. Этюды для малой домры» появился как результат процесса учебно-методических разработок преподавателя домры Андриановой Е.С. по проблеме развития и совершенствования домровой техники у учащихся ДМШ и ДШИ.

Актуальность выбранной темы обусловлена, прежде всего тем, что опыт скрипичной школы долгое время негативно сказывался на основных принципах подхода к овладению инструментом. Предложенные В. Чуниным, несколько практических советов для более спокойного и эффективного развития виртуозности, применены в методических рекомендациях к этюдам этого сборника.

Появление такого пособия стало актуальным, благодаря конкретизации поставленных исполнительских целей и задач в методических рекомендациях по исполнению этюдов.

Сборник представляет собой учебно-методическую пособие в области развития технических навыков домристов для ДМШ и ДШИ. 26 этюдов систематизированы по степени сложности и разделены по классам от I до VII включительно.

Все этюды подобраны на различные виды техники, ритмические рисунки, способы звукоизвлечения в порядке возрастания технической сложности. Конечно, развитие этих навыков невозможно без всего комплекса технического развития домриста (гаммы, упражнения, технические трудности в произведениях).

Сборник состоит из трёх основных частей: I часть — методические рекомендации для разучивания данным этюдов; II часть – этюды для каждого класса обучения, перед которыми идут «Требования к техническому минимуму», «Годовые требования», «Технические требования по гаммам», «Объем годовых программ», «Термины» именно для этого года обучения. В начале каждого этюда представлены методические рекомендации: по технике исполнения, направлений движения правой руки, видов туше, принципов динамического развития, аппликатурных решений и другие рекомендации; III часть — приложения, это музыкальная терминология, встречающаяся учащимся в процессе освоения данных этюдов и презентация сборника с видео файлами.

Научно – методической основой создания сборника этюдов являются труды: Чунина В., Александрова А., Вольской Т. Основные выводы по методике исполнения данного нотного материала автор сделал на основе собственного практического опыта работы и игры на инструменте, общения с коллегами-педагогами – домристами, имеющими значительный опыт работы в классе домры.

Данный сборник был представлен на городских методических чтениях в рамках проекта «Отделение народных инструментов представляет…» учениками класса Беловой О.В. 24 марта 2016 года и получил одобрение и поддержку от коллег-преподавателей народных инструментов, которые проявили желание использовать данный практический опыт в своей педагогической практике.

Методические рекомендации по исполнению этюдов сборника могут быть включены в программы технических зачетов по специальности, а также использованы в качестве инструктивного материала по педагогической практике. Доступность и удобство изложения позволяют использовать отдельные этюды при чтении с листа в средних и старших классах.

Заключение: Представленные в сборнике методические рекомендации по исполнению этюдов могут оказать положительное влияние на основные принципы подхода к овладению инструментом, и эффективному развитию виртуозности домристов.

Методические рекомендации для разучивания этюдов в ДМШ и ДШИ

«Технику нельзя создавать на пустом месте, как не может быть создана форма, лишенная всякого содержания». Большое место в совершенствовании исполнительской техники домриста занимает работа над этюдами. Она может быть успешной после того, как хорошо усвоены гаммы и упражнения, преодолены встречающиеся в них трудности. Этюды являются переходным звеном от гамм и упражнений к исполнению художественных произведений.

В этюдах преследуется цель дальнейшего совершенствования разнообразных приемов исполнительской техники. Здесь более тщательно отрабатываются ритмические рисунки, смена нюансов, чередование штрихов применительно к ритмическому рисунку, движению и характеру исполняемой музыки, оттачиваются всевозможные переходы в разные позиции. Если в гаммах, арпеджио и упражнениях отдельные переходы нужно было повторять по нескольку раз, то в этюдах такие повторы не предусмотрены, и все переходы положено делать в процессе игры.

Основная методическая направленность в подборе учебного материала в начальный период обучения – это подбор непродолжительных, несложных пьес, этюдов и гамм.

Работу с начинающими необходимо выстраивать, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Такие качества ученика как приспособляемость, восприимчивость, усидчивость и активность выясняются уже в процессе обучения; учитывая их, можно сделать занятия более эффективными. Маленький ребенок быстрее усваивает учебный материал в виде игры. Необходимые теоретические знания и практические навыки следует преподавать таким образом, чтобы не утомлять ученика сухостью изложения, т.е. используя игровое начало. Первоначальные этюды будут боле интересны наличием красочной картинки, которая помогает образному восприятию (в некоторых современных учебных пособиях это уже используется). Название этюда, стихотворный текст к нему тоже помогает конкретности, вызывая определённое эмоциональное отношение. С первых шагов необходимо уделять внимание метро-ритмической стороне, используя хлопки, шаги, тактирование и музыкальное сопровождение. Прежде чем приступить к изучению этюда на инструменте, желательно его проинтонировать голосом. Сольфеджирование является существенным компонентом педагогического процесса, особенно на первых порах обучения, поскольку активизирует слух и способствует более быстрому усвоению материала.

Подбирать этюды нужно целенаправленно, по степени трудности. Они не должны быть слишком легкими для исполнителя и чрезмерно трудными. В первую очередь домристу следует брать такие этюды, которые бы преследовали цель отработать те виды техники, которые им недостаточно хорошо освоены, например, исполнение трудных вариантов аппликатуры, каких-то приемов игры, или штрихов. Разучивая этюд важно логично, членораздельно, свободно исполнять музыкальные предложения, фразы. Дальнейшее совершенствование исполнения этюдов состоит в отработке хорошего качества звука, в исполнении тончайших нюансов. А это в свою очередь способствует овладению материалом и закреплению его в памяти. Работая над качеством звука, не следует играть этюд только в медленном темпе. Но перед тем как начать играть его в быстром темпе, нужно твердо выучить его на память. Замечательный пианист-педагог Г. Нейгауз о работе над музыкальным произведением сказал следующее: «Разучивая произведение, я его просто играю сперва очень медленно и точно в отношении нотного текста, представляя себе, как это должно звучать в окончательном виде, и добиваясь соответственно этому определенной звучности, нюансировки и фразировки». При такой работе нотный текст постепенно «оживает», так как перед вами раскрывается все более полноценно звуковой образ, а руки, так сказать «входят в текст».

Опыт скрипичной школы долгое время негативно сказывался на основных принципах подхода к овладению инструментом. В. Чунин предлагает несколько практических советов для более спокойного и эффективного развития виртуозности:

По воспитанию игровых навыков левой руки:

Взять за исходный диапазон домры-зеро-позицию грифа;

Исходные игровые позиции пальцев – полутоновая, как первое интервальное расширение её – отведение первого пальца на тон вниз, а несколько позже – по зиция мажорного тетрахорда (тон-тон-полутон) для игры в более высоких позициях грифа;

Использовать только адаптированный музыкальный материал, пока фиксируется исходное положение руки, округлая форма руки и закрепляются основные двигательные навыки;

Обучение игре на инструменте на начальном этапе не связывать с изучением нотной грамоты, а использовать приём игры «с рук»;

В начале обучения использовать пьесы- ключи, установочные упражнения, постепенно вводить этюды и пьесы более художественного содержания.

По воспитанию игровых навыков правой руки:

Исходное положение руки не ограничивать установочной формой, а вводить разнообразные хватки медиатора и положения руки, необходимые при игре pizz ., vibrato , дроби, где требуется раскрытая форма кисти в кулаке;

Упражнения в холостом скольжении по струнам развивают ощущение реальной опоры на них и освобождают от поиска побочных точек опоры, мешающим общей свободе игровых движений.

Необходимо как можно раньше вводить игровые приёмы, стимулирующие включение всех частей руки: локтя, предплечья, запястья и кисти, что необходимо для достижения разнообразных видов туше и атаки звука;

Для развития инерции в ротационном движении предплечья постоянно обращать внимание на чередование напряжения и расслабления мышц при исполнении опорных и не опорных звуков в различных группировках нот, а также при фиксации ритмической основы (ритмизованного тремоло) мелодии в кантилене.

Возможно, некоторые изложенные методические рекомендации при освоении этюдов в сборнике могут показаться довольно сложными. Однако, применение к ним методики В. Чунина, изложенной выше и аппликатуры значительно упрощает их усвоение. Считаю необходимым внедрение данной методики при освоении не только предложенных этюдов, но и всего домрового репертуара.

Требования к техническому минимуму по 1 классу

Задачи: ознакомление с устройством домры. Основы нотной грамоты. Посадка, постановка исполнительского аппарата. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на домре. Развитие музыкального слуха, образного мышления и творческой фантазии . Левая рука: изучение полупозиции и I позиции. Правая рука: pizz. б. п., начало освоения игры медиатором (приемы П,V,ПVПV). Освоение различных видов туше (нажим, бросок). Знакомство с основными музыкальными терминами. Простейшие ритмические рисунки.

Годовые требования для 1 класса

— гаммы (см. таблицу);

— 12-16 песен и пьес различного характера;

Технические требования по гаммам для 1 класса

Штрихи и исполнительские приемы

в одну октаву и тонические трезвучия в них.

pizz. б.п., при условии начала работы с медиатором: П–ударами вниз, ПVПV – на каждую долю, исполнение легато и стаккато.

Объем программ для 1 класса

постановочные упражнения, мелодии-пьесы

1 полугодие: академический концерт

2 полугодие: академический концерт

1 мажорная гамма

Термины для 1 класса

знак, повышающий звук на полутон

знак, понижающий звук на полутон

знак, отменяющий дествие бемоля или бекара

Этюд В. Семёновой № 2 «Часы» ля минор — на координацию движений обеих рук. Исполнительские задачи: ощутить разное сопротивление струн и добиться ровности ударов на разных струнах. (Рекомендуется исполнять не глядя на правую руку). Можно исполнять:

— по открытым струнам;

— в зеро позиции- 4-м пальцем;

— в 1-ой позиции, как предлагает автор, с 3 пальцем.

Основные виды туше: нажим–вниз или бросок-вниз. Динамически можно играть достаточно плотным звуком с выделением более высокой ноты «ре», проговаривая слова песенки-этюда.

Этюд В. Евдокимова ля мажор — на укрепление всех пальцев, начало освоения минорного тетрахорда (тон-полутон-тон). Исполнительские задачи: укрепление всех пальцев, мобилизация кисти и запястья левой руки. Первоначальные навыки освоения перемещения правой руки от подставки к грифу. Возможны два варианта исполнения:

— с каподастром на 5 ладу в предложенной скрипичной аппликатуре;

— второй вариант исполнять в зеро-позиции.

Пальцы левой руки на струне или максимально приближены к ней; в естественном комфортном состоянии, без «растяжек» в пределах кварты (ре-ля); пальцы, начиная с ноты «си», ставятся по хроматизму. Играть, соответственно нужно начать не со 2-го, а с 3- пальца. Встречающуюся ноту ми второй октавы играть на 1 струне 1 пальцем. Этюд достаточно сложен в штриховом плане. Четвертные ноты исполняются нажимом-вниз, восьмые броском вниз-вверх, а где указанно броском вниз — вниз. Во 2,8,10 тактах ноту «ми» играем 2 пальцем, а в правой руке броском вниз-вверх, или нажимом — скольжением вниз-вниз в последующую четверть. Динамика исполнения: следует обратить внимание на игру у подставки на форте и на грифе в динамике пиано, чередующиеся четко по 2 такта. Последние 4 такта нужно играть напротив резонатора 2 такта – форте, а последние 2 такта-пиано. Темп исполнения: на сколько позволяют технические данные учащегося. По-возможности, как и написано «подвижно, весело».

В этюде В. Семёновой №9 «Снег» ми минор – продолжение освоения игры тетрахордами, активизация работы каждого пальца. Исполнительские задачи: освоение игры тетрахордами с моментами подмены пальцев при переходах из позиции в позицию. Основные виды туше: начальные навыки игры staccato ударом-броском вниз-вверх. Первый тетрахорд считаю лучше играть не 3, а 4 пальцем. В 3-4 тактах активизация игры каждого пальца через открытую струну в дубль-штрихе. В 5 такте впервые встречается прием игры тремоло. Данный период повторятся дважды с небольшим изменением в конце. Динамика исполнения: можно играть в указанной динамике «р», а тренироваться в динамике « f » ударом — нажимом.

Этюд В. Семёновой №12 «Привидение» – освоение хроматической гаммы. Исполнительские задачи: укрепление пальцев на основе хроматической гаммы. В четвертом такте последнюю ноту «соль» рекомендуется играть не третьим, а 4-м пальцем в зеро-позиции. Применяемые штрихи: staccato . Основные виды туше: броски вниз-вверх. Динамика исполнения: точно по тексту. В первом такте, что бы выполнить динамику можно сыграть нажимом вниз ноту «си бекар». Также можно выделить последние четверти в окончании crescendo второго и 4-го тактов.

Требования к техническому минимуму по 2 классу

Задачи: стабилизация посадки и постановки исполнительского аппарата. Развитие первоначальных навыков игры на домре. Освоение I, II, III позиции, переходы в смежные позиции. Освоение игры медиатором, различные ритмические рисунки. Подготовка к эпизодическому тремоло. Развитие музыкально-образного мышления. Свобода исполнительского аппарата и качество звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.

Годовые требования для 2 класса

— Гаммы (см. таблицу);

— 4 этюда в тональностях до трех знаков (I и II позиция);

— 8 – 10 пьес различного характера;

— Чтение нот с листа (4-6 произведений);

— Подбор по слуху.

Технические требования по гаммам для 2 класса

Штрихи и исполнительские приемы

1 полугодие D-dur, E-dur, A — dur,

B-dur, F — dur, G -dur однооктавные с переходом в IV позицию.

и тонические трезвучия в них (арпеджио) в I позиции.

Ре минор и ля минор натуральный в

I позиции. Арпеджио.

pizz. б.п., при условии начала работы с медиатором : П–ударами вниз, ПVПV – на каждую долю, ПV – дубль-штрих.

Контрастная динамика. Игра гамм с динамическим развитием (crescendo, diminuendo)

Объем программ для 2 класса

8-10 пьес, 4-5 этюдов

Технический зачет, академический концерт

Термины для 2 класса

постепеное усиление звука

постепеное ослабление звука

знак, повышающий звук на полутон

знак, понижающий звук на полутон

знак, отменяющий дествие бемоля или бекара

Первый этюд А. Пильщикова ре мажор — на освоение мажорного тетрахорда (тон-полутон-тон) в первой позиции, активизации работы пальцев левой руки. Исполнительские задачи: формирование навыка позиционной игры. В разложенных терциях 13,14 тактов исполняем с обязательным удержанием ниже лежащего пальца на струне. Основные виды туше: нажим вниз, можно играть и нажимом вверх, например в репризе. Четверти или ударом — нажимом, или начинаем нажимом с тремоло. Динамика исполнения: 1 части этюда mf в 1 и 2-ой фразах к 3 такту. Последняя часть также mf . Динамическое развитие соответствует мелодическому движению, вверх cresc ., вниз dim . Повторы движения к вершинам мелодики подчеркиваются, и «скатываются» от основных долей такта в dim ., а в самом конце опять cresc . к последней вершине и последней точке этюда аккорду ре мажор. При большом объеме нотного текста для учащегося необязательно играть этюд полностью, возможно исполнение только первой части этюда.

Второй этюд А. Пильщикова ми минор — на освоение дубль-штриха. Основные виды туше: бросок вниз-вверх, либо нажим вниз-вверх. Возможно применить оба вида туше для различной динамики. В р — бросок вниз-вверх; mf нажим вниз-вверх. Этот прием активизирует работу пальцев левой руки и организует правильную, четкую работу правой руки. Этюд можно исполнять в предложенной «скрипичной» аппликатуре. Применяя зеро-позицию аппликатура меняется таким образом: нота «ля» не 3 и не 0,а 4 –й палец на струне «ми», «си» не 4, а 1 на струне «ля». В 4-м такте нота «ре», а в пятом нота «соль» играется 4-м пальцем, далее всё аналогично. В 9-такте переходим на игру по обычной аппликатуре первой позиции. Последнюю ноту этюда играем мягко на тремоло. Динамика исполнения: 1 части этюда р в 1-ой фразе ко 2-ой доле 2,4 тактов. Во 2-ой фразе динамика mf «скатываемся» от кульминации в нисходящем движении соответственно мелодическому движению. Далее следует подобная фраза , можно немного подчеркнуть основные доли всех трёх тактов. Окончание dim . с небольшим нажимом на верхушку фразы и постепенное замедление. Последняя нота на рр тремоло dim .

Этюд В.Панина ре мажор- ориентирован на ребенка 8-9 лет 2-ого класса, на игру с открытыми струнами, освоение 1 позиции, отработкой переходов со струны на струну через открытую струну. В основе этюда работа над мелкой техникой (трелеобразные движения). Во второй части этюда длительность трелеобразного движения увеличивается. Исполнительские задачи: минимизировать амплитуду движений играющего пальца, при удержании на месте пальца играющего нижний звук. Виды туше: нажим вниз-вверх при игре шестнадцатых нот, при игре восьмых нот нажим вниз-вниз. Акцентированные аккорды 8-ого и 16-ого тактов играем толчком. Следует обратить внимание на указанные в этюде направления движения: начало такта влево-вниз, окончание вправо-вниз. В 3-ем такте нажим вправо-вниз переходит в бросок вверх, а 7-ом,15-м тактах нажим вправо-вниз переходит скольжением в нажим на соседнюю струну. Динамика исполнения: в первом предложении этюда динамика развивается от mf в crescendo к 4 и 8-му тактам, во второй от р crescendo к f 7,8-х тактов.

Этюд Н. Бакланова продолжает работу над мелкой техникой (трелеобразными движениями) и игру в 1-ой позиции. Исполнительские задачи: как и в предыдущем этюде, минимизировать амплитуду движений играющего пальца, при удержании на месте пальца играющего нижний звук. Виды туше: нажим вниз-вверх при игре шестнадцатых нот; при игре четвертей и половинных- тремоло. Динамика исполнения: crescendo к ко 2-ой доле каждого 3 такта. Направления движения: начало каждого 1,3,5,7 тактов влево-вниз, начало каждого 2,4,6,8 тактов вправо-вниз. Каждый 4,8,12,16 такты нужно играть, как указано, на тремоло на dim .

Этюд В. Малярова направлен на освоение игры во II — III позиции, слухового контроля двухголосья, активизации работы пальцев левой руки с открытой струной. Исполнительские задачи: добиваться четкой координации броска игрового пальца на лад с падением медиатора на струну. Пальцы высоко не поднимать. Виды туше: нажим вниз-вверх. Динамика исполнения: выделяем первую из двух шестнадцатых. Направление движения распределяется по 1 такту, чередуясь вниз-влево, вниз-вправо. Темп достаточно подвижный.

Требования к техническому минимуму по 3 классу

Задачи: развитие и совершенствование навыков, полученных ранее. Овладение элементарными навыками и начальным художественным восприятием музыки. Игра в I – IV позициях, смена позиций. Уверенное освоение эпизодического тремоло и работа над кантиленой (тремоло legato). Работа над штрихами: легато, стаккато. Освоение колористических приёмов (натуральные флажолеты).

Годовые требования для 3 класса

— Гаммы (см. таблицу);

— 4 этюда до четырех знаков в ключе на различные виды техники;

— 6-8 пьес различных эпох и стилей;

— Чтение нот с листа;

— Подбор по слуху.

Технические требования по гаммам для 3 класса

Штрихи и исполнительские приемы

E-dur, A — dur, B-dur, F- dur, G-dur , С- dur в одну октаву и трезвучия в них.

e-moll, a-moll, h-moll в одну октаву (натуральный, гармонический минор, мелодический) и тонические трезвучия в них.

П–ударами вниз, ПVПV – на каждую долю, ПV – дубль-штрих, пунктирный ритм, переменный, staccato, non legato, ПV ПП, ПП ПV. Ритмы до 4 (2, 3, 4).

Игра гамм с динамическим развитием (crescendo, diminuendo)

Объем программ для 3 класса

8-10 пьес, 5-6 этюдов

Технический зачет, академический концерт

Технический зачет, академический концерт

Термины для 3 класса

постепеное усиление звука

постепеное ослабление звука

знак, повышающий звук на полутон

знак, повышающий звук на тон

знак, понижающий звук на полутон

знак, понижающий звук на тон

знак, отменяющий дествие бемоля или бекара

звук или паузу выдержать несколько дольше

прикосновение к струне в точках кратного деления её струны

В следующем этюде соль мажор В. Малярова отрабатывается игра по звукам трезвучий и квартсекстаккордов. Главная задача этого этюда воспитание слухового контроля при удержании нот каждого аккорда. Исполнительские задачи: в левой руке стараться поставить пальцы сразу на аккорд с дальнейшим их удержанием. Все аккорды играть в позиции, раскладывая по 3 струнам. Виды туше: нажим или нажим-скольжение вниз – восьмые ноты, шестнадцатые — нажим вниз-вверх, или бросок вниз-вверх, четверти с точкой-тремоло. Динамика исполнения: mf с опорой на основную долю такта. Шестнадцатые ноты играть с устремленностью к вершине мелодического развития и основной доле такта. Направления движения правой руки: 1,2,3,4,5 такты влево нажим — скольжение вниз, при движении шестнадцатых вправо бросок вниз-вверх. 6- такт – влево нажим- вниз. 7,8 такты играем как 5,6 такты. 15 такт средней части можно играть также по 3-м струнам 3,2,1 пальцами, последнюю ноту ре 3 октавы 4 пальцем (в позиции).

Этюд Р. Ильина «Козлик» ля-мажор- начало освоения ритмизованного тремоло, пунктирного ритма, игры со струны на струну, в контрастной динамике. Игра в первой позиции. Освоение мажорного тетрахорда (тон-полутон-тон). Растяжка от 1 к 4 пальцу в 4-ом такте. Исполнительские задачи:

— мобилизация правой руки для ровности исполнения дубль — штриха начиная нажимом или толчком со с снятием вниз или вверх.

— начало освоения пунктирного ритма.

Подготовка заранее и удержание восьмых нот, следующих после шестнадцатых пунктира. Стремление к легкости при броске в движении вверх-вниз, и исполнении пунктирного ритма со струны на струну. Виды туше: ритмизованное тремоло и тремоло — броском вниз-вверх, восьмые ноты – нажимом вниз, пунктир-нажимом-вниз вверх, акценты и sf толчком. Динамика исполнения: точно по тексту. Направления движения правой руки: произвольное.

Этюд Г. Дулова ми-минор на развитие беглости в восходящем и низходящем гаммообразном движении тетрахордами с небольшим возвратом, и в нисходящим фингирированными терциями. Исполнительские задачи: легкость исполнения в быстром темпе с опорой по основным долям такта при скоординированной работе обеих рук. Т ренируется растяжка 1-3,3-1;2-4,4-2 пальцев. Сложность аппликатурного решения в 9 такте. Предлагается четвертую восьмую играть 1-м пальцем во второй позиции, 2-3 ноты второй группировки восьмых играть 1-1 пальцем. Этюд скрипичный, поэтому возможны аппликатурные варианты при исполнении в зависимости от растяжки исполнителя. Варианты штрихового исполнения:

— все восьмые нажимом вниз — вверх; половинные-тремоло;

— две восьмые нажимом вниз — вверх; две восьмые нажимом вниз — вниз;

— две восьмые нажимом вниз — вниз; две восьмые нажимом вниз — вверх;

Динамика исполнения развивается по движению восьмых: вверх crescendo , вниз- diminuendo .

Сложность представляет игра в темпе (Скоро).

Этюд

Этюд А. Пильщикова ля мажор- с максимально уплотненной аппликатурой, работой над хроматизмами, укреплением пальцев левой руки. Исполнительские задачи: удерживать позиционное положение пальцев в левой руке, переходы из позиции в позицию осуществлять предплечьем. Виды туше: в группировках с репетициями основные доли такта нажим вниз, репетиции бросок вверх-вниз. В группировках с хроматизмами шестнадцатые ноты — бросок вниз-вверх, восьмые нажим –вниз, акцентированные ноты играть толчком. Динамика: в группировках с репетициями выделяем основные ноты такта, прослушивая двухголосье.

Требования к техническому минимуму по 4 классу

Задачи: работа над развитием музыкально-образного мышления. Работа над штрихами: легато, нон легато , стаккато. Отработка ранее полученных навыков. Совершенствование техники правой и левой руки. Развитие мелкой техники. Игра в I – VI позициях. Исполнение пьес с элементами виртуозности и более сложными ритмическими рисунками (триоли, секстоли , синкопы); длинной мелодической линии кантиленного характера. Развитие навыков художественного восприятия музыки. Знакомство с циклической формой (сюита, сонатина, соната, вариации и т.п.)

Годовые требования для 4 класса

— Гаммы (см. таблицу);

— Шрадик Г. Упражнения: §1, №№ 1-5

— 4 этюда на различные виды техники;

— 6-8 пьес различных эпох и стилей;

— 1 произведение циклической формы (сюита, сонатина, концертино, вариации и т.п.)

— Чтение нот с листа;

— Подбор по слуху.

Технические требования по гаммам для 4 класса

Штрихи и исполнительские приемы

E-dur, , G-dur в две октавы и тонические трезвучия в них.

e-moll, a-moll, h-moll (натуральный, гармонический и мелодический минор) в одну октаву и тонические трезвучия в них.

П–ударами вниз, ПV – дубль-штрих, пунктирный ритм, переменный, staccato, non legato, legato ПV ПП, ПП ПV, ритмические группировки – триоль на каждый звук.

Ритмы: до квинтоли.

Игра гамм с динамическим развитием (crescendo, diminuendo)

Объем программ для 4 класса

8-10 пьес, 5-6 этюдов

Технический зачет академический концерт

2.Пьеса по выбору

3. Обработка народной мелодии, танца

Термины для 4 класса

постепеное усиление звука

diminuendo(dim.)

постепеное ослабление звука

знак, повышающий звук на полутон

знак, повышающий звук на тон

знак, понижающий звук на полутон

знак, понижающий звук на тон

знак, отменяющий дествие бемоля или бекара

звук или паузу выдержать несколько дольше

прикосновение к струне в точках кратного деления её струны

Этюд Л. Бейгельмана ре мажор — на основные звуки тонических трезвучий, гаммообразных и хроматических тетрахордов, контрастной динамики и смены позиций. Исполнительские задачи: игра в 3 — 1 позициях. Удерживание последней ноты при переходе из позицию в позицию. Стремление к сильным долям такта при скоординированной работе обеих рук. Начало этюда играть в III позиции без использования открытых струн. В 11 такте происходит переход в I позицию с эпизодическим применением двойных нот. В 12 такте обратить внимание на подмену 3 на 2 палец при движении вверх. Далее идет тренаж связки 2,3,4 пальцев. А при переходе из 13 к 14 такту при движении вниз подменяется 1-й на 3-й палец и 2-й на 3-й в этом же 14 такте во 2-ой доле на «и». Реприза «а темпо» начинается с ля-мажорного септаккорда в V позиции, опять происходит тренаж связки 2,3,4 и 1,2,3 пальцев по разложенному трезвучью. Заканчивается этюд двумя восходящими тетрахордами с переходом в VII позицию и тонической секстой на растяжку 2 и 4 пальцев. Виды туше: шестнадцатые ноты — броском вниз-вверх, восьмые ноты – нажимом вниз в залигованных восьмых нажимом низ-вверх, акцент в конце этюда- толчком, четвертные ноты- тремоло. Динамика исполнения: первая фраза mf , шестнадцатые нужно играть с устремлённостью в 1-ю долю такта. Общее развитие динамики crescendo по 4 такта. В 8-ом такте crescendo шестнадцатых во 2-ю долю такта. Далее с точно таким же, указанным в нотах, выполнением динамических оттенков. Направления движения правой руки: произвольное, по желанию педагога.

Этюд Б. Страннолюбского ля минор — на трелеобразное движение от всех пальцев в уплотненной аппликатуре, и использованием «балалаечных» штрихов (1,2,4,6,8 такты, также в репризе и коде.) Исполнительские задачи: тренаж связки 3-4 пальцев. Удержание нижестоящего пальца на струне в трелеобразном движении. Д обиваться активного, четкого броска игровых пальцев на лады. Виды туше: шестнадцатые ноты — броском вниз-вверх, восьмые ноты – нажимом вниз в залигованных восьмых нажимом низ-вверх. В одном такте до репризы последняя нота нажим-скольжение, акцент в конце этюда — толчком. Динамика исполнения: контрастная mf ( f ), р. Играть со стремлением ко 2-ой доле каждого 2-го такта. Темп умеренный, перед репризным повторением небольшое замедление. Направления движения правой руки: произвольное, по желанию педагога.

Этюд Ю. Петрова до мажор — на применение триолей, дубль-штриха в триольной последовательности, начинающегося вниз со снятием вверх и дубль-штриха, начинающегося вверх со снятием вниз; акцентированого тремоло со снятием вверх в 1-ю долю такта. Исполнительские задачи: игра тетрахордами (то-полутон-тон) ,(тон-тон-полутон) . Тренаж переходов со струны на струну (с подцепами). Аппликатурные решения: 1 такт играть на струне D в 4 позиции со смещением 1 пальца в 3 позицию., 2-м такте — предлагаю остаться в этой же 3 позиции на струне D с последней нотой на струне А. Следующий пассаж тренирует тетрахорд (то-полутон-тон. на струне А, на струне D продолжаем пассаж в тетрахорде (тон-тон-полутон) со 2 пальца. 9,10,11 такты проработка этого же тетрахорда (тон-тон-полутон) с 1 пальца. Оставаясь в 3 позиции, играем разложенный аккорд с неудобными подцепами струн. 2 позиция 13,14,15 такты. 30,31 такты -3 позиция; 32,33 такты-2 позиция; 34,35 такты-1 позиция; через открытую струну переходим броском в 3 позицию 36 такт; 37 такт – 2 позиция; 38 такт -1 позиция проработка тетрахорда (тон-тон-тон) 39 такт во 2 позиции, 40 такт -3 позиции проработка тетрахорда (тон-тон-полутон) , 41 такт в 7 позиции предлагается играть с 1 пальца, ноты ми фа 2-2 пальцем со скольжением, далее по тетрахорду. Виды туше: В 17,19,21,25,27 тактах обратный штрих нажим вверх-вниз — вверх, толчок –вниз с тремоло со снятием нажим-вверх, следующая восьмая нажим-вниз. В остальных тактах – обычный штрих нажим вниз — вверх. Предпоследний аккорд – арпеджиато. Последний — акцент толчок. Динамика исполнения: первые 2 такта f на струне D , затем на струне А. Затем следующие 2 такта crescendo . Данная последовательность повторяется. Проработка тетрахордов играется на f .

Этюд А. Красавина ля мажор — для более сильных учеников 4 класса, направлен на развитие беглости пальцев левой руки. В этюде идет освоение хроматических гаммообразных пассажей со сменой позиций: восходящее движение и при нисходящем переход с 3 на 2 палец (17 ,25 такты). Исполнительские задачи: легкость в быстром темпе и стремление к сильной доле при скоординированной работе обеих рук. Виды туше: шестнадцатые ноты — броском вниз-вверх, восьмые ноты – нажимом вниз в залигованных восьмых нажимом вниз-вверх. Динамика исполнения: crescendo хроматического пассажей в восьмые ноты с последующим ослаблением динамики. Направления движения правой руки: шестнадцатые вправо бросок вниз-верх, восьмые влево нажим вниз.

Задачи: развитие и совершенствование музыкально-исполнительских навыков. Работа над качеством звукоизвлечения. Развитие мелкой техники. Освоение мелизмов – форшлаг, мордент , трель. Знакомство с исполнением двойных нот, расширение диапазона игровых навыков правой руки. Работа над осознанностью формы циклического произведения (сонатины, сонаты, сюиты, вариаций и т.п.).

Годовые требования для 5 класса

— Гаммы (см. таблицу);

— 3-4 этюда на различные виды техники;

— Шрадик Г. Упражнения: §1, №№ 1-10

— 1 произведение циклической формы.

— Чтение нот с листа;

— Подбор по слуху;

Термины для 5 класса

Штрихи и исполнительские приемы

E-dur, G-dur, A — dur в две октавы и тонические трезвучия в них.

e-moll, a-moll, h-moll, fis-moll (натуральный, гармонический и мелодический минор) в одну октаву и тонические трезвучия в них.

П–ударами вниз, пунктирный ритм, переменный, staccato, non legato, legato , marcato ПVПП, ПППV, ритмические группировки – дуоль, триоль, квартоль на каждый звук.

Игра гамм с динамическим развитием (crescendo, diminuendo)

Объем программ для 5 класса

8-10 пьес, 5-6 этюдов

Технический зачет, академический концерт

Технический зачет, академический концерт

Термины для 5 класса

постепеное усиление звука

diminuendo(dim.)

постепеное ослабление звука

знак, повышающий звук на полутон

знак, повышающий звук на тон

знак, понижающий звук на полутон

знак, понижающий звук на тон

знак, отменяющий дествие бемоля или бекара

звук или паузу выдержать несколько дольше

прикосновение к струне в точках кратного деления её струны

Этюд А. Пильщикова ля мажор — на двойные ноты в первой позиции и контрастную динамику. Исполнительские задачи: слуховой анализ длительности нот. Добиваться четкого, жесткого броска пальцев левой руки на лад и координации его с падением медиатора правой руки на струну. Возможны аппликатурные варианты исполнения этюда:

в 1 позиции (как написано) от начала 1 такт: 1-3(2 раза),1-0(2 раза),2 такт:2-3(2 раза),0-1(2 раза) и т.д.

1 такт: 2-3(2 раза),2-0(2 раза); 2 такт: 3-4(2 раза),0-1(2 раза); 3 такт: 3-4(3 раза),0-1(1 раз) и д.т.

Виды туше: бросок вниз, можно как вариант бросок вниз – вверх. Динамика исполнения: первая фраза mf , средняя часть р, реприза mf , coda от р crescendo к f последнего такта.

Этюд Н. Чайкина до мажор — с максимально уплотненной аппликатурой на продолжение освоения хроматизмов в более сложном варианте, и на освоение ритмической группировки секстолей. Возможно исполнение этюда не целиком для 4-х классов, а для 5—6 -х исполняется полностью от начала и до конца. Исполнительские задачи: развитие ритмической устойчивости в секстолях, тренаж растяжки от 1к 4 пальцам. Виды туше: шестнадцатые ноты — броском или нажимом (для более плотного звучания) вниз-вверх. Динамика исполнения: играть с устремлённостью к вершинам мелодического развития, динамический «откат» от этих вершин.

Этюд Ю. Петрова ре минор — направлен на развитие беглости пальцев левой руки. Переходы из позиции в позицию. В среднем разделе разложенные арпеджио для 4-5 класса. Исполнительские задачи: овладение рациональной техники смены позиций, техники игры арпеджио, «подцепов» струны. Задача — легкость исполнения в достаточно быстром темпе, отталкиваясь от основной доли такта и стремление к сильной доле при скоординированной работе обеих рук. В правой руке (игра «подцепом») развивает прямолинейные движения правой руки. Виды туше: шестнадцатые ноты — броском вниз-вверх, форшлаг – нажим-скольжение, акцент в конце этюда — толчком. Динамика исполнения: длинные фразы выстроенные в crescendo и такие же длинные фразы в dim .

Этюд Н.Красавина ре мажор — на развитие мелкой техники (чередование с открытой струной), на двухголосье, переходы из позицию в позицию через открытую струну для 4-5 класса. Исполнительские задачи: добиваться четкой координации броска игрового пальца на лад с падением медиатора на струну. Падение игровое четкое. Пальцы высоко не поднимать. Виды туше: шестнадцатые ноты — броском вниз-вверх, восьмые ноты – нажимом вниз в залигованных восьмых нажимом низ-вверх, акцент в конце этюда — толчком. Динамика исполнения: первая фраза mf , шестнадцатые играть с устремлённостью в 1-ю долю такта. Общее развитие динамики crescendo по 4 такта.

Задачи: совершенствование музыкально-исполнительских навыков. Развитие беглости. Работа над двойными нотами, соединением позиций и аккордовой техникой. Изучение красочных приемов игры – флажолеты (искусственные), pizz лев. рукой и т.п. Работа над стилистикой произведения и агогическими приемами выразительности. Самостоятельная работа над музыкальным произведением.

Годовые требования для 6 класса

— Гаммы (см. таблицу)

— Шрадик Г. Упражнения: §1, №№ 1-15

— 3-4 этюда на различные виды техники

— 4-6 произведений различных эпох и стилей

— 1-2 произведения циклической формы

— Чтение нот с листа

— Подбор по слуху

Технические требования по гаммам требования для 6 класса

Штрихи и исполнительские приемы

E-dur, F-dur, G-dur, A — dur в две октавы и тонические трезвучия в них.

e-moll fis-moll, g -moll, a-moll, (натуральный, гармонический и мелодический минор) в одну октаву и тонические трезвучия в них.

П–ударами вниз, пунктирный ритм, переменный, staccato, legato, non legato , marcato , ПVПП, ПППV, ритмические группировки – дуоль, триоль, квартоль, секстоль на каждый звук.

Игра гамм с динамическим развитием (crescendo, diminuendo)

Объем программ требования для 6 класса

8-10 пьес, 5-6 этюдов

Технический зачет, академический концерт

Технический зачет, академический концерт

Термины для 6 класса

постепеное усиление звука

diminuendo(dim.)

постепеное ослабление звука

знак, повышающий звук на полутон

знак, повышающий звук на тон

знак, понижающий звук на полутон

знак, понижающий звук на тон

знак, отменяющий дествие бемоля или бекара

звук или паузу выдержать несколько дольше

прикосновение к струне в точках кратного деления её струны

Этюд Ю. Петрова до мажор – для овладения рациональной техники разложенного арпеджио для 5-6 классов, сложная середина­ на выносливость 4 пальца. Исполнительские задачи: удержание пальцев левой руки в позиции при четкой координации броска игрового пальца на лад с падением медиатора на струну. Виды туше: шестнадцатые ноты — броском или – нажимом вниз-вверх. Динамика исполнения: mf с опорой на основные ноты такта. Направления движения правой руки: произвольное, по-желанию педагога.

Этюд Ю. Шишакова ля минор — на отработку навыков исполнения мелизматики: мордентов, форшлагов, с применением в конце этюда красочных приемов игры pizz ., флажолетов. Исполнительские задачи:

— добиваться легкости в исполнении четкой координации броска игрового пальца на лад с падением медиатора на струну;

— различать акцентировку мордента в основную долю и форшлага в ноту следующую за форшлагом;

— различать прямой и обратный мордент.

Аппликатурные решения: первые 2 фразы играются, как написано во 2 и 1 позициях. Такты 11,12,13(14) и последняя часть с аккордами (13 тактов до конца) позиционные броски с 1 пальца аккорда на 3(2) палец мордента. Семь тактов до конца этюда переход из 4 в 7 позицию, две последние ноты играть на 2 и 1 струне 1-2 пальцами соответственно. Шесть тактов до конца переход из 4 в 7 позицию, две последние ноты играть на 2 и 1 струне 2-3 пальцами. Пять тактов до конца переход из 4 в 7 позицию, две последние ноты играть на 1 струне 2-4 пальцами. Виды туше: морденты и форшлаги — броском вниз-вверх, восьмые ноты с точкой – броском вниз, восьмые ноты tenuto и аккорды — нажимом вниз, ноты pizz играть ср. п. правой руки. Динамика исполнения: р или mf , добиваться легкости в исполнении. В первых 2 фразах динамическое развитие по 2 такта: от основной доли такта в мордентах dim . восьмые в crescendo с устремлённостью в 3-ю долю такта. В 7,8 тактах crescendo в четвертные ноты такта. 9-10 такты играть как написано. В тактах с аккордами выделяем 3-ю долю — мордент. Направления движения правой руки: морденты и форшлаги — броском влево, восьмые ноты с точкой – броском или нажимом вниз вправо, аккорды нажимом вниз вправо, ноты pizz играть ср. п. правой руки.

Этюд Ю. Петрова ре минор — направлен на развитие мелкой техники, на растяжку 3 и 4,1-4 пальцев. Исполнительские задачи: минимизировать амплитуду движений, удерживать пальцы левой руки в нужной позиции. Виды туше: шестнадцатые ноты – броском или нажимом вниз-вверх. 4,3 такты до первой вольты и 2 такта до конца последнюю долю шестнадцатые играем нажим — скольжение вправо, а последнюю шестнадцатую бросок-влево. Динамика исполнения: шестнадцатые играть с устремлённостью от 1-ой доли такта. Общее развитие динамики направлено к кульминации в конце этюда. Динамические оттенки играть точно по тексту.

Задачи: работа с учащимися над личностным отношением к исполняемому музыкальному произведению на основе всех технических и художественных навыков, полученных в предыдущих классах. Развитие аппликатурной грамотности. Самостоятельная работа над музыкальным произведением.

Годовые требования для 7 класса

— Гаммы (см. таблицу)

— Шрадик Г. Упражнения: §1, № 1-20

— 1-2 концертных этюда

— 4-5 произведений различных эпох и стилей

— 1-2 произведения циклической формы

— Чтение нот с листа

— Подбор по слуху

Технические требования по гаммам требования для 7 класса

Штрихи и исполнительские приемы

Мажорные и минорные двухоктавные гаммы, тонические трезвучья в них.

Однооктавные гаммы в терцию и сексту ПП, ПV.

Обращения тонического трезвучия аккордами.

Гармонические последовательности аккордами с обращениями Т- S — D — T .

Все изученные штрихи. Ритмические группировки от дуоли до октоли.

Объем программ для 7 класса

8-10 пьес, 5-6 этюдов

Технический зачет, академический концерт

2.Пьеса по выбору

3. Обработка народной мелодии или танца

Знание наиболее употребительных терминов:

Смотри (Словарь музыкальных терминов )

Этюд Ю. Шишакова соль мажор — на мелкую и крупную аккордовую технику. Исполнительские задачи: воспитание слухового контроля, умения дослушать до конца ноту перед каждым последующим аккордом. Виды туше: восьмые ноты — броском вниз-вверх, подражая балалайке. Средняя часть pizz . б.п. правой руки. Динамика исполнения: играть с устремлённостью восьмых в 1-ю долю такта. Общая динамика точно по тексту. Направления движения правой руки: произвольное, по желанию педагога.

Этюд Ю. Петрова ля минор — для отработки группетто, сочетания различных ритмов, штрихов легато и стаккато. Исполнительские задачи: броски из позиции в позицию на большие расстояния, отработка движений предплечья и локтя левой руки вниз и вверх по грифу. Играть уплотненной аппликатурой, не вытягивая пальцы. В средней части тренаж игры разложенных арпеджио репетициями и «подцепа» соседней струны начала каждого такта. Виды туше: тридцатьвторые ноты — броском вниз-вверх, шестнадцатые и восьмые ноты – нажимом вниз, в восьмых с точкой «отжимать» струну пальцами левой руки для укорачивания длительности наполовину, залигованные шестнадцатые, в средней части, играть первую ноту нажимом вниз, а вторую вверх броском (подцепом), арпеджированный аккорд играть скольжением в правой руке. Аппликатурные решения: Самое начало этюда играть как написано с 3 пальца левой руки, тренируя связку 3 и 4 пальцев, либо начинать со 2 пальца, как в последующих тактах, что более удобно. Обратить внимание на такты: 9,10,11,12. В 9 такте ноту ля 1-ой октавы играть в 3 позиции на струне «ми», далее ноту ля 2-ой октавы играть портаменто от 1 пальца в 4-ый, повтор этой ноты играть на 2-ой струне в 7 позиции. Следующие такты (10,11,12) играть аналогично этому такту, начиная из 1 позиции с портаменто соответственно от 3,3,1-го пальцев. В 13,14,15 тактах самые нижние ноты играть на струне «ми» указанной аппликатурой. Средняя часть: начало играть в I позиции, каждые залигованные шестнадцатые играть на разных струнах. Представляет интерес позиционная игра от 9 такта средней части — в III позиции – ля второй октавы 3 палец, ми второй октавы -2 палец, до 2 октавы 4 палец, ля1 октавы 1 палец. в 27 такте играть той же аппликатурой, но во II позиции, в 28 такте – в I позиции, в 29 такте – в I полупозиции. 30 такт обязательно играть по открытым струнам с «подцепом», а не на одной струне, что более удобно. Последние три такта играть в III позиции, начиная с 4 пальца (до 3 октавы.) последние три ноты делаем скачок в VI позицию. Динамика исполнения: в первой части этюда подчеркиваем 1-ю и вторую доли такта. Группетто играем с устремлённостью во вторую долю такта. Последующие восьмые играть легко, стаккатированно в dim . Хроматический переход ко второй фразе играть crescendo в легатиссимо в левой руке. Вторая фраза играется по динамике также как первая. В третьей фразе выделяем скольжение и верхние ноты тактов (9,10,11,12,13,14,15). Среднюю часть играть на m р, отталкиваясь от первой доли играть по движению мелодической линии. если вниз, играем dim ., если вверх, то играть crescendo . Направления движения правой руки: произвольное, по желанию педагога.

Этюд Е. Евдокимова фа минор — на освоение форшлагов всеми пальцами левой руки. Начинать играть со струны «ля» ноту «до» правой рукой скольжением в правой руке на струну «ре» в ноту «ми бекар» и завершаем движение ударом вверх нотой «фа». Повторяем форшлаг. Следующий такт и подобные такты играем аналогично первому. Исполнительские задачи: продолжение освоения приёма игры форшлагов, минимизировать амплитуду движений играющего пальца при постоянном слуховом контроле пальца играющего нижний звук, удержание его на месте. Виды туше: восьмые ноты – нажимом вниз, форшлаг скольжение или нажим вниз, а следующая за ним нота бросок вверх. Шестнадцатые ноты нажим вниз-вверх. Последний аккорд арпеджиатто нажим-скольжение. Динамика исполнения: mf , отталкиваясь от 1-ых долей тактов в 1-ой фразе, развитие динамики в crescendo к 4 такту. Во второй фразе отталкиваясь от 1-ых долей тактов развитие динамики в crescendo к 3 такту (самой высокой ноты по мелодии) и соответственно далее dim . Последующее динамическое развитие с опорой на мелодическое движение этюда, но так же, как рассмотрено в первых двух фразах.

Словарь музыкальных терминов

Adagio (адажио) — 1) обозначение темпа: медленно (медленнее, чем анданте, но подвижнее, чем лярго); 2) часть произведения или отдельная пьеса в данном темпе.

Adagissimo (адажиссимо) — обозначение темпа: очень медленно.

Ad libitum (ад либитум) — «по желанию»: указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib.

Agitato (ажитато) — обозначение выразительности: «взволнованно».

A cappella (а капелла) — термин, относящийся к хоровой музыке, предназначенной для исполнения без инструментального сопровождения.

Allargando (алларгандо) — «расширяя». Обозначение, относящееся одновременно и к темпу (некоторое замедление), и к выразительности (подчеркивание каждого звука).

Allegretto (аллегретто) — 1) обозначение темпа: медленнее, чем allegro, и скорее, чем andante; 2) достаточно подвижная небольшая пьеса или часть цикла.

Allegro (аллегро) — «весело, радостно»; 1) обозначение темпа: скоро; 2) пьеса в темпе аллегро, часть цикла, первая часть классического сонатно-симфонического цикла (сонатное аллегро).

Andante (анданте) — 1) обозначение темпа: умеренно; 2) пьеса в темпе анданте или часть цикла.

Andantino (андантино) — 1) обозначение темпа: подвижнее, чем andante; 2) небольшая пьеса в темпе andante или часть цикла.

Animato (анимато) — обозначение выразительности: «одушевленно».

Assai (ассаи) — «очень»; например, adagio assai — очень медленно.

Attacca (атака) — 1) указание в конце какой-либо части, предписывающее начинать следующую часть без перерыва; 2) отчетливость, ясность, с которой берет тон солист, или точность, четкость одновременного вступления участников ансамбля, оркестра, хора.

A tempo (а темпо) — возвращени.е к первоначальному темпу после его изменения.

Affettuoso (аффеттуозо) — обозначение выразительности: «с чувством».

Brilliante (бриллианте) — блестяще.

Brio, con brio (брио, кон брио) — весело, возбужденно.

Buffo (буффо) — комический, смешной.

Cantabile (кантабиле) — певучий, связный стиль исполнения.

Con brio (кон брио) — обозначение выразительности: «живо».

Con moto (кон мото) — обозначение темпа и выразительности: «с движением».

Con fuoco (кон фуоко) — обозначение выразительности: «с огнем».

Crescendo (крещендо) — обозначение динамики: постепенное усиление громкости. Обозначается также вилочкой.

Da capo (да капо) — «с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.

Dal segno (даль сеньо) — «начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака ; сокращенно D.S.

Divisi (дивизи) — указание для участников ансамбля, предупреждающее о разделении партии на несколько самостоятельных голосов.

Diminuendo (диминуэндо) — динамическое указание, аналогичное decrescendo.

Doloroso (долорозо) — указание выразительности: «скорбно».

Dolce (дольче) — указание выразительности: «нежно», «ласково».

Decrescendo (дэкрещендо) — динамическое указание: постепенное ослабление громкости. Обозначается также вилочкой.

Espressivo (эспрессиво) — выразительно.

Fine (фине) — конец (традиционное обозначение в партитуре).

Forte (форте) — обозначение выразительности: громко; сокращенно f.

Fortissimo (фортиссимо) — очень громко; сокращенно ff.

Glissando (глиссандо) — исполнительский прием при игре на инструментах, заключающийся в легком скольжении пальца по струне вдоль грифа у струнных, в скольжении одного или нескольких пальцев по клавиатуре (чаще всего по белым клавишам) и т.д.

Grave (гравэ) — обозначение темпа и выразительности: медленно, торжественно.

Giocoso (джокозо) — весело, игриво.

Larghetto (ларгетто) — 1) обозначение темпа: медленно, но несколько подвижнее, чем лярго; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе.

Largo (ларго) — буквально «широко»: 1) обозначение темпа; в общепринятом смысле — самый медленный темп из возможных; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе.

Legato (легато) — обозначение выразительности: связно, без разрывов между звуками.

Leggiero (леджиеро) — обозначение выразительности: легко, грациозно.

Lento (ленто) — обозначение темпа: медленно.

L»istesso tempo (листэссо тэмпо) — «в том же темпе»: обозначение указывает, что темп сохраняется, даже если в дальнейшем употребляются иные нотные длительности.

Ma non troppo (ма нон троппо) — не слишком; allegro ma non troppo — не слишком быстро.

Marcato (маркато) — обозначение выразительности: отчетливо, с ударением.

Meno (мэно) — «менее»; meno mosso (мэно моссо) — обозначение темпа: спокойнее, не так быстро.

Mezza voce (мецца воче) — вполголоса.

Mezzo forte (меццо фортэ) — не очень громко. сокращенно mf.

Mezzopiano (меццо пиано) — не очень тихо, сокращенно mp.

Moderato (модерато) — обозначение темпа: умеренно, между andante и allegro.

Molto (мольто) — очень; обозначение темпа: molto adagio — обозначение темпа: очень медленно.

Non troppo (нон троппо) — не слишком; allegro ma non troppo — обозначение темпа: не слишком быстро.

Non legato (нон легато) — не связно.

Pesante (пезанте) — обозначение выразительности: тяжело.

Pianissimo (пианиссимо) — очень тихо; сокращенно: pp.

Piano (пиано) — тихо; сокращенно: p.

Piu (пиу) — больше; piu allegro — обозначение темпа: быстрее.

Poco a poco (поко а поко) — мало-по-малу, постепенно.

Portato (портато) — способ звукоизвлечения, между legato и staccato.

Prestissimo (прэстиссимо) — обозначение темпа: исключительно быстро; быстрее, чем presto.

Presto (прэсто) — обозначение темпа: очень быстро.

Rallentando (раллентандо) — обозначение темпа: постепенно замедляя.

Ritardando (ритардандо) — обозначение темпа: постепенно замедляя.

Ritenuto (ритенуто) — обозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando.

Rubato (рубато) — гибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от равномерного темпа с целью достижения большей выразительности.

Scherzando (скэрцандо) — игриво.

Simile (симиле) — также.

Sostenuto (состэнуто) — обозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу.

Sotto voce (сотто вочэ) — обозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно.

Spiritoso (спиритозо) — с воодушевлением.

Staccato (стаккато) — отрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения — legato (легато), связно. Staccato обозначается точкой над нотой.

Sforzando (сфорцандо) — внезапный акцент на звуке или аккорде; сокращенно .

Segue (сэгуэ) — продолжать, как раньше: указание, которое, во-первых, заменяет указание attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что и раньше (в этом случае чаще употребляется обозначение sempre).

Semplice (сэмпличэ) — обозначение выразительности: просто.

Sempre (сэмпрэ) — постоянно, всегда; sempre pianissimo — все время очень тихо.

Subito (субито) — внезапно, сразу.

Tutti (тутти) — все вместе; в барочной ансамблевой музыке термин относится ко всем исполнителям, включая солирующие партии; в более поздней оркестровой музыке термин относится к разделам, исполняемым всем оркестром.

Tenuto (тэнуто) — выдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности.

Tempo primo, Tempo I (темпо прима) — первоначальный темп, a tempo (а темпо) — в прежнем темпе.

Una corda (уна корда) — взять левую педаль.

Vivace (виваче) — обозначение темпа и выразительности: быстро, живо,скорее, чем

Allegro, но менее скоро, чем Presto.

Vivo (виво) — живо.

Quasi (квази) — как, подобно; quasi marcia — как марш.

Методические рекомендации для разучивания этюдов в ДМШ и ДШИ……..4

Требования к техническому минимуму, годовые, по гаммам, объем программ, термины для 1 класса ……………………………………………..………………7

Методические рекомендации и этюды для учащихся 1 класса ………………9

Требования к техническому минимуму, годовые, по гаммам, объем программ, термины для 2 класса ……………………………………….……………….…14

Методические рекомендации и этюды для учащихся 2 класса ……..………16

Требования к техническому минимуму, годовые, по гаммам, объем программ,

Методические рекомендации и этюды для учащихся 3 класса …………….23

Требования к техническому минимуму, годовые, по гаммам, объем программ, термины для 4 класса ……………………………………………………..…. 25

Методические рекомендации и этюды для 4 класса …………………….…..31

Требования к техническому минимуму, годовые, по гаммам, объем программ, термины для 5 класса …………………………………………………………..33

Методические рекомендации и этюды для учащихся 5 класса ………. ….39

Требования к техническому минимуму 6 класса ……………………….…. 43

Методические рекомендации этюды для учащихся 6 класса ………………48

Требования к техническому минимуму, годовые, по гаммам, объем программ,

Методические рекомендации и этюды для учащихся 7 класса ………….…55

Приложение: Словарь музыкальных терминов……………………………. 60

Список использованной литературы ……………………………..……….…..66

Список используемой литературы

Бурнатова Т. Вопросы методики обучения игре на домре. — Челябинск, 2007

Вольская Т. Специфика артикуляции на домре. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. — Свердловск, 1988

Вольская Т. Школа мастерства домриста. — Свердловск, 2007

Круглов В. Искусство игры на домре. – М., 2003

Лукин С. Уроки мастерства домриста. Ч. I — V . – М., 2005

Олейников Н. Вопросы совершенствования техники левой руки домриста. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. — Свердловск, 1998

Чунин В. Нотная папка домриста. Тетрадь 1-3 — М., 2003

Чунин В. Вопросы артикуляции на домре — М., 2001

Чунин В. Школа игры на трёхструнной домре.- М.: Сов. Композитор, 1986

Источник

Читайте также:  Гитара гибсон как это сделано
Оцените статью