Безладовая струнная бас гитара

История безладового баса

Поделиться с друзьями:

Наверное, многие бас-гитаристы, или даже большинство, мечтает хотя бы попробовать поиграть на безладовом басу. Те, у кого такой бас имеется, чаще всего используют его в качестве дополнения к стандартному. А некоторые же, наоборот, предпочитают безладовую бас-гитару стандартному инструменту. А Вы задумывались когда-нибудь как и когда появился этот самый безладовый бас? Пришло время заглянуть на страницы истории этого прекраного инструмента. Как известно, толком не известно когда же все таки и кем был сконструирован безладовый бас. На сегодняшний день есть две основные версии его появления.

Первая версия появления безладовой бас-гитары. Согласно ей, безладовую бас-гитару изобрел не кто иной как кто. Правильно! Джако Пасториус. После того, как великий Джако отточил свое мастерство на стандартном Fender Jazz Bass 1962 года, в 1969 или в 1970 году ему захотелось какого-то нового «фирменного» звука. Тогда он решил достать лады из своего баса, получившиеся канавки замазал эпоксидной смолой, затем полакировал накладку грифа. Вот так вот и получил великий Джако свой «фирменный» звук, при этом став приписывать себе изобретение безладовой бас-гитары. Но так ли было на самом деле? А вот этого никто толком не знает. Но есть еще одна версия.

Вторая версия кажется более правдоподобной. Согласно ей первым широко известным басистом, игравшем на безладовом басу, был Билл Уаймэн (Bill Wyman) из The Rolling Stones. Сконструировал он ее как минимум в 61 году двадцатого века, а то и раньше. Причем, как и в первой версии Джако, из обычного стандартного ладового инструмента. Вот, что говорит сам Билл в интервью по этому поводу: «Я играл в ритм-н-блюзовой группе в 1961 году, тогда то я и купил его (бас) у одного парня — знакомого нашего барабанщика. До этого я играл на двух нижних струнах одной совершенно нестройной простой электрогитары, так что был жутко рад заполучить «настоящий» бас, который, к сожалению, оказался чертовски ужасным! Он дребезжал на каждой ноте — до того лады были старые и проточенные струнами. Я подумал, что вытащу их все и потом раздобуду и поставлю новые. Но когда я попробовал сыграть на безладовом грифе, звук получился реально приличным. Вот и не вставил новые лады, так что, я думаю, это и был первый безладовый электробас. Я использовал его на записи каждого альбома «Камней» и большинства синглов вплоть до 75-го года. Даже не подключенный этот бас замечательно звучит — у него есть собственный звук!»

Читайте также:  Как правильно держать гитар

Прошло еще несколько лет, прежде чем производство безладовых бас-гитар стало серийным. И началось все с компании Ampeg, которая в то время выпустила первую коммерческую партию безладовой бас-гитары AUB-I (или по другому Aubi). Ныне эта компания более известна своими отличными усилителями, нежели инструментами. И совсем скоро после выхода этой модели многие басисты были замечены с «безладами». Учитель Джако Пасториуса (по его же словам) Бернард Одум также не пренебрег обзавестись безладовой моделью.

А так ли важно нам знать кто первым изобрел такой бас (без ладов имеется ввиду)? Ведь если бы его не популяризировали, то он бы так и остался незамеченным. Следовательно, встает вопрос о том, кто ж его популяризировал. Ну а тут уже можно с уверенностью сказать, что виновником популяризации безладового баса был все тот же Джако Пасториус. Вот что он однажды в 1978 году заявил журналисту по этому поводу: «Похоже, я первый, кто заварил эту кашу с безладом, более того, я первый, кто чего-то реально достиг, другие просто не могут играть чисто, ты в курсе?». Двоякий смысл, не правда ли?! Что Джако хотел этим сказать? То, что он первый, кто добился успеха в игре на безладе или он вообще первый басист, игравший на нем… Но к сожалению ответа на этот вопрос мы уже никогда не узнаем. Несмотря на это, талант этого человека не вызывает ни капли сомнений, и мы по-прежнему можем наслаждаться примерами его феноменальной игры.

Интересный факт! Хотя нет… не факт. Скорее легенда о том, что перед выступлением Джако окунал свои пальцы в жир от жареной курицы, дабы придать им большую подвижность. Трудно верится, правда? =)) Хотя… Пасториус был личностью неординарной, и некоторые его поступки трудно было понять, поэтому может и это правда…

Читайте также:  Бременские музыканты сыщик ноты для

А теперь давайте поговорим о разнице между безладовым басом и стандартным с ладами. Ну, наличием и отсутствием ладов — это понятно. А какие еще есть отличия? В этом мы сейчас разберемся. Первое, о чем хотелось бы сказать и чем восхититься, так это тем, что ни один из нынешних электроинструментов не способен воспроизвести такой «поющий», «мурлыкающий» звук. Думаю, что Вы со мной согласитесь. Однако, извлечь такой чистый и красивый звук не так то просто. Требуются сотни часов занятий и столько же (если не больше) упорства, которые скорее всего басистам с обычным басом и не нужны. По словам Пасториуса, басист должен скорее «чувствовать» ноту, чем просто ее слышать. Высоту ноты нужно ощущать, а не просто находить ее на грифе. Может именно поэтому безладовую бас-гитару считают более женственной, нежели ее противоположность с ладами.

Следующее отличие, о котором не следует забывать — это то, что басист может с легкостью скользить по грифу, прижимая при этом не только просто ноты, но и аккорды. Звук получится плавный, ровный. При скольжении на басу с ладами звук как бы скачет, встречая на своем пути препятствия в виде ладов.

Также очень важна правильно поставленная техника и аккуратность, а еще контроль над степенью давления на струну. Недостатки в своей технике (если они есть) Вы можете наблюдать, например, когда делаете глиссандо. При правильном подходе струну нужно прижимать с одинаковой силой от начала до конца. А еще флажолет. Точнее слайд-флажолет (который возможен только на безладовом басу). Характерное средство выразительности можно получить за счет прижатия струны непосредственно после щипка, после чего повести по накладке грифа вверх или вниз. В 80-ых годах этот прием использовали очень часто. Даже чаще, чем очень часто. По этому поводу комментарий выдающегося сессионного бас-гитариста Джона Гиблина: «Не могу его больше слышать, хотя сам использую время от времени! Рон Картер был первым, у кого я услышал этот прием на контрабасе».

Как известно, все учатся на каких-то произведениях. Что же тогда послушать такого, чтоб с безладовым басом? — спросите Вы. Отвечаю. Ну, Пасториуса — это понятно, я думаю. Послушайте Джека Брюса — ярого поклонника Warwick Thumb bass, бывший участник группы Cream, начинавший свой путь в басовом мире с контрабаса. На вопрос, почему он дергает с такой силой струны, он ответил: «Моя техника осталась еще от контрабаса и я все еще так играю, даже на безладовой. Это, конечно, странновато, но это еще и от традиционного индийского инструмента — вины. Я учился играть на ней в 60-ых и недавно опять начал… Я думал, что я один такой, но когда познакомился с Джеймсом Джемерсоном, увидел, что он играет в основном указательным пальцем, ну и иногда средним и безымянным. Он заинтересовался вина-техникой, когда я сыграл с ее помощью очень быстрые пассажи. Иногда опыт игры на контрабасе может пригодиться!»

Следующий персонаж, заслуживающий пристального внимания — Пино Палладино. Свою карьеру он начинал на классической гитаре, однако, в 17 лет решил переключиться бас. И уже через год! он стал играть на безладе, а в 20 красовался в различных фанковых группах. Это привело его в The Millionaires, а затем на него все чаще стали обращать внимание различные электро-, а также поп-звезды начала 80-ых, например, Пол Янг и Гэри Ньюман. С Полом Янгом он записал песню в 1983 году, которая будет, наверное, уже всегда с ним ассоциироваться. Это кавер-версия на композицию Марвина Гэйя Wherever I Lay My Hat. Композиция начинается с партии Палладино, когда звуки его безладового баса выстраиваются в прекраснейшую мелодию, дополняя при этом Янга. И на самом деле эти две партии так прекрасно сочетаются между собой, что кроме них, больше никто из музыкантов не участвует на протяжении всего вступления, куплета и припева! В общем, наверное, не реально так представить. Настоятельно рекомендую прослушать ее всем, кто не слышал, особенно начинающим осваивать безладовую бас-гитару.

Следующий в моем списке — Гордон Самнер. Как, Вы не знаете такого? Знаете! Это всем нам известный «Стинг» — превосходный композитор, певец и продюсер. Виртуозно владеет беладовой бас-гитарой. Правда первые его работы не отличались чем-то особенным от того, что было модным в post-punk индустрии 1980-ых годов. Хотя на вкус и цвет, как известно, товарища нет, но все же… его лучшей работой, наверное, можно считать Spirits In The Material World, где повторяющийся басовый мотив куплета состоит из подвижных кластеров шестнадцатых и мастерски бескорыстных пауз. В то время, ну или вообще, Гордон играл в легендарной группе The Police, которая реально просуществовала не долго (всего с 1977 по 1986), хотя о роспуске группы никто не объявлял. На большинстве записей группы Стинг играл на стандартном басу, хотя на концертах он чаще всего предпочитал безладовый Ibanez Musician 1979 года. Позднее он решил экспериментировать с электроконтрабасом. Первый раз Стинг взял в руки безладовую бас-гитару прямо в день концерта. Представляете?! А Вы бы решились на такое? В добавок ко всему он еще и заметил, что если где-то и слажаешь — то главное сделать это с умным видом, как-будто так и надо, чтоб никто ничего даже не понял. Вообще, советую послушать его творчество, и творчество The Police. На этом о Стинге хватит =))

Лес Клейпул — один из самых ярких басистов наших дней, владеющих безладом. У него идеальная техника тэппинга, тремоло, слэпа как на стандартном басу, так и на безладе. Он очень увлечен хэви-металом (как в принципе и я =)). Был на прослушивании у Metallica, однако пролетел как фанера над Парижем (или Москвой, кому как нравится). А все из-за того, что был слишком ярким. Своим учителем Лес называет Гедди Ли (басист, а также вокалист progressive rock группы Rush, чьи альбомы я также настоятельно рекомендую послушать), который оказал на него огромнейшее влияние.
Кстати, замечен интересный факт. Вот английские музыканты подходят к инструменту более нестандартно. А вот Америка славится своими «технарями». Стив Бейли, Майкл Манринг, Гэри Уиллис — глядя на их игру рот сам невольно открывается. Кажется, ну как вообще такое возможно?! И сразу же хочется учиться самому. Ну, во всяком случае мне. Чего и вам желаю.

Вы наверное начинаете думать, что безладовый бас лучше стандартного? На самом деле так думают многие, и даже больше, чем Вы думаете. На этом я заканчиваю данную статью. Надеюсь, Вы почерпнули много полезной информации из этого поста. До новых встреч!

Источник

Как найти собственный звук на безладовой бас-гитаре

Поделиться с друзьями:

Приветствую вас, дорогие читатели блога bass-player.ru! Наверное задавать вам вопросы в самом начале статьи у меня уже входит в привычку =)) И тем не менее эта статья не исключение. Я не знаю почему так получается, наверное мне так легче писать и легче завязать с вами разговор. Не знаю… Ну в общем, сегодня на повестке дня встал вопрос о поиске своего собственного звука на безладовом басу. Может это какая-то бредовая статья, не знаю. Но мне кажется, что приведенные ниже советы, рекомендации, или бред сумасшедшего, в принципе это не важно. Назвать можно как угодно. Так вот, приведенные ниже рекомендации, возможно, помогут вам «найти себя» в мире безладового баса.

Найти свой собственный, отличающий вас от всех остальных, звук — дело, которое по праву можно назвать делом всей своей жизни. Самым простым ответом на вопрос как это сделать, наверное, будет — перепробовать кучу инструментов, всевозможные аппараты, различные струны и т.д. То есть экспериментировать, экспериментировать и еще раз экспериментировать. На сегодняшний день все бас-гитаристы (пользующиеся безладовым басом) разбились на, так сказать, два таких условных лагеря: на тех, кто ищет (или уже нашел) свой звук более подобный классическому, контрабасовому, более аккустическому; и на тех, кто большее предпочитает современный, более электрический звук. Но мне кажется, что следовать какому-то из этих направлений не совсем разумно.

Наверное, правильным решением будет найти такой звук, который полностью бы характеризовал именно вашу игру, вашу манеру. Вне зависимости от того, что сейчас в моде. Подходит ли вам вообще безладовая бас-гитара? Нужна ли на самом деле она вам? Вы задавались такими вопросами? Выяснить это можно, например, приобретя свой собственный хороший инструмент. Или же можно из стандартного инструмента достать лады и наполнить их, например, эпоксидной смолой или другим каким-либо наполнителем. Можно у кого-то одолжить на какой-то срок (мне кажется, это оптимальный вариант, если же Вы ограничены в средствах).

Так что, Вы определились в потребности безладового баса? Если да (да и если нет) то давайте разбираться, что же делает звук безладового баса таким привлекательным и вообще, что же такое привлекательный звук. Наверное, это то — как тянется взятая нота и вот это «рычание». Кто слышал — тот понимает о чем я говорю. Это не тот тяжелый вопль на средних частотах, а насыщение «низкой середины», которое и добавляет то эта теплая вибрация струн о накладку инструмента. Ну и конечно же этот тембр, схожий с контрабасом, лишенный вот этого лязгания о лады. Достаточно вспомнить Donna Lee из дебютного альбома Пасториуса.

Чтобы начать поиск «своего» звука прежде всего вам следует отложить в сторону эквалайзер, различные эффекты и т.п. Что же дальше? Давайте посмотрим, что говорит Штефен Манц из Warwick: «Звук зависит от потребностей исполнителя. Вообще я предпочитаю грифы из древесины твердых пород, например, ovangkol (древесина, по своим звуковым качествам родственная ореху). Наша компания производит грифы в основном из него. Жестче гриф — четче тон, меньше вибрации, дольше сустейн. Корпус тоже зависит от потребностей. Более традиционный тембр, сконцентрированный в частотной области высокой середины, получается, когда корпус изготовлен из мягкой или среднежесткой древесины ясеня или клена. Более округлые густые тона с четкими низами выходят, если корпус выполнен из твердой древесины, вроде bubunga или afzelia. Ovangkol по свойствам где-то посередине между ними».

У Пита Стивенса из Electric Wood, создавшего Wal bass, на котором играли многие известные басисты, в том числе Гедди Ли из Rush, также предпочтением пользуются экзотические породы деревьев: «Безладовые Wal делают в основном из американского грецкого ореха, без применения лаков для покрытия. Тон получается теплый и натуральный. Из эбенового дерева делают, как правило, накладки. Черное дерево гораздо тверже палисандра, имеет лучшую устойчивость к трению, так что сможет выдержать ежедневные нагрузки безладовой игры».

К слову сказать, популярность эбенового дерева в гитаростроении возрастает с каждым днем. Соответственно и поклонников становится все больше и больше. Например, Джон Гиблин. Послушайте композицию Питера Гэбриела и Кейт Буш «Babooshka» из альбома 1980 года «Never For Ever».

У всех музыкантов свои предпочтения. Если взять к примеру Джако Пасториуса, то у него были свои предпочтения по поводу того, из какого дерева должны быть различные части баса. Фендер, «рекламируя» свои инструменты говорил: «Мы делаем корпус из ольхи, гриф из клена, а накладку из розового дерева… Все как у Джако!»

По поводу грифа безладовой бас-гитары. Привинченный или сквозной. Который из них лучше? Чесни отмечает преимущества сквозного грифа: «Wal большой разницы между привинченным и сквозным грифом не имеет. Может, в некоторых случаях сквозной гриф несколько увеличивает сустейн, но если привинченный подогнан качественно — то особых различий нет».

Лео Фендер: «На самом деле это вопрос вкуса. На сквозном грифе получается более мягкий, смещенный к средним частотам тон с большим сустейном, тогда как на привинченном ярче атака и плотность, и поэтому гитара звучит «острее».

Warwick также отмечает то, что все зависит от личных предпостений музыкантов, при этом делая акцент на том, что на безладовой бас-гитаре действуют те же законы, что и на стандартном инструменте с ладами: «На привинченном грифе — сильнее атака, на сквозном — дольше сустейн и выразительнее низы. Гитара со сквозным грифом реагирует более ровно, сохраняя громкость по всей накладке грифа, тогда как на инструменте с привинченным грифом ярче звучат ноты, взятые в верхних позициях нижних струн или в нижних отрезках верхних струн».

А как сами струны влияют на звук безладового баса? Как быстрее понять какие лучше струны подойдут для создания своего собственного «фирменного» звука? Но у производителей нет однозначного ответа на этот вопрос. Также как и нет однозначного ответа на вопрос какие струны лучше для стандартного баса. Об этом я писал в этой статье. Electric Wood отмечает преимущества струн с никелевой круголой обмоткой, однако делает разные, по желанию заказчика: «На Wal ставили струны с круглой канителью, пока покупатели не стали требовать полуплоскую или плоскую обмотку. И хотя многие музыканты выбирают для своих безладовок струны с плоской канителью, на фирме все равно считают, что круглые звучат ярче и чище. Конечно, все это очень субъективно. Тип струн зависит от вкусов покупателей. В конечном итоге люди выбирают то, что им надо».

Уже вышеупомянутый Штефен Манц (как Вы помните из Warwick) согласен с тем, что заказчику нужно давать то, что он просит (или требует). Однако, сам он все-таки предпочитает струны из нержавеющей стали: «Струны с круглой канителью лучше подходят для современных звучаний (прошу на этом заострить внимание), и я считаю, что нержавейка лучше никеля. Плоскоканительные струны хороши для контрабасов и им подобных».

Фендер же предлагает струны с ленточной канителью (tapewound): «Мы полагаем, Fender 9050 из нержавейки с плоской обмоткой — они универсальны, при этом привносят убедительное контрабасовое звучание в ваш саунд».

По поводу струн на этом все. Теперь давайте рассмотрим звукосниматели. Хотя тут на самом деле тоже нельзя однозначно сказать какие датчики подойдут лучше именно для безладовой бас-гитары. Подойдут любые. Поставите два звучка Jazz — получите звук как у Джако Пасториуса. Заманчиво, правда? Например, Lakland и Warwick ставят комбинацию из хамма (располагающегося ближе к подставке) и сингла ближе к грифу. Выходит «рычащий», сочный звук.

Майкл Педулла. Знаете такого? Много полезной информации о нем Вы можете найти в различных источниках, в том числе и в интернете. Возможно и я когда-нибудь о нем напишу. Так вот, Майкл Педулла говорит: «На наш взгляд, сочетание PJ — лучший вариант для воспроизведения того, что дерево и струны делают в акустическом смысле. У Precision — стойкое «рычание» на средних частотах, которое замечательно сочетается с верхне-средними частотами датчика Jazz. Комбинация PJ адекватно передаст весь частотный диапазон инструмента на усилитель, колонку и эквалайзер. Если взять комбинацию JJ электроники Bartolini, то она даст более низкий тембр на переднем датчике и лучше подчеркнет средний диапазон на обоих. Комбинация из двух хамбэкеров даст много плотных низов, насыщенную середину и очень яркие верхние частоты».
Basslines — бас-отделение фирмы Seymour Duncan свое уважение к безладовой бас-гитаре выразило созданием специальной серии датчиков. Причем к участию в разработке был приглашен мастер безладового баса Стив Бейли. Так вот, система была оборудована наводящимся эквалайзером с переключателем, при помощи которого можно оптимизировать частотный контур с целью подчеркнуть обертона, которые так характерны для безладов, и усиления мощности сигнала на средних частотах. Стив Бейли говорит: «Когда мы работали над этой системой одной из наших целей было, чтобы все настройки были нейтральными — это я называю настоящим теплым, «джаз-басовым» тоном. Можно добавить средних частот для большей энергичности или басов для «пресижности». Для меня это простая система, работающая со всем частотным спектром».

На этой ноте, дорогие читатели, я заканчиваю писать. Надеюсь, был вам полезен и вам было интересно! Не забывайте, пожалуйста, оставлять комментарии, нажимать кнопочки социальных сетей и т.д. Спасибо! Заходите ко мне еще!

Источник

Оцените статью