Экзаменационные билеты по Сольфеджио 5 класс (5-летний курс обучения)
специалист в области арт-терапии
ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» ___________С.А.Бобров
«____» __________ 20 _ г.
Экзаменационные билеты 5 класса ОНИ, НДО.
преподаватель Боброва Е.А. (группа № 1)
Дать характеристику № 126 (Сольфеджио А. Варламовой, Л. Семченко):
Темп, характер исполнения.
Настройка в тональности № 126:
Спеть цепочку: Т53, D 6, T 53, D 65 – T 53, MVII 7 – Т53, S 64, T 53.
3. Спеть № 126 с дирижированием.
4. От звука «ля» построить и спеть: м7, М6, D 2.
5. Чтение с листа.
6. Теория. Рассказать правило «Четыре вида трезвучий», привести примеры.
7. Слуховой анализ.
Дать характеристику № 351 (Сольфеджио Б. Калмыков, Г. Фридкин):
Темп, характер исполнения.
Настройка в тональности № 351:
Спеть цепочку: Т53, D 7 — Т, D 65 — Т53, М VII 7 – Т53, S 64, Т53.
3. Спеть № 371 с дирижированием.
4. От звука «до» построить и спеть м6, Б64, М VII 7.
5. Чтение с листа.
6. Теория. Рассказать правила «Главные трезвучия лада», «Доминантсептаккорд», привести примеры.
7. Слуховой анализ.
Дать характеристику № 512 (Сольфеджио):
Темп, характер исполнения.
Настройка в тональности № 512
Спеть цепочку: Т53, Т6, D 43 – Т53, D 65 — T 53, S 64, Т53.
3. Спеть № 512 с дирижированием.
4. От звука «ре» построить и спеть м.3, М64, D 7.
5. Чтение с листа.
6. Теория. Рассказать правило «Обращение Доминантсептаккорда», привести примеры.
7. Слуховой анализ.
Дать характеристику № 622 (Сольфеджио Б. Калмыков, Г. Фридкин)
Темп, характер исполнения.
Настройка в тональности № 622:
Спеть цепочку: Т53 , S 53 , D 7 — T , D 65 – Т53, MVII7 – T 53 , S64, T53 .
3. Спеть № 622 с дирижированием.
4. От звука «до#» построить и спеть ч5, Б6, D 43.
5. Чтение с листа.
6. Слуховой анализ.
7. Теория. Рассказать правило «Обращение трезвучий», привести примеры.
Дать характеристику № 123 (Сольфеджио А. Варламовой, Л. Семченко):
Темп, характер исполнения.
Настройка в тональности № 123:
Спеть цепочку: Т53, S 53, D 6 , D 7 — Т, D 65 – T 53, S 64, T 53.
3. Спеть № 12 3 с дирижированием.
4. От звука «си» построить и спеть: ч4, М6, D 43.
5. Чтение с листа.
6. Теория. Рассказать правило «Тритоны», привести примеры.
7. Слуховой анализ.
Дать характеристику № 406 (Сольфеджио Б. Калмыков, Г. Фридкин):
Темп, характер исполнения.
Настройка в тональности № 406:
Спеть цепочку : t53, S53, D7-t3, D65 – Т 53, Ум VII7 – t53, S64, t53.
3. Спеть № 504 с дирижированием.
4. От звука «си b » построить и спеть ч5, Б6, D 2.
5. Чтение с листа.
6. Теория. Рассказать правила «Три вида минора. Гармонический мажор», привести примеры.
7. Слуховой анализ.
Дать характеристику № 469 (Сольфеджио Б. Калмыков, Г. Фридкин):
Темп, характер исполнения.
Настройка в тональности № 469:
Спеть цепочку: Т53, S 53, D 2– Т6, D 43 — T 53, S 64, Т53.
3. Спеть № 469 с дирижированием.
4. От звука «ля b » построить и спеть б6, М53, 65.
5. Чтение с листа.
6. Теория. Рассказать правило «Вводные септаккорды», привести примеры.
7. Слуховой анализ.
Дать характеристику № 476 (Сольфеджио Б. Калмыков, Г. Фридкин)
Темп, характер исполнения.
Настройка в тональности № 476:
Спеть цепочку: Т53, D 7 — T , D 43 – Т53, MVII 7– T 53, S 64, T 53.
3. Спеть № 476 с дирижированием.
4. От звука «ре b » построить и спеть м6, Б64, D 2.
5. Чтение с листа.
6. Слуховой анализ.
7. Теория. Рассказать правило «Хроматическая гамма», привести примеры.
Заместитель директора по учебной части
Заведующий отделением музыкально-теоретических дисциплин и хора
____________________С. Д. Киор
Экзаменационные билеты 3 класс Сольфеджио.
1. Дать характеристику № 94 (Сольфеджио А. Варламовой, Л. Семченко).
Спеть гамму, цепочку: Т53 — Т6 — S 53 – D 53 – D 7 – Т.
Спеть № 94 с дирижированием.
2. От звука «ля» построить и спеть м.2, ч.4, м.7, Б53, Ув53.
3. Чтение с листа.
1.Дать характеристику № 218 (Сольфеджио А. Варламовой, Л. Семченко).
Спеть гамму, цепочку: Т53 — S 53 – D 53 – D 7 – Т – S 64 – Т53.
Спеть № 218 с дирижированием.
2. От звука «до» построить и спеть м.3, б.6, ч.4, М53, Ум.53.
3. Чтение с листа.
1. Дать характеристику № 249 (Сольфеджио А. Варламовой, Л. Семченко).
Спеть гамму, цепочку: Т53 — S 53 – D 53 – D 7 – Т – S 64 – Т53.
Спеть № 249 с дирижированием.
2. От звука «си-бемоль» построить и спеть м.2, ч.8, ч.5, М53, Ум.53.
3. Чтение с листа.
1. Дать характеристику № 312 (Сольфеджио А. Варламовой, Л. Семченко).
Спеть гамму, цепочку: Т53 – D 64 — Т53 — S 53 – D 7 – Т.
Спеть № 312 с дирижированием.
2. От звука «ре» построить и спеть б.3, м.6, б.7, Б53, Ув.53,
3. Чтение с листа.
1. Дать характеристику № 317 (Сольфеджио А. Варламовой, Л. Семченко).
Спеть гамму, цепочку: Т53 — Т6 — S 53 – D 53 – D 7 – Т.
Спеть № 317 с дирижированием.
2. От звука «ми» построить и спеть м.2, ч.4, б.3, Б53, Ув.53,
3. Чтение с листа.
Дать характеристику № 94 (Сольфеджио А. Варламовой, Л. Семченко):
Темп, характер исполнения.
Настройка в тональности № 94:
Спеть цепочку: Т53 — Т6 — S 53 – D 53 – D 7 – Т.
3. Спеть № 94 с дирижированием.
4. От звука «ля» построить и спеть м.2, ч.4, м.7, Б53, Ув53.
5. Чтение с листа.
Дать характеристику № 218 (Сольфеджио А. Варламовой, Л. Семченко):
Темп, характер исполнения.
Настройка в тональности № 218:
Спеть цепочку: Т53 — S 53 – D 53 – D 7 – Т – S 64 – Т53.
3. Спеть № 218 с дирижированием.
4. От звука «до» построить и спеть м.3, б.6, ч.4, М53, Ум.53.
5. Чтение с листа.
Дать характеристику № 249 (Сольфеджио А. Варламовой, Л. Семченко):
Темп, характер исполнения.
Настройка в тональности № 249:
Спеть цепочку: Т53 — S 53 – D 53 – D 7 – Т – S 64 – Т53.
3. Спеть № 249 с дирижированием.
4. От звука «си-бемоль» построить и спеть м.2, ч.8, ч.5, М53, Ум.53.
5. Чтение с листа.
Дать характеристику № 312 (Сольфеджио А. Варламовой, Л. Семченко).
Темп, характер исполнения.
Настройка в тональности № 312:
Спеть цепочку: Т53 – D 6 — Т53 — S 53 – D 53 – Т53.
3. Спеть № 312 с дирижированием.
2. От звука «ре» построить и спеть б.3, м.6, б.7, Б53, Ув.53,
3. Чтение с листа.
Дать характеристику № 317 (Сольфеджио А. Варламовой, Л. Семченко).
Темп, характер исполнения.
Настройка в тональности № 317:
Спеть цепочку: Спеть гамму, цепочку: Т53 — S 53 – D 53 – D 7 – Т.
3. Спеть № 317 с дирижированием.
2. От звука «ми» построить и спеть м.2, ч.4, б.3, Б53, Ув.53,
3. Чтение с листа.
Номер материала: ДБ-172719
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Ответы на экз.билеты по теории музыки для учащихся выпускных классов ДМШ
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская музыкальная школа №1
на экзаменационные билеты
по теории музыки
для учащихся выпускных классов ДМШ
г. Стерлитамак 2018г
1 Интервал. Простые интервалы, их обращения.
2 Кварто-квинтовый круг тональностей.
1 Интервалом называется созвучие из двух звуков, охватывающих от одной до пятнадцати ступеней. Если звуки интервала взяты одновременно – он называется гармоническим, если последовательно – мелодическим . В заивисимости от направления мелодический интервал может быть восходящим или нисходящим .
Нижний звук интервала называется основанием, верхний – вершиной.
Простыми называются интервалы, образующиеся в пределах октавы.
Название интервала зависит от того, сколько ступеней он охватывает:
Каждый интервал имеет ступеневую (количественную) и тоновую (качественную) величину. Количественная величина показывает сколько ступеней охватывает данный интервал; качественная – сколько тонов и полутонов.
По качественной величине интервалы бывают чистыми, малыми, большими, увеличенными и уменьшенными. К чистым интервалам относятся – прима, октава, кварта и квинта. К большим и малым – секунды, терции сексты и септимы.
Увеличенными и уменьшенными являются тритоны. Хотя теоретически любой интервал может быть увеличенным , уменьшенным, дважды увеличенным и уменьшенным и.т.д.
Все интервалы имеют свои обращения. Обращением называется октавная перестановка звуков интервала, после чего основание становится вершиной а вершина – основанием.
Простые интервалы имеют два способа обращения. Первый-перенос нижнего звука на октаву вверх, при этом вершина остается на месте; второй – вершина переносится на октаву вниз а основание остается на месте.В результате октавной перестановки интевалы обращаются:
прима в октаву 1———8 октава в приму
секунда в септиму 2———7 септима в секунду
терция в сексту 3———6 секста в терцию
кварта в квинту 4———5 квинта в кварту
малые интервалы обращаются в большие, большие в малые;
чистые в чистые, увеличенные в уменьшенные, уменьшенные в увеличенные.
По своему звучанию интервалы делятся на консонансы и диссонансы .
Консонансами называются интервалы, звучащие мягко , звуки которых как бы сливаются друг с другом. Консонаны бывают: весьма совершенные – ч1, ч8
чисто совершенные – ч4, ч5
несовершенные – терции и сексты
Диссонансы – эхто интервалы, звучащие резко, звуки которых не сливаются друг с другом- это секунды, септимы и тритоны.
2 Кварто-квинтовым кругом называется условный круг тональностей, в котором по чистым квинтам вверх или по чистым квартам вниз от «до» расположены все диезные тональности, а по чистым квинтам вниз или по чистым квартам вверх – все бемольные.
Cis (ais) 7 Fis(dis) 6 Ces (as) 7
Des (b) 5 Ges (es) 6
Теоретически движение в сторону бемолей и в сторону диезов может продолжаться до бесконечности, что приводит к двойным, тройным и т.д. знакам. Посколтку на практике подобные тональности не сипользуются, то своеобразное замыкание круга происходит на тональностях, энгармонически равных звуку «до». Именно поэтому принцип расположения тональностей по квартам и квинтам называется «кругом» .
Таким образом в музыке встречаются всего 30 тональностей. На примере кварто-квинтового круга можно увидеть 3 пары энгармонически равных тональностей:
Des = Cis Ges = Fis Ces = H
b = ais es = dis as = gis
Расположение тоник одноименных диезных и бемольных тональностей по полутонам от звука « до» до звука «си» образует двенадцатитоновую систему, которая включает всего 24 тональности, отличающиеся по высоте. Две энгармонические тональности засчтиываются за одну и могут взаимозаменять друг друга. Таким образом, несмотря на то, что в музыкальной практике имеется 30 тональностей, система звуковысотных соотношений включает в себя 24 тональности, не совпадающие по звучанию.
1 Составные интервалы. Их обращения.
2 Альтерированниая и хроматическая гамма.
1. Интервал – это созвучие из двух звуков, охватывающих от одной до пятнадцати ступеней. Различаются простые и составные минтервалы. Простые – это интервалы в пределах октавы.
Соситавные интервалы образуются от прибавления октавы к простым интервалам. Названия интервала зависти от колчиства ступеней, которое ониохватывает:
Нона 9 – секунда + октава
Децима 10 — терция + октава
ундецима 11 – кварта + октава
дуодецима 12 – квинта+ октава
терцдецима 13 — секста+ октава
квартдецима 14 – септима + октава
квинтдецима 15 – октава+ октава
Обращение интервала образуется от перестановки вершины и основания интервала.
Возможны 3 способа обращения составных интервалов:
— перенос основания на две октвы вверх
— перенос вершины на две октавы вниз
— перенос обоих звуков на октаву во встречном направлении
В результате перестановки звуков интервала:
нона обращается в септиму
децима в сексту
ундецима в квинту
дуодецима в кварту
терцдецима в терцию
квартдецима в секунду
квинтдецима в приму
Таким образом, простые интервалы обращаются в простые, составные интервалы обращаются тоже в простые.
2 Все ступени натуральных ладов и интервальное соотношение между ними называется диатоникой. Хроматизмом называется полутоновое изменение звука или ступени лада , в результате которого образуются звуки, не входящие в семиступенную диатонику.
В отличии от хроматизма, явление альтерации рассматривается только в условиях лада.
Альтерацией называется полутоновое повышение или понижение неустойчивых ступеней лада, способствующие усилению их тяготения в устойчивые. В результате альтерации можно изменить лишь те ступени, которые отстоят от устойчивых на целый тон.
В результате этого в мажорной альтерированной гамме в восходящем движении повышаются II и IV ступени; в нисходящем движении понижаются VI и II ступени. В минорной альтерированной гамме в восходящем движении повышаются IV и VII ступени, в нисходящем – понижаются IV и II ступени.
Хроматической называется гамма, построенная по полутонам. В мажоре полутоновое соотношение между III — IV и VII — I ступенями остается без измененния. В восходящем движении все ступени повышаются кроме VI , вместо неё понижается а затем восстанавливается VII . В нисходящем движении все ступени понижаются, кроме V , вместо неё повышается а затем воостанавливается IV .
В миноре полутоновое соотношение между II — III и V — VI сохраняется без изменения.
В восходящем движении все ступени повышаются ,кроме I , вместо неё понижается а затем восстанавливается II .
В нисходящем движении хроматическая минорная гамма строимтсякак одноименная мажорная, поэтому перед соответствующими нотами следует поставить знаки одноименной тональности.
1 Тритоны в натуральных и гармонических ладах.
2 Родственные тональности.
1. Тритоны – это интервалы, содержащие 3 тона. К ним относятся увеличенная кварта и уменьшенная квинта. Два тритона образуются наступенях натурального мажора и минора.
— в мажоре: ум.5 – на VII в сочетании с IV ступенями
ув.4 – на IV в сочетании с VII ступенью
Ещё два тритона образуются в гармонических ладах:
— в гармоническом мажоре ум.5 – на II в сочетании с VI
ув.4 — на VI в сочетании со II
— в гармоническом миноре ум.5 – на VII в сочетании с IV
ув.4 – на IV в сочетании с VII
Так как тритоны состоят из неустойчивых ступеней, они обязательно требуют разрешения в устойчивые. Разрешение тритонов происходит по основному тяготению,
IV в III , VII в I . Но в тритонах с сочетанием II и VI ступенями II разрешается в III во избежание параллельных квинт. Таким образом тритоны разрешаются : ув4 в сексту, ум5 – в терцию.
2 Все мажорные и минорные тональности образуют группы родственных в гармоническом отношении тональностей. Родственными считаются те тональности, тонические трезвучия которых строятся на ступенях данного лада. Наиболее родственные связи имеют тональности первой степени родства. Для исходной основной тональности они определяются следующим образом:
— тональность субдоминанаты и ее параллель
— тональность доминанты и ее параллель
Из них – параллельная тональность содержит такое же количество знаков, остальные отличаются от исходной на один ключевой знак.
Существует и шестая родственная тональность, тоническое трезвучие которой находится в гармоническом ладу, а именно: — для мажора тональность минорной субдоминанты
— для минора – мажорной доминанты.
Эти тональности отличаются от основной на 4 ключевых знака.
Таким образом для мажора родственными являются:
— тональность параллельного минора
— тональность параллельной субдоминанте
— тональность параллельной доминанте
— тональность минорной субдоминанаты.
Для минора родственными являются:
— тональность параллельного мажора
— тональность параллельной субдоминанте
— тональность параллельной доминанте
— тональность мажорной доминанты.
1 Характерные интервалы.
2 Три вида мажора. Дваждыгармонический мажор
1. На ступенях гармонического минора и мажора встречаются интервалы характерные(свойственные) только для этих ладов. Характерными называются интервалы, встречающиеся только в гармонических ладах.
Всвязи с понижением VI ступени в гармоническом мажоре образуются следующие интервалы:
— ув2 – на VI пониженной в сочетании с VII ступенью
— ум7 – на VII в сочетании с VI пониженной ступенью
— ув5 – на VI пониженной ступени в сочетании с III ст
-ум4 – на III в сочетании с VI пониженной ступенью.
В связи с повышением VII ступени в гармоническом миноре образуются следующие характерные интервалы:
— ув2 – на VI в сочетании с VII повышенной ступенью
— ум7 – на VII повышенной в сочетании с VI ступенью
-ув5 – на III в сочетании с VII повышенной ступенью
— ум4 – на VII повышенной в сочетании с III c тупенью
Так как характерные интервалы являются неустойчивыми, они требуют разрешения в устойчивые ступени лада. Разрешение происходит по основному тяготению неустойчивых ступеней в устойчивые- ув2 разрешается в ч4, ум7 – в ч5; ув5 – в сексту, ум4 – в терцию (в зависимости от лада).
2 Мажорным называется лад, устойчивые ступени которого образуют мажорное трезвучие. Звуки лада нахываются – ступени. Каждая ступень имеет свое название:
I ступень – тоника (Т)
II — нисходящий вводный звук
III -медианта (середина)
IV — субдоминанта ( S )
VII — восходящий вводный звук
Строение натурального мажорного лада — тон,тон, полутон, тон,тон,тон, полутон
Существеет 3 вида мажора – натуральный, гармонический, мелодический.
Натуральный – это лад без изменений, в гармоническом – понижается VI ступень, в мелодическом – в восходящем движении изменений нет, в нисходящем – понижаются VI и VII ступени.
Дваждвгармонические лады – это лады с двумя увеличенными секундами. В дваждыгармоническоммажоре понижаются II и VI ступени, в связи с этим ув2 образуется между II пониженной и III ступепнями, а также между VI пониженной и VII ступенями.
1 Классификация аккордов. 4 вида трезвучий. Обращение трезвучий.
2 Три вида минора. Дваждыгармонический минор.
1 Аккордом называется созвучие из трех и более звуков, которые расположены по терциям.аккордыимеют свою классификацию: трезвучие, септаккорд, нонаккорд ит.д.
Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.
Название других аккордов зависит отинтервала между крайними звуками.
Звуки трезвучия , начиная от основания называются – прима, терция, квинта.
Различают 4 вида трезвучий: мажорное Б 5/3 = б3+м3
минорное М 5/3 = м3+б3
увеличенное Ув 5/3 =б3+б3
уменьшенное Ум 5/3 = м3+м3
Каждое трезвучие имеет 2 вида обращений. Первое обращение называется секстаккорд .
Оно образуется от переноса примы трезвучия на октаву вверх. В основании секстаккорда лежит терцовый тон.
Второе обращение – квартсекстаккорд — образуется от переноса примы и терции на октаву вверх. В основании квартсекстаккорда лежит квинтовый тон.
Обращения трезщвучий имеют следующий интервальный состав:
— мажорный секстаккорд — Б 6 = м3+ч4
— мажорный квартсекстаккорд – Б 6/4 = ч4+б3
— минорный секстаккорд -М 6 =б3+ч4
— минорный квартсекстаккорд — М 6/4 =ч4+м3
Увеличенные и уменьшенные трезвучия так же имеют свои обращения.
2 Минорным называется лад, устойчивые ступени которого образуется минорное трезвучие. Звуки лада называются ступенями. Каждая ступень лада имеет назавние:
I ступень – тоника ( t )
II — нисходящий вводный звук
III — медианта (середина)
IV — субдоминаната ( s )
V — доминанта ( d )
VII — восходящий вводный звук
Строение натурального минора – тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
Существует 3 вида минора – натуральный , гармонический, мелодический.
Натуральный — это лад без изменений;в гармоническом повышается VII ступень;
в мелодическом – в восходящем движении повышаются VI и VII ступени, в нисходящем – знаки повышения отменяются и он звучит как натуральный.
Дваждыгармонический минор – это лад с двумя увеличенными сеукндами. В нем повышаются IV и VII ступени, в связи с этим увеличенные секунды образуются между III и IV ступенями, а так же между VI и VII ступенями.
1 Главныеи побочные ступени и трезвучия лада, их обращения. Кадансовый квартсекстаккорд.
2 Старинные семиступенные лады. Пентатоника.
1 На всех ступенях мажорного и минорного лада можно построить трезвучия. Названия их зависит от того, на каких ступенях они построены. Главными ступенями лада являются I , IV и V ступени, трезвучия ,построенные на этих ступенях так же являются главными:
— на I ступени – тоническое (Т 5/3 )
— на IV ступени – субдоминантовое ( S 5/3 )
— на V ступени – доминантовое ( D 5/3 ) .
Каждое трезвучие имеет свое функциональное значение.
Тоника- обычно начинает музыкальное развитие и заканчивает его.
Субдоминаната – это развитие, движение, уводящее от тоники. Значит, субдоминанта – неустойчивая функция.
Доминанта – обладает наибольшей неустойчивостью и ярче субдоминанты направлена к тонике. Именно после доминантовой неустойчивой функции наступает ожидаемая устойчивая тоника.
Если I , IV и V ступени являются главными, то остальные ступени лада – побочными.
В зависимости от того, какие тоны главных трезвучий находятся в составе тех или иных побочных трезвучий, определяется функциональная направленность побочных трезвучий.
— к тонической группе аккордов относятся трезвучия III и VI ступеней
— к субдоминантовой – трезвучия II и VI ступенй
— к доминантовой – трезвучия III и VII ступеней .
Главные трезвучия лада имеют свои обращения :
— тонический секстаккорд T 6 – строится на III ступени
— тонический квартсекстакорд Т 6/4 – на V ступени
-субдоминантовы секстаккорд S 6 — на VI ступени
— субдоминантовый квартсекстаккорд S 6/4 – на I ступени
— доминантовый секстакорд D 6 — на VII ступени
— доминантовый квартсекстаккорд D 6/4 – на II ступени.
Обрашения этих аккордов используются в аккордовых последовательностях (при этом доминантовые аккорды в миноре строятся в гармоническом виде)
Кадансовым (К 6/4 ), то есть встречающимся в каденции, называется тонический квартсекстаккорд, который предшествует доминантовой гармонии и способствует еще более прочному утверждению заключительной тоники.
2 Общепринятые мажорный и минорный лады появились в музыкальной теории и практике не сразу. Прежде чем обрести свой окончательный вид , они прошли длительный, многовековой путь развития. Им предшествовали старинные, или древнегреческие лады, получившие названия по историческим областям, например- дорийски лад – Дориды в древней Греции, фригийский и лидийский – Фригия и Лидия в Малой Азии. Таким образом, в музыке существуют старинные пяти и семиступеннные народные лады.
Различаются лады мажорного и минорного наклонения.
Лады мажорного наклонения: — ионийский – совпадает с натуральным мажором
— лидийский — лад с повышенной IV ступенью
— миксолидийский – лад с пониженной VII ступенью
Лады минорного наклонения: — эолийский – совпадает с натуральным минором
— фригийский – лад с пониженой II ступенью
— дорийский – лад с повышенной VI ступенью.
Несмотря на то, что семиступенные лады имеют древнее происхождение, они сохранились вмузыке многих народов, а так женаходят применеие в произведениях европейских и русских композиторов.
Кроме семиступенных ладов в музыке существуют и пятиступенные лады.
Пятиступенный лад называется пентатоникой .
Пентатоника зародилась в Китае. Особенностью этого лада является отсутствие полутонов в его звуковом составе. Пентатоника встречается приемущественно в народной музыке ( чаще тюркоязычной), но также ее можно услышать в произведениях профессиональных композиторов.
Различают мажорную и минорную пентатонику.
В мажорной исключаются IV и VII ступени; в минорной – II и VI ступени.
1 Септаккорд. Доминантовый септаккорд и его обращения.
2 Тональность. Параллельные и одноименные тональности.
1 Септаккорд – это аккорд состоящий их четырех звуков, расположенных по терциям, крайние звуки которого образуют септиму.
Структура (состав) септаккорда зависит от вида септимы между крайними звуками и вида трезвучия в основании аккорда. Таким образом существует 9 видов септаккордов- 4 больших ( большая септима и 4 вида трезвучий) , 4 малых и один уменьшенный.
Все возможные виды септаккордов можно построить на ступенях лада. В мажоре:
на I ступени – большой мажорный — ББ 7
на II ступени – малый минорный – ММ 7
на III ступени – малый минорный – ММ 7
на IV — большой мажорный ББ 7
на V — малый мажорный МБ 7
на VI — малый минорный ММ 7
на VII — малый уменьшенный МУм 7 , в гармоническом виде – уменьшенный Ум 7
На ступенях лада строятся главные и побочные септаккорды- на I , IV и V – тонический Т 7 , субдоминанатовый S 7 и доминантовый D 7 . на побочных – септаккорды второй — II 7 , третьей — III 7 , шестой- VI 7 и седьмой,вводный- VII 7 септаккорды.
В учебной практике распространены доминантовый, септаккорд второй ступени и вводные септаккорды.
Доминантовым называется септаккорд, построенный на V ступени мажора и гармонического минора. Звуки или тоны септаккордов получили свое название от интервалов, образующихся между основным звуком и соответствующим тоном – прима, терция, квинта, септима. Поскольку в состав D 7 вхдят приемущественно неустойчивые ступени лада, они требуют разрешения в устойчивые. D 7 разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной примой ( V ст. разрешается в I ст , VII -в I ст, II — в I ст IV — в III ст.)
В отличии от трезвучия септаккордыимеют 3 обращения. Первое обращение – квинтсекстаккорд D 6/5 – имеет в основании терцовый тон, строится на VII ступени лада, разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной примой. Второе обращение – терцквартаккорд D 4/3 – имеет в основании квинтовый тон, строится на II ступени лада, разрешается в развернутое тоническое трезвучие с удвоенной примой. Третье обращение – секундаккорд D 2 – строится на IV ступени, разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной примой.
Иногда D 7 разрешается в трезвучие VI ступени. Такое разрешение называется прерванным оборотом.
2 Тональность — это высота лада. Высота мажорного или минорого лада определяется тоникой. Это означает, что всякий раз при проигрывании (пропевании) мелодии на другой высоте в ней меняется тоника или тональность.
Параллельными называются мажорные и минорные тональности, имеющие в натуральном виде одинаковый звуковой состав, и , следовательно –одинаковые ключевые знаки. Но тоники у них разные. Тоникой родственного или параллельного минора является VI ступень мажорного лада. В минорной же тональности III ступень является тоникой параллельного мажора.
В музыкальной практике встречаются тональности, имеющие одинаковую тонику. Но разный лад ( Ми-мажор – ми- минор). Такие тональности являются одноименными .
Одно и то же имя они получили благодаря общей тонике; отличие же заключается в разности III , VI и VII ступеней. В мажоре они высокие, в миноре – низкие.
1 Септаккорд. Септаккорд второй ступени. Его обращения.
2 Отклонение, модуляция, сопоставление.
1 Септаккорд – это аккорд состоящий их четырех звуков, расположенных по терциям, крайние звуки которого образуют септиму.
Структура (состав) септаккорда зависит от вида септимы между крайними звуками и вида трезвучия в основании аккорда. Таким образом существует 9 видов септаккордов- 4 больших ( большая септима и 4 вида трезвучий) , 4 малых и один уменьшенный.
Все возможные виды септаккордов можно построить на ступенях лада. В мажоре:
на I ступени – большой мажорный — ББ 7
на II ступени – малый минорный – ММ 7
на III ступени – малый минорный – ММ 7
на IV — большой мажорный ББ 7
на V — малый мажорный МБ 7
на VI — малый минорный ММ 7
на VII — малый уменьшенный МУм 7 , в гармоническом виде – уменьшенный Ум 7
На ступенях лада строятся главные и побочные септаккорды- на I , IV и V – тонический Т 7 , субдоминанатовый S 7 и доминантовый D 7 . на побочных – септаккорды второй — II 7 , третьей — III 7 , шестой- VI 7 и седьмой,вводный- VII 7 септаккорды.
В учебной практике распространены доминантовый, септаккорд второй ступени и вводные септаккорды.
Септаккорд, построенный на второй, побочной ступени лада называется септаккордом II ступени. В него входят II , IV , VI и I ступени. По своей функциональной принадлежности онотносится к субдоминантовой функции.
Септаккорд II ступени строится в натуральном и гармоническом мажоре, а так же в миноре.
Как и любой септаккорд II 7 имет 3 обращения:
— квинсекстаккорд II 6/5 — строится на IV ступени
— терцквартаккорд II 4/3 – строится на VI ступени
— секундаккорд II 2 — строится на I ступени.
Септаккорд второй ступенти разрешается в тонику двумя способами.
Первый способ – это непосредственное разрешение в тонические аккорды. При этом II и IV ступени разрешаются в III ( во избежания параллельных квинт), VI – в V , I – на месте.
Таким образом, II 7 разрешается в Т 5/3 с удвоенной квинтой
II 6/5 и II 4/3 — в Т 6/4 (К 6/4 ) с удвоенной квинтой
II 2 — в Т5/3 с удвоенной квинтой
Второй способ разрешеня – это разрешение через D 7 и его обращения:
2 Отклонением называется кратковременный переход в другую тональность с обязательным возвращением в первоначальную тональность.
Модуляция – это переход в новую тональность и завершение в ней произведения.
Присовершении отклонения и модуляции используются побочные субдоминанты и доминанты. Побочными называются доминантовые и субдоминантовые аккорды, принадлежащие новой тональности. Чаще всего отклонение и модуляции происхдят в тональности первой степени родства.
Сопоставлением называется появление новой тональности без предварительной подготовки. Оно часто встречается в сонатной форме или на границечастей в других формах.
1Септаккорд. Вводные септаккорды.
2 Энгармонизм звуков, интервалов, тональностей.
1 Септаккорд – это аккорд состоящий их четырех звуков, расположенных по терциям, крайние звуки которого образуют септиму.
Структура (состав) септаккорда зависит от вида септимы между крайними звуками и вида трезвучия в основании аккорда. Таким образом существует 9 видов септаккордов- 4 больших ( большая септима и 4 вида трезвучий) , 4 малых и один уменьшенный.
Все возможные виды септаккордов можно построить на ступенях лада. В мажоре:
на I ступени – большой мажорный — ББ 7
на II ступени – малый минорный – ММ 7
на III ступени – малый минорный – ММ 7
на IV — большой мажорный ББ 7
на V — малый мажорный МБ 7
на VI — малый минорный ММ 7
на VII — малый уменьшенный МУм 7 , в гармоническом виде – уменьшенный Ум 7
На ступенях лада строятся главные и побочные септаккорды- на I , IV и V – тонический Т 7 , субдоминанатовый S 7 и доминантовый D 7 . на побочных – септаккорды второй — II 7 , третьей — III 7 , шестой- VI 7 и седьмой,вводный- VII 7 септаккорды.
В учебной практике распространены доминантовый, септаккорд второй ступени и вводные септаккорды.
Как известно, седьмая ступень лада называется вводным звуком, именно поэтому септаккорд, построенный на VII ступени, называется вводным . Различают два вводных септаккода – малый вводный и уменьшенный вводный.
Малый вводный строится в натуральном мажоре, его крайние звуки образуют малую септиму. Уменьшенный вводный – строится в гармонических видах мажора и минора и его крайние звуки образуют уменьшенную септиму. Вводный септаккорд относитя к доминантовой группе аккордов, поскольку в его состав входят три звука от D 7 – VII , II и IV ступени.
В состав вводного септаккорда входят все неустойчивые ступени лада. Однако, при этом следует помнить, что по законам музыкальной гармонии недопустимо движение параллельными квинтами. При рарешении вводных сетаккордов могут возникнуть именно такие квинты, поэтому VII и II ступени разрешаются в III и I , IV и VI — в III и V ступени.
В результате такого разрешения образуется тоническое трезвучие с удвоенной терцией.
Как и любой септаккорд вводные септаккорды имеют 3 обращения:
— квинтсекстаккорд – (ум) VII 6/5 — строится на II ст.
— терцквартаккорд — (ум) VII 4/3 – строится на IV ст.
— секундаккорд (ум) VII 2 — строится на VI ст.
Вводные септаккорды разрешаются в тонику двумя способами. Первый способ – это непосредственное разрешение в тонику: — (ум) VII 7 – в Т 5/3 с удвоенной терцией
— (ум) VII 6/5 и (ум) VII 4/3 — в Т 6 с удвоенной терцией
(ум) VII 2 – в Т 6/4 (К 6/4 ) с удвоенной терцией
Второй, внутрифункциональный способ ( оба аккорда относятся к доминантовой группе)
— это разрешение вводных септаккордов через D 7 и его обращения:
2 Энгармонизмом называется равенство по звучанию, но отличие по названию и обозначению. Энгармонически равными могут быть интервалы, аккорды и тональности.
Каждый звук имеет две энгармонические замены, то тесть у каждого звука всего 3названия, кроме «ля-бемоль» и «соль-диез», имеющих два названия.
Интервалы, так же могут быть энгармонически заменены. Существует два способа энгармонической замены:
1) с заменой обоих звуков, при этом первоначальный интервал (модель) не изменяется
2) с энгармонической заменой обоих звуков интервала, при этом первоначальное название интервала меняется.
Энгармонически равными называются тональности, все ступени которых энгармонически равны. В этом случае бемольные тональности заменяются диезными, диезные – бемольными. В музыкальной практике употребляются три пары энгармонически равных тональностей:
Cis = Des Fis = Ges H = Ces
ais = b dis = es gis = as
1 Буквенное обозначение звуков и тональностей.
2 Метр, размер. Ритм. Группировка.
Особые виды ритмического деления.
1 Кроме слоговых названий звуков в музыкальной практике употребляется способ буквенного обозначения звуков , основанный на латинском алфавите.
В период раннего средневековья, в первоначально установившемя варианте этой системы диатонический звукоряд состоял из двух певческих октав: от ля большой октавы до ля первой октавы. Звукоряд этой системы выглядел так:
A B C D E F G A
ля си до ре ми фа соль ля
Позднее звук си стал обозначаться буквой H . Семь обсновных ступеней обозначаются следующим образом: C D E F G A H
До ре ми фа соль ля си
Для обозначения знаков к буквам прибавляются слоги: диез – is , бемоль – es
дубль-диез – isis , дубль-бемоль – eses . Исключения составляют си-бемоль — b ,
ми-бемоль – es и ля-бемоль – as .
Мажор обозначается – dur , минор – moll ; например- D — dur , e — moll .
2 Метром называется равномерное чередование сильныхи слабых долей.
Цифровое выражение метра называется размером. Размер записывается в виде дроби,в которой числитель указывает на количество долей, а знаменатель – на длительность этих долей.
Метры и размеры бывают: — простые – с одной сильной долей в такте
— сложные – состоят из двух и более простых однородных размеров
-переменные – метр изменяется на протяжении всего произведения
Ритмом в музыке называется чередование звуков различной продолжительности. Для записи ритма существуют длительности.
Для увеличения длительности нот используются следующие знаки:
— лига, соединяющая две одинаковые по высоте ноты – в этом случае длительность равна сумме этих двух нот;
— точка, справа от ноты – удлинняет длительность ноты на ее половину, образует пунктирные римы
— фермата — знак, обозначающийпроизвольное увеличениедлительности
Делениедлительностей может быть основным ( на два) и особым.
Особыми видами ритмического деления называется дробление длительностей на 3, 4, 5 и
более частей – триоль, квартоль,квинтоль, секстоль,септоль ит.д.
Группировкой называется объединение длительностей в группы, что выражается в нотной записи в виде общего ребра. В простых размерах каждая доля должна представлять отдельную группу. В сложных и смешанных размерах в такте имеется столько групп, сколько в нем простых размеров. Особым правилам подчиняется группировка длительностей в вокальной музыке:
1) если один слог текста приходится на один звук, то каждая нота записывается отдельной длительностью
2) если на один слог приходитсянесколько звуков, то группировка внутри этого слога подчиняется общим правилам, а все ноты, приходящиеся на данный слог, объединяются общей лигой.
В каждый билет, помимо двух устныхвопросов по теории включаются 4 задания по сольфеджио:
1 – пение интервалов, аккордов, ладов
2 – пение аккордовой последовательности
3- пение номера из сборника «Сольфеджио» наизусть
4 – слуховой анализ.
Подготовила – преподаватель ДМШ №1 – Хабибуллина Ольга Викторовна
Источник