Лучшие басовые партии в истории рока
The Beatles – Come Together
Это не сложно, быстро или вычурно. Нет, это очень простая партия. В Come Together четкая, целенаправленная басовая линия, которая двигает всю песню вперед. The Beatles не стали знаменитыми только потому, что они были группой симпатичных парней из Ливерпуля – они были чрезвычайно талантливыми авторами песен.
Led Zeppelin – Dazed and Confused
Эту басовую партию слушали в подвалах и гаражах на протяжении десятилетий. Сильная, летаргическая и мрачная, эта линия начинается мощно и продолжает развиваться по мере развития песни.
Pink Floyd – Money
Pink Floyd – Money можно было бы назвать одной из самых культовых басовых партий в истории музыки. Он мгновенно узнаваем и создает удивительно грязную, жирную атмосферу в стиле Уолл-стрит.
The Clash – The Guns of Brixton
Эта вдохновленная регги басовая партия дает The Guns of Brixton невероятный ритм. Конечным результатом является уникальная, броская песня The Clash. Креативные басовые партии Пола Саймонона помогли группе развить их звучание и добиться широкой популярности и признания.
The Who – My Generation
После двух куплетов первой, по сути, панк-песни вы можете услышать одно из первых соло на бас-гитаре. Это все еще ошеломляющее эссе в четырех частях, исполненное Джоном Энтвистлом на Fender Jazz Bass.
Дело не в том, что соло очень сложное (хотя оно все равно доставит вам несколько проблем): примечательно, что это произошло вообще, в эпоху, когда бас-гитара рассматривалась исключительно как вспомогательный инструмент. Мы многим обязаны покойному великому Джону Энтвистлу.
Queen – Another One Bites The Dust
A-G-E, E, E, верно? Затем E-E, E, G, E, A … и повторите. Именно так вы играете одну из самых узнаваемых басовых линий всех времен.
Часто говорят что в данном случае Queen «пошли на дискотеку», оставив свои корни глэм-рока и прото-хэви-метала, «Another One Bites The Dust» (или «Duster», как на самом деле поет Фредди Меркьюри), больше походил на фанк-мелодию.
Источник
Пол Маккартни и его арсенал
Когда речь заходит о великом музыканте и композиторе, мы обычно не думаем о том, какими музыкальными инструментами он пользуется в своём творчестве. Главное, что песни хороши! Никто не будет спорить, что песни, написанные за полвека с лишним сэром Полом Маккартни (Paul McCartney) – это одни из лучших малых музыкальных форм, которые создало человечество, однако их первоначальное звучание чрезвычайно важно для всех нас.
«Песня и её исполнение куда важнее музыкальных инструментов», – справедливо замечает сэр Пол. Но даже те, кто мало интересуется темой «кто и на чём играет», прекрасно знают, что карьера великого музыканта неразрывно связана с примечательной бас-гитарой с корпусом малого размера скрипичной формы. Можно смело сказать, что бас-гитара Пола Höfner 500/1 стала не меньшим визуальным символом The Beatles, чем их причёски на раннем этапе карьеры или их «кители Неру», и стала одним из первых в истории рок-н-ролла инструментов, равным в смысле общественного узнавания самому артисту. Модель Höfner 500/1 была представлена немецким брендом на рынке весной 1956 года и рекламировалась как «контрабас в малом объёме» с соответствующим звучанием. Юного же Пола в этом инструменте привлекли два параметра – симметричность корпуса, что абсолютно важно для сценического имиджа музыканта-левши, и невысокая цена: «Бас-гитары Fender стоили около 100 ф.ст., что для тогдашней Англии было фантастической суммой. Я не мог позволить себе инструмент дороже 30 ф.ст., и за примерно такую сумму я и приобрёл в начале 1961 года свой первый Höfner». Этой бас-гитарой, получившей у экспертов по истории The Beatles кличку «Cavern» по постоянному месту выступлений молодой группы в родном Ливерпуле, Пол пользовался вплоть до её кражи в 1969 году. В 1963 году музыкант приобрёл аналогичную бас-гитару и пользовался ею параллельно с первой. Этот инструмент профигурировал и на прощальном совместном выступлении The Beatles – «концерте на крыше» 30 января 1969 года: (Смотрите видео: https://www.youtube.com/watch?v=NCtzkaL2t_Y )
Понятно, что подобных инструментов в жизни Пола было не два, а гораздо больше, однако хорошо задокументированной, помимо этих двух оказалась только недешевая реплика Höfner 500/1 V62 Violin Bass 2012 года выпуска, обозначаемая как Limited Edition 60th Jubilee Union Jack с раскраской верхней деки под британский флаг и обечайкой цвета слоновой кости. Окончательно Пол вернулся к бас-гитарам Höfner еще в начале 90-х годов – он объясняет, что при игре на таких инструментах у него получается, как ни парадоксально, более мощный звук: «я просто сильнее бью по струнам». Кстати, на бас-гитарах Höfner музыкант обычно использует струны Rotosound SM55. Однако и во второй половине карьеры The Beatles, и в собственной группе Wings, и несколько далее, Пол использовал иные бас-гитары. Всё началось с записи альбома The Beatles «Rubber Soul» (1965), где музыкант взял в руки не менее живописный, нежели Höfner, инструмент – Rickenbacker 4001S с развёрнутой на 180° головой грифа, то есть изначально предназначенную для левшей. В The Beatles музыкант пользовался Rickenbacker только на записях и во время ТВ-съёмок, зато в эпоху Wings Пол играл также на моделях 4001 с головой стандартной ориентации и пятиструнных 4003S/5 и Custom 5 String с симметричным корпусом чёрного цвета. Rickenbacker 4001S можно видеть в концертном видеоклипе к пьесе Wings «Silly Love Songs» (1976):(Смотрите видео: https://www.youtube.com/watch?v=DXaG1HvKMOw )
Конечно, Полу доводилось играть и на иных бас-гитарах – как всем известных Fender Precision и Fender Jazz Bass, так и пятиструнных инструментах Wal Mark II и Wal Mark III. Модели Wal были рекомендованы Полу продюсером Тревором Хорном (Trevor Horn – Yes и The Buggles) во время подготовки к записи «русского» альбома «Back In The U.S.S.R.» (1988). Звучание Wal очень понравилось Полу – в результате на нём были записаны все партии бас-гитары в «новой старой» пьесе The Beatles «Free As A Bird». В концертной обстановке Wal Mark III можно увидеть на записи с выступления Пола на фестивале в Небворте в 1990 году: (Смотрите видео: https://www.youtube.com/watch?v=uPYD0xD32bk )
Вторым важнейшим инструментом для Пола является вовсе не фортепиано, но акустическая гитара – именно на «акустике» им сочинена масса всем известных хитов The Beatles и Wings. Нельзя сказать, что музыкант выказывал какие-то предпочтения – в ранние годы он просто играл на том, что было под рукой (знаменитая гитара Framus 5/1, принадлежавшая отцу Пола), а потом от предложений по инструментам было уже не отбиться… Тем не менее, чётко прослеживается склонность Пола использовать акустические гитары с корпусами джамбо или дредноут – её можно проследить вплоть до декабря 1964 года, когда музыкант стал обладателем гитары Epiphone Texan FT-79. Эта совершенно историческая модель гитары, на которой была написана песня «Yesterday», оказалась серийно перевыпущена в 2004 году. В настоящий момент основная рабочая акустическая гитара Пола – Martin D-28, причем впервые инструмент этой модели был приобретён им в 1967 году. Не менее важна для него и 12-струнная гитара Gibson J-185, используемая с 2000-х годов в более поп-ориентированном материале. Для более глубокого проникновения в тему отношений Сэра Пола с акустическими гитарами рекомендуется статья, изначально напечатанная в журнале Guitar World в 2004 году, но не утратившая своей актуальности и по сей день.
Также вопреки распространённому мнению, Пол был и остался весьма неплохим исполнителем на электрогитаре – достаточно вспомнить его гитарную работу в таких номерах The Beatles, как «Drive My Car», «Taxman», «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» и «Helter Skelter». Любимая электрогитара Пола той эпохи – Epiphone Casino (Epiphone E230TD), также в 60-е им активно использовался Fender Telecaster с одним звукоснимателем. Затем наступили времена левосторонних Gibson Les Paul, не завершившиеся и поныне. Доказательство – известнейший Les Paul с расписной верхней декой, который можно увидеть во многих концертных видео Пола, в том числе и в этом: (Смотрите видео: https://www.youtube.com/watch?v=lzuwvZBfNeI )
По утверждению бренда Ernie Ball, в наше время на электрогитарах Пола обычно установлены струны Ernie Ball 2223 Nickel Super Slinky.
Использование Полом басовых и гитарных обработок является несколько неразглашаемым – известно, что для концертной работы музыкант использует несколько педалбордов, собранных по его заказу Питом Корнишем (Pete Cornish). Зато смысле усиления Пол не скрывает раз навсегда приобретённых еще во времена The Beatles и Wings пристрастий – на его концертах всегда можно видеть неотделимые от сценического имиджа музыканта две 100-ваттные головы Vox AC30 Customручной сборки с кабинетами Vox 4×12BN, плюс две головы Vox AC100. Но не только они – в сценический комплект Пола входит и оборудование бренда Mesa/Boogie, а именно: головы Bass Strategy Eight:88 и Bass 400+ и два кабинета Standard PowerHouse PH 1000. При работе в студии им также используются головы бренда Ashdown.
Необычно скромен набор постоянных клавишных инструментов Пола – маэстро всегда предпочитает рояль. Однако он до сих пор использует легендарное электропиано Wurlitzer 200A, а вступление к песне «Magneto And Titanium Man» (1975) на столь же славном инструменте Fender RhodesMark 1 вообще считается стандартом того, как должен звучать Fender Rhodes в контексте поп-рока. В начале 2000-х на концертах Пол играл на клавишных Kurzweil PC2x, вставленных в корпус, задекорированный под знаменитое расписное «Magical Piano», используя таковые как фортепиано. Конечно, обладание даже всеми вышеперечисленными инструментами не превращает никого в гения композиции, однако никогда не надо забывать о том, что авторская и исполнительская манера часто обуславливается звуком инструмента в руках создателя песен. Выводы совершенно очевидны – вы сами можете сделать их из песен сэра Пола Маккартни.
Источник
Шестидесятые как эпоха The Beatles (первая половина 1965-го года)
В начале 65-го года битлы приступили к съемкам своего второго фильма под названием HELP! Съемки проходили в трех странах – Великобритании, Австрии и на Багамах. В фильме также прозвучало 7 песен, впоследствии вошедших в одноименный альбом.
HELP! – пятый студийный альбом группы The Beatles, вышедший 6 августа 1965-го года. Впервые на альбом попали целых две песни Джорджа Харрисона.
Альбом ясно очертил поворот в творчестве группы, через год после его выхода группа отыграла свой последний живой концерт и полностью посвятила себя работе в студии.
Help! — песня группы Битлз, впервые выпущенная в виде одноимённого сингла; заглавная композиция альбома и фильма Help! Песня написана Джоном Ленноном.
Джон написал эту песню для того, чтобы выразить весь тот стресс, в котором он оказался из-за быстрого роста популярности Битлз после многих лет неизвестности. Остальные участники группы немного удивились, узнав об этом, однако сочли это нормальным. Поскольку чувство незащищенности Леннона не совпадало с самоуверенным имиджем группы, Леннон опасался, что фанаты могут не понять истинный смысл песни. По мнению писателя Иэна Макдоналда, Help! стала «первой трещиной в защитной оболочке», которую Леннон воздвиг вокруг своих хрупких эмоций в то время, пока Битлз поднимались к славе, а также важной вехой в развитии его авторского стиля.
В 1970 году в серии интервью Джон сказал, что эта песня является одной из его самых любимых, правда, ему хотелось, чтобы песня была записана в более медленном темпе.
Deep Purple записали демо-версию этой песни, которая помогла им подписать контракт со звукозаписывающей компанией в 1968 году.
The Night Before — песня группы Битлз, написанная Полом Маккартни.
Текст песни представляет сомнения молодого человека, переживающего по поводу его отношений со своей девушкой. Характерной чертой песни является электрическое фортепиано, на котором играет Леннон. Основную музыкальную партию ведёт Маккартни, тогда как Леннон и Харрисон поют подголоски в конце каждой строки.
You’ve Got to Hide Your Love Away — песня группы Битлз, написанная Джоном Ленноном.
Песня написана под значительным влиянием Боба Дилана. В пользу этого факта говорят схожесть текста песни You’ve Got to Hide Your Love Away с текстом песни Дилана I Don’t Believe You. Кроме этого Леннон имитирует хрипловатый вокальный стиль Дилана и использует в этой песне акустическую аранжировку с минимумом ударных (что тоже характерно для Дилана). По выражению П. Маккартни, «вся песня — это, в принципе, Джон, делающий Дилана». По признанию самого Леннона, творчество Боба Дилана во время создания этой песни «помогло ему выразить то, что он чувствует внутри себя».
Песня You’ve Got to Hide Your Love Away стала первой акустической песней Битлз. И второй (после Love Me Do), в записи которой принял участие сессионный музыкант: флейтист Джон Скотт сначала записал партию теноровой флейты одновременно с другими музыкантами, а потом к основной записи была добавлена ещё и партия альтовой флейты, записанная отдельно.
I Need You — песня группы Битлз, вышедшая на альбоме Help! в 1965 году. Стала второй (после Don’t Bother Me) песней Джорджа Харрисона, появившейся на битловских альбомах.
Песня представляет собой относительно простой и меланхолический по настроению музыкальный номер. Звучание соло-гитары обогащается использованием педали эффектов — это первый случай использования Харрисоном этого устройства.
Искренность текста песни связана с тем, что как раз в это время Джордж переживал по поводу своих отношений с Патти Бойд, английской моделью, которую он встретил в марте 1964 года во время съёмок фильма Вечер трудного дня; в январе 1966 года они поженились.
Another Girl — песня группы Битлз, написанная Полом Маккартни.
Пол написал эту песню во время своего отдыха в Хаммаметe, одном из курортных городков Туниса. Это одна из первых песен Битлз, в которых Пол Маккартни кроме партии баса исполняет и партию соло-гитары.
You‘re gonna lose that girl — песня группы The Beatles, выпущенная на альбоме Help! и написанная в основном Джоном Ленноном.
К обычному виду группы с гитарами и барабанной установкой появляется также Маккартни за фортепиано и Ринго Старр, играющий на бонго. Текст песни написан от лица молодого человека, который говорит своему другу, что если тот не будет уделять больше внимания своей девушке, этим займётся он сам.
У группы Ramones есть песня под названием You’re Gonna Kill That Girl, которая, скорее всего, была написана как пародия на песню Битлз You’re Going to Lose That Girl.
Ticket to Ride — песня группы Битлз, впервые выпущенная в виде сингла 9 апреля 1965 года, вошедшая также в альбом Help! Песня была написана Джоном Ленноном (приписана, как это обычно делалось, Леннону и Маккартни, несмотря на то, что вклад Маккартни в эту песню остаётся под вопросом). По словам Леннона, вклад Пола ограничился только «той манерой, которой Ринго играл на ударных». Однако, сам Маккартни отмечал, что эту песню они «написали вместе… Мы сели и работали над ней полные три часа».
По словам Леннона, завершающий фрагмент песни (со словами «My baby don’t care») был одним из его самых любимых фрагментов всей песни. После распада Битлз Леннон с гордостью заявлял, что композиция Ticket to Ride была предтечей жанра хеви-метал из-за гудяшего баса, часто повторяющихся ударных и перегруженных гитарных партий. Песня Ticket to Ride стала первой песней Битлз, чья длительность превысила 3 минуты.
Act Naturally — песня, написанная американским автором и исполнителем Джонни Расселом. Песня знаменита многими кавер-версиями, в том числе и версией Битлз, вышедшей на альбоме Help!
Участники группы Битлз перепели песню в 1965 году для своего альбома Help! Вокальную партию исполнил Ринго Старр.
It’s Only Love — песня группы Битлз, написанная Джоном Ленноном.
В своем интервью журналу Playboy 1980 года Джон Леннон заявил: «Я всегда считал эту песню неудачной. Слова в ней ужасны. Я всегда ненавидел эту песню».
You Like Me Too Much — песня группы Битлз, написанная Джорджем Харрисоном и вышедшая на альбоме Help! в 1965 году.
Эта песня — вторая из написанных Дж. Харрисоном для альбома Help! Изначально планировалось включить песню в саундтрек для одноименного фильма, однако позже от этой идеи отказались. В песне, вероятно, речь идёт об отношениях Харрисона с Пэтти Бойд. В целом, это третья песня Харрисона, написанная для Битлз (после Don’t Bother Me и I Need You).
Tell Me What You See — песня группы Битлз, вышедшая на альбоме Help! в 1965 году. Песня написана в большей степени Полом Маккартни.
Маккартни охарактеризовал песню как наполнительный трек, который он написал вместе с Джоном в качестве «рабочей песни».
«Я точно не помню, но думаю, процентов на 60 это моя песня, хотя, может, и полностью моя. Не самая лучшая из наших композиций, но без таких никак не обойтись. Они всегда нужны для альбомов или обратной стороны сингла.» Несмотря на то, что Tell Me What You See одна из наименее известных песен Битлз, она примечательна по нескольким причинам. Инструментовка показывает насколько группа выросла в профессиональном плане со времен альбома Please Please Me и предвосхищает их дальнейшие эксперименты в альбомах Rubber Soul и Revolver.
I’ve Just Seen a Face — песня группы Битлз, вышедшая на альбоме Help! в 1965 году. Песня написана Полом Маккартни. Это — одна из очень немногих «гитарных» песен Битлз, в которой отсутствует партия бас-гитары.
Судя по тому, как часто Пол Маккартни исполняет эту песню во время своих концертов, она является одной из его любимых.
Yesterday — песня группы The Beatles с альбома Help! Написана Полом Маккартни.
Ну, что тут можно добавить? Эта песня уже практически в генах у всего человечества. Но все же на истории написания одной из величайших песен прошлого столетия нужно остановиться подробнее.
По словам Пола Маккартни, мелодия песни пришла к нему во сне.
Пол: «Я жил в маленькой квартире на верхнем этаже, и возле моей кровати стояло пианино. Однажды утром я проснулся и понял, что в голове у меня вертится какая-то мелодия. Я подумал: «Я не знаю эту мелодию. Или все-таки знаю?» Она напоминала мне джаз. Мой отец знал много старых джазовых мотивов, и я подумал, что, возможно, просто вспомнил один из них. Я сел за пианино, подобрал аккорды и постарался их запомнить, а потом долго приставал ко всем друзьям, спрашивая: «Вам это знакомо? Неплохая мелодия, но я не мог ее написать — ведь я услышал ее во сне».
После того как Пол убедился в том, что он не украл эту мелодию, начал писать к ней слова. Маккартни рассказывает, что стихи родились во время поездки в Португалию в мае 1965 года: «Помню, я считал, что людям нравятся грустные мелодии, что в одиночестве им становится немного печально, они ставят пластинку и вздыхают. С этими мыслями я и написал первый куплет, все слова встали на свои места, и песня получилась.
Я принес песню в студию и сыграл ее на гитаре. Ринго сразу сказал: «Я не смогу подыгрывать на барабанах — они здесь ни к чему». Джон и Джордж сказали: «Нет смысла аккомпанировать на второй гитаре». Тогда Джордж Мартин предложил: «Почему бы тебе не сыграть ее самому и не посмотреть, что из этого выйдет?» Я переглянулся с остальными: «Ого! Вы имеете в виду сольную запись?» Они ответили: Да, какая разница? К этой песне мы ничего не сможем добавить — исполняй ее сам».
Таким образом, Yesterday – первая в истории Битлз композиция, в работе над которой не участвовал никто из музыкантов, кроме Маккартни: аранжировка песни состоит только из акустической гитары, на которой играет Пол, и струнного квартета, партии которого сочинили вместе Джордж Мартин и Маккартни, что отличает Yesterday от всех остальных песен группы, выпущенных к тому времени, и делает её одной из первых рок-баллад.
Согласно книге рекордов Гиннесса, на эту песню было сделано 3000 кавер-версий, больше, чем на любую другую из когда-либо написанных.
Dizzy Miss Lizzy — песня, сочинённая и исполненная американским исполнителем Ларри Уильямсом в 1958 году.
Многократно перепевалась различными исполнителями, в том числе The Beatles. В битловском кавере ведущий вокал принадлежит Леннону.
Песня c ранних лет входила в концертную программу The Beatles. По мнению Пола Маккартни, эта песня – одна из лучших записей Битлз. В ней громкий, ритмичный аккомпанемент c воодушевляющим вокалом Леннона.
В британском хит-параде диск HELP! занимал 1-е место в течение 9 недель подряд с 14 августа 1965 года.
P.S. Также в первой половине 65-го вышли 2 сингла — I’m Down и Yes It Is.
I’m Down — песня группы The Beatles, написанная Полом Маккартни. Песня I’m Down была записана 14 июня 1965 года — в тот же день, что и Yesterday и I’ve Just Seen a Face.
Yes It is — песня группы The Beatles 1965 года. Написана Джоном Ленноном.
Пол Маккартни вспоминал: «Я был там, мы с Джоном писали эту песню вместе. Но я просто помог ему доработать его идею. Yes It Is отличная баллада, которую сочинил Джон, хоть это было так не свойственно ему. В основном я известен, как сочинитель баллад, но у Джон тоже иногда получались очень красивые».
Джон Леннон называл Yes It Is неудачной попыткой снова написать песню This Boy. Действительно песни очень похожи, особенно трехголосным изложением и последовательностью аккордов в стиле ду-вап 1950-х гг.
Источник