Благообразов над рекой днепром ноты для хора

С. Благообразов «Над рекой Днепром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:09, творческая работа

Описание работы

В произведении C.Благообразова «Над рекой Днепром» рассказывается о подвиге русского солдата во время войны, и о памяти людской, сохранившей для потомков святые места, куда можно прийти и поклониться великим тем годам.
Мелодия – важнейшее средство музыкальной выразительности. В рассматриваемом произведении яркость, выразительность мелодии связана с гибкой волнообразной линией подъёмов и спадов, плавным, спокойным ритмом, ясностью гармонии.

Файлы: 1 файл

аннотация маленькая.docx

Музыка С.Благообразова, сл. М.Левашова «Над рекой Днепром»

В произведении C.Благообразова «Над рекой Днепром» рассказывается о подвиге русского солдата во время войны, и о памяти людской, сохранившей для потомков святые места, куда можно прийти и поклониться великим тем годам.

Мелодия – важнейшее средство музыкальной выразительности. В рассматриваемом произведении яркость, выразительность мелодии связана с гибкой волнообразной линией подъёмов и спадов, плавным, спокойным ритмом, ясностью гармонии. Движение мелодии в основном скачкообразное с элементами волнообразности. Преобладающие восходящие интонации подчёркивают задушевный, волнительный характер произведения, придают динамизм развитию мелодии. Такое её течение создаёт у слушателя настроение элегичности и задумчивости :

Выписать партию А 1-4 такты

Хоровая миниатюра «Над рекой Днепром» написана в простой трёхчастной форме .

Первая часть представляет собой период квадратного строения, равный 8-ми тактам:

Нал рекой Днепром под орешником

Невысокий холм пригорюнился 1-ое предложение=4 тактам

А на том холме заросла травой

Вся пробитая каска воина 2-ое предложение= 4тактам

Вторая часть также состоит из периода квадратного строения, равного 8-ми тактам.

Третья часть включает период(8 тактов) с расширением (2 такта). Расширение достигается за счёт дублирования последних слов произведения:

И стоит, молчит, призадумавшись.

Мастерство С.Благообразова как мелодиста определяется в первую очередь его отношением к ладу. Он подчёркивает всё самое яркое и характерное , свойственное тому или иному ладу, обогащает лад альтерированными ступенями. В данном произведении мажорный лад создаёт чувство спокойствия и уравновешенности. Основная тональность произведения – D dur, но на протяжении звучания всего произведения встречаются отклонения в h moll,G dur, e moll. К окончанию произведения происходит модуляция в параллельную тональность h moll.

Сложность гармонического языка С.Благообразова берёт начало в мелодическом богатстве партитуры. Его гармония – это продолжение, расширение и динамическое усиление мелодии. Она также выполняет колористическую функцию. Гармонический язык хора очень красочный, присущий стилю данного композитора. Автор использует трезвучия основных ступеней и их обращения. В произведении в кульминационном моменте встречается терцквартаккорд IV ступени в тональности h moll, D 5 3 и D6 основной тональности. Заканчивается произведение оборотом К 6 4-D-T:

Вып. 24-25 такт-хор.

Ритмический рисунок произведения не сложный. Композитор использует длительности от половинных до восьмых . Характерно применение большого количества залигованных половинных длительностей. Это связано с задумчивым характером данного произведения.

Размер произведения – четыре четверти (обозначение в партитуре- С ). Он остаётся неизменным на протяжении звучания всего произведения.

Большую роль в создании музыкального образа играет нюансировка. Гибкая фразировка, которая достигается с помощью волнообразного нарастания и спада динамики, требует от певцов чуткости, тонкости исполнения. Динамический план произведения большого диапазона – от рр до FF.

Темп произведения – спокойно, задумчиво – меняется несколько раз на протяжении звучания всего произведения : во второй части-сжато, третья часть начинается в первоначальном темпе , расширение (последние 2 такта) звучит в протяжном темпе. Всё это наряду с другими средствами музыкальной выразительности подчёркивает характер произведения.

Хоровая миниатюра С.Благообразова «Над рекой Днепром» написана для четырёхголосного женского хора a/ capella.Основная мелодия в первойчасти и почти во всей третьей поручена партии альтов. Во второй части основную мелодию исполняют сопрано первые.

Диапазон всего хора: ля малой октавы-фа диез второй октавы.

диапазон сопрано первых: си малой окт.- фа диез 2-ой окт.

диапазон сопрано вторых: си малой окт. – ми 2-ой окт.

диапазон альтов первых: ля малой окт. – си 1-ой окт.

диапазон альтов вторых: ля малой окт. – си 1-ой окт.

Что касается тесситурных условий, то можно сказать, глядя на диапазоны, что в партии сопрано первых тесситура низкая ( си малой октавы), а во всех других партиях тесситура удобная.

Теперь остановимся на анализе вокально-хоровых трудностей, которые могут возникнуть при разучивании.

а) поступенный ряд больших секунд и полутоновые интонации:

б) пение альтерированных ступеней:

в) долгое пение на одной ноте:

г) октавный унисон в партиях С1 и А2 хора:

д) сложные аккорды по вертикали:

  1. Вокально-интонационные труднос ти:

а) скачки в мелодии: б6 вверх в партии альтов вверх, ч5 вниз в партии сопрано, ч8 вниз в партии сопрано1, м6 вниз в партии сопрано2.

б) распев слогов;

в) исполнение акцентированных звуков на пиано.

а) резкая смена динамики с фортиссимо на р;

б) долгое исполнение на форте в высокой тесситуре.

а) различный ритмический рисунок в хоровых партиях;

б) большое количество залигованных длитедьностей.

следить за чётким произношением текста, утрированным произнесением Р, чётким одновременным произнесением согласных в конце слов (ДнепроМ, наД, сжёГ, целуеТ).

Дыхание в произведении берётся по фразам, но так как фразы длинные, то они исполняются на цепном дыхании.

Атака звука в основном мягкая, но иногда – твёрдая.

Фактура произведения – смешанная: чередуются элементы полифонии и гармоническая фактура.

Основной задачей исполнителя является создание целостного художественного образа. Исходя из анализа, мы делаем вывод, что произведение «Над рекой Днепром» может быть исполнено профессиональным или хорошо подготовленным самодеятельным хором.

Первая и третья части произведения требуют от дирижёра малого по амплитуде дирижёрского жеста при звуковедении legatо. Средняя часть имеет другую, более насыщенную динамику, и поэтому в ней будет средняя и крупная амплитуда жеста и более наполнится звуковедение. Наивысшего состояния достигает динамика и , соответственно , дирижёрский жест, к окончанию второй части звучания произведения, где находится общая кульминация всего хора.

Перед дирижёром стоит задача точно и чётко показать вступление хору. Оно должно быть одновременным, петь его надо на mp, поэтому первый звук нужно спеть активно. От того, как будет исполнен первый звук, зависит исполнение произведения в целом.

Создание контрастного по динамике, но вместе с тем цельного произведения, представляет для дирижёра большую трудность. Произведение исполняется без ритмических сдвигов и оттяжек, в едином темпе, как бы на одном дыхании. При исполнении нужно стремиться к тому, чтобы сохранить единый плавный дирижёрский жест в различной динамике, немного подчёркивать показ долей на акцентах, ярко выделить кульминацию.

Дирижируется произведение по четырёхдольной схеме.

Разучивание произведения С.Благообразова «Над рекой Днепром» расширяет музыкальный кругозор исполнителей и слушателей. Преодоление различных трудностей в процессе работы над произведением повышает мастерство участников хора и дирижёра, помогает приобрести многие умения и навыки, необходимые для дальнейшего совершенствования своего мастерства.

Источник

Благообразов над рекой днепром ноты для хора

Хрестоматия по дирижированию хором средние музыкальные учебные заведения Выпуск 1
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составители Е. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит
“Музыка”, 1991г. и 1994г.

Раздел I ТРЕХДОЛЬНЫЙ РАЗМЕР
Я вечор в лужках гуляла. Русская народная песня
Ночь уж наступает. Мелодия и слова Г. Коваля, обработки А. Свешникова
У меня ль во садочке. Русская народная песня. Обработка А. Юрлова
Пион. Литовская народная песня. Обработка С. Шимкуса, переложение для хора Е. Красотиной, русский текст А. Титова.
Пшюв МИЛИЙ. Украинская народная песня. Обработка И. Леонтовича
Висла. Польская народная песня. Обработка В. Иванникова, перевод С. Кондратьева
В разлуке с родиной. Музыка М. Ипполитова-Иванова, перевод с немецкого М. Михайлова
Нелюдимо наше море. Русская народная песня. Обработка А. Юрлова, слова И. Языкова
Как на дубе. Русская народная песня. Обработка для хора Ю. Славнитского,
Славное море, священный Байкал. Русская народная песня. Обработка Е. Красотиной
Пойду ль я, выйду ль я. Хор из оперы «Чародейка». Музыка П. Чайковского
Ах ты, степь широкая. Русская народная песня. Обработка П. Триодина
Посею лебеду на берегу. Русская народная песня. Обработка Анатолия Новикова, переложение для женского хора Е. Красотиной
Шли два друга. Музыка Б. Мокроусова, слова А. Фатьянова
Раздел 2 ЧЕТЫРЕХДОЛЬНЫЙ РАЗМЕР
Гаснет вечер. Музыка А. Свешникова, слова И. Брита
Серая птичка. Финская народная песня. Обработка Вл. Соколова, русский текст Ю. Объедова
Моя зпеэда. Музыка Б. Сметаны, слова И. Сладска, перевод с чешского Эли Александровой
Повямули, попянули. Русская народная песня
Облака. Музыка Т. Попатенко, слова И. Берендгофа
Ничто в полюшке не колышется. Русская народная песня. Обработка Л. Шохина
Стояла береза. Русская народная песня. Обработка В. Попова
Домик у моря. Музыка Р.Шумана, русский текст К. Алемасовой,
Ива. Музыка М. Анцсва, переложение для женского хора Е. Красотиной, слова Ф. Тютчева
Осинка-грустинка. Музыка А. Флярковского, слова В. Татаринова
Снова осень. Музыка М. Парцхиладзо, слова Е. Авдиенко
Соловьем залетным. Русская народная песня. Обработка для хора М. Анцева, слова А. Кольцова
Сосна. Музыка М. Ипполитова-Иванова, переложение для женского хора Е. Красотиной, слова М.Лермонтова
Белая черемуха. Обработка А. Свешникова,
Травка зеленеет. Музыка Р. Глиэра, слова А. Плещеева
Песня неуловимый мстителей из кинофильма «Неуловимые мстители». Музыка Б. Мокроусова, слова Р.Рождественского
Песня о Днепре. Музыка М. Фрадкина, слова Е. Долматовского,
Песня о Волге. Музыка С. Туликова, слова О. Фадеевой
Полет. Хор из кантаты «Горный ветер». Музыка Т. Попатенко, слова Ю. Островского
Вечная слава героям. Музыка М. Блантера, переложение для хора Е. Красотиной, слова В, Лебедева-Кумача
Раздел 3 ДВУХДОЛЬНЫЙ РАЗМЕР
В сыром бору тропима. Русская народная песня. Обработка А. Гречанинова
Гимн ночи. Музыка Л. Бетховена, переложение для хора Вл. Соколова, слова К. Алемасовой
Хей, Балканы! Песня болгарских партизан. Обработка Е. Красотиной, русский текст В. Суслова
Осень. Музыка А. Будрюнаса, слова Ю. Лапашинскаса
Долина, долинушка. Русская народная песня. Обработка И. Полтавцева
Во кузнице. Русская народная песня. Обработка Т. Овчинниковой
Встречайте день мая. Музыка Ф. Шуберта, русский текст М. Павловой
Зима и лето. Музыка Ф. Мендельсона, русский текст М. Павловой
Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева
Гимн мира. Слова и мелодия Л. Молинелли, обработка Г. Лобачева, переложение для хора С.
Благообразова, перевод с итальянского М. Матусовского
Засвистали козаченьки. Музыка Л. Ревуцкого, слова народные
Пастух. Словацкая народная песня. Обработка В. Мухина, русский текст Т. Сикорской
Горный ветер. Хор из кантаты «Горный ветер». Музыка Т. Попатенко, слова Ю. Островского
Хор корабельщиков из оперы «Садко». Музыка И. Римского-Корсакова
Весна. Музыка Ц. Кюи, слова Ф. Тютчева

Хрестоматия по дирижированию хором Выпуск 3 составители Е. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит
“Музыка”, 1972 и 1981г.
содержание:
III КУРС
Одной из задач хорового дирижирования на III курсе является освоение ряда сложных дирижерских схем 5/4 и 5/8 по пятидольной схеме (3+2 и 2+3); 5/4 и 5/8 в быстром движении по двухдольной схеме (2+3 и 3+2); 3/3 и 3/8 по трехдольной схеме в различных темпах и динамике; 3/2 и 3/4 в медленном движении с дроблением основной метрической единицы; 4/4 alla breve; 3/4 3/8 2/4 в быстром движении «на раз». Изучаются также приемы дирижирования полифоническими произведениями.
В репертуар учащихся включаются развернутые хоровые номера из опер и ораторий, а также произведения в очень быстром (Presto) и очень медленном (Largo) темпах, с длительными crescendo, diminuendo, ускорениями. Совершенствуя навыки дирижирования, приобретенные на I, II курсах, следует ознакомить учащихся с основными дирижерскими приемами для достижения хорового ансамбля и строя.
Помещенные в данном выпуске Хрестоматии произведения сгруппированы по дирижерским схемам, в отдельный раздел выделены полифонические сочинения. Однако следует иметь в виду, что каждое из взятых для изучения произведений (независимо от раздела, где оно помещено) должно быть обязательно использовано для овладения различными дирижерско-исполнительскими навыками, предусмотренными программой данного курса.

Раздел 1 РАЗМЕР 5/4 И 5/8
Пятидольная схема
Луговая дорожка. Музыка Я. Эшпая, слова В. Чалая, перевод с марийского В. Струева
Ах ты, душечка. Русская народная песня, обработка Е. Красотиной.
Ландыш. Музыка В. Шебалина, слова Е. Серовой.
Ай да, у соловушки. Русская народная песня, обработка А. Оленина, переложение для женского хора Е. Красотиной
Речка быстрая струится. Латышская народа ная песня, обработка Э. Вигнера, слова народные, перевод Ю. Абызова.
Моя ласточка сизокрылая. Музыка В. Ребикова, переложение для хора А. Назарова, слова *
Лунная дорожка. Музыка Э. Дарзиня, слова Аспазии, перевод с латышского В. Невского
Двухдольная схема
Как денница появится. Хор из неоконченной оперы «Рогдана», музыка А. Даргомыжского
У ворот, воротиков. Русская народная песня, запись Г. Ланэ, обработка Е. Красотиной
Лель таинственный. Хор из оперы «Руслан и Людмила», музыка М. Глинки.
С крепкий дуб тебе повырасти. Хор из оперы «Сказка о царе Салтане», музыка
Н. Римского-Корсакова
Раздел 2 РАЗМЕР 3/2 И 3/8
Трехдольная схема
Слава Родине любимой. Музыка М. Раухвергера, переложение для хора Е. Красотиной, слова А. Софронова.
Поднялася с полуночи. Хор из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии», музыка Н. Римского-Корсакова
Заключительный гимн. Хор из оперы «Снегурочка», музыка Н. Римского-Корсакова
Вечiр. Музыка Я. Степового, слова Т. Шевченко
Что не белая береза к земле клонится. Русская народная песня-былина, обработка С.Попова
Раздел 3 ДРОБЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ МЕТРИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ
Трехдольная схема
Колечко. Русская народная песня, обработка А. Свешникова.
Золотой звон. Музыка Ц. Кюи, слова Е. Беляевской.
Из-под холмика. Хор из оперы «Псковитянка», музыка Н. Римского-Корсакова
Татарская песня. Музыка Ц. Кюи, слова А. Пушкина.
Четырехдольная схема
Болят мои скоры ноженьки. Хор из оперы «Евгений Онегин», музыка П. Чайковского
Пусть громкий плач. Хор из оратории «Самсон», музыка Г. Ф. Генделя, русский
текст С. Левика
Двухдольная схема
Бурлацкая. Русская народная песня, обработка С. Рахманинова, переложение для хора И. Лицвенко.
Раздел 4 РАЗМЕР 4/4 ALLA BREVE
Партии Ленина быть. Музыка А. Флярковского, слова Р. Рождественского
Утренняя песня. Из кинофильма «Веселые звезды», музыка И. Дунаевского, слова М. Матусовского
Хор № 6. Из оратории «Рай и Пери». Музыка Р. Шумана, перевод Т. Сикорской
Нету, нету тут мосточка. Хор из оперы «Мазепа», музыка П. Чайковского.
Раздел 5 РАЗМЕР 3/4 3/8 И 2/4 «НА РАЗ»
Песня об орле. Хор из оперы «Поднятая целина», музыка И. Дзержинского
Падает

Источник

Читайте также:  Седе адам прямо рая ноты двухголосие
Оцените статью