- Пять вредных советов от Ричи Блэкмора
- Играй громче!
- Не думай!
- Используй тремоло
- Заведи друга на сцене
- Ричи Блэкмор и его риффы.Рассказ от первого лица
- Smoke On The Water
- Woman From Tokyo
- Highway Star
- Difficult To Cure
- Death Alley Driver
- Мурат Шидаков
- Немного истории
- Скалопирование грифа
- Приклеивание грифа
- Master Tone Control
- Белый Стратокастер №1, серийный номер 578265
- Белый Стратокастер №2, серийный номер S778960
- Белый Стратокастер №3, с неизвестным серийным номером
Пять вредных советов от Ричи Блэкмора
Если кто не в курсе, Ричи Блэкмор (он же Ричард Хью Блэкмор, впервые познакомился со своими родителями 14 апреля 1945 года) – гитарист и поэт-песенник, известный в основном своей карьерой в коллективах Deep Purple, Rainbow и Blackmore’s Night и поганым характером. В апреле 2016 года его имя добавили в Зал Славы рок-н-ролла. Сейчас он даст нам пять вредных (а может, и нет!) советов о том, как и на чём играть.
Играй громче!
Сначала я играл через Vox, а звук снимал микрофоном. Потом, в конце 60-х, я перешёл на “Marshall”. Мне нравилось, как они выглядели, но звук был для меня не очень. Я был знаком с самим Джимом Маршаллом и попросил его прокачать для меня усилитель. Он взял 200-ватный усилитель, который сейчас уже не выпускают, и зарядил его до 300 (в других интервью было и 400, и 500, и даже 1000 ватт пиковой мощности, но, как пояснял Ричи, с искажениями). Получился самый громкий в мире усилитель. Я, конечно не играю всегда на полной громкости, это зависит от ситуации.
Усилитель я пробовал на фабрике, прямо в цехе, где работали сборщицы. И я играл на полной мощности прямо перед ними, просил менять что-то в звуке, играл опять, а они пытались при этом работать. Меня там все ненавидели.
Я не знаю, почему, но усилители у меня часто ломаются. Чаще всего горит выходной трансформатор. Но это как с хорошим автомобилем – сам по себе он не сломается, но если ему помочь… Что я и делаю. Люди из фирмы “Маршалл” говорили, что они не слышали более громкого усилителя, чем у меня. Ну, и каждые две недели он горит. Или динамики рвутся. Обычно на концертах у меня два стека – в один я играю, а второй запасной.
Играть в такой мощный усилитель – это искусство. Все равно, что слона объезжать.
Не думай!
Когда мне было 20, я клал на структуру песен. Я хотел лишь создать как можно больше шума и играл так быстро и громко, как мог.
Всё, что я играл, было спонтанным. Если мне говорили потом: “Это было круто! Сыграй еще раз!” – я не смогу. Единственное соло, которое я помню – это из “Highway Star”. Мне нравится играть полутоновый проход в середине.
Используй тремоло
Мне безумно нравилось качать тремоло. Приходилось заказывать рычаги толщиной в четверть дюйма, потому что стандартные я ломал. Мой мастер всегда удивлялся, что же я с ними делаю. В конце концов, он изготовил огромный рычаг из полудюймовой стальной полосы и сказал, что если я и его сломаю, то он уже ничем не поможет. А через три недели я прихожу к нему в мастерскую. Он говорит: “Нет, ты не мог”, а я отвечаю – “Да, смог!”. И я показал ему, что якобы делал с гитарой – кручу её, держась за этот рычаг, бросаю на пол, встаю на неё ногами и двумя руками отрываю рычаг. А он поверил и хоть бы улыбнулся.
Заведи друга на сцене
Та штука, которая стоит рядом с усилителем – переделанный старый катушечный магнитофон Aiwa. Я сначала использовал его дома как ленточный ревербератор. Обычные эффекты эха звучат ужасно. Бум, бум, как будто ты в огромном зале. А мой магнитофон никак не вмешивался в то, что я играю, как будто между гитарой и усилителем больше ничего не включено.
Но я заметил, что он может немного усиливать звук, ватта на 3. Кажется, он делает звук немного теплее, дает больше средних частот. Если я хочу прибавить фузза, я просто увеличиваю на нем громкость. И я не могу играть без него, потому что звук уже не тот. На сцене магнитофон стоит, включенный на запись, и я управляю им с помощью маленькой педали. Когда катушки крутятся, люди иногда думают, что мои соло записаны на ленту. Однажды мне даже кричали – выключи магнитофон!
Вроде бы обычный магнитофон, но для меня он стал как еще одна живая душа на сцене. Мой маленький друг. (В разное время друга заменяли другие агрегаты, например, усилитель высоких частот Hornby Skew Treeble Booster.
Источник
Ричи Блэкмор и его риффы.Рассказ от первого лица
Зимой 2016 года Ричи Блэкмор дал достаточно обширное интервью для журнала Guitar Player . Основной темой было запланированное на тот момент возвращение Ричи к року и планы по возрождению Rainbow для серии концертов. Когда разговор коснулся непосредственно старых вещей, ставших классикой хард-рока дело приняло интересный оборот — журналист попросил Ричи кратко рассказать о некоторых знаковых риффах и песнях. Фрагменты той беседы представляют интерес любому ценителю Ричи Блэкмор а, Deep Purple и Rainbow .
Smoke On The Water
Ричи в очередной раз рассказывает историю создания песни,о пожаре, полицейских, которые стучали в дверь. эта история очень хорошо известна практически всем ценителям Deep Purple и сегодня не буду в очередной раз касаться этой темы. Есть другие любопытные моменты, о которых рассказал Блэкмор .
«Основной рифф построен на квартах, что для того времени было необычно. Меня вдохновила игра Грэма Бонда из Graham Bond Organization. Послушайте его инструментальную «Wade in the Water». Он играл многие фразы, риффы и мелодии квартами, мне это нравилось – в его игре было что-то таинственное и злое.
Я никогда не воспринимал этот рифф как обращение аккорда или обратную квинту. Просто такое звучание и текстура на гитаре звучит более плотно, чем отдельные ноты. И это лучше подходит для громкого хард-рока, чем баррэ-аккорды. После «Smoke On The Water» игра квартами стала моей визитной карточкой, но я начал играть так еще с песни «Mandrake Root» с первого альбома «Shades of Deep Purple».»(с)
Для справки : Грэхем Бонд — Английский рок-блюзовый музыкант и вокалист, считающийся отцом-основателем английского ритм-энд-блюзового бума 1960-х годов.
Deep Purple — Mandrake Root в исполнении Mark II .
«- Несмотря на культовость риффа «Smoke On The Water», большинство гитаристов играют его неправильно. Вы ведь берете кварты щипком, верно? Вы играете этот рифф в третьей позиции на струнах «Ля» и «Ре», или же в восьмой, на струнах «Ми» и «Ля»?
— В третьей позиции, и я играю его щипком. Я никогда не играю его медиатором.»(с)
Обратная сторона популярности риффа Smoke On The Water в его чрезвычайной простоте. Много раз приходилось видеть как люди, даже совсем не умеющие играть на гитаре все таки пытались воспроизвести рифф хотя бы отдельными нотами, зажимая струны одним пальцем и двигаясь по одной струне. Как ни странно, но и гитаристы более опытные могут играть этот рифф неверно — квинтами, пауэр-аккордами, а вместо щипка использовать медиатор. Однако Ричи недаром играет этот рифф пальцами — так он звучит намного плотнее.
«Lazy» основана на «Steppin’ Out» Эрика Клэптона, которая в свою очередь основана на известном блюзовом мотиве Мемфиса Слима. Я просто доработал фразу, которую Клэптон играл на концертах. В соло это все равно обычный двенадцатитактовый блюз, но в своих импровизациях старался играть чуть более технично и быстро.
В то время я много внимания уделял скорости и часто злоупотреблял этим в соло – хоть и не в такой степени, как в восьмидесятых. Может быть, потому что я был очень напряженным и нервным. Я боялся задерживаться на одной ноте. В то время я много занимался над скоростью, играя гаммы и импровизируя.»(с)
Вопреки расхожему мнению блюзовой составляющей в музыке Deep Purple достаточно много, и Ричи умел играть блюз и его производные, добавляя элементы новаторства.
Звучание Стратокастера делает звучание этого мотива в исполнении Эрика Клэптона и Ричи Блэкмора в чем-то похожим. с поправкой на уникальный стиль каждого из этих гитаристов.
Woman From Tokyo
«Мне кажется, я написал рифф в Риме, когда мы там записывались. Хотя вполне возможно, что подсознательно я думал о «Cat Squirrel» Cream. Там похожие ноты, но они играются в другом ритме. Запись этой песни была ужасной. У нас была мобильная студия Rolling Stones, и через неделю мы прекратили запись. Мы уехали, отправились во Франкфурт и продолжили работать там.»(с)
А вот и песня Cream , которая так здорово повлияла на подсознание Ричи .То, что сделали Deep Purple отличается значительно.
Но мы подбираемся к самому интересному!
Highway Star
Песня, гитарное соло в которой просто «снесло башню» миллионам поклонников, и оказало революционное влияние на развитие хард-энд-хеви.
Что скажет Ричи ?
» Идею для соло на одной струне я подсмотрел у гитариста рок-н-рольного трио Джонни Бернета, Пола Берлисона. Он еще в 1962-м показывал мне эту нисходящую фразу. Он играл на первой струне последовательность «открытая ми-ля-открытая ми-ля-бемоль» и так далее, спускаясь вниз по грифу. Мне понравилось, как звучала эта фраза. Через семь лет я использовал ее в «Highway Star».
Мне кажется, что гаммовые пассажи в соло напоминают музыку Моцарта, они звучат словно партия струнных из его симфоний или партия клавишных. Это одно из немногих соло, которые я полностью придумал дома. Я уделил этому соло пару часов и продумал его структуру еще до записи. Большинство моих соло — это импровизации, но это соло было написано еще до того, как я вошел в студию. Оно не было спонтанным.»(с)
Может это кого-то и удивит, но стандартная практика для гитарных соло тех лет заключалась в том, что соло были чистыми импровизациями, «на ходу». Не все, но большинство. Так делали очень многие гитаристы. Но соло в Highway Star — это другой пример. Это как раз образец тщательно продуманного гитарного слоло, которое, в итоге, стало классикой.
Difficult To Cure
Слово Ричи Блэкмору :
«Я решил испытать себя и задал себе вопрос: «Смогу ли я исполнить настоящую классическую музыку, сохранив энергию рок-группы?». Я всегда любил мелодичность и гармонии классической музыки, но мне не нравились ее строгость и ограниченность. При работе над «Difficult to Cure» и всеми остальными произведениями из классического репертуара приходилось садиться за партитуры – я немного умею читать ноты – и медленно играть с листа, пока я не усваивал основные моменты. А потом добавлял что-то от себя.»(с)
Death Alley Driver
«В семидесятые я заметил, что большинство групп держатся в стороне от действительно быстрой музыки. Большинство песен Zeppelin были сыграна в среднем или медленном темпе. А в Rainbow мы любили играть очень быстро, как в «Death Alley Driver». Мы понимали, что такую песню никогда не поставят на радио, но на сцене играть ее было классно.
Мелодичный рифф в середине напоминает музыку И.С. Баха. Я был просто помешан на Бахе в период с 1967-го по 1985-ый. Я был поражен мощью его музыки, и стремился передать эту мощь в роковом контексте. Мне нравилось, как он работал в минорных тональностях, мелодии его фуг. Влияние Баха сильно чувствуется и в «Death Alley Driver».(с)
Возможно, «другие группы» не хотели стать похожими на Deep Purple , так как «фишка» быть самой скоростной хард-рок группой была уже занята. А может быть у них были свои взгляды на то, как должен звучать тяжелый рок. Так или иначе, если хотите быстро, энергично и круто — это к Ричи и его парням. Он один из патриархов скоростной и эффектной игры в роке!
Источник
Мурат Шидаков
Сегодняшняя публикация из цикла статей про поиск звука Ричи Блэкмора посвящается гитарам Фендер Стратокастер (Fender Stratocaster) белого цвета, ставших фирменной карточкой Маэстро.
Не ошибусь, если скажу, что ни для кого не является секретом, что через руки Ричи Блэкмора прошло большое огромнейшее количество различных гитар: многие из них были сокрушены на сцене; большинство подвергалось переделкам в процессе поиска того самого Грааля — идеального инструмента для идеального музыканта.
Но среди всего этого бесконечного гитарного множества признание Ричи заслужили два инструмента (есть и ещё один, но гораздо в меньшей степени), давшие имя его фирменному стилю — Белый Фендер Стратокастер Ричи Блэкмора.
Итак, три гитары:
- Fender Stratocaster 1974 года выпуска, серийный номер 578265;
- Fender Stratocaster 1977 года выпуска, серийный номер S778960;
- Fender Stratocaster 1979…80 года выпуска, серийный номер неизвестен.
Визуально все три инструмента объединяет:
- цвет деки Olympic White;
- палисандровая накладка на кленовый гриф;
- увеличенный набалдашник грифа и «пуля» инструментов Фендер эпохи CBS;
- белый пикгард (панель для электроники), чёрные крышки звукоснимателей, чёрные ручки громкости, тонов, ручки рычага тремоло и переключателя датчиков;
- обязательное скалопирование накладки грифа;
- надпись “MASTER” на ручке громкости (вместо “VOLUME”).
Вместе с тем, каждый инструмент всё-таки индивидуален, но об этом — ниже.
Немного истории
Летопись конторы Фендер гласит, что в 1965 году основатель Лео Фендер продал её компании CBS (Columbia Broadcasting System) и с тех пор начался самый нелюбимый среди гитаристов период существования компании — увеличение объёмов выпускаемой продукции прямым образом сказалось на продажах инструментов, но качество продукции неуклонно стало падать. Оглядываясь назад, в прошлое, именно CBS-эпоха считается «худшей» в истории компании, и среди музыкантов и коллекционеров особым шиком и трепетом стало наличие в коллекции инструмента выпуска т. н. “pre-CBS” (до 1965 года выпуска), когда ещё фирма Фендер была независимой.
Но как ни странно, эта паническая нелюбовь к инструментам этого времени ни малейшим образом не сказалась на предпочтениях Ричи Блэкмора, и практически все Стратокастеры из его арсенала — с увеличенными набалдашниками грифа (это классический атрибут CBS) и считанные инструменты — с классической компактной головкой грифа. Самые распространённые из числа публичных Стратокастеров — это один из белых (в начале 80-х годов), санбёрстный (конец 80-х) и чёрный (эпоха Blackmore’s Night).
Публичные — используемые на концертах (санбёрcт вообще снимался в клипе King of Dreams)
Все белые Стратокастеры в обязательном порядке подвергались переделкам и модификациям:
- накладка грифа скалопировалась;
- гриф вклеивался в деку;
- менялись рычаги тремоло;
- устанавливались колки, сперва Schaller, позже — локовые Sperzel Trim-Lok;
- менялась электроника и звукосниматели, инсталлировался MTC — Master Tone Control.
Из штатных деталей Блэкмор оставлял только деревянные деку с грифом и тремоло. Напомню, что начиная с 1971 года, на Стратокастеры устанавливались цельнолитые бриджи с литыми сёдлами вместо штампованных (по утверждению Ричи, они дают бóльший сустейн). Штатные рычаги тремоло Ричи ломал на-ура, поэтому они заменялись на усиленные.
Скалопирование грифа
Под скалопированием понимается процесс снятия дерева между ладами так, что в промежутках остаются углубления (ложбинки):
Сама по себе процедура достаточно простая (при наличии прямых рук или гитарного мастера), но скалопирование вносит свои корректировки и в методику игры, и в конечный звук:
- более точный контроль струны — подушечки пальцев касаются только струны, а не накладки грифа под ней;
- более точные вибрато — можно делать не только классическое вибрато, но глубинное, что ли? — когда меняется давление пальца на струну;
- при игре появляется некий металлический призвук;
- на скалопированном грифе играть быстро становится чуть труднее.
Нам остаются неизвестными причины, по которым Маэстро предпочитает скалопированные грифы, но я лишь могу полагать, что это сила привычки; в конце концов — в его фирменном агрессивном вибрато левой рукой есть немалое влияние скалопированости грифа.
С другой стороны, схема скалопирования у гитар Блэкмора отличается от распространённой овально-симметричной; это так называемое прогрессивное скалопирование:
Исторически первые попытки скалопировать гриф Ричи предпринял сам (ножом для мяса), после чего нож был конфискован эту процедуру начали делать его гитарные техники.
Чем обусловлен именно такой прогрессивный профиль? Вспоминая свои ранние попытки анализа вибрато Блэкмора, напомню некоторые факты:
- постановка пальцев левой руки у Ричи — не посередине между ладами, а ближе к ладу играемой ноты;
- так как амплитуда вибрато широкая и скорость большая, то и соответствующая область межладового пространства должна быть максимально просторной, в том числе в 3D (по глубине) — это прямой отсыл к п. 2 преимуществ скалопирования грифа выше;
- кроме того, в риффах Ричи чистенько практикует т. н. «виолончельное» вибрато кистью прямо над ладом:
Просуммировав факты выше — приходим к выводу, почему профиль такой клинообразным — начало снимается меньше, чтобы не губить жёсткость накладки, ближе к концу больше, чтобы удобного вибрато пальцами.
Подчеркну, что скалопируются грифы не только электрогитар, но и акустических (не всех, но некоторых) — Маэстро верен своим привычкам.
Приклеивание грифа
Классическая конструкция Стратокастера, как это было придумано Лео Фендером, предусматривает крепление грифа к деке посредством четырёх болтов:
Такая конструкция обеспечивает уверенный прижим грифа в гнезде, сустейн достаточно неплох и гриф надёжно закреплён.
В 1971 году в Стратокастерах крепление было изменено на трёхболтовое, с технологией Micro-Tilt для регулировки наклона грифа относительно деки:
Несмотря на инновационные преимущества Micro-Tilt, существенным недостатком трёхболтовой схемы считается ненадёжное крепление грифа, из-за которого гриф частенько съезжает относительно деки, да и сустейн у такой конструкции был похуже, чем в классической схеме на 4 болтах.
Что же сделал Ричи? Тут следует напомнить, что первым серьёзным инструментом Маэстро был полуакустический Gibson ES-335 — а в «Джибсонах» все грифы вклеиваются в деку, что намертво удерживает его и даёт бесконечный сустейн (бесконечный по меркам Стратов).
…совершенно верно, Ричи вклеил гриф в деку. Как лично мне поведал гитарный техник Блэкмора John “Dawk” Stillwell, для этого использовался пятиминутный эпоксидный клей, после чего гриф слился с декой как родной:
Master Tone Control
Кроме перепайки электроники, в гитары Блэкмора монтировалась маленькая и незаметная снаружи небольшая коробочка с четырьмя проводочками под названием MTC (Master Tone Control).
По описанию автора — техника Dawk — коробочка хитрым образом модифицирует в пассивном режиме сигнал со звукоснимателей, превращая звук (цитирую) в “fat and creamy” (жирный и сливочный).
Не спорю, в 1995 и более поздние годах электрогитара Ричи звучит волшебно: это тот самый звук, к которому стремлюсь я лично — но у меня нет уверенности в том, что это не влияние усилителей ENGL, используемых в этот период. Считается, что звук гитары раннего Блэкмора вполне можно нарулить и без всяких чудо-коробочек.
Компонентный состав этот волшебного ингредиента звука Ричи является (пока) неразгаданной тайной, но упорные попытки расшифровать конструкцию коробочки в любом случае должны увенчаться успехом. Например, конкуренты просветили её в рентгене:
Собирая воедино все скупые упоминания о MTC в сети, имеем такую информацию о начинке коробочки:
The MTC has 4 components and a few wires. 2 Resistors, 1 Capacitor, 1 coil, 1 capacitor.
Dawk says it has «2 circuits», though how a capacitor is a «circuit» I’m not sure. The Red/Black wires go to the capacitor ONLY and it’s not connected to anything else inside. The White Wires go to the resistors and the coil and they are not connected to anything else inside either. The red/black wires replace the cap in your guitar with the same value cap in the MTC! The white wires go to the volume control and this bit only operates on reduced volume. The capacitor only comes in around mark 3 on the tone pot. That’s it. It’s packaged in a keyfob box filled wih resin for obvious reasons.
MTC содержит четыре компонента: 2 резистора, 1 конденсатор, 1 катушка индуктивности, 1 конденсатор (?).
Dawk сообщает, что в коробочке 2 цепи, но я не уверен, как конденсатор может быть самостоятельной цепью. Красный и чёрный провода подсоединены ТОЛЬКО к конденсатору и ни к чему больше. Белые провода подходят к резисторам и катушке, и также ни к чему другому не подсоединены. Красный и чёрный провода припаиваются вместо штатного конденсатора на гитаре, и конденсатор внутри MTC имеет такую же ёмкость! Белые подсоединены к регулятору громкости и эта часть MTC начинает срабатывать только в промежуточном положении ручки громкости. Конденсатор срабатывает в положении 3 ручки тона. Вот и всё. Всё герметично закатано в компаунд по вполне понятным причинам.
Анализ подобных решений в Интернете позволяет с уверенностью говорить, что Dawk задействует в MTC так называемый Q factor, основанный на LCR-контуре с тщательно подобранными номиналами компонентов.
Такие технология тоноконтроля достаточно широко распространены и продаются наборами для самостоятельной установки, в частности Rothstein Guitars, Torres Engineering, Bill Lawrence’ Q-filter (запомните последнего производителя). Dawk также совсем не лишён коммерческой жилки и продаёт коробочки всем желающим прикоснуться к Заветному звуку по $350 с доставкой:
Есть и альтернативное решение — RBTC. Если в течение определённого времени потусоваться на форуме Dawk’а , то можно заметить, что особенно ценные разделы форума закрыты и в своих постах он постоянно поносит некоторых (простите) “ASSHOLES”. Им и их деструктивной деятельности даже посвящена отдельная тема форума. Если я не ошибаюсь, ушлые ребята набрали информации о чудо-коробочке из разделов сайта, когда они были доступны, проанализировали и создали свой коммерческий продукт (предположительно, RBTC). Разумеется, Dawk’а, успешно приторговывающего своими коробочками, это в корне не устраивало, и он закрыл/удалил бесценные разделы, попутно понося коварных и вероломных (простите) “ASSHOLES” в каждом сообщении.
Вообще их разборки вообще нас не касаются, это уже дело каждого — решать, какая коробочка звучит лучше, какая технология работает аутентичнее; можно покопаться самому, как это начал делать я. Подкину полезную ссылку онлайн-калькулятора резонансной частоты, может пригодиться.
Теперь конкретно про Белые Стратокастеры.
Белый Стратокастер №1, серийный номер 578265
Самый верный инструмент Ричи Блэкмора, на котором отыграл более 15 лет. Почти все студийные альбомы и живые концерты Rainbow были записаны и сыграны на нём, он пережил возрождение Deep Purple в 1984 году и приход Тёрнера в 1989 — в-общем, настоящий боевой инструмент Маэстро.
Несмотря на 1974 год выпуска, есть определённые подозрения, что реальная дата выпуска грифа и деки — более ранняя: гриф, к примеру может быть даже 1972…1973 года. Отмечается, что у грифа минимальная толщина, и это присуще гитарам именно этих годов выпуска. Но с другой стороны, санбёрстный Страт 1974 года, на котором Ричи играл на видеоконцерте в Мюнхене в 1977 году имеет более широкий гриф, так что мы можем только догадываться об истинных датах выпуска.
Но как бы то ни было, в 1975…1976 году инструмент появился в распоряжении у Блэкмора, и Ричи постепенно стал осваивать его. Первоначальные изменения были минимальными: был лишь скалопирован и вклеен гриф. Электроника и звукосниматели оставались штатными, крышки и ручки — белыми:
Со временем на Страте начали появляться усовершенствования в части электроники. Если дорчитатель помнит, то в ранней Rainbow сценическое оформление подразумевало использование самой настоящей Радуги над сценой:
Данная конструкция состояла из множества разноцветных лампочек, управлялась от компьютера, была ненадёжной и жутко капризной. Но самым большим недостатком Радуги было то, что весь этот массив ламп наводил жуткие радиоэлектрические помехи на аппаратуру и гитары Ричи в частности — борьба с гитарным «фоном» была головной болью Ричи в течение 10 лет.
В рамках борьбы с шумом и поиска новых горизонтов звука в 1977 году по наводке Dawk (YES… I WAS A ’’SCHECTER’’ DEALER…) на гитару были установлены звукосниматели Schecter F-500T:
В отличие от штатных звукоснимателей Стратокастера, в Schecter магниты были одинаковой высоты и располагались заподлицо с поверхностью звукоснимателя; кроме того, их увеличенный диаметр способствовал более высокому «выхлопу» датчиков. Медная фольга вокруг обмотки — дополнительный электрический экран для минимизирования внешних наводок.
«Джибсоновское» прошлое Ричи время от времени давало о себе знать и в этот раз проявилось в том, что средний звукосниматель был демонтирован и вместо него красовалась гордая затычка, в которую иногда устанавливалась катушка-пустышка для уменьшения шумности электроники (humbacking effect). Ричи признавался, что никогда не использовал средний звукосниматель, загоняя его вровень с пикгардом.
Увеличенные магниты также влияли на частотную характеристику звукоснимателя, появилось больше хлестких низких частот — это то, что нравилось Ричи в те времена. Он хотел избавиться от типичного стратокастерного едва осязаемого баса, но и в то же время сохранить прозрачность в звуке, присущую сингловым датчикам.
Dawk не подпаивал датчики Schecter на полную мощность, вместо этого он задействовал лишь часть катушки с потерей «выхлопа». Её Ричи компенсировал степенью компрессии в своём легендарном бобинном магнитофоне AIWA, который использовался не только для создания эффекта задержки, но и для компрессии звука. Dawk соединил внутреннюю половину катушки бриджевого звукоснимателя с внешней половиной нэкового для усиления низких частот.
Кроме того, датчики были пропитаны в особом составе, но не в воске, как в случае с обычными звукоснимателями — это, по мнению Dawk, убивает верха.
Дополнительно к нестандартной распайке Dawk экранировал медной фольгой пикгард и полости гитары и снабдил гитару настроенным под конкретную систему MTC — Master Tone Control.
Ввиду того, что звукосниматели были чёрного цвета, в тон к ним были подобраны ручки крутилок и переключателя датчиков, и в такой конфигурации гитара просуществовала до 1986 года:
Всегда верный своим приколам, Блэкмор привинчивает на головку грифа пуговицу для крепления гитарного ремня. Предназначено, по словам Ричи, “conversation piece to annoy and confuse people”, проще говоря, для ловли лулзов:
В 1986 году начался новый этап в борьбе с качеством звука и шумом. Опробовав на десятке тестовых Стратокастерах различные звукосниматели и их комбинации, Блэкмор принимает решение избавиться от шумящих Schecter в пользу звукоснимателей Bill Lawrence L-450 (нэк) + XL-450 (бридж):
Bill Lawrence L-450 — это выполненный в форм-факторе сингла двухрельсовый хамбакер на двух катушках, соединённых последовательно между собой, общим сопротивлением 12 кОм. Наличие двух катушек давало гибкие возможности по их коммутации, открывало новые варианты звучания, плюс преимущество хамбакеров — минимальные шумы. Но нельзя сказать, что Ричи прям сильно любил эту конфигурацию — датчик был бесшумным, но Блэкмору не нравилось звучание звукоснимателя (хамбакеры и синглы весьма сильно отличаются по звучанию).
Приблизительно в то же время (середина 80-х годов) Ричи начал увлекаться гитарными MIDI-системами, расширяющими варианты звучания гитары, поэтому на все белые Страткастеры были установлены MIDI-звукосниматели Roland GK-1, и этот Страт не стал исключением:
Продолжая тему мелких нюансов, обращу внимание на три отличительных визуальных факта Стратокастера №1:
- перенос крепления ремня к гитаре с торца верхнего рога на тыльную сторону;
- зеленоватый пластик пикгарда в начале…середине 80-х годов;
- лёгкая царапина aka коцка на деке ниже второй ручки тона.
Эти изменения стали последними в жизни легендарного Стратокастера, потому что в 1992 году случилось непоправимое: по словам Ричи, он отдал Стратокастер гитарному мастеру для очередной замены ладов. Мастер решил, что скалопированные углубления между ладами — это износ накладки грифа вследствие чрезмерной игры и отшлифовал её до гладкого состояния, причём любезно не потребовал за это дополнительной платы. Ричи был, мягко говоря, в ярости! Решив по горячим следам доскалопировать накладку, ставшую уже гораздо тоньше после неосторожной проделки мастера, Блэкмор напильником добрался до кленового основания грифа:
После всех этих злоключений гриф стал абсолютно неиграбельным. Ввиду того, что гриф был вклеен в деку и заменить его было нельзя, скрипя сердце Ричи был вынужден списать любимый инструмент.
Так печально сложилась судьба рабочей лошадки Блэкмора, верой и правдой служившей Маэстро практически 20 лет.
Белый Стратокастер №2, серийный номер S778960
Второй по счёту белый Стратокастер 1977 года выпуска также был вторым по популярности инструментом Блэкмора; после гибели первого Ричи вынужденно переключился на эту гитару, и начиная с 1993 года, постоянно играет именно на нём.
Выпущенная в 1977 году, эта гитара имела все атрибуты Стратокастеров того периода, это:
- чёрный пластик пикгарда, крышек звукоснимателей и ручек потенциометров, рычага тремоло и переключателя датчиков;
- серийный номер S778960, размещённый на головке грифа, под словом “Fender”;
- литые тремоло и сёдла.
Во всё остальном это был классический Стратокастер CBS-эпохи: цвета Olympic White, с увеличенным набалдашником, «пулей» на грифе и палисандровой накладкой:
Электроника гитары, была, естественно, подвергнута изменениям: вместо штатных звукоснимателей были установлены “Velvet Hammer” производства Red Rhodes — качественно намотанные датчики в фендеровском стиле. По сложившейся традиции было установлено два датчика, а посередине был установлен размагниченный звукосниматель для создания эффекта хамбакера — глушения нежелательного «фона». Разумеется, на гитару также была вделана волшебная коробочка MTC (кстати, хронологически первым MTC получил именно этот инструмент).
В 1981 году чёрный пластик пикгарда был заменён на белый, и гитара обрела знакомые черты фирменного стиля Ричи Блэкмора:
Визуально от Страта №1 гитара отличалась более узкими магнитиками звукоснимателей и отсутствием лулзовой пуговицы ремня на набалдашнике (ну, и наличием серийного номера на грифе):
В целом, конкретно этот экземпляр борьба с шумом затронула минимально, и спустя десяток лет, в начале 90-х годов, на этот Стратокастер были установлены концептуально новые звукосниматели Lace Sensor Gold и MIDI-датчик Roland GK-1 (позже — GK-2A), и в такой комплектации гитара играет и по нынешний день:
Также на гитару были установлены локовые колки Sperzel Trim-Lok и чёрный порожек (полагаю, графитовый).
Моё знакомство с творчеством Ричи Блэкмора началось с концерта Come Hell Or High Water, в рамках этого турне основной была именно эта гитара, и именно с датчиками Lace Sensor Gold (собственно, к этой конфигурации я и стремился при создании своей собственной гитары).
К концу 90-х годов гитара обрела белые ручки потенциометров, рычага тремоло и переключателя датчиков — это её последнее визуальное изменение:
В принципе, малярные задатки в Ричи не умирали никогда, и в очередной раз приступ прозрения жертвой кисти Блэкмора стал MIDI-контроллер Roland GK-2A, изначально, подчёркиваю, чёрный:
Белый Стратокастер №3, с неизвестным серийным номером
Крайне редко появляющийся на публике инструмент, служивший испытательным полигоном для всякого рода электронных приспособлений в рамках борьбы с шумом / тоном. Но несмотря на скрытность, это один из трёх классически белых Стратокастеров Блэкмора, и он вполне заслуживает место в списке Белых Стратокастеров.
Известно, что на этот Стратокастер были установлены два звукоснимателя Bill Lawrence L-250, представляющими из себя хамбакеры в корпусе стандартного сингла:
Также на гитару вместо стандартного выходного гнезда был установлен активный бустер Alembic Stratoblaster, питающийся от 9-вольтовой батареи. Кроме этого, гитара отличалась сверхдлинным рычагом тремоло.
К началу 90-х годов на гитаре были заменены датчики, предположительно на Seymour-Duncan SSL-4T + SSL-7T (SSL-4, кстати, устанавливаются в подписные Страты Блэкмора). В такой конфигурации инструмент принимал участие в туре Come Hell Or High Water, когда на настроенной в Drop D гитаре Ричи играл песню The Battle Rages On.
На инструмент впоследствии также был установлен MIDI-датчик Roland GK-1:
Дальнейшая судьба малоизвестна, но предположительно данный Страт снимался в клипе “Ariel”:
Источник