Блюз акустика для гитары

Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих

Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.

С технической и композиционной точки зрения блюз не является чем-то невероятно сложным, и любой, даже начинающий гитарист, сможет сыграть и сочинить собственную блюзовую партию. Однако обходить стороной это довольно богатое направление однозначно не стоит. Главная причина в том, что блюз сейчас лежит в основе абсолютно любого музыкального направления – от классического хард-рока до экстремальных жанров, таких как sludge или grindcore. «Голубая скорбь» — предтеча всего, что сейчас творится на мировой музыкальной сцене, и его основы, хотя бы технические, стоит знать, хотя бы для того, чтобы разбираться в том, как работает современная музыка.

Немного из истории блюза

На данный момент сказать, кто же первым начал играть блюз, очень тяжело. Историки утверждают, что первые композиции возникли еще в девятнадцатом веке, на юге США, в среде афроамериканских рабов. Основными истоками жанра можно назвать госпел и рабочие песни. Первый блюз вообще не использовал никаких инструментов, кроме голоса, и зачастую исполнялся хором в церквях, поселениях и плантациях. И из этого каким-то образом и родился тот жанр, о котором мы говорим.

Читайте также:  Неукротимый повелитель чэнь цин ост ноты для фортепиано

Кроме того, истоки жанра лежат также и в кантри-музыке, которая является национальной для североамериканских народов. Существует мнение о том, что перед тем, как сформироваться окончательно, направление приняло форму так называемого кантри-блюза. Со временем, в начале 20-го века, когда жанр вышел за рамки совместного исполнения, появились первые ансамбли, можно считать, что формирование направления окончательно завершилось.

Довольно интересный факт состоит в том, что сейчас лады, свойственные блюзу, прослушиваются не только в музыке народов Америки, но и в китайской народной музыке, а также населения крайнего севера России.

Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля

Слушать

Разумеется, прежде чем играть в каком-либо жанре, его надо отслушать, и особенно – послушать классику этого направления. Ниже собран список альбомов мировых блюзменов, которые вы обязательно должны поместить в плейлист, если хотите понять, как же блюз все-таки играется.

  1. Роберт Джонсон — The complete recordings (1990 г.)
  2. Мадди Уотерс — The Anthology (2000 г.)
  3. Хаулин Вулф — The Definitive Collection (2007 г.)
  4. Джон Ли Хукер — The best of John Lee Hooker (1992 г.)
  5. Ти-Боун Уокер — Stormy Monday Blues: The Essential Collection (1998 г.)
  6. Эрик Бибб — The Good Stuff (1998 г.)
  7. Биби Кинг — The Ultimate Collection (2005 г.)

Блюзовый ритм

Помимо классических 4/4, в основе блюза лежит особый ритм, который называется шаффл. Вся его суть заключается в том, что каждая доля такта разделяется на три части, а не на две, при этом на каждый второй удар приходится пауза.

То есть выглядит это так: раз – пауза –два — раз – пауза –два – и так далее.

Исполняя песню в высоком темпе, а также слушая классические блюзовые композиции, вы быстро поймете суть этого ритмического рисунка.

Для того, чтобы отработать знания на практике, ниже представлено восемь гитарных риффов в ритме шаффла, которые являются стандартами, а значит, опорой для сочинения будущих композиций.

Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.

Кроме непосредственно фразовых стандартов, существуют и блюзовые последовательности трезвучий, которые придают музыке то самое характерное звучание, и в ритме шаффла дают чистейший Blue Devils, о котором все так говорят.

Например, очень популярна следующая гармония:

И все ее производные, которые образуются от разных комбинаций этих аккордов. Данную последовательность, например, можно услышать в песне Graveyard Train – Ballad for Belzebub, вместе с блюзовой соло-партией, а также губной гармошкой.

Существует еще одна, совсем простая последовательность:

Именно на этих двух аккордах сыгран легендарный шедевр Джонни Кэша – Personal Jesus.

Вообще для того, чтобы понять, как строится блюзовая гармония, придется немного углубиться в музыкальную теорию. Весь жанр строится на последовательности I – IV – V, то есть Тоника – Субдоминанта – Доминанта. Тоника – это первая нота в любой гамме. Субдоминанта – соответственно, четвертая, а Доминанта – пятая.

То есть, если мы, скажем, возьмем тональность Ми-мажор, то аккордовая последовательность будет выглядеть так:

Тренировка игры под минус

Но, разумеется, для блюза надо понимать, как играть соло. Именно для этого и создан данный раздел. Здесь вы найдете две классические блюзовые мелодии, которые можно включить прямо из браузера, и под которые можно играть и импровизировать. Это – отличная практика для отработки шаффла и пентатоник, которые лежат в основе данного направления.

Jam Track — 70 bpm

Jam Track — 100 bpm

Блюзовая пентатоника

А вот эта тема невероятно важна в блюзе для начинающих. Именно на ней и строится характерное звучание и мелодии, которыми вы должны владеть. Ниже даны пять классических боксов пентатоники, которую необходимо выучить для того, чтобы играть блюз – как аккордами, так и соло.

Приемы игры

Разумеется, в данном жанре используются различные приемы игры на гитаре. Какие-то чаще, какие-то реже, но все они имеют место быть.

  1. Вибрато. Суть его состоит в том, чтобы во время звучания струны на ладу немного «раскачать» ее, добиваясь вибрирующего звука. Такой прием используется для того, чтобы подчеркнуть акцент или важную в композиции ноту.
  2. Бенд – это подтяжка струны. Суть в том, что при этом движении тон ноты поднимается, и она меняется на другую. Существует несколько видов бендов, в зависимости от того, насколько вы подтягиваете струну. Использовать данный прием стоит осторожно, потому что не везде и не всегда он прозвучит к месту – например, если подтянутая нота отсутствует в тональности, то случится противный выбивающийся звук.
  3. Слайд. Этот прием состоит в том, чтобы ударить по ноте на одном ладу, и потом, не отпуская струны, «съехать» на другой. Он часто используется в блюзе и кантри, существует даже специальная вещь – слайдер, а также подвид гитар – слайд-гитары, техника игры на которых как раз и построена на этом приеме.
  4. Хаммер-он и пулл-офф. Техника этих приемов состоит в том, чтобы, в первом случае, ударить по струне медиатором, и потом пальцем левой руки ударить по соседнему ладу, пока струна еще звучит. Во втором случае палец надо отпустить, немного подцепив лад. Это очень популярный прием, который позволяет играть характерные по мелодике соло-партии.

Разбор других песен

Нет лучше практики для гитариста, чем разбор песен других исполнителей. Обязательно занимайтесь этим при игре блюза, потому что из подобных произведений можно почерпнуть очень многое – начиная от отдельных фраз, до целых гармонических идей и отход от стандартов.

Работа над фразировкой

Любой самоучитель для блюза скажет вам, что главное в данной музыке – это фразировка. Работайте над каждым проигрышем и фразой, которую вставляете в свою песню. Классический вариант построения соло-партии в блюзе – это «вопрос – ответ», то есть первая часть должны как бы задавать вопрос, а вторая – его разрешать. Однако за счет разбора композиций вы сможете почерпнуть для себя огромный пласт других вариантов фраз, не следующих данной концепции.

Источник

музыка Acoustic blues

Bukka White

121 658 слушателей

Букка Уайт родился под именем Букер Т. Уошингтон Уайт (англ. Booker T. Washington White) 12 ноября 1906 (в разных источниках можно найти…

Eric Bibb

89 017 слушателей

Eric Bibb (Эрик Бибб)
Эрик выпустил свой первый диск лишь в 1997 году, когда ему было уже 46 лет, а в 2003 вышел Natural Light — уже седьмой…

Robert Johnson

568 098 слушателей

Роберт Лерой Джонсон (Robert Leroy Johnson; 8 мая 1911, Хейзелхерст (Hazelhurst), Миссисипи — 16 августа 1938, Гринвуд (Greenwood)) —…

Blind Willie Johnson

201 795 слушателей

Слепой Вилли Джонсон (Blind Willie Johnson), род. ок. 1902 г., в Марлине (Marlin), Техас, ум. ок. 1949 г. в Техасе.
Слепой Вилли Джонсон, по мнению…

Sleepy John Estes

67 167 слушателей

Слипи («Соня») Джон Адамс Эстес (John Adams Estes), род. 25 января 1899 г. в Рипли (Ripley), Теннесси, ум. 5 июня 1977 г. в Браунсвилле…

Mississippi John Hurt

216 739 слушателей

Миссиссипи Джон Харт один из уникальнейших блюзменов столетия с мальчишества чередовал работу в поле с игрой на гитаре. И в стиле его…

Furry Lewis

53 666 слушателей

Уолтер «Фёрри (Мохнатый)» Льюис (Walter Furry Lewis), род. 6 марта 1893 г., в Гринвуде (Greenwood), Миссиссиппи, ум. 14 сентября 1981 г. в…

Son House

286 876 слушателей

Эдди Джеймс Хаус младший (Eddie James House), род. 21 марта 1902 года, Ривертон (Riverton), Миссиссиппи, ум. 19 октября 1988 года, Детройт…

John Lee Hooker

849 674 слушателя

Он родился в 1917 году в большой семье в Кларксдейле, Миссисипи, — сердце Дельта-блюза. На первые занятия музыкой его вдохновил отчим Уилл…

Alvin Youngblood Hart

48 261 слушатель

Alvin Youngblood Hart (рожден 2 марта, 1963, Oakland, California, United States) американский музыкант, лауреат премии Грэмми.

Guy Davis

40 244 слушателя

Blind Willie McTell

204 181 слушатель

Блайнд («Слепой») Вилли МакТелл, род. 5 мая 1901 г. в графстве МакДаффи (McDuffie County), Джорджия, ум. 19 августа 1959 г., в Элмоне (Almon),…

Leadbelly

365 416 слушателей

Хадди Вильям Ледбеттер (Huddie William Ledbetter) родился 15 января 1888 года (по другим данным — 29 января 1885) на плантации неподалёку от…

Charley Patton

132 906 слушателей

Чарли Пэттон (апрель 1887 или 1 мая 1891 — 28 апреля 1934) — американский блюзовый музыкант, пионер дельта-блюза. Считается афроамериканцем,…

Big Bill Broonzy

165 501 слушатель

Big Bill BROONZY
урожденный William Lee Conley Broonzy
26 июня 1893, Скотт, Миссиссиппи
— 15 августа 1958, Чикаго, Иллинойс

Биг Билл БРУНЗИ -…

Kokomo Arnold

25 514 слушателей

Джеймс «Кокомо» Арнольд (James ‘Kokomo’ Arnold), 15 февраля 1901 г., в Лавджой-Стейшн (Lovejoy Station), Georgia, ум. 8 ноября 1968 г., в Чикаго…

Peetie Wheatstraw

22 672 слушателя

Уильям Банч (William Bunch), род. 21 декабря 1902 г., в Рипли (Ripley), Теннесси, ум. 21 декабря 1941 г., в Ист-Сент-Луисе (East St. Louis), Иллинойс.…

Skip James

208 573 слушателя

Ненемия Кертис Джеймс (Nenemiah Curtis James) род. 9 июня 1902 г., в Бентонии (Bentonia), Миссиссиппи, ум. 3 октября 1969 г., Филадельфия…

Robert Pete Williams

20 517 слушателей

Discovered in the Louisiana State Penitentiary, Robert Pete Williams became one of the great blues discoveries during the folk boom of the early…

Robert Petway

23 189 слушателей

О загадочном блюзмене по имени Роберт Петуэй (Robert Petway) известно, что в начале 30-х гг. он жил в Гринвуде (Greenwood), штат…

Keb’ Mo’

252 705 слушателей

Keb’ Mo’ (настоящее имя Кевин Мур) — блюзовый певец из Калифорнии, США.

Кевин Мур родился в Лос-Анджелесе в 1950-м. С детства тянулся к…

Источник

Оцените статью