- Учимся играть блюз на гитаре — часть 2. Блюзовый ритм и блюзовые аккорды
- Блюзовый ритм
- Блюзовые аккорды
- Септаккорды, нонаккорды, 11 и 13 аккорды
- Аккорды в виде баррэ. Система CAGED
- 3 аккорда на всем грифе гитары
- Что такое блюзовый рифф? Простые примеры блюзовых риффов
- 12 тактовая блюзовая прогрессия
- Как играть блюзовый квадрат на гитаре
- №1: ритм простыми аккордами
- №2: аккорды с надстройками
- №3: пауэр-аккорды
- №4: пауэр-аккорды с добавлением 6-ой и 7-ой ступеней
- №5: риффы
- Советы
Учимся играть блюз на гитаре — часть 2. Блюзовый ритм и блюзовые аккорды
Классический блюз обладает несколькими отличительными признаками:
- шаффл;
- упрощенные аккордовые формы;
- клише структуры песни.
Блюзовый ритм
Типичный блюзовый ритм называется шаффлом. Шаффл представляет собой триоли на 4/4.
На второй доле вместо ноты пауза. Считается так: «Раз – и – два, раз – и – два». Такой ритм является отличительной чертой чикагской школы.
На табулатуре шаффловый ритм выглядит следующим образом:
Шаффловый ритм на табулатуре
Ниже представлены примеры шаффла. Кстати, это минусовки, под которые вы можете развивать свой навык импровизации.
Классический блюз играется в размерах 4/4 и 12/8. Но современные блюз-роковые исполнители успешно адаптируют под блюз и 3/4 и 6/8. Например, Джек Уайт со своей версией песни «Love is Blindness».
Блюзовые аккорды
Большинство блюзовых стандартов строится на следующих ступенях:
I (Тоника) – IV (Субдоминанта) – V (Доминанта).
Примером практического применения этой схемы является последовательность аккордов в тональности Ми-минор:
Em – A – H.
Вам необходимо выучить эти три основные ступени для каждой тональности. Так вы решите массу проблем. Например, сможете без проблем играть импровизационные соло в любом ключе.
Но не весь блюз построен на 3 ступенях. Также популярны такие гармонии:
- Em – G – A;
- Hm – G – D – A;
- E – A – E – H7.
Для украшения композиции и придания ей неустойчивого драматичного звучания блюзовые гитаристы используют вместо трезвучий септаккорды, нонаккорды и т.д.
СПРАВКА. О минорных и мажорных блюзовых аккордах
Аккорды создают гармонию песни, которую гитарист обыгрывает на свой вкус. Если вы только начинаете знакомство с блюзом, начните с осмысления простых прогрессий. Например, Am – Dm – Em – E7. Это все та же последовательность тоника – субдоминанта – доминанта. Попробуйте разные позиции для этих аккордов и разный стиль игры.
Септаккорды, нонаккорды, 11 и 13 аккорды
От других жанров музыки блюз отличается активным применением аккордовых вариаций. В классических произведениях вы встретите септаккорды, нонаккорды и 11 и 13 аккорды. Применение этих созвучий позволяет создать то самое блюзовое настроение в песне.
Выполните небольшое упражнение. Сыграйте на гитаре 2 последовательности.
Сначала Am – Dm – Em – E.
Затем Am7 – Dm7 – Em7 – E7.
Вторая последовательность звучит намного более драматично, но одновременно незавершенно.
Используйте это знание в своем творчестве. Добавляйте септаккорды для нагнетания атмосферы, но не пытайтесь построить на них всю песню. Иначе будет создаваться впечатление недосказанности и незавершенности композиции.
Аккорды в виде баррэ. Система CAGED
Блюз – это музыка, в которой классические открытые позиции аккордов почти не используются. Блюзмены постоянно играют с приемом баррэ. Это позволяет им по-разному обыгрывать одни и те же аккорды, чередовать позиции для нужного звучания песни.
Существует 5 форм (для мажора и минора) для того, чтобы сыграть любой аккорд на гитаре:
- форма до
Мажорная форма CМинорная форма C
- форма ля
Мажорная форма AМинорная форма A
- форма соль
Мажорная форма GМинорная форма G
- форма ми
Мажорная форма EМинорная форма E
- форма ре
Мажорная форма DМинорная форма D
Такая система называется CAGED – по латинским буквам, обозначающим созвучия.
Ниже представлены аппликатуры аккордов Ми-минор и Ми-мажор в каждой из 5 форм. Аналогично им строятся аппликатуры и для остальных аккордов.
Аккорд E в системе СAGED Аккорд Em в системе СAGED
Знание системы CAGED позволяет сыграть нужный аккорд в любой позиции и от любой ноты. Чтобы пользоваться этой системой, вы должны знать расположение всех нот на гитарном грифе.
СОВЕТ. О системе CAGED, пентатонике и соло
Вы почти никогда не будете играть аккорды во всех 5 формах. Вам вполне хватит знания открытой позиции и баррэ. Но система CAGED нужна для изучения пентатоники, которая, в свою очередь, является основой блюзового соло и импровизации.
Если вы хотите не только играть блюзовые квадраты, но и придумывать собственные соло, то добавьте в свои занятия на гитаре изучение этой системы.
3 аккорда на всем грифе гитары
Еще одним способом обыграть аккорды в блюзе является применение трезвучий вместо полноценных аппликатур. Этот способ позволяет легко перемещаться между боксами пентатоники.
Трезвучия играются на 3 струнах. Чаще всего первых или последних.
Ниже в табулатуре изображены формы трезвучий для Ля-минора (Am). Сыграйте их под метроном. Сделайте вывод о различии в нюансах звучания.
Формы трезвучий Am
Что такое блюзовый рифф? Простые примеры блюзовых риффов
Рифф – это короткая музыкальная повторяющаяся фраза. Те фрагменты песен, которые вы играете в музыкальном магазине при покупке гитары, и есть рифы.
На риффах построена большая часть музыки. Среди самых знаменитых «Smoke on the water», «Back in Black», «Enter Sandman».
Не менее значимы риффы в блюзе. Традиционно они, как и аккорды, также строятся по схеме I – IV – V с обыгрыванием этой последовательности.
На видео ниже вы найдете 50 лучших риффов в истории блюза.
12 тактовая блюзовая прогрессия
Одним из главных блюзовых клише является использование 12 тактовой прогрессии при построении песен.
То есть вместо 8 в куплете блюзовой композиции 12 тактов. «Лишние» 4 такта образуются из-за повторения первой строчки. Причем повторяться могут отдельно как слова, так и музыкальная фраза.
Все 12 тактов строятся на обычной блюзовой последовательности
тоника – субдоминанта – доминанта.
Хотя иногда могут добавляться повышенные или пониженные ступени.
Примерами 12-тактового блюза могут служить песни JJ Cale – «Cocaine», BB King – «Thrill Is Gone», Чиж – «Перекресток», Зоопарк – «Blues de Moscou».
На рисунке ниже разбор 1 куплета песни «Перекресток». Обратите внимание на аккорд Bb7. Это повышенная V ступень. Это созвучие добавляет фразе резкости.
I, IV, V ступени в песне “Перекресток”
Источник
Как играть блюзовый квадрат на гитаре
Блюзовый квадрат – традиционная форма блюза на 12 тактов. Его основа – три аккорда: I (тоника), IV (субдоминанта) и V (доминанта).
Одна из распространённых гармонических схем квадрата (по тактам):
I 7 | I 7 | I 7 | I 7 |
IV 7 | IV 7 | I 7 | I 7 |
V 7 | IV 7 | I 7 | V 7 |
Если представить схему аккордами в Ми мажоре, получается последовательность:
E | E | E | E |
A | A | E | E |
B | A | E | B |
А в Ля мажоре:
A | A | A | A |
D | D | A | A |
E | D | A | E |
Стоит отметить, что есть довольно много вариаций классического блюзового квадрата – последовательность аккордов немного изменяется. Например: в 12-ом такте играется I (тоника), а не V (доминанта); или во 2-ом такте – IV (субдоминанта) вместо I (тоники); ещё вариант – в 10-ом такте V, а не IV. Но в рамках этой статьи мы будем рассматривать, как играть квадрат на гитаре по выше представленной схеме. Разберём подробно – блюзовый ритм, какие аккорды и пауэр-аккорды, риффы можно использовать. В помощь для занятий – табы и ноты в формате Guitar Pro, аудиопримеры (с записанной партией и без гитары (бас и барабаны) ).
Блюзовый ритм – шаффл (shuffle) – фундамент квадрата.
Послушайте, как звучит – штрих по приглушенным струнам под барабаны:
Ритмически – это триольная пульсация, но без второй ноты триоли. Первый удар вниз (четвертная) + второй удар вверх (восьмая).
В нотной записи обозначается так:
Или же записывается обычными восьмыми, но при этом указывается, что две восьмые равны триольной фигуре «шаффл». То есть восьмые нужно играть в блюзовом ритме (триоль – четвертная + восьмая).
Именно такой вариант записи используется в последующих примерах.
Для начинающих шаффл – первый шаг в освоении квадрата. «Уловите», почувствуйте его. Для начала – попробуйте играть ритм переменным штрихом по приглушенным струнам. Главное – чтобы получался ритмический рисунок в соответствии с долями тактов. Чтобы быстрей освоить – играйте синхронно вместе с аудиозаписью, или в Guitar Pro.
Затем сыграйте самостоятельно – под барабаны:
Освоив ритм, можно приступать к разбору аккордовой последовательности. Далее – блюзовый квадрат на гитаре с разными вариантами аккомпанемента. От простых примеров к более сложным.
№1: ритм простыми аккордами
В аудиопримере – на электрогитаре, но можно сыграть и на акустике.
E7 и A7 – стандартные аппликатуры мажорных септаккордов (по системе CAGED), B7 – баррэ на II ладу (в форме A7).
Квадрат в Ми мажоре. Гармоническая схема:
- 1-4 т. – E7 (I)
- 5-6 т. – A7 (IV)
- 7-8 т. – E7 (I)
- 9 т. – B7 (V)
- 10 т. – A7 (IV)
- 11 т. – E7 (I)
- 12 т. – B7 (V)
В аудиозаписи заключительный аккорд (после тактов квадрата) – E7.
Напомним, что каждые две восьмые в нотной записи приравниваются триоли – нужно играть шаффл. Другими словами, каждые два удара – это триольная фигура.
Используемый ритм (блюзовый бой) в аккомпанементе состоит из следующих штрихов:
- первые два удара – вниз-вверх;
- третий удар – вниз с глушением (штрих обозначен в табах символом «x»): ребро ладони правой руки ложится на струны и одновременно делается удар медиатором;
- четвёртый удар – вверх.
На один аккорд в такте – ритм из 4 ударов повторяется два раза.
Выучите ритм-партию, играйте под минусовку (в треке партия на бас-гитаре + барабаны):
Послушайте и скачайте аудиотрек. Он вам пригодится и для изучения следующего примера (№2).
№2: аккорды с надстройками
К основным мажорным септаккордам, используемым в квадрате, добавляются надстройки (дополнительные ступени – 6, #9, 13). Они вносят разнообразие в аккомпанемент – создают мелодические ходы (обыгровки) в пределах каждого аккорда.
12 тактовый блюзовый квадрат аккордами с надстройками в табах и нотах (скачать тут):
Гармоническая схема по основным ступеням, как и в предыдущем квадрате (№1) – в E (ми мажоре).
1 – 4 т. (E):
1 т. : после двух ударов на E7– штрих вниз на E6 (аппликатура не снимается с грифа, а только перемещается мизинец на 2 лад) – и снова 2 раза вверх на E7; и далее на E (без септимы, стандартная аппликатура!) – удар вниз с глушением (x) ладонью правой руки и вверх.
2 т. : два удара (вверх-вниз) на E – один удар на E7#9 (сохраняется аппликатура E7 + мизинец прижимает 1 и 2 струну на третьем ладу) – и далее ритм на E.
3-4 т. : повторяется обыгровка на E, как и в 1 и 2 такте квадрата.
5 – 6 т. (A): последовательность добавочных ступеней, как и в E, но в аппликатуре A7 на 5 ладу.
7-8 т. (E): возвращаемся в открытую позицию и снова играем ход из первых двух тактов квадрата.
9 т. (B): баррэ на седьмом ладу B7 – удар вниз на B7 add13 (в аппликатуре B7 мизинец переставляется на 9 лад) – и снова ритм на B7.
10 т. (A): такой же ход, как в 9 т., но на A7 (баррэ на 5 ладу).
11 т. (E): повторяется 1 т. – E7 – E6 (1 удар вниз) –E7.
12 т. (B): на аккорде B7 #9 (6-ая и 1-ая струна не звучит), ритм триолями – на каждую долю такта по три удара вниз; если сложно – можно использовать переменный штрих (вверх-вниз).
В коде (в завершении квадрата, после 12 тактов) звучит аккорд E7 #9.
Этот квадрат можно сыграть под минусовку примера №1.
№3: пауэр-аккорды
Блюз пауэр-аккордами звучит особенно, эффектно:
Сначала квинта – два удара:
Следующие два удара – добавляем 6-ую ступень (через лад от квинты): 1 и 3 палец с квинты не убираем, а добавляем мизинец.
Эта аппликатура используется на всех аккордах квадрата. Играть пауэр-аккорды нужно отрывисто: после каждого удара по струнам ослабляйте пальцы на аккорде, слегка их приподымайте.
12 тактовый блюз пауэр-аккордами (Ля мажор) в табах (файл Guitar Pro здесь):
Минусовка для занятий:
№4: пауэр-аккорды с добавлением 6-ой и 7-ой ступеней
Более быстрый темп, риффовая структура (пауэр-аккорды + дополнительные ступени):
Квадрат также играется в Ля мажоре, но аппликатуры в открытой позиции.
Обратите внимание! На аккорды A и D кроме хода «квинта + 6-ая и 7-ая ступень», ещё добавляется в басу блюзовая нота (см. 2 т., 4 т., 6 т. и 8 т.). К аккорду A5 добавляется нота С (b3 ступень по блюзовой ля мажорной гамме), к D5 – нота F (b3 по блюзовой ре мажорной гамме).
В 9 т. и 10 т. – квинта + 6 ступень, как и в предыдущем примере, но используется другой ритмический рисунок.
В 11 т. и 12 т. – тернэраунд. Это особый элемент блюзового квадрата, в ранее рассмотренных примерах мы его ещё не использовали.
Итак, тернэраунд – это фраза (ход аккордов, интервалов, мелодия), которая играется в завершении квадрата, как правило, в последних двух тактах. По гармонической схеме: обычно в 11 т. – на I ступень (тонику), а в 12 т. – на V ступень (доминанту).
Тернэраунд как бы подготавливает переход в начало квадрата (т.е. квадрат повторяется, снова проигрывается согласно последовательности).
В нашем примере тернэраунд соответственно на аккорды:
- 11 т. на A (I) – ноты b7, 6, b6 через тонику аккорда (ля), аккорд A5.
- 12 т. на E (V) – пауэр-аккорды.
Минус (для примеров №4 и №5):
№5: риффы
В этом квадрате практически весь рассмотренный «арсенал» из примера №4 с небольшими вариациями + оригинальные аппликатуры мажорных аккордов с добавлением надстроек, которые любит использовать Пол Гилберт, играя блюз.
Во второй половине второго такта аккорд A и далее по квадрату (те самые аппликатуры Гилберта):
Сначала A (ля мажор) – два удара вверх. Не совсем обычная постановка пальцев: мизинцем прижимается 6-ая, указательный приёмом баррэ прижимает 4, 3 и 2-ую струны, но его верхняя часть приглушает 5-ую струну, 1-ая тоже в аккорде не участвует.
Пальцы с аккорда не снимаем, а добавляем 2-ой и 3-ий по аппликатуре (соответственно 11-ая и 6-ая ступени к аккорду). Удар вниз.
Также играем и в 6-ом такте аккорд D: аппликатура в 7 позиции.
В 9 т. (E) и 10 т. (D) второй и третий палец добавляется приёмом hammer-on: удар медиатором по основному аккорду и затем добавляются 2-ой и 3-ий палец (без удара по струнам – легато)
В тернэраунде фраза из примера №4, но в другой позиции. Также в 11 т. добавляется A7 в аппликатуре E7 (без 6-ой и 1-ой струны), а в 12 т. – связка E9 – E 9/13 – E9.
Советы
1. Хорошо изучите гармоническую схему квадрата. Научитесь его играть в разных тональностях. Для начала – обычными мажорными септаккордами.
В качестве ориентира для построения аппликатур используйте тоники аккордов квадрата (I, IV и V ступеней гармонии) на басовых струнах.
Если тоника I-ой на 6 струне, то тоника IV-ой на этом же ладу, а V-ой через лад на 5 струне:
схема в ля мажоре
Если тоника I-ой на 5 струне, то на 6-ой струне на этом же ладу тоника V-ой, и через лад вниз по грифу, соответственно тоника IV-ой.
2. Придумайте блюзовый квадрат со своим вариантом аккомпанемента, используя изученные приёмы – ритм обычными аккордами, аккордами с надстройками, пауэр-аккордами, а также риффы по гармонии. Но предварительно распишите сетку аккордов по схеме в необходимой тональности, чтобы не допустить ошибок в последовательности.
3. Разучивайте разные тернэраунды, придумывайте свои и используйте их в 12 таковом квадрате.
Гитара зовёт! Да прибудет с вами музыкальная магия блюза!
Источник