- Блюзы в переложении для шестиструнной гитары
- Блюзы в переложении для шестиструнной гитары
- Блюзовые рифы — блюз ритм.
- Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих
- Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.
- Немного из истории блюза
- Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля
- Слушать
- Блюзовый ритм
- Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.
- Тренировка игры под минус
- Блюзовая пентатоника
- Приемы игры
- Разбор других песен
- Работа над фразировкой
- Учимся играть блюз на гитаре — часть 2. Блюзовый ритм и блюзовые аккорды
- Блюзовый ритм
- Блюзовые аккорды
- Септаккорды, нонаккорды, 11 и 13 аккорды
- Аккорды в виде баррэ. Система CAGED
- 3 аккорда на всем грифе гитары
- Что такое блюзовый рифф? Простые примеры блюзовых риффов
- 12 тактовая блюзовая прогрессия
Блюзы в переложении для шестиструнной гитары
Сборники нот, книги, учебники
Блюзы в переложении для шестиструнной гитары
1. Негритянский блюз
2. У. Хэнди. Гарлемский блюз
3. У. Хэнди. Сен-Луи блюз
4. Э. Сигмейстер. Блюз
5. Р. Роджерс. Голубая луна
6. Дж. Гершвин. Колыбельная песня Клары. Из оперы „Порти и Бесс”
7. Дж. Гершвин. Андантино. Из „Рапсодии в блюзовых тонах”
8. Э. Кшенек. Прощай, мое сокровище. Из оперы „Джонни наигрывает”
9. Д. Мак-Шэнн. Исповедуя блюз
10. Н. Коул. Блюз
11. Б. Пейфер. Блюз
12. Т. Шуман. Блюз
13. А. Превэн. Блюз
14. Б. Лэйн. Блюз
15. А. Янушко. Черная королева
16. У. Шрейбер. Два блюза
17. Ю. Саульский. Блюз. Из сюиты „Джазовый калейдоскоп”
18. Ю. Объсдов. Два блюза
№ 1-4.6,7, 9,10,17 — переложение В. Максименко.
№5 — переложение А. Альмейда.
№8,11 — переложение В. Агабабова.
№ 12 — переложение С, Москаленко.
№ 13 — переложение R. Пахомова.
№ 15 — переложение Ю. Смирнова.
Источник
Блюзовые рифы — блюз ритм.
Блюзовый ритм на гитаре играется достаточно просто, в данном случае рассмотрим следующую последовательность аккордов. Что бы сделать Ваши уроки гитары более разнообразными Вы можете подставить и свои аккорды, которые Вам больше нравятся.
А5 – ля / Е5 – ми / А5 – ля / D5 – ре / А5 – ля
Сейчас «обыграем» эти аккорды и придадим им типичный блюзовый вид.
•Следите за тем, чтобы все ноты звучали ровно и чисто.
•Длительность всех нот была одинаковая (не торопитесь и не отставайте от метронома).
Выглядеть это будет так.
Здесь Вы можете скачать табы для этого урока в guitar pro 5
Играйте этот ритм ударом медиатора вниз.
1-ый аккорд А5 – ля.
Зажмите 1-ым (указательным) пальцем 2-й лад на 4-ой струне и не отрывайте его до конца такта (следующего аккорда).
Зажмите 1-ым (указательным) пальцем 2-й лад на 4-ой струне и одновременно ударьте медиатором по открытой пятой и 4-й струне (зажатой на 2-ом ладу) и так 2 –раза.
Затем, не отпуская 1-ый палец, поставьте 3-й (безымянный) палец на 4-й лад на 4-й струне и одновременно ударьте медиатором по открытой 5-й и 4-й струне (зажатой на 4-ом ладу).
Отпустите 3-й (безымянный) палец и ударьте медиатором по 5-й открытой и 4-й струне (зажатой на 2-ом ладу).
Напоминаю, что указательный палец мы не отрываем от 2-ого лада (до следующего аккорда).
Далее поставьте 4-й палец (мизинец) на 5-й лад на 4-й струне и одновременно ударьте медиатором по 5-й открытой и 4-й струне (зажатой на 5-ом ладу).
И снова держа 1-ый пальцем (который Вы ещё не отрывали от 2-ого лада) одновременно ударьте открытой 5-й и 4-й струне (зажатой на 2-ом ладу).
В концовке такта, две последние ноты удары медиатором делайте, только по 5-й струне.
5-ую струну зажмите на 3-ем ладу 2-ым пальцем (средним), затем 4-й лад 3-им пальцем (безымянным).
Далее аккорд Е5 – ми обыгрывается так же, но на 5-й и 6-й струне.
Соответственно указательный палец не отрывайте от 2-ого лада на 5-й струне.
Далее думаю, Вы разберётесь сами.
Посмотрите как это должно звучать.
Попробуйте поменять последовательность аккордов, играть быстрее или медленнее, обязательно записывайте себя на аудио и видео это поможет Вам взглянуть на себя со стороны и Вы увидите над чем Вам нужно ещё поработать. Присылайте свои записи интересно посмотреть, что у Вас получается.
Скачать табы для этого урока в guitar pro 5 [download ]
Источник
Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих
Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.
С технической и композиционной точки зрения блюз не является чем-то невероятно сложным, и любой, даже начинающий гитарист, сможет сыграть и сочинить собственную блюзовую партию. Однако обходить стороной это довольно богатое направление однозначно не стоит. Главная причина в том, что блюз сейчас лежит в основе абсолютно любого музыкального направления – от классического хард-рока до экстремальных жанров, таких как sludge или grindcore. «Голубая скорбь» — предтеча всего, что сейчас творится на мировой музыкальной сцене, и его основы, хотя бы технические, стоит знать, хотя бы для того, чтобы разбираться в том, как работает современная музыка.
Немного из истории блюза
На данный момент сказать, кто же первым начал играть блюз, очень тяжело. Историки утверждают, что первые композиции возникли еще в девятнадцатом веке, на юге США, в среде афроамериканских рабов. Основными истоками жанра можно назвать госпел и рабочие песни. Первый блюз вообще не использовал никаких инструментов, кроме голоса, и зачастую исполнялся хором в церквях, поселениях и плантациях. И из этого каким-то образом и родился тот жанр, о котором мы говорим.
Кроме того, истоки жанра лежат также и в кантри-музыке, которая является национальной для североамериканских народов. Существует мнение о том, что перед тем, как сформироваться окончательно, направление приняло форму так называемого кантри-блюза. Со временем, в начале 20-го века, когда жанр вышел за рамки совместного исполнения, появились первые ансамбли, можно считать, что формирование направления окончательно завершилось.
Довольно интересный факт состоит в том, что сейчас лады, свойственные блюзу, прослушиваются не только в музыке народов Америки, но и в китайской народной музыке, а также населения крайнего севера России.
Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля
Слушать
Разумеется, прежде чем играть в каком-либо жанре, его надо отслушать, и особенно – послушать классику этого направления. Ниже собран список альбомов мировых блюзменов, которые вы обязательно должны поместить в плейлист, если хотите понять, как же блюз все-таки играется.
- Роберт Джонсон — The complete recordings (1990 г.)
- Мадди Уотерс — The Anthology (2000 г.)
- Хаулин Вулф — The Definitive Collection (2007 г.)
- Джон Ли Хукер — The best of John Lee Hooker (1992 г.)
- Ти-Боун Уокер — Stormy Monday Blues: The Essential Collection (1998 г.)
- Эрик Бибб — The Good Stuff (1998 г.)
- Биби Кинг — The Ultimate Collection (2005 г.)
Блюзовый ритм
Помимо классических 4/4, в основе блюза лежит особый ритм, который называется шаффл. Вся его суть заключается в том, что каждая доля такта разделяется на три части, а не на две, при этом на каждый второй удар приходится пауза.
То есть выглядит это так: раз – пауза –два — раз – пауза –два – и так далее.
Исполняя песню в высоком темпе, а также слушая классические блюзовые композиции, вы быстро поймете суть этого ритмического рисунка.
Для того, чтобы отработать знания на практике, ниже представлено восемь гитарных риффов в ритме шаффла, которые являются стандартами, а значит, опорой для сочинения будущих композиций.
Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.
Кроме непосредственно фразовых стандартов, существуют и блюзовые последовательности трезвучий, которые придают музыке то самое характерное звучание, и в ритме шаффла дают чистейший Blue Devils, о котором все так говорят.
Например, очень популярна следующая гармония:
И все ее производные, которые образуются от разных комбинаций этих аккордов. Данную последовательность, например, можно услышать в песне Graveyard Train – Ballad for Belzebub, вместе с блюзовой соло-партией, а также губной гармошкой.
Существует еще одна, совсем простая последовательность:
Именно на этих двух аккордах сыгран легендарный шедевр Джонни Кэша – Personal Jesus.
Вообще для того, чтобы понять, как строится блюзовая гармония, придется немного углубиться в музыкальную теорию. Весь жанр строится на последовательности I – IV – V, то есть Тоника – Субдоминанта – Доминанта. Тоника – это первая нота в любой гамме. Субдоминанта – соответственно, четвертая, а Доминанта – пятая.
То есть, если мы, скажем, возьмем тональность Ми-мажор, то аккордовая последовательность будет выглядеть так:
Тренировка игры под минус
Но, разумеется, для блюза надо понимать, как играть соло. Именно для этого и создан данный раздел. Здесь вы найдете две классические блюзовые мелодии, которые можно включить прямо из браузера, и под которые можно играть и импровизировать. Это – отличная практика для отработки шаффла и пентатоник, которые лежат в основе данного направления.
Jam Track — 70 bpm
Jam Track — 100 bpm
Блюзовая пентатоника
А вот эта тема невероятно важна в блюзе для начинающих. Именно на ней и строится характерное звучание и мелодии, которыми вы должны владеть. Ниже даны пять классических боксов пентатоники, которую необходимо выучить для того, чтобы играть блюз – как аккордами, так и соло.
Приемы игры
Разумеется, в данном жанре используются различные приемы игры на гитаре. Какие-то чаще, какие-то реже, но все они имеют место быть.
- Вибрато. Суть его состоит в том, чтобы во время звучания струны на ладу немного «раскачать» ее, добиваясь вибрирующего звука. Такой прием используется для того, чтобы подчеркнуть акцент или важную в композиции ноту.
- Бенд – это подтяжка струны. Суть в том, что при этом движении тон ноты поднимается, и она меняется на другую. Существует несколько видов бендов, в зависимости от того, насколько вы подтягиваете струну. Использовать данный прием стоит осторожно, потому что не везде и не всегда он прозвучит к месту – например, если подтянутая нота отсутствует в тональности, то случится противный выбивающийся звук.
- Слайд. Этот прием состоит в том, чтобы ударить по ноте на одном ладу, и потом, не отпуская струны, «съехать» на другой. Он часто используется в блюзе и кантри, существует даже специальная вещь – слайдер, а также подвид гитар – слайд-гитары, техника игры на которых как раз и построена на этом приеме.
- Хаммер-он и пулл-офф. Техника этих приемов состоит в том, чтобы, в первом случае, ударить по струне медиатором, и потом пальцем левой руки ударить по соседнему ладу, пока струна еще звучит. Во втором случае палец надо отпустить, немного подцепив лад. Это очень популярный прием, который позволяет играть характерные по мелодике соло-партии.
Разбор других песен
Нет лучше практики для гитариста, чем разбор песен других исполнителей. Обязательно занимайтесь этим при игре блюза, потому что из подобных произведений можно почерпнуть очень многое – начиная от отдельных фраз, до целых гармонических идей и отход от стандартов.
Работа над фразировкой
Любой самоучитель для блюза скажет вам, что главное в данной музыке – это фразировка. Работайте над каждым проигрышем и фразой, которую вставляете в свою песню. Классический вариант построения соло-партии в блюзе – это «вопрос – ответ», то есть первая часть должны как бы задавать вопрос, а вторая – его разрешать. Однако за счет разбора композиций вы сможете почерпнуть для себя огромный пласт других вариантов фраз, не следующих данной концепции.
Источник
Учимся играть блюз на гитаре — часть 2. Блюзовый ритм и блюзовые аккорды
Классический блюз обладает несколькими отличительными признаками:
- шаффл;
- упрощенные аккордовые формы;
- клише структуры песни.
Блюзовый ритм
Типичный блюзовый ритм называется шаффлом. Шаффл представляет собой триоли на 4/4.
На второй доле вместо ноты пауза. Считается так: «Раз – и – два, раз – и – два». Такой ритм является отличительной чертой чикагской школы.
На табулатуре шаффловый ритм выглядит следующим образом:
Шаффловый ритм на табулатуре
Ниже представлены примеры шаффла. Кстати, это минусовки, под которые вы можете развивать свой навык импровизации.
Классический блюз играется в размерах 4/4 и 12/8. Но современные блюз-роковые исполнители успешно адаптируют под блюз и 3/4 и 6/8. Например, Джек Уайт со своей версией песни «Love is Blindness».
Блюзовые аккорды
Большинство блюзовых стандартов строится на следующих ступенях:
I (Тоника) – IV (Субдоминанта) – V (Доминанта).
Примером практического применения этой схемы является последовательность аккордов в тональности Ми-минор:
Em – A – H.
Вам необходимо выучить эти три основные ступени для каждой тональности. Так вы решите массу проблем. Например, сможете без проблем играть импровизационные соло в любом ключе.
Но не весь блюз построен на 3 ступенях. Также популярны такие гармонии:
- Em – G – A;
- Hm – G – D – A;
- E – A – E – H7.
Для украшения композиции и придания ей неустойчивого драматичного звучания блюзовые гитаристы используют вместо трезвучий септаккорды, нонаккорды и т.д.
СПРАВКА. О минорных и мажорных блюзовых аккордах
Аккорды создают гармонию песни, которую гитарист обыгрывает на свой вкус. Если вы только начинаете знакомство с блюзом, начните с осмысления простых прогрессий. Например, Am – Dm – Em – E7. Это все та же последовательность тоника – субдоминанта – доминанта. Попробуйте разные позиции для этих аккордов и разный стиль игры.
Септаккорды, нонаккорды, 11 и 13 аккорды
От других жанров музыки блюз отличается активным применением аккордовых вариаций. В классических произведениях вы встретите септаккорды, нонаккорды и 11 и 13 аккорды. Применение этих созвучий позволяет создать то самое блюзовое настроение в песне.
Выполните небольшое упражнение. Сыграйте на гитаре 2 последовательности.
Сначала Am – Dm – Em – E.
Затем Am7 – Dm7 – Em7 – E7.
Вторая последовательность звучит намного более драматично, но одновременно незавершенно.
Используйте это знание в своем творчестве. Добавляйте септаккорды для нагнетания атмосферы, но не пытайтесь построить на них всю песню. Иначе будет создаваться впечатление недосказанности и незавершенности композиции.
Аккорды в виде баррэ. Система CAGED
Блюз – это музыка, в которой классические открытые позиции аккордов почти не используются. Блюзмены постоянно играют с приемом баррэ. Это позволяет им по-разному обыгрывать одни и те же аккорды, чередовать позиции для нужного звучания песни.
Существует 5 форм (для мажора и минора) для того, чтобы сыграть любой аккорд на гитаре:
- форма до
Мажорная форма CМинорная форма C
- форма ля
Мажорная форма AМинорная форма A
- форма соль
Мажорная форма GМинорная форма G
- форма ми
Мажорная форма EМинорная форма E
- форма ре
Мажорная форма DМинорная форма D
Такая система называется CAGED – по латинским буквам, обозначающим созвучия.
Ниже представлены аппликатуры аккордов Ми-минор и Ми-мажор в каждой из 5 форм. Аналогично им строятся аппликатуры и для остальных аккордов.
Аккорд E в системе СAGED Аккорд Em в системе СAGED
Знание системы CAGED позволяет сыграть нужный аккорд в любой позиции и от любой ноты. Чтобы пользоваться этой системой, вы должны знать расположение всех нот на гитарном грифе.
СОВЕТ. О системе CAGED, пентатонике и соло
Вы почти никогда не будете играть аккорды во всех 5 формах. Вам вполне хватит знания открытой позиции и баррэ. Но система CAGED нужна для изучения пентатоники, которая, в свою очередь, является основой блюзового соло и импровизации.
Если вы хотите не только играть блюзовые квадраты, но и придумывать собственные соло, то добавьте в свои занятия на гитаре изучение этой системы.
3 аккорда на всем грифе гитары
Еще одним способом обыграть аккорды в блюзе является применение трезвучий вместо полноценных аппликатур. Этот способ позволяет легко перемещаться между боксами пентатоники.
Трезвучия играются на 3 струнах. Чаще всего первых или последних.
Ниже в табулатуре изображены формы трезвучий для Ля-минора (Am). Сыграйте их под метроном. Сделайте вывод о различии в нюансах звучания.
Формы трезвучий Am
Что такое блюзовый рифф? Простые примеры блюзовых риффов
Рифф – это короткая музыкальная повторяющаяся фраза. Те фрагменты песен, которые вы играете в музыкальном магазине при покупке гитары, и есть рифы.
На риффах построена большая часть музыки. Среди самых знаменитых «Smoke on the water», «Back in Black», «Enter Sandman».
Не менее значимы риффы в блюзе. Традиционно они, как и аккорды, также строятся по схеме I – IV – V с обыгрыванием этой последовательности.
На видео ниже вы найдете 50 лучших риффов в истории блюза.
12 тактовая блюзовая прогрессия
Одним из главных блюзовых клише является использование 12 тактовой прогрессии при построении песен.
То есть вместо 8 в куплете блюзовой композиции 12 тактов. «Лишние» 4 такта образуются из-за повторения первой строчки. Причем повторяться могут отдельно как слова, так и музыкальная фраза.
Все 12 тактов строятся на обычной блюзовой последовательности
тоника – субдоминанта – доминанта.
Хотя иногда могут добавляться повышенные или пониженные ступени.
Примерами 12-тактового блюза могут служить песни JJ Cale – «Cocaine», BB King – «Thrill Is Gone», Чиж – «Перекресток», Зоопарк – «Blues de Moscou».
На рисунке ниже разбор 1 куплета песни «Перекресток». Обратите внимание на аккорд Bb7. Это повышенная V ступень. Это созвучие добавляет фразе резкости.
I, IV, V ступени в песне “Перекресток”
Источник