Уроки пианино online
Блюзовая гамма
Одним из самых интересных способов импровизации является импровизация по блюзовой гамме. Эта гамма используется всеми блюзовыми музыкантами и представляет собой минорную пентатонику с добавленной пониженной пятой ступенью.
Более подробно о блюзовой гамме смотрите в видеоуроке ниже (этот урок является первым уроком из курса «BLUES MASTER»:
Ещё видеоуроки и курсы от Сергея Филимонова:
Детские:
1. Чип и Дэйл — играем заставку к мультфильму
2. Фиксики — песня, играем на пианино
3. Маша и медведь — песенка «Большая стирка», «Про следы», «Маша играет на рояле»
ещё детские песни…
Обучающие курсы по игре на фортепиано:
1. «10 шагов к музыкальной свободе» — курс по свободной игре на пианино, изучив который Вы сможете подбирать и играть любимые песни, а также импровизировать и сочинять музыку.
2. «Первые шаги» — курс для начинающих, кто ещё совсем не умеет играть на пианино.
3. «Ballad Style» — стиль баллад на фортепиано. Вы научитесь играть медленные и мелодичные композиции в стиле Элтона Джона, Yiruma и других.
Ещё обучающие курсы…
4 комментария к записи “Блюзовая гамма”
Сергей, мне очень помогают твои уроки! Большое спасибо!
Спасибо за отзыв! Очень приятно, что я могу кому-то помочь! 🙂
Спасибо огромное Сергей. Ваши видео уроки это просто чудо.
Спасибо за базовые уроки.
Начинает получаться.
Сергей, а вы можете записать игру на пианино — заставки из мултфильма «четверо в кубике»?
Оставить комментарий
Поделитесь информацией о нашем сайте в социальных сетях:
Мы принимаем к оплате:
Многие думают, что научиться играть на фортепиано очень сложно и для этого просто необходим хороший преподаватель, который будет неусыпно следить за учеником. Конечно, грамотный преподаватель — это всегда большой плюс, но самое главное — это Ваше большое желание НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ. Многие великие пианисты были самоучками, несмотря на то, что фортепиано всегда считался одним из самых сложных инструментов. Святослав Рихтер, например, начал карьеру пианиста ещё до того, как поступил в профессиональное учебное заведение, а до двадцати двух лет он оставался просто самоучкой. Рэй Чарльз стал слепым в семилетнем возрасте, но тем не менее, он стал одним из самых известных музыкантов США, перед которым преклонялись многие другие известные музыканты. Мишель Петруччиани считался одним из лучших джазовых пианистов Франции и имел орден почетного легиона, хотя не дотягивался даже до педалей, т.к. был карликом. Каждый из этих людей верил в себя и свой талант, несмотря ни на что и победил. Вы тоже сможете, если не будете сомневаться. Наша школа поможет Вам в этом.
Кое-кто скажет: «У меня нет музыкального слуха, поэтому играть на пианино я не смогу»! Это большое заблуждение. Человечество существует много тысячелетий и более или менее талантливые люди по отношению к музыке. Однако, если Вы слышите музыку, чувствуете её ритм и Вам хочется её сыграть, то нельзя сказать, что Вы «полный ноль». Многие не умеют петь то, что хотят спеть, но это уже касается в большей степени способности «управлять голосом», а не музыкального слуха. Огромное количество музыкантов отлично играют музыку, но абсолютно не умеют петь. Поэтому ничто не мешает Вам самостоятельно научиться играть на фортепиано, изучая видеоуроки и курсы нашей онлайн-школы фортепиано. Мы всегда оказываем помощь и поддержку нашим ученикам, а если в итоге у Вас ничего не получится и Вы будете недовольны качеством Вашего обучения, то мы полностью вернём Вам деньги.
Источник
Блюз до мажор для фортепиано
Проанализируем приведенные примеры выше:
— пример 1а — хорошая основа для многих блюзов и стилей.
— пример 1b — является вариацией на пример 1а с добавлением, 7-ой ступени на третью долю.
— пример 1с — в этом примере происходит перемещение от 3-ей ступени к 3-ей ступени (
E к E в этом примере) во время счета на 2 и 4 долю. Этот тип примера используется в буги-вуги, а также при игре Чикагского блюза.
— пример 1d — является вариацией на пример 1c, с добавлением 6-о ступени на 4-ую долю.
— пример 1e — дна вариация на шаблон 1с, на этот раз c добавлением интервала 6 на вторую долю.
— пример 1f — является вариацией на пример 1а, добавлением на слабые доли сверху ноты.
— пример 1g b 1h — является вариациями на 1а и 1b,на этот раз только с помощью четвертных нот. Они могут хорошо работать, если в правой руке играть шестнадцатые.
Теперь мы будем применять некоторые из этих моделей на 12-тактовый блюз в тональности G dur.
Практикуйте исполнение ниже приведенного примера с метрономом или драм-машиной, пока не достигните автоматизма.
Также очень важно много играть эти примеры как можно в большем количестве тональностей. Дальше представлен пример аккомпанемента левой руки в Сdur.
Урок 8 Блюзовая прогрессия и примеры исполнения аккомпанемента левой рукой.12-тактовый блюз.
Мы можем сделать следующие наблюдения, рассмотрев приведенную выше последовательность:
— Используются чередование доминантсептаккордов, построенных от 1-ой, 4-ой и 5-ой ступени (До мажор) такие как I7, IV7 и V7.
Ниже рассмотрим 12 тактовую последовательность, разделенную на 3 фразы по четыре такта:
— в первых 4 тактах используется I7(С7 в этом примере), во втором такте часто используется IV7 (F7).
— следующие 4 (т.е. начиная с 5 такта) такта начинаются с IV7, после двух тактов обычно следует переход к I7 (С7) — т.е. в такте 7.
— последние 4 такта (9 такт) начинаются с V7 (G7 в этом примере), в следующем такте (10 такт ) берется IV7 (F7).
Есть много вариаций на представленную выше прогрессию блюза особенно в джазовом исполнении, где могут быть использованы другие сложные аккорды.
Очень важным является знать эту прогрессию во многих других тональностях. Вот для вашей справки ниже приведена блюзовая последовательность в наиболее часто используемых тональностях F, G, и D:
Источник
Блюзовый лад
Уникальное явление ладовой системы современной музыки, которое повлияло на развитие таких жанров, как джаз, рок, фанк, метал и, конечно же, современная поп-музыка. Именно так можно описать блюзовый лад.
О нем можно говорить много и рассматривать с разных сторон. Американские музыковеды посвящают диссертации исследованию феномена блюзового лада и структуры блюзовой мелодики. Мы же в этой статье попробуем провести ликбез и рассмотреть тот минимум, который нужно знать современному музыканту для понимания структуру блюзового лада.
Что такое блюзовый лад и какие в нем ноты/ступени?
Первая проблема, с которой сталкивается музыкант это само строение блюзового лада. И проблема состоит в том, что нет какого-то одного блюзового лада, а есть различные варианты блюзовых ладов, которые имеют один общий корень/принцип, который является фундаментальным.
Это принцип блюзовых ступеней или блюзовых нот.
Давайте попробуем разобраться с тем, что такое blue notes, как их называют в Америке.
Как известно, блюз это музыка, которая возникла в Америке на основе традиций африканской музыки. В Африканской музыке, как и в музыке большинства народов не было никакого понятия о темперации, соответственно их слух по умолчанию был настроен на восприятие более мелкого деления целого тона (не на полтона, а на ¼, 1/3 и тд).
Можно предположить, что понижение ступеней в африканском звукоряде было своеобразным способом получения более печальных мелодий.
Попав в музыкальную культуру с темперированным строем африканцы начали накладывать свои грустные мелодии на темперированную гармонию. Соответственно, так как они не знали, что в мажорном трезвучии терция большая, а квинта чистая, то по привычке продолжали петь их в привычном им строе.
Слух же европейского человека услышал в этом наложение пониженных ступеней, на мажорную гармонию. И так как в нотной записи ¼ тонов нет, то записывать ступени в блюзе стали на полтона ниже, тем более инструментов для исполнения четвертьтонов не было, а самый просто способ получить блюзовое звучание на фортепиано это сыграть 3b ступень, на мажорное трезвучие.
Так и появилось понятие блюзовых тонов.
Если проанализировать мажорную гамму, которая очевидно была навязана африканцам, как стандарт, то легко заметить, что понижать в ней можно 2, 3, 5, 6, 7 ступени.
Но здесь нужно вспомнить, что в африканской культуре мажорной гаммы нет и африканцы по привычке продолжали мыслить пентатоникой, которая является основной музыки практически всех культур.
Теперь идем дальше
Наложение концепции пентатоники и блюзовых ступеней на кальку мажорного лада дает нам следующую схему:
Пентатоника в самом популярном виде
Пример фразы из соло Joe Farrell в чистой пентатонике (Db/Bbm)
Мажорная гамма
Наложение пентатоники на мажорную гамму с понижением на 1/4 тона 3, 5 и 7 ступеней:
Похожая концепцию излагается здесь Oliver, Paul. «That Certain Feeling: Blues and Jazz… in 1890?» p.13, Popular Music, Vol. 10, No. 1, The 1890s. (Jan., 1991), pp. 11-19. Cites Rudi Blesh
Получили блюзовую гептатонику – своеобразный прообраз блюзового лада.
Так как африканская душа очевидно стремилась сохранить пентатоническое звучание в таком гибриде африканской и европеской гаммы, то было проделано следующее – расстояние в увеличенную секунду между 5b и 6 было ликвидировано путем отсечения 6 ступени, как нарушающей пентатоническое звучание, а вместо нее была добавлена натуральная 5 ступень, вторая ступень так же была пропущена для приведения пентатоники к первичному виду.
В итоге появилась блюзовая гексатоника или, как ее неверно называют, блюзовая пентатоника. Пониженные ступени сделали просто бемольными:
Это один из самых популярных вариантов блюзовой гаммы, который будет звучать по блюзовому только при использовании ¼ понижения 3, 5 и иногда 7 ступени. Именно такой эффект создают микробенды на гитаре и духовых инструментах и его имитируют пианисты с помощью форшлагов.
Дальнеший процесс развития блюзового лада шел по пути внедрения блюзовых ступеней и ходов в привычные для европейцев лады.
Основой этого стало полутоновое разрешение блюзовых нот и понижение все тех же 3, 5,7 ступеней.
Как мы видим, блюзовая гекстоника имеет минорное наклонение. Но гармония блюза при этом мажорна, наложение блюзового лада на блюз гармонию создает своеобразный полимодальный эффект.
Для более мажорного звучания используется разрешение 3b в 3, а иногда и 7b в 7. Так получается 9 нотный блюзовый лад:
Если привести этот лад к пентатоническому виду, то получим такую структуру:
Такой лад условно можно назвать мажорной блюзовой пентатоникой.
Таким образом, мы видим, что есть 2 вида блюзовой гекстатоники, а также несколько видов 7,8,9 ступенных ладов.
Главная особенность формирования блюзового лада основана на его фрагментированности, то есть лад возникает, не как цельная 6, 7, 8, 9, 10 нотная структура, а как набор секвенцированных ячеек:
То есть, простые 3-4 нотные попевки, будучи секвенцированными дают структуры вплоть до 11 нот. Пример скоростного пассажа из песни 6: 00 Dream Theater. Здесь использованы 2 хроматические ячейки в блюзовой пентатоник
Особняком стоит минорный лад, так как он не типичен для блюза, то его использование более характерно в рок-музыке. По сути, структура ячеек не меняется, за исключением 3 ступени, которая остается в одном виде, остальные ходы вполне типичны для минора. Получаем такой 9 нотный лад:
Пример лика из Whole lotta love Led Zeppeling с использованием дорийского с блюзовыми нотами:
Завершающий лик в это соло использует уже мажорный лад в качестве основы с характерным заострением интонации 3b — 3.
Еще один пример фразы в блюзовой октатонике 1 3b 3 4 5b 5 6# 7 — SRV Lenny:
Еще один пример хроматизации блюзового лада Blues Etude Оскара Питерсона:
Исходя из вышесказанного легко сделать следующие выводы:
- Основа блюза это блюзовые ступени, которые можно внедрять в любые лады, превращая их в блюзовые (как вам идея создать фригийский блюзовый?)
- Для блюза, в целом, важен не набор нот внутри лада, так как структура лада может варьироваться, а архитипичные интонации, которые в виде ячеек могут образовывать, в некоторых случаях, и полную хроматику
- Неполное понижение ступеней очень важно для создания блюзового звучания
- Не существует одного блюзового лада
- Для блюза важно наложение на мажорную гармонию, если же гармония минорная, то имитируются мажорное звучание, за счет мажорно субдоминанты и септаккорда на 6 ступени (F7 в ля минор и ход F9 – E9)
Chord Scale Theory
Что даст вам данный курс?
Фундаментальное понимание ладов и их роли в современной музыке
Вы детально проработает и поймете все важнейшие лады современной музыки в контексте гармонии
Вы научитесь применять лады в вашем творчестве: импровизации, композиции, сограйтинге, аранжировке
Источник