Блюз до мажор ноты

Уроки импровизации — Трансформация блюзовой гаммы

Блюз один из неиссякаемых источников вдохновения для музыкантов всех направлений. Одной из причин этого является невероятная гибкость блюзовых модусов.

Первое, что учится играть джазмен или блюзмен – это минорная пентатоника (хотя это и не совсем верное название, мы его будем применять для различий двух основных видов пентатоники).

Пентатоника – наиболее распространённый лад во множестве культур и наверное один из самых древних.

Она входит в группу т.н. ангемитонных ладов, что означает отсутствие полутонов.

Еще одно из распространённых определений пентатоники – лад, ноты которого можно расположить по чистым квинтам. Поэтому кроме отсутствия полутонов для пентатоники характерно отсутствие тритонов.

Если сравнивать с известными всем ладами мажора и минора, то в мажорной пентатонике пропущены 4 и 7 ступени, а в минорной 2 и 6.

Однако пентатоника, сама по себе, не имеет блюзового звучания.

Для блюза характерно альтерированное звучание и совмещение повышенной и пониженной ступени в одном ладу. Это следствие того, что в архаичном блюзе повсеместно встречались четвертьтоновые ноты, и для имитации этих нот пианисты использовали звучание двух соседних ступеней в трелях, что позже сформировало типичные блюзовые ходы.

В примере 1 Вы видите минорную мажорную пентатоники, следующая за ними минорная блюзовая с пониженной 5 ступенью, наверное, самая популярная гамма в мире. Она имеет характерное блюзовое звучание и одинаково хорошо звучит, как на минорную гармонию, так и на мажорную.
Следующий лад — это мажорная блюзовая с пониженной третьей.

Этот лад имеет характерное кантри звучание. Однако важной особенностью лада является то, что это, по сути, обращение минорной блюзовой пентатоники F# и нотный состав у них идентичный (однако разный ступеневый).
Это 4 основных пентатонических звукоряда в блюзе.
Основой диатоники блюза является миксолидийский лад, поскольку он лучше всего подходит для обыгрывания доминантовых септаккордов.

Ну и конечно не забудем про эолийский лад, поскольку он содержит #7 ступень, которая незаменима при создание тяготений и напряжения.

Теперь начинается самое веселое:) Начинаем мешать эти лады.

Как пример я написал гибридный лад: он совмещает в себе минорную и мажорную пентатоники, а также миксолидийский и эолийский.

Лады такого типа называются МИКСОДИАТОНИЧЕСКИМИ (от Mix смешивать).

Как Вы видите это практически хроматическая гамма без 2b и 6b.

Давайте найдем применение и этим ступеням.

2b= 9b, что позволяет добавить нам ее в уже смешанный звукоряд (обозначен как хроматика без 6).

И последний штрих.

6 степень с первого взгляда плохо вписывается в этот лад, поскольку не содержится ни в одном аккорде. Однако если позаимствовать джазовый принцип альтерации мы можем использовать ее как 5#, и тогда наш лад превращается в блюзовую хроматику (блюзовую потому что функции ступеней блюзовые, в джазе они несколько отличаются)

Таким путем мы от пентатоники пришли к хроматике.

Конечно очень большую роль здесь будет играть правильно использование нот и умение использовать ступени.

Послушайте примеры блюзовых хроматических фраз.

Источник

Блюзовый лад

Уникальное явление ладовой системы современной музыки, которое повлияло на развитие таких жанров, как джаз, рок, фанк, метал и, конечно же, современная поп-музыка. Именно так можно описать блюзовый лад.

О нем можно говорить много и рассматривать с разных сторон. Американские музыковеды посвящают диссертации исследованию феномена блюзового лада и структуры блюзовой мелодики. Мы же в этой статье попробуем провести ликбез и рассмотреть тот минимум, который нужно знать современному музыканту для понимания структуру блюзового лада.

Что такое блюзовый лад и какие в нем ноты/ступени?

Первая проблема, с которой сталкивается музыкант это само строение блюзового лада. И проблема состоит в том, что нет какого-то одного блюзового лада, а есть различные варианты блюзовых ладов, которые имеют один общий корень/принцип, который является фундаментальным.

Это принцип блюзовых ступеней или блюзовых нот.

Давайте попробуем разобраться с тем, что такое blue notes, как их называют в Америке.

Как известно, блюз это музыка, которая возникла в Америке на основе традиций африканской музыки. В Африканской музыке, как и в музыке большинства народов не было никакого понятия о темперации, соответственно их слух по умолчанию был настроен на восприятие более мелкого деления целого тона (не на полтона, а на ¼, 1/3 и тд).

Можно предположить, что понижение ступеней в африканском звукоряде было своеобразным способом получения более печальных мелодий.

Попав в музыкальную культуру с темперированным строем африканцы начали накладывать свои грустные мелодии на темперированную гармонию. Соответственно, так как они не знали, что в мажорном трезвучии терция большая, а квинта чистая, то по привычке продолжали петь их в привычном им строе.

Слух же европейского человека услышал в этом наложение пониженных ступеней, на мажорную гармонию. И так как в нотной записи ¼ тонов нет, то записывать ступени в блюзе стали на полтона ниже, тем более инструментов для исполнения четвертьтонов не было, а самый просто способ получить блюзовое звучание на фортепиано это сыграть 3b ступень, на мажорное трезвучие.

Так и появилось понятие блюзовых тонов.

Если проанализировать мажорную гамму, которая очевидно была навязана африканцам, как стандарт, то легко заметить, что понижать в ней можно 2, 3, 5, 6, 7 ступени.

Но здесь нужно вспомнить, что в африканской культуре мажорной гаммы нет и африканцы по привычке продолжали мыслить пентатоникой, которая является основной музыки практически всех культур.

Теперь идем дальше

Наложение концепции пентатоники и блюзовых ступеней на кальку мажорного лада дает нам следующую схему:


Пентатоника в самом популярном виде

Пример фразы из соло Joe Farrell в чистой пентатонике (Db/Bbm)


Мажорная гамма
Наложение пентатоники на мажорную гамму с понижением на 1/4 тона 3, 5 и 7 ступеней:

Похожая концепцию излагается здесь Oliver, Paul. «That Certain Feeling: Blues and Jazz… in 1890?» p.13, Popular Music, Vol. 10, No. 1, The 1890s. (Jan., 1991), pp. 11-19. Cites Rudi Blesh

Получили блюзовую гептатонику – своеобразный прообраз блюзового лада.

Так как африканская душа очевидно стремилась сохранить пентатоническое звучание в таком гибриде африканской и европеской гаммы, то было проделано следующее – расстояние в увеличенную секунду между 5b и 6 было ликвидировано путем отсечения 6 ступени, как нарушающей пентатоническое звучание, а вместо нее была добавлена натуральная 5 ступень, вторая ступень так же была пропущена для приведения пентатоники к первичному виду.

В итоге появилась блюзовая гексатоника или, как ее неверно называют, блюзовая пентатоника. Пониженные ступени сделали просто бемольными:

Это один из самых популярных вариантов блюзовой гаммы, который будет звучать по блюзовому только при использовании ¼ понижения 3, 5 и иногда 7 ступени. Именно такой эффект создают микробенды на гитаре и духовых инструментах и его имитируют пианисты с помощью форшлагов.

Дальнеший процесс развития блюзового лада шел по пути внедрения блюзовых ступеней и ходов в привычные для европейцев лады.

Основой этого стало полутоновое разрешение блюзовых нот и понижение все тех же 3, 5,7 ступеней.

Как мы видим, блюзовая гекстоника имеет минорное наклонение. Но гармония блюза при этом мажорна, наложение блюзового лада на блюз гармонию создает своеобразный полимодальный эффект.

Для более мажорного звучания используется разрешение 3b в 3, а иногда и 7b в 7. Так получается 9 нотный блюзовый лад:

Если привести этот лад к пентатоническому виду, то получим такую структуру:

Такой лад условно можно назвать мажорной блюзовой пентатоникой.

Таким образом, мы видим, что есть 2 вида блюзовой гекстатоники, а также несколько видов 7,8,9 ступенных ладов.

Главная особенность формирования блюзового лада основана на его фрагментированности, то есть лад возникает, не как цельная 6, 7, 8, 9, 10 нотная структура, а как набор секвенцированных ячеек:

То есть, простые 3-4 нотные попевки, будучи секвенцированными дают структуры вплоть до 11 нот. Пример скоростного пассажа из песни 6: 00 Dream Theater. Здесь использованы 2 хроматические ячейки в блюзовой пентатоник

Особняком стоит минорный лад, так как он не типичен для блюза, то его использование более характерно в рок-музыке. По сути, структура ячеек не меняется, за исключением 3 ступени, которая остается в одном виде, остальные ходы вполне типичны для минора. Получаем такой 9 нотный лад:

Пример лика из Whole lotta love Led Zeppeling с использованием дорийского с блюзовыми нотами:

Завершающий лик в это соло использует уже мажорный лад в качестве основы с характерным заострением интонации 3b — 3.

Еще один пример фразы в блюзовой октатонике 1 3b 3 4 5b 5 6# 7 — SRV Lenny:

Еще один пример хроматизации блюзового лада Blues Etude Оскара Питерсона:

Исходя из вышесказанного легко сделать следующие выводы:

  1. Основа блюза это блюзовые ступени, которые можно внедрять в любые лады, превращая их в блюзовые (как вам идея создать фригийский блюзовый?)
  2. Для блюза, в целом, важен не набор нот внутри лада, так как структура лада может варьироваться, а архитипичные интонации, которые в виде ячеек могут образовывать, в некоторых случаях, и полную хроматику
  3. Неполное понижение ступеней очень важно для создания блюзового звучания
  4. Не существует одного блюзового лада
  5. Для блюза важно наложение на мажорную гармонию, если же гармония минорная, то имитируются мажорное звучание, за счет мажорно субдоминанты и септаккорда на 6 ступени (F7 в ля минор и ход F9 – E9)

Chord Scale Theory

Что даст вам данный курс?

Фундаментальное понимание ладов и их роли в современной музыке

Вы детально проработает и поймете все важнейшие лады современной музыки в контексте гармонии

Вы научитесь применять лады в вашем творчестве: импровизации, композиции, сограйтинге, аранжировке

Источник

Блюз до мажор ноты

Концептуально блюз — пентатоническая мелодия на диатоническую гармонию, наложение минорной пентатоники на мажорную диатонику.

Блюз — это двенадцатитактовая форма, разделенная на три четырехтактовые фразы. Вторая фраза часто полностью повторяет первую. А третья является «выводом» из нее.

За внешним аккордовым многообразием блюза кроется четкая структура функций.


Стандартная сетка блюза в до мажоре Блюзовые аккорды стандартной сетки на клавишах в до мажоре

В структуре аккордов только малая септима, которая не влияет на их функции.

Мелодическая линия блюза также имеет традиционную структуру:

  • Первые два такта блюза насыщены ритмически и мелодически.
  • Такты 5-6 повторяют мелодическую идею, изложенную в первом предложении (в отличие от первого предложения, второе звучит на субдоминантовую гармонию).
  • Такты 9-10 содержат новую мелодическую мысль. Эта мысль чаще всего — ответ или вывод.

Вопрос-ответ

Вопрос-ответ — одна из важнейших мелодических идиом блюза, которая позже перешла в джаз и другие музыкальные стили. Эта техника подразумевает коммуникацию музыкальных идей.

Блюзовый лад

Звучание блюза — это в первую очередь специфические диссонансы, возникающие из «блюзовых нот» лада. Блюзовый лад основан на натуральном мажорном ладу с альтерацией III, V (иногда ее трактуют как IV) и VII ступеней.

Вариации гармонии

Базовая сетка блюза

Стандартная сетка блюза задает гармонические рамки в контексте которых блюз развивается вплоть до эры Бибопа: функции расширяются, в сетку включаются замены, аккорды трансформируются. В чистом виде стандартная сетка блюза встречается только в ранних образцах. Шире распространена базовая:

В ней тоника в первом предложении разбавляется субдоминантой. В саму сетку включается оборот II-V, который выступает в качестве каденции и в качестве связки для плавной смены функций. Гармонический ритм поднимается.

Лады и аккорды

Минорная пентатоника, которая является основой мелодии блюза, влияет на лады-источники надстроек и басовых нот.

Ниже представлены лады и моды блюзовой прогрессии в тональности си бемоль мажор.

Блюз в миноре

Структура гармонии минорного блюза отталкивается от традиционной блюзовой сетки. Ее развитие происходит аналогичным образом — расширение функций, замен и т.д.

Лады и аккорды в миноре

По мере развития блюза его гармоническая сетка усложнялась и видоизменялась. Наиболее характерные сетки появились в бибоп блюзе (обогащение вводными оборотами и заменами), sus-блюзе (уход от малых септаккордов к задержанным), поздние стили с выходом за пределы двенадцатитактовой структуры.

Вариации гармонии для f-major из книги «Построение линии баса»

Бибоп блюз появился в Эру бибопа. Прогрессии сетки бибоп-блюза основаны на стандарте Чарли Паркера «Billie’s Bounce».

Бибоп-блюз в до мажоре

Основные отличия сетки — появление #IVdim во втором такте и минорного оборота II-V в восьмом; пролонгация доминанты в девятом такте оборотом Gmin7–Gmin(♯7)–C7sus–C7.

Вместе с сеткой меняется и ладовая стуктура:

Блюз и другие стили

Еще один яркий пример преобразования блюзовой сетки — выход за пределы ритмической структуры наряду с расширением гармонической. Яркий пример такого расширения — композиция Жобима Wave (часть А):

Жобим внес изменения в структуру, внеся:

  • новую структуру мелодии — она стала более лиричной;
  • обозначение тоники через maj7
  • вводный аккорд к доминанте — bVIdim во втором такте, и хроматический подходе — related II к вторичной доминанте в третьем такте;
  • модальную замену субдоминанты в шестом такте;
  • линию доминант в тактах 7-10;
  • ввел тритоновую замену к доминанте в десятом такте
  • два такта в дорийском ладу (11 и 12)

Идиомы блюза остались в трехфразовой двенадцатитактовой структуре и пентатонической фразе в конце периода.

Выход за 12 тактов:

Блюзовый рифф

Одна из техник блюзовой импровизации — блюзовые риффы, — это простые мелодические идеи, основанные на блюзовом ладу. Это техника получила широкое распространение при импровизации, поскольку достаточно проста в освоении так как не опирается на гармонию, а основывается на одном ладу. При этом риффы подчиняются строгим ритмическим требованиям (лаконичные фразы, свинговая пульсация, наличие характерных блюзовых нот).

Источник

Читайте также:  Ноты для гитары возвращение
Оцените статью