Блюз фразы для гитары

Уроки guitar.ru

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Антон Ильяшенко
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 24 января 2000 г.

Привет! Сегодня у нас на повестке дня пять горячих блюзовых фраз! Одна другой круче! Все они в блюзовом A-мажоре (ля-мажоре). Поскольку нотная запись в данном случае довольно приблизительна, обязательно послушайте звуковые примеры и прочтите инструкцию по исполнению. Итак.

Ф раза номер 1 представляет из себя классический дабл-стоп. Вторая и третья струны зажимаются на VII ладу третьим пальцем левой руки, затем на пятом ладу они же зажимаются первым пальцем. Следующая нота C# (до-диез) на шестом ладу третьей струны берется энергичным хаммером вторым пальцем, после чего играется нота A (ля) на VII ладу третьим пальцем. Для того, чтобы повторить эту фразу ещё раз, третий палец после исполнения как бы перекатывается с VII лада четвертой струны на VII лад третьей и второй струны.


mp3-файл (21кБ)

Фраза номер 2 может послужить примером развития предыдущей. VIII и VII лады на первой и второй струнах берутся 4 и 3 пальцами соответственно. Далее идёт слайд на один лад вверх. Ноты E (ми) и A (ля) берутся первым пальцем. Далее все как во фразе номер 1.


mp3-файл (8кБ)

Третья фраза может послужить как отличным вступлением, так и просто хорошей фишкой на аккорд A-мажор (ля-мажор). Нота C (до) берется первым пальцем, следующая — C (до-диез) — играется хаммером вторым пальцем. Ноты E (ми) и A (ля) на второй и первой струнах берутся первым пальцем. Затем опять идет нота A (ля), но она играется бендом от ноты G (соль) на VIII ладу второй струны. Именно такая игра одинаковых нот на разных струнах и придает звучанию фирменность. C# (до-диез) на IX ладу играется мизинцем и звучит одновременно с предыдущей нотой. Следующая нота — G (соль) представляет собой ребенд (обратный бенд) ноты A (ля). Последнюю ноту — C# (до-диез) на VI ладу третьей струны нужно как следует «покачать»!


mp3-файл (10кБ)

Фраза номер 4 является одной из любимейших в репертуаре Гари Мура, недаром она звучит практически в каждом его соло. Прислушайтесь! Первая нота E (ми) берётся бендом с VII лада третьей струны. Далее ноты играются так же, как и в предыдущих примерах, то есть первым пальцем. Предпоследняя нота C (до) играется четвертым пальцем.


mp3-файл (6кБ)

Фраза номер 5 — в стиле Би Би Кинга, хотя скорее всего авторство принадлежит не ему. Отразить ритмику подобных фраз в нотах не представляется возможным. Поэтому внимательно послушайте пример. Первая нота G (соль) берется полуторатоновым бендом с XII лада первой струны. Далее следует блюзовый хроматизм E (ми), Eb (ми-бемоль), D (ре). Нота C# (до-диез) придаёт фразе мажорный колорит и играется она бендом с XII лада второй струны. Затем следует снова нота D (ре) на X ладу первой струны, бенд от XII лада второй струны. Предпоследняя нота B (си) представляет собой ребенд (обратный бэнд) ноты C# (до-диез). Ну и заканчивается все нотой A (ля) на X ладу второй струны.


mp3-файл (13кБ)

Источник

Блюз >Пятерка отборных блюзовых фраз от Джими Хендрикса, Ти-Боун Уокера, Элмора Джеймса, Стиви Рэя Вона и Джонни Винтера

Отличная фраза всегда радует слух гитариста — будь то соло Джимми Пейджа (Jimmy Page) в “Whole Lotta Love” или новаторские ходы Марка Нопфлера (Mark Knopfler) в “Sultans of Swing”.

Такие моменты всегда заставляют нас навострить уши и прислушаться повнимательнее.

А иногда бывает даже так, что услышанное само собой пробирается в наше подсознание, и вот, мы уже играем ту или иную фразу вновь и вновь, говоря себе при этом: «Где-то я уже это слышал… Но вот где. »

Фразы такого уровня стали уже своего рода иконами для многих. И как великий писатель всегда находит нужное слово, великие гитаристы всегда имеют наготове ту самую фразу в тот самый момент, чтобы предельно точно выразить свои ощущения.

Великие писатели составляют из этих слов литературные шедевры, а из-под «пера» (или в данном случае медиатора) великих гитаристов выходят живые и эмоциональные музыкальные фрагменты.

Вне зависимости от того, в каком стиле вы играете, фразы, о которых мы будем говорить сегодня, будут вам полезны. Проработайте их и включите их в свой арсенал, чтобы в нужный момент воспользоваться ими.

5 лучших блюзовых фраз

Это будут фразы в духе Ти-Боун Уокера (T-Bone Walker), Джонни Винтера (Johnny Winter), Стиви Рэя Вона (Stevie Ray Vaughan), Элмора Джеймса (Elmore James) и Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). К каждой из них мы добавим немного теории и дадим совет по исполнению.

1. Ти-Боун Уокер

• Происхождение: Эта блюзовая фраза в чикагском стиле принадлежит Ти-Боун Уокеру.
• Теория: Фраза основана на блюзовой гамме А (A-C-D-Eb-E-G). Квинта (Е) и большая терция (С#) обыгрываются здесь хроматически.
• Совет по исполнению: Фраза написана в размере 12/8, но она состоит из восьмых нот, которые можно сгруппировать, например, в триоли в размере 4/4, что придаст звучанию плавности.

2. Стиви Рэй Вон

• Происхождение: Возможно, “The Sky Is Crying” и принадлежит Элмору Джеймсу, но в 1991 году Стиви Рэй Вон в буквальном смысле дал этой композиции вечную жизнь, выпустив ее в составе одноименного альбома. Этот бриллиант техасского блюза — дань памяти Джеймсу.
• Теория: Фраза основана на пентатонической гамме С минор (C-Eb-F-G-Bb).
• Совет по исполнению: Сделайте бенд на первой струне от ноты F к ноте G. При этом пусть ваш большой палец обхватит гриф полностью и коснется шестой струны — это даст дополнительный эффект рычага, что особенно полезно в том случае, если вы, как и СРВ, предпочитаете толстые струны.

3. Джонни Винтер

• Происхождение: Блюзовый гитарист Джонни Винтер был по совместительству очень неплохим шреддером. В данном случае Винтер позаимствовал фразу для губной гармошки у Джеймса Коттона (James Cotton).
• Теория: Пониженная седьмая ступень (G) плавно переходит к тонике (А) — сильная доля второго такта — через пониженную пятую ступень и повышенную девятую ступень (B# [C]).
• Совет по исполнению: Бенд на полтора тона в начале фразы потребует от вас определенного усилия, но старайтесь не перенапрягаться при этом и играть расслабленно.

4. Элмор Джеймс

• Происхождение: Большинство своих фраз Элмор Джеймс заимствовал у представителей дельта-блюза, например, у Роберта Джонсона (Robert Johnson) или Сон Хауса (Son House). Наша сегодняшняя фраза очень напоминает “Take Me Where You Go” с альбома Джеймса Dust My Broom.
• Теория: Обратите внимание на элегантный переход в области терции — от ноты С к C#. Это больше похоже на подход пианиста, играющего блюз, ведь гитарист предпочел бы сделать бенд.
• Совет по исполнению: Играйте медиатором, максимально расслабляя при этом запястье звукоизвлекающей руки.

5. Джими Хендрикс

• Происхождение: Эту фразу Роберт Джонсон играл слайдом в “Come on in My Kitchen”, а Джими позаимствовал ее и сделал ее знаменитой, сыграв ее во вступлении ко всем известной композиции «Red House».
• Теория: Основа здесь — блюзовая гамма В (B-D-E-F-F#-A). Во втором такте Хендрикс добавил хроматизма за счет большой септимы (A#[Bb]).
• Совет по исполнению: Бенды в первом такте можно украсить глубоким вибрато. Чтобы фраза запела по-настоящему, придерживайтесь ритма.

Источник

Блюзовые фразы на гитаре

В статье «Блюз на гитаре. Основы теории» была затронута тема блюзовой импровизации и блюзовых фразах. Эта тема очень интересная и важная. Писать о ней можно долго и много. С одной стороны у многих возникнут сомнения в том, что смысла в изучении фраз других гитаристов нет и любой мало мальский опытный гитарист сам в силах придумать свои. В чем то они возможно и будут правы, но не намного. Ведь опыт игры на гитаре как надо нарабатывать. А как его наработаешь, если еще сам путем ничего не умеешь играть?

Вот тут нам и потребуются произведения других гитаристов и их фирменные фразы. Изучая их мы обогащаем свой музыкальный багаж на основе которого и будем создавать свои гитарные фразы и соло на гитаре. Но не будем углубляться дальше в наши размышления, а перейдем сразу к блюзовым фразам.

Ниже представлены 12 убийственных блюзовых фраз, которые вы можете использовать как упражнения или вставлять в свои соло на гитаре. Также вы можете их проиграть по порядку вписав в блюзовый квадрат. Все фразы пронумерованы в соответствии с блюзовой последовательностью.

Внимание! Все фразы играются в ритме шаффл!

Наиболее часто встречающаяся фраза в блюзовых соло. Часто ее можно встретить в начале различных соло. Триоль в первой доле такта и ее разновидности можно встретить не только в блюзе, но и в других стилях гитарной музыке. Далеко ходить не надо, а просто вспомнить рок-н-роллы в исполнении Чака Берри.

Еще одна из классических фраз, которую тоже можно использовать в своих импровизациях. Здесь она представлена как обыгрывание второго такта блюзового квадрата.

Здесь, как уже упоминалось в описании первой фразы мы видим все тот же лик в первой доле. Некоторые преподаватели гитары такие фразы называют «вертушками». Наверное это связано с тем, что эти три ноты можно проигрывать несколько раз подряд или даже в течении нескольких тактов. Можно такую вертушку использовать и в качестве упражнения.

Здесь фраза играется не в классической аппликатуре блюзового лада на пятом ладу, а от восьмого лада.

Подобные фразы часто используются в блюзе не только в соло, но и в аккомпанементе. Как правило это заимствованные фразы из партии духовых.

Еще одна интересная фраза в классической аппликатуре блюзового лада.

В описании третьей фразы говорилось о так называемых «вертушках», вот здесь пример одной из таких вертушек.

Подобные фразы можно услышать в исполнении Стиви Рэй Вона.

Один из вариантов обыгрывания аккорда 5 ступени.

Короткая но весьма красочная блюзовая фраза

Данная фраза это начало тернэраунда — двух тактовой фразы концовки блюзового квадрата. Но можно эту фразу использовать и в других случаях. Она прекрасно впишется во многих ситуациях.

Концовка нашего маленького блюзового соло или второй такт тернэраунда вместе с предыдущей фразой. Опять таки, эту фразу можно играть и в иных подходящих случаях.

Обратите внимание на фразировку во всех представленных выше фразах. Бенды, вибрато наиболее частые приемы звукоизвлечения в блюзе и здесь они тоже представлены практически во всех фразах.

Источник

Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих

Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.

С технической и композиционной точки зрения блюз не является чем-то невероятно сложным, и любой, даже начинающий гитарист, сможет сыграть и сочинить собственную блюзовую партию. Однако обходить стороной это довольно богатое направление однозначно не стоит. Главная причина в том, что блюз сейчас лежит в основе абсолютно любого музыкального направления – от классического хард-рока до экстремальных жанров, таких как sludge или grindcore. «Голубая скорбь» — предтеча всего, что сейчас творится на мировой музыкальной сцене, и его основы, хотя бы технические, стоит знать, хотя бы для того, чтобы разбираться в том, как работает современная музыка.

Немного из истории блюза

На данный момент сказать, кто же первым начал играть блюз, очень тяжело. Историки утверждают, что первые композиции возникли еще в девятнадцатом веке, на юге США, в среде афроамериканских рабов. Основными истоками жанра можно назвать госпел и рабочие песни. Первый блюз вообще не использовал никаких инструментов, кроме голоса, и зачастую исполнялся хором в церквях, поселениях и плантациях. И из этого каким-то образом и родился тот жанр, о котором мы говорим.

Кроме того, истоки жанра лежат также и в кантри-музыке, которая является национальной для североамериканских народов. Существует мнение о том, что перед тем, как сформироваться окончательно, направление приняло форму так называемого кантри-блюза. Со временем, в начале 20-го века, когда жанр вышел за рамки совместного исполнения, появились первые ансамбли, можно считать, что формирование направления окончательно завершилось.

Довольно интересный факт состоит в том, что сейчас лады, свойственные блюзу, прослушиваются не только в музыке народов Америки, но и в китайской народной музыке, а также населения крайнего севера России.

Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля

Слушать

Разумеется, прежде чем играть в каком-либо жанре, его надо отслушать, и особенно – послушать классику этого направления. Ниже собран список альбомов мировых блюзменов, которые вы обязательно должны поместить в плейлист, если хотите понять, как же блюз все-таки играется.

  1. Роберт Джонсон — The complete recordings (1990 г.)
  2. Мадди Уотерс — The Anthology (2000 г.)
  3. Хаулин Вулф — The Definitive Collection (2007 г.)
  4. Джон Ли Хукер — The best of John Lee Hooker (1992 г.)
  5. Ти-Боун Уокер — Stormy Monday Blues: The Essential Collection (1998 г.)
  6. Эрик Бибб — The Good Stuff (1998 г.)
  7. Биби Кинг — The Ultimate Collection (2005 г.)

Блюзовый ритм

Помимо классических 4/4, в основе блюза лежит особый ритм, который называется шаффл. Вся его суть заключается в том, что каждая доля такта разделяется на три части, а не на две, при этом на каждый второй удар приходится пауза.

То есть выглядит это так: раз – пауза –два — раз – пауза –два – и так далее.

Исполняя песню в высоком темпе, а также слушая классические блюзовые композиции, вы быстро поймете суть этого ритмического рисунка.

Для того, чтобы отработать знания на практике, ниже представлено восемь гитарных риффов в ритме шаффла, которые являются стандартами, а значит, опорой для сочинения будущих композиций.

Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.

Кроме непосредственно фразовых стандартов, существуют и блюзовые последовательности трезвучий, которые придают музыке то самое характерное звучание, и в ритме шаффла дают чистейший Blue Devils, о котором все так говорят.

Например, очень популярна следующая гармония:

И все ее производные, которые образуются от разных комбинаций этих аккордов. Данную последовательность, например, можно услышать в песне Graveyard Train – Ballad for Belzebub, вместе с блюзовой соло-партией, а также губной гармошкой.

Существует еще одна, совсем простая последовательность:

Именно на этих двух аккордах сыгран легендарный шедевр Джонни Кэша – Personal Jesus.

Вообще для того, чтобы понять, как строится блюзовая гармония, придется немного углубиться в музыкальную теорию. Весь жанр строится на последовательности I – IV – V, то есть Тоника – Субдоминанта – Доминанта. Тоника – это первая нота в любой гамме. Субдоминанта – соответственно, четвертая, а Доминанта – пятая.

То есть, если мы, скажем, возьмем тональность Ми-мажор, то аккордовая последовательность будет выглядеть так:

Тренировка игры под минус

Но, разумеется, для блюза надо понимать, как играть соло. Именно для этого и создан данный раздел. Здесь вы найдете две классические блюзовые мелодии, которые можно включить прямо из браузера, и под которые можно играть и импровизировать. Это – отличная практика для отработки шаффла и пентатоник, которые лежат в основе данного направления.

Jam Track — 70 bpm

Jam Track — 100 bpm

Блюзовая пентатоника

А вот эта тема невероятно важна в блюзе для начинающих. Именно на ней и строится характерное звучание и мелодии, которыми вы должны владеть. Ниже даны пять классических боксов пентатоники, которую необходимо выучить для того, чтобы играть блюз – как аккордами, так и соло.

Приемы игры

Разумеется, в данном жанре используются различные приемы игры на гитаре. Какие-то чаще, какие-то реже, но все они имеют место быть.

  1. Вибрато. Суть его состоит в том, чтобы во время звучания струны на ладу немного «раскачать» ее, добиваясь вибрирующего звука. Такой прием используется для того, чтобы подчеркнуть акцент или важную в композиции ноту.
  2. Бенд – это подтяжка струны. Суть в том, что при этом движении тон ноты поднимается, и она меняется на другую. Существует несколько видов бендов, в зависимости от того, насколько вы подтягиваете струну. Использовать данный прием стоит осторожно, потому что не везде и не всегда он прозвучит к месту – например, если подтянутая нота отсутствует в тональности, то случится противный выбивающийся звук.
  3. Слайд. Этот прием состоит в том, чтобы ударить по ноте на одном ладу, и потом, не отпуская струны, «съехать» на другой. Он часто используется в блюзе и кантри, существует даже специальная вещь – слайдер, а также подвид гитар – слайд-гитары, техника игры на которых как раз и построена на этом приеме.
  4. Хаммер-он и пулл-офф. Техника этих приемов состоит в том, чтобы, в первом случае, ударить по струне медиатором, и потом пальцем левой руки ударить по соседнему ладу, пока струна еще звучит. Во втором случае палец надо отпустить, немного подцепив лад. Это очень популярный прием, который позволяет играть характерные по мелодике соло-партии.

Разбор других песен

Нет лучше практики для гитариста, чем разбор песен других исполнителей. Обязательно занимайтесь этим при игре блюза, потому что из подобных произведений можно почерпнуть очень многое – начиная от отдельных фраз, до целых гармонических идей и отход от стандартов.

Работа над фразировкой

Любой самоучитель для блюза скажет вам, что главное в данной музыке – это фразировка. Работайте над каждым проигрышем и фразой, которую вставляете в свою песню. Классический вариант построения соло-партии в блюзе – это «вопрос – ответ», то есть первая часть должны как бы задавать вопрос, а вторая – его разрешать. Однако за счет разбора композиций вы сможете почерпнуть для себя огромный пласт других вариантов фраз, не следующих данной концепции.

Источник

Читайте также:  Желтый ангел с аккордами
Оцените статью