Блюз гаммы для гитары

Содержание
  1. Блюзовые гаммы на гитаре — инструкция для начинающих
  2. Для чего вам стоит выучить позиции блюзовых гамм
  3. Блюзовые гаммы. Теория простыми словами
  4. Как строится блюзовая гамма
  5. Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы
  6. Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив
  7. Аппликатуры и обозначения
  8. A (ля) минор блюзовая гамма – 6 позиций
  9. Блюзовая гамма Ля на грифе гитары, по позициям
  10. Звуки, входящие в блюзовую гамму Ля
  11. Блюзовая гамма Ля в виде 5-ти позиций на грифе гитары. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн
  12. Блюзовая гамма Ми на грифе гитары, по позициям
  13. Звуки, входящие в блюзовую гамму Ми(E)
  14. Расположение блюзовой гаммы Ми по 5-ти позициям на грифе гитары. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн
  15. Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих
  16. Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.
  17. Немного из истории блюза
  18. Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля
  19. Слушать
  20. Блюзовый ритм
  21. Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.
  22. Тренировка игры под минус
  23. Блюзовая пентатоника
  24. Приемы игры
  25. Разбор других песен
  26. Работа над фразировкой

Блюзовые гаммы на гитаре — инструкция для начинающих

Многие начинающие гитаристы узнают о пентатонике. Этим они открывают вход в мир рок-произведений и многих других песен, которые строятся на этом звукоряде. По мере изучения музыкант расширяет свой кругозор, продвигается до блюзовой гаммы для гитары. Она – давний сосед пентатонической, но звуков в ней на одну ноту больше. В этом и состоит отличие, которое добавляет новую краску в звучание.

Для чего вам стоит выучить позиции блюзовых гамм

Многие культовые сольные партии на гитаре замешаны именно на этом приеме. Для того чтобы не заучивать каждое соло «с нуля», необходимо набрать багаж из ликов и фраз. Большинство из них повторяются в той или иной мере.

Читайте также:  Боцца ария ноты кларнет

Кроме того, это поможет выучить ноты и лучше видеть гриф. Когда вы заучите эти позиции, произведения в других жанрах также будут даваться легче.

Любые гаммы используются не только в виде выученных табулатур. Ими можно украшать собственные сочинения. Умение импровизировать поможет взаимодействовать с другими музыкантами. Порой приходится отходить от оригинальной тональности, добавлять в трек что-то своё. Чтобы не затеряться в музыкальном многообразии, заучите сам принцип построения.

Блюзовые гаммы. Теория простыми словами

Прежде чем перейти к практике, разберем азы теории. Зная правила построения различных музыкальных фраз, вы сможете гораздо легче осваивать новый материал.

Как строится блюзовая гамма

Для понимания необходимо сначала ознакомиться с пентатоникой. Различие в одной ноте, обозначения такие:

Минор

Рассмотрим такую схему.

М3 – Б2 – М2 – М2 — М3

Если отстроить в Ми миноре, получим:

  1. От «ми» – полтора тона – открытая 6 – 3 лад на шестой («соль») – например, безымянным;
  2. От g – 1 тон («ля» — открытая 5);
  3. От a – 0,5 тона – («a#» — 1 лад пятой) – указательным;
  4. От a# – 0.5 – («h» — 2 лад пятой) – средним;
  5. От H – 1,5 – («d» — открытая четвертая).

Мажор

Здесь последовательность будет иметь такой вид.

Б2 – М2 – М2 – М3 – Б2

Играем следующим образом:

  1. От ми (открытая 6) – 1 тон – фа# (2 лад шестой струны) – указательным;
  2. От f# – 0,5 – соль (3 лад той же струны) – средним;
  3. От g – 0,5 – соль # (4 лад и снова на шестой) – безымянным;
  4. От g# – 1,5 – си (2 лад пятой) – указательным;
  5. От h – 1 т. – C# (4 лад пятой) – безымянным.

Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы

Как и в других комбинациях, построение интервалов и создает отличительные звуковые особенности. Для «параллельных» гамм действуют те же правила, что и для натуральных. В качестве примера возьмём популярные a-moll и C-Dur:

A – C – D – D# — E – g

C – D – Eb – E ♮– G – A

Знание параллельных тональностей помогает сориентироваться во время импровизаций, а также на грифе. Например, чтобы из C-Dur перейти в a-moll, не обязательно учить их обе. Достаточно отложить вниз М3 (C – 1,5 – получится как раз «a»). Их аппликатура одинакова. Поэтому при переходе даже не придётся менять пальцы.

Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив

Этот звук значительно дополняет вашу импровизацию. Вы сможете раскрыть новые грани музыки, добавлять краску в разучиваемые произведения.

Для минорный комбинаций следует обратить внимание на промежуток между ступенью 3 и 4. Мы понижаем 4 – это будет та самая блюзовая нота.

В мажорных смотрим на 2 и 3 струны. При понижении 3 получаем то, что требуется.

Смотрите в видео: Одна нота, которая сделает ваши соло по-настоящему блюзовыми (блюзовая Нота) — уроки игры на гитаре.

Аппликатуры и обозначения

С некоторыми из них вы уже встречались на страницах других наших разборов. Например, нумерация пальцев.

Левая рука (они прописаны в кружках):

  • 1 – указательный;
  • 2 – средний;
  • 3 – безымянный;
  • 4 – мизинец.

Другие условные обозначения:

  • красный шарик – все ноты, которые играются в приведенной комбинации;
  • зелёный – блюзовая нота;
  • чёрные – тоники (мы с них начинаем, в них же приходим).

A (ля) минор блюзовая гамма – 6 позиций

Возьмем одну из самых простых гамм для примера. Хорошо будет, если вы не просто вызубрите эти схемы, но и поймете общий принцип их составления. Для этого нужно сначала познакомиться с натуральной гаммой. Затем убрать из неё некоторые ноты, превратив её в пентатоническую. Теперь с помощью рисунка можем пользоваться блюзовой.

Источник

Блюзовая гамма Ля на грифе гитары, по позициям

Безумно рад тебя видеть, гитарист! Сегодня у нас блюзовая гамма Ля на грифе гитары в виде 5-ти позиций или как их ещё называют — боксов.

Блюзовая гамма ля – это расширение Ля-минорной пентатоники. Поэтому её также часто называют “Блюзовая пентатоника Ля” или “Блюзовая гамма Ля”. Она состоит из 5-нот, взятых из Ля-минорной пентатоники. Но, кроме того, эта гамма дополняется нотой, отстоящей от тоники на уменьшенную квинту. В итоге в блюзовой гамме у нас — 6 звуков.

Звуки, входящие в блюзовую гамму Ля

Диаграмма грифа гитары

Названия нот, входящих в гамму

Последовательность звуков, из которых состоит блюзовая гамма Ля звучит следующим образом:
Ля(A) – До(C) – Ре(D) – Ре-диез(D#) – Ми(E) – Соль(G)

Указания: импровизация в блюзовой гамме Ля

Блюзовая нота (D#) в блюзовой гамме отвечает за блюзовый звук. Если ты хочешь звучать крайне блюзово, можешь её акцентировать и оставлять долгозвучащей. Если ты хочешь звучать роково, можешь также применять блюзовую ноту. Экспериментируй, ставя эту ноту на неакцентированные, слабые доли. Кроме того, используй эту ноту в качестве переходной между двумя другими нотами.

Блюзовая гамма Ля в виде 5-ти позиций на грифе гитары. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

Позиция №4

Позиция №5

Понравился материал? Не верю! Поверю только если поставишь лайк 😉

Источник

Блюзовая гамма Ми на грифе гитары, по позициям

Доброго времени суток, уважаемые гитаристы! Сегодня мы рассмотрим блюзовую гамму Ми (E) на грифе гитары в виде 5-ти позиций.

Блюзовая гамма Ми – это расширение Ми-минорной пентатоники. Эта гамма также известна под названием “Блюзовая пентатоника Ми(E)”, применяется во многих песнях, для которых необходимо блюзовое или грязное звучание.

Звуки, входящие в блюзовую гамму Ми(E)

Диаграмма грифа

Названия нот, входящих в блюзовую гамму Ми

Звуки, входящие в блюзовую гамму Ми подчиняются следующей последовательности:
Ми(E) – Соль(G) – Ля(A) – Ля-диез(A#) – Си(H) – Ре(D)

Указания: блюзовые ноты как переходные ноты

При импровизациях и обыгрываниях в пределах блюзовой гаммы Ми(E) тебе наверняка бросится в глаза то, что блюзовая нота (Ля диез) дает твоей игре по-настоящему диссонирующий, грязный оттенок. Попробуй при этом, играть эту ноту не на акцентированные доли, а использовать её в качестве переходной, промежуточной ноты.

Блюзовая нота – идеальный стартовый пункт для бендов и слайдов.

(Кстати, рекомендую тебе подписаться на мой великолепный курс по основам блюза)

Расположение блюзовой гаммы Ми по 5-ти позициям на грифе гитары. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

Позиция №4

Позиция №5

Понравился материал? Не верю! Поверю только если поставишь лайк 😉

Источник

Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих

Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.

С технической и композиционной точки зрения блюз не является чем-то невероятно сложным, и любой, даже начинающий гитарист, сможет сыграть и сочинить собственную блюзовую партию. Однако обходить стороной это довольно богатое направление однозначно не стоит. Главная причина в том, что блюз сейчас лежит в основе абсолютно любого музыкального направления – от классического хард-рока до экстремальных жанров, таких как sludge или grindcore. «Голубая скорбь» — предтеча всего, что сейчас творится на мировой музыкальной сцене, и его основы, хотя бы технические, стоит знать, хотя бы для того, чтобы разбираться в том, как работает современная музыка.

Немного из истории блюза

На данный момент сказать, кто же первым начал играть блюз, очень тяжело. Историки утверждают, что первые композиции возникли еще в девятнадцатом веке, на юге США, в среде афроамериканских рабов. Основными истоками жанра можно назвать госпел и рабочие песни. Первый блюз вообще не использовал никаких инструментов, кроме голоса, и зачастую исполнялся хором в церквях, поселениях и плантациях. И из этого каким-то образом и родился тот жанр, о котором мы говорим.

Кроме того, истоки жанра лежат также и в кантри-музыке, которая является национальной для североамериканских народов. Существует мнение о том, что перед тем, как сформироваться окончательно, направление приняло форму так называемого кантри-блюза. Со временем, в начале 20-го века, когда жанр вышел за рамки совместного исполнения, появились первые ансамбли, можно считать, что формирование направления окончательно завершилось.

Довольно интересный факт состоит в том, что сейчас лады, свойственные блюзу, прослушиваются не только в музыке народов Америки, но и в китайской народной музыке, а также населения крайнего севера России.

Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля

Слушать

Разумеется, прежде чем играть в каком-либо жанре, его надо отслушать, и особенно – послушать классику этого направления. Ниже собран список альбомов мировых блюзменов, которые вы обязательно должны поместить в плейлист, если хотите понять, как же блюз все-таки играется.

  1. Роберт Джонсон — The complete recordings (1990 г.)
  2. Мадди Уотерс — The Anthology (2000 г.)
  3. Хаулин Вулф — The Definitive Collection (2007 г.)
  4. Джон Ли Хукер — The best of John Lee Hooker (1992 г.)
  5. Ти-Боун Уокер — Stormy Monday Blues: The Essential Collection (1998 г.)
  6. Эрик Бибб — The Good Stuff (1998 г.)
  7. Биби Кинг — The Ultimate Collection (2005 г.)

Блюзовый ритм

Помимо классических 4/4, в основе блюза лежит особый ритм, который называется шаффл. Вся его суть заключается в том, что каждая доля такта разделяется на три части, а не на две, при этом на каждый второй удар приходится пауза.

То есть выглядит это так: раз – пауза –два — раз – пауза –два – и так далее.

Исполняя песню в высоком темпе, а также слушая классические блюзовые композиции, вы быстро поймете суть этого ритмического рисунка.

Для того, чтобы отработать знания на практике, ниже представлено восемь гитарных риффов в ритме шаффла, которые являются стандартами, а значит, опорой для сочинения будущих композиций.

Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.

Кроме непосредственно фразовых стандартов, существуют и блюзовые последовательности трезвучий, которые придают музыке то самое характерное звучание, и в ритме шаффла дают чистейший Blue Devils, о котором все так говорят.

Например, очень популярна следующая гармония:

И все ее производные, которые образуются от разных комбинаций этих аккордов. Данную последовательность, например, можно услышать в песне Graveyard Train – Ballad for Belzebub, вместе с блюзовой соло-партией, а также губной гармошкой.

Существует еще одна, совсем простая последовательность:

Именно на этих двух аккордах сыгран легендарный шедевр Джонни Кэша – Personal Jesus.

Вообще для того, чтобы понять, как строится блюзовая гармония, придется немного углубиться в музыкальную теорию. Весь жанр строится на последовательности I – IV – V, то есть Тоника – Субдоминанта – Доминанта. Тоника – это первая нота в любой гамме. Субдоминанта – соответственно, четвертая, а Доминанта – пятая.

То есть, если мы, скажем, возьмем тональность Ми-мажор, то аккордовая последовательность будет выглядеть так:

Тренировка игры под минус

Но, разумеется, для блюза надо понимать, как играть соло. Именно для этого и создан данный раздел. Здесь вы найдете две классические блюзовые мелодии, которые можно включить прямо из браузера, и под которые можно играть и импровизировать. Это – отличная практика для отработки шаффла и пентатоник, которые лежат в основе данного направления.

Jam Track — 70 bpm

Jam Track — 100 bpm

Блюзовая пентатоника

А вот эта тема невероятно важна в блюзе для начинающих. Именно на ней и строится характерное звучание и мелодии, которыми вы должны владеть. Ниже даны пять классических боксов пентатоники, которую необходимо выучить для того, чтобы играть блюз – как аккордами, так и соло.

Приемы игры

Разумеется, в данном жанре используются различные приемы игры на гитаре. Какие-то чаще, какие-то реже, но все они имеют место быть.

  1. Вибрато. Суть его состоит в том, чтобы во время звучания струны на ладу немного «раскачать» ее, добиваясь вибрирующего звука. Такой прием используется для того, чтобы подчеркнуть акцент или важную в композиции ноту.
  2. Бенд – это подтяжка струны. Суть в том, что при этом движении тон ноты поднимается, и она меняется на другую. Существует несколько видов бендов, в зависимости от того, насколько вы подтягиваете струну. Использовать данный прием стоит осторожно, потому что не везде и не всегда он прозвучит к месту – например, если подтянутая нота отсутствует в тональности, то случится противный выбивающийся звук.
  3. Слайд. Этот прием состоит в том, чтобы ударить по ноте на одном ладу, и потом, не отпуская струны, «съехать» на другой. Он часто используется в блюзе и кантри, существует даже специальная вещь – слайдер, а также подвид гитар – слайд-гитары, техника игры на которых как раз и построена на этом приеме.
  4. Хаммер-он и пулл-офф. Техника этих приемов состоит в том, чтобы, в первом случае, ударить по струне медиатором, и потом пальцем левой руки ударить по соседнему ладу, пока струна еще звучит. Во втором случае палец надо отпустить, немного подцепив лад. Это очень популярный прием, который позволяет играть характерные по мелодике соло-партии.

Разбор других песен

Нет лучше практики для гитариста, чем разбор песен других исполнителей. Обязательно занимайтесь этим при игре блюза, потому что из подобных произведений можно почерпнуть очень многое – начиная от отдельных фраз, до целых гармонических идей и отход от стандартов.

Работа над фразировкой

Любой самоучитель для блюза скажет вам, что главное в данной музыке – это фразировка. Работайте над каждым проигрышем и фразой, которую вставляете в свою песню. Классический вариант построения соло-партии в блюзе – это «вопрос – ответ», то есть первая часть должны как бы задавать вопрос, а вторая – его разрешать. Однако за счет разбора композиций вы сможете почерпнуть для себя огромный пласт других вариантов фраз, не следующих данной концепции.

Источник

Оцените статью