Блюз ноты для акустики

Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих

Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.

С технической и композиционной точки зрения блюз не является чем-то невероятно сложным, и любой, даже начинающий гитарист, сможет сыграть и сочинить собственную блюзовую партию. Однако обходить стороной это довольно богатое направление однозначно не стоит. Главная причина в том, что блюз сейчас лежит в основе абсолютно любого музыкального направления – от классического хард-рока до экстремальных жанров, таких как sludge или grindcore. «Голубая скорбь» — предтеча всего, что сейчас творится на мировой музыкальной сцене, и его основы, хотя бы технические, стоит знать, хотя бы для того, чтобы разбираться в том, как работает современная музыка.

Немного из истории блюза

На данный момент сказать, кто же первым начал играть блюз, очень тяжело. Историки утверждают, что первые композиции возникли еще в девятнадцатом веке, на юге США, в среде афроамериканских рабов. Основными истоками жанра можно назвать госпел и рабочие песни. Первый блюз вообще не использовал никаких инструментов, кроме голоса, и зачастую исполнялся хором в церквях, поселениях и плантациях. И из этого каким-то образом и родился тот жанр, о котором мы говорим.

Кроме того, истоки жанра лежат также и в кантри-музыке, которая является национальной для североамериканских народов. Существует мнение о том, что перед тем, как сформироваться окончательно, направление приняло форму так называемого кантри-блюза. Со временем, в начале 20-го века, когда жанр вышел за рамки совместного исполнения, появились первые ансамбли, можно считать, что формирование направления окончательно завершилось.

Читайте также:  Ноты баян поговори со мною мама

Довольно интересный факт состоит в том, что сейчас лады, свойственные блюзу, прослушиваются не только в музыке народов Америки, но и в китайской народной музыке, а также населения крайнего севера России.

Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля

Слушать

Разумеется, прежде чем играть в каком-либо жанре, его надо отслушать, и особенно – послушать классику этого направления. Ниже собран список альбомов мировых блюзменов, которые вы обязательно должны поместить в плейлист, если хотите понять, как же блюз все-таки играется.

  1. Роберт Джонсон — The complete recordings (1990 г.)
  2. Мадди Уотерс — The Anthology (2000 г.)
  3. Хаулин Вулф — The Definitive Collection (2007 г.)
  4. Джон Ли Хукер — The best of John Lee Hooker (1992 г.)
  5. Ти-Боун Уокер — Stormy Monday Blues: The Essential Collection (1998 г.)
  6. Эрик Бибб — The Good Stuff (1998 г.)
  7. Биби Кинг — The Ultimate Collection (2005 г.)

Блюзовый ритм

Помимо классических 4/4, в основе блюза лежит особый ритм, который называется шаффл. Вся его суть заключается в том, что каждая доля такта разделяется на три части, а не на две, при этом на каждый второй удар приходится пауза.

То есть выглядит это так: раз – пауза –два — раз – пауза –два – и так далее.

Исполняя песню в высоком темпе, а также слушая классические блюзовые композиции, вы быстро поймете суть этого ритмического рисунка.

Для того, чтобы отработать знания на практике, ниже представлено восемь гитарных риффов в ритме шаффла, которые являются стандартами, а значит, опорой для сочинения будущих композиций.

Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.

Кроме непосредственно фразовых стандартов, существуют и блюзовые последовательности трезвучий, которые придают музыке то самое характерное звучание, и в ритме шаффла дают чистейший Blue Devils, о котором все так говорят.

Например, очень популярна следующая гармония:

И все ее производные, которые образуются от разных комбинаций этих аккордов. Данную последовательность, например, можно услышать в песне Graveyard Train – Ballad for Belzebub, вместе с блюзовой соло-партией, а также губной гармошкой.

Существует еще одна, совсем простая последовательность:

Именно на этих двух аккордах сыгран легендарный шедевр Джонни Кэша – Personal Jesus.

Вообще для того, чтобы понять, как строится блюзовая гармония, придется немного углубиться в музыкальную теорию. Весь жанр строится на последовательности I – IV – V, то есть Тоника – Субдоминанта – Доминанта. Тоника – это первая нота в любой гамме. Субдоминанта – соответственно, четвертая, а Доминанта – пятая.

То есть, если мы, скажем, возьмем тональность Ми-мажор, то аккордовая последовательность будет выглядеть так:

Тренировка игры под минус

Но, разумеется, для блюза надо понимать, как играть соло. Именно для этого и создан данный раздел. Здесь вы найдете две классические блюзовые мелодии, которые можно включить прямо из браузера, и под которые можно играть и импровизировать. Это – отличная практика для отработки шаффла и пентатоник, которые лежат в основе данного направления.

Jam Track — 70 bpm

Jam Track — 100 bpm

Блюзовая пентатоника

А вот эта тема невероятно важна в блюзе для начинающих. Именно на ней и строится характерное звучание и мелодии, которыми вы должны владеть. Ниже даны пять классических боксов пентатоники, которую необходимо выучить для того, чтобы играть блюз – как аккордами, так и соло.

Приемы игры

Разумеется, в данном жанре используются различные приемы игры на гитаре. Какие-то чаще, какие-то реже, но все они имеют место быть.

  1. Вибрато. Суть его состоит в том, чтобы во время звучания струны на ладу немного «раскачать» ее, добиваясь вибрирующего звука. Такой прием используется для того, чтобы подчеркнуть акцент или важную в композиции ноту.
  2. Бенд – это подтяжка струны. Суть в том, что при этом движении тон ноты поднимается, и она меняется на другую. Существует несколько видов бендов, в зависимости от того, насколько вы подтягиваете струну. Использовать данный прием стоит осторожно, потому что не везде и не всегда он прозвучит к месту – например, если подтянутая нота отсутствует в тональности, то случится противный выбивающийся звук.
  3. Слайд. Этот прием состоит в том, чтобы ударить по ноте на одном ладу, и потом, не отпуская струны, «съехать» на другой. Он часто используется в блюзе и кантри, существует даже специальная вещь – слайдер, а также подвид гитар – слайд-гитары, техника игры на которых как раз и построена на этом приеме.
  4. Хаммер-он и пулл-офф. Техника этих приемов состоит в том, чтобы, в первом случае, ударить по струне медиатором, и потом пальцем левой руки ударить по соседнему ладу, пока струна еще звучит. Во втором случае палец надо отпустить, немного подцепив лад. Это очень популярный прием, который позволяет играть характерные по мелодике соло-партии.

Разбор других песен

Нет лучше практики для гитариста, чем разбор песен других исполнителей. Обязательно занимайтесь этим при игре блюза, потому что из подобных произведений можно почерпнуть очень многое – начиная от отдельных фраз, до целых гармонических идей и отход от стандартов.

Работа над фразировкой

Любой самоучитель для блюза скажет вам, что главное в данной музыке – это фразировка. Работайте над каждым проигрышем и фразой, которую вставляете в свою песню. Классический вариант построения соло-партии в блюзе – это «вопрос – ответ», то есть первая часть должны как бы задавать вопрос, а вторая – его разрешать. Однако за счет разбора композиций вы сможете почерпнуть для себя огромный пласт других вариантов фраз, не следующих данной концепции.

Источник

Блюз >Тягучий блюз

Блюз любят все! А без гитары в этом музыкальном стиле не обойтись. Блюз очень разнообразен, и блюзовые ходы могут украсить собой любую композицию. Многие гитаристы (в их числе Брэд Пейсли (Brad Paisley), Гатри Гован (Guthrie Govan), Джо Бонамасса (Joe Bonamassa)) черпают вдохновение из блюза и основываются на нем при создании собственных риффов в стиле кантри, рок и др.

У блюза есть направление, которое я называю «тягучим блюзом». Если вы находитесь в рамках тональности D и играете блюзовые фразы или фразы в минорной пентатонике, ориентируясь при этом на кантри-роковое звучание — это беспроигрышный вариант. Здесь практически невозможно ошибиться — просто чувствуйте грув и плывите по его волнам. Давайте же подробнее остановимся на этой самой «тягучести» блюза.

Начнем с акустического звучания, хотя все эти фразы можно с тем же успехом играть и на электрогитаре. На акустической гитаре предпочтительнее играть на нижних ладах, активно используя открытые струны, поэтому мы так и сделаем. Пример 1 — это фраза с открытыми струнами. Ноты на пятой струне следует играть медиатором, а на четвертой и третьей струнах — средним и безымянным пальцем соответственно. В данном случае гибридный подход дает возможность не менять позицию правой руки.

Во второй половине фразы мы смещаемся на четвертую, третью и вторую струны. Здесь добавляется нота Ab, являющаяся так называемой «блюзовой нотой» (пониженной пятой ступенью) для тональности D. Если задержаться на этой ноте надолго, она прозвучит ужасно. Но если использовать ее как мостик к пятой или четвертой ступеням, она придает истинный блюзовый колорит.

Сдвигаемся вверх по грифу. Тональность остается прежней — D. В Примере 2 рейком подходим к ноте F и делаем небольшую подтяжку, прежде чем начать спуск по блюзовой гамме D (D-F-G-Ab-A-C). Затем переходим от ровных шестнадцатых к секстолям. Если вы научитесь быстро переключаться с шестнадцатых на секстоли, у вас не будет проблем с ритмикой в блюзовом контексте.

А теперь берем электрогитару и активируем бриджевой датчик. Бриджевой датчик дает агрессивное звучание, которое никогда не останется незамеченным.

В блюзе (да и вообще в игре на гитаре) важны не только те ноты, которые вы играете. Немалое значение имеют также ноты, которые вы глушите. Пример 3 начинается с приглушенного апстрока, что придает фразе определенный характер. Затем становится еще интереснее: играем рейк-даунстрок к двенадцатому ладу, делаем бенд на полтона и отпускаем его (подтягиваем шестую ступень до пониженной седьмой), после чего делаем пулл-офф к десятому ладу. Пулл-офф следует исполнять плавно и быстро.

Бенды — замечательная вещь! Чтобы больше узнать о них, посмотрите видео на YouTube под названием 45 способов подтянуть гитарную струну (45 Ways to Bend a Guitar String). Этот пример завершается блюзовым бендом на двух струнах, за которым следует унисонный бенд (это означает, что вы удерживаете одну ноту и подтягиваете другую до той же высоты). Это отличный способ понять, насколько точен ваш бенд, ведь вы можете ориентироваться на звучание другой струны. Такой ход иногда называется «слиянием», потому что речь идет о своеобразном «слиянии» звучания двух струн.

В Примере 4 мы наращиваем скорость за счет триолей. Здесь мы спускаемся по D-дорийскому ладу (D-E-F-G-A-B-C) с добавленной блюзовой нотой (Ab). Основная «фишка» этой фразы — необычная аппликатура правой руки. Сначала играем ноту на третьей струне медиатором, затем — ноту на первой струне средним пальцем, после чего делаем пулл-офф. Далее переходим к триольному ритму по схеме «вниз / вверх / пулл-офф», что дает нам возможность сохранять четкость звучания, спускаясь и поднимаясь по струнам, без необходимости играть каждую ноту правой рукой.

Для следующего примера переключитесь на нэковый датчик. Этот датчик, в сравнении с агрессивностью бриджа, дает более гладкое, текучее звучание. Оно уже больше полувека является характерной чертой блюза, поэтому давайте же пользоваться его преимуществами!

Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) нередко играл подобные дабл-стопы. Их можно услышать, например, в “The Wind Cries Mary”, и с тех пор гитаристы активно пользуются этой идеей. Начнем Пример 5 с дабл-стопа первым пальцем и хаммер-она на нижнюю из двух струн третьим пальцем. То, что нужно! И в качестве бонуса — бенд на двух струнах.

Как я уже говорил, блюзовая нота (Ab) отлично подходит для перехода к ноте выше или ниже, и эта фраза подтверждает это. Сыграйте ноту D на десятом ладу первой струны и одновременно с ней — ноту Ab на тринадцатом ладу третьей струны. Затем, удерживая ноту D, сделайте слайд от тринадцатого лада к двенадцатому. На Ab следует задержаться лишь на долю секунды. У вас получится нота, которую по длительности нельзя отнести ни к восьмым, ни к шестнадцатым. Она как бы подводит к целевой ноте (G). Звучит очень блюзово!

Пример 6 — это уже фьюжн. Здесь важную роль играют триоли. Начинаем с октавы А, затем переходим к минорной пентатонике D. И в завершение — нелинейная серия нот блюзовой гаммы. Здорово, не правда ли?

Ну а сейчас давайте посмотрим, чем нам поможет слайд. Воспользуемся примерами Дерека Тракса (Derek Trucks), Дуэйна Оллмэна (Duane Allman) и Сонни Лэндрета (Sonny Landreth) и вооружимся волшебной трубочкой из стекла или металла. Данный пример написан для стандартного строя. Открытые строи дают больше возможностей, но в практическом плане удобнее просто взять гитару, которая уже настроена, и начать играть слайдом.

Несколько советов: прижмите медиатор указательным пальцем к ладони и играйте большим, средним и безымянным пальцами. Прижимайте слайд к струнам с достаточной силой, чтобы ноты звучали чисто, но не так, чтобы струны касались ладов.

Сонни Лэндрет — один из величайших слайд-гитаристов в блюзе, и Пример 7 написан в его стиле. Вы играете ноту, смещаетесь на полтона ниже и делаете слайд обратно к первоначальной ноте. Получается уникальное звучание! Затем переходите к классическому варианту: дабл-стоп на двух соседних струнах и слайд на два лада вверх к целевому аккорду.

Слайд — отличная штука, ведь он не требует подчинения теоретическим правилам. Пример 8 начинается с нот C и G#. Затем спускаемся к A и F. Триоли играем большим и средним пальцами.

Замечательно! Если вы хорошо отработали все примеры, попробуйте поиграть под минус.

Источник

Оцените статью