Блюз пентатоники для гитары

Пентатоника на гитаре для начинающих. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях

Пентатоника на гитаре — что это такое?

Пентатоника – это особый тип гамм, которые часто используются в блюзовой музыке и кантри. Они представляют собой классические последовательности нот, однако из которых были удалены две ступени. Именно отсюда и происходит название ПЕНТАтоника – то есть, вместо семи ступеней, характерных для гамм, здесь их пять. Знать пентатонические боксы очень важно для гитариста, если он хочет научиться писать сольные партии и импровизировать. В данной статье мы подробно рассмотрим пентатонику на гитаре, расскажем о том, как ее применять, а также на примерах отобразим боксы.

Для чего нужна пентатоника

Так же, как и знание гамм, оно необходимо для сочинения грамотных и красивых сольных партий. Кроме того, знание боксов позволит вам импровизировать в любой тональности. Вам потребуется просто найти тонику, и после этого простроить нужную последовательность нот. Особенно это критично для гитаристов, которые хотят понять, как играть блюз – ведь он, по большей части, и состоит из пентатоник.

Кроме того, зная то, как выстраиваются ноты на грифе, вы сможете модулировать аккорды. Зная, какие ноты входят в данный бокс, вы легко добавите нужные ступени, и сформируете любое многозвучие, включая даже джазовые аккорды.

Немного истории

Неизвестно, кто из народов первым создал пятиступенный звукоряд. Структуры, которые напоминают или по факту являются пентатоникой, можно найти как в китайской или японской музыке, так и у народов далекого севера России. Однако популяризировали ее западные блюзовые музыканты. В последствии, она стала основой всех производных от блюза направлений – начиная классическим ритм-энд-блюза, и заканчивая тяжелым роком и металлом. Пентатоникой пользовались такие известные гитаристы, как Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.

Читайте также:  Roma tango renzo ruggieri ноты

Ее продолжают использовать и сейчас. Самый яркий пример – современная волна хэви метала и тяжелого рока, где музыканты перенимают приемы и гармонические ходы из классических песен, перерабатывая их и добавляя характерный современный звук. Даже в поп-музыке можно найти следы пентатоники, особенно в акустических песнях известных поп-исполнителей. Разумеется, используется она и в современном метале – особенно в направлениях doom и stoner, которые переняли многие свои элементы из музыки 80-х годов.

Использование в разных стилях музыки

Как уже было сказано выше, боксы пентатоники используются везде, где только можно. Они позволяют дать композиции характерное блюзовое звучание, и подчеркнуть настроение песни, если это необходимо. Вы сможете использовать ее для создания сольных партий как в ультратяжелых жанрах музыки – и это будет звучать очень интересно и необычно, поскольку откровенные блюзовые проигрыши можно не часто услышать в подобных направлениях. И, разумеется, использовать ее необходимо в сольных блюзовых партиях, а также олдскульном хард-роке.

Как строится пентатоника

Принцип построения этого звукоряда такой же, как и у любой гаммы. Вы выстраиваете ноты друг за другом по принципу минора или мажора. Однако различие в том, что в этом построении вы убираете две ступени, то есть, две ноты.

В случае мажорной пентатоники, вам нужно убрать четвертую и седьмую, минорной – вторую и шестую.

Как играть пентатонику

Так же, как и любая гамма, пентатоника играется нотами одна за другой. Из этих нот составляются музыкальные фразы, а также так называемые стандарты – классические мелодии, отголоски которых можно услышать даже в современной музыке. Последовательность нот на всех шести струнах, расположенных в пределах 4-5 ладов называется «бокс». Мы рекомендуем запомнить их все для того, чтобы быстро ориентироваться внутри грифа и понимать, когда и на какой лад перейти.

Разумеется, играть необходимо под метроном. Следите за тем, как извлекаете звук – ноты должны звучать ровно и четко, без лишнего дребезга.

Начать стоит с гаммы ля-минор. Это наиболее простой вариант, поскольку она будет вам уже знакома, и построить от нее пентатонику ля-минор не составит труда. После этого найдите те же боксы в других позициях.

Пентатоника 5 позиций на гитаре

Как уже было сказано выше, пентатонику проще всего учить по боксам, так же, как и гамму соль-мажор, а также другие тоники. Всего этих позиций пять на двенадцать ладов, после чего они повторяются, но на октаву выше. Кроме того, для пентатоники так же действует принцип параллельных тональностей. То есть, для пентатоники ля-минор так же подойдут боксы пентатоники До-мажор, и так далее.

Аппликатура

При игре боксов помните, что на каждый лад должен приходиться свой палец. То есть, первый – указательный, второй – средний, третий – безымянный, четвертый – мизинец. Старайтесь зажимать каждый лад своим пальцем. Таким образом вы сразу же привьете себе правильную постановку рук и технику игры, и вам не придется постоянно мучить себя быстрыми сменами позиций и нот, а также сможете развить технику скоростной игры. Ниже представлены все боксы пентатоник на гитаре. Они находятся в системе CAGED, и вы сможете перевести их в любую другую тональность просто сдвинув на нужное число ладов.

Кроме того, аппликатура всех боксов, по сути, одинаковая, разница только в тониках. Вы увидите это наглядно ниже. Поэтому для того, чтобы правильно играть соло в любой позиции, вам потребуется только обозначить тональность песни. Для этого запомните точки тоник, и внутри композиции прощупайте, какая из них подходит лучше. Нужная вам нота будет звучать в унисон с основной тоникой, и после этого вы сможете свободно импровизировать.

Минорная пентатоника на гитаре – «Ля-минор»

Как уже было сказано выше, боксы здесь построены по системе CAGED. Это значит, что каждый отдельный бокс показывает пентатонику в разных тональностях. Черным цветом на грифе выделены ноты, которые являются тониками данного бокса. Вы можете двигать эти позиции по всему грифу, меняя тоники и переводя их в другие тональности. Кроме того, все пять позиций, по своей сути, являются продолжением друг друга. Это делает их запоминание еще более простым. Мы рекомендуем выучить их все, и потом играть подряд. Таким образом вы сможете гораздо лучше ориентироваться внутри грифа.

Источник

Учимся играть блюз на гитаре – часть 3. Импровизация в блюзе

Импровизация — важнейшая часть блюзовой культуры. Музыкант должен не просто играть случайную гамму в тональности. От него требуется обыграть основную идею произведения и представить свое видение композиции. Для этого нужно уметь сочинять на ходу и иметь багаж знаний и навыков игры на гитаре.

Основы импровизации. Блюзовая пентатоника

В основе импровизации находится блюзовая пентатоника. Она немного отличается от пентатоники в роке и джазе.

Пентатоника — это гамма из 5 нот. Пентатоника получается путем удаления 2 ступеней из звукоряда. Для мажора – это IV и VII ступени. Для минора – II и VI ступени.

Например, пентатоника Ля-минора состоит из звуков:

Ля (I) — До (III) — Ре (IV) — Ми (V) — Соль (VII)

В блюзе к пентатонике добавляется еще одна шестая нота. Это пониженная V ступень. Для тональности Ля-минор это и-бемоль.

Эту ноту еще называют «блюзовой». Именно она придает то самое характерное настроение песням жанра.

Ниже представлены боксы блюзовой минорной пентатоники. Для каждого бокса представлена табулатура для отработки.

На аппликатурах тоника выделена красным цветом, блюзовая нота – желтым цветом.

Первый бокс блюзовой гаммы

Второй бокс блюзовой гаммы

Третий бокс блюзовой гаммы

Четвертый бокс блюзовой гаммы

Пятый бокс блюзовой гаммы

В идеале вы должны выучить расположение ступеней в каждом боксе пентатоники. Если для вас это кажется сложным, то выучите хотя бы принцип расположения «блюзовой» ноты.

Импровизация на одной струне

Этот прием помогает запомнить интервалы между нотами в пентатонике. Его суть заключается в том, что музыкальная фраза играется на одной струне по всему грифу. Чаще всего это делается с помощью слайдера.

Отличным примером соло на одной струне является Seven Nation Army Джека Уайта.

Соло Seven Nation Army. Часть 1 Соло Seven Nation Army. Часть 2

В качестве упражнения поиграйте пентатонику на одной струне под минусовку. Тональность — Ре-минор (Dm).

Мажорная гамма в импровизации

В блюзе допускается объединение мажорной и минорной гаммы. Это достаточно сложный импровизационный прием. Он требует знаний о точном расположении тоники, 3 и 5 ступеней для каждой тональности.

Пример объединения двух гамм на табулатуре.

Объединение двух гамм на табулатуре

ВАЖНО! О том, как все не испортить.

Объединяя мажорные и минорные гаммы, имейте четкое представление, какую ноту можно сыграть, а какую – нет. Ошибка может привести к фальши, которую очень тяжело спрятать. Если вы все-таки сыграли не ту ноту, попробуйте дотянуть ее бэндом до нужной.

Арпеджио

Арпеджио — это последовательное извлечение нот. Другими словами, перебор. В блюзе арпеджио играется в усеченном виде. В основном на первых или последних трех струнах. Это обусловлено стилистикой жанра.

Применение арпеджио фокусирует внимание на зацикленности ритма музыкального фрагмента (раз-два-три, раз-два-три). В художественных целях гитаристы используют этот прием для создания напряжения, которое чаще всего разрешается бэндом.

Арпеджио

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма (или хроматика) — это звукоряд, в котором интервалы между нотами составляют полтона.

В блюзе хроматика используется для создания неустойчивого звучания. Если вы применяете хроматическую гамму в соло или риффе, то в следующем такте вам нужно добавить устойчивые тона. Например, тонику.

Сыграйте табулатуру. В этом фрагменте в конце первого такта добавлена хроматика. Второй такт начинается с тоники. Она добавляет мелодии устойчивости.

Хроматическая гамма

Тернэраунды в блюзе

Важной частью классической блюзовой композиции является тернэраунд. Это небольшая музыкальная фраза, которая подводит или возвращает слушателя к основной теме композиции.

Тернэраунд может начинать и заканчивать песню.

Пример тернэраунда

Классический пример этого приема вы можете услышать в песнях «Milk Cow Blues» Роберта Джонсона, «Screamin’ and Hollerin’ the Blues» Чарли Паттона и «Все это рок-н-ролл» группы «Алиса».

Ниже представлены примеры того, как сыграть классические тернэраунды или придумать свои.

В русской народной музыкальной культуре аналогом тернэраунда является запев.

Скоростные легатные пассажи

Блюз в основном играется в медленных и средних темпах. Но некоторые гитаристы в своих сольных партиях применяют скоростные пассажи. Особенно распространена эта техника на стыке рока и блюза.

Переход между нотами при таком приеме осуществляется с помощью легато. Пример на табулатуре.

Скоростной легатный пассаж

В импровизации скоростным пассажем гитарист обычно обыгрывает один аккорд. Таким образом он демонстрирует свой исполнительский уровень.

Отрабатывать легато необходимо регулярно.

Ниже представлено несколько видеоуроков. Они помогут вам в отработке этого технического приема.

Мотив

Блюзовые импровизации часто выглядят бессистемными. Но это не так. Любой музыкальный джем построен вокруг одной музыкальной идеи. Это может быть рифф, фраза, мелодия. Такая идея называется мотивом. Музыканты обыгрывают мотив по-своему. При этом они сохраняют основное настроение песни.

Отрабатывать обыгрывание мотива лучше всего под бэкинг-трек.

Поначалу в качестве мотива вы можете использовать любой несложный блюзовый лик или фрагмент пентатоники.

ВАЖНО! Вместо подведения итогов.

В импровизации вы не обязаны использовать сразу все известные вам приемы и «фишки». Это будет только отвлекать слушателя от основной идеи композиции. Акцентируйте внимание на нескольких приемах. Например, на «вкусном» тернэраунде, который заканчивается бэндом сразу нескольких струн.

Источник

Оцените статью