Нотный архив Бориса Тараканова
сборник «100 Великих Джазовых И Блюзовых хитов»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Ночь В Тунисе
2. Воскресный Вид Любви
3. Вкус Меда
4. Прощай
5. Я не веду себя плохо
6. Все Или Ничего Вообще
7. Ангельские Глаза
8. вернуться на землю
9. Блюз На Бейзин-Стрит
10. Билл Бейли
11. Синий И Сентиментальный
12. Блюз В Ночи (Моя Мама Покончила Со Мной)
13. Но Красивая
14. Караван
15. Шансы Есть
16. Давай Полетим Со Мной
17. Милые
18. Не ходи к незнакомым людям
19. Не беспокойся обо мне
20. начало осени
21. К Востоку От Солнца
22. Со Мной Все Случается
23. Лихорадка
24. Джорджия У Меня На Уме
25. Хорошее Время Плоский Блюз
26. Вот тот дождливый день
27. Привет Лоуди Мама
28. Отправляйся В Путь Джек
29. Как Ты Детка
30. У меня никого нет
31. Я не могу дать тебе ничего кроме любви
32. Мне Должно Быть Не Все Равно
33. Если Бы У Меня Был Ты.
34. Я буду рядом.
35. Я буду помнить апрель.
36. Я начинаю видеть свет.
37. Я становлюсь сентиментальным из-за тебя
38. Воображение
39. Ты есть или нет (мама, детка)?
40. Это ничего не значит (если у него нет таких качелей)
41. Это Тряпичный Вальс
42. Только Мы Вдвоем
43. Бездельник
44. Учусь Блюзу
45. Давай уйдем от всего этого
46. Лаймхаус Блюз
47. Lonesome (Si Tu Vois Ma Mere)
48. Одинокая Дорога
49. Любовник Мужчина (О, Где Ты Можешь Быть)
50. Колыбельная Из Страны Птиц
51. Мария Елена
52. значить для меня
53. Медитация
54. Пощади, Пощади, Пощади!
55. полуночное солнце
56. Мисирлу
57. Миссисипская Грязь
58. Настроение Индиго
59. Лунный свет
60. Мой Очень Хороший Друг Молочник
61. Нина Так И Не Узнала
62. Никто не знает, какие неприятности я видел.
63. О Посмотри На Меня Сейчас
64. Старый Фортепианный Ролл Блюз
65. Одна Нота Самба
66. Опус Первый
67. Гроши С Небес
68. Perdido
69. Горошек И Лунные Лучи
70. Около полуночи
71. Атласная Кукла
72. Смотрите Смотрите Райдер
73. Сентябрьская Песня
74. Немного Не В Настроении (Desifinado)
75. Снути Маленькая Милашка
76. Так Мило
77. Одиночество
78. Утонченная Леди
79. Звезды Упали На Алабаму (Stars Fell On Alabama)
80. Летний Блюз
81. Солнечный
82. Милая Сью – Только Ты
83. Качающийся Пастуший Блюз
84. T’Aint Nobodys Biz-ness If I Do
85. Садись На Поезд «А».
86. Этот Старый Дьявол По Имени Любовь
87. Девушка Из Ипанемы
88. Светлячок
89. Косяк Подпрыгивает
90. Дама Поет Блюз
91. То настроение, в котором я нахожусь
92. Музыка Звучит Снова И Снова.
93. Ночь Мы Назвали Днем
94. Прикосновение Твоих Губ
95. Сама Мысль О Тебе
96. The Wang Wang Blues
97. Время уходит впустую
98. Перекресток Смокингов
99. Фиалки Для Ваших Мехов
100. Ты Все Еще Будешь Моей?
Привязки к инструменту и жанру заданы пока не для всех композиций.
Рекомендуем пользоваться фильтром по композитору или поисковой строкой.
Источник
Возникновение джазовых приёмов: блюзовые ноты, свинг
А вы, когда слушаете джазовых мастеров, задумываетесь, как они это делают? Я постоянно об этом думаю.
Конечно, здесь есть место очень яркой индивидуальности того или иного артиста, но в целом все они обладают общими чертами, которые и умещаются в понятие «джазовой идиомы». В курсах колледжей и вузов по Истории Стилей, Импровизации, Аранжировке, вероятно присутствует некоторая система обучения джазовому ремеслу, но я решил написать об этом, потому что, думаю, будет интересно посмотреть на систематизацию истории джаза и технологии, особенно если вы не учились в госмузобручреждениях. В интернете можно найти информацию, как играть ту или иную технику, или какие фразы играл Чарли Паркер, но абсолютно не понятно откуда это всё взялось и почему это важно.
Так сложилось, что мне зачастую была интересна история — как мировая, так и музыкальная, и я много читал/смотрел на эту тему, поэтому в данной статье я собираюсь рассказать вам и логически объяснить, откуда возникли такие знаменитые музыкальные явления, как блюзовые ноты и свинг. Я планирую целую серию подобных материалов и, надеюсь, вам будет интересно читать. Поехали!
Новый Орлеан
Ни для кого не секрет, что джаз зародился в Новом Орлеане. Это был портовый город, соединявший несколько торговых путей. Туда стекались люди со всей планеты, и это накладывало свой отпечаток на общую музыкальную культуру города, потому что каждый приезжал туда и привозил частичку своей культуры.
Теперь представьте, вы идете по улице и слышите мотивы калипсо, поворачиваете голову на другую сторону дороги и слышите неожиданно не темперированные арабские мотивы на у’де. На встречу вам надвигается уличный военный оркестр с достаточно весёлыми мажорными маршами, а из окна второго этажа слышно, как некая мисс разучивает лунную сонату Бетховена. Вы проходите дальше и натыкаетесь на китайский квартал, где из каждого угла доносятся звуки пентатоники и хлопушек. Где-то есть и русские, поющие хором, где-то испанская хабанера, итальянская опера, а в не самых благополучных местах можно встретить чернокожих рабов, стучащих свои странные ритмы в свои странные барабаны. В таком многообразии музыкальный кругозор гораздо круче, чем кругозор любого продвинутого музыканта из ****нска.
Была одна большая разница между чернокожими африканцами и всеми остальными приезжими — они были рабами, чужими и безвольными в том американском мире, и этот факт сыграл, вероятно, самую главную роль. Все люди вокруг торгуют, веселятся, дерутся, влюбляются, а они — рабы. Это должно вызывать гнев несправедливости и желание вырваться из того положения, в которым находится человек. Хочется быть непохожим на «ужасное» окружение и никак от него не зависеть.
И первое, в чём обычно выражается чувство несправедливости, с которым ничего нельзя поделать — творчество. Музыкальное творчество чернокожих было достаточно разнообразным: там были рабочие песни, спиричуэлс и позже появился блюз.
Вот она точка отсчета для всех джазовых героев настоящего. Блюз впитал в себя всё, что было до него, и дал задел на века вперед. В нём есть действительно всё: несогласие с действительностью (боль и плач в блюзовых нотах), желание выделяться (необычная 12-тактовая форма), религиозность (вопросно-ответная структура мелодий рабочих песен и спиричуэлс), доступность и простота для масс (тексты и наличие всего трёх аккордов).
Ну хорошо, с текстами и аккордами всё понятно: достаточно разок послушать подлинный блюз. В принципе и даже с формой почти понятно, 12 тактов — это чётное количество тактов, слушается закончено, хоть и чуть больше самого естественного периода в 8 тактов. Небольшая неразбериха с аккордами и кадансовым оборотом в 9-10 тактах, но это выходит за рамки этой статьи, иначе я её никогда не закончу.
Почему «религиозность» выражена в структуре мелодики, я думаю, тоже весьма понятно, и здесь, кстати, есть частично ответ, почему 12 тактов. Вероятно, в любых религиозных ритуалах принято, что есть некий «запевала», который достаточно громко делает некоторое «заявление» (чаще вопросительное — «вопрос»), после которого люди/толпа ему вторят и как-бы подытоживают, отвечая на заявление запевалы («ответ»). Такая же структура мелодики наблюдается в Рабочих песнях и в Спиричуэлс.
Далее, в зависимости от религиозной практики, события могут разворачиваться различными путями. В блюзе первое «заявление» и «ответ» на него часто приходятся именно на первые четыре такта. Начиная с пятого такта чаще всего можно услышать тоже самое заявление или некоторую его вариацию, или другую новую фразу, но с тем же самым смыслом. Другими словами, запевала продолжает развивать тему разговора, но немного в других красках и часто это происходит из-за смены аккорда.
Наконец толпа и запевала сходятся во всеобщем подведении итогов разговора, приходящихся на необычный блюзовой оборот D — S в девятом такте. Здесь же и кульминация как смысловая, так гармоническая, так и мелодическая.
Конечно, есть множество вариаций этой структуры, даже в примере выше не так всё дословно, но я надеюсь мои аллегории дали наглядное представление этого явления.Блюзовые ноты
Самое же загадочное и интересное здесь — это блюзовые ноты. Я встречал два равносильных взгляда на них, имеющих право на жизнь.
Первая точка зрения гласит, что блюзовые ноты — это «недотянутые» аккордовые звуки. Т.е. прям буквально певцы не попадали точно в аккордовый звук и пели чуть ниже (как думаете, умышленно или нет?), что нотировать в обычной системе невозможно. Если у нас есть До мажорный аккорд, тогда блюзовый исполнитель поёт не Ми (терция аккорда), а нечто между Ми и Ре#. Также и с квинтой, не Соль, а почти Фа#. Идея этого подхода в том, что затем часто эти четвертитоновые тяготения всё-таки разрешались в аккордовые звуки.
Вторая точка зрения заключается в том, что блюз придумали чернокожие из Африки, где европейские представления о тональной системе просто не работают. Потому как, если собрать вместе самые устоявшиеся блюзовые ноты (#II/bIII, #IV/bV, bVII) и плюс несколько «нейтральных» нот из тональности, то получим нечто напоминающее минорную пентатонику с всего лишь одной лишней нотой.
Действительно, как можно было догадаться играть минорную пентатонику поверх мажорной гармонии? Это как раз и есть разница в представлении о тональной гармонии. Для наших ушей не всегда привычно слышать две тональности одновременно (мажорную гармонию и минорную мелодию), но для африканцев того времени это, видимо, была норма. Вероятно, ответ на этот вопрос кроется в африканских корнях, где вообще приставка «Поли-» очень распространенное музыкальное явление. «Полиритмия», «полиметрия», ничего удивительного: «политональность». 😁
Получается, что первые блюзмены пели и играли минорный пентатонический лад — а это самый легко и естественно поющийся народный лад, проще не придумать. То есть всё прям ну очень просто — берешь и играешь минорную пентатонику на весь квадрат, иногда разбавляя её #IV/bV ступенью, которая исторически появилась намного позже.
Кстати, в моем курсе по импровизации очень разжевано и разобрано всё, что касается блюза, и ребята обычно прекрасно лабают блюз в разных вариантах после этого урока, поэтому если хотите к ним присоединиться, просто перейдите по ссылке, зарегистрируйтесь и начните заниматься бесплатно.
Регтайм
Я хочу сразу предостеречь вас от поспешных выводов, что сейчас пойдет речь о пианистах, ведь, как известно, регтайм — фортепианный жанр. Так уж сложилось, что здесь пианисты сыграли свою роль в истории джаза. Регтайм — это второй важный ингредиент джазовой музыки, хотя в чистом виде к джазу он уже не имеет никакого отношения.
Возможно, вы знаете, кто такие креолы? Из-за очень сильной расовой сегрегации никто не хотел оказаться на месте чернокожих афроамериканцев, даже некоторые другие чернокожие не хотели этого. Креолы — это дети белокожих рабовладельцев и их чернокожих рабов, и они очень не хотели быть обычными рабами. Они росли в богатых семьях и получали образование, навыки этикета и были таким прям аристократичными. Они часто старались дистанцироваться от обычных рабов, пытаясь быть высшим обществом. Но не все их представители разделяли такую точку зрения. Были среди них и те, кто получив европейское классическое музыкальное образование устремлял свои взгляды на музыкальное творчество окружающего их мира, в том числе и на творчество обычных рабов.
Также, в то время в Америке были популярны шоу менестрелей. В этих шоу исполняли афроамериканский танец Кейкуок, который отражал именно африканскую ритмическую природу — синкопирование. Взять, например, изящный венский вальс и начать танцевать его на одной ноге, вот примерно так выглядит синкопирование. Очень ломаные и резкие движения на фоне достаточно упругого ритма.
Так вот, креолы сидели дома за фортепиано, а в то время с улицы доносились звуки марширующего военного оркестра. И эти образованные ребята стали играть левой рукой именно ритм марша — «ун-ца ун-ца». Бас на первую долю, аккорд на вторую, вот и получился «ун-ца» (um-pah, это реальное название) аккомпанемент в размере 2/4.
А правой рукой стали играть то, что слышали в шоу менестрелей — тот самый синкопированный ритм. Который работает как группы из трех нот поверх четного размера. За счет этого создавалась та самая «джазовая» ломаность и в тоже время знакомая маршеобразная европейская пульсация.
Так появился регтайм. Считается, что произошло это в среднем западе США и самый крутой представитель регтайма — это Скотт Джоплин. Послушайте пример в видео — наверняка вам с детства известна эта мелодия.
Регтайм — это в некотором роде афроамериканский вариант европейского военного марша, поэтому есть очень много схожих черт: форма, гармония, структура мелодики. Только вот ритм сделал своё кардинальное и решительное изменение марша, да так, что большинству истинных американских аристократов этот новый музыкальный жанр пришелся не по вкусу.
Но новинка была настолько забавной и интересной, что невозможно было её упустить из виду, и слухи о регтайме расползались по всей Америке быстрее, чем его успевали хаять высшие общества.
А теперь внимательный читатель мог задать вопрос, а при чем тут Новый Орлеан? И если блюз и регтайм — это такие классные родоначальники джаза, но они и также самостоятельные музыкальные жанры, то что такое джаз?
Очень мало известно о конкретных людях того времени, считается что первый джазмен — это корнетист Бадди Болден (Buddy Bolden). У него был свой марширующий бэнд, с которым он выступал на похоронах и свадьбах, и в моменты особого веселья и танцев он переносил ритмический акцент бас бочки с первой доли маршеобразного ритма создавая неожиданную синкопу, которая заставляла танцевать еще сильней.
А это очень много чего значит, как мне кажется, от такой трансформации они что-то почувствовали. Почувствовали, что «качает» намного круче, когда не акцентируешь сильные доли!
Вот теперь всё сливается в одно целое, потому как, где кроме Нового Орлеана могло произойти пересечение оркестра Бади Болдена, блюза, регтайма и испанской хабанеры? Там было для этого всё: люди, инструменты, атмосфера. Чтобы было понятнее давайте смоделируем весь процесс.
У нас есть типичный ритм регтайма в 2/4 маршеобразным аккомпанементом:
Теперь мы увеличим длительности в два раза и размер такта с 2/4 до 4/4:
Здесь в дело вмешивается еще одна звезда того времени — Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton). И да это еще один важный пианист в этой истории. 😉 Джелли Ролл Мортон внедрил в свою игру ритм хабанеры в левую руку и блюзовые нотки в правую:
Это заставило ритм качать еще сильней, а в купе с синкопой Бади Болдена привело музыкантов на мысль, что если синкопировать и опираться не на первую и третью доли такта, тогда можно заставить ритм «качаться». А если качается ритм, то и качаются люди в такт и пританцовывают. В итоге получился вот такой вот вариант:
Почти всё. Если уже сыграть в таком варианте, то вы просто не сможете устоять и играть идеально ровно, вы начнете «качаться» относительно второй и четвертой долей такта. Произошла первая революция джаза — родился свинг!
Если вы не умеете свинговать, то вы не знаете что такое ритм. Есть даже такая песня It don’t mean a thing if it ain’t got that swing («Это не имеет смысла, если нет свинга»). Даже если вы не хотите играть джаз — свинг это природное явление, и без него мы звучим как любители. А я знаю, как научить свинговать, и в моем курсе по импровизации очень подробно и наглядно показываю как это сделать, вы можете попробовать бесплатно начать заниматься, просто перейдите по ссылке и зарегистрируйтесь на курсе.
Опять же, трудно обрисовать картину, когда не живешь в то время, возможно есть упущения в моей истории, буду рад любым вашим конструктивным дополнениям. Как мне кажется, это первый важный этап джазовой истории.
Надеюсь, вам понравилась статья, поэтому очень жду от вас комментариев, репостов, тогда я смотивируюсь написать продолжение, ведь дальше история становилась только интересней.
Источник