Блюзовая гармошка расположение нот

Блюзовая гармошка расположение нот

Hohner Marine Band

* Обратите внимание, что фирма Hohner, в приложенных к гармоникам инструкциях, по странным причинам указывает одну и ту же ноту СИ по разному.
Для Marine Band, пишут B, а для тремоло гармоник — H, хотя, это одна и та же нота.
Не путайте B в настройке гармоник с Си-бемолем.

Такой же точно строй имеют, практически, все подобные диатонические гармоники с 10 отверстиями в ключе С, выпускаемые различными производителями.
Hohner: Happy, Silver Star, Adventure, Traveller, Piccolo, Puck, Alabama Blues, Big River Harp, J.J. Milteau, Blues Harp, Pro Harp, Cross Harp, Marine Band, Golden Melody, Special 20 и Meisterklasse.
CASS (Seydel): 1847, Favorite, Favorite Black, Solist, Solist Pro и Session.
Tombo: Lee Oskar, Ultimo, Aero Reed и Folk Blues.
Suzuki: Easy Rider, Folk Master, Harp Master, Blues Master, Pro Master, Hammond, Fire Breath, Overdrive и Pipe Humming.
Huang: Star Performer и Silvertone Deluxe.
Hering: Free Blues, Blues, Master Blues, Black Blues, Golden Blues, Rhuthm Blues, Super 20 и 1923 Vintage Harp.

Hohner Big Valley

+ отверстие играет на выдохе
отверстие играет на вдохе

Такой же строй имеют все тремоло гармоники, выпускаемые фирмы CASS (Seydel).
ВСЕ тремоло гармоники фирмы Хонер имеют строй как у Big Valley, исключение составляет только гармоника Ocean Star и Tremolo Deluxe.

Hohner Ocean Star

+ отверстие играет на выдохе
отверстие играет на вдохе

Hohner Tremolo Deluxe, а так же, ВСЕ азиатские тремоло гармоники, таких производителей, как Судзуки, Томбо и разные китайские гармоники прочих производителей — имеют строй как у Ocean Star.

Одним из главных достоинств настройки Ocean Star является наличие ноты Ля в нижнем регистре, которой нет на Big Valley, что дает возможность играть на этой гармонике в параллельном миноре, где нота Ля является тоникой. На эту настройку хорошо «ложатся» всевозможные русско-украинско и т.п. народные мелодии, которые имеют минорный лад.
В то же время, на обеих этих гармошках — Ocean Star и Big Valley можно играть и мажорные мелодии — марши, польки, ирландскую, германскую музыку и т.п. Различие лишь в том, что на Big Valley для получения акомпанимента возможно извлекать аккорды До мажор и Соль мажор (на выдохе и вдохе соответственно), а настройка Ocean Star на вдохе позволяет извлечь минорный аккорд — Ре минор.

Спасибо Борису Линникову за консультации.

Чернов Вячеслав (Blacky) (12/2007)

Источник

Блюзовая гармоника

Блюзовая гармоника

Блюзовая гармоника (гармошка, харп, блюзхарп) — разновидность губной гармоники. Чаще всего используется таких музыкальных направлениях, как блюз, блюз-рок, фолк (включая блюграсс, кантри, ирландскую музыку, клезмер), а также джаз и поп.

Содержание

История инструмента

Изобретена Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Блюзовая гармоника в настройке Рихтера (создана в 1826 году, она же мажорная настройка) и была первой губной гармоникой в истории, остальные версии появились позже. Чёрнокожее население США начало исполнять блюз на гармошке в конце 19 / начале 20 веков. В конце 40ых годов Литтл Уолтер начал усилять гармошку с помощью гитарного усилителя, что дало ей совершенно другое звучание и положило начало новому стилю игры. В конце 60-х годов Ховард Леви отработал ранее использовавшеюся, но мало известную технику овердро/оверблоу, что позволило играть на блюзовой гармошке хроматически, то есть включая все полутона.

Разновидности инструмента

Блюзовые гармоники выпускаются в различных ключах (или тональностях, keys), строях и настройках.

Тональности

Блюзовая гармоника выпускается в самых различных тональностях. Самые распространённые (от самой низкой до самой высокой): G,A,B,C,D,E,F. Существуют также все промежуточные тональности (например Eb, Ab, Db, C# и т. д.) а также низкие, сверхнизкие и сверхвысокие гармошки. На последних двух типах специализируется фирма C. A. Seydel Söhne из Германии. Для новичков рекомендуется тональность C, так как для неё написано большинство самоучителей. Научившись играть на гармошке в тональности C вы сможете точно так же играть в других тональностях (к очень низким и высоким придётся, возможно, немного привыкнуть).

Настройки

Также существуют различные настройки. Самая распространённая (и рекомендованная для начинающих)- мажорная настройка. Гармошки именно этой настройки являются истинно блюзовыми. На гармошках мажорной настройки играет подавляющее большинство исполнителей. Относительно распространены также минорные настройки (натуральный и гармоничный минор) и кантри настройка. Кроме того, существует огромное количество альтернативных настроек (для джаза, арабской музыки, испанской музыки и т. д.) Однако стоит помнить, что на мажорной гармонике можно сыграть любую мелодию (но не любые аккорды).

Виды строя

Существуют три основных вида строя гармошки — темперированный (оптимально для соло), чистый (just, оптимально звучат аккорды) и компромиссный. При выборе первых инструментов вопрос о виде настройки как правило не принципиален, как и разница в их звучании.

Количество отверстий

Как правило Блюзовая гармоника имеет 10 отверстий, охватывающие 3 октавы (рекомендуется для начинающих). Однако существуют и варианты с 4, 6 и 12 отверстиями.

Техника игры

Блюзовая гармоника отличается огромным количеством всевозможных приёмов, техник, трюков и эффектов, придающих этому инструменту неповторимое звучание и дающее исполнителям огромное пространство для полёта фантазии. Вот основные из них:

Основные приёмы

Бенд — не слишком сложная техника позволяющая брать дополнительные ноты, необходимые для типичного блюза и различных мелодий.

Оверблоу и овердро позволяют брать все промежуточные ноты, которые не достигаются напрямую и с помощью бенда и поэтому относятся к основным. Эти эффекты затруднены на некоторых моделях гармошек. Традиционно эффекты Оверблоу и овердро, массово используемые только с 90ых годов XX века, считаются сложными эффектами для продвинутых игроков и профи, хотя многие начинающие очень быстро овладевают этой техникой. Для традиционных стилей блюз-фолк-рок эти эффекты практически не нужны — большинство известных музыкантов их не использует.

Эффекты

Кроме того важными эффектами являются: вибрато, тремоло, wah-wah, артикуляция, гроуль.

Игра в разных позициях

Теоретически на одной гармошке в C можно играть во всех тональностях, используя игру в различных позициях. Позиция — это (очень упрощённо) набор нот, извлекаемый из гармошки, которые «походят» под ту или иную тональность.

Самая распространённая — вторая мажорная позиция для игры блюза. Чтобы сыграть во второй позиции в тональности E понадобится гармошка в А. Первая мажорная позиция, при которой звучит тональность соответствующая обозначению гармошки играется «довоенный блюз» и некоторые простые мелодии. В третьей минорной позиции играются минорные блюзы, для минорного блюза в тональности А-минор необходима G гармошка.

Самые известные исполнители

Большинство исполнителей блюзовой губной гармошки играли именно блюз в различных его проявлениях, поэтому для этой сатьи отобраны только самые самые известные музыканты. Исполнители в других жанрах, как правило, менее известны и представляют гораздо меньшую группу артистов.

Источник

Блюзовая гармошка расположение нот

В данной статье мы представим блюзовые гаммы для всех позиций губной гармоники. Не стоит зацикливаться только на второй или третьей позиции, не стоит ставить себе рамки и ограничивать себя — развивайтесь! Поиграйте блюз во всех позициях (тональностях) на губной гармошке.

Возможно большинство позиций будут для вас очень «неудобными» и вы никогда их не будете использовать в реальной жизни (на концертах, джем-сейшенах), но зато это однозначно повысит ваше мастерство, позволит вам понять, какие именно фишки и возможности губной гармоники стоит ценить в популярных второй и третьей позициях на губной гармошке, но чего нету в других позициях. Возможно вы найдете для себя еще несколько комфортных позиций для игры и сможете иногда их использовать в будущем. Расширяйте свои горизонты!

А если вы в данный момент отрабатываете овербенды, а также бендинг на овербендах, то именно игра блюза в различных позициях подходит для этого как никак лучше. Найдите свои фишки и создайте свои личные паттерны, играя блюз в различных тональностях на своей губной гармонике.

Блюзовая гамма на губной гармонике в первой позиции. Тональность до (С).

Блюзовая гамма на губной гармонике во второй позиции. Тональность соль (G).

Блюзовая гамма на губной гармонике в третьей позиции. Тональность ре (D).

Блюзовая гамма на губной гармонике в четвертой позиции. Тональность ля (A).

Блюзовая гамма на губной гармонике в пятой позиции. Тональность ми (E).

Блюзовая гамма на губной гармонике в шестой позиции. Тональность си (B).

Блюзовая гамма на губной гармонике в седьмой позиции. Тональность фа диез (F#).

Блюзовая гамма на губной гармонике в восьмой позиции. Тональность ре бемоль (Db).

Блюзовая гамма на губной гармонике в девятой позиции. Тональность ля бемоль (Ab).

Блюзовая гамма на губной гармонике в десятой позиции. Тональность ми бемоль (Eb).

Блюзовая гамма на губной гармонике в одиннадцатой позиции. Тональность си бемоль (Bb).

Блюзовая гамма на губной гармонике в двенадцатой позиции. Тональность фа (F).

Источник

Блюзовая губная гармоника

Блюзовая губная гармоника (гармошка, харп, блюзхарп) — разновидность губной гармоники. Чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, блюз-рок, фолк (включая блюграсс, кантри, ирландскую музыку, клезмер), а также джаз и поп.

Содержание

История инструмента

Изобретена Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Блюзовая гармоника в настройке Рихтера (создана в 1826 году, она же мажорная настройка) и была первой губной гармоникой в истории, остальные версии появились позже. Чернокожее население США начало исполнять блюз на гармошке в конце XIX — начале XX веков. В конце 1940-х годов Литтл Уолтер начал усиливать гармошку с помощью гитарного усилителя, что дало ей совершенно другое звучание и положило начало новому стилю игры. В конце 60-х годов Ховард Леви отработал ранее использовавшуюся, но мало известную технику овердро/оверблоу, что позволило играть на блюзовой гармошке хроматически, то есть включая все полутона.

Разновидности инструмента

Блюзовые гармоники выпускаются в различных ключах (или тональностях, keys), строях и настройках.

Тональности

Блюзовая гармоника выпускается в самых различных тональностях. Самые распространённые (от самой низкой до самой высокой): G,A,B,C,D,E,F. Существуют также все промежуточные тональности (например E ♭ , A ♭ , D ♭ , C ♯ и т. д.) а также низкие, сверхнизкие и сверхвысокие гармошки. На последних двух типах специализируется фирма C. A. Seydel Söhne из Германии. Для новичков рекомендуется тональность C, так как для неё написано большинство самоучителей. Научившись играть на гармошке в тональности C вы сможете точно так же играть в других тональностях (к очень низким и высоким придётся, возможно, немного привыкнуть).

Настройки [1]

Также существуют различные настройки. Самая распространённая (и рекомендованная для начинающих) — мажорная настройка. Гармошки именно этой настройки являются истинно блюзовыми. На гармошках мажорной настройки играет подавляющее большинство исполнителей. Относительно распространены также минорные настройки (натуральный и гармонический минор) и кантри настройка.

Кроме того, существует огромное количество альтернативных настроек (для джаза, арабской музыки, испанской музыки и т. д.) Однако стоит помнить, что на мажорной гармонике можно сыграть любую мелодию (но не любые аккорды).

Мажорные настройки

Рихтеровская настройка (тональность C-dur)):

выдох C E G C E G C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B D F A B D F A

Блюзовая настройка (тональность C-dur):

выдох C E G C E G C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B D F A B ♭ D F A
выдох C E G C E G C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B D F ♯ A B D F A

Настройка гармоники Hohner Marine Band (тональность C-dur):

выдох C E G C E G C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B D F ♯ A B D F ♯ A

Настройка гармоники Lee Oskar Melody Maker (тональность C-dur):

выдох C E A C E G C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B D F ♯ A B D F ♯ A

Минорные настройки

выдох C E ♭ G C E ♭ G C Eb G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B ♭ D F A B ♭ D F A
выдох C E ♭ G C E ♭ G C E ♭ G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B D F A ♭ B D F A ♭

Настройки увеличенных диатонических гармоник (12 и более отверстий)

Настройка «Соло». Настройка гармоник Hohner 364S Marine Band, Huang Cadet Soloist и Hering (тональность C-dur):

выдох C E G C E G C E C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
вдох D F A B D F A B D F A B

Настройка гармоники Hohner 365SBS (тональность C-dur):

выдох C E G C E G C E G C E G C E
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
вдох D G B D G B D F A B D F A B

Настройка гармоники Hohner 365 (тональность C-dur):

выдох C E G C E G C E G C E G C E
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
вдох D G B D F A B D F A B D F A

Настройка гармоники Hohner 364 (тональность C-dur):

выдох C E G C E G C E G C E G
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
вдох D G B D F A B D F A B D

Виды строя

Существуют три основных вида строя гармошки — темперированный (оптимально для соло), чистый (just, оптимально звучат аккорды) и компромиссный. При выборе первых инструментов вопрос о виде настройки как правило не принципиален, как и разница в их звучании.

Количество отверстий

Как правило Блюзовая гармоника имеет 10 отверстий, охватывающих 3 октавы (рекомендуется для начинающих). Однако существуют и варианты с 4, 6, 8, 12 и 14 отверстиями.

Техника игры

Блюзовая гармоника отличается огромным количеством всевозможных приёмов, техник, трюков и эффектов, придающих этому инструменту неповторимое звучание и дающее исполнителям огромное пространство для полёта фантазии. Вот основные из них:

Основные приёмы

Бенд — не слишком сложная техника позволяющая брать дополнительные ноты, необходимые для типичного блюза и различных мелодий.

Оверблоу и овердро позволяют брать все промежуточные ноты, которые не достигаются напрямую и с помощью бенда и поэтому относятся к основным. Эти эффекты затруднены на некоторых моделях гармошек. Традиционно эффекты Оверблоу и овердро, массово используемые только с 90ых годов XX века, считаются сложными эффектами для продвинутых игроков и профи, хотя многие начинающие очень быстро овладевают этой техникой. Для традиционных стилей блюз-фолк-рок эти эффекты практически не нужны — большинство известных музыкантов их не использует.

Эффекты

Основные: слайд, трель и дроп-офф.

Кроме того важными эффектами являются: вибрато, тремоло, wah-wah, артикуляция.

Игра в разных позициях

Теоретически на одной гармошке в C можно играть во всех тональностях, используя игру в различных позициях. Позиция — это (очень упрощённо) набор нот, извлекаемый из гармошки, которые «походят» под ту или иную тональность.

Самая распространённая — вторая мажорная позиция для игры блюза. Чтобы сыграть во второй позиции в тональности E понадобится гармошка в А. Первая мажорная позиция, при которой звучит тональность соответствующая обозначению гармошки играется «довоенный блюз» и некоторые простые мелодии. В третьей минорной позиции играются минорные блюзы, для минорного блюза в тональности А-минор необходима G гармошка.

Позиция Тоника Гептатонический лад Пентатонические лады Название
0 F Лидийский Major
1 C Ионийский (мажор) Major, ritusen Straight harp
2 G Миксолидийский Major, ritusen, suspended Crossharp
3 D Дорийский Minor, ritusen, suspended Slant harp
4 A Эолийский (натуральный минор) Minor, man gong, suspended
5 E Фригийский Minor, man gong
6 B Локрийский Man gong, blues

Самые известные исполнители

Большинство исполнителей блюзовой губной гармошки играли именно блюз в различных его проявлениях, поэтому для этой статьи отобраны только самые самые известные музыканты. Исполнители в других жанрах, как правило, менее известны и представляют гораздо меньшую группу артистов.

Источник

Читайте также:  Постановка пальцев для фортепиано
Оцените статью