- Блюзовая гармошка расположение нот
- Блюзовая гармоника
- Блюзовая гармоника
- Содержание
- История инструмента
- Разновидности инструмента
- Тональности
- Настройки
- Виды строя
- Количество отверстий
- Техника игры
- Основные приёмы
- Эффекты
- Игра в разных позициях
- Самые известные исполнители
- Блюзовая гармошка расположение нот
- Блюзовая губная гармоника
- Содержание
- История инструмента
- Разновидности инструмента
- Тональности
- Настройки [1]
- Мажорные настройки
- Минорные настройки
- Настройки увеличенных диатонических гармоник (12 и более отверстий)
- Виды строя
- Количество отверстий
- Техника игры
- Основные приёмы
- Эффекты
- Игра в разных позициях
- Самые известные исполнители
Блюзовая гармошка расположение нот
Hohner Marine Band * Обратите внимание, что фирма Hohner, в приложенных к гармоникам инструкциях, по странным причинам указывает одну и ту же ноту СИ по разному. Такой же точно строй имеют, практически, все подобные диатонические гармоники с 10 отверстиями в ключе С, выпускаемые различными производителями. Hohner Big Valley + отверстие играет на выдохе Такой же строй имеют все тремоло гармоники, выпускаемые фирмы CASS (Seydel). Hohner Ocean Star + отверстие играет на выдохе Hohner Tremolo Deluxe, а так же, ВСЕ азиатские тремоло гармоники, таких производителей, как Судзуки, Томбо и разные китайские гармоники прочих производителей — имеют строй как у Ocean Star. Одним из главных достоинств настройки Ocean Star является наличие ноты Ля в нижнем регистре, которой нет на Big Valley, что дает возможность играть на этой гармонике в параллельном миноре, где нота Ля является тоникой. На эту настройку хорошо «ложатся» всевозможные русско-украинско и т.п. народные мелодии, которые имеют минорный лад. Спасибо Борису Линникову за консультации. Чернов Вячеслав (Blacky) (12/2007) Источник Блюзовая гармоникаБлюзовая гармоникаБлюзовая гармоника (гармошка, харп, блюзхарп) — разновидность губной гармоники. Чаще всего используется таких музыкальных направлениях, как блюз, блюз-рок, фолк (включая блюграсс, кантри, ирландскую музыку, клезмер), а также джаз и поп. СодержаниеИстория инструментаИзобретена Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Блюзовая гармоника в настройке Рихтера (создана в 1826 году, она же мажорная настройка) и была первой губной гармоникой в истории, остальные версии появились позже. Чёрнокожее население США начало исполнять блюз на гармошке в конце 19 / начале 20 веков. В конце 40ых годов Литтл Уолтер начал усилять гармошку с помощью гитарного усилителя, что дало ей совершенно другое звучание и положило начало новому стилю игры. В конце 60-х годов Ховард Леви отработал ранее использовавшеюся, но мало известную технику овердро/оверблоу, что позволило играть на блюзовой гармошке хроматически, то есть включая все полутона. Разновидности инструментаБлюзовые гармоники выпускаются в различных ключах (или тональностях, keys), строях и настройках. ТональностиБлюзовая гармоника выпускается в самых различных тональностях. Самые распространённые (от самой низкой до самой высокой): G,A,B,C,D,E,F. Существуют также все промежуточные тональности (например Eb, Ab, Db, C# и т. д.) а также низкие, сверхнизкие и сверхвысокие гармошки. На последних двух типах специализируется фирма C. A. Seydel Söhne из Германии. Для новичков рекомендуется тональность C, так как для неё написано большинство самоучителей. Научившись играть на гармошке в тональности C вы сможете точно так же играть в других тональностях (к очень низким и высоким придётся, возможно, немного привыкнуть). НастройкиТакже существуют различные настройки. Самая распространённая (и рекомендованная для начинающих)- мажорная настройка. Гармошки именно этой настройки являются истинно блюзовыми. На гармошках мажорной настройки играет подавляющее большинство исполнителей. Относительно распространены также минорные настройки (натуральный и гармоничный минор) и кантри настройка. Кроме того, существует огромное количество альтернативных настроек (для джаза, арабской музыки, испанской музыки и т. д.) Однако стоит помнить, что на мажорной гармонике можно сыграть любую мелодию (но не любые аккорды). Виды строяСуществуют три основных вида строя гармошки — темперированный (оптимально для соло), чистый (just, оптимально звучат аккорды) и компромиссный. При выборе первых инструментов вопрос о виде настройки как правило не принципиален, как и разница в их звучании. Количество отверстийКак правило Блюзовая гармоника имеет 10 отверстий, охватывающие 3 октавы (рекомендуется для начинающих). Однако существуют и варианты с 4, 6 и 12 отверстиями. Техника игрыБлюзовая гармоника отличается огромным количеством всевозможных приёмов, техник, трюков и эффектов, придающих этому инструменту неповторимое звучание и дающее исполнителям огромное пространство для полёта фантазии. Вот основные из них: Основные приёмыБенд — не слишком сложная техника позволяющая брать дополнительные ноты, необходимые для типичного блюза и различных мелодий. Оверблоу и овердро позволяют брать все промежуточные ноты, которые не достигаются напрямую и с помощью бенда и поэтому относятся к основным. Эти эффекты затруднены на некоторых моделях гармошек. Традиционно эффекты Оверблоу и овердро, массово используемые только с 90ых годов XX века, считаются сложными эффектами для продвинутых игроков и профи, хотя многие начинающие очень быстро овладевают этой техникой. Для традиционных стилей блюз-фолк-рок эти эффекты практически не нужны — большинство известных музыкантов их не использует. ЭффектыКроме того важными эффектами являются: вибрато, тремоло, wah-wah, артикуляция, гроуль. Игра в разных позицияхТеоретически на одной гармошке в C можно играть во всех тональностях, используя игру в различных позициях. Позиция — это (очень упрощённо) набор нот, извлекаемый из гармошки, которые «походят» под ту или иную тональность. Самая распространённая — вторая мажорная позиция для игры блюза. Чтобы сыграть во второй позиции в тональности E понадобится гармошка в А. Первая мажорная позиция, при которой звучит тональность соответствующая обозначению гармошки играется «довоенный блюз» и некоторые простые мелодии. В третьей минорной позиции играются минорные блюзы, для минорного блюза в тональности А-минор необходима G гармошка. Самые известные исполнителиБольшинство исполнителей блюзовой губной гармошки играли именно блюз в различных его проявлениях, поэтому для этой сатьи отобраны только самые самые известные музыканты. Исполнители в других жанрах, как правило, менее известны и представляют гораздо меньшую группу артистов. Источник Блюзовая гармошка расположение нотВ данной статье мы представим блюзовые гаммы для всех позиций губной гармоники. Не стоит зацикливаться только на второй или третьей позиции, не стоит ставить себе рамки и ограничивать себя — развивайтесь! Поиграйте блюз во всех позициях (тональностях) на губной гармошке. Возможно большинство позиций будут для вас очень «неудобными» и вы никогда их не будете использовать в реальной жизни (на концертах, джем-сейшенах), но зато это однозначно повысит ваше мастерство, позволит вам понять, какие именно фишки и возможности губной гармоники стоит ценить в популярных второй и третьей позициях на губной гармошке, но чего нету в других позициях. Возможно вы найдете для себя еще несколько комфортных позиций для игры и сможете иногда их использовать в будущем. Расширяйте свои горизонты! А если вы в данный момент отрабатываете овербенды, а также бендинг на овербендах, то именно игра блюза в различных позициях подходит для этого как никак лучше. Найдите свои фишки и создайте свои личные паттерны, играя блюз в различных тональностях на своей губной гармонике. Блюзовая гамма на губной гармонике в первой позиции. Тональность до (С). Блюзовая гамма на губной гармонике во второй позиции. Тональность соль (G). Блюзовая гамма на губной гармонике в третьей позиции. Тональность ре (D). Блюзовая гамма на губной гармонике в четвертой позиции. Тональность ля (A). Блюзовая гамма на губной гармонике в пятой позиции. Тональность ми (E). Блюзовая гамма на губной гармонике в шестой позиции. Тональность си (B). Блюзовая гамма на губной гармонике в седьмой позиции. Тональность фа диез (F#). Блюзовая гамма на губной гармонике в восьмой позиции. Тональность ре бемоль (Db). Блюзовая гамма на губной гармонике в девятой позиции. Тональность ля бемоль (Ab). Блюзовая гамма на губной гармонике в десятой позиции. Тональность ми бемоль (Eb). Блюзовая гамма на губной гармонике в одиннадцатой позиции. Тональность си бемоль (Bb). Блюзовая гамма на губной гармонике в двенадцатой позиции. Тональность фа (F). Источник Блюзовая губная гармоникаБлюзовая губная гармоника (гармошка, харп, блюзхарп) — разновидность губной гармоники. Чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, блюз-рок, фолк (включая блюграсс, кантри, ирландскую музыку, клезмер), а также джаз и поп. СодержаниеИстория инструментаИзобретена Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Блюзовая гармоника в настройке Рихтера (создана в 1826 году, она же мажорная настройка) и была первой губной гармоникой в истории, остальные версии появились позже. Чернокожее население США начало исполнять блюз на гармошке в конце XIX — начале XX веков. В конце 1940-х годов Литтл Уолтер начал усиливать гармошку с помощью гитарного усилителя, что дало ей совершенно другое звучание и положило начало новому стилю игры. В конце 60-х годов Ховард Леви отработал ранее использовавшуюся, но мало известную технику овердро/оверблоу, что позволило играть на блюзовой гармошке хроматически, то есть включая все полутона. Разновидности инструментаБлюзовые гармоники выпускаются в различных ключах (или тональностях, keys), строях и настройках. ТональностиБлюзовая гармоника выпускается в самых различных тональностях. Самые распространённые (от самой низкой до самой высокой): G,A,B,C,D,E,F. Существуют также все промежуточные тональности (например E ♭ , A ♭ , D ♭ , C ♯ и т. д.) а также низкие, сверхнизкие и сверхвысокие гармошки. На последних двух типах специализируется фирма C. A. Seydel Söhne из Германии. Для новичков рекомендуется тональность C, так как для неё написано большинство самоучителей. Научившись играть на гармошке в тональности C вы сможете точно так же играть в других тональностях (к очень низким и высоким придётся, возможно, немного привыкнуть). Настройки [1]Также существуют различные настройки. Самая распространённая (и рекомендованная для начинающих) — мажорная настройка. Гармошки именно этой настройки являются истинно блюзовыми. На гармошках мажорной настройки играет подавляющее большинство исполнителей. Относительно распространены также минорные настройки (натуральный и гармонический минор) и кантри настройка. Кроме того, существует огромное количество альтернативных настроек (для джаза, арабской музыки, испанской музыки и т. д.) Однако стоит помнить, что на мажорной гармонике можно сыграть любую мелодию (но не любые аккорды). Мажорные настройкиРихтеровская настройка (тональность C-dur)):
Блюзовая настройка (тональность C-dur):
Настройка гармоники Hohner Marine Band (тональность C-dur):
Настройка гармоники Lee Oskar Melody Maker (тональность C-dur):
Минорные настройки
Настройки увеличенных диатонических гармоник (12 и более отверстий)Настройка «Соло». Настройка гармоник Hohner 364S Marine Band, Huang Cadet Soloist и Hering (тональность C-dur):
Настройка гармоники Hohner 365SBS (тональность C-dur):
Настройка гармоники Hohner 365 (тональность C-dur):
Настройка гармоники Hohner 364 (тональность C-dur):
Виды строяСуществуют три основных вида строя гармошки — темперированный (оптимально для соло), чистый (just, оптимально звучат аккорды) и компромиссный. При выборе первых инструментов вопрос о виде настройки как правило не принципиален, как и разница в их звучании. Количество отверстийКак правило Блюзовая гармоника имеет 10 отверстий, охватывающих 3 октавы (рекомендуется для начинающих). Однако существуют и варианты с 4, 6, 8, 12 и 14 отверстиями. Техника игрыБлюзовая гармоника отличается огромным количеством всевозможных приёмов, техник, трюков и эффектов, придающих этому инструменту неповторимое звучание и дающее исполнителям огромное пространство для полёта фантазии. Вот основные из них: Основные приёмыБенд — не слишком сложная техника позволяющая брать дополнительные ноты, необходимые для типичного блюза и различных мелодий. Оверблоу и овердро позволяют брать все промежуточные ноты, которые не достигаются напрямую и с помощью бенда и поэтому относятся к основным. Эти эффекты затруднены на некоторых моделях гармошек. Традиционно эффекты Оверблоу и овердро, массово используемые только с 90ых годов XX века, считаются сложными эффектами для продвинутых игроков и профи, хотя многие начинающие очень быстро овладевают этой техникой. Для традиционных стилей блюз-фолк-рок эти эффекты практически не нужны — большинство известных музыкантов их не использует. ЭффектыОсновные: слайд, трель и дроп-офф. Кроме того важными эффектами являются: вибрато, тремоло, wah-wah, артикуляция. Игра в разных позицияхТеоретически на одной гармошке в C можно играть во всех тональностях, используя игру в различных позициях. Позиция — это (очень упрощённо) набор нот, извлекаемый из гармошки, которые «походят» под ту или иную тональность. Самая распространённая — вторая мажорная позиция для игры блюза. Чтобы сыграть во второй позиции в тональности E понадобится гармошка в А. Первая мажорная позиция, при которой звучит тональность соответствующая обозначению гармошки играется «довоенный блюз» и некоторые простые мелодии. В третьей минорной позиции играются минорные блюзы, для минорного блюза в тональности А-минор необходима G гармошка.
Самые известные исполнителиБольшинство исполнителей блюзовой губной гармошки играли именно блюз в различных его проявлениях, поэтому для этой статьи отобраны только самые самые известные музыканты. Исполнители в других жанрах, как правило, менее известны и представляют гораздо меньшую группу артистов. Источник |