Блюзовая нота это какая ступень

Блюзовые лады или что обусловливает настроение блюза

История рассказывает, что блюз зародился среди афроамериканцев в США и в будущем оказал большое влияние на развитие музыки. Блюз стал истоком таким направлениям, как джаз и рок-н-ролл, которые также послужили источниками многим другим популярным жанрам. В этой статье разберем, каким образом устроена неповторимая «магия» блюза, которая делает его узнаваемым и атмосферным.

Несколько слов о ладах

Наверняка каждый человек, имеющий представление о блюзе, замечал, что этот жанр обладает особым настроением, наводящим печаль. Связано это с тем, что для написания блюза музыканты пользуются особым звукорядом, отличающимся от привычных уху натуральных мажора и минора. Этот звукоряд называется блюзовым ладом.

В пример можно привести японскую и индийскую музыку. Звучание ощутимо различается, зачастую человек без труда может отличить одно от другого. Еще один пример: в переливах мелодий в дважды гармоническом мажорном ладу люди слышат оттенки «цыганской» музыки. А наличие целотоновой гаммы своей конфликтностью добавляет композиции тревожности, пугающей неопределенности. Следовательно, лады действительно позволяют придать музыке определенный колорит. Такие же принципы действуют и для блюза. Интересно, что блюз — единственный жанр, в честь которого назван лад.

Читайте также:  Гитара yamaha pacifica 112vm red metallic

Обычно гармоническая составляющая блюза не отличается сложностью и большим разнообразием. В основе лежит блюзовый квадрат, повторяющийся, как это часто бывает, на протяжении всей песни. Меланхоличный настрой этому жанру придают, в свою очередь, мелодические линии.

Мажорная и минорная пентатоника

Прежде чем говорить про блюзовые лады, следует ввести понятие минорной и мажорной пентатоники и четко закрепить их на практике.

Можно сказать, что минорная пентатоника — это гамма, которая строится путем удаления II и VI ступеней из гаммы натурального минора (эолийского лада) или по схеме «1.5 тона, тон, тон, 1.5 тона, тон».

К примеру, минорная пентатоника от ноты Ля — A C D E G A (Ля До Ре Ми Соль Ля).

Мажорная пентатоника — гамма, представляющая собой натуральный мажор (ионийский лад) без IV и VII ступеней. Схема — «тон, тон, 1.5 тона, тон, 1.5 тона».

Мажорная пентатоника от ноты До — C D E G A C (До Ре Ми Соль Ля До).

Таким образом, выучив строение минорной и мажорной пентатоники, уже можно начинать импровизировать или сыграть достаточно много песен. Пентатонические гаммы особенно популярны среди гитаристов. Основные жанры, в которых описанные выше элементы получили наибольшее распространение, — это блюз и джаз, но даже в современной популярной музыке можно встретить партии с пентатоническими гаммами. Например, многие импровизационные зарисовки и партии в песнях соло-гитариста Кирка Хэмметта из группы Metallica содержат много пентатонических фраз. Также активное использование пентатоники присуще группе Deep Purple. Не обошел стороной данный вид гамм и поп-музыку, к примеру, мелодическую линию песни Adele — Rolling in the Deep. Пентатонические структуры можно встретить в японской или китайской музыке, при этом композиция будет иметь собственный «азиатский» колорит.

Впрочем, блюз не всегда ограничивается одной пентатоникой. Даже если это так, то будут отсутствовать характерные окрас и настроение звука в той мере, в какой они могут быть даны блюзовым ладом.

Структура лада

Построить блюзовый лад на самом деле не так сложно. Нужно всего лишь к минорной пентатонике добавить пониженную пятую (или повышенную четвертую) ступень минорного лада. Прийти к блюзовому ладу можно через следующий интервалы, отстраиваемые от тоники: малая терция, чистая кварта, увеличенная кварта, чистая квинта, малая септима, чистая октава (1.5 тона, 2.5 тона, 3 тона, 3.5 тона, 5 тонов, 6 тонов).

Не отходя от минорной пентатоники от Ля, построим такой лад. Он выглядит следующим образом (ноты A C D Eb E G A — Ля До Ре Ми-бемоль Ми Соль Ля).

Двенадцать блюзовых ладов

Вы всерьез хотите уметь импровизировать в стиле блюз? Тогда вам необходимо знать, как выстраивается блюзовый лад на фортепиано, гитаре или любом другом музыкальном инструменте от любой ноты. В этом вам поможет следующий материал.

На фотографии представлен блюзовый лад, построенный от каждой из двенадцати нот.

На гитаре

Одна из самых приятных вещей в блюзе — гитарные импровизационные соло. Конечно, для гитариста важно не только знать ноты, а еще и иметь развитые технические параметры. Как минимум, это аккуратные, точные бэнды и вибрато. Без этих элементов соло покажется однообразным и быстро надоест. Тем не менее можно сделать шаг в сторону безупречных блюзовых импровизаций, выучив позиции (боксы) для гитары.

Зная расположение нот на грифе и ноты нужного лада, можно легко выстроить любой лад самостоятельно. Приведем несколько примеров ниже.

Позиция №1 — блюзовый лад от ноты Ля на четвертой струне. Выглядит следующим образом.

Позиция №2 — блюзовый лад от ноты Ля на пятой струне. Знаком каждому гитаристу.

Позиция №3 — блюзовый лад от ноты Ля на шестой струне.

Чтобы получить лад от другой ноты, просто переместите конструкцию на нужное количество полутонов. Допустим, чтобы получить блюзовый лад от Ре, транспонируйте позицию № 3 (или любую другую) на 2.5 тона вправо по грифу.

Отработка импровизации на практике

Не секрет, что даже импровизация требует подготовки. Вы можете самостоятельно записать аккорды в блюзовом квадрате и простую драм-партию, если вы обладаете оборудованием для записи и умеете пользоваться каким-либо секвенсором. Этого вполне достаточно для оттачивания своего мастерства. Тренируйте свои навыки, стремитесь к совершенству. Удачи!

Источник

Блюзовые гаммы на гитаре — инструкция для начинающих

Многие начинающие гитаристы узнают о пентатонике. Этим они открывают вход в мир рок-произведений и многих других песен, которые строятся на этом звукоряде. По мере изучения музыкант расширяет свой кругозор, продвигается до блюзовой гаммы для гитары. Она – давний сосед пентатонической, но звуков в ней на одну ноту больше. В этом и состоит отличие, которое добавляет новую краску в звучание.

Для чего вам стоит выучить позиции блюзовых гамм

Многие культовые сольные партии на гитаре замешаны именно на этом приеме. Для того чтобы не заучивать каждое соло «с нуля», необходимо набрать багаж из ликов и фраз. Большинство из них повторяются в той или иной мере.

Кроме того, это поможет выучить ноты и лучше видеть гриф. Когда вы заучите эти позиции, произведения в других жанрах также будут даваться легче.

Любые гаммы используются не только в виде выученных табулатур. Ими можно украшать собственные сочинения. Умение импровизировать поможет взаимодействовать с другими музыкантами. Порой приходится отходить от оригинальной тональности, добавлять в трек что-то своё. Чтобы не затеряться в музыкальном многообразии, заучите сам принцип построения.

Блюзовые гаммы. Теория простыми словами

Прежде чем перейти к практике, разберем азы теории. Зная правила построения различных музыкальных фраз, вы сможете гораздо легче осваивать новый материал.

Как строится блюзовая гамма

Для понимания необходимо сначала ознакомиться с пентатоникой. Различие в одной ноте, обозначения такие:

Минор

Рассмотрим такую схему.

М3 – Б2 – М2 – М2 — М3

Если отстроить в Ми миноре, получим:

  1. От «ми» – полтора тона – открытая 6 – 3 лад на шестой («соль») – например, безымянным;
  2. От g – 1 тон («ля» — открытая 5);
  3. От a – 0,5 тона – («a#» — 1 лад пятой) – указательным;
  4. От a# – 0.5 – («h» — 2 лад пятой) – средним;
  5. От H – 1,5 – («d» — открытая четвертая).

Мажор

Здесь последовательность будет иметь такой вид.

Б2 – М2 – М2 – М3 – Б2

Играем следующим образом:

  1. От ми (открытая 6) – 1 тон – фа# (2 лад шестой струны) – указательным;
  2. От f# – 0,5 – соль (3 лад той же струны) – средним;
  3. От g – 0,5 – соль # (4 лад и снова на шестой) – безымянным;
  4. От g# – 1,5 – си (2 лад пятой) – указательным;
  5. От h – 1 т. – C# (4 лад пятой) – безымянным.

Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы

Как и в других комбинациях, построение интервалов и создает отличительные звуковые особенности. Для «параллельных» гамм действуют те же правила, что и для натуральных. В качестве примера возьмём популярные a-moll и C-Dur:

A – C – D – D# — E – g

C – D – Eb – E ♮– G – A

Знание параллельных тональностей помогает сориентироваться во время импровизаций, а также на грифе. Например, чтобы из C-Dur перейти в a-moll, не обязательно учить их обе. Достаточно отложить вниз М3 (C – 1,5 – получится как раз «a»). Их аппликатура одинакова. Поэтому при переходе даже не придётся менять пальцы.

Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив

Этот звук значительно дополняет вашу импровизацию. Вы сможете раскрыть новые грани музыки, добавлять краску в разучиваемые произведения.

Для минорный комбинаций следует обратить внимание на промежуток между ступенью 3 и 4. Мы понижаем 4 – это будет та самая блюзовая нота.

В мажорных смотрим на 2 и 3 струны. При понижении 3 получаем то, что требуется.

Смотрите в видео: Одна нота, которая сделает ваши соло по-настоящему блюзовыми (блюзовая Нота) — уроки игры на гитаре.

Аппликатуры и обозначения

С некоторыми из них вы уже встречались на страницах других наших разборов. Например, нумерация пальцев.

Левая рука (они прописаны в кружках):

  • 1 – указательный;
  • 2 – средний;
  • 3 – безымянный;
  • 4 – мизинец.

Другие условные обозначения:

  • красный шарик – все ноты, которые играются в приведенной комбинации;
  • зелёный – блюзовая нота;
  • чёрные – тоники (мы с них начинаем, в них же приходим).

A (ля) минор блюзовая гамма – 6 позиций

Возьмем одну из самых простых гамм для примера. Хорошо будет, если вы не просто вызубрите эти схемы, но и поймете общий принцип их составления. Для этого нужно сначала познакомиться с натуральной гаммой. Затем убрать из неё некоторые ноты, превратив её в пентатоническую. Теперь с помощью рисунка можем пользоваться блюзовой.

Источник

Блюзовая пентатоника

Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 01.08.2015 · Обновлено 06.07.2019

В предыдущей статье об импровизации на гитаре вы познакомились с основой импровизации и открыли для себя гамму «пентатоника». Сегодня я расскажу вам о том, как обогатить её и придать ей блюзового звучания, тем самым разнообразить вашу игру.

Блюзовая пентатоника

Блюзовая пентатоника — это звукоряд минорной пентатоники с добавлением пятой пониженной ступени (хроматической ). Другими словами блюзовая пентатоника, строится на основе обычной пентатоники, но при этом добавляется хроматизм, который и придаёт ей блюзовою окраску.

Пять позиций блюзовой минорной пентатоники

Блюзовая пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов:

1/5 тона, тон, полутон, полутон, 1/5 тона, тон

В тональности Ля-минор ноты записываются следующим образом:

Ля, До, Ре, Ре#, Ми, Соль

Чёрные точки в каждой позиции — это тоника, то есть главная ступень гаммы. Чёрно-белые точки — это та самая пятая пониженная ступень (хроматизм). Белые — все прочие ноты в тональности.

Советы

  • Овладейте каждый боксом блюзовой пентатоники и расположите их визуально на грифе гитары. Если вы знаете все пять позиций минорной пентатоники, то вам остаётся только добавить к каждой позиции тот самый хроматизм.
  • Пойте название всех нот пентатоники, что поможет вам запомнить их и лучше ориентироваться на грифе.
  • Играйте под инструментальное сопровождение в удобной для вас тональности. Этот подход поможет вам быстрее освоить все пять позиций и даст вам то, для чего вы и учитесь играть на гитаре.

Пополняйте ваш багаж ликами и фразами. См. музыкальные идеи.

Источник

Как играется блюзовая гамма на гитаре?

Блюзовая гамма (или блюзовая пентатоника) — производная пентатонического лада. В её состав входят пять звуков 5-тоники плюс, так называемая, блюзовая нота — bV (пониженная квинта), или IV повышенная кварта. То есть всего в ней шесть нот.

Соответственно, звуки блюзового лада минорного и параллельного ему мажорного будут одинаковые (например, Ля минор и До мажор). Но при этом формулы их построения будут отличаться:

Блюзовая минорная (Am):

I bIII IV bV (#IV) V bVII

A C D Eb (D#) E G

Блюзовая мажорная (С):

I II bIII III V VI

C D Eb E G A

Если вы играете на гитаре 5-тонику в стандартных 5 позициях, вам понадобится в изученные аппликатуры всего лишь добавить блюзовый тон (на схеме он выделен синим цветом). И вуаля — блюзовая гамма для импровизации готова. Ну а еже ли у вас таких навыков не имеется, предварительно посмотрите вот эту статью (пентатоника до мажор и ля минор), чтобы было легче понимать нижеприведённый материал.

Итак, приступим: теория есть, теперь практика.

Послушайте, как звучит блюзовый лад на гитаре и визуально ознакомьтесь с аппликатурами. Схему и постановку для каждой позиции мы будем разбирать отдельно. На видео гамма играется на аккорд Am7:

Весь материал, необходимый для занятий (ноты и табы упражнений в форматах png/jpeg и Guitar Pro, гитарную минусовку), можно скачать бесплатно здесь.

Дополнительно упражняйтесь под другие минусовки в стилях, которые вам больше импонируют, например, тяжёлый рок (Band-in-Box в помощь!), и метроном. А также играйте гамму на аккорд С, чтобы прочувствовать на слух в процессе исполнения как звучат в блюзовых тонах мажорные аккорды.

Как играть упражнения

1. Гаммы можно играть как переменным штрихом, так и свипом (повторяя удары вверх и вниз). Такое звукоизвлечение частично используется на приведенном выше видео (обратите внимание на переходы с одной струны на другую в нисходящем движении к басовым струнам).

2. Если вы не успеваете чётко извлекать звуки, попробуйте «пройтись» по гамме четвертными нотами под минус, то есть в два раза медленнее (на 1 долю – 1 нота).

3. В первой части (в восходящем движении) каждого упражнения возле нот указана пальцовка (каким пальцем прижимать струну):

  • 1 — указательный;
  • 2 — средний;
  • 3 — безымянный;
  • 4 — мизинец.

4. Можно играть блюзовую гамму на гитаре с включённым Over Drive. Однако при таком выборе звучания не забывайте о приёме Palm muting — глушение струн ладонью.

Совет исключительно для гитаристов, владеющих этим приёмом. Новичкам рекомендуется проигрывать упражнения на чистом звуке.

II позиция

(от соль — септимы аккорда Am7)

Изучая эту и последующие схемы блюзовой пентатоники, обращайте внимание на расположение в них блюзовой ноты (bV или #IV) и устойчивых тонов обыгрываемого аккорда. В данном случае, гамма играется на ля минор септаккорд. Значит таковыми будут являться звуки A (тоника) — (С) (терция) — E (квинта).

Следовательно, для аккорда С (до мажора) в этих же аппликатурах необходимо визуально и на слух для себя обозначать ноты — С (тоника) — E (терция) — G (квинта).

Если вам покажется сложным выполнение вышеописанного анализа, ограничьтесь определением только лишь тоники и блюзового тона на грифе.

В последнем такте нисходящее движение завершается звуком A (тоникой аккорда), а не септимой G (от которой начинается проигрывание блюзовой пентатоники в данной позиции).

V позиция

(от ля — тоники Am7)

Горячо любимый бокс всеми гитаристами мира, играющими в каких угодно стилях).

VIII позиция

(от С — терции Am7)

X позиция

(от D — IV ступени)

В последнем такте (как и во второй позиции) движение по гамме возвращается на устойчивый тон: снова от Ре (кварты) к Ми (квинте).

XII позиция

(от E — квинты Am7)

Далее по грифу, в XV позиции снова повторяет аппликатура II позиции, в XVII — V и т.д.

Успешного вам изучения блюзовой гаммы на гитаре!

Источник

Оцените статью