Блюзовая пентатоника для фортепиано

Блюзовые лады или что обусловливает настроение блюза

История рассказывает, что блюз зародился среди афроамериканцев в США и в будущем оказал большое влияние на развитие музыки. Блюз стал истоком таким направлениям, как джаз и рок-н-ролл, которые также послужили источниками многим другим популярным жанрам. В этой статье разберем, каким образом устроена неповторимая «магия» блюза, которая делает его узнаваемым и атмосферным.

Несколько слов о ладах

Наверняка каждый человек, имеющий представление о блюзе, замечал, что этот жанр обладает особым настроением, наводящим печаль. Связано это с тем, что для написания блюза музыканты пользуются особым звукорядом, отличающимся от привычных уху натуральных мажора и минора. Этот звукоряд называется блюзовым ладом.

В пример можно привести японскую и индийскую музыку. Звучание ощутимо различается, зачастую человек без труда может отличить одно от другого. Еще один пример: в переливах мелодий в дважды гармоническом мажорном ладу люди слышат оттенки «цыганской» музыки. А наличие целотоновой гаммы своей конфликтностью добавляет композиции тревожности, пугающей неопределенности. Следовательно, лады действительно позволяют придать музыке определенный колорит. Такие же принципы действуют и для блюза. Интересно, что блюз — единственный жанр, в честь которого назван лад.

Обычно гармоническая составляющая блюза не отличается сложностью и большим разнообразием. В основе лежит блюзовый квадрат, повторяющийся, как это часто бывает, на протяжении всей песни. Меланхоличный настрой этому жанру придают, в свою очередь, мелодические линии.

Мажорная и минорная пентатоника

Прежде чем говорить про блюзовые лады, следует ввести понятие минорной и мажорной пентатоники и четко закрепить их на практике.

Читайте также:  Ноты для обычной флейты

Можно сказать, что минорная пентатоника — это гамма, которая строится путем удаления II и VI ступеней из гаммы натурального минора (эолийского лада) или по схеме «1.5 тона, тон, тон, 1.5 тона, тон».

К примеру, минорная пентатоника от ноты Ля — A C D E G A (Ля До Ре Ми Соль Ля).

Мажорная пентатоника — гамма, представляющая собой натуральный мажор (ионийский лад) без IV и VII ступеней. Схема — «тон, тон, 1.5 тона, тон, 1.5 тона».

Мажорная пентатоника от ноты До — C D E G A C (До Ре Ми Соль Ля До).

Таким образом, выучив строение минорной и мажорной пентатоники, уже можно начинать импровизировать или сыграть достаточно много песен. Пентатонические гаммы особенно популярны среди гитаристов. Основные жанры, в которых описанные выше элементы получили наибольшее распространение, — это блюз и джаз, но даже в современной популярной музыке можно встретить партии с пентатоническими гаммами. Например, многие импровизационные зарисовки и партии в песнях соло-гитариста Кирка Хэмметта из группы Metallica содержат много пентатонических фраз. Также активное использование пентатоники присуще группе Deep Purple. Не обошел стороной данный вид гамм и поп-музыку, к примеру, мелодическую линию песни Adele — Rolling in the Deep. Пентатонические структуры можно встретить в японской или китайской музыке, при этом композиция будет иметь собственный «азиатский» колорит.

Впрочем, блюз не всегда ограничивается одной пентатоникой. Даже если это так, то будут отсутствовать характерные окрас и настроение звука в той мере, в какой они могут быть даны блюзовым ладом.

Структура лада

Построить блюзовый лад на самом деле не так сложно. Нужно всего лишь к минорной пентатонике добавить пониженную пятую (или повышенную четвертую) ступень минорного лада. Прийти к блюзовому ладу можно через следующий интервалы, отстраиваемые от тоники: малая терция, чистая кварта, увеличенная кварта, чистая квинта, малая септима, чистая октава (1.5 тона, 2.5 тона, 3 тона, 3.5 тона, 5 тонов, 6 тонов).

Не отходя от минорной пентатоники от Ля, построим такой лад. Он выглядит следующим образом (ноты A C D Eb E G A — Ля До Ре Ми-бемоль Ми Соль Ля).

Двенадцать блюзовых ладов

Вы всерьез хотите уметь импровизировать в стиле блюз? Тогда вам необходимо знать, как выстраивается блюзовый лад на фортепиано, гитаре или любом другом музыкальном инструменте от любой ноты. В этом вам поможет следующий материал.

На фотографии представлен блюзовый лад, построенный от каждой из двенадцати нот.

На гитаре

Одна из самых приятных вещей в блюзе — гитарные импровизационные соло. Конечно, для гитариста важно не только знать ноты, а еще и иметь развитые технические параметры. Как минимум, это аккуратные, точные бэнды и вибрато. Без этих элементов соло покажется однообразным и быстро надоест. Тем не менее можно сделать шаг в сторону безупречных блюзовых импровизаций, выучив позиции (боксы) для гитары.

Зная расположение нот на грифе и ноты нужного лада, можно легко выстроить любой лад самостоятельно. Приведем несколько примеров ниже.

Позиция №1 — блюзовый лад от ноты Ля на четвертой струне. Выглядит следующим образом.

Позиция №2 — блюзовый лад от ноты Ля на пятой струне. Знаком каждому гитаристу.

Позиция №3 — блюзовый лад от ноты Ля на шестой струне.

Чтобы получить лад от другой ноты, просто переместите конструкцию на нужное количество полутонов. Допустим, чтобы получить блюзовый лад от Ре, транспонируйте позицию № 3 (или любую другую) на 2.5 тона вправо по грифу.

Отработка импровизации на практике

Не секрет, что даже импровизация требует подготовки. Вы можете самостоятельно записать аккорды в блюзовом квадрате и простую драм-партию, если вы обладаете оборудованием для записи и умеете пользоваться каким-либо секвенсором. Этого вполне достаточно для оттачивания своего мастерства. Тренируйте свои навыки, стремитесь к совершенству. Удачи!

Источник

Уроки импровизации — Трансформация блюзовой гаммы

Блюз один из неиссякаемых источников вдохновения для музыкантов всех направлений. Одной из причин этого является невероятная гибкость блюзовых модусов.

Первое, что учится играть джазмен или блюзмен – это минорная пентатоника (хотя это и не совсем верное название, мы его будем применять для различий двух основных видов пентатоники).

Пентатоника – наиболее распространённый лад во множестве культур и наверное один из самых древних.

Она входит в группу т.н. ангемитонных ладов, что означает отсутствие полутонов.

Еще одно из распространённых определений пентатоники – лад, ноты которого можно расположить по чистым квинтам. Поэтому кроме отсутствия полутонов для пентатоники характерно отсутствие тритонов.

Если сравнивать с известными всем ладами мажора и минора, то в мажорной пентатонике пропущены 4 и 7 ступени, а в минорной 2 и 6.

Однако пентатоника, сама по себе, не имеет блюзового звучания.

Для блюза характерно альтерированное звучание и совмещение повышенной и пониженной ступени в одном ладу. Это следствие того, что в архаичном блюзе повсеместно встречались четвертьтоновые ноты, и для имитации этих нот пианисты использовали звучание двух соседних ступеней в трелях, что позже сформировало типичные блюзовые ходы.

В примере 1 Вы видите минорную мажорную пентатоники, следующая за ними минорная блюзовая с пониженной 5 ступенью, наверное, самая популярная гамма в мире. Она имеет характерное блюзовое звучание и одинаково хорошо звучит, как на минорную гармонию, так и на мажорную.
Следующий лад — это мажорная блюзовая с пониженной третьей.

Этот лад имеет характерное кантри звучание. Однако важной особенностью лада является то, что это, по сути, обращение минорной блюзовой пентатоники F# и нотный состав у них идентичный (однако разный ступеневый).
Это 4 основных пентатонических звукоряда в блюзе.
Основой диатоники блюза является миксолидийский лад, поскольку он лучше всего подходит для обыгрывания доминантовых септаккордов.

Ну и конечно не забудем про эолийский лад, поскольку он содержит #7 ступень, которая незаменима при создание тяготений и напряжения.

Теперь начинается самое веселое:) Начинаем мешать эти лады.

Как пример я написал гибридный лад: он совмещает в себе минорную и мажорную пентатоники, а также миксолидийский и эолийский.

Лады такого типа называются МИКСОДИАТОНИЧЕСКИМИ (от Mix смешивать).

Как Вы видите это практически хроматическая гамма без 2b и 6b.

Давайте найдем применение и этим ступеням.

2b= 9b, что позволяет добавить нам ее в уже смешанный звукоряд (обозначен как хроматика без 6).

И последний штрих.

6 степень с первого взгляда плохо вписывается в этот лад, поскольку не содержится ни в одном аккорде. Однако если позаимствовать джазовый принцип альтерации мы можем использовать ее как 5#, и тогда наш лад превращается в блюзовую хроматику (блюзовую потому что функции ступеней блюзовые, в джазе они несколько отличаются)

Таким путем мы от пентатоники пришли к хроматике.

Конечно очень большую роль здесь будет играть правильно использование нот и умение использовать ступени.

Послушайте примеры блюзовых хроматических фраз.

Источник

Блюзовый лад

Уникальное явление ладовой системы современной музыки, которое повлияло на развитие таких жанров, как джаз, рок, фанк, метал и, конечно же, современная поп-музыка. Именно так можно описать блюзовый лад.

О нем можно говорить много и рассматривать с разных сторон. Американские музыковеды посвящают диссертации исследованию феномена блюзового лада и структуры блюзовой мелодики. Мы же в этой статье попробуем провести ликбез и рассмотреть тот минимум, который нужно знать современному музыканту для понимания структуру блюзового лада.

Что такое блюзовый лад и какие в нем ноты/ступени?

Первая проблема, с которой сталкивается музыкант это само строение блюзового лада. И проблема состоит в том, что нет какого-то одного блюзового лада, а есть различные варианты блюзовых ладов, которые имеют один общий корень/принцип, который является фундаментальным.

Это принцип блюзовых ступеней или блюзовых нот.

Давайте попробуем разобраться с тем, что такое blue notes, как их называют в Америке.

Как известно, блюз это музыка, которая возникла в Америке на основе традиций африканской музыки. В Африканской музыке, как и в музыке большинства народов не было никакого понятия о темперации, соответственно их слух по умолчанию был настроен на восприятие более мелкого деления целого тона (не на полтона, а на ¼, 1/3 и тд).

Можно предположить, что понижение ступеней в африканском звукоряде было своеобразным способом получения более печальных мелодий.

Попав в музыкальную культуру с темперированным строем африканцы начали накладывать свои грустные мелодии на темперированную гармонию. Соответственно, так как они не знали, что в мажорном трезвучии терция большая, а квинта чистая, то по привычке продолжали петь их в привычном им строе.

Слух же европейского человека услышал в этом наложение пониженных ступеней, на мажорную гармонию. И так как в нотной записи ¼ тонов нет, то записывать ступени в блюзе стали на полтона ниже, тем более инструментов для исполнения четвертьтонов не было, а самый просто способ получить блюзовое звучание на фортепиано это сыграть 3b ступень, на мажорное трезвучие.

Так и появилось понятие блюзовых тонов.

Если проанализировать мажорную гамму, которая очевидно была навязана африканцам, как стандарт, то легко заметить, что понижать в ней можно 2, 3, 5, 6, 7 ступени.

Но здесь нужно вспомнить, что в африканской культуре мажорной гаммы нет и африканцы по привычке продолжали мыслить пентатоникой, которая является основной музыки практически всех культур.

Теперь идем дальше

Наложение концепции пентатоники и блюзовых ступеней на кальку мажорного лада дает нам следующую схему:


Пентатоника в самом популярном виде

Пример фразы из соло Joe Farrell в чистой пентатонике (Db/Bbm)


Мажорная гамма
Наложение пентатоники на мажорную гамму с понижением на 1/4 тона 3, 5 и 7 ступеней:

Похожая концепцию излагается здесь Oliver, Paul. «That Certain Feeling: Blues and Jazz… in 1890?» p.13, Popular Music, Vol. 10, No. 1, The 1890s. (Jan., 1991), pp. 11-19. Cites Rudi Blesh

Получили блюзовую гептатонику – своеобразный прообраз блюзового лада.

Так как африканская душа очевидно стремилась сохранить пентатоническое звучание в таком гибриде африканской и европеской гаммы, то было проделано следующее – расстояние в увеличенную секунду между 5b и 6 было ликвидировано путем отсечения 6 ступени, как нарушающей пентатоническое звучание, а вместо нее была добавлена натуральная 5 ступень, вторая ступень так же была пропущена для приведения пентатоники к первичному виду.

В итоге появилась блюзовая гексатоника или, как ее неверно называют, блюзовая пентатоника. Пониженные ступени сделали просто бемольными:

Это один из самых популярных вариантов блюзовой гаммы, который будет звучать по блюзовому только при использовании ¼ понижения 3, 5 и иногда 7 ступени. Именно такой эффект создают микробенды на гитаре и духовых инструментах и его имитируют пианисты с помощью форшлагов.

Дальнеший процесс развития блюзового лада шел по пути внедрения блюзовых ступеней и ходов в привычные для европейцев лады.

Основой этого стало полутоновое разрешение блюзовых нот и понижение все тех же 3, 5,7 ступеней.

Как мы видим, блюзовая гекстоника имеет минорное наклонение. Но гармония блюза при этом мажорна, наложение блюзового лада на блюз гармонию создает своеобразный полимодальный эффект.

Для более мажорного звучания используется разрешение 3b в 3, а иногда и 7b в 7. Так получается 9 нотный блюзовый лад:

Если привести этот лад к пентатоническому виду, то получим такую структуру:

Такой лад условно можно назвать мажорной блюзовой пентатоникой.

Таким образом, мы видим, что есть 2 вида блюзовой гекстатоники, а также несколько видов 7,8,9 ступенных ладов.

Главная особенность формирования блюзового лада основана на его фрагментированности, то есть лад возникает, не как цельная 6, 7, 8, 9, 10 нотная структура, а как набор секвенцированных ячеек:

То есть, простые 3-4 нотные попевки, будучи секвенцированными дают структуры вплоть до 11 нот. Пример скоростного пассажа из песни 6: 00 Dream Theater. Здесь использованы 2 хроматические ячейки в блюзовой пентатоник

Особняком стоит минорный лад, так как он не типичен для блюза, то его использование более характерно в рок-музыке. По сути, структура ячеек не меняется, за исключением 3 ступени, которая остается в одном виде, остальные ходы вполне типичны для минора. Получаем такой 9 нотный лад:

Пример лика из Whole lotta love Led Zeppeling с использованием дорийского с блюзовыми нотами:

Завершающий лик в это соло использует уже мажорный лад в качестве основы с характерным заострением интонации 3b — 3.

Еще один пример фразы в блюзовой октатонике 1 3b 3 4 5b 5 6# 7 — SRV Lenny:

Еще один пример хроматизации блюзового лада Blues Etude Оскара Питерсона:

Исходя из вышесказанного легко сделать следующие выводы:

  1. Основа блюза это блюзовые ступени, которые можно внедрять в любые лады, превращая их в блюзовые (как вам идея создать фригийский блюзовый?)
  2. Для блюза, в целом, важен не набор нот внутри лада, так как структура лада может варьироваться, а архитипичные интонации, которые в виде ячеек могут образовывать, в некоторых случаях, и полную хроматику
  3. Неполное понижение ступеней очень важно для создания блюзового звучания
  4. Не существует одного блюзового лада
  5. Для блюза важно наложение на мажорную гармонию, если же гармония минорная, то имитируются мажорное звучание, за счет мажорно субдоминанты и септаккорда на 6 ступени (F7 в ля минор и ход F9 – E9)

Chord Scale Theory

Что даст вам данный курс?

Фундаментальное понимание ладов и их роли в современной музыке

Вы детально проработает и поймете все важнейшие лады современной музыки в контексте гармонии

Вы научитесь применять лады в вашем творчестве: импровизации, композиции, сограйтинге, аранжировке

Источник

Оцените статью