Блюзовые боксы для гитары
Бокс – совокупность нот определенной гаммы в пределах 5. 7 ладов на грифе гитары. Боксы помогают лучше видеть гриф, упрощают позиционную игру, позволяют увеличить скорость игры, особенно за счет таких приемов, как hammer-on (восходящее легато) и pull-off (нисходящее легато). Наиболее удачная аппликатура боксов – по три ноты на струне.
В данном разделе боксы не привязаны к какой-то определенной тональности (обратите внимание на отсутствие нумерации ладов на грифе), для того, чтобы изучив структуру боксов, уметь применять ее для любых тональностей.
Боксы натурального мажорного лада.
Натуральный мажорный звукоряд имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):
Если нанести все ноты натурального мажора на гриф гитары, мы получим семь боксов, которые позволят играть данный звукоряд, а также параллельный ему натуральный минорный, в разных частях грифа.
На рисунке выше номер бокса соответствует номеру ступени, от которой он строится. Синим цветом () обозначена тоника мажора, т.е. тональность, в которой вы будете находиться обыгрывая любой из боксов, зависит от того, какая нота стоит за синим цветом. Красным цветом (
) обозначена тоника параллельного минора, т.е. опять же, если под этот цвет попала нота C-до, то вы будете играть в тональности Cm-до минор. Таким образом, обыгрывая боксы вы постоянно находитесь в определенной мажорной или параллельной минорной тональности, что зависит от сделанных вами акцентов.
Боксы пронумерованы в соответствии со ступенями натурального мажорного лада, т.е. номер бокса — это та ступень натурального мажорного лада, которая «оказалась» первой нотой бокса на шестой струне.
Структура боксов в рамках одной гаммы одинакова в независимости от тональности, а изменение тональности приводит просто к перемещению этой структуры (боксов) вдоль грифа. Ниже приведен пример, на котором показано, как определить положение боксов натуральной мажорной гаммы (и, соответственно, параллельной минорной) для той или иной тональности (в приведенных примерах для С-мажор, G-мажор и С-минор, G-минор).
Стоит обратить внимание, что для перехода из мажора в параллельный минор и наоборот, боксы не перемещаются (расположение структуры на грифе одинаковое), изменяется акцент — или «синяя» нота (тоника мажора), или «красная» (тоника минора).
Нумерация боксов — понятие довольно условное, и она необходима на первых порах изучения и запоминания. Здесь важна структура. Когда эти аппликатуры будут «в памяти» Ваших пальцев, Вы не будете думать, а в каком же боксе я играю, тем более что в игре, в импровизации, Вы ни как не ограничитесь одним боксом, а, играя вдоль всего грифа, будете постоянно переходить из одного бокса в другой. Поэтому изучая боксы, уделите особое внимание именно переходам из бокса в бокс.
Удобно ассоциировать боксы с диатоническими ладами, построенными от 6-ой струны. Так, BOX_1 можно называть ионийским боксом, так как если принять за тонику его первую ноту на 6-ой струне, то получится ионийский лад. Аналогичным образом: BOX_2 — дорийский бокс , BOX_3 — фригийский бокс, BOX_4 — лидийский бокс, BOX_5 — миксолидийский бокс, BOX_6 — эолийский бокс, BOX_7 — локрийский бокс.
Более наглядно это можно проиллюстрировать на следующем аппликатурно-схематическом примере:
Перейдем к изучеию боксов пентатоники.
Пентатоника — это натуральный мажорный лад без 4-ой и 7-ой ступеней. Она имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):
Далее приведены боксы, построенные на пентатонике:
Боксов пентатоники пять типов, но пронумерованы они в соответствии с боксами натурального мажорного лада, а точнее, как и боксы натурального мажорного лада, в соответствии со ступенями натурального мажора, поэтому в пентатонике нет BOX_4 и BOX_7, как нет в мажорной пентатонике IV и VII ступеней относительно натурального мажорного лада. Такая нумерация удобна для запоминания аппликатур, а в игре — для перехода из бокса пентатоники в бокс натурального мажора и обратно.
Для запоминания боксов пентатоники удобно пользоваться октавными позициями (см. раздел Интервалы). На примере боксов пентатоники октавные позиции просматриваются лучше всего, более того, октавные позиции получили свои номера от боксов пентатоники.
Боксы пентатоники с блюзовой нотой.
Пентатоника с блюзовой нотой — это пентатоника, в которой присутствует хроматическая 3 ступень. Она имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):
Ниже приведены боксы пентатоники с блюзовой нотой:
Боксы, построенные на мажорном звукоряде и пентатонике, обязательны для изучения. Боксы пентатоники запоминать лучше сразу с блюзовой нотой. Работать с боксами можно следующим образом: играйте их, начиная снизу или сверху четвертыми нотами, потом восьмыми, шестнадцатыми, триолями и т.д., также играйте секвенции, состоящие из групп по две, три, четыре ноты и т.д., отрабатывайте скольжения при переходе из одного бокса в другой, и т.д., придумывайте свои упражнения. Все упражнения выполняются строго под метроном!
Боксы для гармонического и мелодического миноров (приводятся ниже), в принципе, заучивать не обязательно, однако, в качестве упражнений они годятся для отработки нестандартных растяжек пальцев (в гармоническом миноре присутствует М3 — малая терция), приемов hammer-on и pull-off, игры секвенций.
Боксы гармонического минора.
Ниже будут приведены боксы гармонического и мелодического миноров, названых по номеру ступени, от которых они построены. Поэтому для перехода из этих ладов в натуральный мажор (с той же тоникой), нужно учитывать различия в формуле гармонического и мелодического миноров от формулы натурального мажорного лада (см. «Условно-диатонические лады»).
Гармонический минор имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):
Боксы, построенные на гармоническом миноре, выглядят следующим образом:
Изучая боксы гармонического минора, в первую очередь обращайте внимание на их отличие от соответствующих боксов натурального мажора.
Боксы мелодического минора.
Мелодический минор имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):
Далее приведены боксы, построенные на мелодическом миноре:
И опять-таки, необходимо видеть отличия боксов мелодического минора от боксов натурального мажора, чтобы быстрее и легче их запомнить.
В системе боксов можно представить любой лад, не только приведенные выше — натуральный мажор и минор, пентатонику, гармонический и мелодический миноры — принцип их построения не сложен. Но запоминать все возможные лады и гаммы в виде боксов — занятие не благодарное. Основные боксы для запоминания, как уже было сказано выше, — это боксы натурального мажора и пентатоники (и с блюзовой нотой). А вот самостоятельно строить боксы и упражняться игре в них — это очень полезное занятие.
Попробуйте самостоятельно построить систему боксом, например, для гармонического и мелодического мажоров, для испанского лада. Ниже приведены аппликатуры этих ладов на одной струне:
Гармонический мажор: |
Мелодический мажор: |
Фригийский мажор (Испанский лад): |
В подразделе Схемы основных ладов раздела Основные понятия, Вы найдете структурные схемы и других ладов.
Конечно, система боксов — это отличный способ игры на электрогитаре, и особенно он привлекателен тем, кто не хочет себя утруждать заучиванием музыкальной теории, так сказать, в классическом виде. Скажем, выучив боксы натурального мажора, можно сразу играть простую импровизацию на аккомпанемент в любой тональности. Даже играя секвенционные мелодические упражнения в рамках системы боксов, начинающий гитарист будет чувствовать себя «отличным гитаристом».
Поэтому учить и играть боксы нужно обязательно, но останавливаться на них нельзя, так как это только один из отличных способов обогатить и украсить вашу игру на гитаре. Изучив диатонические лады и условно-диатонические лады в соответствующих разделах, вы поймете, как и почему образуются боксы.
Вы можете внести свой вклад в развитие ресурса:
Номер WebMoney wmr: R691549532957
Источник
Импровизация
Данный текст является продолжением статьи о пентатонике. Так что если вы ещё не прочитали её, то прочтите. Импровизация на гитаре в рок музыке строится на основе пентатоники, пятинотной гаммы, о которой говорилось в предыдущей статье. Однако только пентатоникой дело, как правило, не ограничивается. В соло присутствуют разные дополнительные ноты, и сама пентатоника играется в разных позициях. О них мы сейчас и поговорим:
Система боксов
В соло обычно используется не вся пентатоника, а только верхние 3-4 струны. Это называется игра в боксе (англ. Box — коробка). Пример бокса для ля-минорной пентатоники приведён на картинке. Бокс ограничен 5-м и 8-м ладами и называется Боксом А в тональности ля (А).
Это наиболее распространённый бокс. В нем начинаются большинство рок-н-рольных соло.
Теперь попробуем сохранить ноты взятые на 8-м ладу, а ноты с 7-го и 5-го ладов перенести (транспонировать) вверх по грифу. В результате мы получим первое «обращение» ля минорной пентатоники, или Бокс B. Выглядит он следующим образом:
Здесь ладами ограничивающими бокс будут 8-й и 10-й (только блюзовая нота наверху играется на 11-м). Попробуйте сыграть ноты этого бокса как показано на таблатуре. Вы услышите ту же самую ля минорную пентатонику, только с начиная с ноты ми. В этом боксе мы можем играть развитие нашего соло, фразы будут несколько иными, чем в боксе А. Переход между боксами обычно осуществляется по третей струне, через блюзовую ноту на 8-м ладу.
Если нам нехватает пространства для нашей импровизации, то мы можем перейти в Бокс С. Для этого оставим ноты взятые на 10-м ладу, а с 8-го и 9-го их опять транспонируем наверх.
Этот бокс используется реже, обычно он является продолжением бокса B.
Транспозиция боксов
До сих пор мы говорили о боксах и пентатонике в тональности ля-минор или A. Если наша песня звучит в другой тональности, например в си (B), то для того чтобы сыграть соло, нам нужно передвинуть или, выражаясь правильными терминами транспонировать нашу пентатонику на два лада наверх. Таким образом мы получим си-минорную пентатонику и бокс А для неё (см. рис). Далее можно играть её в боксе B и боксе C, как было рассмотрено ранее. Передвигая пентатонику выше мы попадем в тональность С и т.д.
Блюзовая гамма по всему грифу
Дальнейшим развитием навыков импровизации является представление пентатоники или блюзовой гаммы по всему грифу гитары. Для тональности ля-минор (A) это выглядит следующим образом:
Здесь показаны все пять обращений блюзовой гаммы по всему грифу гитары. Соответственно Бокс А у нас будет на 5-м ладу, бокс B на 8-м и т.д. пока на 17-ладу не повторится пентатоника в её стандартном виде (Бокс А). Признанные мастера блюзовой импровизации, такие как Д. Хендрикс, Д. Пейдж, Г. Мур, используют весь гриф, переходя из пентатоники в открытой позиции сразу на 12 лад и обратно. В некоторых случаях фраза может начинаться с самого низа (6-я струна в открытой позиции) и, постепенно повышаясь, проходить по всему грифу наверх, заканчиваясь на 15-17 ладах, охватывая три с половиной октавы. В любом случае, где бы мы не играли нашу импровизацию, её основой должна служить пентатоника соответствующей тональности. Об использовании дополнительных нот, не входящих в пентатонику, мы поговорим в следующей статье.
Источник