Блюзовые фишки для гитары

8 блюзовых фишек для соло

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Каждая из этих восьми соло-техник – это выжимка из игры таких маститых блюзовых гитаристов, как Stevie Ray Vaughan, BB King, Albert King, Jimi Hendrix и других.

Все эти гитаристы использовали в своей игре примерно те же приемы и идеи. Они могут основой, которая поможет вамучиться и вырабатывать свою блюзовую технику игры: выучить основные лики и фразы, а затем переделывать их на свой лад.

Постепенно вы начнете замечать, что эти фразы проходят сквозь всю записанную историю блюза. И наконец запомните, что не нужно бояться играть блюзовые клише, т.к. они стали таковыми главным образом именно потому, что отлично звучат.

1. Бэнд на четверть тона


Эта фишка поможет добавить жизни обычным нотам. Это бэнд, но бэнд меньше, чем на полутон, то есть он должен быть едва заметен.

Когда вы дотяните бэнд до самого верха, приглушите звучащую струну, в противном случае нота снова будет звучать ниже, что может слышаться диссонансом.

2. Рэйки на струнах


Рэйки можно играть в обоих направлениях, как вверх, так и вниз. Смысл в том, чтобы брать заглушенные струны, но звучать оставлять только зажатые ноты.

Глушить струны можно одним из ваших «запасных» пальцев. Просто положите его на струны, которые не должны звучать, а другим пальцем зажмите нужную ноту.

3. Диссонансные бэнды даблстопы


Такую технику использовали более агрессивные блюзовые гитаристы, например Эрик Клэптон и Гари Мур.

Идея в том, чтобы тянуть две струны одновременно, причем верхнюю струну тянуть больше, чем нижнюю. Тем самым мы получим небольшой диссонанс. Для этого приема можно использовать, как два пальца, так и один, например, безымянный. В первом случае бэнды будут более точными.

4. Двойки

Множество гитаристов, начиная от Хендрикса и заканчивая Майером, использовали эти двух-нотные аккорды («двойки»), чтобы придать своим соло более аккордовых стиль.

Передвигая наш лик по грифу, мы можем играть его в разных тональностях.

5. Скользящие двойки


Скользящая минорная терция в двойке отлично звучит на блюзовую прогрессия в A.

Это потому, что мы попадаем во всем важные ноты, как аккорда A7 так и минорной пентатоники. В блюзе обычное дело использовать, как минорную, так и мажорную терцию, поэтому в примере мы делаем и то и это (C и C#), и плюс к этому используем минорную семерку (G).

6. Текучие бэнды


Этот лик взят из арсенала Альберта Кинга. Он построен на ступенчатом бенде вверх второй струны.

Важно отметить, что этот лик легче всего делать в середине струны, чем ниже мы спускаемся, тем сложнее делать бэнд. Поэтому, чтобы добиться максимальной силы бенда, стоит помогать безымянному пальцу указательным и средним.

7. Двухнотная трель

Этим приемом отлично пользовался Джими Хендрикс, например в небезызвестном Voodoo Child. Эта техника сходится к серии быстрых хамер-онов и пул-офов из 2х нот.

Начинайте медленно, особенно нужно следить за ритмом. Должно быть ровно и стабильно. Также обратите внимание на правильное движение «срыва», при игре пул-оффа. Кажда нота должна звучать четко и громко.

8. Zinger Би Би Кинга

Оригинальный бибикинговский zinger – это просто слайд от высокой основной ноты, в какой бы тональности вы не находились, это всегда где-то высоко на первой струны.

Это эффективный трюк, который может разбить идеи, построенные на пентатонике.

Источник

Как играть блюз. Основы блюзовой импровизации

Блюз – очень разномастный и интересный жанр музыки. Две композиции могут сильно отличаться друг от друга – и не подумаешь, что это одно и то же направление. Его исполняют и уличные музыканты, и всемирно известные звезды, вроде Гэри Мура. В этой статье мы рассмотрим, как играть блюз на гитаре.

Пальцы или слайд?

Слайд – специальная трубка или металла, стекла или керамики, которая надевается на палец и используется, чтобы зажимать струны. Когда струна соприкасается не с мягкой подушкой пальца, а с металлической поверхностью – звучание гитары меняется до неузнаваемости. С самого зарождения жанра блюз и слайд идут рука об руку.

Но никаких жестких канонов здесь нет. Нравится играть «руками» – пожалуйста. Хотите получать яркие вибратто и аутентичный звук – попробуйте слайд. Его даже необязательно покупать – возьмите стеклянную бутылку или, к примеру, складной нож. Этого будет достаточно, чтобы понять, нравится вам такой звук или нет.

Звучание профессионального слайда не будет лучше, чем у бутылки. Отличие в том, что его не приходится держать всей рукой. Трубка надевается только на один палец, а остальные будут свободными. Таким образом, гитаристы могут комбинировать слайдовую технику игры с классической.

Насколько полным и объемным бывает звучание гитары можно понять, если купить двенадцатиструнную гитару.

Особенности 12-тиструнок:

  • усиленный корпус типа вестерн или джамбо;
  • широкий гриф;
  • металлические струны, размещенные парами – толстая с обмоткой и тонкая без обмотки. Струны настраиваются в унисон, однако, начиная с третьей пары, тонкая струна всегда настроена на октаву выше.

Где купить 12 струнную гитару?

Для музыканта, хорошо владеющего игрой на шестиструнной гитаре, желание купить 12-струнную гитару в Москве или в другом регионе России вполне понятно.

Выбирая магазин, где купить гитару на 12 струн, присмотритесь к специализированным магазинам, предлагающим не только дешевые инструменты. Недорогая двенадцатиструнная гитара – великий соблазн, однако следует помнить, что 12 струн обусловливают мощную нагрузку на корпус гитары, поэтому один из основных параметров двенадцатиструнки – ее прочность.

Подготовка к игре

Данный раздел руководства – для тех, кто хочет учиться играть блюз на электрогитаре. В случае с акустикой никакой подготовки не надо – бери да играй. Но здесь есть возможность подкрутить эквалайзер или добавить в цепь пару педалей, получив нужный звук.

Первое и самое важное: забудьте о distortion. Блюзмены используют либо чистый, либо немного подгруженный звук, то есть легкий овердрайв. Большой уровень гейна даст много отвратительных шумов и многократно усилит скрежет по оплетке струн. А еще он компрессирует поток, срезая всю динамику блюзового звучания.

Существуют специальные педали для блюза, например, Boss Blues Driver. Не можете найти такую – используйте обычный овердрайв. Здесь важно не переусердствовать. В некоторых композициях неплохо себя покажет Wah-Wah эффект. Но на стадии обучения его лучше не трогать.

Второй совет: не накручивайте много каких-то частот в эквалайзере. Вместо того чтобы поднять середину, лучше опустить уровень баса и «верха». Этот нехитрый прием даст вам более приятный и естественный звук.

Блюзовая пентатоника

Самое интересное в блюзе – это импровизация. Без нее ни свою мелодию не составишь, ни чужую не прикрасишь. А чтобы импровизировать, нужно узнать, какие ноты есть у вас в распоряжении.

За основу блюзовой гаммы берется минорная пентатоника. Между 3-й и 4-й ступенями добавляется еще одна нота. Именно она и помогает создать то самое характерное звучание. За десятилетия проб и ошибок блюзмены открыли для себя 5 наиболее удобных позиций (бокс) для игры.

Красная точка – это тоника, основная нота, от которой строится мелодия. Синяя – это тот самый добавочный звук. Выбирайте любой лад на гитаре и пробуйте поочередно проиграть все ноты в каждой из позиций. Даже без дополнительных приемов вы сразу почувствуете этот особенный характер мелодий.

Постарайтесь разучить все боксы, чтобы ваши пальцы легко бегали по струнам «на автомате». Если вы будете постоянно думать, что зажать – ни о какой импровизации не может быть и речи.

Построение мелодии

Когда привыкнете к аппликатурам пентатоники, можно начинать импровизировать. Для начала попробуйте играть эту же гамму, но с разными ритмическими рисунками. Сочетайте восьмые и четверные ноты. Меняйте направление, «перескакивайте» через 1-2 ступени гаммы, делайте паузы. Через некоторое время ваши руки сами запомнят, какой прием звучит хорошо, а какой – так себе.

Не забывайте про метроном. Ритм в музыке очень важен. О нем нельзя забывать ни во время исполнения медленных, «тягучих» композиций, ни тем более, в качающих драйвовых риффах. Возможно, заниматься под метроном будет для вас непривычно и тяжело. Но без этого хорошее чувство ритма не разовьешь.

Пробуйте играть в разных позициях. Никто не запрещает менять их по ходу игры. Звучание риффов в разных боксах будет немного различаться. Побольше экспериментируйте – и получите в свою копилку много интересных мелодий.

Бенд, слайд и вибратто

Без этих трех приемов не обходится ни одна блюзовая композиция. Именно они оживляют мелодию, делают ее яркой и уникальной.

Слайд – самый простой прием. Особенно эффектно он звучит при игре слайдом (такая вот терминологическая тавтология). Собственно, вся техника игры сводится к тому, что вы никогда не отрываете трубку от струн, а ведете по их поверхности. Звук есть всегда, даже во время смены положения руки.

Если вы играете пальцами – суть остается та же. Например, зажимаете струну на 5-м ладу, извлекаете звук, а потом съезжаете на 7-й. Палец при этом отпускать не надо. Скорость зависит от контекста: иногда нужно съехать быстро, иногда – плавно.

Следующая важная в блюзе техника – бенд. Это изменение высоты звука без смены лада. Вы прижимаете струну, а затем ведете ее вдоль ладового порожка. Она натягивается и звучит выше. Обычно бенды тянут на тон или полтона. Сделать его несложно. Сложно – научиться подтягивать струны так, чтобы получившийся звук принадлежал к вашей гамме.

Это очень важный момент. Если вы сделаете бенд всего на четверть тона – он не впишется в мелодию и вызовет диссонанс. Если вы подтянете струну на полтона, но получите ноту, которая в вашу пентатонику не входит – снова диссонанс.

Например: между 3-й и 4-й ступенями вашей гаммы расстояние всего полтона (1 гитарный лад). Вы можете зажать струну на 7-м ладу, а затем тянуть ее, пока звук не будет такой, как если бы вы зажали ее на 8-м ладу. Можете тянуть еще выше – до 9-го лада – и получить 5-ю ступень пентатоники.

Еще один универсальный прием – вибратто. Когда вы играете длинную ноту (например, 4-ю среди массива 8-х), ей можно придать особую окраску, привлечь внимание. Если вы умеете делать бенд, освоить вибратто будет легко. Просто увеличивайте и уменьшайте натяжение, чтобы получить характерное дрожание. Можно изменять высоту совсем чуть-чуть, а можно достичь амплитуды в 2 тона. Что и когда лучше звучит – можно понять только экспериментируя.

Этот небольшой материал поможет вам выйти на старт. А дальше – дело только за практикой. Слушайте разных исполнителей, смотрите, как играют уличные музыканты, пробуйте составлять свои мелодии, добавляйте в композицию аккорды, активно используйте бенды и слайды. Лучший способ научиться играть блюз – это играть его.

Спонсор статьи.
Где и как приобрести качественные, 12 струнные гитары? Подробнее можно узнать здесь

Автор текста – Павел Молянов

Источник

Учимся играть блюз на гитаре — часть 2. Блюзовый ритм и блюзовые аккорды

Классический блюз обладает несколькими отличительными признаками:

  • шаффл;
  • упрощенные аккордовые формы;
  • клише структуры песни.

Блюзовый ритм

Типичный блюзовый ритм называется шаффлом. Шаффл представляет собой триоли на 4/4.

На второй доле вместо ноты пауза. Считается так: «Раз – и – два, раз – и – два». Такой ритм является отличительной чертой чикагской школы.

На табулатуре шаффловый ритм выглядит следующим образом:

Шаффловый ритм на табулатуре

Ниже представлены примеры шаффла. Кстати, это минусовки, под которые вы можете развивать свой навык импровизации.

Классический блюз играется в размерах 4/4 и 12/8. Но современные блюз-роковые исполнители успешно адаптируют под блюз и 3/4 и 6/8. Например, Джек Уайт со своей версией песни «Love is Blindness».

Блюзовые аккорды

Большинство блюзовых стандартов строится на следующих ступенях:

I (Тоника) – IV (Субдоминанта) – V (Доминанта).

Примером практического применения этой схемы является последовательность аккордов в тональности Ми-минор:

Em – A – H.

Вам необходимо выучить эти три основные ступени для каждой тональности. Так вы решите массу проблем. Например, сможете без проблем играть импровизационные соло в любом ключе.

Но не весь блюз построен на 3 ступенях. Также популярны такие гармонии:

  • Em – G – A;
  • Hm – G – D – A;
  • E – A – E – H7.

Для украшения композиции и придания ей неустойчивого драматичного звучания блюзовые гитаристы используют вместо трезвучий септаккорды, нонаккорды и т.д.

СПРАВКА. О минорных и мажорных блюзовых аккордах

Аккорды создают гармонию песни, которую гитарист обыгрывает на свой вкус. Если вы только начинаете знакомство с блюзом, начните с осмысления простых прогрессий. Например, Am – Dm – Em – E7. Это все та же последовательность тоника – субдоминанта – доминанта. Попробуйте разные позиции для этих аккордов и разный стиль игры.

Септаккорды, нонаккорды, 11 и 13 аккорды

От других жанров музыки блюз отличается активным применением аккордовых вариаций. В классических произведениях вы встретите септаккорды, нонаккорды и 11 и 13 аккорды. Применение этих созвучий позволяет создать то самое блюзовое настроение в песне.

Выполните небольшое упражнение. Сыграйте на гитаре 2 последовательности.

Сначала Am – Dm – Em – E.

Затем Am7 – Dm7 – Em7 – E7.

Вторая последовательность звучит намного более драматично, но одновременно незавершенно.

Используйте это знание в своем творчестве. Добавляйте септаккорды для нагнетания атмосферы, но не пытайтесь построить на них всю песню. Иначе будет создаваться впечатление недосказанности и незавершенности композиции.

Аккорды в виде баррэ. Система CAGED

Блюз – это музыка, в которой классические открытые позиции аккордов почти не используются. Блюзмены постоянно играют с приемом баррэ. Это позволяет им по-разному обыгрывать одни и те же аккорды, чередовать позиции для нужного звучания песни.

Существует 5 форм (для мажора и минора) для того, чтобы сыграть любой аккорд на гитаре:

  • форма до

Мажорная форма CМинорная форма C

  • форма ля

Мажорная форма AМинорная форма A

  • форма соль

Мажорная форма GМинорная форма G

  • форма ми

Мажорная форма EМинорная форма E

  • форма ре

Мажорная форма DМинорная форма D

Такая система называется CAGED – по латинским буквам, обозначающим созвучия.

Ниже представлены аппликатуры аккордов Ми-минор и Ми-мажор в каждой из 5 форм. Аналогично им строятся аппликатуры и для остальных аккордов.

Аккорд E в системе СAGED Аккорд Em в системе СAGED

Знание системы CAGED позволяет сыграть нужный аккорд в любой позиции и от любой ноты. Чтобы пользоваться этой системой, вы должны знать расположение всех нот на гитарном грифе.

СОВЕТ. О системе CAGED, пентатонике и соло

Вы почти никогда не будете играть аккорды во всех 5 формах. Вам вполне хватит знания открытой позиции и баррэ. Но система CAGED нужна для изучения пентатоники, которая, в свою очередь, является основой блюзового соло и импровизации.

Если вы хотите не только играть блюзовые квадраты, но и придумывать собственные соло, то добавьте в свои занятия на гитаре изучение этой системы.

3 аккорда на всем грифе гитары

Еще одним способом обыграть аккорды в блюзе является применение трезвучий вместо полноценных аппликатур. Этот способ позволяет легко перемещаться между боксами пентатоники.

Трезвучия играются на 3 струнах. Чаще всего первых или последних.

Ниже в табулатуре изображены формы трезвучий для Ля-минора (Am). Сыграйте их под метроном. Сделайте вывод о различии в нюансах звучания.

Формы трезвучий Am

Что такое блюзовый рифф? Простые примеры блюзовых риффов

Рифф – это короткая музыкальная повторяющаяся фраза. Те фрагменты песен, которые вы играете в музыкальном магазине при покупке гитары, и есть рифы.

На риффах построена большая часть музыки. Среди самых знаменитых «Smoke on the water», «Back in Black», «Enter Sandman».

Не менее значимы риффы в блюзе. Традиционно они, как и аккорды, также строятся по схеме I – IV – V с обыгрыванием этой последовательности.

На видео ниже вы найдете 50 лучших риффов в истории блюза.

12 тактовая блюзовая прогрессия

Одним из главных блюзовых клише является использование 12 тактовой прогрессии при построении песен.

То есть вместо 8 в куплете блюзовой композиции 12 тактов. «Лишние» 4 такта образуются из-за повторения первой строчки. Причем повторяться могут отдельно как слова, так и музыкальная фраза.

Все 12 тактов строятся на обычной блюзовой последовательности

тоника – субдоминанта – доминанта.

Хотя иногда могут добавляться повышенные или пониженные ступени.

Примерами 12-тактового блюза могут служить песни JJ Cale – «Cocaine», BB King – «Thrill Is Gone», Чиж – «Перекресток», Зоопарк – «Blues de Moscou».

На рисунке ниже разбор 1 куплета песни «Перекресток». Обратите внимание на аккорд Bb7. Это повышенная V ступень. Это созвучие добавляет фразе резкости.

I, IV, V ступени в песне “Перекресток”

Источник

Читайте также:  Помогите сыграть по нотам
Оцените статью