Блюзовые гаммы для гитары ноты для

Содержание
  1. Учимся играть блюз на гитаре – часть 3. Импровизация в блюзе
  2. Основы импровизации. Блюзовая пентатоника
  3. Первый бокс блюзовой гаммы
  4. Второй бокс блюзовой гаммы
  5. Третий бокс блюзовой гаммы
  6. Четвертый бокс блюзовой гаммы
  7. Пятый бокс блюзовой гаммы
  8. Импровизация на одной струне
  9. Мажорная гамма в импровизации
  10. Арпеджио
  11. Хроматическая гамма
  12. Тернэраунды в блюзе
  13. Скоростные легатные пассажи
  14. Мотив
  15. Блюзовая гамма Ми на грифе гитары, по позициям
  16. Звуки, входящие в блюзовую гамму Ми(E)
  17. Расположение блюзовой гаммы Ми по 5-ти позициям на грифе гитары. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн
  18. Блюзовая пентатоника
  19. Блюзовая пентатоника
  20. Пять позиций блюзовой минорной пентатоники
  21. Советы
  22. Блюзовые гаммы на гитаре — инструкция для начинающих
  23. Для чего вам стоит выучить позиции блюзовых гамм
  24. Блюзовые гаммы. Теория простыми словами
  25. Как строится блюзовая гамма
  26. Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы
  27. Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив
  28. Аппликатуры и обозначения
  29. A (ля) минор блюзовая гамма – 6 позиций

Учимся играть блюз на гитаре – часть 3. Импровизация в блюзе

Импровизация — важнейшая часть блюзовой культуры. Музыкант должен не просто играть случайную гамму в тональности. От него требуется обыграть основную идею произведения и представить свое видение композиции. Для этого нужно уметь сочинять на ходу и иметь багаж знаний и навыков игры на гитаре.

Основы импровизации. Блюзовая пентатоника

В основе импровизации находится блюзовая пентатоника. Она немного отличается от пентатоники в роке и джазе.

Пентатоника — это гамма из 5 нот. Пентатоника получается путем удаления 2 ступеней из звукоряда. Для мажора – это IV и VII ступени. Для минора – II и VI ступени.

Например, пентатоника Ля-минора состоит из звуков:

Читайте также:  Акустические гитары ленинградской фабрики

Ля (I) — До (III) — Ре (IV) — Ми (V) — Соль (VII)

В блюзе к пентатонике добавляется еще одна шестая нота. Это пониженная V ступень. Для тональности Ля-минор это и-бемоль.

Эту ноту еще называют «блюзовой». Именно она придает то самое характерное настроение песням жанра.

Ниже представлены боксы блюзовой минорной пентатоники. Для каждого бокса представлена табулатура для отработки.

На аппликатурах тоника выделена красным цветом, блюзовая нота – желтым цветом.

Первый бокс блюзовой гаммы

Второй бокс блюзовой гаммы

Третий бокс блюзовой гаммы

Четвертый бокс блюзовой гаммы

Пятый бокс блюзовой гаммы

В идеале вы должны выучить расположение ступеней в каждом боксе пентатоники. Если для вас это кажется сложным, то выучите хотя бы принцип расположения «блюзовой» ноты.

Импровизация на одной струне

Этот прием помогает запомнить интервалы между нотами в пентатонике. Его суть заключается в том, что музыкальная фраза играется на одной струне по всему грифу. Чаще всего это делается с помощью слайдера.

Отличным примером соло на одной струне является Seven Nation Army Джека Уайта.

Соло Seven Nation Army. Часть 1 Соло Seven Nation Army. Часть 2

В качестве упражнения поиграйте пентатонику на одной струне под минусовку. Тональность — Ре-минор (Dm).

Мажорная гамма в импровизации

В блюзе допускается объединение мажорной и минорной гаммы. Это достаточно сложный импровизационный прием. Он требует знаний о точном расположении тоники, 3 и 5 ступеней для каждой тональности.

Пример объединения двух гамм на табулатуре.

Объединение двух гамм на табулатуре

ВАЖНО! О том, как все не испортить.

Объединяя мажорные и минорные гаммы, имейте четкое представление, какую ноту можно сыграть, а какую – нет. Ошибка может привести к фальши, которую очень тяжело спрятать. Если вы все-таки сыграли не ту ноту, попробуйте дотянуть ее бэндом до нужной.

Арпеджио

Арпеджио — это последовательное извлечение нот. Другими словами, перебор. В блюзе арпеджио играется в усеченном виде. В основном на первых или последних трех струнах. Это обусловлено стилистикой жанра.

Применение арпеджио фокусирует внимание на зацикленности ритма музыкального фрагмента (раз-два-три, раз-два-три). В художественных целях гитаристы используют этот прием для создания напряжения, которое чаще всего разрешается бэндом.

Арпеджио

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма (или хроматика) — это звукоряд, в котором интервалы между нотами составляют полтона.

В блюзе хроматика используется для создания неустойчивого звучания. Если вы применяете хроматическую гамму в соло или риффе, то в следующем такте вам нужно добавить устойчивые тона. Например, тонику.

Сыграйте табулатуру. В этом фрагменте в конце первого такта добавлена хроматика. Второй такт начинается с тоники. Она добавляет мелодии устойчивости.

Хроматическая гамма

Тернэраунды в блюзе

Важной частью классической блюзовой композиции является тернэраунд. Это небольшая музыкальная фраза, которая подводит или возвращает слушателя к основной теме композиции.

Тернэраунд может начинать и заканчивать песню.

Пример тернэраунда

Классический пример этого приема вы можете услышать в песнях «Milk Cow Blues» Роберта Джонсона, «Screamin’ and Hollerin’ the Blues» Чарли Паттона и «Все это рок-н-ролл» группы «Алиса».

Ниже представлены примеры того, как сыграть классические тернэраунды или придумать свои.

В русской народной музыкальной культуре аналогом тернэраунда является запев.

Скоростные легатные пассажи

Блюз в основном играется в медленных и средних темпах. Но некоторые гитаристы в своих сольных партиях применяют скоростные пассажи. Особенно распространена эта техника на стыке рока и блюза.

Переход между нотами при таком приеме осуществляется с помощью легато. Пример на табулатуре.

Скоростной легатный пассаж

В импровизации скоростным пассажем гитарист обычно обыгрывает один аккорд. Таким образом он демонстрирует свой исполнительский уровень.

Отрабатывать легато необходимо регулярно.

Ниже представлено несколько видеоуроков. Они помогут вам в отработке этого технического приема.

Мотив

Блюзовые импровизации часто выглядят бессистемными. Но это не так. Любой музыкальный джем построен вокруг одной музыкальной идеи. Это может быть рифф, фраза, мелодия. Такая идея называется мотивом. Музыканты обыгрывают мотив по-своему. При этом они сохраняют основное настроение песни.

Отрабатывать обыгрывание мотива лучше всего под бэкинг-трек.

Поначалу в качестве мотива вы можете использовать любой несложный блюзовый лик или фрагмент пентатоники.

ВАЖНО! Вместо подведения итогов.

В импровизации вы не обязаны использовать сразу все известные вам приемы и «фишки». Это будет только отвлекать слушателя от основной идеи композиции. Акцентируйте внимание на нескольких приемах. Например, на «вкусном» тернэраунде, который заканчивается бэндом сразу нескольких струн.

Источник

Блюзовая гамма Ми на грифе гитары, по позициям

Доброго времени суток, уважаемые гитаристы! Сегодня мы рассмотрим блюзовую гамму Ми (E) на грифе гитары в виде 5-ти позиций.

Блюзовая гамма Ми – это расширение Ми-минорной пентатоники. Эта гамма также известна под названием “Блюзовая пентатоника Ми(E)”, применяется во многих песнях, для которых необходимо блюзовое или грязное звучание.

Звуки, входящие в блюзовую гамму Ми(E)

Диаграмма грифа

Названия нот, входящих в блюзовую гамму Ми

Звуки, входящие в блюзовую гамму Ми подчиняются следующей последовательности:
Ми(E) – Соль(G) – Ля(A) – Ля-диез(A#) – Си(H) – Ре(D)

Указания: блюзовые ноты как переходные ноты

При импровизациях и обыгрываниях в пределах блюзовой гаммы Ми(E) тебе наверняка бросится в глаза то, что блюзовая нота (Ля диез) дает твоей игре по-настоящему диссонирующий, грязный оттенок. Попробуй при этом, играть эту ноту не на акцентированные доли, а использовать её в качестве переходной, промежуточной ноты.

Блюзовая нота – идеальный стартовый пункт для бендов и слайдов.

(Кстати, рекомендую тебе подписаться на мой великолепный курс по основам блюза)

Расположение блюзовой гаммы Ми по 5-ти позициям на грифе гитары. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

Позиция №4

Позиция №5

Понравился материал? Не верю! Поверю только если поставишь лайк 😉

Источник

Блюзовая пентатоника

Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 01.08.2015 · Обновлено 06.07.2019

В предыдущей статье об импровизации на гитаре вы познакомились с основой импровизации и открыли для себя гамму «пентатоника». Сегодня я расскажу вам о том, как обогатить её и придать ей блюзового звучания, тем самым разнообразить вашу игру.

Блюзовая пентатоника

Блюзовая пентатоника — это звукоряд минорной пентатоники с добавлением пятой пониженной ступени (хроматической ). Другими словами блюзовая пентатоника, строится на основе обычной пентатоники, но при этом добавляется хроматизм, который и придаёт ей блюзовою окраску.

Пять позиций блюзовой минорной пентатоники

Блюзовая пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов:

1/5 тона, тон, полутон, полутон, 1/5 тона, тон

В тональности Ля-минор ноты записываются следующим образом:

Ля, До, Ре, Ре#, Ми, Соль

Чёрные точки в каждой позиции — это тоника, то есть главная ступень гаммы. Чёрно-белые точки — это та самая пятая пониженная ступень (хроматизм). Белые — все прочие ноты в тональности.

Советы

  • Овладейте каждый боксом блюзовой пентатоники и расположите их визуально на грифе гитары. Если вы знаете все пять позиций минорной пентатоники, то вам остаётся только добавить к каждой позиции тот самый хроматизм.
  • Пойте название всех нот пентатоники, что поможет вам запомнить их и лучше ориентироваться на грифе.
  • Играйте под инструментальное сопровождение в удобной для вас тональности. Этот подход поможет вам быстрее освоить все пять позиций и даст вам то, для чего вы и учитесь играть на гитаре.

Пополняйте ваш багаж ликами и фразами. См. музыкальные идеи.

Источник

Блюзовые гаммы на гитаре — инструкция для начинающих

Многие начинающие гитаристы узнают о пентатонике. Этим они открывают вход в мир рок-произведений и многих других песен, которые строятся на этом звукоряде. По мере изучения музыкант расширяет свой кругозор, продвигается до блюзовой гаммы для гитары. Она – давний сосед пентатонической, но звуков в ней на одну ноту больше. В этом и состоит отличие, которое добавляет новую краску в звучание.

Для чего вам стоит выучить позиции блюзовых гамм

Многие культовые сольные партии на гитаре замешаны именно на этом приеме. Для того чтобы не заучивать каждое соло «с нуля», необходимо набрать багаж из ликов и фраз. Большинство из них повторяются в той или иной мере.

Кроме того, это поможет выучить ноты и лучше видеть гриф. Когда вы заучите эти позиции, произведения в других жанрах также будут даваться легче.

Любые гаммы используются не только в виде выученных табулатур. Ими можно украшать собственные сочинения. Умение импровизировать поможет взаимодействовать с другими музыкантами. Порой приходится отходить от оригинальной тональности, добавлять в трек что-то своё. Чтобы не затеряться в музыкальном многообразии, заучите сам принцип построения.

Блюзовые гаммы. Теория простыми словами

Прежде чем перейти к практике, разберем азы теории. Зная правила построения различных музыкальных фраз, вы сможете гораздо легче осваивать новый материал.

Как строится блюзовая гамма

Для понимания необходимо сначала ознакомиться с пентатоникой. Различие в одной ноте, обозначения такие:

Минор

Рассмотрим такую схему.

М3 – Б2 – М2 – М2 — М3

Если отстроить в Ми миноре, получим:

  1. От «ми» – полтора тона – открытая 6 – 3 лад на шестой («соль») – например, безымянным;
  2. От g – 1 тон («ля» — открытая 5);
  3. От a – 0,5 тона – («a#» — 1 лад пятой) – указательным;
  4. От a# – 0.5 – («h» — 2 лад пятой) – средним;
  5. От H – 1,5 – («d» — открытая четвертая).

Мажор

Здесь последовательность будет иметь такой вид.

Б2 – М2 – М2 – М3 – Б2

Играем следующим образом:

  1. От ми (открытая 6) – 1 тон – фа# (2 лад шестой струны) – указательным;
  2. От f# – 0,5 – соль (3 лад той же струны) – средним;
  3. От g – 0,5 – соль # (4 лад и снова на шестой) – безымянным;
  4. От g# – 1,5 – си (2 лад пятой) – указательным;
  5. От h – 1 т. – C# (4 лад пятой) – безымянным.

Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы

Как и в других комбинациях, построение интервалов и создает отличительные звуковые особенности. Для «параллельных» гамм действуют те же правила, что и для натуральных. В качестве примера возьмём популярные a-moll и C-Dur:

A – C – D – D# — E – g

C – D – Eb – E ♮– G – A

Знание параллельных тональностей помогает сориентироваться во время импровизаций, а также на грифе. Например, чтобы из C-Dur перейти в a-moll, не обязательно учить их обе. Достаточно отложить вниз М3 (C – 1,5 – получится как раз «a»). Их аппликатура одинакова. Поэтому при переходе даже не придётся менять пальцы.

Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив

Этот звук значительно дополняет вашу импровизацию. Вы сможете раскрыть новые грани музыки, добавлять краску в разучиваемые произведения.

Для минорный комбинаций следует обратить внимание на промежуток между ступенью 3 и 4. Мы понижаем 4 – это будет та самая блюзовая нота.

В мажорных смотрим на 2 и 3 струны. При понижении 3 получаем то, что требуется.

Смотрите в видео: Одна нота, которая сделает ваши соло по-настоящему блюзовыми (блюзовая Нота) — уроки игры на гитаре.

Аппликатуры и обозначения

С некоторыми из них вы уже встречались на страницах других наших разборов. Например, нумерация пальцев.

Левая рука (они прописаны в кружках):

  • 1 – указательный;
  • 2 – средний;
  • 3 – безымянный;
  • 4 – мизинец.

Другие условные обозначения:

  • красный шарик – все ноты, которые играются в приведенной комбинации;
  • зелёный – блюзовая нота;
  • чёрные – тоники (мы с них начинаем, в них же приходим).

A (ля) минор блюзовая гамма – 6 позиций

Возьмем одну из самых простых гамм для примера. Хорошо будет, если вы не просто вызубрите эти схемы, но и поймете общий принцип их составления. Для этого нужно сначала познакомиться с натуральной гаммой. Затем убрать из неё некоторые ноты, превратив её в пентатоническую. Теперь с помощью рисунка можем пользоваться блюзовой.

Источник

Оцените статью