Блюзовые гармонии для гитары

Характерная гармония блюзов

Блюз — один из неиссякаемых источников вдохновения для музыкантов всех стилей. Основополагающая схема так называемого архаического блюза проста, это двенадцатитактовый период, включающий в себя три четырехтактовых предложения:

Характерной особенностью блюзовой гармонии является наличие доминантового качества на IV ступени лада во втором, пятом и шестом тактах.Приведенный пример — предельно упрощенный вариант, почти не встречающийся в чистом виде, за много лет появилось множество модификаций гармонии. В исполнительной практике принято различать архаичный (Old Blues) и современный (Modern Blues) блюз.
Для любой схемыдополнительное напряжение может быть создано при помощи нисходящих хроматических аккордов:

Также одним из характерных приемов в импровизации — использование «рефрена-брейка», в котором гармония меняется в момент исполнения брейка. (Здесь понимается, что рефрен — два с половиной такта от начала каждого предложения, брейк — полтора такта до конца предложения):

Обилие аккордов здесь кажущееся, поскольку для архаичного блюза типичны медленный и средний темпы.То же самое можно встретить во втором и третьем предложениях:

Обратите внимание на ритмическое оформление последних двух тактов схемы. Это пример типичного блюзового каданса.
Возникнув в среде американских негров, блюз со временем впитал в себя традиции европейского музицирования, особенно в области гармонии. Приведенный ниже вариант гармонии тактов 9-12 приближается к звучанию песни:

А теперь приведем вариант гармонизации блюзовой схемы с интенсивным использованием хроматических септаккордов в тональности фа-мажор. Проанализируйте ее и выучите наизусть.

Приводим также блюзовые схемы, выразительность которых так велика, что позволяет использовать всего по два звука из каждого аккорда, где чередуются терцовые и септимовые тоны. Функциональная определенность создается благодаря линии баса:

Тенденция к усложнению блюзовой гармонии существовала во все времена его бытования. Для расширения возможностей при импровизации в архаический блюз вводились новые аккорды и целые аккордовые прогрессии. Но тем не менее и современные блюзы состоят из трех четырехтактных предложений. Любые изменения, происходящие в гармонии, в конечном итоге способствуют усилению своеобразного блюзового эффекта.
Важным моментом в исполнении блюза являются кульминации. Их хорошо подготавливают квинтовые модели, создавая ощущение движения, определенного импульса.Кульминационной точкой в блюзовом квадрате является аккорд IVx в начале второго предложения, к которому направлено развитие аккордовой последовательности:

Надстраивая и альтерируя ступени аккордов, можно получить и более современное звучание. Естественно, что в творчестве музыкантов разных джазовых направлений гармония блюза постоянно модифицируется. В результате длительной исполнительсной практики сложиллись более или менее устойчивые последовательности современного блюза:

Последняя схема в) имеет с блюзом далекое родство, поскольку в ней преобладают модели квинтового круга. Вот ее более подробное изложениев до-мажоре , смена аккордов происходит на каждую четверть такта:

Кроме того встречается схема в минорном ладу, получившая названия «минорный блюз», он имеет несколько вариантов, приводим один из них в тональности ми-минор:

Приведенные блюзовые схемы далеко не исчерпывают все возможные варианты, так как исполнительская практика создает все новые и новые образцы гармонизации.

Источник

Блюз >Игра соло на фоне смен гармонии в блюзе

Солировать в рамках пентатоники или блюзовой гаммы на фоне 12-тактовой прогрессии несложно. Но как же здорово звучат соло, проникающие в самую суть аккордовых смен! Сегодня мы разберем несколько простых техник, которые позволят вам создавать соло, ведущее слушателя по прогрессии. Какова цель? Быть в состоянии сыграть связное соло, подчеркивающее изменения, без участия другого инструмента, играющего гармоническую основу.

И для этого совсем необязательно быть кем-то вроде Джо Пасса (Joe Pass). Эти техники помогут вам сделать вашу игру более уверенной. Начнем с двух нот – вы заметите, как можно обыграть аккорд без усложнений.

В Примере 1 задействованы всего две ноты — 3 и 7 ступени каждого аккорда. Для всех соло мы будем пользоваться любимой всеми гитаристами 12-тактовой блюзовой прогрессией в тональности G. Первый этап заключается в определении целевых нот каждого аккорда. Все это – доминантсептаккорды, построенные по схеме 1–3–5–b7, поэтому нам нужно понизить 7 ступень на полтона:

  • G7 – B и F
  • C7 – E и Bb
  • D7 – F# и C

Ноты связаны со следующим аккордом интервалом в целый тон или в полтона. Играя на фоне одного аккорда, можете пользоваться и более большими интервалами, а при переходах к другим аккордам делайте мелкие шажки.

Для следующего соло добавим тонику ( Пример 2 ). Можно проследить, как мы расширяем предыдущий пример, добавляя больше разнообразия. Имейте в виду, что шестнадцатые ноты следует играть в ритме свинга. Это придает еще больше колорита. В рамках смены аккордов я играю крупные интервалы, что создает эффект вопроса-ответа.

Думаю, вы уже догадались, что вас ждет. Разумеется, добавление 5 ступени каждого аккорда. Теперь в нашем распоряжении находятся полные четырехнотные арпеджио:

Но не советую вам рассматривать эти арпеджио как линейные фразы. Эти ноты определяют звучание каждого аккорда, но их необязательно играть именно в таком порядке. Важно придумать интересные риффы или фразы и связать их между собой на фоне смены аккордов ( Пример 3 ). Небольшое пояснение: в тактах 4 и 8 нота F# является проходящей во фразе на фоне аккорда G7.

В Примере 4 расширяем рамки, добавляя 6 (или 13) ступень. Раз мы имеем дело с доминантсептаккордами, содержащими b7, я предпочитаю вариант с 13 ступенью. Но это всего лишь теория.

[Примечание: При построении аккордов, содержащих не только 1, 3, 5 и 7 ступени стандартного “септаккорда”, нота, о которой идет речь, может находиться в той же октаве, что и тоника, или же в более высокой октаве. Второй вариант называется «расширенным аккордом», потому что выходит за рамки одной октавы. Это могут быть мажорные, минорные или доминантные аккорды 9, 11 и 13, в зависимости от того, какие именно ступени они включают. Запомните вот что: Если вам встречается номер ступени больше, чем 7, просто вычтите из него 7, и вы получите номер ступени в той октаве, где находится тоника. Это и будет нота, с которой вы имеете дело. В данном случае 13 – 7 = 6. Поэтому в аккордовой схеме ниже эта нота является 6 ступенью, хотя играть ее можно и на октаву выше тоники – как 13 ступень.]

Вот что получилось:

Здесь мы нарушим правило использования крупных интервалов в рамках одного аккорда и более мелких при переходе от одного аккорда к другому. Рифф является определенной последовательностью, и я накладываю практически идентичные фразы на все смены аккордов. Вы заметите, что вы двигаетесь по грифу, играя почти одинаковые аппликатуры на каждую аккордовую смену. В гармонии последовательное движение имеет преимущество над стандартными правилами солирования.

А сейчас добавим к каждому аккорду 9 ступень. [Не забывайте формулу вычитания 7: 9 – 7 = 2. Так, в аккордовых схемах ниже нота, о которой идет речь, представлена как 2 ступень, хотя играть ее вы будете, скорей всего, на октаву выше – как 9 ступень. Тот же тон, но в другой октаве.] Эту ноту часто добавляют не только к доминантным, но и к мажорным и минорным аккордам. Вот что мы имеем:

Пример 5 – комбинация стандартного подхода к солированию и использования последовательностей. В такте 2 вы услышите то, что я играл в Примере 1. В переходе к такту 1 я сыграл ноту A#, расположенную на полтона ниже аккордового тона В. Это типично для блюза и многих других музыкальных стилей. Просто представьте себе, что это слайд к первой ноте. Здесь не требуется какого-либо анализа, ведь это всего лишь быстрая проходящая нота. Последние три такта – хороший пример использования крупных интервалов в рамках аккорда и мелких на переходах.

Заключительный шаг – добавление 11 или 4 ступени. [И вновь пользуемся методом вычитания 7: 11 – 7 = 4.] От основных тонов 3 и b7 мы пришли к полному миксолидийскому ладу для каждого аккорда.

Подобный пошаговый подход интересен тем, что вы слышите, как каждый тон гаммы сочетается с доминантсептаккордом. Вы начинаете понимать, как именно они работают. Это очень важно для осознанной игры. В Примере 6 я беру одну последовательность и применяю ее для всех аккордовых переходов. Ритм в данном случае довольно сложен, поэтому сначала постарайтесь запомнить звучание примера и пропойте его. Если вы сможете это пропеть, сможете и сыграть.

В завершение урока, пара фраз о ритмах, которые я использовал в сегодняшних примерах. Хорошее чувство ритма и глубина ритмических идей – такая же основа успешного солирования, как и знания гармонии. Ритм и гармония неотделимы друг от друга. Поэтому не забывайте уделять внимание и тому, и другому!

Источник

Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих

Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.

С технической и композиционной точки зрения блюз не является чем-то невероятно сложным, и любой, даже начинающий гитарист, сможет сыграть и сочинить собственную блюзовую партию. Однако обходить стороной это довольно богатое направление однозначно не стоит. Главная причина в том, что блюз сейчас лежит в основе абсолютно любого музыкального направления – от классического хард-рока до экстремальных жанров, таких как sludge или grindcore. «Голубая скорбь» — предтеча всего, что сейчас творится на мировой музыкальной сцене, и его основы, хотя бы технические, стоит знать, хотя бы для того, чтобы разбираться в том, как работает современная музыка.

Немного из истории блюза

На данный момент сказать, кто же первым начал играть блюз, очень тяжело. Историки утверждают, что первые композиции возникли еще в девятнадцатом веке, на юге США, в среде афроамериканских рабов. Основными истоками жанра можно назвать госпел и рабочие песни. Первый блюз вообще не использовал никаких инструментов, кроме голоса, и зачастую исполнялся хором в церквях, поселениях и плантациях. И из этого каким-то образом и родился тот жанр, о котором мы говорим.

Кроме того, истоки жанра лежат также и в кантри-музыке, которая является национальной для североамериканских народов. Существует мнение о том, что перед тем, как сформироваться окончательно, направление приняло форму так называемого кантри-блюза. Со временем, в начале 20-го века, когда жанр вышел за рамки совместного исполнения, появились первые ансамбли, можно считать, что формирование направления окончательно завершилось.

Довольно интересный факт состоит в том, что сейчас лады, свойственные блюзу, прослушиваются не только в музыке народов Америки, но и в китайской народной музыке, а также населения крайнего севера России.

Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля

Слушать

Разумеется, прежде чем играть в каком-либо жанре, его надо отслушать, и особенно – послушать классику этого направления. Ниже собран список альбомов мировых блюзменов, которые вы обязательно должны поместить в плейлист, если хотите понять, как же блюз все-таки играется.

  1. Роберт Джонсон — The complete recordings (1990 г.)
  2. Мадди Уотерс — The Anthology (2000 г.)
  3. Хаулин Вулф — The Definitive Collection (2007 г.)
  4. Джон Ли Хукер — The best of John Lee Hooker (1992 г.)
  5. Ти-Боун Уокер — Stormy Monday Blues: The Essential Collection (1998 г.)
  6. Эрик Бибб — The Good Stuff (1998 г.)
  7. Биби Кинг — The Ultimate Collection (2005 г.)

Блюзовый ритм

Помимо классических 4/4, в основе блюза лежит особый ритм, который называется шаффл. Вся его суть заключается в том, что каждая доля такта разделяется на три части, а не на две, при этом на каждый второй удар приходится пауза.

То есть выглядит это так: раз – пауза –два — раз – пауза –два – и так далее.

Исполняя песню в высоком темпе, а также слушая классические блюзовые композиции, вы быстро поймете суть этого ритмического рисунка.

Для того, чтобы отработать знания на практике, ниже представлено восемь гитарных риффов в ритме шаффла, которые являются стандартами, а значит, опорой для сочинения будущих композиций.

Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.

Кроме непосредственно фразовых стандартов, существуют и блюзовые последовательности трезвучий, которые придают музыке то самое характерное звучание, и в ритме шаффла дают чистейший Blue Devils, о котором все так говорят.

Например, очень популярна следующая гармония:

И все ее производные, которые образуются от разных комбинаций этих аккордов. Данную последовательность, например, можно услышать в песне Graveyard Train – Ballad for Belzebub, вместе с блюзовой соло-партией, а также губной гармошкой.

Существует еще одна, совсем простая последовательность:

Именно на этих двух аккордах сыгран легендарный шедевр Джонни Кэша – Personal Jesus.

Вообще для того, чтобы понять, как строится блюзовая гармония, придется немного углубиться в музыкальную теорию. Весь жанр строится на последовательности I – IV – V, то есть Тоника – Субдоминанта – Доминанта. Тоника – это первая нота в любой гамме. Субдоминанта – соответственно, четвертая, а Доминанта – пятая.

То есть, если мы, скажем, возьмем тональность Ми-мажор, то аккордовая последовательность будет выглядеть так:

Тренировка игры под минус

Но, разумеется, для блюза надо понимать, как играть соло. Именно для этого и создан данный раздел. Здесь вы найдете две классические блюзовые мелодии, которые можно включить прямо из браузера, и под которые можно играть и импровизировать. Это – отличная практика для отработки шаффла и пентатоник, которые лежат в основе данного направления.

Jam Track — 70 bpm

Jam Track — 100 bpm

Блюзовая пентатоника

А вот эта тема невероятно важна в блюзе для начинающих. Именно на ней и строится характерное звучание и мелодии, которыми вы должны владеть. Ниже даны пять классических боксов пентатоники, которую необходимо выучить для того, чтобы играть блюз – как аккордами, так и соло.

Приемы игры

Разумеется, в данном жанре используются различные приемы игры на гитаре. Какие-то чаще, какие-то реже, но все они имеют место быть.

  1. Вибрато. Суть его состоит в том, чтобы во время звучания струны на ладу немного «раскачать» ее, добиваясь вибрирующего звука. Такой прием используется для того, чтобы подчеркнуть акцент или важную в композиции ноту.
  2. Бенд – это подтяжка струны. Суть в том, что при этом движении тон ноты поднимается, и она меняется на другую. Существует несколько видов бендов, в зависимости от того, насколько вы подтягиваете струну. Использовать данный прием стоит осторожно, потому что не везде и не всегда он прозвучит к месту – например, если подтянутая нота отсутствует в тональности, то случится противный выбивающийся звук.
  3. Слайд. Этот прием состоит в том, чтобы ударить по ноте на одном ладу, и потом, не отпуская струны, «съехать» на другой. Он часто используется в блюзе и кантри, существует даже специальная вещь – слайдер, а также подвид гитар – слайд-гитары, техника игры на которых как раз и построена на этом приеме.
  4. Хаммер-он и пулл-офф. Техника этих приемов состоит в том, чтобы, в первом случае, ударить по струне медиатором, и потом пальцем левой руки ударить по соседнему ладу, пока струна еще звучит. Во втором случае палец надо отпустить, немного подцепив лад. Это очень популярный прием, который позволяет играть характерные по мелодике соло-партии.

Разбор других песен

Нет лучше практики для гитариста, чем разбор песен других исполнителей. Обязательно занимайтесь этим при игре блюза, потому что из подобных произведений можно почерпнуть очень многое – начиная от отдельных фраз, до целых гармонических идей и отход от стандартов.

Работа над фразировкой

Любой самоучитель для блюза скажет вам, что главное в данной музыке – это фразировка. Работайте над каждым проигрышем и фразой, которую вставляете в свою песню. Классический вариант построения соло-партии в блюзе – это «вопрос – ответ», то есть первая часть должны как бы задавать вопрос, а вторая – его разрешать. Однако за счет разбора композиций вы сможете почерпнуть для себя огромный пласт других вариантов фраз, не следующих данной концепции.

Источник

Читайте также:  Dr hi beam струны для бас гитары
Оцените статью