Блюзовые квадраты для фортепиано
Проанализируем приведенные примеры выше:
— пример 1а — хорошая основа для многих блюзов и стилей.
— пример 1b — является вариацией на пример 1а с добавлением, 7-ой ступени на третью долю.
— пример 1с — в этом примере происходит перемещение от 3-ей ступени к 3-ей ступени ( E к E в этом примере) во время счета на 2 и 4 долю. Этот тип примера используется в буги-вуги, а также при игре Чикагского блюза.
— пример 1d — является вариацией на пример 1c, с добавлением 6-о ступени на 4-ую долю.
— пример 1e — дна вариация на шаблон 1с, на этот раз c добавлением интервала 6 на вторую долю.
— пример 1f — является вариацией на пример 1а, добавлением на слабые доли сверху ноты.
— пример 1g b 1h — является вариациями на 1а и 1b,на этот раз только с помощью четвертных нот. Они могут хорошо работать, если в правой руке играть шестнадцатые.
Теперь мы будем применять некоторые из этих моделей на 12-тактовый блюз в тональности G dur.
Практикуйте исполнение ниже приведенного примера с метрономом или драм-машиной, пока не достигните автоматизма.
Также очень важно много играть эти примеры как можно в большем количестве тональностей. Дальше представлен пример аккомпанемента левой руки в Сdur.
Урок 8 Блюзовая прогрессия и примеры исполнения аккомпанемента левой рукой.12-тактовый блюз.
Мы можем сделать следующие наблюдения, рассмотрев приведенную выше последовательность:
— Используются чередование доминантсептаккордов, построенных от 1-ой, 4-ой и 5-ой ступени (До мажор) такие как I7, IV7 и V7.
Ниже рассмотрим 12 тактовую последовательность, разделенную на 3 фразы по четыре такта:
— в первых 4 тактах используется I7(С7 в этом примере), во втором такте часто используется IV7 (F7).
— следующие 4 (т.е. начиная с 5 такта) такта начинаются с IV7, после двух тактов обычно следует переход к I7 (С7) — т.е. в такте 7.
— последние 4 такта (9 такт) начинаются с V7 (G7 в этом примере), в следующем такте (10 такт ) берется IV7 (F7).
Есть много вариаций на представленную выше прогрессию блюза особенно в джазовом исполнении, где могут быть использованы другие сложные аккорды.
Очень важным является знать эту прогрессию во многих других тональностях. Вот для вашей справки ниже приведена блюзовая последовательность в наиболее часто используемых тональностях F, G, и D:
Источник
Блюзовый лад
Уникальное явление ладовой системы современной музыки, которое повлияло на развитие таких жанров, как джаз, рок, фанк, метал и, конечно же, современная поп-музыка. Именно так можно описать блюзовый лад.
О нем можно говорить много и рассматривать с разных сторон. Американские музыковеды посвящают диссертации исследованию феномена блюзового лада и структуры блюзовой мелодики. Мы же в этой статье попробуем провести ликбез и рассмотреть тот минимум, который нужно знать современному музыканту для понимания структуру блюзового лада.
Что такое блюзовый лад и какие в нем ноты/ступени?
Первая проблема, с которой сталкивается музыкант это само строение блюзового лада. И проблема состоит в том, что нет какого-то одного блюзового лада, а есть различные варианты блюзовых ладов, которые имеют один общий корень/принцип, который является фундаментальным.
Это принцип блюзовых ступеней или блюзовых нот.
Давайте попробуем разобраться с тем, что такое blue notes, как их называют в Америке.
Как известно, блюз это музыка, которая возникла в Америке на основе традиций африканской музыки. В Африканской музыке, как и в музыке большинства народов не было никакого понятия о темперации, соответственно их слух по умолчанию был настроен на восприятие более мелкого деления целого тона (не на полтона, а на ¼, 1/3 и тд).
Можно предположить, что понижение ступеней в африканском звукоряде было своеобразным способом получения более печальных мелодий.
Попав в музыкальную культуру с темперированным строем африканцы начали накладывать свои грустные мелодии на темперированную гармонию. Соответственно, так как они не знали, что в мажорном трезвучии терция большая, а квинта чистая, то по привычке продолжали петь их в привычном им строе.
Слух же европейского человека услышал в этом наложение пониженных ступеней, на мажорную гармонию. И так как в нотной записи ¼ тонов нет, то записывать ступени в блюзе стали на полтона ниже, тем более инструментов для исполнения четвертьтонов не было, а самый просто способ получить блюзовое звучание на фортепиано это сыграть 3b ступень, на мажорное трезвучие.
Так и появилось понятие блюзовых тонов.
Если проанализировать мажорную гамму, которая очевидно была навязана африканцам, как стандарт, то легко заметить, что понижать в ней можно 2, 3, 5, 6, 7 ступени.
Но здесь нужно вспомнить, что в африканской культуре мажорной гаммы нет и африканцы по привычке продолжали мыслить пентатоникой, которая является основной музыки практически всех культур.
Теперь идем дальше
Наложение концепции пентатоники и блюзовых ступеней на кальку мажорного лада дает нам следующую схему:
Пентатоника в самом популярном виде
Пример фразы из соло Joe Farrell в чистой пентатонике (Db/Bbm)
Мажорная гамма
Наложение пентатоники на мажорную гамму с понижением на 1/4 тона 3, 5 и 7 ступеней:
Похожая концепцию излагается здесь Oliver, Paul. «That Certain Feeling: Blues and Jazz… in 1890?» p.13, Popular Music, Vol. 10, No. 1, The 1890s. (Jan., 1991), pp. 11-19. Cites Rudi Blesh
Получили блюзовую гептатонику – своеобразный прообраз блюзового лада.
Так как африканская душа очевидно стремилась сохранить пентатоническое звучание в таком гибриде африканской и европеской гаммы, то было проделано следующее – расстояние в увеличенную секунду между 5b и 6 было ликвидировано путем отсечения 6 ступени, как нарушающей пентатоническое звучание, а вместо нее была добавлена натуральная 5 ступень, вторая ступень так же была пропущена для приведения пентатоники к первичному виду.
В итоге появилась блюзовая гексатоника или, как ее неверно называют, блюзовая пентатоника. Пониженные ступени сделали просто бемольными:
Это один из самых популярных вариантов блюзовой гаммы, который будет звучать по блюзовому только при использовании ¼ понижения 3, 5 и иногда 7 ступени. Именно такой эффект создают микробенды на гитаре и духовых инструментах и его имитируют пианисты с помощью форшлагов.
Дальнеший процесс развития блюзового лада шел по пути внедрения блюзовых ступеней и ходов в привычные для европейцев лады.
Основой этого стало полутоновое разрешение блюзовых нот и понижение все тех же 3, 5,7 ступеней.
Как мы видим, блюзовая гекстоника имеет минорное наклонение. Но гармония блюза при этом мажорна, наложение блюзового лада на блюз гармонию создает своеобразный полимодальный эффект.
Для более мажорного звучания используется разрешение 3b в 3, а иногда и 7b в 7. Так получается 9 нотный блюзовый лад:
Если привести этот лад к пентатоническому виду, то получим такую структуру:
Такой лад условно можно назвать мажорной блюзовой пентатоникой.
Таким образом, мы видим, что есть 2 вида блюзовой гекстатоники, а также несколько видов 7,8,9 ступенных ладов.
Главная особенность формирования блюзового лада основана на его фрагментированности, то есть лад возникает, не как цельная 6, 7, 8, 9, 10 нотная структура, а как набор секвенцированных ячеек:
То есть, простые 3-4 нотные попевки, будучи секвенцированными дают структуры вплоть до 11 нот. Пример скоростного пассажа из песни 6: 00 Dream Theater. Здесь использованы 2 хроматические ячейки в блюзовой пентатоник
Особняком стоит минорный лад, так как он не типичен для блюза, то его использование более характерно в рок-музыке. По сути, структура ячеек не меняется, за исключением 3 ступени, которая остается в одном виде, остальные ходы вполне типичны для минора. Получаем такой 9 нотный лад:
Пример лика из Whole lotta love Led Zeppeling с использованием дорийского с блюзовыми нотами:
Завершающий лик в это соло использует уже мажорный лад в качестве основы с характерным заострением интонации 3b — 3.
Еще один пример фразы в блюзовой октатонике 1 3b 3 4 5b 5 6# 7 — SRV Lenny:
Еще один пример хроматизации блюзового лада Blues Etude Оскара Питерсона:
Исходя из вышесказанного легко сделать следующие выводы:
- Основа блюза это блюзовые ступени, которые можно внедрять в любые лады, превращая их в блюзовые (как вам идея создать фригийский блюзовый?)
- Для блюза, в целом, важен не набор нот внутри лада, так как структура лада может варьироваться, а архитипичные интонации, которые в виде ячеек могут образовывать, в некоторых случаях, и полную хроматику
- Неполное понижение ступеней очень важно для создания блюзового звучания
- Не существует одного блюзового лада
- Для блюза важно наложение на мажорную гармонию, если же гармония минорная, то имитируются мажорное звучание, за счет мажорно субдоминанты и септаккорда на 6 ступени (F7 в ля минор и ход F9 – E9)
Chord Scale Theory
Что даст вам данный курс?
Фундаментальное понимание ладов и их роли в современной музыке
Вы детально проработает и поймете все важнейшие лады современной музыки в контексте гармонии
Вы научитесь применять лады в вашем творчестве: импровизации, композиции, сограйтинге, аранжировке
Источник
Блюзовая форма
Когда речь заходит о блюзе, то многие представляют себе старого негра афроамериканца с гитарой и думают о блюзе, как о некой архаичной форме. Однако блюз с тех пор, как он появился в середине XIX века, и до сегодняшнего дня является неиссякаемым источником вдохновения для самых разных стилей музыки. В качестве примера можно сказать, что под влиянием блюза находится музыка как группы Metallica, так и Кристины Агилеры.
Даже если Вы не намерены сочинять джаз, блюз или рок музыку, знание блюзовой формы может дать Вам некоторые новые идеи и позволит зазвучать по новому.
Основой современного блюза является 12-тактовая форма, которая точно копирует поэтическую форму блюза, которая является трехстрочной и имеет форму AAB.
Для обозначения каждой новой строчки используется аккорд новой функции. В 9-10 тактах для блюза типичен ход от V ступени к IV
Таким образом самая простейшая блюзовая форма представляет собой следующий квадрат:
Последние два такта называются тэрнэраундами и могу изменяться до неузнаваемости в зависимости от стиля музыки.
Очень часто, блюзовую форму ошибочно интерпретируют как состоящую из трех предложений. Однако это неверно по нескольким причинам. Первая — это отсутствие каденций, чаще всего в 4, 8, 12 тактах, наоборот, добавляется аккорд, усиливающий тяготение, что способствует склеиванию формы, а не ее расчленению. Вторая — это блюзовая фразировка. Блюзовый четырехтакт может состоять из одной или двух фраз, расположенных на границе псевдопредложений.
Также для блюза характерно построение фраз по принципу «вопрос ответ», когда вокалист поет первые два такта, а отвечает какой-либо солирующий инструмент. Эта практика появилась в спиричуэлс — духовных песнях, в которых голосу певца отвечал хор, либо наоборот.
Хотя архаичный блюз иногда исполняется обычными трезвучиями, все же чаще всего гармония блюза опирается на диссонанс доминантсептаккорда — поэтому типично изложение блюзовой последовательности именно септаккордами.
Ix| Ix| Ix| Ix
IVx| IVx| Ix| Ix|
Vx| IVx| Ix| Ix
Если выписать септаккорды
и вычленить из них ноты, то получим блюзовую гамму:
Сам блюзовый лад неотделим от септаккордов, поскольку без аккордового сопровождения не дает типичное блюзовое звучание — которое является наложением минорных тонов на мажорную терцию аккорда в сочетании с неустойчивой малой септимой. Очень часто из данной гаммы извлекается блюзовая пентатоника:
Которая при наложении на мажорную гармонию создает мажорно-минорное звучание, характерное для блюза.
Усложнение гармонии
Естественно, что блюзовый квадрат чаще всего исполняется в более сложных разновидностях, при этом методы усложнения гармонической схемы зависят от стилистики произведения.
Для блюзовых стилей характерно добавление промежуточных доминант или, реже, субдоминант. Например:
Ix| Vx| Ix| Ix|
IVx| IVx| Ix|I Ix|
Vx| IVx |Ix| Vx
В данной схеме перед каждой сменой аккорда добавлен аккорд побочной доминанты.
Также в блюзе используется добавление хроматических полутоновых сдвигов. При этом все аккорды рассматриваются в рамках исходной тональности.
Ix IV#x| Vx| Ix| Ix III#x|
IVx| IVx| Ix| IIx VIbx|
Vx|IVx|Ix|Vx IIbx|
Также для гитарных блюзов характерно изложение аккордов не только в виде септаккордов, но и в виде аккордов с секстой. Если обозначить схематично:
I I6| I7 I6 и т.д
В джазовых вариантах используются более расширенные варианты замен. Каждый четырехтакт рассматривается как небольшая последовательность, которая может предельно усложняться с помощью общепринятых в джазе замен.
Рассмотрим примеры джазовых интерпретаций блюза:
C7 / F7 / C7 / C7 /
F7 / F#dim7 / C7 / Em7 — A7 /
Dm7 / G7 / Em7 — A7 / Dm7 — G7 /
Первый четырехтакт здесь представлен без изменений.Во втором используется классический ход от субдоминанты к тонике через уменьшенный IV# ступени. Затем использован стандартный прием расширения аккордов за счет введения цепочки II-V. Аккорд доминанты смещается до 10 такта, а перед ним вводим секвенцию оборота, начиная в обратном порядке, то есть двигаемся от G7 — Dm7 — A7- Em7 — таким образом получаем исходный оборот, теперь нужно только развернуть его и получим замену. Далее в 11-12 такте использован тот же прием, но только для аккорда I ступени. Также последние два такта могут быть хроматическими C7 — Eb7 / D7 — Db7
Как видите здесь использованы стандартные для джаза гармонические ходы.
Также очень часто используется введение оборота I-VI-II-V. Тогда получим следующую схему:
C7 -A7/ Dm7 — G7/ C7 / Gm7 C7 /
F7 / F#dim7 / C7 -A7/ B7 — G#7 /
Bb7-G7/ F7 / Em7 — Ebm7 / Dm7 — Db7 /
Одним из предельных вариантов усложнения блюзовой последовательности является уже упоминаемая мной последовательность Паркера.
Fmaj7 / Em7b5 A7b9 / Dm7 Db7 / Cm7 F7 /
Bb7 / Bbm7 Eb7 / Am7 D7 / Abm7 Db7 /
Gm7 / C7 / F D7 / Gm7 C7 /
Как можно заметить, здесь сочетаются все рассмотерные выше приемы усложнения. Хроматические сдвиги, введение оборота II-V, оттягивание доминант и т.д
Еще несколько последовательностей из учебника Чугунова:
Проникновение блюза во фьюжн привело к возникновению таких политональных последовательностей:
Pat Metheny «Missouri Uncompromised»
A / A / A / A /
Bb|A | Db/Ab Eb/G | D/F# Dm/F |
E / D / A / A /
Также существуют минорные блюзы, которые, однако, звучат не так характерно:
Из известных минорных блюзов можно назвать припев из «Still got the blues» Gary Moore
Усложнение формы
Чистая блюзовая форма не допускает никаких видоизменений в количестве тактов, однако очень часто используется для создания как более простых, так и более сложных форм.
К простым можно отнести, например, 8-тактовую хард-рок-форму:
I| I| IV| I| V| IV| I| I|
Сложные формы являются соединением простых блюзовых. Классический пример сложной двухчастной — это Сент-Луи Блюз:
Часть A — здесь 12 тактовый блюз
Часть B — 16 тактовая форма
Часть A1 — реприза 12 тактового блюза
Еще вариант простой трехчастной формы на основе блюза:
Источник