Блюзовые лики для акустической гитары

Блюзовые гаммы на гитаре — инструкция для начинающих

Многие начинающие гитаристы узнают о пентатонике. Этим они открывают вход в мир рок-произведений и многих других песен, которые строятся на этом звукоряде. По мере изучения музыкант расширяет свой кругозор, продвигается до блюзовой гаммы для гитары. Она – давний сосед пентатонической, но звуков в ней на одну ноту больше. В этом и состоит отличие, которое добавляет новую краску в звучание.

Для чего вам стоит выучить позиции блюзовых гамм

Многие культовые сольные партии на гитаре замешаны именно на этом приеме. Для того чтобы не заучивать каждое соло «с нуля», необходимо набрать багаж из ликов и фраз. Большинство из них повторяются в той или иной мере.

Кроме того, это поможет выучить ноты и лучше видеть гриф. Когда вы заучите эти позиции, произведения в других жанрах также будут даваться легче.

Любые гаммы используются не только в виде выученных табулатур. Ими можно украшать собственные сочинения. Умение импровизировать поможет взаимодействовать с другими музыкантами. Порой приходится отходить от оригинальной тональности, добавлять в трек что-то своё. Чтобы не затеряться в музыкальном многообразии, заучите сам принцип построения.

Читайте также:  Не открывается багажник с салона аккорда

Блюзовые гаммы. Теория простыми словами

Прежде чем перейти к практике, разберем азы теории. Зная правила построения различных музыкальных фраз, вы сможете гораздо легче осваивать новый материал.

Как строится блюзовая гамма

Для понимания необходимо сначала ознакомиться с пентатоникой. Различие в одной ноте, обозначения такие:

Минор

Рассмотрим такую схему.

М3 – Б2 – М2 – М2 — М3

Если отстроить в Ми миноре, получим:

  1. От «ми» – полтора тона – открытая 6 – 3 лад на шестой («соль») – например, безымянным;
  2. От g – 1 тон («ля» — открытая 5);
  3. От a – 0,5 тона – («a#» — 1 лад пятой) – указательным;
  4. От a# – 0.5 – («h» — 2 лад пятой) – средним;
  5. От H – 1,5 – («d» — открытая четвертая).

Мажор

Здесь последовательность будет иметь такой вид.

Б2 – М2 – М2 – М3 – Б2

Играем следующим образом:

  1. От ми (открытая 6) – 1 тон – фа# (2 лад шестой струны) – указательным;
  2. От f# – 0,5 – соль (3 лад той же струны) – средним;
  3. От g – 0,5 – соль # (4 лад и снова на шестой) – безымянным;
  4. От g# – 1,5 – си (2 лад пятой) – указательным;
  5. От h – 1 т. – C# (4 лад пятой) – безымянным.

Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы

Как и в других комбинациях, построение интервалов и создает отличительные звуковые особенности. Для «параллельных» гамм действуют те же правила, что и для натуральных. В качестве примера возьмём популярные a-moll и C-Dur:

A – C – D – D# — E – g

C – D – Eb – E ♮– G – A

Знание параллельных тональностей помогает сориентироваться во время импровизаций, а также на грифе. Например, чтобы из C-Dur перейти в a-moll, не обязательно учить их обе. Достаточно отложить вниз М3 (C – 1,5 – получится как раз «a»). Их аппликатура одинакова. Поэтому при переходе даже не придётся менять пальцы.

Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив

Этот звук значительно дополняет вашу импровизацию. Вы сможете раскрыть новые грани музыки, добавлять краску в разучиваемые произведения.

Для минорный комбинаций следует обратить внимание на промежуток между ступенью 3 и 4. Мы понижаем 4 – это будет та самая блюзовая нота.

В мажорных смотрим на 2 и 3 струны. При понижении 3 получаем то, что требуется.

Смотрите в видео: Одна нота, которая сделает ваши соло по-настоящему блюзовыми (блюзовая Нота) — уроки игры на гитаре.

Аппликатуры и обозначения

С некоторыми из них вы уже встречались на страницах других наших разборов. Например, нумерация пальцев.

Левая рука (они прописаны в кружках):

  • 1 – указательный;
  • 2 – средний;
  • 3 – безымянный;
  • 4 – мизинец.

Другие условные обозначения:

  • красный шарик – все ноты, которые играются в приведенной комбинации;
  • зелёный – блюзовая нота;
  • чёрные – тоники (мы с них начинаем, в них же приходим).

A (ля) минор блюзовая гамма – 6 позиций

Возьмем одну из самых простых гамм для примера. Хорошо будет, если вы не просто вызубрите эти схемы, но и поймете общий принцип их составления. Для этого нужно сначала познакомиться с натуральной гаммой. Затем убрать из неё некоторые ноты, превратив её в пентатоническую. Теперь с помощью рисунка можем пользоваться блюзовой.

Источник

Учимся играть блюз на гитаре – часть 3. Импровизация в блюзе

Импровизация — важнейшая часть блюзовой культуры. Музыкант должен не просто играть случайную гамму в тональности. От него требуется обыграть основную идею произведения и представить свое видение композиции. Для этого нужно уметь сочинять на ходу и иметь багаж знаний и навыков игры на гитаре.

Основы импровизации. Блюзовая пентатоника

В основе импровизации находится блюзовая пентатоника. Она немного отличается от пентатоники в роке и джазе.

Пентатоника — это гамма из 5 нот. Пентатоника получается путем удаления 2 ступеней из звукоряда. Для мажора – это IV и VII ступени. Для минора – II и VI ступени.

Например, пентатоника Ля-минора состоит из звуков:

Ля (I) — До (III) — Ре (IV) — Ми (V) — Соль (VII)

В блюзе к пентатонике добавляется еще одна шестая нота. Это пониженная V ступень. Для тональности Ля-минор это и-бемоль.

Эту ноту еще называют «блюзовой». Именно она придает то самое характерное настроение песням жанра.

Ниже представлены боксы блюзовой минорной пентатоники. Для каждого бокса представлена табулатура для отработки.

На аппликатурах тоника выделена красным цветом, блюзовая нота – желтым цветом.

Первый бокс блюзовой гаммы

Второй бокс блюзовой гаммы

Третий бокс блюзовой гаммы

Четвертый бокс блюзовой гаммы

Пятый бокс блюзовой гаммы

В идеале вы должны выучить расположение ступеней в каждом боксе пентатоники. Если для вас это кажется сложным, то выучите хотя бы принцип расположения «блюзовой» ноты.

Импровизация на одной струне

Этот прием помогает запомнить интервалы между нотами в пентатонике. Его суть заключается в том, что музыкальная фраза играется на одной струне по всему грифу. Чаще всего это делается с помощью слайдера.

Отличным примером соло на одной струне является Seven Nation Army Джека Уайта.

Соло Seven Nation Army. Часть 1 Соло Seven Nation Army. Часть 2

В качестве упражнения поиграйте пентатонику на одной струне под минусовку. Тональность — Ре-минор (Dm).

Мажорная гамма в импровизации

В блюзе допускается объединение мажорной и минорной гаммы. Это достаточно сложный импровизационный прием. Он требует знаний о точном расположении тоники, 3 и 5 ступеней для каждой тональности.

Пример объединения двух гамм на табулатуре.

Объединение двух гамм на табулатуре

ВАЖНО! О том, как все не испортить.

Объединяя мажорные и минорные гаммы, имейте четкое представление, какую ноту можно сыграть, а какую – нет. Ошибка может привести к фальши, которую очень тяжело спрятать. Если вы все-таки сыграли не ту ноту, попробуйте дотянуть ее бэндом до нужной.

Арпеджио

Арпеджио — это последовательное извлечение нот. Другими словами, перебор. В блюзе арпеджио играется в усеченном виде. В основном на первых или последних трех струнах. Это обусловлено стилистикой жанра.

Применение арпеджио фокусирует внимание на зацикленности ритма музыкального фрагмента (раз-два-три, раз-два-три). В художественных целях гитаристы используют этот прием для создания напряжения, которое чаще всего разрешается бэндом.

Арпеджио

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма (или хроматика) — это звукоряд, в котором интервалы между нотами составляют полтона.

В блюзе хроматика используется для создания неустойчивого звучания. Если вы применяете хроматическую гамму в соло или риффе, то в следующем такте вам нужно добавить устойчивые тона. Например, тонику.

Сыграйте табулатуру. В этом фрагменте в конце первого такта добавлена хроматика. Второй такт начинается с тоники. Она добавляет мелодии устойчивости.

Хроматическая гамма

Тернэраунды в блюзе

Важной частью классической блюзовой композиции является тернэраунд. Это небольшая музыкальная фраза, которая подводит или возвращает слушателя к основной теме композиции.

Тернэраунд может начинать и заканчивать песню.

Пример тернэраунда

Классический пример этого приема вы можете услышать в песнях «Milk Cow Blues» Роберта Джонсона, «Screamin’ and Hollerin’ the Blues» Чарли Паттона и «Все это рок-н-ролл» группы «Алиса».

Ниже представлены примеры того, как сыграть классические тернэраунды или придумать свои.

В русской народной музыкальной культуре аналогом тернэраунда является запев.

Скоростные легатные пассажи

Блюз в основном играется в медленных и средних темпах. Но некоторые гитаристы в своих сольных партиях применяют скоростные пассажи. Особенно распространена эта техника на стыке рока и блюза.

Переход между нотами при таком приеме осуществляется с помощью легато. Пример на табулатуре.

Скоростной легатный пассаж

В импровизации скоростным пассажем гитарист обычно обыгрывает один аккорд. Таким образом он демонстрирует свой исполнительский уровень.

Отрабатывать легато необходимо регулярно.

Ниже представлено несколько видеоуроков. Они помогут вам в отработке этого технического приема.

Мотив

Блюзовые импровизации часто выглядят бессистемными. Но это не так. Любой музыкальный джем построен вокруг одной музыкальной идеи. Это может быть рифф, фраза, мелодия. Такая идея называется мотивом. Музыканты обыгрывают мотив по-своему. При этом они сохраняют основное настроение песни.

Отрабатывать обыгрывание мотива лучше всего под бэкинг-трек.

Поначалу в качестве мотива вы можете использовать любой несложный блюзовый лик или фрагмент пентатоники.

ВАЖНО! Вместо подведения итогов.

В импровизации вы не обязаны использовать сразу все известные вам приемы и «фишки». Это будет только отвлекать слушателя от основной идеи композиции. Акцентируйте внимание на нескольких приемах. Например, на «вкусном» тернэраунде, который заканчивается бэндом сразу нескольких струн.

Источник

25 блюз-роковых фраз, которые вы должны знать. Часть 1

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Довольно сложно точно назвать 25 гитарных фраз, которые бы охватывали всю блюз-роковую вселенную. Если каждый из нас попробует это сделать, то у нас будут разные результаты. Поэтому тут у нас просто набор ликов, которые могут сформировать отличный фразовый арсенал. Если вы только начинаете, то этот набор бросит вас сразу в гущу схватки, а если вы играете уже многие годы, он поможет пополнить ваш поношенный и истощившийся колчан стрел.

Для любого музыканта важно знать и понимать историю и эволюцию музыкального стиля, и то как характерные особенности того или иного влиятельного музыканта из каждой эпохи связаны между собой. Ну например, как You Need Love Maddy Waters’а связано с Jimmy Page’ем?

Это знание даёт на понимание того, как наш любимый гитарист использовал эти воздействия в своей собственной игре. Вообще, в современной музыке очень немного действительно оригинальных голосов, и лишь несколько из них – это гитаристы. В блюзе и роке гармония и ритм, обычно, довольно незамысловаты. Но это-то и удивительно. Удивительно но, как великие гитаристы в течении десятилетий умело обращались с этим относительно простым музыкальным языком и разговаривали на нём на свой собственный лад.

Мы сделали обзор наиболее интересных и популярных составляющих блюз-рока, которые постоянно появляются в ликах гитаристов с 40х годов до наших дней – будь то гармония, ритм или интересная артикуляция. Этот урок включает в себя 25 фраз, пронумерованных по убыванию. Каждый элемент этого списка был «позаимствован» от от одного или нескольких великих гитаристов.

Этот урок можно использовать двумя различными способами. Первый – это просто отработать все лики, чтобы играть все 25 без ошибок, что позволит вам поработать над выносливостью и точностью исполнения. С другой стороны, вы можете использовать каждый лик, как точку отсчета для своих собственных идей.

Работайте над тем, чтобы проникнуть в каждый элемент глубже, затем придумывайте своё, используя ваших любимых гитаристов для вдохновения, и, конечно, сочетайте это со своим собственным творческим началом.

Ну и почему бы вам не взять некоторые из этих элементов, выписать их на 12 тактов, а потом используя только их сделать из них музыку, чтобы они звучали натурально и гармонично, а не просто как надуманный набор связанных между собой фраз. Именно такой творческой практикой занимаются профи. Ловите кайф и удачи!

25. Мажорный мотив Ferddie King

Повторяющаяся мажорная пентатоника – это основа игры Freddie King. Он использовал группировку триолей, тогда как «жук» George Harrison применил интересную идею смещения ритма 16ми в Hard Days Hight.

Эта же идея видная также в потрясном соло Paul Kossofв Free’s All Night Now. Если говорить про кантри, то примерно тоже самое мы модем услышать у Kenny Rorers в Take You Love To Town.

24. От минорной к мажорной пентатонике

Блюз-рокеры довольно часто играют поверх доминант-аккорда, как мажорную, так и минорную пентатонику в том же ключе (в нашем примере – это A). Обычно это делают той же «распальцовкой», что и для А-минора (на 5м ладу), затем перемещаются на 3 лада в низ, чтобы получился A-мажор (на 2м ладу).

В использовании этого приема замечены разные гитаристы, в том числе Angus Young и Paul Gilbert.

23. Фрагмент арпеджио минор 7

Этот лик – это отличный пример того, можно украсить такой стерильный музыкальный прием, как арпеджио. Этим приемом отлично владеют три гитариста: Mark Knopfler, Peter Green и Eric Clapton, по крайней мере эта троица сразу же приходит на ум.

В нашем примере мы украшаем арпеджио D mior (D-F-A) и minor 7 (D-F-A-C). Арпеджио – это короткий путь, чтобы попасть «в цель аккорда» и они всегда звучат отлично!

22. Органные лики

На многих гитаристов, среди которых Danny Gatton, Robben Ford и Stevie Ray Voghn, оказали влияние органисты, например, Jimmy Smith. В результате мы увидели интересные дабл-стопы и трели.

Попробуйте играть, как пальцами, так и медиатором, чтобы получить сбалансированную динамику.

21. Рок-н-рольные пул-оффы

Задолго до рокеров 70х быстрые и огненные пул-оффы популяризировали такие люди, как Scotty Moor (гитарист Элвиса), Eddie Cochran и Cliff Gallup, который играл в команде Gene Vincent. В общем, еще в 50х уже вовсю пользовались этим приемом.

Идея была была позаимствована у самого Les Paul, но в итоге лик стал рокабильным штампом (привет Brian Setzer). Его также стал использовать Jeff Beck (кстати, большой фаната Cliff Gallup и Les Paul).

20. Педальный (органный пункт) лик


Идеи органного пункта использовал не только Yngwie Malmsteen и другие, подверженные влияние классики, гитаристы.

Тут у нас распространенная блюзовая вариация, где тоника D используется, как педаль, против нисходящих голосов (A-Ab-G) или (5-b5-4).

Источник

Оцените статью