Блюзовые ноты для баса

Содержание
  1. Блюзовые гаммы для гитары. Аппликатуры, табы и описание блюзовых гамм для начинающих
  2. Блюзовые гаммы для гитары. Общая информация
  3. Для чего вам стоит выучить позиции Блюзовых гамм?
  4. Блюзовые гаммы. Теория простыми словами
  5. Как строится блюзовая гамма
  6. Минор
  7. Мажор
  8. Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы
  9. Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив
  10. Аппликатуры и обозначения
  11. A (ля) минор блюзовая гамма — 6 позиций
  12. 1 позиция
  13. 2 позиция
  14. 3 позиция
  15. 4 позиция
  16. 5 позиция
  17. 6 позиция
  18. Аппликатуры блюзовых гамм в других тональностях
  19. До минор (C min) — Ми-бемоль мажор (E♭ maj)
  20. Ре минор (D min) — Фа мажор (F maj)
  21. Ми минор (E min) — Соль мажор (G maj)
  22. Фа минор (F min) — Ля-бемоль мажор (A♭ maj)
  23. Соль минор (G min) — Си-бемоль мажор (B♭ maj)
  24. Си минор (B min) — Ре мажор (D maj)
  25. Упражнения и блюзовые лики для развития техники игры
  26. Блюзовые ноты для баса
  27. 8-ми тактовый блюз

Блюзовые гаммы для гитары. Аппликатуры, табы и описание блюзовых гамм для начинающих

Блюзовые гаммы для гитары. Общая информация

Блюзовая гамма – гамма, которая отличается от пентатоники на один звук. Это так называемая «блюзовая нота», которая и даёт характерный оттенок при игре этого жанра. Разумеется, данная последовательность используется не только в блюзе. Её основы можно часто встретить в самых разных стилях – от классического хард-рока до современной поп-музыки.

Для чего вам стоит выучить позиции Блюзовых гамм?

В первую очередь блюзовые гаммы на гитаре необходимы для игры импровизаций. Наверняка многие задумывались о том, как их любимые роковые музыканты делают свои сногсшибательные соло. Разумеется, на студийных версиях есть какая-то заготовка или даже заученный текст. Однако часто опытные рокеры используют разные варианты, как при записи альбомов, так и в концертных турах. Например, гитарист Led Zeppelin Джимми Пейдж вообще никогда не играл одинаковые соло. На каждом концерте он добавлял к известным песням что-то новое и ранее не звучавшее.

Читайте также:  Московский вальс лепин ноты

Культовые блюзмены вроде Стиви Рэй Вона буквально рассыпались жемчужинами звуков на своих выступлениях. Такие сольные партии могли продолжаться до десяти минут. Помимо этого умение сымпровизировать – это важный навык, который пригодится в джемах. Это спонтанные совместные импровизации на заготовленную тему, которые популярны как у блюзовых, так и у джазовых и классических музыкантов.

Помимо этого блюзовая гамма пригодятся вам для разучивания уже знакомых песен. Вы приятно удивитесь, когда начнёте вспоминать старое соло или просто песенку. Вполне возможно, что ранее вы долго и упорно зазубривали каждую ноту, стараясь запомнить цифровку в табулатуре. Но зная ноты блюзовой гаммы, многие фразы окажутся клишированными и лёгкими для запоминания.

Блюзовые гаммы. Теория простыми словами

Как строится блюзовая гамма

Если вы не знаете, что такое пентатоника , то рекомендует ознакомиться по предложенной ссылке. Это фундамент музыки «голубой тоски», который поможет построить необходимую гамму за считанные минуты.

Минор

Минорная блюзовая гамма строится исходя из строения минорной пентатоники.

Минорная пентатоника: малая терция – большая секунда – большая секунда – малая терция;

Минорная блюзовая гамма: малая терция – большая секунда – малая секунда – малая секунда – малая терция.

Для того, чтобы понять эти музыкальные интервалы, отложите на инструменте (скажем, от ноты ля): 1,5 тона – тон – полутон – полутон – 1,5 тона.

Если сказать ещё проще, то: «точка отсчёта» — 6 струна 5 лад – передвигаем палец на 3 лада вправо – переход на 5 струна 5 лад – двигаем палец на лад вправо – двигаем палец на лад вправо – 4 страну 5 лад – двигаем палец на 2 лада вправо.

Разумеется, это сделано для подробного разбора новичкам. Ниже будут аппликатуры пальцев для удобства исполнения.

Мажор

Построим мажорную пентатонику: большая секунда – большая секунда – малая терция – большая секунда;

Мажорная блюзовая гамма: большая секунда – малая секунда – малая секунда – малая терция – большая секунда, или:

Тон – полутон — полутон – 1,5 тона – тон.

Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы

Как вы могли заметить, основные различия содержатся в интервальном построении. Именно за счёт него и получается отличный друг от друга звук. Кроме того из-за особенностей строения самой пентатоники (отсутствие 2 и 6 ступеней в миноре; 4 и 7 в мажоре) меняется и сам «нотный состав» гаммы.

Например, блюзовые гаммы для гитары Ля-минор и гамма до-мажор (соответственно):

Ля – до – ре – РЕ ДИЕЗ – ми – соль;

До – ре – МИ БЕМОЛЬ — ми (бекар) – соль – ля.

Обратите внимание на то, что в параллельных гаммах совпадают аппликатуры. Рассмотрим на примере соль мажор (блюзовая – соль – ля – СИ БЕМОЛЬ – си бекар – ре – ми – соль). Чтобы сыграть параллельную минорную гамму, необходимо отложить малую терцию вниз. Соль – 1,5 тона = ми. Итого получаем ми минор (блюзовая – ми (открытая 6) – соль – ля – СИ БЕМОЛЬ – си бекар – ре – ми). Аппликатура в боксе совпадает. Кроме того совпадают аппликатуры тональностей по всему грифу.

Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив

Чтобы исполнять блюз на гитаре , непременно нужно знать, за счёт чего появляется тот самый «криминально-таинственный» звук. В пентатонике необходимо:

В миноре – понизить четвёртую ступень;

В мажоре – понизить третью ступень

В миноре она является связующим звеном между третьей и четвёртой ступенью.

В мажоре – между второй и третьей.

Посмотрите на пример ниже, где нужная нота выделена стрелкой.

Аппликатуры и обозначения

Ниже приведены примеры аппликатур. Цифра обозначает палец, которым следует зажимать необходимый лад (1 — указательный, 2 – средний и так далее). Тоники (чёрный кружок) – это звуки, на которые опирается гамма. Для наглядности блюзовая нота выделена зеленым цветом.

Выучив аппликатуры для определённой позиции, вам будет проще переходить в параллельные гаммы (так как они совпадают по пальцовке). Кроме того это поможет не задумываться (в каком боксе я сейчас нахожусь?) при импровизации. Для этого в качестве ритма можно использовать блюзовые аккорды , а поверх них играть небольшие соло, основанные на знакомых позициях.

A (ля) минор блюзовая гамма — 6 позиций

Для начала можно потренироваться на ля минорной гамме без ключевых знаков.

Хорошей практикой будет самостоятельное построение гаммы в позиции. Мысленно вычёркивайте ненужные ноты из натурального минора и стройте пентатонику. Затем добавляйте 4 пониженную. Когда вы сделаете это один раз, то останется только зажимать необходимые звуки на грифе.

1 позиция

2 позиция

3 позиция

4 позиция

5 позиция

6 позиция

Аппликатуры блюзовых гамм в других тональностях

До минор (C min) — Ми-бемоль мажор (E♭ maj)

Ре минор (D min) — Фа мажор (F maj)

Ми минор (E min) — Соль мажор (G maj)

Фа минор (F min) — Ля-бемоль мажор (A♭ maj)

Соль минор (G min) — Си-бемоль мажор (B♭ maj)

Си минор (B min) — Ре мажор (D maj)

Упражнения и блюзовые лики для развития техники игры

Чтобы применить полученные знания на практике, мы представляем вам несколько заготовленных примеров. Это так называемые блюзовые лики. Готовые клишированные ходы, которые применяют музыканты по всему миру. В них используются как бэнды и слайды, так и арпеджио на гитаре . Выучив несколько ликов, вы можете вставлять их как в импровизацию, так и в виде дополнительных фишек в уже знакомые композиции.

Источник

Блюзовые ноты для баса

Отличное обучающее пособие в трех частях. Настоятельно рекомендую всем , а не только начинающим.
Автор “Школы игры на бас-гитаре” — Юрий Андреев — большой энтузиаст бас-гитары, один из первых исполнителей на бас-гитаре в нашей стране. Участник многочисленных отечественных и зарубежных музыкальных фестивалей, Юрий Андреев хорошо знаком с творчеством лучших мастеров бас-гитары, применяя накопленный опыт, как в концертных выступлениях, так и в педагогической работе в Московском колледже импровизационной музыки. Ряд интересных сольных композиций, созданных им для бас-гитары, а также многочисленные упражнения и этюды, часть из которых приводятся в Школе, нередко исполняются учащимися в своих концертных выступлениях, а также активно используются для повышения своего исполнительского уровня.

Особенностью Школы и её несомненным достоинством является последовательное изложение теоретического материала по элементарной теории музыки в сочетании с многочисленным практическим учебным материалом различной степени сложности, предназначенного как для технического совершенствования начинающих музыкантов, так и для знакомства с различными музыкальными жанрами. Нотное приложение содержит сольные пьесы и этюды, а также примеры аккомпанемента и импровизаций в самых различных жанрах классической и современной ритмической музыки.

Ценность и необходимость данной работы бесспорна, и, думается, что Школа станет не только популярным пособием для начинающих бас-гитаристов, но окажется полезной и более подготовленным музыкантам для совершенствования своего мастерства, а также явится дополнительным методическим материалом для преподавателей музыкальных учебных заведений.

Источник

8-ми тактовый блюз

В данной статье известный американский басист и преподаватель Ed Fridland делится своим небольшим исследованием на тему нестандартных блюзовых форм. Когда речь заходит о блюзе, то обычно подразумевается стандартный 12-ти тактовый блюз, к которому мы все привыкли. Но, существует также и 8-ми тактовые формы, о которых сегодня и пойдет речь. Оригинальная статья была написана для журнала bassplayer.com.

В своих самых ранних формах блюз не был привязан к определенному количеству тактов, и исполнитель обычно делал смену аккорда там, где ему было нужно. Такая форма гармонической свободы была отличительной особенностью народной музыки, но также перекочевала в электрический блюз. Самым ярким представителем такого стиля был John Lee Hooker . Восьмитактовый блюз также тяготеет своими корнями к народной музыке, и две песни, которые мы рассмотрим в этой статье — «Trouble in Mind» и «Key to the Highway» — были фаворитами у таких акустических блюзменов как Lightning Hopkins , Big Bill Broonzy и Mance Lipscomb . Позже эту 8-ми тактовую форму переняли такие артисты как Bob Wills & His Texas Playboys , James Blood Ulmer , Eric Clapton и Nina Simone .

В первом примере (Ex.1) показан 8-ми тактовый блюзовый квадрат из песни «Key to the Highway». Некоторое время назад Eric Clapton вдохнул в нее новую жизнь, сыграв на одном из своих альбомов. С тех пор ее часто можно услышать на блюзовых джемах и она все еще звучит свежо в ушах слушателей. Басовая линия в Ex.1 сходна с той, которую играл Donald «Duck» Dunn на записи альбома «Getting Ready» Freddie King в 1971 году. Эта прифанкованная, laid-back версия абсолютно противоположна той, которую King играл на последующих live записях. В партии баса мы видим стандартное арпеджио доминантсептаккорда характерное для блюзового баса. Позже, на гитарном соло происходит модуляция из D в G.

Ex.1 — Партия баса к песне Key To The Highway

Во втором примере (Ex.2) также показан восьмитактовый блюзовый квадрат из песни «Trouble in Mind» записанной в 1957 году на лейбле Atlantic Records. Исполнитель Big Joe Turner с оркестром Choker Campbell .

Эта партия — классический пример арпеджированных трезвучий поверх пульсации на 12/8. Такой же как и на песне «Blueberry Hill» Fats Domino . Но, в данном случае мы имеем несколько нелогичный выбор нот в последнем такте. Каденция в 7 и 8 тактах обычно обыгрывается оборотом I–IV–I–V по две доли на каждый аккорд. Но здесь же, басист (неизвестный) играет оборот I–IV в 7-м такте и завершает квадрат движением по гамме, приходя в ноту соль на последнюю долю, а затем снова играет соль на первую долю нового квадрата.

Послушав запись я надеялся услышать что-то более функциональное в следующих квадратах, но, как оказалось, не в этот раз. При подготовке этой статьи я нашел несколько версий этой песни с гармонизацией от простейшего I–IV–V , до замен некоторых аккордов джазовым оборотом II-V . Пример в нашей статье использует прогрессию I–III7–IV–IVm–I–V с двумя тактами, которые мы обсудили выше.

Ex.2 — Партия баса к песне Trouble in Mind

Другие темы, использующие такую форму: «Mary Had a Little Lamb», «Staggerlee», «Sitting on Top of the World», «Walking by Myself», «Worried Life Blues» и «Heartbreak Hotel». И пока 12-ти тактовый блюз остается де-факто стандартом, хороший басист должен быть осведомлен о наличии других форм, песнях, в которых они встречаются и должен быть готов сыграть их в любой тональности, нужной манере и со всеми возможными гармоническими вариациями.

Источник

Оцените статью