Блюзовые ноты для губной гармошки

Блюзовые ноты для губной гармошки

Как играть блюз на губной гармошке

В этой статье мы расскажем, как начать играть блюз на губной гармошке, а также опишем принципы простой импровизации в блюзе на губной гармошке. Если говорить терминологией, которую привыкли использовать гармонисты, то мы будем играть во второй позиции на губной гармошке. Её еще называют блюзовой или перекрестной позицией на губной гармонике. Но для этого у вас должны быть хорошо отработанные бенды на губной гармошке.

Для начала познакомиться с блюзовой гаммой. Чем удивительна эта гамма, так это тем, что любая нота из этого звукоряда в блюзе всегда будет звучать «в тему». Если вы будете играть блюз нотами этой гаммы, слушатель будет воспринимать вашу игру как благозвучную, в которой нет фальши.

Запись блюзовой гаммы для губной гармошки выглядит так:

Если бы слева от первого отверстия были бы ещё дырки, то эту гамму можно бы было полноценно сыграть также на октаву ниже, но, к сожалению, мы сможем сыграть только часть этой гаммы (но эти низкие и мясистые ноты используются постоянно в блюзе).

Хорошо отрепетируйте эту гамму. Поиграйте ее слева-направо и наоборот, а после этого поиграйте ее под блюзовый минус. Чуть ниже представлен аудиофайл, в котором приводится пример того, как можно оттачивать блюзовую гамму под минус, который мы также прилагаем.

Читайте также:  Ария фигаро свадьба фигаро ноты для фортепиано

Что важно знать для того, чтобы начать играть блюз на губной гармошке во второй блюзовой позиции.

В блюзе на губной гармошке самой главной нотой является второе отверстие на вдох. Это нота, к которой тянутся все остальные ноты. В музыкальной теории – этот звук зазывается тоникой.

Сейчас мы перечислим основные «фишки», элементарные паттерны игры блюза на губной гармонике, и первой такой фишкой будет нота второго отверстия на вдох, а также бенд на целый тон на этом отверстии.

1) Второе отверстие на вдох «-2».

На гармошке «до мажор» — это нота «соль». Играя блюз на гармошке, будет отлично, если вы будете играть как чистую ноту на вдох, так и бенд на два полутона «-2”». В общем, вам важно суметь сыграть двойку на вдох, а также уметь побендить ее до дна.
Попробуйте сыграть блюз используя только эти две ноты: -2 и -2”. Чередуйте их, плавно переходя из одной в другую, а также делайте паузы между ними.

Любая музыка, если описывать простым языком, состоит из нот (звуков) и пауз (моменты молчания). Нередко самое главное в разговоре – это то, что не произносится вслух. Так же и в музыке: ноты, которые не играются, часто делают музыку еще красивее. В результате, если вы будете использовать «паузы», фактически вы будете играть не двумя нотами -2 и -2”, а гораздо бОльшим количеством «незвучащих» нот. Мозг человека имеет удивительную способность самостоятельно «додумывать» то, что не сказано и то, что не сыграно. Все профессиональные музыканты постоянно используют этот прием, нарочно не играя все ноты. Паузы могут создавать ощущение у слушателя, что музыкант сыграл именно ту фразу, которая была у слушателя в данный момент в голове, как будто он ее угадал.

Итак, попробуйте создать свою импровизацию на губной гармошке под блюзовый минус, используя только -2, -2” и паузы.

Теперь добавим еще одну важную и очень красивую ноту (вернее несколько).

Попробуйте таким же образом сыграть теперь блюз на губной гармошке, используя только -4, -4’ и паузы.
Очевидным становится то, что вы теперь можете чередовать как второе, так и четвертое отверстие (то есть первый и второй паттерн).

3) А теперь добавьте еще в свой блюз на губной гармошке красивую трель на четвертом и пятом отверстии на вдох.

Используя всего три этих фишки, можно уже сыграть хороший блюз на губной гармошке. А если эти фишки вы будете «связывать» переходами из нот блюзовой гаммы, то это уже будет совсем хорошо, как для начала.

На первых порах старайтесь не бездумно чередовать эти паттерны, а пытайтесь создавать при помощи их напряжение и его разрешение (логичная развязка), и опять напряжение-разрешение. Если вы научитесь создавать напряжение и его разрешать при помощи этих нескольких нот, то впоследствии сможете отлично импровизировать, используя все возможности губной гармошки в блюзе.

Приводим аудио пример, записанный под блюзовый минус. Ниже также изложено описание того, какие паттерны мы использовали в этом аудиопримере.

Двойка и бенд на двойке

Побендили двойку
Побендили четверку
Трель
Опять двойка
Опять четверка
Трель
Двойка

Пример того как можно отрабатывать блюзовую гамму, играя под минус. Играйте ее и вверх и вниз. В аудио примере мы сыграли снизу вверх-2 -3’+4-4’-4-5+6, обратно +6-5-4-4’+4-3’-2. Затем сыграли эту же гамму на октаву ниже, но начали сверху, а потом снизу вверх: -2-2”-1-1’+1-1’-1-2”-2.
Опять четверки
Двойки

Пример импровизации с использованием исключительно нот блюзовой гаммы и вышеописанных паттернов.

Чтобы самим начать развивать навыки игры блюза на губной гармошке, воспользуйтесь следующими двумя минусами, которые предназначены для игры на гармошке «до мажор».

Источник

Табы для губной гармошки

Губная гармоника славится тем, что на ней можно научиться играть, даже не зная нот. Опытные музыканты, разумеется, возразят, что это совсем не так. В помощь тем, кто хочет быстро научиться играть несколько любимых песен, чтобы удивить своих друзей, или просто в свое удовольствие поиграть, была создана табулатура. Использовать табы для губной гармошки – лучший вариант для начинающих познакомиться с инструментом в короткий срок.

Табулатура, либо табы – удобный и доступный способ записи музыкальных произведений, не использующий нотные обозначения, обозначения пауз и длительностей. Табулатуры существуют для многих инструментов, в их число входит гитара, бас-гитара, губная гармоника. Табы, используя интуитивно понятный язык символов, прямо указывают музыканту, что ему нужно делать с инструментом. В случае гитары – на каком ладу какую струну зажать, а в случае губной гармоники – как и в какое отверстие дуть.

Как читать табы для губной гармошки

Табулатура губной гармошки содержит информацию о том, в какое отверстие, и каким образом следует дуть. Однако, табы не говорят о длительностях нот, паузах и других музыкальных тонкостях, поэтому, для правильного прочтения табулатуры, необходимо хорошо помнить мелодию песни, либо включить её на фоне, непосредственно во время обучения.

В целом, табы представляют собой ряд символов и цифр, которые читаются слева направо. Цифры в табулатуре обозначают порядковый номер отверстия, символ «-» означает вдох, символ «+» означает выдох. Правда, иногда встречаются и другие обозначения одного и того же явления. Давайте подробнее разберемся во всех наиболее часто встречающихся обозначениях табулатуры для гармоники.

Условные обозначения табулатуры для губной гармоники:

«4» – порядковый номер отверстия, слева направо;

«-» — обозначение вдоха, т. е. -4 будет читаться как «вдох на четвертом отверстии». Помимо этого, встречаются следующие обозначения вдоха: (4), 4 ↓, ➃;

«+» — обозначение выдоха, т. е. +4 будет читаться как «выдох на четвертом отверстии» Помимо этого, встречаются следующие обозначения выдоха: «4», то есть без символа, «4b», 4 ↑;

«34» (а также с обозначением вдоха: +34, -34, 34b и тд) – аккорд на губной гармонике, состоящий из третьего и четвертого отверстия;

«b» или «’» (одинарная кавычка) = бенд на один полутон. Музыкант как бы вытягивает ноту;

«Bb» или «»» – бенд на два полутона;

«bbb» или «»’» – бенд на три полутона;

«(345)» – аккорд на вдох (соответствующие номера отверстий губной гармошки пишутся в скобках);

«[345]» – аккорд на выдох;

» – вибратто через четвертое отверстие на вдох;

«o» = оверблоу, или передувка (сильный выдох, повышающий тон на одну ноту). Пишется как 1 o, 2 o, 3 o и тд. Кроме того, символ оверблоу может располагаться над номером отверстия.

«В лесу родилась ёлочка» для губной гармошки

Для примера возьмем табы русских песен для губной гармошки, а именно – табулатура «В лесу родилась ёлочка», известная каждому:

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла,

(4) 2 2 4 4 ((3) (3)» (3)быстро) (2)

Зимой и летом стройная,

Как видно, в данной схеме вдох и выдох изображен при помощи скобок – число со скобками означает вдох, число без скобок – выдох. Бенды указаны кавычками. Давайте рассмотрим другой вариант табулатуры этой песни, с иным написанием:

6 8 8 -8 8 7 6 6

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла,

9 -6 -6 -9 -9 8 -8 7

Зимой и летом стройная,

В этот раз мелодия играется несколько иначе. Кроме того, изменилось и написание табулатуры. В сети вы встретите несколько различных вариантов написаний одной и той же мелодии. Со временем вы научитесь понимать их все, ведь их не так много.

Простые табы для губной гармошки

Мы решили прикрепить к статье популярные мелодии для губной гармошки, написанные в виде табулатуры. Используя наши условные обозначения, вы легко разучите понравившиеся композиции.

«Августин» на губной гармошке табы

6 -6 6 -5 5 4 4 -4 -3 -3 5 4 4

O, du lieber Augustin, Augustin, Augustin,

Ах, мой милый Августин, Августин, Августин,

6 -6 6 -5 5 4 4 -4 -3 -3 4

O, du lieber Augustin, alles ist hin.

Ах, мой милый Августин, Всё прошло, всё!

-4 a a 5 b b -4 a a 5 b b

Geld ist weg, Mäd´l ist weg, Alles hin, Augustin.

Денег нет, счастья нет, Всё прошло, Августин!

6 -6 6 -5 5 4 4 -4 a a 4

O, du lieber Augustin, Alles ist hin.

Ах, мой милый Августин, Все прошло, все!

Табы для губной гармошки: «В траве сидел кузнечик»

В траве сидел кузнечик

Совсем как огуречик

В траве сидел кузнечик

Зелененький он был

Совсем как огуречик

Зелененький он был.

«Гимн России» — табы для губной гармошки

+6 +7 +6 -6 -7 +5 +5 -6 +6 -5 +6 +4 +4

Россия — священная наша держава!

-4 -4 +5 -5 -5 +6 -6 -7 +7 -8

Россия — любимая наша страна!

+6 +8 -8 +7 -8 +6 +6 +7 -7 -6 -7 +5 +5

Могучая воля, великая слава —

-6 +6 -5 +5 +4 +4 +7 -7 -6 +6

Твое достоянье на все времена.

+8 -8 +7 -7 +7 -8 +6 +6

+7 -7 -6 +6 -6 -7 +5 +5

+7 -6 -7 +7 -6 -7 +7 -6 +7 -9 -9

Братских народов союз вековой.

-9 +8 -8 +7 -8 +8 +7 +7

-8 +7 -7 -6 -7 +7 -6 -6

+7 -7 -6 +6 +4 +4 +7 -7 -6 +6

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

«Титаник» на губной гармошке табы

4 -4 5 -5 5 -4 4 -4 6 -5b’ 5 4w 3

4 -4 5 -5 5 -4 4 -4 6 5 6 -6b 6 5 -4b

4 4 4 4 -3 4 4 -3 4 -4 5 -4

Every night in my dreams I see you I feel you.

4 4 4 4 -3 4 4 -2 4 4 4 4

That is how I know you go on. Far across the

-3 4 4 -3 4 -4 5 -4 4 4 4 4

distance and spaces be tween us you have come to

-3 4 4 -2 4 -4 -2 6 -5 5 -4 5

show you go on. Near, far, were ever you are I

-5 5 -4 4 -3 4 -3 3 4 -4 -2

believe that the heart does go on. Once more you

6 -5 5 -4 5 -5 5 -4 4 -3 4 -3

open the door and youre here in my heart and my

-3 4 -4 5 -4 4 4 4 4 4 -3

heart will go on and on. Love can touch us one

4 4 -3 4 -4 5 -4 4 4 4 -3 4

time and last for a lifetime and never let go

4 4 -2 4 4 4 4 -3 4 4

till we’re gone. Love was when I loved you one

-3 4 -4 5 -4 4 4 4 4 -3 4 4

true time I hold to. In my life we ll always go

-2 4 -4 -2 6 -5 5 -4 5 -5 5 -4

on. Near, far, where ever you are I believe that

5 -3 4 -3 3 4 -4 -2 6 -5 5 -4

the heart does go on. Once more you open the door

5 -5 5 -4 4 -3 4 -3 -3 4 -4

and you’re here in my heart and my heart will go

5 -4 4 4 -4 2 6 -5 5 -4

on and on. You’re here, there’s nothing I fear,

5 -5 5 -4 4 -3 4 -3 -3 4 -4

and I know that my heart will go on. We ll stay

3 6 -5 5 -4 5 -5 5 -4 4 -3 4 -3

forever this way. You are safe in my heart and my

Источник

Блюзовые ноты для губной гармошки

Блюз на губной гармошке. Какие использовать ноты

В этой статье мы рассмотрим какие именно ноты можно играть в блюзе во второй позиции, какие из них проходящие, а какие опорные, а также затронем некоторые другие аспекты.

Нот, которые расположены между 1 и 4 отверстиями вашей гармошки, уже достаточно для того, чтобы сыграть полноценный и интересный блюз. Потому начинаем прямо сейчас!

Блюзовая гамма во второй позиции на До гармонике выглядит следующим образом: G Bb C Db D F. Соответственно, мы можем сделать вывод, что ноты нашей блюзовой гаммы в нижнем регистре это:

+1 -1′ -1 -2’’ -2 +3 -3’ +4 -4’ +4 – ноты блюзовой гаммы

К тому же есть еще три ноты, которые затесались к нам из мажорной пентатоники (пока остановимся на том, что это простая гамма, состоящая из пяти нот) – это нота ми или +2 и нота ля или -3″ и нота Си -3. Тут я хочу сделать небольшое отступление. Если вы совсем начинающий любитель блюза, то я рекомендую вам играть эти ноты как проходящие (ноты, которые не являются основными в фразе), это связано с тем, что не во всех блюзах они будут звучать легально, но со временем вы научитесь определять, где их играть можно, а где нет (это так же будет рассмотрено в следующих статьях).

Таким образом, наша полноценная последовательность «легальных» нот выглядит следующим образом:

+1 -1′ -1 +2 -2’’ -2 +3 -3’’-3’ -3 +4 -4’ 4

К сожалению, полностью блюзовая гамма не поместилась в нашей первой октаве, но, к счастью, у нас есть все важные ноты, используя которые, мы можем запросто сыграть блюз.

Что же это за ноты?

Самая важная нота – это наша тоника, самая главная нота гаммы. С нее гамма начинается и на ней же и заканчивается. Как вы уже должно быть знаете – это -2, нота Соль. Из-за специфики губной гармоники настройки Рихтера эта же нота у нас продублирована и на третьем отверстии на выдох +3.

Казалось бы, в чем разница? Но эти ноты из-за разного направления дыхания получают разную атаку и тембральную окраску и соответственно звучат немного по-разному.

Следующей по важности нотой в нашем наборе является -3′. Нота эта очень важна в блюзе, именно она придает ему специфическую окраску! Если вы не владеете техникой оверблоу или не уверены в точности ваших бендов на выдох, то убедительно советую вам научиться брать этот бенд точно и правильно, потому что на гармонике она встречается еще раз как оверблоу на 6 отверстии и как двойной бенд на выдох на 10. Для этого нам понадобится немножко гармошечной акробатики! Потренируемся брать этот бенд отдельно и точно!

Есть еще две важные ноты, которые являются ключевыми для нашего блюза на трех аккордах. Это главная нота так называемого «четвертого» аккорда — нота До (+1 и +4), а также главная нота нашего «пятого» аккорда – нота Ре (-1 и -4). Играя ваши импровизации или придумывая свои инструменталы, играйте эти ноты как опорные.

Используя эти знания, вы уже можете смело играть блюз и звучать правильно, но не мешало бы расширить наш исполнительский диапазон, потому рассмотрим, что же мы можем играть в диапазоне с 1 по 6 отверстие!

Благодаря тому, что диапазон нашей игры расширился, блюзовая гамма приобрела законченный вид и выглядит она следующим образом:

Сыграйте эту последовательность, и вы получите без 5 минут ’’Juke”!

И опять не забываем про нашу ноту Ми (E в латинской литерации): +2, а так же +5. Напомню, что она пришла к нам из мажорной пентатоники.

Из мажорной пентатоники к нам попала и нота Ля (А), которая расположена у нас на отверстиях -3″ и -6. Она так же не принадлежит нашей блюзовой гамме, но известные харперы, такие как Литтл Уолтер или Биг Уолтер, могли заставить её работать в блюзовом направлении, почему бы и нам этого не сделать?

Итак, все наши «легальные» ноты выглядят таким образом:

+1 -1′ -1 +2 -2’’ -2 +3 -3’’ -3’ +4 -4’ -4 +5 -5 +6 -6

Сыграйте эту последовательность, чтобы запомнить все ноты и все бенды. Вот этим и хороша вторая позиция, что мы можем использовать практически все ноты наших двух октав!

Немного о важных нотах, у нас добавилась еще одна тоника – наша самая важная нота, наша опора. Расположена она на шестом отверстии на выдох +6. Теперь мы можем начинать или заканчивать все наши фразы не только на -2 или +3, но и на +6, что добавляет нам больше свободы в импровизации!

Для тех, кто, может быть, еще не успел разобраться, что к чему, и доверился своим ушам, я приведу простую табличку, которая покажет соответствие наших нот в разных регистрах. Со временем, вы сможете делать это на лету, а поначалу можно подглядывать в нашу шпаргалку!

Нижний регистр губной гармоники Нота Средний регистр губной гармоники Верхний регистр губной гармоники
+1 С (до) +4 +7 и +10
-1′ Db (ре бемоль) -4’ -7o и -10о
-1 D (ре) -4 -8
+2 E (ми) +5 +8
-2″ F (фа) -5 -9
-2 или +3 G (соль) +6 +9
-3″ А (ля) -6 -10
-3′ Bb (си бемоль) +6o +10″

Как вы обратили внимание, я добавил в таблицу ноты верхнего регистра, а это означает, что пора затронуть и эту тему!

У нас стало больше нот, но, к сожалению, чтобы сыграть полноценную блюзовую гамму в этом диапазоне мы должны владеть техникой овербендов. В этой статье мы коснемся этого аспекта вскользь и оставим этот вопрос для следующих, более продвинутых материалов.

Блюзовая гамма во второй позиции в верхнем диапазоне гармоники выглядит следующим образом

+ 6 +6о +7 -7о -8 -9 +9

Плохая новость — нам понадобится овердро, хорошая новость – нам не понадобятся бенды на выдох.

Нельзя забывать про десятое отверстие гармоники, оно может быть сложным для новичков, но в нём хранятся аж три ноты нашей блюзовой гаммы (если бы у гармошки было больше отверстий, мы смогли бы достроить еще одну последовательность от +9)

Опять же спешу напомнить про ноту ля и ми. Они расположены на -10 и +8 соответственно.

Таким образом, вся наша последовательность легальных нот для блюза по всему диапазону гармошки выглядит следующим образом (проходные ноты выделены синим цветом):

Это довольно внушительный набор! Умение играть их легко и «в кассу» возводит вас в высшую лигу блюзовой губной гармоники!

Но это еще не все!

В следующих статьях мы рассмотрим теоретические основы игры на губной гармонике, потому сейчас эту тему мы раскрывать не будем, обращу лишь ваше внимание на такой момент. Так как наш блюз является трехаккордным, то мы можем использовать не только ноты основной блюзовой гаммы, но и гамм построенных для нот, которые являются главными для четвертого и пятого аккордов – от нот С и D соответственно.

В определенном месте нашего блюзового квадрата, на 4 аккорд, мы можем играть еще ноты: Gb и Eb

А на пятый аккорд еще и ноту Ab (вдобавок к ноте Ля первого аккорда): Ab — это -3’’’ -6’ -9o

Напоследок хочу дать небольшую подсказку для немного более продвинутых харперов. Этот совет поможет вашим импровизациям стать легче и уверенней. Если вы знакомы с позициями хотя бы поверхностно, то запомните простую схему, которая вас никогда не подведет: на четвертый аккорд блюзового квадрата мы можем играть все, что подходит для первой позиции, а на пятый – все, что для третьей!

Мы рассмотрели с вами основные понятия того, что мы можем, а чего лучше не играть во время стандартного блюзового квадрата! Чтобы проверить эти знания на практике, возьмите любой минус и поиграйте под него блюзовую гамму, а на смену аккордов можно сыграть, например, октавы -1 -4 или +1 +4. Звучит здорово, не так ли?!

Об авторе

Константин Колесниченко

Один из лучших блюзовых гармонистов СНГ. Ценитель, знаток, коллекционер и исследователь блюзовой музыки.

Издал уже два альбома и самый свежий альбом можно прослушать и приобрести здесь.

Уровень его мастерства игры на гармонике высоко оценили такие известные западные харперы как Adam Gussow, Jason Ricci, David Barrett, Rick Estrin и Mark Hummel.

Источник

Оцените статью