- Блюзовые рифы — блюз ритм.
- Три простых аккорда. Как играть блюз. Табулатура
- Блюз >Ритм-гитара в стиле блюз: что нужно, чтобы играть, как профи
- Упражнения для тех, кто хочет научиться играть первоклассные ритм-партии
- Занимайтесь регулярно — только так вы сможете научиться играть, как настоящий профи
- Создавайте собственные блюзовые риффы
- Играйте то, что вы чувствуете! И делайте это динамично
- Как играть блюзовый квадрат на гитаре
- №1: ритм простыми аккордами
- №2: аккорды с надстройками
- №3: пауэр-аккорды
- №4: пауэр-аккорды с добавлением 6-ой и 7-ой ступеней
- №5: риффы
- Советы
Блюзовые рифы — блюз ритм.
Блюзовый ритм на гитаре играется достаточно просто, в данном случае рассмотрим следующую последовательность аккордов. Что бы сделать Ваши уроки гитары более разнообразными Вы можете подставить и свои аккорды, которые Вам больше нравятся.
А5 – ля / Е5 – ми / А5 – ля / D5 – ре / А5 – ля
Сейчас «обыграем» эти аккорды и придадим им типичный блюзовый вид.
•Следите за тем, чтобы все ноты звучали ровно и чисто.
•Длительность всех нот была одинаковая (не торопитесь и не отставайте от метронома).
Выглядеть это будет так.
Здесь Вы можете скачать табы для этого урока в guitar pro 5
Играйте этот ритм ударом медиатора вниз.
1-ый аккорд А5 – ля.
Зажмите 1-ым (указательным) пальцем 2-й лад на 4-ой струне и не отрывайте его до конца такта (следующего аккорда).
Зажмите 1-ым (указательным) пальцем 2-й лад на 4-ой струне и одновременно ударьте медиатором по открытой пятой и 4-й струне (зажатой на 2-ом ладу) и так 2 –раза.
Затем, не отпуская 1-ый палец, поставьте 3-й (безымянный) палец на 4-й лад на 4-й струне и одновременно ударьте медиатором по открытой 5-й и 4-й струне (зажатой на 4-ом ладу).
Отпустите 3-й (безымянный) палец и ударьте медиатором по 5-й открытой и 4-й струне (зажатой на 2-ом ладу).
Напоминаю, что указательный палец мы не отрываем от 2-ого лада (до следующего аккорда).
Далее поставьте 4-й палец (мизинец) на 5-й лад на 4-й струне и одновременно ударьте медиатором по 5-й открытой и 4-й струне (зажатой на 5-ом ладу).
И снова держа 1-ый пальцем (который Вы ещё не отрывали от 2-ого лада) одновременно ударьте открытой 5-й и 4-й струне (зажатой на 2-ом ладу).
В концовке такта, две последние ноты удары медиатором делайте, только по 5-й струне.
5-ую струну зажмите на 3-ем ладу 2-ым пальцем (средним), затем 4-й лад 3-им пальцем (безымянным).
Далее аккорд Е5 – ми обыгрывается так же, но на 5-й и 6-й струне.
Соответственно указательный палец не отрывайте от 2-ого лада на 5-й струне.
Далее думаю, Вы разберётесь сами.
Посмотрите как это должно звучать.
Попробуйте поменять последовательность аккордов, играть быстрее или медленнее, обязательно записывайте себя на аудио и видео это поможет Вам взглянуть на себя со стороны и Вы увидите над чем Вам нужно ещё поработать. Присылайте свои записи интересно посмотреть, что у Вас получается.
Скачать табы для этого урока в guitar pro 5 [download ]
Источник
Три простых аккорда. Как играть блюз. Табулатура
Грустная американская музыка на трех аккордах. Не очень понятно по тексту за что они там убиваются, говорят, что тексты очень простые, но сама музыка как-то трогает за душу. Качает завораживающий ритм. И хорошо бы то же как-нибудь подыграть. Как играть блюз?
Давайте разберем характерные блюзовые приемы исполнения на гитаре.
Аккордов нам потребуется для этого – три с половиной.
Для большей грусти добавляется самый простой аккорд на гитаре Em7 (ми-минор-септ), для исполнения которого нужно прижать только одну струну одним пальцем.
Am7 (ля-минор-септ) Dm7 (ре-минор-септ) Em7 (ми-минор-септ) E7 (ми-септ)
Блюзовая последовательность аккордов или блюзовый квадрат:
Am7 Dm7 Am7 Em7 Dm7 Am7 E7
Одно из главных приемов исполнения – это конечно блюзовый рваный ритм.
Разучивать нужно не торопясь, ритмично считая. Рука двигается попеременно вверх вниз по струнам через паузу. >>слушать >слушать >послушать
Источник
Блюз >Ритм-гитара в стиле блюз: что нужно, чтобы играть, как профи
Что общего между Джоном Фрусчанте (John Frusciante), Джими Хендриксом (Jimi Hendrix) и Стиви Рэем Воном (Stevie Ray Vaughan)? Все это — великие гитаристы. Но сегодня я хотел бы особенно подчеркнуть их умение наполнять ритм-партии гитары настроением и мощью.
А вам доводилось играть фанк-рок? Если да, то, возможно, вы уже сталкивались с такой проблемой: хочется хорошего, фанкового звучания, а получается что-то не то… Умение сделать свою игру насыщенной, сочной, заводной (здесь можно перечислить целую кучу эмоций, которые вам хотелось бы выразить) жизненно необходимо каждому гитаристу!
В одном из прошлых уроков мы уже говорили о том, как можно разнообразить блюзовую прогрессию аккордов. В результате у нас получилось несколько замечательных блюзовых риффов, звучащих очень свежо и необычно. Взгляните на табулатуру, представленную ниже, и вы поймете, о чем я.
Итак, разберем эту фразу подробнее.
Первое время вам будет казаться, что играть ритм в подобном стиле не так просто, но постепенно вы справитесь, и это поможет вам значительно повысить ваш уровень владения гитарой. Ранее я уже говорил о том, что сначала нужно отрабатывать фразы медленно. Особенно если у вас появляются трудности с правой рукой — чтобы научиться правильно играть апстроками и даунстроками, нужно время.
Не забывайте разбирать и тренировать каждое движение в отдельности. Так вы сможете впоследствии играть быстрее и качественнее. Исполните фразу, представленную ниже. Это тот же самый рифф, но в более медленном темпе.
Если вы пока не привыкли играть ритм в подобном стиле, возможно, у вас появятся проблемы с глушением незадействованных струн. Такие риффы следует играть как можно более агрессивно и жестко. Так они зазвучат еще интереснее.
Если вы хотите играть, как Стиви Рэй Вон, вам придется научиться глушить струны пальцами левой руки (в том числе и большим пальцем). Научиться этому за один день не получится, но осваивать эту технику все же стоит. Особенно если ваша цель — научиться хорошо играть блюз на гитаре.
Поэтому не волнуйтесь, если поначалу у вас не будет получаться — просто дайте себе время и учитесь постепенно, шаг за шагом. Итак, начнем. Если вы только начинаете осваивать блюз, советую вам обратить особенное внимание на упражнения, приведенные ниже. Они будут очень полезны для вас.
Упражнения для тех, кто хочет научиться играть первоклассные ритм-партии
Тональность А минор, пентатоническая гамма. Все ноты на 5 ладу играем указательным пальцем. Постепенно можете привлекать и другие пальцы. Чем выше нота — тем сложнее играть.
Теперь сыграем таким образом всю гамму.
Ну а сейчас применим эту идею к блюзовому шаффлу. Особое внимание уделите глушению незадействованных струн. За один удар должна звучать только одна нота:
Чтобы научиться уверенно играть шаффл, играйте апстрок на каждую слабую долю. Не забывайте глушить все струны при апстроках. На следующей табулатуре показано, как играть шаффл:
Нередко начинающие гитаристы играют этот рифф неправильно, так как не глушат незадействованные струны, что звучит довольно скучно. Это часто происходит из-за некорректного представления риффа в табулатуре. Обычно ноты Х (т. е. приглушаемые ноты) никак не обозначаются, что, конечно, ведет к тому, что гитаристы игнорируют их.
Занимайтесь регулярно — только так вы сможете научиться играть, как настоящий профи
Что же дальше? Чтобы достичь поставленной цели, очень важно часто и регулярно тренироваться. Как заставить себя регулярно заниматься на гитаре, я уже писал в одном из прошлых уроков. Допустим, вы играете упражнения, приведенные выше, довольно уверенно, но время от времени глушите все-таки не все струны.
Нужно обязательно справиться с этой проблемой. Если вы хотите добиться виртуозного владения гитарой, вам придется смириться с тем, что на освоение этой техники потребуется несколько месяцев. Не отступайтесь и продолжайте работать.
Начните с восьмых нот и играйте под метроном. Возможно, вам придется вернуться к первому упражнению и попробовать сыграть его без метронома. Это особенно важно в том случае, если пока не удается полностью глушить все незадействованные струны. Играйте в удобном для себя темпе, даже если он кажется вам очень медленным. Вы справитесь! Главное — не сдаваться. Сначала потренируйте отдельно даунстроки. Затем сконцентрируйтесь на апстроках. И только после этого попробуйте объединить даунстроки и апстроки. Это потребует от вас определенных усилий и терпения, но это того стоит.
Важно так же изучить урок, который является основой блюзовой ритмики. С его помощью Вы сможете еще более подробно разобраться что к чему.
Также вы можете играть привычные вам блюзовые шаффлы и риффы, используя технику глушения. Только не забывайте о нотах Х — в табулатуре внизу они не изображены. Тех гитаристов, которые играют эти риффы без глушения незадействованных струн, ждет разочарование — они никогда не смогут добиться звучания SRV.
Эта техника — неотъемлемая часть его стиля. Но изобразить на табулатуре его энергию и чувственность игры, к сожалению, никому и никогда не удастся! Тем не менее, прием глушения позволит вам значительно приблизиться к звучанию великого гитариста.
Создавайте собственные блюзовые риффы
Конечно, наша основная задача — постоянно развивать технику игры, не забывая при этом о музыкальности. Я всегда и всем говорю: не бойтесь творить! В конечном итоге это всегда окупает себя.
Возможно, теперь вы захотите придумать свои интересные блюзовые риффы и сыграть их техникой глушения. Минорная пентатоническая гамма — отличная возможность для тренировки. Также это богатый источник идей.
Аппликатура этой гаммы, на которой мы основывались в данной статье, очень удобна для такого стиля игры ритм-партий. Конечно, вы также можете играть на основе других гамм, но пока я советую вам сконцентрироваться на минорной пентатонике. Никто не запрещает вам добавлять в нее ноты из других гамм, но первое время старайтесь все-таки не покидать рамки пентатоники.
Хаммер-оны, пулл-оффы, дабл-стопы, слайды, вибрато — все это вы можете использовать для украшения собственной игры. Благодаря этим приемам, многие гитаристы значительно повышают свой уровень игры соло, но мало кому удается научиться встраивать их в ритм-партии.
Если вы справитесь с этим, ваши ритмы изменятся в лучшую сторону. Более того, игра ритма и соло с применением техники глушения, о которой мы говорили сегодня, даст вам возможность поразить любого, даже самого требовательного, слушателя.
Играйте то, что вы чувствуете! И делайте это динамично
Ритм-партию всегда можно наполнить динамикой и чувством. Вы можете играть мягко или жестко, тихо или громко, ваше звучание может быть агрессивным или нежным, тяжелым и прямолинейным или более фанковым и задиристым. Глушение незадействованных струн вместо однострунных риффов поможет вам сделать вашу игру более динамичной. Так вы донесете до слушателя гораздо больше!
Надеюсь, эта статья станет для вас источником новых идей, а ваше звучание станет более профессиональным и интересным. Технику, которую я описал, можно успешно применять как к игре соло, так и в ритм-партиях, поэтому ей стоит заняться.
Об авторе:
Энтони Рэйнерт (Antony Reynaert) — преподаватель игры на гитаре в стиле блюз. Он живет и работает в Бельгии.
Хотите получать свежие интересные уроки гитары? Подписывайтесь на бесплатную ежедневную рассылку от Гитаршколы, настраивайте подписку только на те категории уроков, которые хотите получать и совершенствуйте свою игру на гитаре каждый день!
Источник
Как играть блюзовый квадрат на гитаре
Блюзовый квадрат – традиционная форма блюза на 12 тактов. Его основа – три аккорда: I (тоника), IV (субдоминанта) и V (доминанта).
Одна из распространённых гармонических схем квадрата (по тактам):
I 7 | I 7 | I 7 | I 7 |
IV 7 | IV 7 | I 7 | I 7 |
V 7 | IV 7 | I 7 | V 7 |
Если представить схему аккордами в Ми мажоре, получается последовательность:
E | E | E | E |
A | A | E | E |
B | A | E | B |
А в Ля мажоре:
A | A | A | A |
D | D | A | A |
E | D | A | E |
Стоит отметить, что есть довольно много вариаций классического блюзового квадрата – последовательность аккордов немного изменяется. Например: в 12-ом такте играется I (тоника), а не V (доминанта); или во 2-ом такте – IV (субдоминанта) вместо I (тоники); ещё вариант – в 10-ом такте V, а не IV. Но в рамках этой статьи мы будем рассматривать, как играть квадрат на гитаре по выше представленной схеме. Разберём подробно – блюзовый ритм, какие аккорды и пауэр-аккорды, риффы можно использовать. В помощь для занятий – табы и ноты в формате Guitar Pro, аудиопримеры (с записанной партией и без гитары (бас и барабаны) ).
Блюзовый ритм – шаффл (shuffle) – фундамент квадрата.
Послушайте, как звучит – штрих по приглушенным струнам под барабаны:
Ритмически – это триольная пульсация, но без второй ноты триоли. Первый удар вниз (четвертная) + второй удар вверх (восьмая).
В нотной записи обозначается так:
Или же записывается обычными восьмыми, но при этом указывается, что две восьмые равны триольной фигуре «шаффл». То есть восьмые нужно играть в блюзовом ритме (триоль – четвертная + восьмая).
Именно такой вариант записи используется в последующих примерах.
Для начинающих шаффл – первый шаг в освоении квадрата. «Уловите», почувствуйте его. Для начала – попробуйте играть ритм переменным штрихом по приглушенным струнам. Главное – чтобы получался ритмический рисунок в соответствии с долями тактов. Чтобы быстрей освоить – играйте синхронно вместе с аудиозаписью, или в Guitar Pro.
Затем сыграйте самостоятельно – под барабаны:
Освоив ритм, можно приступать к разбору аккордовой последовательности. Далее – блюзовый квадрат на гитаре с разными вариантами аккомпанемента. От простых примеров к более сложным.
№1: ритм простыми аккордами
В аудиопримере – на электрогитаре, но можно сыграть и на акустике.
E7 и A7 – стандартные аппликатуры мажорных септаккордов (по системе CAGED), B7 – баррэ на II ладу (в форме A7).
Квадрат в Ми мажоре. Гармоническая схема:
- 1-4 т. – E7 (I)
- 5-6 т. – A7 (IV)
- 7-8 т. – E7 (I)
- 9 т. – B7 (V)
- 10 т. – A7 (IV)
- 11 т. – E7 (I)
- 12 т. – B7 (V)
В аудиозаписи заключительный аккорд (после тактов квадрата) – E7.
Напомним, что каждые две восьмые в нотной записи приравниваются триоли – нужно играть шаффл. Другими словами, каждые два удара – это триольная фигура.
Используемый ритм (блюзовый бой) в аккомпанементе состоит из следующих штрихов:
- первые два удара – вниз-вверх;
- третий удар – вниз с глушением (штрих обозначен в табах символом «x»): ребро ладони правой руки ложится на струны и одновременно делается удар медиатором;
- четвёртый удар – вверх.
На один аккорд в такте – ритм из 4 ударов повторяется два раза.
Выучите ритм-партию, играйте под минусовку (в треке партия на бас-гитаре + барабаны):
Послушайте и скачайте аудиотрек. Он вам пригодится и для изучения следующего примера (№2).
№2: аккорды с надстройками
К основным мажорным септаккордам, используемым в квадрате, добавляются надстройки (дополнительные ступени – 6, #9, 13). Они вносят разнообразие в аккомпанемент – создают мелодические ходы (обыгровки) в пределах каждого аккорда.
12 тактовый блюзовый квадрат аккордами с надстройками в табах и нотах (скачать тут):
Гармоническая схема по основным ступеням, как и в предыдущем квадрате (№1) – в E (ми мажоре).
1 – 4 т. (E):
1 т. : после двух ударов на E7– штрих вниз на E6 (аппликатура не снимается с грифа, а только перемещается мизинец на 2 лад) – и снова 2 раза вверх на E7; и далее на E (без септимы, стандартная аппликатура!) – удар вниз с глушением (x) ладонью правой руки и вверх.
2 т. : два удара (вверх-вниз) на E – один удар на E7#9 (сохраняется аппликатура E7 + мизинец прижимает 1 и 2 струну на третьем ладу) – и далее ритм на E.
3-4 т. : повторяется обыгровка на E, как и в 1 и 2 такте квадрата.
5 – 6 т. (A): последовательность добавочных ступеней, как и в E, но в аппликатуре A7 на 5 ладу.
7-8 т. (E): возвращаемся в открытую позицию и снова играем ход из первых двух тактов квадрата.
9 т. (B): баррэ на седьмом ладу B7 – удар вниз на B7 add13 (в аппликатуре B7 мизинец переставляется на 9 лад) – и снова ритм на B7.
10 т. (A): такой же ход, как в 9 т., но на A7 (баррэ на 5 ладу).
11 т. (E): повторяется 1 т. – E7 – E6 (1 удар вниз) –E7.
12 т. (B): на аккорде B7 #9 (6-ая и 1-ая струна не звучит), ритм триолями – на каждую долю такта по три удара вниз; если сложно – можно использовать переменный штрих (вверх-вниз).
В коде (в завершении квадрата, после 12 тактов) звучит аккорд E7 #9.
Этот квадрат можно сыграть под минусовку примера №1.
№3: пауэр-аккорды
Блюз пауэр-аккордами звучит особенно, эффектно:
Сначала квинта – два удара:
Следующие два удара – добавляем 6-ую ступень (через лад от квинты): 1 и 3 палец с квинты не убираем, а добавляем мизинец.
Эта аппликатура используется на всех аккордах квадрата. Играть пауэр-аккорды нужно отрывисто: после каждого удара по струнам ослабляйте пальцы на аккорде, слегка их приподымайте.
12 тактовый блюз пауэр-аккордами (Ля мажор) в табах (файл Guitar Pro здесь):
Минусовка для занятий:
№4: пауэр-аккорды с добавлением 6-ой и 7-ой ступеней
Более быстрый темп, риффовая структура (пауэр-аккорды + дополнительные ступени):
Квадрат также играется в Ля мажоре, но аппликатуры в открытой позиции.
Обратите внимание! На аккорды A и D кроме хода «квинта + 6-ая и 7-ая ступень», ещё добавляется в басу блюзовая нота (см. 2 т., 4 т., 6 т. и 8 т.). К аккорду A5 добавляется нота С (b3 ступень по блюзовой ля мажорной гамме), к D5 – нота F (b3 по блюзовой ре мажорной гамме).
В 9 т. и 10 т. – квинта + 6 ступень, как и в предыдущем примере, но используется другой ритмический рисунок.
В 11 т. и 12 т. – тернэраунд. Это особый элемент блюзового квадрата, в ранее рассмотренных примерах мы его ещё не использовали.
Итак, тернэраунд – это фраза (ход аккордов, интервалов, мелодия), которая играется в завершении квадрата, как правило, в последних двух тактах. По гармонической схеме: обычно в 11 т. – на I ступень (тонику), а в 12 т. – на V ступень (доминанту).
Тернэраунд как бы подготавливает переход в начало квадрата (т.е. квадрат повторяется, снова проигрывается согласно последовательности).
В нашем примере тернэраунд соответственно на аккорды:
- 11 т. на A (I) – ноты b7, 6, b6 через тонику аккорда (ля), аккорд A5.
- 12 т. на E (V) – пауэр-аккорды.
Минус (для примеров №4 и №5):
№5: риффы
В этом квадрате практически весь рассмотренный «арсенал» из примера №4 с небольшими вариациями + оригинальные аппликатуры мажорных аккордов с добавлением надстроек, которые любит использовать Пол Гилберт, играя блюз.
Во второй половине второго такта аккорд A и далее по квадрату (те самые аппликатуры Гилберта):
Сначала A (ля мажор) – два удара вверх. Не совсем обычная постановка пальцев: мизинцем прижимается 6-ая, указательный приёмом баррэ прижимает 4, 3 и 2-ую струны, но его верхняя часть приглушает 5-ую струну, 1-ая тоже в аккорде не участвует.
Пальцы с аккорда не снимаем, а добавляем 2-ой и 3-ий по аппликатуре (соответственно 11-ая и 6-ая ступени к аккорду). Удар вниз.
Также играем и в 6-ом такте аккорд D: аппликатура в 7 позиции.
В 9 т. (E) и 10 т. (D) второй и третий палец добавляется приёмом hammer-on: удар медиатором по основному аккорду и затем добавляются 2-ой и 3-ий палец (без удара по струнам – легато)
В тернэраунде фраза из примера №4, но в другой позиции. Также в 11 т. добавляется A7 в аппликатуре E7 (без 6-ой и 1-ой струны), а в 12 т. – связка E9 – E 9/13 – E9.
Советы
1. Хорошо изучите гармоническую схему квадрата. Научитесь его играть в разных тональностях. Для начала – обычными мажорными септаккордами.
В качестве ориентира для построения аппликатур используйте тоники аккордов квадрата (I, IV и V ступеней гармонии) на басовых струнах.
Если тоника I-ой на 6 струне, то тоника IV-ой на этом же ладу, а V-ой через лад на 5 струне:
схема в ля мажоре
Если тоника I-ой на 5 струне, то на 6-ой струне на этом же ладу тоника V-ой, и через лад вниз по грифу, соответственно тоника IV-ой.
2. Придумайте блюзовый квадрат со своим вариантом аккомпанемента, используя изученные приёмы – ритм обычными аккордами, аккордами с надстройками, пауэр-аккордами, а также риффы по гармонии. Но предварительно распишите сетку аккордов по схеме в необходимой тональности, чтобы не допустить ошибок в последовательности.
3. Разучивайте разные тернэраунды, придумывайте свои и используйте их в 12 таковом квадрате.
Гитара зовёт! Да прибудет с вами музыкальная магия блюза!
Источник