Блюзовые школы для гитары

Блюз >Тягучий блюз

Блюз любят все! А без гитары в этом музыкальном стиле не обойтись. Блюз очень разнообразен, и блюзовые ходы могут украсить собой любую композицию. Многие гитаристы (в их числе Брэд Пейсли (Brad Paisley), Гатри Гован (Guthrie Govan), Джо Бонамасса (Joe Bonamassa)) черпают вдохновение из блюза и основываются на нем при создании собственных риффов в стиле кантри, рок и др.

У блюза есть направление, которое я называю «тягучим блюзом». Если вы находитесь в рамках тональности D и играете блюзовые фразы или фразы в минорной пентатонике, ориентируясь при этом на кантри-роковое звучание — это беспроигрышный вариант. Здесь практически невозможно ошибиться — просто чувствуйте грув и плывите по его волнам. Давайте же подробнее остановимся на этой самой «тягучести» блюза.

Начнем с акустического звучания, хотя все эти фразы можно с тем же успехом играть и на электрогитаре. На акустической гитаре предпочтительнее играть на нижних ладах, активно используя открытые струны, поэтому мы так и сделаем. Пример 1 — это фраза с открытыми струнами. Ноты на пятой струне следует играть медиатором, а на четвертой и третьей струнах — средним и безымянным пальцем соответственно. В данном случае гибридный подход дает возможность не менять позицию правой руки.

Во второй половине фразы мы смещаемся на четвертую, третью и вторую струны. Здесь добавляется нота Ab, являющаяся так называемой «блюзовой нотой» (пониженной пятой ступенью) для тональности D. Если задержаться на этой ноте надолго, она прозвучит ужасно. Но если использовать ее как мостик к пятой или четвертой ступеням, она придает истинный блюзовый колорит.

Сдвигаемся вверх по грифу. Тональность остается прежней — D. В Примере 2 рейком подходим к ноте F и делаем небольшую подтяжку, прежде чем начать спуск по блюзовой гамме D (D-F-G-Ab-A-C). Затем переходим от ровных шестнадцатых к секстолям. Если вы научитесь быстро переключаться с шестнадцатых на секстоли, у вас не будет проблем с ритмикой в блюзовом контексте.

Читайте также:  Вера внутри табы для гитары

А теперь берем электрогитару и активируем бриджевой датчик. Бриджевой датчик дает агрессивное звучание, которое никогда не останется незамеченным.

В блюзе (да и вообще в игре на гитаре) важны не только те ноты, которые вы играете. Немалое значение имеют также ноты, которые вы глушите. Пример 3 начинается с приглушенного апстрока, что придает фразе определенный характер. Затем становится еще интереснее: играем рейк-даунстрок к двенадцатому ладу, делаем бенд на полтона и отпускаем его (подтягиваем шестую ступень до пониженной седьмой), после чего делаем пулл-офф к десятому ладу. Пулл-офф следует исполнять плавно и быстро.

Бенды — замечательная вещь! Чтобы больше узнать о них, посмотрите видео на YouTube под названием 45 способов подтянуть гитарную струну (45 Ways to Bend a Guitar String). Этот пример завершается блюзовым бендом на двух струнах, за которым следует унисонный бенд (это означает, что вы удерживаете одну ноту и подтягиваете другую до той же высоты). Это отличный способ понять, насколько точен ваш бенд, ведь вы можете ориентироваться на звучание другой струны. Такой ход иногда называется «слиянием», потому что речь идет о своеобразном «слиянии» звучания двух струн.

В Примере 4 мы наращиваем скорость за счет триолей. Здесь мы спускаемся по D-дорийскому ладу (D-E-F-G-A-B-C) с добавленной блюзовой нотой (Ab). Основная «фишка» этой фразы — необычная аппликатура правой руки. Сначала играем ноту на третьей струне медиатором, затем — ноту на первой струне средним пальцем, после чего делаем пулл-офф. Далее переходим к триольному ритму по схеме «вниз / вверх / пулл-офф», что дает нам возможность сохранять четкость звучания, спускаясь и поднимаясь по струнам, без необходимости играть каждую ноту правой рукой.

Для следующего примера переключитесь на нэковый датчик. Этот датчик, в сравнении с агрессивностью бриджа, дает более гладкое, текучее звучание. Оно уже больше полувека является характерной чертой блюза, поэтому давайте же пользоваться его преимуществами!

Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) нередко играл подобные дабл-стопы. Их можно услышать, например, в “The Wind Cries Mary”, и с тех пор гитаристы активно пользуются этой идеей. Начнем Пример 5 с дабл-стопа первым пальцем и хаммер-она на нижнюю из двух струн третьим пальцем. То, что нужно! И в качестве бонуса — бенд на двух струнах.

Как я уже говорил, блюзовая нота (Ab) отлично подходит для перехода к ноте выше или ниже, и эта фраза подтверждает это. Сыграйте ноту D на десятом ладу первой струны и одновременно с ней — ноту Ab на тринадцатом ладу третьей струны. Затем, удерживая ноту D, сделайте слайд от тринадцатого лада к двенадцатому. На Ab следует задержаться лишь на долю секунды. У вас получится нота, которую по длительности нельзя отнести ни к восьмым, ни к шестнадцатым. Она как бы подводит к целевой ноте (G). Звучит очень блюзово!

Пример 6 — это уже фьюжн. Здесь важную роль играют триоли. Начинаем с октавы А, затем переходим к минорной пентатонике D. И в завершение — нелинейная серия нот блюзовой гаммы. Здорово, не правда ли?

Ну а сейчас давайте посмотрим, чем нам поможет слайд. Воспользуемся примерами Дерека Тракса (Derek Trucks), Дуэйна Оллмэна (Duane Allman) и Сонни Лэндрета (Sonny Landreth) и вооружимся волшебной трубочкой из стекла или металла. Данный пример написан для стандартного строя. Открытые строи дают больше возможностей, но в практическом плане удобнее просто взять гитару, которая уже настроена, и начать играть слайдом.

Несколько советов: прижмите медиатор указательным пальцем к ладони и играйте большим, средним и безымянным пальцами. Прижимайте слайд к струнам с достаточной силой, чтобы ноты звучали чисто, но не так, чтобы струны касались ладов.

Сонни Лэндрет — один из величайших слайд-гитаристов в блюзе, и Пример 7 написан в его стиле. Вы играете ноту, смещаетесь на полтона ниже и делаете слайд обратно к первоначальной ноте. Получается уникальное звучание! Затем переходите к классическому варианту: дабл-стоп на двух соседних струнах и слайд на два лада вверх к целевому аккорду.

Слайд — отличная штука, ведь он не требует подчинения теоретическим правилам. Пример 8 начинается с нот C и G#. Затем спускаемся к A и F. Триоли играем большим и средним пальцами.

Замечательно! Если вы хорошо отработали все примеры, попробуйте поиграть под минус.

Источник

Блюзовые школы для гитары

В этой категории собраны уроки гитары на акустической и электрогитаре в стиле блюз. Так же здесь публикуются статьи, советы и рекомендации от лучших блюз-гитаристов. Если Вы действительно хотите научиться играть на гитаре в стиле блюз, подпишитесь на бесплатную рассылку от Гитаршколы и получайте уроки гитары каждый день.

    Волшебные ритмы соула

    В этом уроке рассмотрим 5 упражнений для ритм-гитары в стиле соул. Табы и аудиоприложение прилагаются.

    5 350
    3
    Как разнообразить грув с помощью дабл- и трипл-стопов

    В этом уроке рассмотрим 8 примеров в стиле кантри, блюз и госпел. Большая часть примеров урока исполняется техникой гибридного звукоизвлечения.

    1 629
    1
    Игра соло на фоне смен гармонии в блюзе

    В этом уроке рассмотрим 6 примеров исполнения блюзового соло на фоне стандартной смены гармонии. Если Вы хотите начать сочинять собственные гитарные соло, этот урок для Вас.

    1 902
    1
    8 способов разнообразить двенадцатитактовый блюз

    В этом уроке рассмотрим 8 упражнений с нотами, табулатурами и аудиоприложением, которые помогут разнообразить партию ритм-гитары в двенадцатитактовом блюзе.

    2 930
    5
    Гэри Кларк мл. – новая звезда на небосклоне блюза

    Десять интересных блюзовых риффов и фраз в стиле Гэри Кларка Вы найдете в этом уроке. Табулатуры, ноты и аудио прилагаются.

    1 755
    3
    Дань стилю соло-гитары Дуэйна Оллмэна (Duane Allman)

    В этом уроке разберем особенный и неповторимый стиль игры на гитаре Дуэйна Оллмэна (Duane Allman). К уроку прилагаются 8 примеров с табулатурами и аудио.

    2 705
    3
    Педальный тон в ритм- и соло-партиях

    Что такое педальный тон на гитаре, и как его использовать при игре ритм- и соло-партий в стиле блюз, — Вы узнаете из этого урока. Табулатуры и аудио к уроку прилагаются.

    1 230
    0
    В глубины блюза с Джоном Ли Хукером и Лайтнин Хопкинсом

    Энди Эйлдорт рассказывает о творчестве мастеров блюза Джона Ли Хукера и Лайтнин Хопкинса. Табы и аудио прилагаются.

    1 913
    1
    Чикагская легенда блюза Мэджик Сэм и его неповторимый стиль

    В этом уроке разберем Sam’s Boogie — оригинальную тему Мэджика Сэма со сложной техникой звукоизвлечения. Табулатуры и аудио прилагаются.

    1 570
    0
    Теле-трюки Роя Бьюкенена

    В этом уроке разберем 7 упражнений и одно полноценное соло на электрогитаре в стиле медленного блюза. Табулатуры, ноты и аудиотреки прилагаются.

    1 450
    3
    Как сделать аранжировку интереснее?

    Урок гитары от гитариста Денниса Дель Гаудио. 6 упражнений, которые помогут сделать Вашу гитарную аранжировку интереснее.

    3 368
    2
    Ритмические смены и блюз

    В этом уроке рассмотрим 10 упражнений, основанных на блюзовой прогрессии. Используя ее, Вы сможете сочинять свои собственные мелодии и соло в стиле блюз и джаз.

    1 962
    3
    Кантри-мудрость Кита Урбана

    В этом уроке представлены десять упражнений с нотами, табулатурами и аудиоприложением в стиле кантри от гитариста Кита Урбана.

    5 604
    0
    Тайны медленного блюза

    Сегодняшний урок мы посвятим игре медленного блюза на электрогитаре. Вы поймете, что играть медленный блюз ничуть не легче, чем играть быстрый блюз.

    2 517
    2
    В глубины блюза: Джон Скофилд

    8 упражнений в стиле блюз и бибоп, написанные в стиле легендарного гитариста Джона Скофилда. Табулатуры, ноты и аудио прилагаются.

    3 538
    0
    В глубины блюза: Соединяя точки

    В этом уроке Вы узнаете, как объединить различные позиции на грифе гитары в одну. Так Вы обретете свободу в игре, не ограничиваясь рамками позиций.

    1 765
    0
    Мы рождены для буги!

    Если Вы только знакомитесь с таким музыкальным стилем как буги-вуги, этот урок для Вас. Табы, ноты и аудио-приложение 10 упражнений ждут Вас в этом уроке.

    6 875
    0
    Надоели одни и те же блюзовые фразы? Придайте им восточный колорит! Часть 1

    Этот урок поможет Вам разнообразить стандартные надоевшие блюзовые фразы и добавит в них восточный и европейский колорит.

    1 765
    0
    В глубины блюза: Ларри Карлтон

    В этом уроке разберем 10 гитарных фраз в духе Ларри Карлтона, которые познакомят Вас со стилем этого блюзового гитариста. Табы, ноты и аудио треки прилагаются.

    2 577
    3
    Тягучий блюз

    В этом уроке представлены 8 упражнений для акустической и электрогитары, которые научат Вас играть медленный тягучий блюз.

    17 540
    6
    Восемь лучших тернэраундов

    В этом уроке Вы узнаете, что такое тернэраунд, а так же разберете восемь примеров тернэраундов с нотами и табами для электрогитары.

    3 304
    3
    Фредди Кинг – легенда блюз-гитары

    В этом уроке предлагаю познакомиться со стилем игры на гитаре легендарного блюзового гитариста Фредди Кинга.

    1 504
    1
    Пятерка классических блюзовых тернэраундов в стиле Дельта-блюз

    В этом уроке Вы познакомитесь с пятью классическими блюзовыми тернэраундами от таких гитаристов, как Чарли Паттон и Роберт Джонсон.

    3 188
    1
    Изысканные соло Мэтта Скофилда

    В этом уроке представлены 2 12-ти тактовых соло в духе Мэтта Скофилда. Треки, ноты и табулатуры к примерам прилагаются.

    1 496
    1
    Звонкие дабл-стопы для кантри-гитары и не только

    Дабл-стопы — один из самых важных приемов кантри-гитары – как для игры соло и импровизаций, так и для ритм-партий. В этом уроке представлены 6 упражнений.

    3 597
    0
    Десять способов разрешения музыкального напряжения

    В этом уроке представлены 10 упражнений на разрешения различных блюзовых аккордов. Изучив все примеры, Вы сможете понимать блюз значительно лучше.

    5 851
    3
    Пятерка отборных блюзовых фраз от Джими Хендрикса, Ти-Боун Уокера, Элмора Джеймса, Стиви Рэя Вона и Джонни Винтера

    В этом уроке будут фразы в духе Ти-Боун Уокера, Джонни Винтера, Стиви Рэя Вона, Элмора Джеймса и Джими Хендрикса. К каждой из них мы добавим немного теории и дадим совет по исполнению.

    7 150
    0
    Техасский блюз со Стиви Рэем Воном

    Урок для тех, кто хочется научиться играть как Стиви Рэй Вон. В уроке представлены 4 упражнения в стиле техасского блюза.

    3 193
    4
    И снова о блюзе: Тройная Линди

    В этом уроке Вы разберете 3 блюзовые фразы, после чего, их можно соединить воедино.

    1 392
    0
    Космическое кантри: Бенды – нелегкая задача!

    В сегодняшнем уроке Вы познакомитесь с различными видами бендов на гитаре. Примеры использования бендов различных блюзовых гитаристов.

    2 644
    3
    «Couldn’t Stand the Weather» – классика от Стиви Рэя Вона

    Сегодня Энди Эйлдорт (Andy Aledort) познакомит нас с особенностями игры Стиви Рэя Вона в композиции Couldn’t Stand the Weather.

    1 301
    1
    Упражнения на основе пентатонических гамм – скорая помощь для гитариста

    Если вы играете американский джаз, блюз, фолк или рок, вам постоянно приходится иметь дело с пентатоническими гаммами. А значит, этот урок для Вас.

    11 411
    3
    Стиви Рэй Вон и Джимми Вон играют на гитаре с двумя грифами — видео

    Это видео было снято в феврале 1987 года в Новом Орлеане на борту лайнера S.S. Presidente. Стиви Рэй Вон и Джимми Вон играют на гитаре с двумя грифами/

    1 267
    0
    Блюзовые фразы Би Би Кинга в джазовых соло

    Сегодняшнее занятие мы посвятим трем классическим фразам Би Би Кинга, которые будут полезны для всех джазовых гитаристов, желающих пополнить свой арсенал интересных ходов и решений.

    7 706
    2
    Блюз на электрогитаре — видео

    В этом уроке Джон Хьюзенстамм расскажет о работе комбинаций септаккордов и пентатонических гамм, а так же Вы увидите несколько простых идей в первой позиции пентатонической гаммы А минор.

    2 633
    1
    Блюзовая гамма в тяжелой музыке — видео

    Сегодня мы будем говорить о фразе, основанной на «блюзовой гамме» Е мажор. Так же я покажу возможность использовать традиционную блюзовую гамму в более тяжелой музыке.

    2 123
    3
    Смешанная блюзовая гамма – свежая идея для вашего соло

    Сегодня мы поговорим о смешанной блюзовой гамме, в которую входят ноты как минорной, так и мажорной блюзовых гамм. С ее помощью можно эффектно подчеркивать смену аккордов, не теряя при этом качественного блюзового звучания.

    11 108
    6
    Как победить рутину – помощь гитаристам. Фразировка

    Сегодня мы поговорим о фразировке и о том, как сделать ваши соло более музыкальными, придать им некоторую схожесть с вокальными партиями, а также о том, как играть и выражать в своем творчестве именно то, что хочется, а не просто перебирать «удачные» идеи и ходы, уже придуманные кем-то другим.

    2 011
    0
    Ритм-гитара в стиле блюз: что нужно, чтобы играть, как профи

    В этом уроке рассмотрены ритмические упражнения для электрогитары в стиле блюз. Эти упражнение нацелены на то, чтобы Вы стали профессионалом в блюзовой ритмике.

    5 054
    0
    Основы блюзовой ритмики

    В этом уроке Вы познакомитесь с основами блюзовой ритмики. Вы научитесь считать доли при игре на гитаре в стиле блюз и узнаете, как обозначается в нотах блюзовая ритмика.

    4 310
    5
    Другие примеры риффов

    В этом уроке опубликованы дополнительные примеры риффов для блюза. Табулатуры с блюзовыми риффами присутствуют.

    1 708
    3
    Риффы в блюзе

    В этом уроке представлены табулатуры двухтактовых риффов для электрогитары в стиле блюз.

    2 896
    3
    Риффы для электрогитары в стиле блюз

    В этом уроке Вы познакомитесь с термином рифф. Так же познакомитесь с примерами риффов для электрогитары в стиле блюз.

    4 781
    3
    Блюз в тональности ЛЯ

    В этом уроке мы разберём блюз в тональности А (ля). Приведенное в уроке упражнения крайне просты технически, но очень эффективны.

    5 628
    3
    Классическая схема блюза

    Классическая двенадцатитактовая блюзовая схема очень проста, и все же большинство «чайников» ухитряются в ней запутаться. В этом уроке разберемся, как выглядит классическая схема блюза для гитары.

    3 905
    3
    Блюз для акустической гитары

    В этот курс вошло 15 примеров (небольших, но эффективных упражнений), которые в той или иной степени служат для повышения мастерства игры на гитаре в стиле блюз.

    Источник

    Оцените статью