Блюзовые вертушки для гитары

Блюз >Тягучий блюз

Блюз любят все! А без гитары в этом музыкальном стиле не обойтись. Блюз очень разнообразен, и блюзовые ходы могут украсить собой любую композицию. Многие гитаристы (в их числе Брэд Пейсли (Brad Paisley), Гатри Гован (Guthrie Govan), Джо Бонамасса (Joe Bonamassa)) черпают вдохновение из блюза и основываются на нем при создании собственных риффов в стиле кантри, рок и др.

У блюза есть направление, которое я называю «тягучим блюзом». Если вы находитесь в рамках тональности D и играете блюзовые фразы или фразы в минорной пентатонике, ориентируясь при этом на кантри-роковое звучание — это беспроигрышный вариант. Здесь практически невозможно ошибиться — просто чувствуйте грув и плывите по его волнам. Давайте же подробнее остановимся на этой самой «тягучести» блюза.

Начнем с акустического звучания, хотя все эти фразы можно с тем же успехом играть и на электрогитаре. На акустической гитаре предпочтительнее играть на нижних ладах, активно используя открытые струны, поэтому мы так и сделаем. Пример 1 — это фраза с открытыми струнами. Ноты на пятой струне следует играть медиатором, а на четвертой и третьей струнах — средним и безымянным пальцем соответственно. В данном случае гибридный подход дает возможность не менять позицию правой руки.

Во второй половине фразы мы смещаемся на четвертую, третью и вторую струны. Здесь добавляется нота Ab, являющаяся так называемой «блюзовой нотой» (пониженной пятой ступенью) для тональности D. Если задержаться на этой ноте надолго, она прозвучит ужасно. Но если использовать ее как мостик к пятой или четвертой ступеням, она придает истинный блюзовый колорит.

Читайте также:  Урок фортепиано дети 4 года

Сдвигаемся вверх по грифу. Тональность остается прежней — D. В Примере 2 рейком подходим к ноте F и делаем небольшую подтяжку, прежде чем начать спуск по блюзовой гамме D (D-F-G-Ab-A-C). Затем переходим от ровных шестнадцатых к секстолям. Если вы научитесь быстро переключаться с шестнадцатых на секстоли, у вас не будет проблем с ритмикой в блюзовом контексте.

А теперь берем электрогитару и активируем бриджевой датчик. Бриджевой датчик дает агрессивное звучание, которое никогда не останется незамеченным.

В блюзе (да и вообще в игре на гитаре) важны не только те ноты, которые вы играете. Немалое значение имеют также ноты, которые вы глушите. Пример 3 начинается с приглушенного апстрока, что придает фразе определенный характер. Затем становится еще интереснее: играем рейк-даунстрок к двенадцатому ладу, делаем бенд на полтона и отпускаем его (подтягиваем шестую ступень до пониженной седьмой), после чего делаем пулл-офф к десятому ладу. Пулл-офф следует исполнять плавно и быстро.

Бенды — замечательная вещь! Чтобы больше узнать о них, посмотрите видео на YouTube под названием 45 способов подтянуть гитарную струну (45 Ways to Bend a Guitar String). Этот пример завершается блюзовым бендом на двух струнах, за которым следует унисонный бенд (это означает, что вы удерживаете одну ноту и подтягиваете другую до той же высоты). Это отличный способ понять, насколько точен ваш бенд, ведь вы можете ориентироваться на звучание другой струны. Такой ход иногда называется «слиянием», потому что речь идет о своеобразном «слиянии» звучания двух струн.

В Примере 4 мы наращиваем скорость за счет триолей. Здесь мы спускаемся по D-дорийскому ладу (D-E-F-G-A-B-C) с добавленной блюзовой нотой (Ab). Основная «фишка» этой фразы — необычная аппликатура правой руки. Сначала играем ноту на третьей струне медиатором, затем — ноту на первой струне средним пальцем, после чего делаем пулл-офф. Далее переходим к триольному ритму по схеме «вниз / вверх / пулл-офф», что дает нам возможность сохранять четкость звучания, спускаясь и поднимаясь по струнам, без необходимости играть каждую ноту правой рукой.

Для следующего примера переключитесь на нэковый датчик. Этот датчик, в сравнении с агрессивностью бриджа, дает более гладкое, текучее звучание. Оно уже больше полувека является характерной чертой блюза, поэтому давайте же пользоваться его преимуществами!

Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) нередко играл подобные дабл-стопы. Их можно услышать, например, в “The Wind Cries Mary”, и с тех пор гитаристы активно пользуются этой идеей. Начнем Пример 5 с дабл-стопа первым пальцем и хаммер-она на нижнюю из двух струн третьим пальцем. То, что нужно! И в качестве бонуса — бенд на двух струнах.

Как я уже говорил, блюзовая нота (Ab) отлично подходит для перехода к ноте выше или ниже, и эта фраза подтверждает это. Сыграйте ноту D на десятом ладу первой струны и одновременно с ней — ноту Ab на тринадцатом ладу третьей струны. Затем, удерживая ноту D, сделайте слайд от тринадцатого лада к двенадцатому. На Ab следует задержаться лишь на долю секунды. У вас получится нота, которую по длительности нельзя отнести ни к восьмым, ни к шестнадцатым. Она как бы подводит к целевой ноте (G). Звучит очень блюзово!

Пример 6 — это уже фьюжн. Здесь важную роль играют триоли. Начинаем с октавы А, затем переходим к минорной пентатонике D. И в завершение — нелинейная серия нот блюзовой гаммы. Здорово, не правда ли?

Ну а сейчас давайте посмотрим, чем нам поможет слайд. Воспользуемся примерами Дерека Тракса (Derek Trucks), Дуэйна Оллмэна (Duane Allman) и Сонни Лэндрета (Sonny Landreth) и вооружимся волшебной трубочкой из стекла или металла. Данный пример написан для стандартного строя. Открытые строи дают больше возможностей, но в практическом плане удобнее просто взять гитару, которая уже настроена, и начать играть слайдом.

Несколько советов: прижмите медиатор указательным пальцем к ладони и играйте большим, средним и безымянным пальцами. Прижимайте слайд к струнам с достаточной силой, чтобы ноты звучали чисто, но не так, чтобы струны касались ладов.

Сонни Лэндрет — один из величайших слайд-гитаристов в блюзе, и Пример 7 написан в его стиле. Вы играете ноту, смещаетесь на полтона ниже и делаете слайд обратно к первоначальной ноте. Получается уникальное звучание! Затем переходите к классическому варианту: дабл-стоп на двух соседних струнах и слайд на два лада вверх к целевому аккорду.

Слайд — отличная штука, ведь он не требует подчинения теоретическим правилам. Пример 8 начинается с нот C и G#. Затем спускаемся к A и F. Триоли играем большим и средним пальцами.

Замечательно! Если вы хорошо отработали все примеры, попробуйте поиграть под минус.

Источник

25 блюз-роковых фраз, которые вы должны знать. Часть 1

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Довольно сложно точно назвать 25 гитарных фраз, которые бы охватывали всю блюз-роковую вселенную. Если каждый из нас попробует это сделать, то у нас будут разные результаты. Поэтому тут у нас просто набор ликов, которые могут сформировать отличный фразовый арсенал. Если вы только начинаете, то этот набор бросит вас сразу в гущу схватки, а если вы играете уже многие годы, он поможет пополнить ваш поношенный и истощившийся колчан стрел.

Для любого музыканта важно знать и понимать историю и эволюцию музыкального стиля, и то как характерные особенности того или иного влиятельного музыканта из каждой эпохи связаны между собой. Ну например, как You Need Love Maddy Waters’а связано с Jimmy Page’ем?

Это знание даёт на понимание того, как наш любимый гитарист использовал эти воздействия в своей собственной игре. Вообще, в современной музыке очень немного действительно оригинальных голосов, и лишь несколько из них – это гитаристы. В блюзе и роке гармония и ритм, обычно, довольно незамысловаты. Но это-то и удивительно. Удивительно но, как великие гитаристы в течении десятилетий умело обращались с этим относительно простым музыкальным языком и разговаривали на нём на свой собственный лад.

Мы сделали обзор наиболее интересных и популярных составляющих блюз-рока, которые постоянно появляются в ликах гитаристов с 40х годов до наших дней – будь то гармония, ритм или интересная артикуляция. Этот урок включает в себя 25 фраз, пронумерованных по убыванию. Каждый элемент этого списка был «позаимствован» от от одного или нескольких великих гитаристов.

Этот урок можно использовать двумя различными способами. Первый – это просто отработать все лики, чтобы играть все 25 без ошибок, что позволит вам поработать над выносливостью и точностью исполнения. С другой стороны, вы можете использовать каждый лик, как точку отсчета для своих собственных идей.

Работайте над тем, чтобы проникнуть в каждый элемент глубже, затем придумывайте своё, используя ваших любимых гитаристов для вдохновения, и, конечно, сочетайте это со своим собственным творческим началом.

Ну и почему бы вам не взять некоторые из этих элементов, выписать их на 12 тактов, а потом используя только их сделать из них музыку, чтобы они звучали натурально и гармонично, а не просто как надуманный набор связанных между собой фраз. Именно такой творческой практикой занимаются профи. Ловите кайф и удачи!

25. Мажорный мотив Ferddie King

Повторяющаяся мажорная пентатоника – это основа игры Freddie King. Он использовал группировку триолей, тогда как «жук» George Harrison применил интересную идею смещения ритма 16ми в Hard Days Hight.

Эта же идея видная также в потрясном соло Paul Kossofв Free’s All Night Now. Если говорить про кантри, то примерно тоже самое мы модем услышать у Kenny Rorers в Take You Love To Town.

24. От минорной к мажорной пентатонике

Блюз-рокеры довольно часто играют поверх доминант-аккорда, как мажорную, так и минорную пентатонику в том же ключе (в нашем примере – это A). Обычно это делают той же «распальцовкой», что и для А-минора (на 5м ладу), затем перемещаются на 3 лада в низ, чтобы получился A-мажор (на 2м ладу).

В использовании этого приема замечены разные гитаристы, в том числе Angus Young и Paul Gilbert.

23. Фрагмент арпеджио минор 7

Этот лик – это отличный пример того, можно украсить такой стерильный музыкальный прием, как арпеджио. Этим приемом отлично владеют три гитариста: Mark Knopfler, Peter Green и Eric Clapton, по крайней мере эта троица сразу же приходит на ум.

В нашем примере мы украшаем арпеджио D mior (D-F-A) и minor 7 (D-F-A-C). Арпеджио – это короткий путь, чтобы попасть «в цель аккорда» и они всегда звучат отлично!

22. Органные лики

На многих гитаристов, среди которых Danny Gatton, Robben Ford и Stevie Ray Voghn, оказали влияние органисты, например, Jimmy Smith. В результате мы увидели интересные дабл-стопы и трели.

Попробуйте играть, как пальцами, так и медиатором, чтобы получить сбалансированную динамику.

21. Рок-н-рольные пул-оффы

Задолго до рокеров 70х быстрые и огненные пул-оффы популяризировали такие люди, как Scotty Moor (гитарист Элвиса), Eddie Cochran и Cliff Gallup, который играл в команде Gene Vincent. В общем, еще в 50х уже вовсю пользовались этим приемом.

Идея была была позаимствована у самого Les Paul, но в итоге лик стал рокабильным штампом (привет Brian Setzer). Его также стал использовать Jeff Beck (кстати, большой фаната Cliff Gallup и Les Paul).

20. Педальный (органный пункт) лик


Идеи органного пункта использовал не только Yngwie Malmsteen и другие, подверженные влияние классики, гитаристы.

Тут у нас распространенная блюзовая вариация, где тоника D используется, как педаль, против нисходящих голосов (A-Ab-G) или (5-b5-4).

Источник

Учимся играть блюз на гитаре — часть 2. Блюзовый ритм и блюзовые аккорды

Классический блюз обладает несколькими отличительными признаками:

  • шаффл;
  • упрощенные аккордовые формы;
  • клише структуры песни.

Блюзовый ритм

Типичный блюзовый ритм называется шаффлом. Шаффл представляет собой триоли на 4/4.

На второй доле вместо ноты пауза. Считается так: «Раз – и – два, раз – и – два». Такой ритм является отличительной чертой чикагской школы.

На табулатуре шаффловый ритм выглядит следующим образом:

Шаффловый ритм на табулатуре

Ниже представлены примеры шаффла. Кстати, это минусовки, под которые вы можете развивать свой навык импровизации.

Классический блюз играется в размерах 4/4 и 12/8. Но современные блюз-роковые исполнители успешно адаптируют под блюз и 3/4 и 6/8. Например, Джек Уайт со своей версией песни «Love is Blindness».

Блюзовые аккорды

Большинство блюзовых стандартов строится на следующих ступенях:

I (Тоника) – IV (Субдоминанта) – V (Доминанта).

Примером практического применения этой схемы является последовательность аккордов в тональности Ми-минор:

Em – A – H.

Вам необходимо выучить эти три основные ступени для каждой тональности. Так вы решите массу проблем. Например, сможете без проблем играть импровизационные соло в любом ключе.

Но не весь блюз построен на 3 ступенях. Также популярны такие гармонии:

  • Em – G – A;
  • Hm – G – D – A;
  • E – A – E – H7.

Для украшения композиции и придания ей неустойчивого драматичного звучания блюзовые гитаристы используют вместо трезвучий септаккорды, нонаккорды и т.д.

СПРАВКА. О минорных и мажорных блюзовых аккордах

Аккорды создают гармонию песни, которую гитарист обыгрывает на свой вкус. Если вы только начинаете знакомство с блюзом, начните с осмысления простых прогрессий. Например, Am – Dm – Em – E7. Это все та же последовательность тоника – субдоминанта – доминанта. Попробуйте разные позиции для этих аккордов и разный стиль игры.

Септаккорды, нонаккорды, 11 и 13 аккорды

От других жанров музыки блюз отличается активным применением аккордовых вариаций. В классических произведениях вы встретите септаккорды, нонаккорды и 11 и 13 аккорды. Применение этих созвучий позволяет создать то самое блюзовое настроение в песне.

Выполните небольшое упражнение. Сыграйте на гитаре 2 последовательности.

Сначала Am – Dm – Em – E.

Затем Am7 – Dm7 – Em7 – E7.

Вторая последовательность звучит намного более драматично, но одновременно незавершенно.

Используйте это знание в своем творчестве. Добавляйте септаккорды для нагнетания атмосферы, но не пытайтесь построить на них всю песню. Иначе будет создаваться впечатление недосказанности и незавершенности композиции.

Аккорды в виде баррэ. Система CAGED

Блюз – это музыка, в которой классические открытые позиции аккордов почти не используются. Блюзмены постоянно играют с приемом баррэ. Это позволяет им по-разному обыгрывать одни и те же аккорды, чередовать позиции для нужного звучания песни.

Существует 5 форм (для мажора и минора) для того, чтобы сыграть любой аккорд на гитаре:

  • форма до

Мажорная форма CМинорная форма C

  • форма ля

Мажорная форма AМинорная форма A

  • форма соль

Мажорная форма GМинорная форма G

  • форма ми

Мажорная форма EМинорная форма E

  • форма ре

Мажорная форма DМинорная форма D

Такая система называется CAGED – по латинским буквам, обозначающим созвучия.

Ниже представлены аппликатуры аккордов Ми-минор и Ми-мажор в каждой из 5 форм. Аналогично им строятся аппликатуры и для остальных аккордов.

Аккорд E в системе СAGED Аккорд Em в системе СAGED

Знание системы CAGED позволяет сыграть нужный аккорд в любой позиции и от любой ноты. Чтобы пользоваться этой системой, вы должны знать расположение всех нот на гитарном грифе.

СОВЕТ. О системе CAGED, пентатонике и соло

Вы почти никогда не будете играть аккорды во всех 5 формах. Вам вполне хватит знания открытой позиции и баррэ. Но система CAGED нужна для изучения пентатоники, которая, в свою очередь, является основой блюзового соло и импровизации.

Если вы хотите не только играть блюзовые квадраты, но и придумывать собственные соло, то добавьте в свои занятия на гитаре изучение этой системы.

3 аккорда на всем грифе гитары

Еще одним способом обыграть аккорды в блюзе является применение трезвучий вместо полноценных аппликатур. Этот способ позволяет легко перемещаться между боксами пентатоники.

Трезвучия играются на 3 струнах. Чаще всего первых или последних.

Ниже в табулатуре изображены формы трезвучий для Ля-минора (Am). Сыграйте их под метроном. Сделайте вывод о различии в нюансах звучания.

Формы трезвучий Am

Что такое блюзовый рифф? Простые примеры блюзовых риффов

Рифф – это короткая музыкальная повторяющаяся фраза. Те фрагменты песен, которые вы играете в музыкальном магазине при покупке гитары, и есть рифы.

На риффах построена большая часть музыки. Среди самых знаменитых «Smoke on the water», «Back in Black», «Enter Sandman».

Не менее значимы риффы в блюзе. Традиционно они, как и аккорды, также строятся по схеме I – IV – V с обыгрыванием этой последовательности.

На видео ниже вы найдете 50 лучших риффов в истории блюза.

12 тактовая блюзовая прогрессия

Одним из главных блюзовых клише является использование 12 тактовой прогрессии при построении песен.

То есть вместо 8 в куплете блюзовой композиции 12 тактов. «Лишние» 4 такта образуются из-за повторения первой строчки. Причем повторяться могут отдельно как слова, так и музыкальная фраза.

Все 12 тактов строятся на обычной блюзовой последовательности

тоника – субдоминанта – доминанта.

Хотя иногда могут добавляться повышенные или пониженные ступени.

Примерами 12-тактового блюза могут служить песни JJ Cale – «Cocaine», BB King – «Thrill Is Gone», Чиж – «Перекресток», Зоопарк – «Blues de Moscou».

На рисунке ниже разбор 1 куплета песни «Перекресток». Обратите внимание на аккорд Bb7. Это повышенная V ступень. Это созвучие добавляет фразе резкости.

I, IV, V ступени в песне “Перекресток”

Источник

Оцените статью