- Блюзовые лады или что обусловливает настроение блюза
- Несколько слов о ладах
- Мажорная и минорная пентатоника
- Структура лада
- Двенадцать блюзовых ладов
- На гитаре
- Отработка импровизации на практике
- Блюзовые гаммы на гитаре — инструкция для начинающих
- Для чего вам стоит выучить позиции блюзовых гамм
- Блюзовые гаммы. Теория простыми словами
- Как строится блюзовая гамма
- Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы
- Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив
- Аппликатуры и обозначения
- A (ля) минор блюзовая гамма – 6 позиций
- Блюзовые гаммы для гитары. Аппликатуры, табы и описание блюзовых гамм для начинающих
- Блюзовые гаммы для гитары. Общая информация
- Для чего вам стоит выучить позиции Блюзовых гамм?
- Блюзовые гаммы. Теория простыми словами
- Как строится блюзовая гамма
- Минор
- Мажор
- Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы
- Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив
- Аппликатуры и обозначения
- A (ля) минор блюзовая гамма — 6 позиций
- 1 позиция
- 2 позиция
- 3 позиция
- 4 позиция
- 5 позиция
- 6 позиция
- Аппликатуры блюзовых гамм в других тональностях
- До минор (C min) — Ми-бемоль мажор (E♭ maj)
- Ре минор (D min) — Фа мажор (F maj)
- Ми минор (E min) — Соль мажор (G maj)
- Фа минор (F min) — Ля-бемоль мажор (A♭ maj)
- Соль минор (G min) — Си-бемоль мажор (B♭ maj)
- Си минор (B min) — Ре мажор (D maj)
- Упражнения и блюзовые лики для развития техники игры
Блюзовые лады или что обусловливает настроение блюза
История рассказывает, что блюз зародился среди афроамериканцев в США и в будущем оказал большое влияние на развитие музыки. Блюз стал истоком таким направлениям, как джаз и рок-н-ролл, которые также послужили источниками многим другим популярным жанрам. В этой статье разберем, каким образом устроена неповторимая «магия» блюза, которая делает его узнаваемым и атмосферным.
Несколько слов о ладах
Наверняка каждый человек, имеющий представление о блюзе, замечал, что этот жанр обладает особым настроением, наводящим печаль. Связано это с тем, что для написания блюза музыканты пользуются особым звукорядом, отличающимся от привычных уху натуральных мажора и минора. Этот звукоряд называется блюзовым ладом.
В пример можно привести японскую и индийскую музыку. Звучание ощутимо различается, зачастую человек без труда может отличить одно от другого. Еще один пример: в переливах мелодий в дважды гармоническом мажорном ладу люди слышат оттенки «цыганской» музыки. А наличие целотоновой гаммы своей конфликтностью добавляет композиции тревожности, пугающей неопределенности. Следовательно, лады действительно позволяют придать музыке определенный колорит. Такие же принципы действуют и для блюза. Интересно, что блюз — единственный жанр, в честь которого назван лад.
Обычно гармоническая составляющая блюза не отличается сложностью и большим разнообразием. В основе лежит блюзовый квадрат, повторяющийся, как это часто бывает, на протяжении всей песни. Меланхоличный настрой этому жанру придают, в свою очередь, мелодические линии.
Мажорная и минорная пентатоника
Прежде чем говорить про блюзовые лады, следует ввести понятие минорной и мажорной пентатоники и четко закрепить их на практике.
Можно сказать, что минорная пентатоника — это гамма, которая строится путем удаления II и VI ступеней из гаммы натурального минора (эолийского лада) или по схеме «1.5 тона, тон, тон, 1.5 тона, тон».
К примеру, минорная пентатоника от ноты Ля — A C D E G A (Ля До Ре Ми Соль Ля).
Мажорная пентатоника — гамма, представляющая собой натуральный мажор (ионийский лад) без IV и VII ступеней. Схема — «тон, тон, 1.5 тона, тон, 1.5 тона».
Мажорная пентатоника от ноты До — C D E G A C (До Ре Ми Соль Ля До).
Таким образом, выучив строение минорной и мажорной пентатоники, уже можно начинать импровизировать или сыграть достаточно много песен. Пентатонические гаммы особенно популярны среди гитаристов. Основные жанры, в которых описанные выше элементы получили наибольшее распространение, — это блюз и джаз, но даже в современной популярной музыке можно встретить партии с пентатоническими гаммами. Например, многие импровизационные зарисовки и партии в песнях соло-гитариста Кирка Хэмметта из группы Metallica содержат много пентатонических фраз. Также активное использование пентатоники присуще группе Deep Purple. Не обошел стороной данный вид гамм и поп-музыку, к примеру, мелодическую линию песни Adele — Rolling in the Deep. Пентатонические структуры можно встретить в японской или китайской музыке, при этом композиция будет иметь собственный «азиатский» колорит.
Впрочем, блюз не всегда ограничивается одной пентатоникой. Даже если это так, то будут отсутствовать характерные окрас и настроение звука в той мере, в какой они могут быть даны блюзовым ладом.
Структура лада
Построить блюзовый лад на самом деле не так сложно. Нужно всего лишь к минорной пентатонике добавить пониженную пятую (или повышенную четвертую) ступень минорного лада. Прийти к блюзовому ладу можно через следующий интервалы, отстраиваемые от тоники: малая терция, чистая кварта, увеличенная кварта, чистая квинта, малая септима, чистая октава (1.5 тона, 2.5 тона, 3 тона, 3.5 тона, 5 тонов, 6 тонов).
Не отходя от минорной пентатоники от Ля, построим такой лад. Он выглядит следующим образом (ноты A C D Eb E G A — Ля До Ре Ми-бемоль Ми Соль Ля).
Двенадцать блюзовых ладов
Вы всерьез хотите уметь импровизировать в стиле блюз? Тогда вам необходимо знать, как выстраивается блюзовый лад на фортепиано, гитаре или любом другом музыкальном инструменте от любой ноты. В этом вам поможет следующий материал.
На фотографии представлен блюзовый лад, построенный от каждой из двенадцати нот.
На гитаре
Одна из самых приятных вещей в блюзе — гитарные импровизационные соло. Конечно, для гитариста важно не только знать ноты, а еще и иметь развитые технические параметры. Как минимум, это аккуратные, точные бэнды и вибрато. Без этих элементов соло покажется однообразным и быстро надоест. Тем не менее можно сделать шаг в сторону безупречных блюзовых импровизаций, выучив позиции (боксы) для гитары.
Зная расположение нот на грифе и ноты нужного лада, можно легко выстроить любой лад самостоятельно. Приведем несколько примеров ниже.
Позиция №1 — блюзовый лад от ноты Ля на четвертой струне. Выглядит следующим образом.
Позиция №2 — блюзовый лад от ноты Ля на пятой струне. Знаком каждому гитаристу.
Позиция №3 — блюзовый лад от ноты Ля на шестой струне.
Чтобы получить лад от другой ноты, просто переместите конструкцию на нужное количество полутонов. Допустим, чтобы получить блюзовый лад от Ре, транспонируйте позицию № 3 (или любую другую) на 2.5 тона вправо по грифу.
Отработка импровизации на практике
Не секрет, что даже импровизация требует подготовки. Вы можете самостоятельно записать аккорды в блюзовом квадрате и простую драм-партию, если вы обладаете оборудованием для записи и умеете пользоваться каким-либо секвенсором. Этого вполне достаточно для оттачивания своего мастерства. Тренируйте свои навыки, стремитесь к совершенству. Удачи!
Источник
Блюзовые гаммы на гитаре — инструкция для начинающих
Многие начинающие гитаристы узнают о пентатонике. Этим они открывают вход в мир рок-произведений и многих других песен, которые строятся на этом звукоряде. По мере изучения музыкант расширяет свой кругозор, продвигается до блюзовой гаммы для гитары. Она – давний сосед пентатонической, но звуков в ней на одну ноту больше. В этом и состоит отличие, которое добавляет новую краску в звучание.
Для чего вам стоит выучить позиции блюзовых гамм
Многие культовые сольные партии на гитаре замешаны именно на этом приеме. Для того чтобы не заучивать каждое соло «с нуля», необходимо набрать багаж из ликов и фраз. Большинство из них повторяются в той или иной мере.
Кроме того, это поможет выучить ноты и лучше видеть гриф. Когда вы заучите эти позиции, произведения в других жанрах также будут даваться легче.
Любые гаммы используются не только в виде выученных табулатур. Ими можно украшать собственные сочинения. Умение импровизировать поможет взаимодействовать с другими музыкантами. Порой приходится отходить от оригинальной тональности, добавлять в трек что-то своё. Чтобы не затеряться в музыкальном многообразии, заучите сам принцип построения.
Блюзовые гаммы. Теория простыми словами
Прежде чем перейти к практике, разберем азы теории. Зная правила построения различных музыкальных фраз, вы сможете гораздо легче осваивать новый материал.
Как строится блюзовая гамма
Для понимания необходимо сначала ознакомиться с пентатоникой. Различие в одной ноте, обозначения такие:
Минор
Рассмотрим такую схему.
М3 – Б2 – М2 – М2 — М3
Если отстроить в Ми миноре, получим:
- От «ми» – полтора тона – открытая 6 – 3 лад на шестой («соль») – например, безымянным;
- От g – 1 тон («ля» — открытая 5);
- От a – 0,5 тона – («a#» — 1 лад пятой) – указательным;
- От a# – 0.5 – («h» — 2 лад пятой) – средним;
- От H – 1,5 – («d» — открытая четвертая).
Мажор
Здесь последовательность будет иметь такой вид.
Б2 – М2 – М2 – М3 – Б2
Играем следующим образом:
- От ми (открытая 6) – 1 тон – фа# (2 лад шестой струны) – указательным;
- От f# – 0,5 – соль (3 лад той же струны) – средним;
- От g – 0,5 – соль # (4 лад и снова на шестой) – безымянным;
- От g# – 1,5 – си (2 лад пятой) – указательным;
- От h – 1 т. – C# (4 лад пятой) – безымянным.
Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы
Как и в других комбинациях, построение интервалов и создает отличительные звуковые особенности. Для «параллельных» гамм действуют те же правила, что и для натуральных. В качестве примера возьмём популярные a-moll и C-Dur:
A – C – D – D# — E – g
C – D – Eb – E ♮– G – A
Знание параллельных тональностей помогает сориентироваться во время импровизаций, а также на грифе. Например, чтобы из C-Dur перейти в a-moll, не обязательно учить их обе. Достаточно отложить вниз М3 (C – 1,5 – получится как раз «a»). Их аппликатура одинакова. Поэтому при переходе даже не придётся менять пальцы.
Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив
Этот звук значительно дополняет вашу импровизацию. Вы сможете раскрыть новые грани музыки, добавлять краску в разучиваемые произведения.
Для минорный комбинаций следует обратить внимание на промежуток между ступенью 3 и 4. Мы понижаем 4 – это будет та самая блюзовая нота.
В мажорных смотрим на 2 и 3 струны. При понижении 3 получаем то, что требуется.
Смотрите в видео: Одна нота, которая сделает ваши соло по-настоящему блюзовыми (блюзовая Нота) — уроки игры на гитаре.
Аппликатуры и обозначения
С некоторыми из них вы уже встречались на страницах других наших разборов. Например, нумерация пальцев.
Левая рука (они прописаны в кружках):
- 1 – указательный;
- 2 – средний;
- 3 – безымянный;
- 4 – мизинец.
Другие условные обозначения:
- красный шарик – все ноты, которые играются в приведенной комбинации;
- зелёный – блюзовая нота;
- чёрные – тоники (мы с них начинаем, в них же приходим).
A (ля) минор блюзовая гамма – 6 позиций
Возьмем одну из самых простых гамм для примера. Хорошо будет, если вы не просто вызубрите эти схемы, но и поймете общий принцип их составления. Для этого нужно сначала познакомиться с натуральной гаммой. Затем убрать из неё некоторые ноты, превратив её в пентатоническую. Теперь с помощью рисунка можем пользоваться блюзовой.
Источник
Блюзовые гаммы для гитары. Аппликатуры, табы и описание блюзовых гамм для начинающих
Блюзовые гаммы для гитары. Общая информация
Блюзовая гамма – гамма, которая отличается от пентатоники на один звук. Это так называемая «блюзовая нота», которая и даёт характерный оттенок при игре этого жанра. Разумеется, данная последовательность используется не только в блюзе. Её основы можно часто встретить в самых разных стилях – от классического хард-рока до современной поп-музыки.
Для чего вам стоит выучить позиции Блюзовых гамм?
В первую очередь блюзовые гаммы на гитаре необходимы для игры импровизаций. Наверняка многие задумывались о том, как их любимые роковые музыканты делают свои сногсшибательные соло. Разумеется, на студийных версиях есть какая-то заготовка или даже заученный текст. Однако часто опытные рокеры используют разные варианты, как при записи альбомов, так и в концертных турах. Например, гитарист Led Zeppelin Джимми Пейдж вообще никогда не играл одинаковые соло. На каждом концерте он добавлял к известным песням что-то новое и ранее не звучавшее.
Культовые блюзмены вроде Стиви Рэй Вона буквально рассыпались жемчужинами звуков на своих выступлениях. Такие сольные партии могли продолжаться до десяти минут. Помимо этого умение сымпровизировать – это важный навык, который пригодится в джемах. Это спонтанные совместные импровизации на заготовленную тему, которые популярны как у блюзовых, так и у джазовых и классических музыкантов.
Помимо этого блюзовая гамма пригодятся вам для разучивания уже знакомых песен. Вы приятно удивитесь, когда начнёте вспоминать старое соло или просто песенку. Вполне возможно, что ранее вы долго и упорно зазубривали каждую ноту, стараясь запомнить цифровку в табулатуре. Но зная ноты блюзовой гаммы, многие фразы окажутся клишированными и лёгкими для запоминания.
Блюзовые гаммы. Теория простыми словами
Как строится блюзовая гамма
Если вы не знаете, что такое пентатоника , то рекомендует ознакомиться по предложенной ссылке. Это фундамент музыки «голубой тоски», который поможет построить необходимую гамму за считанные минуты.
Минор
Минорная блюзовая гамма строится исходя из строения минорной пентатоники.
Минорная пентатоника: малая терция – большая секунда – большая секунда – малая терция;
Минорная блюзовая гамма: малая терция – большая секунда – малая секунда – малая секунда – малая терция.
Для того, чтобы понять эти музыкальные интервалы, отложите на инструменте (скажем, от ноты ля): 1,5 тона – тон – полутон – полутон – 1,5 тона.
Если сказать ещё проще, то: «точка отсчёта» — 6 струна 5 лад – передвигаем палец на 3 лада вправо – переход на 5 струна 5 лад – двигаем палец на лад вправо – двигаем палец на лад вправо – 4 страну 5 лад – двигаем палец на 2 лада вправо.
Разумеется, это сделано для подробного разбора новичкам. Ниже будут аппликатуры пальцев для удобства исполнения.
Мажор
Построим мажорную пентатонику: большая секунда – большая секунда – малая терция – большая секунда;
Мажорная блюзовая гамма: большая секунда – малая секунда – малая секунда – малая терция – большая секунда, или:
Тон – полутон — полутон – 1,5 тона – тон.
Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы
Как вы могли заметить, основные различия содержатся в интервальном построении. Именно за счёт него и получается отличный друг от друга звук. Кроме того из-за особенностей строения самой пентатоники (отсутствие 2 и 6 ступеней в миноре; 4 и 7 в мажоре) меняется и сам «нотный состав» гаммы.
Например, блюзовые гаммы для гитары Ля-минор и гамма до-мажор (соответственно):
Ля – до – ре – РЕ ДИЕЗ – ми – соль;
До – ре – МИ БЕМОЛЬ — ми (бекар) – соль – ля.
Обратите внимание на то, что в параллельных гаммах совпадают аппликатуры. Рассмотрим на примере соль мажор (блюзовая – соль – ля – СИ БЕМОЛЬ – си бекар – ре – ми – соль). Чтобы сыграть параллельную минорную гамму, необходимо отложить малую терцию вниз. Соль – 1,5 тона = ми. Итого получаем ми минор (блюзовая – ми (открытая 6) – соль – ля – СИ БЕМОЛЬ – си бекар – ре – ми). Аппликатура в боксе совпадает. Кроме того совпадают аппликатуры тональностей по всему грифу.
Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив
Чтобы исполнять блюз на гитаре , непременно нужно знать, за счёт чего появляется тот самый «криминально-таинственный» звук. В пентатонике необходимо:
В миноре – понизить четвёртую ступень;
В мажоре – понизить третью ступень
В миноре она является связующим звеном между третьей и четвёртой ступенью.
В мажоре – между второй и третьей.
Посмотрите на пример ниже, где нужная нота выделена стрелкой.
Аппликатуры и обозначения
Ниже приведены примеры аппликатур. Цифра обозначает палец, которым следует зажимать необходимый лад (1 — указательный, 2 – средний и так далее). Тоники (чёрный кружок) – это звуки, на которые опирается гамма. Для наглядности блюзовая нота выделена зеленым цветом.
Выучив аппликатуры для определённой позиции, вам будет проще переходить в параллельные гаммы (так как они совпадают по пальцовке). Кроме того это поможет не задумываться (в каком боксе я сейчас нахожусь?) при импровизации. Для этого в качестве ритма можно использовать блюзовые аккорды , а поверх них играть небольшие соло, основанные на знакомых позициях.
A (ля) минор блюзовая гамма — 6 позиций
Для начала можно потренироваться на ля минорной гамме без ключевых знаков.
Хорошей практикой будет самостоятельное построение гаммы в позиции. Мысленно вычёркивайте ненужные ноты из натурального минора и стройте пентатонику. Затем добавляйте 4 пониженную. Когда вы сделаете это один раз, то останется только зажимать необходимые звуки на грифе.
1 позиция
2 позиция
3 позиция
4 позиция
5 позиция
6 позиция
Аппликатуры блюзовых гамм в других тональностях
До минор (C min) — Ми-бемоль мажор (E♭ maj)
Ре минор (D min) — Фа мажор (F maj)
Ми минор (E min) — Соль мажор (G maj)
Фа минор (F min) — Ля-бемоль мажор (A♭ maj)
Соль минор (G min) — Си-бемоль мажор (B♭ maj)
Си минор (B min) — Ре мажор (D maj)
Упражнения и блюзовые лики для развития техники игры
Чтобы применить полученные знания на практике, мы представляем вам несколько заготовленных примеров. Это так называемые блюзовые лики. Готовые клишированные ходы, которые применяют музыканты по всему миру. В них используются как бэнды и слайды, так и арпеджио на гитаре . Выучив несколько ликов, вы можете вставлять их как в импровизацию, так и в виде дополнительных фишек в уже знакомые композиции.
Источник