Блюзовый лад от всех нот

Блюзовые гаммы на гитаре — инструкция для начинающих

Многие начинающие гитаристы узнают о пентатонике. Этим они открывают вход в мир рок-произведений и многих других песен, которые строятся на этом звукоряде. По мере изучения музыкант расширяет свой кругозор, продвигается до блюзовой гаммы для гитары. Она – давний сосед пентатонической, но звуков в ней на одну ноту больше. В этом и состоит отличие, которое добавляет новую краску в звучание.

Для чего вам стоит выучить позиции блюзовых гамм

Многие культовые сольные партии на гитаре замешаны именно на этом приеме. Для того чтобы не заучивать каждое соло «с нуля», необходимо набрать багаж из ликов и фраз. Большинство из них повторяются в той или иной мере.

Кроме того, это поможет выучить ноты и лучше видеть гриф. Когда вы заучите эти позиции, произведения в других жанрах также будут даваться легче.

Любые гаммы используются не только в виде выученных табулатур. Ими можно украшать собственные сочинения. Умение импровизировать поможет взаимодействовать с другими музыкантами. Порой приходится отходить от оригинальной тональности, добавлять в трек что-то своё. Чтобы не затеряться в музыкальном многообразии, заучите сам принцип построения.

Читайте также:  Лакоста пур фем ноты

Блюзовые гаммы. Теория простыми словами

Прежде чем перейти к практике, разберем азы теории. Зная правила построения различных музыкальных фраз, вы сможете гораздо легче осваивать новый материал.

Как строится блюзовая гамма

Для понимания необходимо сначала ознакомиться с пентатоникой. Различие в одной ноте, обозначения такие:

Минор

Рассмотрим такую схему.

М3 – Б2 – М2 – М2 — М3

Если отстроить в Ми миноре, получим:

  1. От «ми» – полтора тона – открытая 6 – 3 лад на шестой («соль») – например, безымянным;
  2. От g – 1 тон («ля» — открытая 5);
  3. От a – 0,5 тона – («a#» — 1 лад пятой) – указательным;
  4. От a# – 0.5 – («h» — 2 лад пятой) – средним;
  5. От H – 1,5 – («d» — открытая четвертая).

Мажор

Здесь последовательность будет иметь такой вид.

Б2 – М2 – М2 – М3 – Б2

Играем следующим образом:

  1. От ми (открытая 6) – 1 тон – фа# (2 лад шестой струны) – указательным;
  2. От f# – 0,5 – соль (3 лад той же струны) – средним;
  3. От g – 0,5 – соль # (4 лад и снова на шестой) – безымянным;
  4. От g# – 1,5 – си (2 лад пятой) – указательным;
  5. От h – 1 т. – C# (4 лад пятой) – безымянным.

Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы

Как и в других комбинациях, построение интервалов и создает отличительные звуковые особенности. Для «параллельных» гамм действуют те же правила, что и для натуральных. В качестве примера возьмём популярные a-moll и C-Dur:

A – C – D – D# — E – g

C – D – Eb – E ♮– G – A

Знание параллельных тональностей помогает сориентироваться во время импровизаций, а также на грифе. Например, чтобы из C-Dur перейти в a-moll, не обязательно учить их обе. Достаточно отложить вниз М3 (C – 1,5 – получится как раз «a»). Их аппликатура одинакова. Поэтому при переходе даже не придётся менять пальцы.

Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив

Этот звук значительно дополняет вашу импровизацию. Вы сможете раскрыть новые грани музыки, добавлять краску в разучиваемые произведения.

Для минорный комбинаций следует обратить внимание на промежуток между ступенью 3 и 4. Мы понижаем 4 – это будет та самая блюзовая нота.

В мажорных смотрим на 2 и 3 струны. При понижении 3 получаем то, что требуется.

Смотрите в видео: Одна нота, которая сделает ваши соло по-настоящему блюзовыми (блюзовая Нота) — уроки игры на гитаре.

Аппликатуры и обозначения

С некоторыми из них вы уже встречались на страницах других наших разборов. Например, нумерация пальцев.

Левая рука (они прописаны в кружках):

  • 1 – указательный;
  • 2 – средний;
  • 3 – безымянный;
  • 4 – мизинец.

Другие условные обозначения:

  • красный шарик – все ноты, которые играются в приведенной комбинации;
  • зелёный – блюзовая нота;
  • чёрные – тоники (мы с них начинаем, в них же приходим).

A (ля) минор блюзовая гамма – 6 позиций

Возьмем одну из самых простых гамм для примера. Хорошо будет, если вы не просто вызубрите эти схемы, но и поймете общий принцип их составления. Для этого нужно сначала познакомиться с натуральной гаммой. Затем убрать из неё некоторые ноты, превратив её в пентатоническую. Теперь с помощью рисунка можем пользоваться блюзовой.

Источник

Блюзовые лады или что обусловливает настроение блюза

История рассказывает, что блюз зародился среди афроамериканцев в США и в будущем оказал большое влияние на развитие музыки. Блюз стал истоком таким направлениям, как джаз и рок-н-ролл, которые также послужили источниками многим другим популярным жанрам. В этой статье разберем, каким образом устроена неповторимая «магия» блюза, которая делает его узнаваемым и атмосферным.

Несколько слов о ладах

Наверняка каждый человек, имеющий представление о блюзе, замечал, что этот жанр обладает особым настроением, наводящим печаль. Связано это с тем, что для написания блюза музыканты пользуются особым звукорядом, отличающимся от привычных уху натуральных мажора и минора. Этот звукоряд называется блюзовым ладом.

В пример можно привести японскую и индийскую музыку. Звучание ощутимо различается, зачастую человек без труда может отличить одно от другого. Еще один пример: в переливах мелодий в дважды гармоническом мажорном ладу люди слышат оттенки «цыганской» музыки. А наличие целотоновой гаммы своей конфликтностью добавляет композиции тревожности, пугающей неопределенности. Следовательно, лады действительно позволяют придать музыке определенный колорит. Такие же принципы действуют и для блюза. Интересно, что блюз — единственный жанр, в честь которого назван лад.

Обычно гармоническая составляющая блюза не отличается сложностью и большим разнообразием. В основе лежит блюзовый квадрат, повторяющийся, как это часто бывает, на протяжении всей песни. Меланхоличный настрой этому жанру придают, в свою очередь, мелодические линии.

Мажорная и минорная пентатоника

Прежде чем говорить про блюзовые лады, следует ввести понятие минорной и мажорной пентатоники и четко закрепить их на практике.

Можно сказать, что минорная пентатоника — это гамма, которая строится путем удаления II и VI ступеней из гаммы натурального минора (эолийского лада) или по схеме «1.5 тона, тон, тон, 1.5 тона, тон».

К примеру, минорная пентатоника от ноты Ля — A C D E G A (Ля До Ре Ми Соль Ля).

Мажорная пентатоника — гамма, представляющая собой натуральный мажор (ионийский лад) без IV и VII ступеней. Схема — «тон, тон, 1.5 тона, тон, 1.5 тона».

Мажорная пентатоника от ноты До — C D E G A C (До Ре Ми Соль Ля До).

Таким образом, выучив строение минорной и мажорной пентатоники, уже можно начинать импровизировать или сыграть достаточно много песен. Пентатонические гаммы особенно популярны среди гитаристов. Основные жанры, в которых описанные выше элементы получили наибольшее распространение, — это блюз и джаз, но даже в современной популярной музыке можно встретить партии с пентатоническими гаммами. Например, многие импровизационные зарисовки и партии в песнях соло-гитариста Кирка Хэмметта из группы Metallica содержат много пентатонических фраз. Также активное использование пентатоники присуще группе Deep Purple. Не обошел стороной данный вид гамм и поп-музыку, к примеру, мелодическую линию песни Adele — Rolling in the Deep. Пентатонические структуры можно встретить в японской или китайской музыке, при этом композиция будет иметь собственный «азиатский» колорит.

Впрочем, блюз не всегда ограничивается одной пентатоникой. Даже если это так, то будут отсутствовать характерные окрас и настроение звука в той мере, в какой они могут быть даны блюзовым ладом.

Структура лада

Построить блюзовый лад на самом деле не так сложно. Нужно всего лишь к минорной пентатонике добавить пониженную пятую (или повышенную четвертую) ступень минорного лада. Прийти к блюзовому ладу можно через следующий интервалы, отстраиваемые от тоники: малая терция, чистая кварта, увеличенная кварта, чистая квинта, малая септима, чистая октава (1.5 тона, 2.5 тона, 3 тона, 3.5 тона, 5 тонов, 6 тонов).

Не отходя от минорной пентатоники от Ля, построим такой лад. Он выглядит следующим образом (ноты A C D Eb E G A — Ля До Ре Ми-бемоль Ми Соль Ля).

Двенадцать блюзовых ладов

Вы всерьез хотите уметь импровизировать в стиле блюз? Тогда вам необходимо знать, как выстраивается блюзовый лад на фортепиано, гитаре или любом другом музыкальном инструменте от любой ноты. В этом вам поможет следующий материал.

На фотографии представлен блюзовый лад, построенный от каждой из двенадцати нот.

На гитаре

Одна из самых приятных вещей в блюзе — гитарные импровизационные соло. Конечно, для гитариста важно не только знать ноты, а еще и иметь развитые технические параметры. Как минимум, это аккуратные, точные бэнды и вибрато. Без этих элементов соло покажется однообразным и быстро надоест. Тем не менее можно сделать шаг в сторону безупречных блюзовых импровизаций, выучив позиции (боксы) для гитары.

Зная расположение нот на грифе и ноты нужного лада, можно легко выстроить любой лад самостоятельно. Приведем несколько примеров ниже.

Позиция №1 — блюзовый лад от ноты Ля на четвертой струне. Выглядит следующим образом.

Позиция №2 — блюзовый лад от ноты Ля на пятой струне. Знаком каждому гитаристу.

Позиция №3 — блюзовый лад от ноты Ля на шестой струне.

Чтобы получить лад от другой ноты, просто переместите конструкцию на нужное количество полутонов. Допустим, чтобы получить блюзовый лад от Ре, транспонируйте позицию № 3 (или любую другую) на 2.5 тона вправо по грифу.

Отработка импровизации на практике

Не секрет, что даже импровизация требует подготовки. Вы можете самостоятельно записать аккорды в блюзовом квадрате и простую драм-партию, если вы обладаете оборудованием для записи и умеете пользоваться каким-либо секвенсором. Этого вполне достаточно для оттачивания своего мастерства. Тренируйте свои навыки, стремитесь к совершенству. Удачи!

Источник

Блюзовый лад от всех нот

Музыканты всегда, когда речь заходит о блюзе, пользуются терминами и понятиями блюзового лада и блюзовой пентатоники, часто подменяя одно более широкое понятие другим. Я подумал и решил, раз в понятиях имеется разница – необходимо внести некоторую степень ясности и упорядочить свои познания, чтобы потом уже не путаться.

В пентатонике, как известно, содержится 5 нот. Для C мажора это, как правило: C-Eb-F-G-Bb. Это стандартный классический вариант пентатоники для До мажорного (минорного) блюза.

В чем здесь вся прелесть, и почему пентатонику выделили в отдельное определение (мои догадки).

Древнейший лад, использующийся практически всеми народами с незапамятных времен, настолько внутренне гармоничный и естественный, легко усвояемый в устной традиции и стереотипно отпечатывающийся в психике человека – в джазе оказался жизнестойким и на противоречивой для себя гармонической структуре (в моменты, когда лежит над мажорной гармонической функцией). Т.е. эти пять нот, объединенные в мелодические линии из себя самих всегда прозвучат на тонике, субдоминанте, доминанте, двойной доминанте и даже на шестой ступени. Прозвучат, несмотря на структурные конфликты (по классическим меркам) в гармонии.

Таковы внутренние свойства блюзовой пентатоники. Но такая бесшабашная всезвучность присуща только этим пяти нотам. Для начальной стадии игры (обучения) джаза и объяснения частных случаев блюзового исполнительства этого иногда бывает достаточно. Но для отражения и систематизации всего, что делается в блюзе 5-и нот недостаточно и, более того, недостаточно даже семи нот. А если подумать, наша с вами блюзовая пентатоника, оказывается, не содержит еще 2-х блюзовых нот: для C мажора соответственно – F# и Ab.

Вот так здрасьте, а мы думали, петатоника автоматически содержит в себе все блюзовые ноты – ан нет! Чтобы использовать весь набор блюзовых нот – ей одной не обойтись. Для использования Ab ближе всех оказывается пентатоника от Фа мажора, а для F# вообще нет тональности 1-й степени родства, включающей пентатонику с этим звуком, он вообще сам по себе.

С пентатоникой разобрались, разобрались и с тем, что их может использоваться на протяжении одной темы несколько штук. Противоречий здесь нет, и нет прецедента для ввода и использования новых ключевых знаков – для наглядности — в ступенях простого ионийского лада (До мажор) содержится три таких пентатоники от звуков A, D и E. Так что спите спокойно, дорогие товарищи: в гамме До минор – а именно она лежит в мелодии над До мажорными функциями – все три основные простые пентатоники уже содержатся.

Теперь пора разбираться с блюзовым ладом. Для начала поговорим о блюзовых нотах. Eb-Gb-Ab-Bb все для того же До мажора. Это по сути ноты, которые пианист воспринимает как пониженные от натуральных ступени. Гитарист, духовик и вокалист знает, что это ноты, где высота тона может плавать вверх или вниз или вообще между… (техника осуществления приема у всех, естественно, слегка разная – суть одна). Другими словами ноты, в которых темперация может быть весьма свободной. Но не всегда эти ноты используются как подтяжки или спускания вниз – в других случаях это полноправные члены семейства блюзового лада со строгой темперацией. Почесав в затылке, понимаем, что этот лад содержит 11 нот + первая повышенная ступень – тоже частый гость (например, как терция шестого малого мажорного септаккорда) – значит, весь хроматический набор – 12 нот.

Поздравляю. В трех функциях – полный лес, вот так палитра, только выбирай. Я бы охарактеризовал мелодические блюзовые построения как опора на мелодику с блуждающей терцией. Но это для трех простых функций в гармонизации, при более сложных вариантах гармонизации, отклонениях или заменах функций – свобода блуждания может ограничиваться необходимостью выбора низкой или натуральной ступени, и все равно — общий лад (тема) будет содержать и те и те ступени – без этого нет блюза.

Современный блюз может содержать в себе множество вариантов пентатоник, весь хроматический спектр звуков, быть минорным или мажорным, или тем и этим одновременно, многократно модуляционным и даже атональным. И все равно, мы узнаем его по двенадцатитактовой поэтической строке и по блужданию основных функциональных терций в мелодии.

Источник

Оцените статью