- Блатной бой и «Три блатных» аккорда. Подробные схемы и описание.
- Описание боя – вступительная часть
- Как играть блатной бой
- Схема 1
- Схема 2
- Схема 3
- Три блатных аккорда – практика игры блатным боем
- Песни блатным боем
- Бой на гитаре (12 видов)
- Вводная информация
- Бой на гитаре – схемы и виды
- Бои на гитаре для начинающих
- Бой шестерка
- Бой восьмерка
- Бой четверка
- Блатной бой
- Бой Цоя
- Бой Высоцкого
- Испанский бой
- Бой Розенбаума
- Бой регги
- Бой кантри
- Вальсовый бой
- Чеченский бой
- Глушение струн на гитаре
- Переборы на гитаре
- Виды переборов
- Красивые переборы
Блатной бой и «Три блатных» аккорда. Подробные схемы и описание.
Описание боя – вступительная часть
Блатной бой и блатные аккорды – это легендарные термины, которые знают даже те, кто не знаком с искусством гитарной игры. Они уже давно стали синонимом низкого уровня мастерства и бедного композиторского навыка, однако, на деле это совсем не так. Для любого новичка нет ничего лучше, чем сначала освоить три блатных аккорда, а также блатной бой на гитаре – и уже от этого отталкиваться в повышении своих навыков. Эта статья полностью посвящена данному вопросу – в ней вы найдете схемы нескольких блатных боев, а также трезвучий, которые помогут вам войти в гитарную игру без каких-либо проблем.
Как играть блатной бой
Как и с любыми другими видами боев на гитаре, существует несколько вариаций блатного штриха – они схожи между собой в целом, однако имеют отдельные частные отличия, которые стоит знать. Это поможет не только исполнять чужие песни, но и значительно разнообразит ваш собственный музыкальный словарь.
Стоит сказать о том, что по своей сути блатной бой представляет из себя смесь перебора и обычного штриха, и проще всего играется пальцами. Поэтому стоит также обратить внимание на то, как правильно зажимать аккорды – чтобы во время игры ничего не дребезжало и не гудело.
Схема 1
Это – классический вариант блатного боя. Именно на нем сыграна большая часть известнейших тюремных песен, аккорды для которых можно найти в интернете. Его схема выглядит таким образом:
Бас на пятой – вниз с глушением – бас на шестой – вверх-вниз с глушением.
И так далее. Стоит сказать о том, что басовые ноты меняются в зависимости от аккорда, и опускаются вниз или вверх по струне. Например, если играть, таким образом, трезвучие Dm, то басовыми нотами станут не пятая и шестая струны, а четвертая и пятая – и за этим стоит следить, чтобы соблюдать гармонию.
Схема 2
Еще один вариант блатного боя, который часто применяется в различных композициях. Он весьма схож с первым вариантом, однако имеет небольшие отличия в своей ритмическом составляющей. По своей манере игры он крайне схож с музыкой «кантри» — именно там присутствует такой характерный отрывистый бас, идущий в интервал и обыгрывающий аккорды. Схема выглядит очень просто:
Бас основной – вниз с глушением – бас дополнительный – вниз с глушением.
Благодаря этому появляется знакомая танцевальная пульсация, которая характерная для львиной доли песен, сыгранных в жанре тюремного шансона. Стоит также сказать о том, что басовые струны меняются в зависимости от аккорда – и следует в этом отношении быть внимательным.
Схема 3
Помимо того, что данный штрих относится к блатному бою, его еще называют «Боем Высоцкого», потому что именно в такой манере артист исполнял свои песни. Он выглядит сложнее, чем два предыдущих, и для его освоения понадобится какое-то время. Схема имеет такой вид:
Бас на пятой – вниз с глушением – вверх – вниз – вверх – бас на шестой – вниз с глушением – вверх – вниз – вверх.
И еще раз стоит отметить, что басовые ноты меняются в зависимости от взятого вами аккорда – так что в этом вопросе надо быть внимательнее.
Три блатных аккорда – практика игры блатным боем
Кроме этого, существуют три так называемых блатных аккорда, которые наиболее часто используются в построении композиций шансон песен. Это аккорды Am, Dm и E . На самом деле, такой выбор трезвучий произошел не, потому что данные формы играть легче, а потому что они представляют из себя классическую блюзовую последовательность I – IV – V – и пошли еще со времен первого появления американской музыки. В тональности Am, в которой чаще всего и пишутся композиции тюремного шансона, Am является тоникой – или первой ступенью; Dm – субдоминантой – или четвертой ступенью; а E – это доминанта, или пятая ступень от тоники.
По сути, если бы блатные песни игрались в другой тональности, то блатным аккордом мог бы быть и F, и C, и очень много других. Кроме того, в таких условиях вы можете комбинировать их порядок абсолютно как угодно – и мелодия все равно будет звучать хорошо.
Исходя из специфики блатного боя, стоит сказать о том, как 3 блатных аккорда обыгрываются внутри всех трех схем. Кроме того, эта информация и общие правила помогут вам при игре собственным придуманным перебором.
— В аккорде Am и E в виде баса чаще всего играются пятая и шестая струны, и лишь иногда затрагивается четвертая. При этом этого никогда не происходит в E, поскольку четвертая струна относится уже к текстуре и голосу самого трезвучия.
— В аккорде Dm обычно проигрывают четвертую и пятую струну, и никогда не задействуют третью и шестую. Опять же, речь идет о классическом блатном бое, в своих собственных переборах вы можете придумывать то, что хотите.
Песни блатным боем
Ниже представлен список песен, с помощью которого вы сможете закрепить информацию и отработать полученные знания на практике.
- Петлюра — Голуби летят над нашей зоной
- Мурка
- А. Розенбаум — Гоп-стоп
- А. Розенбаум — «Утиная охота»
- Гарик Сукачев — «Моя бабушка курит трубку»
- М. Круг — «Девочка-пай»
Источник
Бой на гитаре (12 видов)
Вводная информация
Гитарный бой – это первое, что осваивает каждый гитарист. Именно таким способом звукоизвлечения играется подавляющее большинство российских и зарубежных песен. Если выучить аккорды композиции, но не выучить бой – то песня не зазвучит такой, какой она задумывалась изначально. Кроме того, подобный метод игры поможет разнообразить собственные композиции – вы будете знать, как обыгрывать ритмические рисунки, каким образом выставлять акценты, а также формировать музыкальную текстуру. Данная статья поможет понять, как играть бой на гитаре, а также покажет основные виды данного приема игры.
Бой на гитаре – схемы и виды
Данный абзац стоит начать с самого определения термина «гитарный бой». По сути это – обыгрывание ритмического рисунка, который присутствует в песне. Изначально песни исполнялись без внятной ритм-секции, поэтому музыкантам надо было самостоятельно выставлять акценты. Именно тогда и появились основные виды боев на гитаре. Они выделяют слабую и сильную долю, задают темп композиции, и помогают играть ее ровно.
Соответственно, боев на гитаре существует столько же, сколько и ритмических рисунков – бесконечное множество. Однако есть список базовых способов игры подобным методом, выучив который можно сыграть практически любую песню. А если комбинировать их в своих произведениях – то можно получить интересную и разнообразную композицию с необычным звучанием.
Гитарный бой состоит из последовательных ударов по струнам вниз и вверх. Они выстроены в определенном порядке, в зависимости от того, какой у произведения тактовый размер и ритм. На письме удары обозначаются значками V – удар вниз, и ^ — удар вверх. Альтернативный вариант, представленный в этой статье – рисунками со стрелочками. С помощью такой схемы можно сразу понять манеру штриха и игры.
Ниже представлены 12 самым распространенных гитарных штрихов, которые используются разными исполнителями или в определенных жанрах музыки. К каждому из них дана краткая аннотация и схема игры.
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на нашем сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Посмотреть уроки курса
Бои на гитаре для начинающих
Бой шестерка
Это самый базовый и простой вид штриха. Именно с него начинают все гитаристы, а используют его в своих песнях даже профессионалы.
Бой восьмерка
Это более сложный способ игры штрихом, однако звучит он намного интереснее уже поднадоевшей «шестерки». Состоит этот способ из восьми ударов, и обыгрывает интересный ритмический рисунок.
При этом акцент также выставляется на каждый третий удар. Иными словами, движений восемь, но в одном цикле этих движений акцентированных ударов будет только два. Это образует необычную ритмику, которую можно необычно обыгрывать.
Бой четверка
Еще один простой гитарный штрих – самый стандартный из всех существующих.
Блатной бой
Не совсем штрих в привычном понимании. По манере игры он очень напоминает музыку кантри, однако есть отличия. Его главная особенность заключается в поочередной смене басовых нот – за счет чего образуется интересная мелодика и своеобразная «танцевальность».
Бой Цоя
Этот штрих получил свое название от знаменитого артиста Виктора Цоя, который часто использовал его в своих песнях. Этот способ игры отличается своей скоростью, поэтому для того, чтобы правильно его сыграть, придется потренироваться.
Бой Высоцкого
Так же, как и штрих выше, этот часто использовался Владимиром Высоцким. Он представляет из себя немного измененный вариант блатного боя.
Испанский бой
Это один из самых первых видов штриха, пришедший с родины гитары – Испании. Он представляет из себя «восьмерку», где на каждый первый удар вниз нужно использовать интересный прием – расгеадо. Выполняется он таким образом – нужно быстро ударить по всем струнам всеми пальцами по очереди, выкинув своеобразный «веер». Это самая сложная сторона данного боя, однако, после какого-то времени практики прием не должен вызвать никаких проблем.
Бой Розенбаума
Еще один вид штриха, перенявший свое название у имени исполнителя, который чаще всего его использовал. Это еще один измененный вариант блатного боя. В нем изменены местами удары вниз и вверх после того, как большой палец дергает басовую струну, а также добавлен дополнительный удар вверх со смещенным акцентом (Бас дергаем вместе с указательным пальцем, указательный палец дергает первые 3 струны вверх). То есть, первая часть штриха выглядит так: басовая струна – вверх – глушение — вверх, и так же вторая: басовая струна – вверх – глушение — вверх. Получается очень своеобразный рисунок, отличающийся от стандартного блатного штриха.
Бой регги
А это уже более интересный вид штриха – поскольку именно за счет него и образуется интересная ритмическая структура регги-композиций, и иначе придать им нужное настроение не получится никак. Играется он исключительно вниз, изредка совершая движение рукой вверх для повышения динамики – чаще всего на смене аккорда.
При этом каждый первый удар в нем совершается по заглушенным струнам – а каждый второй по зажатым. Таким образом выделяется слабая доля, в которую чаще всего и играется регги-музыка. В разделе представлены более подробные схемы игры.
Бой кантри
Вид штриха, характерный для американской фолк-музыки. Он представляет из себя также модифицированную версию блатного боя. Он состоит из двух частей: в первой вы дергаете нижнюю басовую струну – пятую или шестую – а потом совершаете движение пальцами вниз по остальным струнам. После этого вы дергаете другую басовую струну – пятую или четвертую – и совершаете движение вниз и вверх по остальным струнам. Играть это требуется очень быстро, поскольку сама по себе музыка кантри динамичная и имеет высокий темп.
Вальсовый бой
Штрих характерный для «вальсовой» музыки и песен, написанных в ритме 3/4 (Раз-два-три) – как это ясно из названия. Бой имеет разные варианты исполнения щипком, медиатором или перебором с чередованием басовых струн. Основная задача здесь состоит в том, чтобы, не сбивая темп держать ровный ритм, который как раз задается с первых нот и раскачивает всю композицию. Сам по себе способ игры простой, но имеет сложные схемы исполнения, для которых потребуется усидчивость и терпение.
Чеченский бой
Вид штриха, характерный для чеченской народной музыки. Это последовательное движение рук вверх и вниз, при этом два первых удара совершаются в одну сторону, а все последующие – с акцентом на каждом третьем ударе. Получиться должно следующее: удар-удар-удар-удар-АКЦЕНТ-удар-удар-удар-АКЦЕНТ, и так далее.
Глушение струн на гитаре
Важным моментом в том, как научиться играть бой на гитаре, является понимание глушения струн. Оно используется для проставления акцентов и помощи гитаристу ориентироваться в ритмическом рисунке песни. Выполняется этот прием очень просто – во время игры штрихом в некоторых ударах правой рукой прижимайте струны, чтобы они перестали звучать – раздастся характерный звонкий хлопок, который выделит слабую долю песни.
Переборы на гитаре
Альтернативный способ игры на гитаре – это переборы. Так называется техника, во время которой гитарист воспроизводит музыку в виде последовательности отдельных нот, а не звучащих аккордов. Это позволяет разнообразить мелодику композиции, ее гармонию и течение. Перебором исполняется множество классических и современных произведений.
Виды переборов
Существует также несколько стандартных видов переборов, которые часто применяются гитаристами любого уровня навыка. Названы они исходя из количества задействованных в них струн, и аналогично гитарным боям: «Четверка», «Шестерка» и «Восьмерка». При этом порядок струн в них может варьироваться – и четыре ноты первого перебора могут играться как последовательно с третью по первую струну, так и сначала может звучать вторая, потом третья и только потом первая – все зависит только от вашей фантазии.
Красивые переборы
Конечно, стандартные типы переборов и так звучат красиво, однако опытные гитаристы, освоившие данную технику, отходят от них, сочиняя собственные паттерны и ритмические рисунки. Попробуйте, например, играть не аккордами, а обыгрывать различные гаммы и сочинять мелодии, совмещая линию баса и основную нотную текстуру. Попробуйте одновременно защипывать две ноты и давать им звучать в то время, пока играется уже совершенно другой мотив. Существует еще одна фишка – легатто во время игры, когда вы играете одновременно еще и левой рукой, просто зажимая струны без удара по ним – получается интересный и плавный звук. Для того, чтобы освоить технику в совершенстве, попробуйте выучить несколько произведений – например Greensleeves, или Call of Magic – знаменитую композицию Джереми Соула. Смотрите больше роликов и учите фразы, и самое главное – больше практикуйтесь.
Источник