Бои высоцкого для гитары

Урок 26. Гитарный бой Высоцкого и блатной бой

Блатной бой

Играется довольно просто.
Бас — вниз ногтями. Все.
Казалось бы, все элементарно, но не тут то было.
Чтобы его играть на хорошей скорости, нужно пиздец скоко его отрабатывать, чтобы развить координацию правой руки.
Если вы любите блатные песни — этот бой ваш. Если нет — особо нигде он вам не понадобится, можете не отрабатывать, но попробуйте для общего развития.
Я его редко играю.

К блатному бою можно добавлять глушение ладонью. Оно делается так же, как обычное глушение большим пальцем, просто глушить надо ладонью.
Как глушить большим пальцем смотрите здесь

Бой Высоцкого

Точно такой же, как блатной бой, но добавляем после баса удар вверх.
Т.е. бой Высоцкого играется так: Бас-вниз-бас-вверх-вниз
Здесь координация нужна еще круче.
Опять же, если вам нравится песни Высоцкого — этот бой для вас. Если нет — проходите мимо и не парьтесь.
Точно так же, как к блатному бою, к бою Высоцкого можно добавлять глушение ладонью. Ссылку смотри выше.

Что можно поиграть этими боями? Блатным боем, например Бременские Музыканты — Бяки буки или Розенбаума — Гоп-стоп.
Боем Высоцкого — многие его песни . Сам не увлекаюсь, подсказать не могу.

Читайте также:  Позади крутой поворот анне вески ноты для фортепиано

Основная сложность — попадать в бас, как-то менять его, да еще и умудриться не сбиваться с ритма.
Короче, непростые бои. Хотите — заморочьтесь и отработайте.
Успехов!

Источник

Бои высоцкого для гитары

Бой 1. «Лирическая»

Б у с б с у

Видео медленно
Видео быстро

Название: перебор простой

Б – большой палец щипет басовую струну
у – указательный щипет 3-ю струну
с – средний щипет 2-ю струну
б – безымянный щипет 1-ю струну

Песни: «Лирическая», «Беда»

Бой 2. «Две судьбы»

Б у с у б у с у

Видео медленно
Видео быстро

Название: перебор сложный

Б – большой палец басовую струну
у – указательный 3-ю струну
с – средний 2-ю струну
б – безымянный 1-ю струну

Песня: «Две судьбы»

Бой 3. «Баллада о любви»

[1] Б Б’ у с б с у у’

Видео медленно
Видео быстро

Название: перебор романсовый

Б – большой палец 5-ю струну
Б’ – большой палец 4-ю струну
у – указательный 3-ю струну
у’ – указательный 4-ю струну
с – средний 2-ю струну
б – безымянный 1-ю струну
(сб) – средний и безымянный вместе

Примечание: переборы в стиле романса трудно вписать в чёткие схемы – игра идёт на слух. Струны звучат те и так, как того требуют размер, ритм, накал. Нередко первая или басовая струны звучат чаще других.
Примечание для боя [2]: на видео я случайно записал два такта вместо трёх, но это ошибка небольшая, верно? 🙂

Источник

Бои высоцкого для гитары

Часть 1. Общие пояснения

Гитарный бой – это техника игры на гитаре для правой руки. Гитаристы «классической» школы меня поправят и скажут, что игра «боем» – это только один из видов гитарной игры. Но наш самоучитель создан для подвижников «народной» гитарной школы, где не любят выпендриваться 🙂 и все техники гитарного аккомпанемента называют «боем».

В этом разделе самоучителя мы подробно разберём все виды гитарного боя Владимира Высоцкого. А пока длится «затишье перед боем», хочется сказать пару вступительных слов.

Говорят, талант талантлив во всём. Это верно! Вот и в области гитарного аккомпанемента Высоцкий проявил талант, сумев придать своей игре неповторимый окрас. Бой Высоцкого ни с чем и ни с кем не спутаешь!

Именно о гитарном бое Высоцкого чаще всего спрашивают новички. И описание боя Высоцкого – это, пожалуй, самые интересные и самые ценные страницы нашего самоучителя.

Гитарный аккомпанемент Владимира Высоцкого – это ритм, ритм и ещё раз ритм! Именно чёткий ритм нужен был Высоцкому от гитары. Многие стихи Высоцкого требуют энергичного выплеска, и ритм гитары помогает «зарядить», «наэлектризовать» стихи, несущиеся в публику как пули.

Не могу не процитировать строчки, которые ты уже видел в упоминаемой мной ранее статье Александра Костромина «Играем Высоцкого»:

«Насколько влиятельным был ритм Высоцкого – упругий, чёткий – хорошо заметно при сравнении с песнями, обработанными композитором (например, к фильму «Интервенция» с их драным, спотыкающимся ритмом), или исполнителем (так, А.Пугачёва навязала «Беде» манерный ритм)» – утверждает Л.Томенчук.

Сам В.Высоцкий говорил: «Я часто слышу от профессиональных композиторов, что в моих песнях есть нарочная примитивизация. В одном они правы: это нарочная, но только не примитивизация, а упрощение. Написать сложную мелодию не так сложно, особенно для профессионала, но у меня есть свои ритмы, которыми никто не пользуется. Они очень простые, но если я даю музыканту-профессионалу гитару и говорю: «Сделай этот ритм», он его повторить не может. Дело в том, что эти ритмы, как вам сказать, не расплывчаты, я, наоборот, могу их очень спрессовать – в зависимости от той аудитории, в которой работаю.»

Сейчас музыканты предпочитают извлекать ритм только ударными инструментами. И те виды гитарного боя, которые использовал Высоцкий, сегодня почти забыты. Похоже, эти техники уходят в историю вместе с русской гитарой. Хотя нет! Пока жив хоть один любитель Высоцкого, русская гитара не умрёт!

В наши дни новичку, желающему освоить гитару Высоцкого, приходится долго мучиться и мучить других в надежде отыскать ответы на свои вопросы. Старожилов, которые могли бы показать, становится всё меньше и меньше. Спросить особо не у кого. Помню, я сам довольно долго мучился, пытаясь по аудиозаписи (видео с Высоцким у меня тогда не было) понять, как Владимир Семёнович играет «Утреннюю гимнастику» и другие песни с подобным боем. Немало времени ушло и на другой его любимый бой – ударный – звучащий в песне «Я не люблю» и во множестве других. Но я понял всё это сам! А вот как он играл «Корабли» я толком не понял даже после многократного просмотра этого видео. Но добрые люди помогли и показали.

Прежде чем мы перейдём к списку боёв, хочу обратить твоё внимание на такие нюансы.

Первый нюанс. Владимир Высоцкий во время игры приглушивал струны левой рукой, то есть отжатием струн от грифа. Правой рукой, как это часто встречается теперь, он струны не глушил. Вот видео из материалов самоучителя:

Ах, да, чуть не забыл про наших «испанцев»! 🙂 Хорошо. Дети, женщины и инвалиды 6-струнщики могут глушить струны правой рукой, если глушение левой не получается. Но предупреждаю, что звук будет не тот!

Второй нюанс. Владимир Семёнович, судя по некоторым аудио и видео записям, особенно в последние годы, извлекал звук ногтями. Очевидно, что делал он это для увеличения силы и звонкости звука. Обычного звучания ему не хватало, и это неудивительно при колоссальной мощи его голоса! Так что если ты можешь перекричать гитару, отращивай ногти 🙂 А я вот не могу перекричать, поэтому не отращиваю. И вообще не люблю таскать на пальцах что-то «лишнее».

Третий нюанс. Из-за специфичного строя русской гитары 5-я басовая струна звучит далеко не всегда. А 6-ю и 7-ю струны Высоцкий задействовал очень редко. Иногда за «басы» у него прокатывали 4-я и 3-я струны. Часто полноценный бас был урезан, то есть на одних аккордах бас звучал на парных 5-й и 4-й струнах, а на других аккордах бас сидел только на 4-й струне. Требуется время, чтобы большой палец правой руки запомнил все эти нюансы. (Для испанского строя бас чаще всего дают попеременно 5-я и 4-я струны).

Часть 2. Список боёв

Ну что, товарищ курсант, к бою готов? 🙂

Вот полный список гитарных боёв (20 шт.), которые использовал Владимир Высоцкий. Все бои будут подробно разобраны в следующих главах. Названия боёв – условные, большинство названий я придумал сам. Рядом с названием боя указана характерная песня, где этот бой присутствует. Хотя часто в одной песне соседствуют несколько разных видов или разновидностей боя.

1. Перебор простой. «Лирическая»
2. Перебор сложный. «Две судьбы»
3. Перебор романсовый. «Баллада о любви», романсы. [3 вида]

4. Вальсовый щипковый бой. «Звёзды», «Песня о старом доме». [3 вида]
5. Вальсовый ударный бой. «Песня о друге»
6. Вальсовый проигрыш. «Дальный Восток»

7. Блатной щипковый бой. «Песня-сказка про джина». [2 вида]
8. Блатной ударный бой. «Утренняя гимнастика»
9. Блатной ударный бой с коротким проигрышем. «Очи чёрные»
10. Блатной ударный бой со средним проигрышем. «Я из дела ушёл»
11. Блатной проигрыш короткий. «Песня Рябого»
12. Блатной проигрыш средний. «Баллада об уходе в Рай»
13. Блатной проигрыш длинный. «Большой Каретный» . [часто вступления и проигрыши]

14. Маршевый короткий бой. «Парус» [часто вступления]
15. Маршевый средний бой. «Вершина» [2 вида]
16. Маршевый средний сложный бой. «Баллада о Кокильоне», «Приговорённые к жизни». [2 вида]
17. Маршевый длинный бой. «Я не люблю» [3 вида]

18. Русский ударный бой. «Купола» [3 вида]
19. Шестёрка. «Девушка из Нагасаки» [2 вида]
20. Восьмёрка. «Корабли»

Источник

Гитарный бой Высоцкого — разбор в популярных песнях

Владимир Семёнович стал не только легендой бардовской песни. Он открыл стиль, в котором совмещались лирика, трагизм, философия. А в музыкальном плане – балладность, народно-дворовые мотивы, эстрадность, и даже элементы акустического рока. Помимо голосовой и текстовой составляющей, важным компонентом стал бой Высоцкого.

Многие пробуют его выучить и играть максимально похоже. Сам поэт играл в разной манере, поэтому для каждой группы песен (в примерно похожем стиле) сохранился уникальный ритмический рисунок. Мы постараемся разобрать основные нюансы и рассказать о некоторых ритмах, которые использовал Высоцкий.

Как играть бой Высоцкого на гитаре

Для начала разберем основной элемент, который называют блатным боем Высоцкого. Важную часть в технике занимало чередование басов (всегда играем большим пальцем). Они выделяются и дают определенную краску. Для примера зажмите Am. У него чередуются басы 5-6, либо 4-5.

В первом варианте удары исполняются указательным пальцем.

Второй вариант несколько видоизменяется по направлению стрелок. Здесь всё идёт вниз, за счёт того, что первую стрелочку ударяем средним пальцем, а сразу следом за ним – указательным. Третью стрелку удобнее будет брать средним.

Другие варианты боя Высоцкого

Один из вариантов, которым часто пользовался Высоцкий. В таких песнях, как «Сентиментальный боксёр», скорость разгоняется очень сильно.

Еще один основной элемент:

То же самое, что первый, но с заглушкой.

Ещё один нюанс, который использовал музыкант, это:

Более детальный разбор смотрите ниже на примере композиций (например, «Пожары»).

Также, например, в песне «Бабье лето» можно добавлять щипок трёх струн:

Иногда Высоцкий одновременно извлекает басовую ноту и первую или вторую струну (средним или безымянным). Получается совмещение баса и мелодической линии.

5+1 – 6+2 или 5+1 – 6+1

Бой как в песне «Я не люблю…», «Парус», «Охота на волков»

Первая стрелка вверх – указательным. На втором ударе – акцент. Иногда его можно не глушить. Третья – ребром большого вверх.

Бой для медленных песен (для примера «Чуть помедленнее, кони…»)

Здесь удары выполняются указательным или средним (также их можно чередовать). На второй стрелочке рекомендуется сделать акцент. В зависимости от настроения (даже в самих «Конях») можно варьировать темп от медленного к более быстрому.

Бой как в песне «Баллада об уходе в рай», «Пожары»

Эти композиции особо полюбились меломанам, поэтому их часто исполняют под гитару на домашних посиделках, на лавочке или на природе.

Основная особенность – во втором элементе стрелка №3 играется преимущественно по басовым нотам. А №4 – по верхним струнам (1-3). Таким образом, одно движение вниз разделяется на два – по басам и по верхнему голосу.

«Баллада об уходе в рай»:

Здесь несколько вариантов исполнения:

  1. Ударяем бас большим пальцем, затем вниз указательным и вверх большим (как бы делаем замах ребром, попутно задевая струны), и опять вниз. За вторым разом вверх-вниз уже указ-ым. 3-я стрелочка опять большим.
  2. Басы – большим, остальное – только указательным.
  3. Самый сложный. Бас – большим, затем вниз средним (как бы ногтем) и вверх указательным (подушечкой). Второй элемент – бас, средним – вверх (подушечкой), вниз (ногтем), указ-ым (подушечкой) – вверх.

Третий вариант самый трудный, однако добавляет именно звучание Высоцкого, как раз за счёт чередование острой атаки (ноготь) и мягкой (подушечка). Но из-за постоянного чередования этих приёмов он непрост в усвоении.

Бой как в композиции «Песенка о слухах»

Первая часть может исполняться как с заглушкой, так и без. Вторая похожа на бой «Пожары». Отличие в том, что на третий удар делаем акцент и играем не по басовым, а по верхним (как и удар 4) – отрывисто.

Бои Высоцкого разнообразны и многогранны. Практически в каждой песне есть свои небольшие нюансы, которые делают ее ритм узнаваемой. Но основные элементы мы перечислили в этой небольшой обзорной статье. Далее лишь стоит слушать, экспериментировать и играть творчество великого барда.

Пробовали ли вы сыграть бой Высоцкого? Какой именно выбрали? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Постичь азы гитарного боя Высоцкого поможет видео:

Источник

Оцените статью