Гитара и струнный квартет (гитарный квинтет)
Музыка для подобного камерного ансамбля, зародившегося в конце 18-го века в Европе, имеет глубокие, богатые традиции, о чём свидетельствует количество 300 с лишним произведений, попадающих в репертуар разных артистов по всему миру.
Некоторые проблемы, мешающие гитарному квинтету, включая баланс с квартетом и нехватку достойной концертной литературы, существенно уменьшаются. Проблемы баланса решаются современными высококачественными микрофонами и системами усиления звука, в то время как репертуар гитарного квинтета может похвастаться уже сотнями композиций концертного уровня, написанных хорошими композиторами, включая таких, как Luigi Boccherini, Antoine de Lhoyer, Mario Castelnuovo-Tedesco, Leo Brouwer, Sérgio Assad и других.
Гитарные квинтеты можно найти в программах международных артистов, от Андреса Сеговии и Джулиана Брима до Мануэля Барруэко и ряда современных гитаристов.
XVIII и XIX века
Первое появление гитарного квинтета прослеживается в конце 18-го века с композиторами из Франции, Испании, Италии и Германии. Они включают в себя небольшую коллекцию аранжировок и «концертов», которые способствовали ранним попыткам вывести гитару из салона на концертную сцену. Большая часть нашего сегодняшнего понимания ранних гитарных квинтетов основана на трудах современных учёных Brian Jeffery, Erik Stenstadvold и Stanley Yates.
Одна из проблем, связанных с этими ранними гитарными квинтетами, связана с инструментовкой. Произведения конца XVIII — начала XIX века под названием «quatour» или «concertante» являются камерными произведениями, а произведения под названием «concertante» подразумевают по крайней мере, более одного игрока на каждую струнную партию.
Все существующие концерты могут быть исполнены в виде квинтетов, хотя первоначальным намерением, возможно, было создание именно концерта. Из ранних доступных работ, таких как работы B. Vidal (d. 1800), Antoine de Lhoyer (1768 — 1852) и Charles Doisy (d. 1807), большинство сегодня известны как гитарные квинтеты.
B. Vidal «Concerto pour la Guitarre», первый известный гитарный «концерт», может удивить современного слушателя своей целостностью и красотой. В этой работе 1793 года, состоящей из одной части, сохранились элементы барочного концерта.
Произведения Luigi Boccherini (1743 — 1805), одного из крупнейших итальянских композиторов конца 18-го века, содержат привлекательный рококо, сформированный в соответствии с классическим идеалом формы и гармонии, с испанскими народными интонациями. Boccherini мастерски использовал гитару, уравновешивая музыкальную форму квартета и гитару, чтобы раскрыть технические возможности гитары в этом ансамбле. Сохранились девять из его гитарных квинтетов (G. 445 — G. 453), хотя и в разных версиях, и некоторые из них стали основой литературы гитарных квинтетов, включая популярные квинтеты ре мажор G. 448 («Fandango»), квинтет № 9 до мажор G. 453 («La Ritirada de Madrid») и квинтет № 1 ре минор, G. 445. Все квинтеты Боккерини — аранжировки, основанные на его ранних струнных или фортепианных квинтетах, датируемых 1798 — 1799.
Antoine de Lhoyer, «Concerto pour la guitare avec accompagnement de 2 violons, alto et basse» (1802):
Mauro Giuliani (1781- 1829) смешивал венское письмо в духе Моцарта с остроумным стилем итальянской оперой-буффа. Его гармония, фразы, характерные фигуры и ритмические формы следуют венскому стилю. Есть четыре его гитарных квинтета: опусы № 65, 101, 102 и 103. Giuliani решал проблему баланса, используя принцип чередования соло-тутти, распространенный в барочном концерте гроссо.
Нет известных гитарных квинтетов между 1820 и 1890-ми годами, но одна из наиболее значительных камерных работ позднего романтического периода пришла из Англии. Это концерт Ernest Shand (1868 — 1924), op. 48 для гитары и фортепиано или струнного квартета (эта работа вошла в репертуар Джулиана Брима).
XX и XXI века
Если когда-либо был золотой век для гитарного квинтета, то в настоящее время мы живем именно в нём, благодаря множеству работ, доступных сегодня в Южной и Северной Америке, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, в Африке и Европе.
Расширение репертуара для гитарного квинтета с 1950 года обусловлено появлением двух знаковых произведений — «Quintet pour guitare et quatuor a cordes» Марио Кастельнуово-Тедеско 1950 года и «Quintetto per chitarra e quartetto d’archi» Лео Брауэра 1957 года.
Кроме того, расширению репертуара гитарного квинтета способствовало включение гитары в академические круги, поиск композиторами более широкой тембральной палитры для камерных произведений в годы убывающих оркестровых возможностей, а также всеобщее разрушение культурных границ музыки.
Италия обладает богатым спектром произведений для современного гитарного квинтета, с двумя доминирующими направлениями, представленными неоромантизмом Castelnuovo-Tedesco (1895 — 1968) и постмодернистскими, полистилистическими произведениями последних лет таких композиторов, как Angelo Gilardino (b. 1941) и Raffaele Bellafronte (b. 1961).
К последователям традиций неоромантизма Castelnuovo-Tedesco можно отнести пятерых: Vittorio Fellegara (1927–2011), Simone Iannarelli (b. 1970), Bruno Battisti D’Amario (b. 1937), Giacomo Susani (b. 1995) и Giorgio Mirto (b. 1972).
С его импрессионистскими, расширенными гармониями, которые смешивают мелодичные лады с полутоновыми гаммами, Квинтет Susani может напомнить слушателям о струнном квартете Равеля фа мажор:
Сильная традиция экспериментальных и додекафонных произведений в Италии, созданная такими композиторами, как Luigi Dallapiccola (1904 — 1975) и Luciano Berio (1925 — 2003), сохраняется в последних гитарных квинтетах Raffaele Bellafronte, Claudio Scannavini, Marco de Biasi, Guido Santórsola, Antonio Giacometti, а также известного композитора и музыковеда Angelo Gilardino, который был удостоен премии «Guitar Foundation of America Artistic Achievement Award» за его вклад в классическую гитару.
Аргентина — ещё одна страна, богатая гитарными квинтетами, где многие произведения отражают колонизацию, политические раздоры и эклектичное музыкальное наследие. Здесь нужно упомянуть D’Alessandro (b. 1947) и Cardoso (b. 1949).
Работа Miguel Bareilles (b. 1974) «Agua» воплощает в себе эстетику гитарного квинтета 21-го века, сочетающую постмодернистскую интеграцию музыкальных стилей, взаимодействие прошлого и настоящего, виртуозную, сложную музыку в ритмично заряженном письме:
Maximo Diego Pujol (р. 1957), один из наиболее широко исполняемых композиторов для классической гитары сегодня, создал шесть гитарных квинтетов. Его письмо обязано стилю «nuevo tango» Астора Пьяццоллы, сочетающему традиционные элементы танго с джазовыми гармониями.
Сочинения Carlos Guastavino (1912 — 2000) резко контрастируют с произведениями его современников своим консервативным стилем. «Las Presencias No. 6 (Jeromita Linares)» продолжает оставаться одним из самых популярных квинтетов, появляющихся в сольных концертах и записях.
Первый гитарный квинтет американского композитора — это неопубликованная «Spain (El Mundo Suite)» Zarh Myron Bickford (1876 — 1961), написанная, вероятно, до 1940 года. С тех пор американские композиторы написали более 50 оригинальных квинтетов, и это в основном композиторы не-гитаристы — факт, который определил характер композиций.
Эти работы охватывают весь спектр стилей 20-го и 21-го веков, от неоромантизма и пост-тональности до полистилистики и постмодерна. Несколько самых знаменитых композиторов 20-го века в стране, в их числе Mario Castelnuovo-Tedesco (1895 — 1968) и Alan Hovhaness (1911 — 2000), создали замечательные ранние гитарные квинтеты.
Некоторые композиторы (David Diamond, Albert Harris, Samuel Zyman) сохранили тональную традицию, в то время как другие (Giampaolo Bracali, Elias Tanenbaum, Bryan Johanson) использовали новые музыкальные языки. Третьи (Michael Daugherty, Aaron Jay Kernis, Ralph Towner, Gabriela Frank) приняли постмодернизм. Наряду с великолепными гитарными концертами, эти квинтеты принесли классическую гитару более широкой аудитории.
В противоречии с современными тенденциями Castelnuovo-Tedesco, перебравшись в Голливуд в 1939 году (и став гражданином США в 1946 году), писал консонантную гармонию и лирические мелодии тогда, когда было модно следовать новым методам сериализма. Возможно, он сопротивлялся этим влияниям из-за постоянных (и доходных) требований голливудского кинобизнеса.
При поддержке Андреса Сеговии он выпустил оригинальный «Quintet pour guitare et quatuor a cordes» Op. 143 в 1950 году. Этот квинтет использует форму стандартного классического струнного квартета, выработанного Гайдном, стал эталоном для такого ансамбля и остаётся одним из наиболее широко исполняемых и записанных гитарных квинтетов, подтверждая силу неоромантического языка в современной гитарной литературе.
Samuel Zyman (b. 1956) создал свой гитарный квинтет спустя 60 лет после Tedesco и резко взялся за нео-романтический язык, используя стандартные классические формы, но с популярными латинскими ритмами и кинематографической гармонией, включая такие вещи, как поразительные прямые полутоновые модуляции или тритоновые замены. Использование фригийского лада, расгеадо и андалузских ритмов сильно напоминает музыку фламенко.
David Diamond (1915 — 2005), Elias Tanenbaum (1924 — 2008), Giampaolo Bracali (1941 — 2006) и Ludmila Ulehla (1923 — 2009) — все часть забытого поколения великих американских композиторов — создали существенные работы в конце 20-го века, редко исполняемые сегодня. Все они были известными композиторами-профессорами, чьи произведения использовали композиционные черты 20-го века, раскрывая учёный стиль, формальную ясность, концертное письмо и (за исключением Diamond) пост-тональную гармонию.
Как и Tedesco, Albert Harris (1916 — 2005) и Jeff Beal (b. 1963) известны своими фильмами и концертными работами, а их гитарные квинтеты находятся под влиянием американской популярной музыки и джаза. Harris был номинирован на пулитцеровскую премию в 1979 году за его неудержимо оптимистичный квинтет «Concertino de California». Получив пять наград Emmy, Beal зарекомендовал себя как композитор для кино, телевидения и концертной музыки, а его «Six Sixteen» для струнного квартета и гитары, как и многие гитарные квинтеты, приближается к гитарному концерту своим форматом из трёх частей и выдающимся виртуозным присутствием гитары.
Ralph Towner (b.1940) числится в списке самых великих джазовых гитаристов всех времён. Видя его имя в списке классических гитарных квинтетов, некоторые могут удивиться, но его работа — новый вклад в литературу. Традиция смешения джаза с классикой имеет корни, восходящие к Гершвину и Бернстайну.
Двумя наиболее часто исполняемыми композиторами Америки являются Michael Daugherty (b. 1954) и лауреат пулитцеровской премии Aaron Jay Kernis (b. 1960). Оба являются лауреатами «Грэмми».
Музыка Kernis полна разнообразия, динамичной энергии и яркого инструментального цвета. Его «100 Greatest Dance Hits for Guitar and String Quartet» — это постмодернистское сумасшедшее одеяло из американской музыки, стилистическая полемика, не лишённая иронии. Kernis использует популярные идиомы способом, сравнимым с классическими формами, и если есть популистский представитель гитарного квинтета, то вот он!
Заключение
Гитарный квинтет приближается к своему зениту, начиная с небольшой коллекции гитарных камерных произведений 19-го века, а затем включая в себя более 300 произведений всемирно известных композиторов. Этот жанр сделал возможным путешествие гитары из салона и небольшого концертного зала в большие помещения с широкой аудиторией, что помогло закрепить принятие инструмента в мире камерной музыки.
Гитарные квинтеты исполняются и записываются известными струнными квартетами Северной Америки (Kronos, Emerson, Turtle Island), Европы (Medici Quartet, Zemlinsky Quartet) и Южной Америки (Cuarteto Latinoamericano). Этот жанр значительно расширяет камерную литературу для гитары перечнем композиций концертного качества, отличающихся неизменно утончённым ремеслом и широтой стилей.
По материалам статьи (англ.) Dr. Kevin Garry (University of Colorado), с сокращениями. Читайте также:
Источник