Боксы гамма ля минор гитара

Боксы гамма ля минор гитара

Бокс – совокупность нот определенной гаммы в пределах 5. 7 ладов на грифе гитары. Боксы помогают лучше видеть гриф, упрощают позиционную игру, позволяют увеличить скорость игры, особенно за счет таких приемов, как hammer-on (восходящее легато) и pull-off (нисходящее легато). Наиболее удачная аппликатура боксов – по три ноты на струне.

В данном разделе боксы не привязаны к какой-то определенной тональности (обратите внимание на отсутствие нумерации ладов на грифе), для того, чтобы изучив структуру боксов, уметь применять ее для любых тональностей.

Боксы натурального мажорного лада.

Натуральный мажорный звукоряд имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):

Если нанести все ноты натурального мажора на гриф гитары, мы получим семь боксов, которые позволят играть данный звукоряд, а также параллельный ему натуральный минорный, в разных частях грифа.




На рисунке выше номер бокса соответствует номеру ступени, от которой он строится. Синим цветом () обозначена тоника мажора, т.е. тональность, в которой вы будете находиться обыгрывая любой из боксов, зависит от того, какая нота стоит за синим цветом. Красным цветом () обозначена тоника параллельного минора, т.е. опять же, если под этот цвет попала нота C-до, то вы будете играть в тональности Cm-до минор. Таким образом, обыгрывая боксы вы постоянно находитесь в определенной мажорной или параллельной минорной тональности, что зависит от сделанных вами акцентов.

Боксы пронумерованы в соответствии со ступенями натурального мажорного лада, т.е. номер бокса — это та ступень натурального мажорного лада, которая «оказалась» первой нотой бокса на шестой струне.

Структура боксов в рамках одной гаммы одинакова в независимости от тональности, а изменение тональности приводит просто к перемещению этой структуры (боксов) вдоль грифа. Ниже приведен пример, на котором показано, как определить положение боксов натуральной мажорной гаммы (и, соответственно, параллельной минорной) для той или иной тональности (в приведенных примерах для С-мажор, G-мажор и С-минор, G-минор).

Стоит обратить внимание, что для перехода из мажора в параллельный минор и наоборот, боксы не перемещаются (расположение структуры на грифе одинаковое), изменяется акцент — или «синяя» нота (тоника мажора), или «красная» (тоника минора).

Нумерация боксов — понятие довольно условное, и она необходима на первых порах изучения и запоминания. Здесь важна структура. Когда эти аппликатуры будут «в памяти» Ваших пальцев, Вы не будете думать, а в каком же боксе я играю, тем более что в игре, в импровизации, Вы ни как не ограничитесь одним боксом, а, играя вдоль всего грифа, будете постоянно переходить из одного бокса в другой. Поэтому изучая боксы, уделите особое внимание именно переходам из бокса в бокс.

Удобно ассоциировать боксы с диатоническими ладами, построенными от 6-ой струны. Так, BOX_1 можно называть ионийским боксом, так как если принять за тонику его первую ноту на 6-ой струне, то получится ионийский лад. Аналогичным образом: BOX_2 — дорийский бокс , BOX_3 — фригийский бокс, BOX_4 — лидийский бокс, BOX_5 — миксолидийский бокс, BOX_6 — эолийский бокс, BOX_7 — локрийский бокс.

Более наглядно это можно проиллюстрировать на следующем аппликатурно-схематическом примере:


Перейдем к изучеию боксов пентатоники.

Пентатоника — это натуральный мажорный лад без 4-ой и 7-ой ступеней. Она имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):

Далее приведены боксы, построенные на пентатонике:



Боксов пентатоники пять типов, но пронумерованы они в соответствии с боксами натурального мажорного лада, а точнее, как и боксы натурального мажорного лада, в соответствии со ступенями натурального мажора, поэтому в пентатонике нет BOX_4 и BOX_7, как нет в мажорной пентатонике IV и VII ступеней относительно натурального мажорного лада. Такая нумерация удобна для запоминания аппликатур, а в игре — для перехода из бокса пентатоники в бокс натурального мажора и обратно.

Для запоминания боксов пентатоники удобно пользоваться октавными позициями (см. раздел Интервалы). На примере боксов пентатоники октавные позиции просматриваются лучше всего, более того, октавные позиции получили свои номера от боксов пентатоники.

Боксы пентатоники с блюзовой нотой.

Пентатоника с блюзовой нотой — это пентатоника, в которой присутствует хроматическая 3 ступень. Она имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):

Ниже приведены боксы пентатоники с блюзовой нотой:



Боксы, построенные на мажорном звукоряде и пентатонике, обязательны для изучения. Боксы пентатоники запоминать лучше сразу с блюзовой нотой. Работать с боксами можно следующим образом: играйте их, начиная снизу или сверху четвертыми нотами, потом восьмыми, шестнадцатыми, триолями и т.д., также играйте секвенции, состоящие из групп по две, три, четыре ноты и т.д., отрабатывайте скольжения при переходе из одного бокса в другой, и т.д., придумывайте свои упражнения. Все упражнения выполняются строго под метроном!

Боксы для гармонического и мелодического миноров (приводятся ниже), в принципе, заучивать не обязательно, однако, в качестве упражнений они годятся для отработки нестандартных растяжек пальцев (в гармоническом миноре присутствует М3 — малая терция), приемов hammer-on и pull-off, игры секвенций.

Боксы гармонического минора.

Ниже будут приведены боксы гармонического и мелодического миноров, названых по номеру ступени, от которых они построены. Поэтому для перехода из этих ладов в натуральный мажор (с той же тоникой), нужно учитывать различия в формуле гармонического и мелодического миноров от формулы натурального мажорного лада (см. «Условно-диатонические лады»).

Гармонический минор имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):

Боксы, построенные на гармоническом миноре, выглядят следующим образом:


Изучая боксы гармонического минора, в первую очередь обращайте внимание на их отличие от соответствующих боксов натурального мажора.

Боксы мелодического минора.

Мелодический минор имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):

Далее приведены боксы, построенные на мелодическом миноре:


И опять-таки, необходимо видеть отличия боксов мелодического минора от боксов натурального мажора, чтобы быстрее и легче их запомнить.

В системе боксов можно представить любой лад, не только приведенные выше — натуральный мажор и минор, пентатонику, гармонический и мелодический миноры — принцип их построения не сложен. Но запоминать все возможные лады и гаммы в виде боксов — занятие не благодарное. Основные боксы для запоминания, как уже было сказано выше, — это боксы натурального мажора и пентатоники (и с блюзовой нотой). А вот самостоятельно строить боксы и упражняться игре в них — это очень полезное занятие.

Попробуйте самостоятельно построить систему боксом, например, для гармонического и мелодического мажоров, для испанского лада. Ниже приведены аппликатуры этих ладов на одной струне:

Гармонический мажор:
Мелодический мажор:
Фригийский мажор (Испанский лад):

В подразделе Схемы основных ладов раздела Основные понятия, Вы найдете структурные схемы и других ладов.

Конечно, система боксов — это отличный способ игры на электрогитаре, и особенно он привлекателен тем, кто не хочет себя утруждать заучиванием музыкальной теории, так сказать, в классическом виде. Скажем, выучив боксы натурального мажора, можно сразу играть простую импровизацию на аккомпанемент в любой тональности. Даже играя секвенционные мелодические упражнения в рамках системы боксов, начинающий гитарист будет чувствовать себя «отличным гитаристом».

Поэтому учить и играть боксы нужно обязательно, но останавливаться на них нельзя, так как это только один из отличных способов обогатить и украсить вашу игру на гитаре. Изучив диатонические лады и условно-диатонические лады в соответствующих разделах, вы поймете, как и почему образуются боксы.

Вы можете внести свой вклад в развитие ресурса:

Номер WebMoney wmr: R691549532957

Источник

Гамма Ля-Минор на гитаре. Натуральный минор и гармонический минор

Вместе с гаммой и тональностью до-мажор, гамма ля-минор на гитаре является по праву самой известной и популярной среди гитаристов. Каждый наверно слышал заветное «ам дм» и про блатные аккорды. И действительно, гамма и тональность ля-минор очень часто используются в музыке. В этой статье разберем, как построить гамму, ее аппликатуры и как правильно ее играть. Подробнее про теорию и гаммы можно прочесть в этой статье: про гаммы.

Состав и ступени гаммы ля-минор

Как построить гамму ля-минор

Гамма ля-минор на гитаре диатоническая и состоит из 7 нот или ступеней. Ее название соответствует ее тональности (ля-минор). Гамма не содержит в себе бемолей и диезов. Так как она минорная, в ней присутствуют характерный «грустный» оттенок. Из теории музыки известно, что минорные диатонические гаммы строятся по следующей схеме:

тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

Тональность и тоника гаммы ля-минор (исходя из названия) — Ля (A). Построим гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:

Гамма до-мажор является параллельной ля-минору. Она состоит из тех же нот в той же последовательности, но тоникой является нота До. Подробнее про гамму до мажор вы можете прочитать в этой статье: гамма до-мажор.

Устойчивые ступени гаммы ля-минор

Самыми устойчивыми ступенями гаммы являются первая, третья и пятая. В данном случае это тоника, терция и квинта — A (Ля) C (До) E (Ми). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд ля-минор (Am). Остальные ступени являются неустойчивыми и стремятся к разрешению. Если выкинуть их из гаммы, то получим пентатоническую гамму Ля.

Аппликатуры гаммы ля-минор на грифе

На грифе гитары гамму ля-минор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы ля-минор.

Пять позиций гаммы ля-минор на грифе гитары

Красными точками обозначена тоника гаммы — нота Ля (A). Ниже представлены 5 позиций гаммы

Первая позиция

Это основная и базовая позиция гаммы ля-минор. Начинается на 5 ладу 6 струны. В этом боксе проще всего импровизировать. Если выкинуть из него неустойчивые ступени (2, 6 ), то получим минорную пентатонику от ноты ля.

Вторая позиция

Этот бокс расположен в пределах 7-10 ладов на грифе. Здесь нота ля, тоника гаммы, встречается в 2-х местах: на 4 и на 2 струнах.

Третья позиция

Здесь на каждой струне можно играть по 3 ноты. Нота ля расположена на 2 и 5 струнах, на 10 и 12 ладах соответственно.

Четвертая позиция

Открытая позиция гаммы ля-минор. В ней расположен и всем известный аккорд Am.

Пятая позиция

Гармонический минор Am. Аппликатура. Как построить гармонический ля-минор

Схема построения

Разновидностью натурального минора является гармонический минор. Отличие в том, что в нем 7-я ступень повышена на полтона. Для наглядности разберем его схему.

Как видно из схемы, нота G (Соль) повышена на полтона до соль-диеза. Благодаря этому, между 6 и 7 ступенью гаммы получаем интервал — уменьшенная кварта, а между 1 и 7 ступенью — повышенная септима. Теперь рассмотрим аппликатуры на грифе гитары.

Аппликатуры гармонического минора от ноты ля (A)

Характерная для гармонического минора 7 ступень дает очень интересное звучание данной гамме. Что-то напоминает замки, дракулу и прочее. Сложно описать, просто попробуйте ее сыграть.

Похожие статьи

Меню сайта

Аппликатуры аккордов

Популярные статьи

Guitargrad.ru — это проект, посвященной гитаре и гитарной музыке. Если вы занимаетесь на гитаре, играете любимые песни или даже сочиняете свою собственную гитарную музыку, то наш сайт будет для вас отличным информационным ресурсом! Новички смогут узнать приемы игры на гитаре, какую гитару лучше купить начинающему, а также как правильно ухаживать за инструментом. Мы рассказываем про электро и акустические гитары, а также про укулеле.

Не знаете как взять тот или иной аккорд? Не проблема — на нашем сайте собрана огромная база аппликатур самых популярных аккордов для гитары.

Также на нашем сайте опубликовано большое количество материала по теории музыки. Даже если вы играете на другом музыкальном инструменте, данные статьи будут для вас полезны.

Источник

Читайте также:  Березы любэ с аккордами для гитары
Оцените статью