Боксы пентатоники с нотами

Пентатоника на гитаре, минорная, 5 позиций, на грифе гитары, мажорная, блюзовая

В блюзе, кантри и рок-н-ролле используется пентатоника. Это стандартная очередность нот, но с отсутствием пары ступеней. Так гамма и получила свое название. Пентатоника содержит пять ступеней вместо обычных семи. Каждый гитарист должен держать в уме эти боксы, чтобы сочинять собственные соло и импровизировать.

Каждый гитарист, играющий соло, должен знать пентатонику

С какой целью используется пентатоника

Как уже говорилось выше, знание пентатонических боксов позволяет придумывать гитарные партии. Нужно лишь найти тонику и от нее построить необходимую нотную последовательность. Если хотите играть блюз, без пентатоники здесь не обойтись. Ведь данный музыкальный стиль состоит преимущественно из пятиступенной гаммы.

Если знаете, как выстраиваются ноты на гитарном грифе, без труда можно модулировать аккорды. Если вы в курсе, из каких нот состоит бокс, с легкостью добавите необходимые ступени, сформировывая тем самым любое многозвучие и даже джазовые аккорды.

Немного истории

Сейчас сложно сказать, какой народ впервые создал пентатонику. Конструкции, напоминающие данную гамму, можно встретить в музыке Китая, Японии и жителей Крайнего Севера нашей страны. Но сделали пентатонику популярной именно музыканты с Запада. Со временем ее начали использовать в ритм-энд-блюзе и хард-роке. Многие гитарные виртуозы не мыслят свою игру без данного приема.

Структура гаммы

Пентатоника образуется аналогично любой другой гамме. Необходимо поставить ноты в один ряд по принципу минора или мажора. Только отличие в том, что из данной конструкции нужно убрать две ноты (или две ступени).

  • В миноре – это четвертая и седьмая ступень.
  • В мажоре – вторая и шестая.
Читайте также:  Ra c02c nl акустическая гитара с вырезом ramis

Каким образом играть

Пентатонические ноты извлекают одну за другой. В результате у гитариста получается музыкальная фраза, которая вписывается в ритм той или иной композиции.

Поочередность нот, которые расположены в пределах четырех-пяти ладов на шести струнах, называется «боксом». Я советую выучить каждый бокс. Так вы сможете без проблем ориентироваться на грифе и отдавать себе отчет, на какой лад перейти и в какое время.

Конечно же, заниматься надо под метроном. Смотрите, как вы извлекаете ноты – каждый звук должен быть чистым и без дребезжания. Советую начать с какой-нибудь одной гаммы, например, ля-минор. В основном, она знакома многим начинающим гитаристам.

Позиции на грифе

Пентатонику разучивайте по боксам, как и другие гаммы. Существует пять позиций. Затем идет их повтор, но уже на октаву выше. Следует отметить, что для пентатоники работает система параллельных тональностей. Это говорит о том, что для пятиступенной гаммы ля-минор подойдут боксы пентатоники до-мажор. С остальными тональностями аналогично.

Пентатоника ля-минор на грифе гитары в пяти позициях (красной точкой обозначена тоника)

Блюзовая пентатоника

А если хотите играть блюз, вам не обойтись без знания блюзовой пентатоники. По сути, это обычная пятиступенная гамма, но с добавлением пониженной пятой ступени (хроматизма). Благодаря добавлению данной ноты музыка приобретает особый блюзовый оттенок, который нельзя спутать ни с чем.

В блюзовой пентатонике добавляется хроматическая нота

Чтобы свободно импровизировать на гитаре, необходимо:

  • запомнить все боксы как обычной, так и блюзовой пентатоники и расположить их визуально на грифе инструмента;
  • петь название всех нот пентатоники, чтобы лучше овладеть ими и без труда ориентироваться во время импровизации;
  • играть под инструментальное сопровождение в удобной тональности, а затем переходить на другие.

Аппликатура

Запомните, что при игре боксов на каждом ладу должен находиться определенный палец. Так играют грамотные гитаристы. К тому же, вы не запутаетесь во время импровизации и разовьете технику игры. В дальнейшем такой метод позволит увеличивать скорость пассажей.

Когда играете пентатонику, соблюдайте очередность пальцев

Пентатоника является неотъемлемой частью музыкального багажа каждого гитариста.

Если хотите повысить свой исполнительский уровень и уйти от переигрывания простых дворовых песен, выучите все боксы пятиступенной гамы. Они позволят вам импровизировать. А если вы хотите стать лидирующим гитаристом (играть соло), пентатонику нужно знать обязательно.

Как видите, аппликатура у всех боксов одинаковая. Для того, чтобы правильно импровизировать, нужно лишь знать тональность композиции. Запомните расположение нот на грифе гитары. Все просто:

  • Если нужно обыграть аккорд ля-минор, начните обыгрывать его с пятого лада шестой струны. Это и есть тоника – нота ля.
  • Если, например, необходимо обыграть аккорд соль-минор, переместите пальцы на два лада ниже по грифу – третий лад и есть нота соль.

Аналогично поступайте со всеми аккордами. И, конечно, не останавливайтесь лишь на одном боксе, иначе ваша импровизация будет довольно однообразной. Используйте все пять позиций.

О пентатонике в видео:

Источник

Боксы пентатоники с нотами

Бокс – совокупность нот определенной гаммы в пределах 5. 7 ладов на грифе гитары. Боксы помогают лучше видеть гриф, упрощают позиционную игру, позволяют увеличить скорость игры, особенно за счет таких приемов, как hammer-on (восходящее легато) и pull-off (нисходящее легато). Наиболее удачная аппликатура боксов – по три ноты на струне.

В данном разделе боксы не привязаны к какой-то определенной тональности (обратите внимание на отсутствие нумерации ладов на грифе), для того, чтобы изучив структуру боксов, уметь применять ее для любых тональностей.

Боксы натурального мажорного лада.

Натуральный мажорный звукоряд имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):

Если нанести все ноты натурального мажора на гриф гитары, мы получим семь боксов, которые позволят играть данный звукоряд, а также параллельный ему натуральный минорный, в разных частях грифа.




На рисунке выше номер бокса соответствует номеру ступени, от которой он строится. Синим цветом () обозначена тоника мажора, т.е. тональность, в которой вы будете находиться обыгрывая любой из боксов, зависит от того, какая нота стоит за синим цветом. Красным цветом () обозначена тоника параллельного минора, т.е. опять же, если под этот цвет попала нота C-до, то вы будете играть в тональности Cm-до минор. Таким образом, обыгрывая боксы вы постоянно находитесь в определенной мажорной или параллельной минорной тональности, что зависит от сделанных вами акцентов.

Боксы пронумерованы в соответствии со ступенями натурального мажорного лада, т.е. номер бокса — это та ступень натурального мажорного лада, которая «оказалась» первой нотой бокса на шестой струне.

Структура боксов в рамках одной гаммы одинакова в независимости от тональности, а изменение тональности приводит просто к перемещению этой структуры (боксов) вдоль грифа. Ниже приведен пример, на котором показано, как определить положение боксов натуральной мажорной гаммы (и, соответственно, параллельной минорной) для той или иной тональности (в приведенных примерах для С-мажор, G-мажор и С-минор, G-минор).

Стоит обратить внимание, что для перехода из мажора в параллельный минор и наоборот, боксы не перемещаются (расположение структуры на грифе одинаковое), изменяется акцент — или «синяя» нота (тоника мажора), или «красная» (тоника минора).

Нумерация боксов — понятие довольно условное, и она необходима на первых порах изучения и запоминания. Здесь важна структура. Когда эти аппликатуры будут «в памяти» Ваших пальцев, Вы не будете думать, а в каком же боксе я играю, тем более что в игре, в импровизации, Вы ни как не ограничитесь одним боксом, а, играя вдоль всего грифа, будете постоянно переходить из одного бокса в другой. Поэтому изучая боксы, уделите особое внимание именно переходам из бокса в бокс.

Удобно ассоциировать боксы с диатоническими ладами, построенными от 6-ой струны. Так, BOX_1 можно называть ионийским боксом, так как если принять за тонику его первую ноту на 6-ой струне, то получится ионийский лад. Аналогичным образом: BOX_2 — дорийский бокс , BOX_3 — фригийский бокс, BOX_4 — лидийский бокс, BOX_5 — миксолидийский бокс, BOX_6 — эолийский бокс, BOX_7 — локрийский бокс.

Более наглядно это можно проиллюстрировать на следующем аппликатурно-схематическом примере:


Перейдем к изучеию боксов пентатоники.

Пентатоника — это натуральный мажорный лад без 4-ой и 7-ой ступеней. Она имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):

Далее приведены боксы, построенные на пентатонике:



Боксов пентатоники пять типов, но пронумерованы они в соответствии с боксами натурального мажорного лада, а точнее, как и боксы натурального мажорного лада, в соответствии со ступенями натурального мажора, поэтому в пентатонике нет BOX_4 и BOX_7, как нет в мажорной пентатонике IV и VII ступеней относительно натурального мажорного лада. Такая нумерация удобна для запоминания аппликатур, а в игре — для перехода из бокса пентатоники в бокс натурального мажора и обратно.

Для запоминания боксов пентатоники удобно пользоваться октавными позициями (см. раздел Интервалы). На примере боксов пентатоники октавные позиции просматриваются лучше всего, более того, октавные позиции получили свои номера от боксов пентатоники.

Боксы пентатоники с блюзовой нотой.

Пентатоника с блюзовой нотой — это пентатоника, в которой присутствует хроматическая 3 ступень. Она имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):

Ниже приведены боксы пентатоники с блюзовой нотой:



Боксы, построенные на мажорном звукоряде и пентатонике, обязательны для изучения. Боксы пентатоники запоминать лучше сразу с блюзовой нотой. Работать с боксами можно следующим образом: играйте их, начиная снизу или сверху четвертыми нотами, потом восьмыми, шестнадцатыми, триолями и т.д., также играйте секвенции, состоящие из групп по две, три, четыре ноты и т.д., отрабатывайте скольжения при переходе из одного бокса в другой, и т.д., придумывайте свои упражнения. Все упражнения выполняются строго под метроном!

Боксы для гармонического и мелодического миноров (приводятся ниже), в принципе, заучивать не обязательно, однако, в качестве упражнений они годятся для отработки нестандартных растяжек пальцев (в гармоническом миноре присутствует М3 — малая терция), приемов hammer-on и pull-off, игры секвенций.

Боксы гармонического минора.

Ниже будут приведены боксы гармонического и мелодического миноров, названых по номеру ступени, от которых они построены. Поэтому для перехода из этих ладов в натуральный мажор (с той же тоникой), нужно учитывать различия в формуле гармонического и мелодического миноров от формулы натурального мажорного лада (см. «Условно-диатонические лады»).

Гармонический минор имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):

Боксы, построенные на гармоническом миноре, выглядят следующим образом:


Изучая боксы гармонического минора, в первую очередь обращайте внимание на их отличие от соответствующих боксов натурального мажора.

Боксы мелодического минора.

Мелодический минор имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):

Далее приведены боксы, построенные на мелодическом миноре:


И опять-таки, необходимо видеть отличия боксов мелодического минора от боксов натурального мажора, чтобы быстрее и легче их запомнить.

В системе боксов можно представить любой лад, не только приведенные выше — натуральный мажор и минор, пентатонику, гармонический и мелодический миноры — принцип их построения не сложен. Но запоминать все возможные лады и гаммы в виде боксов — занятие не благодарное. Основные боксы для запоминания, как уже было сказано выше, — это боксы натурального мажора и пентатоники (и с блюзовой нотой). А вот самостоятельно строить боксы и упражняться игре в них — это очень полезное занятие.

Попробуйте самостоятельно построить систему боксом, например, для гармонического и мелодического мажоров, для испанского лада. Ниже приведены аппликатуры этих ладов на одной струне:

Гармонический мажор:
Мелодический мажор:
Фригийский мажор (Испанский лад):

В подразделе Схемы основных ладов раздела Основные понятия, Вы найдете структурные схемы и других ладов.

Конечно, система боксов — это отличный способ игры на электрогитаре, и особенно он привлекателен тем, кто не хочет себя утруждать заучиванием музыкальной теории, так сказать, в классическом виде. Скажем, выучив боксы натурального мажора, можно сразу играть простую импровизацию на аккомпанемент в любой тональности. Даже играя секвенционные мелодические упражнения в рамках системы боксов, начинающий гитарист будет чувствовать себя «отличным гитаристом».

Поэтому учить и играть боксы нужно обязательно, но останавливаться на них нельзя, так как это только один из отличных способов обогатить и украсить вашу игру на гитаре. Изучив диатонические лады и условно-диатонические лады в соответствующих разделах, вы поймете, как и почему образуются боксы.

Вы можете внести свой вклад в развитие ресурса:

Номер WebMoney wmr: R691549532957

Источник

Оцените статью