Болгарская бас гитара кремона

Болгарская бас гитара кремона

МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи

КРЕМОНА Джибсон бас

Одна из самых распространённых на наших бескрайних просторах басс-гитар, производившаяся в 60-80-х годах прошлого века фабрикой БЪЛГАРСКА КРЕМОНА, расположенной в городе Казанлык, и носящая достаточно странное для «демократического» инструмента название «Джибсон бас».
Корпус, формой и габаритами весьма напоминающий изделие мастеров MIGMA, изготовлен из формованной трёхслойной еловой фанеры, усиленной парой продольных пружин под верхней декой. Буковый трёхчастный гриф крепится к корпусу четырьмя шурупами, проходящими через прямоугольный металлический некплейт. Выкрашенная в чёрный цвет буковая накладка не имеет радиуса и маркирована небольшими пластмассовыми дотами на 5-м, 7-м и 12-м ладах. Узкий врезной пластмассовый порожек выполняет роль направляющей при нулевом ладе. На ранних экземплярах устанавливались довольно изящные колки с фигурным основанием и прямоугольными перлоидными лопастями, а на более поздних — стандартные болгарские, такие же, как, скажем, на ОРФЕЙ Хеброс. Пулеобразная гайка регулировки анкера под вороток выведена в пятку грифа. Корпус выкрашен в чёрно-красный бёрст, помимо этого, обе деки, эфы и гриф украшены нешироким однослойным белым кантом.
Струнодержатель представляет собой достаточно замороченное сооружение: зацеп, крепящийся к обечайке двумя шурупами и нижней антабкой, имеет крупную металлическую «пуговицу», за которую цепляется плоское основание с отверстиями, за которое, в свою очередь, цепляется небольшой струнодержатель, то есть, вся конструкция держится в двух местах только за счёт натяжения струн! Бридж, незакреплённый на корпусе, в принципе повторяет ставившийся на парную гитару КРЕМОНА Соло: установленное на двух опорах, позволяющих регулировать высоту струн, металлическое корытце, в которое вложена полиэтиленовая обойма с сёдлами из оргстекла, передвигая которые, можно юстировать мензуру каждой струны в отдельности. Антабки металлические, довольно крупные, нижняя, как уже говорилось, дополнительно фиксирует зацеп струнодержателя, верхняя расположена на обечайке под пяткой грифа. На поздние инструменты параллельно струнам между датчиками устанавливались пластмассовые планки для игры с опорой на палец.
Электрическая схема инструмента неожиданно проста: два небольших звукоснимателя-сингла в металлических корпусах, закреплённые в отверстиях верхней деки при помощи пластмассовых рамок и имеющие возможность подстройки высоты, раздельные регуляторы громкости (ближние к канту), общий тембр и обычное гнездо СГ-5, припаянное к квадратному металлическому джекплейту, установленному на обечайке. На ранних инструментах использовались металлические ручки с резиновым кольцом, напоминающие увеличенные ручки MUSIMA, но без стопорного винта, на поздних — сложносочинённые металлопластиковые.
С точки зрения эксплуатации, Джибсон бас, как и многие другие социалистические инструменты, вызывает противоречивые чувства. Если сравнивать с родственным ORFEUS Тримонциумом, то КРЕМОНА, безусловно, удобнее в плане баланса, хотя межструнное расстояние у обоих гитар несколько узковато, а плоская накладка Джибсона требует определённой привычки. В звуке, как это характерно для маломензурных (780 мм) бассов, превалируют СЧ, а прихотливая схема крепления струн и обилие пластика в бридже подъедают и сустейн, и атаку, хотя и не фатально. Выхлоп датчиков откровенно слаб. В общем и целом, признать данный перл балканского гитаростроения излишне удачным не получается, хотя характерное «пумканье» (особенно с плосконавитыми струнами) — гарантировано. При желании Джибсон бас вполне можно использовать для ретро-стилизаций, хотя имели место прецеденты, когда люди умудрялись неплохо исполнять на нём и хэви-метал.
Данный экспонат, произведённый в 1974 году, был любезно предоставлен МУZЕУМ’у лидером группы МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ЗАВОД Михаилом КОЛОСОВЫМ в 2013 году.

Читайте также:  John williams leaving hogwarts ноты

Источник

Реинкарнация старой Болгарской бас-гитары

И так, в общем у меня было вот это:

Ну еще коробка фурнитуры, к сожалению не комплектной.

Корпус гитары, или как его ещё часто называют «дека», что в корне не верно, был склеен и прошпаклёван.

Все дальнейшие процедуры желательно производить именно после этого времени, что бы потом не делать это снова. По финишному слою снова проходимся наждачкой на мокрую, однако теперь с 800-го номера, не меньше.

Когда поверхность будет равномерно матовой переходим на 1000, дальше 1500, 2000, 2500.

Если имеется возможность достать бумагу с ещё меньшей зернистостью — можно и ещё меньше, однако неплохо полируется уже после 2500. Полировка производится мягкой шерстью, с нанесением специальной полировальной пасты для ЛКП, купить такую можно в магазинах авто товаров.

На накладке делаем штриховку карандашом, что бы контролировать процесс правки. Прижимаем гриф обеими руками и поехали.

Уже после первых движений видим всю картину наглядно.

Когда вывели поверхность меняем наждачку на 150-ю. Для пущей верности снова штрихуем дабы убедиться, что все наверняка ровно. Тут уже достаточно пару минут, так как просто снимаем риску от 80-й бумаги.

Снова меняем, теперь 240. Штриховать гриф уже не надо.

А после 240-й уже можно ручками зерном 360-400. Таким зерном запороть что-то нужно реально постараться, так что зеркало уже не нужно.

Гайку анкерного стержня пришлось заказать новую у токаря. Нет, не сорвана резьба, просто. просто вот:

Собственно вот этот эксцентрик, уверен, и послужил причиной отрыва накладки на последних ладах. Вообще скажу честно, приводя гитару в рабочее состояние у меня сложилось впечатление, что по крайней мере некоторые детали и операции делали первокурсники тамошнего бурситета. Мне сложно представить такую «ровную» гайку даже на самой дешевой современной китайской гитаре.

Однако знакомый токарь при общении оказался очень «трезвым», и вместо того, что бы как я просил сделать деталь на 2,5 мм длиннее, сделал её на 25 мм длиннее.

Пришлось переделывать. Ну что же, гриф наконец-то ровный и красивый, или как это называют «идеально ровный без нагрузки», можно переходить к покраске.

Принцип тот же, что и для корпуса: шлифуем, грунтуем, шлифуем, красим, шлифуем, лакируем, шлифуем, полируем. Прям стих вышел)

Однако при шлифовке вышел один косяк. Шлифовать лак нужно на мокрую, и хоть я и старался делать это очень аккуратно, что бы вода не попала в пропилы под лады, но она попала в отверстия под винтики крепления колковой механики и отверстия самой установки, в результате чего древесина «вздулась».

И если сзади это ещё не страшно, так как закроется самой механикой, то спереди это никуда не годится.

Ну и разумеется установка ладов. Вдаваться в подробности я не буду, так как это тема минимум отдельной статьи. В двух словах — для этой гитары были куплены специальные ремонтные лады Белорусского производства от фирмы СИНТОМС, ножка у этих ладов чуть толще, что позволяет устанавливать их на старые гитары. Лады ставились на тот же клей, которым клеилась накладка. Лады так называемые «экстра твердые» с содержанием никеля 18%. После установки лады так же выравнены, что делалось куском зеркала с наклеенной наждачной бумагой.

Конечный результат меня устраивает, не эксклюзивная фендеровская полировка, но и гитара не эксклюзивная.

Так же в более-менее приличный вид были приведены датчики и вся остальная фурнитура.

Ну и в итоге гитара собрана, восстановление на этом практически завершено.

Самые внимательные думаю заметили, что на гитару не установлены как минимум струны. Дело в том, что лежащие у меня струны для баса оказались для неё короткими, по этому жду, когда приедут. Так же гитаре не хватает подставки под струны, её в комплекте не было изначально, такую подставку, в принципе, можно изготовить и самому, на форуме советских гитар есть чертежи. Я решил заказать, для этой гитары вполне подходит подставка от того же хофнера, её легко купить у китайцев.

Так же необходимо установить маркеры ладов и распаять темброблок. Это, по сравнению с проделанной работой, мелочи жизни, так что я решил опубликовать статью с завершенностью гитары в таком виде, так как 98% работ произведено.

По моей личной оценке вышло где-то на четверку с плюсом, хорошо, но можно было бы постараться и на пятерку. Так или иначе в моём распоряжении скоро будет ещё один рабочий инструмент, с которым и на публике не стыдно показаться.

Источник

Болгарская бас гитара кремона

Наши новости могут транслироваться, используя rss.

Бас Българская Кремона (поздняя модель)
на 02.12.2010
Составитель: PIT666
категория Статьи > Гитары басовые
10.0 — 1 голос —

Последнее время всё больший интерес появляется к модельному ряду Народной Республики Болгарии. Доказательство тому последнии статьи на нашем сайте «ХЕБРОС» 74 СОЛО, Българска Кремона, Удивительный Орфей, а так же темы в форуме, в частности вот эта. Весь интерес обусловлен тем, что инструменты у Болгар весьма самостийны. Они делаются по передовым технологиям, хотя и с обязательной примесью советского разгильдяйства. Они уникальны и в чём-то сродни СССР-овским инструментам. Они завораживают. А ещё они загадочны. Как уже не раз упоминалось в обсуждениях в мир с болгарских фабрик в Казанлыке и Пловдиве уходили массово ширпотребные модели гитар, о которых (впрочем не совсем заслужено) бытовало мнение как о весьма посредственных инструментах. Перечислять их нет смысла, все тут и так их знают. Но были и более редкие модели за которыми сейчас гоняются. И уж совсем неизвестные модели которые Болгары видимо делали исключительно для себя. В статье про Удивительный орфей мы уже обсудили одну такую гитару, сегодня разговор продолжается.
Если нам ничего не известно о ранних, не экспортировавшихся инструментах, то что уж говорить о поздних? Благодаря Болгарским форумам и некоторым зарубежным коллекционерам мы увидели некоторые из них. Судя по неосведомлённости и удивлениям самих болгар — все эти инструменты довольно мелкосерийны и редки даже на своей родине. Вероятно болгарские лютнеры не были загнаны в жесткие рамки министерств и потому могли радикально обновлять модельный ряд, а учитывая то, что Кремона в Казанлыке — это единственная фабрика советских гитар пережившая советский век и существующая (функционирующая) до сих пор — страшно подумать сколько ещё неизвестных моделей может всплыть в будущем!
Давайте же наконец прервём мои рассуждения и перейдём непосредственно к предмету сегодняшнего исследования. Благодаря наводке нашего коллеги Dimma (за что ему просто огромнейшее спасибище) пару недель назад, в моей московской квартире приземлилась эта посылочка из братской Болгарии.

Внутри упаковки оказался невзрачный чехол усыпаный обломками уплотнителя.

Впрочем, после оттирки он оказался весьма приятным и добротно сделанным.

Маленькая ручка и аккуратный кармашек на боку, внутри которого отыскался только чёрный, полупрозрачный медиатор. К сожалению молнию на торце испортили при транспортировке (расплющили антабкой при ударе нижним торцом коробки об пол)

Первое, что меня поразило после открытия чехла — это самопальный ремень из авторемня. Видимо практичность и находчивость в крови у славян

И вот наконец виновница торжества.

На голове грифа, не плохо сохранившаяся и знакомая нам по акустическим гитарам, надпись.

Форма головы — дальнейшее развитие всех электро-кремон и мало чем от них отличается.

Верхний порожек крепится стандартно для всех болгарских гитар, мастера не стали изобретать велосипед. Присутствует нулевой лад. Маленькая, невзрачная крышечка, о трех винтиках, закрывает анкерную гайку. Головка грифа расположена под углом к плоскости гитары и потому ритейнер не потребовался.

А вот колки здесь явно модифицированы предыдущим владельцем. Как мне кажется изначально на этой гитаре стояли стандартные басовые колки с пластиковыми бутонами, которые рассыпались очень быстро. Новые лопасти, на манер фендоровских, выпилены не очень аккуратно и запаяны в проделанные прорези. После чего некачественно захромированы и сейчас частично лишены покрытия. Но функциональность отличная. Кстати в доказательство того, что они заменены, говорит следующий фактор — с такими модифицированными колками гитара очень тяжело вставляется в чехол. На обратной стороне головки грифа сохранился ценник — 210лв.

Гриф шикарен. Просто приятно держать в руке. Никакого стандартного, чёрного «панциря»! И гриф из одного куска, и накладка — всё под прозрачным лаком.

А вот лады остались прежними. Здесь мастера остались верны своим традициям (или возможностям).

На грифе 20-ть ладов. Разметка маленькими, аккуратными, пластиковыми точками. Мензура 850мм, а ширина грифа на первом и последнем ладах — 40мм и 63мм соответственно. Гриф имеет четкий D-образный профиль без какого-либо намёка на радиус.
Посадочное место под гриф в деке сделано не аккуратно, в лучших традициях болгарского и ссср-овского производства.

Гриф крепится к деке четырьмя шурупами через металлический некплейт.

На обратной стороне деки присутствует пластиковая крышечка закрывающая темброблок.

Антабки здесь абсолютно такие же как на ранних кремонах.

Форма деки видимо вариация на тему SG, хотя я не спец в ассортименте гитарных форм, может есть и более похожий прототип. Покрашена краской вишнёвого цвета с вкраплением блёсток.

На борту два одинаковых сингла типа Jazz Bass в симпатичных рамочках.

Струнодержатель-бридж классической конструкции, с возможностью регулировки мензуры и высоты каждой струны.

Четыре ручки, тембр и громкость каждого датчика и гнездо джек.

Ручки сделаны качественно, хотя и кажутся несколько великоватыми.

Итак, с внешностью разобрались. Давайте теперь погрузимся во внутренний мир этой болгарской красавицы и посмотрим из какого теста она слеплена. Для начала откручиваем гриф.

На пятке грифа есть заводские пометки.

Аналогичные пометки, но уже карандашом, есть и на ответной части деки. Кстати здесь отсутствует традиционная для советских гитар прокладка между грифом и декой. Как ни странно, без неё гриф стоит великолепно.

Колки сделаны не очень прочными, это хорошо видно на этом фото. Основа из тонкого металла.

Под крышкой анкера скрывается не стандартная для болгарских гитар гайка, на которой присутствует не понятный мне срез, больше похожий на брак. Хотя может это некая «секретка» для особого, накидного ключа.

Под струнодержателем провод заземления.

Заглянем в темброблок. Под крышкой скрывается хитрая выборка в дереве и простенькая схема.

На срезе видно, что дека набрана из брусков и оклеена фанерой, в лучших советских традициях.

Забегая вперёд скажу, что все потенциометры одинакового номинала. Конденсаторы аналогично.

Перейдём к звукоснимателям.

Звукосниматель крепится в рамке тремя подпружиненными винтами, для возможности регулировки его высоты относительно струн.

В выборке под звукосниматель опять же видна бутербродно-брусковая конструкция деки.

Звукосниматель представляет из себя пластмассовую катушку с намотаной медной проволокой, довольно толстой. К сожалению верхняя часть катушки приклеена к внутренней стороне наружней крышки звукоснимателя, поэтому снять её для фото я не смог. В катушке насквозь просверлены отверстия и нарезана резьба под магнитоводы. Снизу к катушке приелеены четыре магнита. Сопротивление некового звукоснимателя — 6.83кОм, бриджевого — 6.79кОм.

Т.к. один потенциометр вырубался в крайнем положении — потребовалась его трепанация, в связи с чем пришлось демонтировать всю электронику. Но нам-то этого и надо.

Потенциометры сильно окислены. Вообще по наличию ржавчины, окислов, грязи и запаху сырости от чехла — создаётся впечатление, что некоторое время гитара простояла в сыром подвале.

Проводим чистку и изучаем маркировку (как я уже упоминал — она одинакова на всех четырёх).

Последние цифры 5-89 говорят нам о том, что произведены они в мае 1989-го, отсюда можно предположить возраст инструмента. Далее проводим чистку и ремонт потенциометра. Вот его нехитрое устройство сразу после вскрытия.

Итак, гитара очищена, отмыта, отполирована и собрана. Любуемся!

Подведём итоги. Инструмент отличный. Видны шаги в сторону серьёзных инструментов, хотя многие детали сохранили советский подход. Гитара не тяжёлая, из-за чего балансировка оставляет желать лучшего, гриф клюёт. Я к сожалению не держал в руках Action Bass от Музимы, но думаю что это инструменты одного уровня. Звучание мне нравится, оно отличается от имеющихся у меня басов Йолан, но естественно это не фендер, хотя и фендера я в руках не держал Как мне кажется этот инструмент должен многим прийтись по душе, так что ждём отзывов форумчан-басистов, которые в будущем побывают у меня. Благодаря этому болгарскому форуму, выяснилось, что у этого баса есть парная сестричка.

Источник

Оцените статью